Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление конкурентоспособностью продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ

Саратовский государственный технический университет

Кафедра Менеджмент, Коммерция и Право

Курсовая  работа

на тему:

«Управление качеством и конкурентоспособностью продукции»

Подготовил ст.гр.МНЖ-41

Степанов  Е.А..

Проверила:

Кочерягина  Н.В

Саратов  2010

 

  

1 Основные понятия  качества и конкурентоспособности продукции.

Качество продукции  относится к числу важнейших  показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

1.1 Понятие качества  продукции, ее показатели.

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством  продукции. Основные понятия. Термины  и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Покупатель считает  качественной ту продукцию, которая  отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности  ей предназначалось удовлетворять.
Действительно, совокупность свойств продукции  может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя  эта продукция может быть неприемлемой.
Совокупность  свойств не может быть плохой или  хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера качества»).
Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик  лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.
Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.
     Свойство  продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.
     Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при  ее разработке, производстве, хранение, транспортировании, эксплуатации или  потреблении. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т. д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.
     Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
     По  способу выражения показатели продукции  могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.
     По  стадии определения – прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.  

     Все показатели качества изделий делят на две группы: первая — дифференцированные (единичные) показатели, количество которых наибольшее и объединяет семь групп (табл. 1); вторая — общие и обобщающие показатели качества всего объема изготовляемой предприятием продукции.
Таблица 1
Единичные показатели качества продукции.
Группы  показателей Отдельные показатели 
групп качества
Наименование Сущностная 
характеристика
    1.Назначения 
     
     
Характеризуют полезную работу (выполняемые функции) Производительность Мощность
Прочность
Содержание полезных веществ
Калорийность
2. Надежности, долговечности и безопасности Отражают степень  обеспечения долговременности и использования безопасности Безопасность  работы Возможный срок использования
Технический ресурс
Время (период) безаварийной работы
Предельный срок хранения
3. Экологические Характеризуют степень вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду Токсичность Содержание вредных  веществ
Объем вредных  выбросов в окружающую среду в  единицу времени
4. Экономические Отражают степень  экономической выгоды изготовления товаропроизводителем и приобретения потребителем Цена единицы  изделия Прибыль на единицу изделия
Уровень эксплуатационных затрат времени и финансовых средств
5. Эргономические Определяют  соответствие технико-эксплуатационных параметров изделия антропометрическим, физическим и психологическим характеристикам  работника и требованиям потребителя Легкость управления рабочими органами Возможность одновременного контроля эксплуатационных параметров (показателей)
Величина шума, вибрации и т. п.
6. Эстетические Определяют  эстетические свойства (дизайн) изделия Выразительность и оригинальность формы Цветовое оформление
Степень эстетичности тары (упаковки)
7. Патентно-правовые Отражают степень  использования изобретений при  проектировании изделия Коэффициент патентной  защиты Коэффициент патентной  чистоты
   
Количественная система показателей применяется для оценки качества (технического уровня) орудий труда. Она охватывает большинство групп единичных показателей и почти все комплексные измерители качества. Кроме специфических, присущих лишь определенному виду изделий показателей, качество (технический уровень) орудий труда характеризуется также рядом общих показателей. К ним в первую очередь относятся надежность, долговечность, ремонтопригодность, продуктивность, патентная чистота и т. п.
Под надежностью  понимают свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в установленных пределах на протяжении соответствующего промежутка времени. Количественно она характеризуется продолжительностью безотказной работы, т. е. средним временем работы между двумя неисправностями.
Долговечность — это свойство изделия длительное время сохранять свою работоспособность  в определенных условиях эксплуатации. Ее оценивают двумя главными показателями — сроком службы (календарной продолжительностью эксплуатации до определенного предельного состояния) и техническим ресурсом (возможной наработкой в часах).
Ремонтопригодность  техники характеризуется возможностью быстро выявлять и устранять неисправности  в ней. Показатели патентной чистоты  изделия отражают использование  при его разработке запатентованных изобретений и возможность беспрепятственной продажи на мировом рынке.
К комплексным  показателям качества (технического уровня) орудий труда принадлежат, например, коэффициент надежности оборудования, характеризующий одновременно его  безотказность и ремонтопригодность; удельные затраты на один километр пробега автомобиля и т. п.
Качество предметов  труда оценивают в большинстве  случаев с помощью показателей  технологичности их обработки и  переработки. Большинство из них  отражают физико-механические свойства и химический состав предметов труда. Показатели для оценки потребительских товаров дифференцируют в зависимости от их конкретного назначения.
Определенное  практическое значение имеет детализация  показателей назначения продукции  в соответствии с количеством выполняемых ею функций: одна, две, три, несколько (много). Пример детализации показателей назначения, отражающих количество выполняемых функций,   показан в табл. 2.
Таблица 2
Таблица 2.Пример детализации показателей назначения продукции по количеству выполняемых функций.
Вид продукции 
по количеству 
выполняемых 
функций
Конкретная  продукция Основные показатели назначения
Одно-функциональная Горнодобывающее, металлургическое, энергетическое, компрессорное, насосное, подъемно- транспортное оборудование, сельскохозяйственные машины Производительность (при регламентации важнейших  дополнительных показателей назначения)
Топливный газ Теплотворная  способность
Электрическая энергия Сила тока
2. Двух-функциональная Металлорежущее  и кузнечно-прессовое оборудование Производительность Точность
  Компьютерная  техника Скорость (быстродействие) Объем памяти
Холодильное оборудование Емкость Температура камер
3. Трех-функциональная Самолеты, авто- и железнодорожный транспорт Вместимость (грузоподъемность) Скорость
Дальность
Радиоаппаратура Чистота звучания Количество каналов
Громкость
Контрольно-измерительные  приборы и комплексы Скорость Точность
Диапазон измерений
4. Много-функциональная Мебель Функциональность Прочность
Комфортность
Соответствие моде
Телеаппаратура Размер экрана Цветность
Контрастность
Чистота и громкость  звука
Одежда, обувь Соответствие  моде Носкость
Удобство использования  и восстановления
Продукты  питания Экологичность (экологическая чистота) Содержание витаминов, белков, углеводов, жиров, минералов и др. элементов
Калорийность
   
В практике хозяйствования важно знать не только качество отдельных  изделий, а и общий уровень  качества всей совокупности продукции, изготовляемой предприятием продукции. С этой целью применяют определенную систему обобщающих показателей качества (рис. 1).  


Рис.1. Система обобщающих показателей качества продукции.
Для определения  уровня качества изделий, которые изготовляются (освоены производством) на предприятии, применяют несколько методов: объективный, органолептический, дифференцированный, комплексный. При этом объективным и органолептическим методами пользуются при определении абсолютного, а дифференцированным и комплексным — относительного уровня качества отдельных видов продукции.
Объективный метод  состоит в оценке уровня качеств  продукции с помощью стендовых  испытаний и контрольных измерений, а также лабораторного анализа. Такой метод дает наиболее достоверные результаты и применяется для измерения абсолютного уровня качества средств производства и некоторых свойств потребительских товаров. В частности, им пользуются для определения большинства технико-эксплуатационных показателей: средств труда — производительность, мощность, поточность обработки материалов; предметов труда — содержание метала в руде, прочность окраски тканей; потребительских товаров — эластичность и влагоустойчивость обуви; содержание сахара или жира в пищевых продуктах и т. п.
Органолептический метод базируется на восприятии свойств продукта с помощью органов чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) без применения технических измерительных регистрационных средств. Пользуясь этим методом, применяют балльную систему оценки показателей качества, исходя из стандартного перечня признаков (свойств), которые наиболее полно охватывают основные характеристики изделия. Каждой оценке (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “плохо”) соответствует определенное количество баллов (например, 5, 4, 3 и 0).
Дифференцированный  метод оценки уровня качества предусматривает  сравнение единичных показателей  изделия с соответствующими показателями изделий-эталонов или базовыми показателями стандартов (технических условий). Оценка уровня качества по этому методу состоит в исчислении значений относительных показателей, сравниваемых с эталоном (стандартом), который принимают за единицу.
Комплексный метод  состоит в определении обобщающего  показателя качества оцениваемого изделия. Одним из таких может быть интегральный показатель, исчисляемый путем сравнения полезного эффекта от потребления (эксплуатации) определенного изделия и общей величины затрат на его создание и использование. Иногда для комплексной оценки применяют средневзвешенную арифметическую величину с использованием коэффициентов весомости всех расчетных показателей. 

     Но  помимо всех этих показателей важна  и цена изделия. Именно с ценой  связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.
     Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:
              (формула 1)
     Kопт - экономически оптимальное качество;
     Q - качество изделия;
     C? - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
     Основной  задачей каждого предприятия  является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают следующим требованиям:
    Отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
    Удовлетворяют требованиям потребителя;
    Соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
    Отвечают действующему законодательству;
    Предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
    Направлены на получение прибыли;
     Повышение качества продукции имеет большое  значение для предприятия – производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе.
     Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:
    Экономические:
      Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.
      Дополнительные затраты на ремонт техники.
      Потери природных ресурсов в результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.
      Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.
    Социальные:
      Дефицитность отечественной продукции.
      Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.
      Недостаточное удовлетворение потребностей производственно – технического и личного плана.
      Снижение темпов роста благосостояния населения.
      Ухудшение морального климата в коллективе.
      Уменьшение прибыли предприятия.
    Экологические:
      Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.
      Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за плохого качества воздушной среды.
      Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.
      Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды .
     Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов. Заниматься качеством должны все – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

1.2 Понятие конкурентоспособности,  ее показатели.

В условиях рынка  удовлетворенность конкретного  потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.
Товары, таким  образом, должны не только обладать набором  технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и  т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);  
- определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);  
- конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Параметры конкурентоспособности  продукции (рис. 2) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

Рис.2 Параметры  конкурентоспособности продукции 
 

Каждый покупатель приобретает тот товар, который  максимально удовлетворяет его  личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который  более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.
Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.
Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров  лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.
'Таким образом,  при неизменности качественных  характеристик товара его конкурентоспособность  может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, воздействия рекламы и  на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
Оценка способности  товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами  базы сравнения. За базу сравнения принимается  либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно производить по формуле:
     (формула 2)

где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Пi, – величина i-го параметра для анализируемой продукции; Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n – количество анализируемых параметров.
Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Иногда параметры  продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик  используются методы оценки в баллах.
Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
Комплексный метод  основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:
      (формула 3)

где Тm – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; gi, – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; ai, – весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; n – число параметров, участвующих в оценке.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
       (формула 4)

где 3, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Полные затраты  потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:
     (формула 5)

где Т– срок службы; i– год по порядку.
Смешанный метод  позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный  количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:
     (формула 6)
 

где i – число параметров продукции, участвующих в оценке; j = 1, ..., п – виды продукции; а, – коэффициент важности (значимости, предпочтительности) для покупателя i – го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; Пij – конкурентное значение i-го параметра для j-й продукции; Пin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя: bi = +1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.); bi = –1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.)
Учитывая, что  сумма «удельных весов» каждого  из рассматриваемых показателей  в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать  единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости а, является:
      (формула 7)
 

Коэффициент конкурентоспособности  учитывает лишь ту группу свойств  товара, которая служит базой для расчета. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.
Показатель конкурентоспособности  важен при проектировании требуемых  свойств изделия, сравнении потенциальных  возможностей производства продукции, установления цены, а также при решении других проблем.
Показатели качества продукции важны для определения  всей совокупности свойств и характеристик  изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью. Потребителя интересует не природа продукта, а то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка. Чем большее количество покупателей подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность продукции.
Происходящий  в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации процесса обеспечения качества. Все эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии.
 

3. Взаимосвязь  конкурентоспособности  и качества продукции.

    В практической деятельности и в теоретических  изысканиях нередко ставится знак равенства  между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире. Постараемся ответить на эти вопросы.
    Как упоминалось выше, категория качества товара неразрывно связана с понятиями  стоимость и потребительская  стоимость. Потребителя интересует не природа продукта труда, как такового, ему важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления. Предметом потребления могут быть продукты, разные по способу потребления, конструкции, назначению. Один и тот же продукт может обладать множеством различных свойств и быть пригодным для разных способов использования. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному продукту, выделяет его из множества аналогичных предметов способностью удовлетворять ту или иную потребность (ПС). Сам предмет потребления представляет собой не что иное, как совокупность полезных свойств продукта труда. И только совокупность определенных свойств делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он это делает, т.е. степенью полезности.
    Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
    Вообще  некорректно отождествлять "конкурентоспособность" с "уровнем качества" и "техническим уровнем продукции" по следующим соображениям. Уровень качества продукции — это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Технический уровень продукции, также относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции с соответствующими базовыми значениями.
    Сравнение с базой — необходимый элемент  оценки как уровня качества, так  и технического уровня. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит  от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым  делом. Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.
    Следующее замечание относительно нетождественности  оценки качества и конкурентоспособности состоит в следующем. С позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продуктов классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и существенные конструктивные и технологические особенности. Это значительно сужает рамки классификации. С позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, коль скоро они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.
    Наконец, отметим еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособность товара — важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик  рынка — его конкурентность. Качество — категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение коньюктуры, действия конкурентов-производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия рекламы и на проявления других внешних по отношению к данному товару факторов.
    Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема (рис. 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис 3. Классификационная  схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции. 

    Качество  выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя  его "стержень". В принципе низкокачественный  товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества — это конкурентный или высококонкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения.
    Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
    В силу этого проблемы качества и конкурентоспособности  в маркетинге носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование  объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических н экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента н показателей качества при разработке перспективных видов продукции.
    Высокое качество и конкурентоспособность  продукции обеспечиваются всей системой маркетинга — от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.
 

4. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях

 
     В условиях перехода к открытой рыночной экономике борьба за потребителя  на внутреннем и внешнем рынках требует  создания и производства действительно  конкурентоспособных товаров. В  этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него — на конкурентоспособность продукции. В этом отношении страны с рыночной экономикой, особенно Япония, накопили большой положительный опыт управления качеством на фирменном уровне и добились в этом отношении впечатляющих успехов. Однако, как показала отечественная и мировая практика, взятые сами по себе ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого государственными органами и предприятиями, не могут кардинально решить эту проблему, если они не сочетаются с рыночным контролем.
     В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения (а никак не производителя, плановика, инженера) обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.
     Невостребованные  потребителем продукты труда остаются у производителя и/или его посредников. Нереализованные на рынке товары убедительно показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя. Наказанный потребителем производитель сам прекрасно разберется в том, качество каких товаров и в какой степени необходимо улучшать.
     Иначе обстоит дело в условиях дефицитной экономики. Потребитель довольствуется лишь тем, что ему доступно. Требования к качеству резко снижаются. "Естественный» регулятор и критерий оценки качества — спрос и предпочтение покупателей — перестает «работать», оказывать должное воздействие на производство, поддержание минимально необходимого для реализации продукции качества ее изготовления. Качество требует больших усилий и затрат, своевременного обновления технической базы производства и его объектов. Но если кое-как сделанная продукция все равно раскупается, у производителя исчезает стимул делать «лишние» усилия.
     В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы  обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную  оценку этой деятельности дает в конечном счете покупатель (потребитель). Конкуренция — самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.
     Развитие  рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической деятельности, конкуренция выявили, что падение спроса на товары, производимые в стране, в немалой степени определяется их более низкими качественными характеристиками. При неподготовленности реальной экономики стран СНГ к новым условиям внешнеэкономической деятельности мы стали свидетелями невероятно жестокой регулирующей роли рынка для предприятий, которые из-за отсутствия необходимых знаний, опыта и конкурентоспособных (ввиду их низкого качества) товаров оказались на грани возможности существования. Необеспечение качественных должных параметров продукции приводит не только к снижению экспортного потенциала государств, дезорганизации товарооборота, но и делает проблематичной ее конкурентоспособность на внутреннем рынке. В результате предприятия не допускаются на зарубежные рынки, вытесняются с отечественного, что ведет к значительному сокращению производства. В данном случае неконкурентоспособное качество продукции уже далеко не абстрактная категория, а фактор обеспечения занятости населения. Например, высокое качество товаров, производимых предприятиями Германии, позволяет поддерживать высокий уровень экспорта, который обеспечивает каждое третье рабочее место. Задача обеспечения качества продукции, работ, услуг и повышение на этой основе их конкурентоспособности, экспортного потенциала всей экономики становится общенациональной проблемой, комплексность решения которой имеет стратегическое значение для становления и развития Беларуси как независимого государства, ее социально-экономического прогресса, национальной безопасности и вхождения в мировое экономическое сообщество.
     Качество  продукции (услуг), являясь основой  для удовлетворения потребностей общества, должно воплощать в себе достижения научно-технического прогресса и обеспечивать при этом возможность реализации производимых товаров, согласно международному стандарту ISO 8402 качество рассматривается как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При всей многогранности категории "качество" основными составляющими качества продукции являются требования потребителя, т.е. показатели назначения, энергопотребления, технологичности, эстетичности, надежности, а также действующие на рынке патентно-правовые аспекты, требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан.
     Должное качество продукции, конкурентоспособность  могут быть обеспечены только в случае ее соответствия определенным запросам потребителей, требованиям нормативно-технических актов законодательства и патентно-правовым показателям.
     Анализ  положения дел в области обеспечения  качества отечественной продукции, работ и услуг показывает, что  большинство выпускаемых у нас товаров уступает по качеству продукции многих стран мира.
     Современное экономическое развитие выдвигает  на первый план задачу создания необходимых  условий, обеспечивающих повышение  качества товаров, и предполагает усиление в данной области роли государственного регулирования. Именно качество производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг стало основным фактором в конкуренции за выживание как предприятий, так и целых отраслей промышленности, страны в целом. Только на основе решения ключевого вопроса экономической политики нашего государства — обеспечения качества производимых продукции, работ и услуг — можно увеличить экспортный потенциал, обеспечить экономическую безопасность и независимость страны.
     Значимость  государственного управления качеством продукции обусловлена его ролью в едином комплексе государственного управления экономикой и усиливающейся зависимостью доходов республиканского бюджета от качества производимой в республике продукции и оказываемых услуг.
     В связи с этим особого внимания и изучения заслуживает международный опыт и прежде всего опыт Японии. Эта страна, оказавшаяся после второй мировой войны разрушенной, в результате последовательных и всесторонних, направленных на обеспечение качества продукции и услуг действий правительства и общества в целом в сравнительно короткий срок смогла обеспечить экономическое возрождение. Правительство в послевоенные годы при разработке долгосрочной стратегии экономического развития страны, учитывая ограниченность сырьевых и финансовых ресурсов, взяло курс на развитие избирательных отраслей промышленности. Было очевидно, что страна, которая импортирует 85 % сырьевых, энергетических ресурсов и около 30 % продуктов питания, может обеспечить воспроизводство капитала только за счет экспорта готовой продукции. В создавшихся условиях конкурентоспособность продукции избранных секторов экономики на мировых рынках предполагалось обеспечить за счет ее высокого качества. Успешному осуществлению японской стратегии в производстве качественной наукоемкой продукции способствовали проводимая на основе эффективной патентно-лицензионной политики модернизация избранных отраслей экономики, поддержка со стороны правительства Японии научно-исследовательских работ, программ и прежде всего тех, которые направлены на достижение высокого качества, а также соответствующий, обеспечивающий национальным субъектам хозяйствования конкурентные преимущества, протекционистский режим. Успешное осуществление японской экспортной стратегии стало возможным благодаря:
    ориентации на высокий уровень качества продукции в общенациональном масштабе;
    значительным инвестициям в НИОКР, новым технологиям, расходы на которые в течение 90-х гг. устойчиво занимают первое место в мире в расчете от ВНП и составляют около 120 млрд. дол. в год;
    быстрому и эффективному освоению закупленной за рубежом передовой технологии и налаживанию массового производства конкурентоспособной продукции;
    рациональной системе управления качеством продукции, а следовательно, — производством.
     Основной  целью государственной политики в области обеспечения качества производимой продукции и выполняемых  услуг является создание условий  для разработки и производства качественной, удовлетворяющей требованиям потребителей и соответствующей требованиям стандартов, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках продукции и услуг и повышение на этой основе экспортного потенциала республики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.