На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Учение И.Канта о познании

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное учреждение
«Липецкий эколого-гуманитарный институт» 

Кафедра «Социальных и гуманитарных дисциплин» 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
по
введению  в историю философии
на тему
«Учение И. Канта о познании» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. П-09
Карасюк А.Н.
Проверил: Катаржнов В.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Липецк 2010
 

Содержание  
 

 

      Введение

 
     Основатель  немецкого идеализма Иммануил Кант пытался преодолеть противостояние между эмпиризмом и рационализмом, и своими работами внёс большой вклад в философию познания.
     Философия Канта – диалектическая (диалектическая логика – наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, развития самого познания).
     Иммануил  Кант родился в 1724 году, в Восточной Пруссии, в городе Кёнигсберге1. Почти весь свой век он не покидал пределов Восточной Пруссии, не был женат, его биография – это история его учений. Он был сыном шорника, окончил гимназию, затем местный университет, в котором потом в качестве приват-доцента читал лекции по метафизике и многим естественнонаучным предметам. В возрасте 46 лет получил в этом же университете профессорскую кафедру логики и метафизики, впоследствии был деканом факультета и дважды ректором университета.
     Почти все разновидности современного философствования, так или иначе, восходят к Канту. В 1781 году в Риге вышла в свет «Критика чистого разума» – главный труд Канта по теории познания. Разрабатывая теорию познания, Кант в «Критике чистого разума» поставил целью разрешение проблемы: как возможна сама способность мыслить, что мы познаём и как, или, иначе говоря, можно ли, и если можно, то как, выразить реальность логическими понятиями.
 

      1. Основные вопросы и понятия «Критики чистого разума»

 
     Начинается  труд с эпиграфа – выдержки из предисловия  к «Великому Восстановлению Наук»  Френсиса Бэкона. Бэкон в свое время  выступил с критикой схоластического  разума и житейского рассудка, с требованием отбросить мёртвые догмы и предрассудки и проверять в опыте все положения, претендующие на истинность. Бэкон искренне верил, что своим трудом он положит предел «блужданиям разума». Кант видел себя продолжателем этого начинания, он также пытается преодолеть два вида одностороннего, а, следовательно, ложного подхода к проблеме познания – догматизм и скептицизм. Но в тоже время ему представляются наивными надежды на скорое познание всех тайн природы.
     «На долю человеческого разума – пишет Кант – выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, т.к. они навязаны ему его собственной природой, но в тоже время он не может ответить на них, т.к. они превосходят его возможности. Разум начинает с основоположений, выведенных из опыта, но, поднимаясь к вершинам познания, видит, что перед ним возникают всё новые и новые вопросы, которые вынуждают прибегнуть к новым основоположениям, которые выходят за пределы опыта.
     И. Кант в «Критике чистого разума» пытается рассмотреть саму возможность теоретического познания, рассмотреть мыслительный инструментарий познания, а не полученные с его помощью результаты, истинность которых, по И. Канту, проблематична до тех пор, пока мы не исследуем сами познавательные акты2. И. Кант ставит принципиальный вопрос, резко меняющий само направление философского поиска: «Как возможна философия как строгая наука?», что позволяет философии вводить и оперировать такими метафизическими сущностями как «Бог», «душа», «вечность», «свобода» и др. как истинными.
     В этом плане он анализирует способности  чистого, теоретического разума, т.е. наука  есть, прежде всего, теоретическое знание: разум должен взяться «за самое трудное из своих занятий – за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливое требование разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устранить все неосновательные притязания не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого разума».
     Кант  намерен изучить инструмент познания – разум. Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний носит априорный (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно, априорное – всеобще и необходимо.
     По Канту, доопытны только формы знания, содержание целиком поступает из опыта. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания, в конечном счёте, всеми накопленным человечеством знаниями.
     Кант  делит знание на совершенное (научное) знание и несовершенное. Характерные  черты научного знания – это безусловная  достоверность, всеобщность и необходимость  и, тщетна надежда, обрести такое  знание из опыта. Кант считает, что научное знание носит внеэмпирический, априорный характер, Он противопоставляет ему несовершенное знание, вынесенное из опыта, носящее эмпирический характер.
     Обосновывая свою концепцию, Кант, прежде всего, ставит естественный вопрос: в какой форме возможно человеческое теоретическое знание? И отвечает на этот вопрос так: конечно же, в форме понятий, образующих в связи между собой суждение. Суждение есть такая связь понятий, по отношению к которой может быть определена истинность или ложность. Например, знание о том, что снег бел фиксируется в суждении: «снег бел» и это суждение является истинным.
     Далее Кант устанавливает различие между  аналитическими и синтетическими знаниями. Первые носят поясняющий характер, вторые расширяют наши знания. Само по себе это деление в логике естественно, хотя в 20 веке стало менее очевидным. Сравним, например, значение субъекта суждения «атом делим» в самом начале 20 века и в наши дни: из синтетического это суждение превратилось в аналитическое. Но оно вновь приобретает черты синтетического суждения для некоторых химических элементов при некоторых условиях, когда деление атома превращается в еще не исследованную проблему. Опытные (эмпирические) суждения, согласно Канту, всегда синтетичны.
     Главный вопрос «Критики» – как возможны синтетические априорные знания? Синтетические априорные суждения составляют фундамент всей теории научного знания у Канта. По его глубокому убеждению, все математические знания априорны и синтетичны. Кант проявил большую проницательность, обнаружив, что рассуждения Эвклида в его «Началах», не сводимы к чисто аналитической дедукции, в них вкраплены некие добавочные сведения наглядного, хотя и крайне абстрактного созерцания. Решение вопроса о характере этого созерцания Кант стал искать в не очень определенном направлении.
     У Канта различие между синтетическим и аналитическим протекает, в конечном счете, из различия между соответствующими методами: рассуждение аналитично, если оно не вводит новых индивидуальных объектов и не утверждает их бытия или небытия, но синтетично, если вводит их и утверждает нечто об их существовании. Именно последнее происходит в математике, где, по сути, объединяются противоположности чувственного и рационального.
     Возникают у Канта вопросы и о том, как развиваются естественные науки, философия (метафизика), можно ли вообще, считать метафизику наукой. Соответственно этим вопросам Кант расчленяет познавательную способность сознания в целом на три различные способности. Это – чувственность, рассудок, и собственно разум. Каждой из этих способностей соответствует свой вопрос, а именно: как возможна чистая математика, как возможно чистое естествознание, как возможна метафизика. Соответственно трем вопросам, обращенным на три способности познания, гносеология Канта делится на трансцендентальную эстетику, аналитику, диалектику. Две последних образуют трансцендентальную логику.
     Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остаётся за пределами возможного опыта, по ту сторону познания.

     2. Понятие «вещь  в себе»

 
     Одним из самых важных вопросов философии Канта является вопрос о соотношении сущности и явления. Исходным элементом науки о познании Кант считает учение о «вещи в себе». Кант пишет: «Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства». Опытные данные, поступающие извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. Априорные знания обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещи. В гносеологическом аспекте «вещь в себе» – это те предметы, свойства или отношения, которые прямо или косвенно уже вошли в грубо очерченный объём исследованной области, но пока никак не могут быть познанными. Т.е. «наши чувства никогда, и ни в каком отношении не дают нам познания вещей самих по себе, а позволяют нам познавать только их явления, которые суть нашего представления чувственности». Значит, по ощущениям узнать о свойствах вещей в себе невозможно: боль не похожа на уколовшую нас иголку. Внешнее чувство, в лучшем случае, «может содержать в своих представлениях только отношение предмета к субъекту, а не то внутреннее, что присуще объекту самому по себе». Эти представления нашей чувственности или явления Кант называл «вещь для нас». Понятие «вещь для нас» указывает на статус, в котором материальный предмет, свойство или отношение стали доступными органам чувств. «Вещь для других вещей» – это предмет, взятый преимущественно в его внешних свойствах, функциях, поведении и во всевозможных проявлениях. Внешние свойства предметов относительны, изменчивы, нередко бывают свойствами отношений, поскольку зависят как от вещи самой по себе, так и от отношений и взаимодействий её с разнообразными вещами.
       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Итак, размышляя о том, как идёт человеческое познание, Кант приходит к выводу: есть мир вещей для нас, т.е., есть мир, каким он является сам по себе, вне нашего восприятия и познания. Это не два различных мира, это тот самый реальный мир, в котором мы живём. Мы видим и знаем его таким, каким мы его воспринимаем, но истинное ли это знание – неясно. Трансцендентная «вещь сама по себе» служит напоминанием, что предела познанию нет и быть не может.
     Канта мучает вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него. Можно, конечно сказать, что  истина есть соответствие знания предмету, и Кант это неоднократно говорит, но он знает, что эти слова представляют собой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению Канта, должен звучать так: как найти всеобщий критерий истины для всякого знания? Ответ Канта: «Всеобщий признак истины «не может быть дан». Что касается формы знаний, такой критерий он знает: непротиворечивость рассуждений.
     Нет никаких гарантий, что мир нашего опыта и истинный мир совпадают  в своих существенных чертах, свойствах. Опыт же человеческий ограничен и  иллюзорен, ибо все свое знание человек получает через чувственное восприятие, через ощущения. «Поэтому, – делает вывод Кант, – нужно сделать переход от чувственного познания к теоретическому, логическому».

     3. Антиномии

 
     Для проверки нашей способности мыслить Кант создаёт антиномии – одинаково доказуемые (или недоказуемые) противоположные утверждения. Диалектические антиномии пронизывают произведение Канта. Рядом с положением вырастает контрположение, своеобразный антитезис, без которого тезис не полон, ошибочен.
    Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве – мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен во времени и пространстве.
    Всякая сложная субстанция состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено их простого – хотя бы атомы Демокрита – ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого.
    Причинность. Согласно законам природы, есть не единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо допустить свободную причинность, ничем не обусловленную волю и свободу человека, его свободный выбор между добром и злом – не существует никакой свободы, но всё совершается в мире только согласно законам природы.
    Есть бог или нет его? Бог принадлежит миру или как часть его или как причина, безусловно, необходимое существо – нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира как его причины.
     Подобные  метаморфозы возникают в результате выхода за пределы опыта, распространение  на идею, сформированную разумом, опытных средств познания, в то время как они неприменимы к идеям разума как таковым. Но разум предполагает, что хотя бы один из двух противоположных тезисов является истинным. Тем не менее, они оба ложны. «Два противоречащих друг другу положения могут быть оба логичны только тогда, когда лежащее в основе обоих понятие само себе противоречит. Так, например, два положения: «четырехугольная окружность кругла» и «четырехугольная окружность не кругла» – оба ложны. Что четвероугольна, оно также ложно и то, что она не кругла, т.е., угольна, т.к. она есть окружность! Именно такая ситуация возникает, когда то, что не может, касается первого, то ложно, что названная окружность кругла, т.к. она была дана в опыте в принципе мыслится как данное в опыте».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.