На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновация сферы деятельности машиностроения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.  ИННОВАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ...4
2. ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  МАШИНОСТРОЕНИИ
    2.1 Особенности развития предприятий  машиностроения……………..11
    2.2 Анализ инновационных процессов  на предприятии
      «Донпроссмаш»……………………………………………………………17
3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ  ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИЙ………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....30
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В настоящее время дефицит собственных  средств в финансировании нововведений, капиталоемкий характер большинства  необходимых для производственной модернизации высоких технологий при  недостаточной мощности накопления частных капиталов, слаборазвитый рынок капитала, пассивность частного сектора в отношении финансирования инноваций, а также требования технологической конкурентоспособности производств со стороны международных рынков диктуют необходимость финансовой поддержки инновационной деятельности на предприятиях, особенно в машиностроении.
    Без достаточной финансовой поддержки  инновационной деятельности в условиях обостренной международной конкуренции  можно потерять научно-техническую, технологическую, экономическую и политическую составляющую общей национальной безопасности и независимости нашей страны. Поэтому в этих условиях, когда рынок и накопление частного капитала являются слаборазвитыми, финансовая поддержка инновационной деятельности и, прежде всего, государственная выдвигается на первый план.1
    Все вышеуказанные обстоятельства обусловили возрастание актуальности исследования процесса введения инноваций на предприятиях машиностроения.
    Следует отметить, что до настоящего времени, не достаточно исследованы вопросы повышения эффективности финансирования инновационной деятельности на предприятиях.
    Цель  курсовой работы: отразить процесс  внедрения инноваций на предприятии  машиностроения («Донпрессмаш»). 
 

 

    1.  ИННОВАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ 

    В условиях рыночной экономики инновационная политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.
    Так что же такое инновация? Понятие  «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает «введение новаций» (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.2
    Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход, И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Согласно Международным стандартам в статистике науки, техники и инноваций, инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.3
    Процессы  обновления связаны с рыночными  отношениями. Основная масса инноваций  реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
    Цель  инновации - повысить отдачу на вложенные  ресурсы.
    Необходимо  различать инновации и какие-либо незначительные видоизменения в продуктах и технологических процессах. Большое значение имеет такой показатель, как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций:
    1) в зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются  на продуктовые и процессные;
    - продуктовые инновации включают  применение новых материалов, новых  полуфабрикатов и комплектующих,  получение принципиально новых  продуктов.
    - процессные инновации означают  новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть  связаны с созданием новых  организационных структур в составе  предприятия. 
    2) по типу новизны для рынка  инновации делятся на:
    - новые для отрасли в мире;
    - новые для отрасли в стране;
    - новые для данного предприятия  (группы предприятий).
    3) По месту в системе (на предприятии,  в фирме) можно выделить:
    инновации на входе предприятия;
    инновации системной структуры предприятия;
    инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии).
    4) В зависимости от глубины вносимых  изменений выделяют инновации:
    радикальные (базовые);
    улучшающие;
    модификационные (частные).4
    Достаточно  полную классификацию инноваций  предположил российский ученый А.И. Пригожин:
    1) По распространенности: единичные; диффузные.
    2) По месту в цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.
    3) По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие;  ретровведения.
    4) По охвату ожидаемой доли рынка:  локальные; системные; стратегические.
    5) По инновационному потенциалу  и степени новизны: радикальные;  комбинаторные; совершенствующие.
    Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну  инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.5
    В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. Отсюда возникает понятие  «инновационный процесс». Инновационный процесс - представляет собой процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса .
    Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
    Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
    По  мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его  органические фазы:
    а) создание и распространение - в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
    б) диффузия нововведения – на этой фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.6
    Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п.
    Диффузия  инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
    В инновационном процессе, как и  в любом другом можно выделить субъекты.
    Субъекты  инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.
    Новаторы  являются генераторами научно-технических  знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении  части дохода от использования изобретений. Инновационные способности (способности к созданию новшеств) персонала – это залог успешного воплощения проекта в жизнь. Поэтому в личности новатора важное значение имеет гармоничное сочетание организаторских и изобретательских способностей.
    В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.
    Раннее  большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
    Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.7
    Инновационный процесс неразрывно связан с инновационной деятельностью. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
    Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
    1. Использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (купля - продажа).
    2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
    3. Использование нового сырья.
    4. Изменения в организации производства  и его материально-технического  обеспечения.
    5. Появление новых рынков сбыта.8
    Таким образом, инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация, позволяющая удовлетворять растущие потребности населения и являющаяся необходимым средством для поддержания конкурентоспособности предприятий.
 

    2. ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  МАШИНОСТРОЕНИИ 

    2.1 Особенности развития предприятий  машиностроения 

    На  основе балансов оценок показателей  рассчитываются композитные индикаторы деловой активности. Наиболее распространенным в международной практике композитным индикатором является индекс предпринимательской уверенности. Балансы оценок основных показателей деятельности  предприятий отраслей машиностроения (по портфелю заказов, численности занятых, обеспеченности собственными финансовыми средствами, экономической ситуации) в III—IV кварталах 2007 г. и в I—II кварталах 2008 г. были отрицательными.
    Факторами, ограничивающими рост производства предприятий машиностроения, были отсутствие и изношенность имеющегося оборудования; недостаточный спрос на внутреннем и внешнем рынке на продукцию и услуги, общая экономическая и политическая нестабильность, высокая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных предприятий.
          Таблица 2.1
    Факторы, ограничивающие рост производства предприятий     машиностроительной промышленности 
    (в  % от числа опрошенных  предприятий)
№ п/п Наименование факторов 
2007 г. 2008 г.
III кв.
IV кв.
I кв.
II кв.
1. Отсутствие  и изношенность оборудования 31 30 31 29
2 Недостаточный спрос на внутреннем рынке  35 36 37 37
3 Общая экономическая  и политическая нестабильность 29 28 28 25
4 Недостаточный спрос на внешнем рынке  5 5 5 5
5 Высокая конкуренция  со стороны отечественных предприятий  38 38 38 39
6 Высокая конкуренция  со стороны зарубежных предприятий  6 6 6 7
7 Ограничений нет  5 5 10 10
 
    С развитием науки и техники  меняются наши представления, появляются новые знания о способах и средствах  осуществления производственных процессов. Все это в свою очередь оказывает значительное влияние на масштабы и степень распространения новых машин, оборудования, технологических процессов, форм организации производства и т. п. С появлением новых орудий труда и технологических процессов производства материальных благ вносятся существенные изменения в объемы общественных потребностей в производственных ресурсах, в основных фондах и капитальных вложениях, сырье и материалах, в трудовых ресурсах. В свою очередь увеличение объемов производства и поставок народному хозяйству более совершенных машин, оборудования, приборов расширяет границы, создает дополнительные возможности для положительного решения экономических, технических и социальных проблем.9
    Исторический  опыт свидетельствует о том, что  создание машиностроения и применение машин в массовых масштабах сопровождалось невиданными ранее возможностями повышения производительности труда и эффективности производственной деятельности. Увеличение объема и поставок народному хозяйству более совершенных и производительных орудий труда приводит к коренным качественным и количественным изменениям в условиях производства. Применительно к взаимодействию основных объективных факторов производства: орудий и предметов труда, с одной стороны, и целесообразной деятельности человека, с другой, эти изменения находят отражение в снижении затрат общественного труда (живого и овеществленного) на единицу продукции или в увеличении объема производства в единицу времени.
    Появление новых, более совершенных орудий труда и технологии производства оказывает влияние на снижение общественно-необходимых затрат на единицу общественного продукта (национального дохода) и высвобождение дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов для более полного удовлетворения общественных потребностей. Кроме того, этот процесс опосредованно оказывает влияние также на совершенствование структуры экономики, повышение производительности общественного труда, улучшение условий труда, сокращение продолжительности рабочего времени. Вполне очевидно, что все это способствует созданию объективных предпосылок для развития науки, техники, культуры и всестороннего гармоничного развития личности.10
    Еще раз заметим, что по размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. При этом обычно используют следующие признаки:
      численность работающих на предприятии;
      объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении;
      стоимость основных производственных фондов.11
    В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия — это коммерческие организации с численностью до 100 человек в промышленности, строительстве и на транспорте, до 60 человек в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, до 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения, до 50 человек в прочих отраслях. Несмотря на многие факторы, препятствующие развитию предпринимательства (сложность привлечения инвестиций и кредитных ресурсов, часто изменяющаяся система налогообложения, недостаточная правовая защищенность и др.), количество предприятий, в том числе в машиностроении, неуклонно растет. Существенным преимуществом таких предприятий является их гибкость, т.е. возможность быстрого перехода на новые виды продукции. Следует отметить, что в машиностроении малые предприятия часто являются поставщиками крупных компаний, выпускающими отдельные детали и узлы машин.12
    К средним относят предприятия с численностью работающих от 100 до 500 человек. Средние предприятия занимают промежуточное положение между малыми и крупными. Как правило, средние предприятия отличаются узкой специализацией и ограниченным ассортиментом выпускаемой продукции, что позволяет снизить затраты на производство.
    В конкретных российских условиях конца  XX — начала XXI вв. малые предприятия машиностроения создавались двумя путями:
    1) выделение структурных подразделений из крупных и средних предприятий, при котором небольшие их цехи, филиалы, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность;
    2) образование малых предприятий на основе личной инициативы предпринимателей — частных или юридических лиц.13
    При создании нового машиностроительного  предприятия с нулевого цикла, прежде всего, возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности.
    Может быть создано индивидуальное частное предприятие или товарищество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — один человек, во втором — коллектив учредителей. Дальнейшее оформление соответствует указанному выше порядку по регистрации субъектов предпринимательства.14
    На  данном промежутке времени происходит динамичное развитие машиностроительного  малого бизнеса.
  Таблица 2.2
  Динамика  индексов объема машиностроительного  производства малого бизнеса15 

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
10016 115,5 116,2 115,4 111,3 105,5 108,9 122,6
10017 101,1 117,4 135,5 150,8 159,1 173,3 212,5
 
    Гистограмма 1.2
    Динамика  индексов объема машиностроительного  производства малого бизнеса
    

    Довольно  динамичным в развитии машиностроения малого  бизнеса стал период с 2002 по 2007 гг., когда общий объем производства увеличивался в среднем за год 14,6 %. В период с 2005 по 2008 гг. среднегодовой рост составил 22,6 %.
    Основными факторами роста являются следующие: благоприятные условия для экспортеров в связи с ростом  производства не только в России, но и странах ближнего зарубежья; процессы импортозамещения в стране; расширение внутреннего спроса; увеличение доходов и расходов населения.
    Кроме отмеченных факторов развитию машиностроительной промышленности в 2001 – 2008 гг. способствовали и другие макроэкономические условия. Так, неуклонно снижались темпы инфляции. Если в 2005 г. инфляция составила 46,1%, 2003 г. - 34,8, 2004 г. - 25,4, то в 2008 г. сократилась до 14,4%.18
    Прослеживаются  изменения отраслевой структуры  машиностроительного производства малого бизнеса. Структура сектора сложилась во времена Советского Союза, когда машиностроение  являлось составной частью общесоюзного технологического комплекса и было ориентировано на рынки сырья и общего  сбыта. В рамках единого народнохозяйственного комплекса  специализировалась на производстве тракторов, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металлорежущих станков, мотоциклов и велосипедов, грузовых автомобилей, радиоэлектронных товаров и приборов.19
    Ассортимент выпускаемой продукции малых  предприятий несколько отличается. Он, в силу технологии производства  малого предприятия, не призван быть столь масштабным. Так, малые предприятия не производят готовые автомобили,  их функции заключаются в обеспечении  автомобильных холдингов и концернов необходимыми  составляющими автомобилей и т.д. так, из продукции малых предприятий исключается автомобильная промышленность  в целом, тракторное машиностроение, станкостроение, строительно – дорожное машиностроение и т.д. Целесообразным  остается выпуск радиотехнических деталей, электроники, оптико – механической промышленности и т.д.
    Таким образом, сектор машиностроения является  в настоящее время одним из ведущих комплексов промышленности России, занимая не последнее место по доле валовой продукции, производственных фондов, экспорту и занятости населения. Однако, несмотря на высокие темпы экономического роста, в данном секторе имеется ряд проблем, которые требуют своевременного решения.
    Реализация  мер, направленных на выявление проблем, позволит  повысить эффективность  хозяйственной деятельности  предприятий  малого бизнеса и существенно  улучшить экономические показатели комплекса в целом. 

    2.2 Анализ инновационных процессов на предприятии «Донпроссмаш» 

    Потребности внутреннего  рынка обусловили расширение масштабов производства. Несмотря на изменение структуры, объемы машиностроительного  производства в натуральном выражении  по ряду основных видов продукции пока не достигают уровня 1990 года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.