На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мнемотехника

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


II. Основная часть
2.1 Понятие мнемотехники
    Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
    Искусство запоминания названо словом «mnemonikon»  по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
    Первые  сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и  принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).
    Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
    Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих  запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
    Мнемотехника: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и  эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.
    Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.
    Мнемотехника  – это система внутреннего  письма, позволяющая последовательно  записывать в мозг информацию, преобразованную  в комбинации зрительных образов.
    Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
    Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
    Овладение мнемотехникой – это овладение  инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.
    Качество  запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может быть записано не так много информации - от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации.
    Длительность  сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.
    Если  раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств, то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной системы человека.
    Можно сделать прогноз, что в самое ближайшее время будут созданы нейропрограммы, моделирующие ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь неограниченную емкость памяти и научаться думать. Потому что механизмы ассоциативной памяти одновременно являются и основными механизмами мыслительных процессов у человека.
    Компьютерные  технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить  CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч  литературных произведений. Книжные магазины буквально завалены книгами. НО… возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию. Не потому что нет денег, а потому что люди не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, не умеют запоминать. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.
    Мнемотехника  значительно повысит вашу обучаемость  любым дисциплинам и даст вам  возможность не отставать от технического прогресса.
    Итак, что же такое современная мнемотехника?
    Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании  – процесс запоминания полностью  контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.
    Шерлок  Холмс - известный интеллектуал - любил  говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Направления мнемотехники
В настоящее  время можно выделить несколько  направлений мнемотехники. В книгах по тренировке памяти обычно смешиваются  различные, часто несовместимые  направления мнемотехники. В результате получается своеобразный салат из приемов запоминания, в котором неосведомленному читателю трудно увидеть какую-либо систему
    Другим  недостатком книг по тренировке памяти является полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов запоминания. Без теории трудно создать эффективную мнемоническую систему.
    Также следует скептически относиться к заявлениям авторов о том, что  именно они изобрели метод Цицерона и вообще придумали мнемотехнику. Мнемотехника настолько распространена, что многие не замечают ее, потому что она слишком глобальна, пронизывают всю нашу жизнь. Вспомните басню Крылова: «…слона то я и не заметил».
    Я выделяю шесть направлений мнемотехники:
    - народная мнемотехника;
    - классическая мнемотехника;
    - педагогическая мнемотехника;
    - цирковая (эстрадная) мнемотехника;
    - спортивная мнемотехника;
    - современная мнемотехника.
    Рассмотрим  вкратце каждое из этих направлений. 

1) Народная мнемотехника
    К этому виду мнемотехники следует  отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендует своим ученикам учитель физики или физкультуры. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон.
    Посмотрите  на монитор своего компьютера. Вы увидите  большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо клюкнуть по значку дискеты. Дорожные знаки - это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит - это то же мнемонический прием. В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам - буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) - это также мнемонический метод.
    Мозг  человека не умеет запоминать числовые сведения, поэтому каждый человек  придумывает свои собственные приемы для запоминания телефонных номеров. Как правило, эти приемы у всех примерно одинаковые. Широко распространен прием кодирования по созвучию, используемый для запоминания новых терминов или иностранных слов. Часто неосознанно применяется прием привязки к хорошо знакомой информации, прием поиска закономерностей в элементах запоминаемой информации.
    Количество  приемов народной мнемотехники ограничено, их можно пересчитать по пальцам. И эти приемы у всех примерно одинаковые. Это, по-видимому, связано с тем, что прямо или косвенно нас обучают этим приемам родители, в детском садике, школе. Используемые приемы, как правило, не осознаются; их эффективность крайне низкая, они не имеют научного обоснования и не представляют собою какой-либо системы запоминания. Но они помогают запоминать. Ведь каждый человек помнит какое-то количество исторических дат, имен, адресов, телефонных номеров. Все эти сведения запоминаются нами благодаря приемам так называемой народной (широко распространенной) мнемотехники. 

2) Классическая мнемотехника
    Классическая  мнемотехника - это первое направление  мнемотехники в истории. Говорят, что  мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте и племена Майя обучали своих детей мнемотехнике - системе внутреннего письма. Однако письменных документов, подтверждающих это у нас нет. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается в истории мнемотехники датой возникновения классической мнемоники.
    Классическая  мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Набор приемов классической мнемотехники ограничен. Механизмы памяти интуитивно понимались правильно, однако объяснить принципы работы памяти в то время не было возможности - слишком низок был уровень знаний об окружающем мире.
    Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона - выделение объектов в хорошо знакомом помещении или  на улице, и использование их в качестве "вешалок" для запоминаемых сведений. До сих пор остаются актуальными и некоторые другие положения, сформулированные Цицероном. Так, классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника обратила внимание на тот факт, что образы можно не только запоминать, но их можно и стирать.
    Классическая  мнемотехника в свое время также  разделилась на два направления. Одни (Цицерон) в совершенстве владели  техникой запоминания с помощью  образных кодов. Другие представители  мнемотехники (Квинтилиан) не рекомендовали использовать образные коды для запоминания. Как отмечают историки мнемотехники, люди, которые отказывались от методов классической мнемотехники, как правило, имели какие-то проблемы с визуальным мышлением. Они не могли ярко представлять зрительные образы и манипулировать ими в своем воображении. В связи с физиологическими ограничениями методы классической мнемотехники были недоступны таким людям, и они были вынуждены разрабатывать свои альтернативные системы запоминания, которые меньше зависели от визуального мышления. Уже в работах Квинтилиана мы можем увидеть первые ростки педагогической мнемотехники, мнемотехники для людей не способных к  эффективному  визуальному мышлению. Однако полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. 
 

3) Педагогическая мнемотехника
    Основателем педагогической мнемотехники можно  считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась  как классическая мнемотехника (в  лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания - резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы.
    В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методы до сих пор используются в официальной системе образования. У классической и педагогической мнемотехник есть свои плюсы и свои минусы. Классическая мнемотехника без сомнения на порядок эффективнее педагогической. Однако методы педагогической мнемотехники на порядок проще и понятнее, и доступны большему количеству людей. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление. 
 

4) Цирковая (эстрадная) мнемотехника
    Цирковая  мнемотехника использует принципы классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении... Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им. Можно даже сказать, что главное в цирковой мнемотехнике - не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники. Хотя, конечно же, исполнители бывают разной квалификации.
    При выступлении цирковых мнемонистов  их способность запоминать часто  вообще не афишируется, а наоборот держится в секрете. Потому что вся иллюзия телепатии, поиска предметов основывается на хорошо тренированной памяти.
    Не  следует забывать и тот факт, что  цирковые исполнители - прежде всего  артисты цирка. А обман в цирке (то есть фокусы) считается нормой. Поэтому не следует удивляться, когда вы узнаете, что у исполнителя есть несколько десятков ассистентов в зале. 
 

5) Спортивная мнемотехника
    С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, вы можете встретиться на соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся, например, в Кембридже, начиная с 1997 года. 
    Спортивная  мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий  спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.
    Самой способностью запоминать на таких соревнованиях никого не удивишь. Чтобы попасть на соревнования, нужно пройти отборочный тур, на котором необходимо продемонстрировать наличие навыка запоминания. Ведь человеку, не умеющему запоминать, нечего делать на соревновании.
    Рекорды, устанавливаемые рекордсменами, поражают воображение. Особенно, если человек  не знаком с принципами запоминания в мнемотехнике. Но даже у обученного запоминанию человека рекордсмены вызывают чувство глубокого уважения. Когда сам умеешь запоминать, то понимаешь, каких трудов стоят все эти рекорды.
    Самым трудным видом соревнований считается  запоминание произносимых чисел. Когда  мнемонист не имеет возможности  повторно увидеть или услышать уже  запомненное им число. То есть запоминание с однократного восприятия.
    В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое - это скорость запоминания  информации. Второй показатель - это объем запоминаемых за один раз сведений. 

6) Современная мнемотехника
    К современной мнемотехнике относится  представленная на сайте система "Джордано". Но есть и другие системы, авторы которых не ограничиваются чтением старинных книг, а пытаются вникнуть в тайны мозга и понять принципы его работы. Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основе теории памяти ранее известные  приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач. Есть специализированные системы, направленные только на изучение иностранных языков. Существуют методики заучивания сложных двигательных навыков.
    Система "Джордано" приспособлена к  запоминанию ТОЧНОЙ информации. Такой информации, которую нельзя запоминать приблизительно и которую, как правило, никто даже и не пытается запоминать. Система "Джордано" позволяет запоминать незапоминаемую информацию.
    Современная мнемотехника отошла от набившего оскомину Симонида и "не желает знать где сидят фазаны". Современной мнемотехнике больше по вкусу результаты нейрофизиологических исследований и точные методы проверки эффективности тех или иных приемов запоминания.
    Ниже  приводится перечень основных положений  системы "Джордано", которые отличают ее от других систем запоминания. При использовании этих понятий другими авторами ссылки на сайт Mnemonikon и систему запоминания "Джордано" - обязательны.
    1. Вводится понятие "электрическая  память" - процесс фиксации мозгом  связи между одновременно работающими нервными клетками.
    2. Обозначена основная мыслительная  операция, ведущая к запоминанию  - операция "Соединение образов".
    3. Вводится понятие "Смысл запоминания" - последовательное соединение элементов  одного информационного сообщения.
    4. Вводится понятие "Точная информация" - информация, элементы которой при восприятии не вызывают зрительных образов в воображении.
    5. Основной способ запоминания  в системе "Джордано" - образование  ассоциации, состоящей из основы и элементов. Этот способ запоминания является единственно правильным и вытекает из понятия "Смысл запоминания" и схемы образования электрической связи. В литературе о мнемотехнике ранее не описывался.
    6. Вводится понятие "Фиксированные  образные коды" - образы-заменители  часто повторяющихся элементов информации, которые должны быть уникальны и неизменяемы.
    7. Вводится понятие "Система  внутренней стимуляции мозга" - система заранее заученных неизменяемых образов, которые с нейрофизиологической точки зрения являются фильтрами пространственных частот. К ним привязываются созданные ассоциации. С их помощью осуществляется сканирование мозга и считывание из него ранее образованных комбинаций образов.
    8. Используются многоуровневые системы  опорных образов, которые строятся  из комбинаций десяти основных приемов запоминания последовательности.
    9. Вводится запрет на соединение  вместе любых образных кодов.  Также образные коды запрещается  использовать в качестве опорных  образов.
    10. Вводится понятие "навык запоминания"  и разработан компьютерный тест  для проверки сформированного навыка запоминания. Введены нормативы для обучающихся технике запоминания по системе "Джордано".
    11. Введено понятие "фонетические  образные коды", которые используются  для быстрого запоминания иностранных слов.
    12. Под логической связью понимается любая связь, создаваемая в воображении между зрительными образами.
    13. Под "пониманием" имеется ввиду  представление в воображении  пространственно организованных зрительных образов.
    14. Введены понятия "каналы воссоздающего  воображения", "канал пространственных операторов", дается схема работы воссоздающего воображения.
    15. Четко определены четыре основных  этапа запоминания: кодирование  элементов информации в образы, запоминание (соединение образов), фиксация последовательности ассоциаций (непосредственно между собою или с помощью систем опорных образов), закрепление связей в мозге (три способа мысленного повторения).
    Можно и дальше перечислять новшества, которые внесла в мнемотехнику система "Джордано". Но и вышеперечисленного вполне достаточно для того, чтобы понять, что перед вами совершенно новая мнемотехника, не только не похожая на привычные системы запоминания, но и противоречащая им на каждом шагу. 
 
 

2.3 Приёмы кодирования
1) Буквенно-цифровой код (БЦК)
    Буквенно-цифровой код применяется в мнемотехнике для преобразования двузначных и трехзначных чисел в слова.
    Каждой  цифре от 0 до 9 соответствуют две  согласные буквы русского алфавита.
    0 - НМ    1 - ГЖ    2 - ДТ    3 - КХ    4 - ЧЩ  
    5 - ПБ    6 - ШЛ    7 - СЗ    8 - ВФ    9 - РЦ
    Число 25 кодируется следующим образом: 25 - ДТ ПБ.
    Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.
    Так как одной цифре соответствует  две согласные буквы, то возможно 4 комбинации букв при кодировании  двузначного числа и 8 сочетаний  букв при кодировании трехзначного числа:
    25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ
    350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ  = КБМ = ХПМ = ХБН
    По  согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные  для запоминания. Например: 35 = КБ = КуБ.   

2) Представление слова образом
    Когда вы воспринимаете слова, они автоматически вызывают в вашем воображении зрительные образы, в соответствии с ранее установленными взаимосвязями. Например, вы понимаете слова "собака", "ворона", "спичка" именно потому, что при их восприятии в воображении рефлекторно возникают соответствующие картинки.
    Обычно  образы возникают в воображении  очень слабые, настолько слабые, что многие люди даже не осознают того факта, что понимание слова осуществляется именно благодаря зрительным образам. Таким людям кажется, что они понимают слова без зрительных образов.
    Вы  можете легко убедиться, что если связь слова с образом ранее  установлена не была, то вы не сможете  понять значение слова. Сравните: хито, акаи, утау, мисэ. Или: человек, красный, петь, магазин. Эти слова обозначают одни и те же зрительные образы. Возникающий в воображении образ - это и есть ЗНАЧЕНИЕ (СМЫСЛ) СЛОВА. Образ-значение является общим основанием для любых языков. Люди говорят на разных языках, но мыслят одинаковыми зрительными образами.
    Обычного  представления образов недостаточно для качественного запоминания. Образы, стихийно возникающие в воображении, следует специально усиливать и приводить к виду, удобному для запоминания. Образы не должны быть слишком простыми или слишком сложными (сюжетные картинки). Образы должны быть крупными, объемными, цветными и детальными.
    Хорошим примером того, какими следует представлять зрительные образы, могут служить  образы, создаваемые на программах трехмерной графики (3D Studio MAX). На этих же программах очень хорошо тренировать визуальное мышление. 

3) Подбор слова по согласным буквам
    После того как двузначное или трехзначное  число преобразовано в сочетание  согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для  трехзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.
    25 - ДТ ПБ = ТП = ТоПор
    826 - ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр
    Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).
    Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.
    846 - ВФ ЧЩ ШЛ - ВЧШ - Восковая ЧаШа
    466 - ЧЩ ШЛ ШЛ - ЧШЛ - Черная ШеЛковица
    В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.
    497 - ЧЩ РЦ СЗ - ЧРС - ЧеРСтвый хлеб   

4) Преобразование чисел в образы
    Любые числовые сведения перед запоминанием необходимо преобразовать в зрительные образы. Это осуществляется с помощью буквенно-цифрового кода. По буквам, соответствующим определенным цифрам, подбирается слово, которое рефлекторно вызывает в воображении удобный для запоминания зрительный образ.   

5) Кодирование в образы цифрового ряда
    Любой цифровой ряд считается информационным сообщением и принудительно разбивается  на элементы: двузначные или трехзначные числа.
    5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2
    510 + 470 + 457 + 542
    ПиЖаМа + ЧеСНок + ЧиПСы + ПеЧаТь
    5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2
    51 + 04 + 70 + 45 + 75 + 42
    ПоГоны + Чай + СаНи + ЧиП + ЗуБ + ЩиТ
    Если  количество цифр в числовом ряде нечетное, то такой ряд разбивается на сочетание двузначных и трехзначных чисел.
    При запоминании необходимо стремиться к сокращению количества элементов  в запоминаемой информации, поэтому разбивка запоминаемого цифрового ряда на трехзначные числа - более рациональная.
    Разбивка  запоминаемого цифрового ряда на однозначные числа или на четырехзначные - нецелесообразна. В первом случае получается всего десять образов, соответствующих десяти цифрам. Это приведет к частой повторяемости образов в ассоциациях, что делает практически невозможным запоминание числовой информации.
    Во  втором случае сильно усложняется подбор слова по буквам. Подобрать слова, соответствующие четырем цифрам - практически невозможно. Для этого потребуется подобрать 10000 слов. Такого количества слов-образов просто нет ни в одном языке. Так в орфографическом словаре русского языка, включающего в себя 106000 слов, лишь около 3000 основных слов, остальные - их производные (прилагательные, глаголы, наречия). При этом следует учитывать, что для кодирования чисел подходят лишь простые существительные, типа "лампа", "карандаш", "утюг". Такие слова как "бегать", "уютный", "сногсшибательный" - не годятся для кодирования чисел. Такие слова требуют дополнительной "обработки" - они сами нуждаются в преобразовании в простые и удобные для запоминания зрительные образы.  

6) Прием символизации
    Прием символизации применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов. Абстрактное слово - это слово, не имеющее фиксированного образного значения.
    Символы окружают человека со всех сторон. Буквы  русского алфавита символизируют (обозначают) звуки речи. Дорожные знаки символизируют определенные правила. Иконки на экране вашего монитора обозначают определенные функции и команды.
    Есть  символы, закрепленные в массовом сознании, то есть в сознании большинства людей. Такие символы тиражируются средствами массовой информации и понятны всем: "голубь" - символ мира, "Черепаха" - символ медлительности, "Череп" - символ смерти, "Корона" - символ власти, "Пальма, море, яхта" - символы отдыха, курорта, отпуска.
    Но  при запоминании приходится преобразовывать  в зрительные образы любые абстрактные слова, не только те, которые уже имеют фиксированные образы.
    В этом случае каждый человек должен самостоятельно подбирать зрительный образ, в соответствии с содержанием  своей памяти.
    Для одного "ревность" - это мокрый носовой платок, для другого - разбитая табуретка. Одни представляют богатство  в виде мешка с деньгами, другие - большим количеством друзей, а третьи - огромной библиотекой.
    Ниже  приводятся примеры подбора образов  под абстрактные слова:
    холод - лед;
    тепло - грелка;
    болезнь - градусник;
    вечность - египетская пирамида;
    бесконечность - математический знак бесконечности;
    разлука - поезд;
    время - часы;
    осень - кленовый лист;
    весна - букетик мимозы;
    зима - снежинка;
    лето - роликовые коньки.
    В любом случае, подбирая символ для  абстрактного слова, следует подбирать  образ, удобный для запоминания. В большинстве случаев следует брать тот образ, который первым вспыхнул в вашем воображении при восприятии слова. Если вы затрудняетесь подобрать образ под какое-то слова, следовательно, вы не осознаете это слово, его смысл для вас не определен, вы его не понимаете.
    Применяя  прием символизации вы автоматически  наводите порядок в своей голове, уточняете смысл и значение используемых вами слов. И кроме этого вы поймете, что называя одни и те же слова, разные люди понимают под ними совершенно разные вещи.
    Если  человек заявляет "Я тебя люблю", то следует уточнить, а что, собственно, он любит: ваше тело, вашу душу, вашу квартиру, ваши связи, ваши деньги?
7) Прием кодирования по созвучию
    Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо нам знакомые слова, которые мы легко можем представить в виде зрительных представлений.
    Принцип преобразования слов в образы этим приемом хорошо виден на примерах:
    фактор - трактор;
    ками (яп. - волосы) - камин;
    куби (яп. - шея) - кубик;
    штат Аляска - коляска;
    деверь (родственник) - дверь
    Вспоминая образ и называя его про  себя, вы легко вспомните звучание нового для вас слова, термина, понятия, фамилии. 

8) Прием образования слова из слогов
    Этот  прием, наряду с образными кодами двузначных чисел, является "ударным" приемом в мнемотехнике, то есть используется очень часто для преобразования в зрительные образы названий, понятий, иностранных слов.
    Любой слог можно достроить до осмысленного слова. При этом достраивать слог можно слева, справа или с двух сторон:
    КАМ - КАМень, РУЛ - РУЛь, КНИ - КНИга;
    ЗОР - телевиЗОР, АКА - собАКА, НИК - приемНИК;
    НИГ - кНИГа, ЫШК - мЫШКа, МАГ - буМАГа.
    Допустим, необходимо преобразовать в зрительные образы слово МАШФОНРУЛ.
    Сначала необходимо разбить это слово на элементы: МАШ + ФОН + РУЛ.
    Затем каждый слог следует достроить до слова-образа: МАШина, ФОНарь, РУЛь.
    В получившихся элементах следует  выбрать основу - большой образ, к  частям которого будут привязываться другие образы ассоциации (элементы).
    Пусть основой будет образ "машина". Выделите в этом образе две части  бампер и крышу. Образуйте ассоциации "бампер-фонарь" и "крыша-руль".
    Представьте всю ассоциацию целиком. Это машина, на бампере стоит фонарь, а на крыше - руль.
    Теперь  по этой ассоциации легко прочитать запоминаемое слово МАШФОНРУЛ. Это слово читается по зрительным образам.
    Конечно, если вы запоминаете в день всего  одно-два новых слова, то такой  метод запоминания может показаться излишеством. Но если речь идет о быстром  запоминании нескольких десятков новых терминов, то этот прием, в сочетании с другими приемами позволит сделать это быстро и качественно. И, главное, с гарантией долговременного запоминания.
    Вот как преобразуется в образы название штата ВИСКОНСИН.
    Разбейте название на три элемента - ВИС + КОН + СИН;
    Достройте каждый слог до слова-образа: ВИСки + КОНфета + СИНька.
    Выделите основу ассоциации: ВИСки.
    В образе ВИСКИ выделите два подобраза "пробка" и "этикетка".
    Образуйте следующие связи: "пробка + конфета" и "этикетка + синька".
    В результате название ВИСКОНСИН оказывается  закодировано в следующую картинку: бутылка виски, на крышке - конфета, а на этикетке - синька. По этой картинке легко читается название штата.
    Обратите  внимание на то, что в этом приеме кроме преобразования слогов в образы используется и прием образования ассоциативной связи. То есть одновременно с преобразованием в образы происходит и запоминание - образование связей.  

9) Метод наводящих ассоциаций
    Метод наводящих ассоциаций (МНА) включает в себя комбинацию пяти приемов:
    прием символизации (любовь - сердечко);
    кодирование по созвучию (Аляска - коляска);
    прием привязки к хорошо знакомой информации (планета Марс - шоколадка "Марс");
    образование слова из слога (НИК - приемНИК);
    прием образования ассоциации (все созданные образы соединяются в ассоциацию).
    Все вышеперечисленные приемы применяются  импровизационно. Применение тех или  других приемов зависит как от самого запоминаемого слова, так  и от содержания вашей памяти. Одно слово может быть преобразовано в зрительные образы разными приемами. Весь этот процесс и называется "Метод наводящих ассоциаций". Полученная комбинация зрительных образов как бы "наводит", подсказывает произношение.
    Зачем это нужно? Речевой анализатор не может быстро запомнить много новых слов. В среднем - 5 слов в день. И при этом нет никакой гарантии долговременного запоминания. В зрительном анализаторе мы можем запомнить десятки и сотни новых слов. И при этом быстро и в строгой последовательности.
    Первоначально список новых названий читается по зрительным образам, возникающим в  воображении. Но уже через несколько дней, новые названия хорошо закрепляются в мозге в полном объеме и легко воспроизводятся без картинок.
    Используя метод наводящих ассоциаций, вы можете последовательно запомнить все штаты США и все города в каждом штате. За несколько дней легко запоминается вся терминология из учебника фармакологии, например. А это значит, что запоминается и сам учебник.
    Метод наводящих ассоциаций - один из самых трудных для освоения в мнемотехнике. Первоначально учащиеся затрачивают слишком много времени на преобразование отдельных названий в комбинации зрительных образов.
    Поэтому я рекомендую взять какой-нибудь справочник, например, "Справочник лекарственных средств" и потренироваться в запоминании названий лекарств, по порядку, как они написаны в справочнике. В процессе тренировки навык автоматизируется и не будет вызывать трудностей.
    Вот несколько примеров преобразования в образы названий методом наводящих  ассоциаций.
    Штат  Северная Дакота
    В этом названии два элемента: Северная и Дакота. К слову "северная" примените прием символизации и  обозначьте его образом "Белый  медведь". К слову Дакота примените прием кодирования по созвучию и обозначьте это слова образом "Два кота". Соедините вместе два образа: на голове у медведя сидят два кота. По этой картинке вы легко прочитаете название штата Северная Дакота.
    Штат  Аляска
    Это слово можно преобразовать в  образ разными приемами. Если вы обозначите его образом "коляска" - значит вы использовали прием кодирования по созвучию. Если вы обозначите это слова образом "куртка Аляска" - это прием привязки к хорошо знакомой информации. Обозначение образом "снег" - кодирование в образ приемом символизации.
    Штат  Вашингтон
    Примените прием привязки к хорошо знакомой информации. Это слово будет обозначено либо Белым домом, либо однодолларовой купюрой (на ней портрет президента Вашингтона).
    Штат  Колорадо
    Преобразуется в образ приемом привязки к  хорошо знакомой информации - образ  колорадского жука.
    Штат  Джорджия
    Разбейте  это слова на части: Джордж (Буш) и  Я. Представьте фотографию, на которой  вы стоите в обнимку с Джорджем.   

10) Кодирование в образы звуков
    Чтобы последовательно запомнить звучание новой для вас азбуки, необходимо закодировать в образы звуки этой азбуки. При этом подбираемые образы должны удовлетворять двумя условиям. Первое - образы должны быть удобными для запоминания. Второе - часть названия этих образов должно произноситься также как запоминаемый звук. 
     
     (А) Арбуз
      (И) Икона
     (Э) Этажерка
     (О) Обезьяна
     (КА) КАрта
     (КИ) КИнжал
     (КУ) КУлак
     (СУ) СУхарь
     (НЭ) НЭцки
     (ХИ) ХИрург
     (МУ) Муха 

    Запомнив  последовательность этих образов, вы сможете  легко воспроизвести по ним последовательность звуков. Здесь в качестве примера приведены знаки японской азбуки хирагана.  

11) Кодирование в образы знаков
    Знак  переводится в образ очень  просто. Каждую часть знака необходимо представить в виде объемного образа. Если знак сложный - его следует разобрать на элементы и каждый элемент представить в виде объемного образа.
    Заучивание  любой азбуки заключается в запоминании  сочетаний "знак + звук".
    Когда вы преобразовали в образы и звучание и написание знака, то очень просто запомнить их связь. Это делается в воображении непосредственно: образ, обозначающий звучание соединяется с образами, обозначающими написание. Получившиеся ассоциации запоминаются любым методом запоминания последовательности образов.
    Японскую  азбуку "Хирагана", состоящую из 46 знаков, можно запомнить таким  способом (в строгой последовательности) всего за один час!
    Правда, на закрепление знаков в памяти потребуется  примерно 3-4 дня, но закрепление осуществляется уже без учебников и шпаргалок - знаки припоминаются по памяти
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4 Запоминание
    Сейчас  мы переходим к подробному рассмотрению второго этапа запоминания - непосредственно к запоминанию. На первом этапе - этапе кодирования - элементы запоминаемого информационного сообщения преобразуются в зрительные образы, то есть, информация подготавливается к запоминанию. Сам процесс запоминания - это соединение элементов запоминаемой информации.
    Здесь рассматриваются три способа  соединения образов:
    - соединение двух образов; 
    - образование ассоциации;
    - соединение ассоциаций друг с  другом.
    Следует понимать, что образы в воображении всегда соединяются одним единственным способом. Какую бы технику вы не использовали, все сводится к соединению двух зрительных образов в воображении. При этом, оба образа следует представлять крупно, чтобы они занимали весь объем воображения.
    Часто путают процесс соединения образов с понятием ассоциации. Напоминаю вам, что ассоциацией в системе "Джордано" называется группа соединенных образов, в которых закодировано какое-либо информационное сообщение. Соединение двух образов - это не есть образование ассоциации. Это всего лишь способ, с помощью которого образуется ассоциация.
    Ассоциации - разные информационные сообщения - необходимо запоминать последовательно. Это делается двумя способами. Либо ассоциации фиксируются  на вспомогательных опорных (стимулирующих) образах. Либо ассоциации связываются между собою непосредственно. В этом случае большие образы ассоциаций (основы ассоциаций) соединяются приемом "Матрешка". Когда мы имеем группу ассоциаций, соединенных непосредственно, мы говорим об "Информационном блоке" - группе однотипных сведений (хронологическая таблица, список телефонных номеров, последовательность абзацев одного текста).
    Для разбора трех способов соединения образов, вам необходимо вспомнить что  такое "Относительные размеры" образов в воображении. Напоминаю, что различаются большие, средние и маленькие образы.
    Приемы  соединения образов достаточно простые  и эти правила следует тщательно  соблюдать при запоминании. Лучше  сразу научиться запоминать правильно. Ошибки (неправильно сформированные навыки) исправлять всегда сложнее, чем учиться заново.  
 
 
 

1) Соединение двух образов
    Образы  всегда соединяются парами. Каждый соединяемый образ следует представлять крупно, детально, в цвете и в объеме. Даже при соединении всего двух образов необходимо соблюдать строгую последовательность соединения. Чтобы вы могли сказать какой образ в каждой паре является первым, а какой - вторым.
    Давайте договоримся, что второй образ каждой пары будет проникать в первый образ пары. 

      

    Либо  второй образ каждой пары находится сверху первого образа. 

      

    Второй  образ каждой пары должен находится  справа от первого образа.
      

    Где будет располагаться второй образ  пары - внутри, сверху или справа - зависит  от соединяемых образов. Как их удобнее соединить, так и соединяйте. Вращайте образы в воображении, рассматривайте их с разных сторон. Подгоняйте друг под друга, чтобы получить удобное для вас соединение.
    Как уже говорилось, характер образуемой связи не имеет значения. Но если вам кажется, что лучше запоминаются привычные связи - создавайте привычные связи. Если вам кажется, что лучше будут запоминаться непривычные, необычные связи - создавайте связи, которых вы раньше никогда не видели.
    Главное, чтобы соединяемые образы обязательно  соприкасались друг с другом, чтобы  два соединенных образа можно было бы обвести одной непрерывной линией по контуру. Ваш мозг интересует именно общий контур.
    Каковы  бы не были относительные размеры  соединяемых образов, в момент образования  связи следует забыть обо всем и сосредоточить внимание ТОЛЬКО НА ДВУХ соединяемых образах, представляемых КРУПНО.
    Соединяемые образы могут сильно отличаться размерами  в реальности. При соединении двух образов их размеры следует представлять одинаковыми. Если в реальности образ "муравей - маленький, его следует увеличить в воображении. Если в реальности образ "самолет" - большой, то этот образ следует уменьшить в воображении. При соединении образов "муравей" и "самолет" их следует представлять примерно одинакового размера.
    Такой способ соединения образов называется в мнемотехнике приемом "Цепочка". Подробно этот прием и его применение будут рассмотрены в разделе "Запоминание последовательности образов".  

2) Образование ассоциации
    Ассоциацией называется группа образов, кодирующих конкретную информацию. В ассоциации всегда выделяется ОСНОВА - главный элемент информационного сообщения. Другие образы ассоциации называются ЭЛЕМЕНТАМИ ассоциации. Любые образные коды - всегда элементы ассоциации, они не могут быть основой ассоциации. Ассоциация может включать в себя от 2 до 6 образов. Элементы ассоциации размещаются на основе всегда в одинаковом порядке - слева направо или сверху вниз. Ассоциация образуется путем последовательного соединения нескольких образов. Нормативное время на соединение двух образов - 6 секунд.
    Если  ассоциация состоит из четырех элементов, то для соединения трех образов достаточно 18 секунд времени.
    В любой ассоциации ОСНОВА АССОЦИАЦИИ - БОЛЬШОЙ ОБРАЗ. ЭЛЕМЕНТЫ АССОЦИАЦИИ - СРЕДНИЕ ОБРАЗЫ. При образовании связей - образы всегда большие.
    Пример. Запомнить информацию: 
    Цифровая  подпись - 560595079
    Данное  информационное сообщение состоит  из четырех частей. Выделим их: цифровая подпись, 560, 595, 079. За основу ассоциации возьмем образ, обозначающие цифровую подпись, например "Карандаш". Далее, преобразуем в образы трехзначные числа в соответствии с буквенно-цифровым кодом: ПаЛьМа, ПРоБирка, МяСоРубка (560 - Пб шЛ нМ, 595 - Пб Рц пБ, 079 - нМ Сз Рц).
    Карандаш - пальма - пробирка - мясорубка 
    Элементы  преобразованы на язык мозга и  мы можем приступить к ПРЯМОМУ ЗАПОМИНАНИЮ, то есть к  непосредственному связыванию элементов информации в воображении. Ассоциация образуется путем совмещения в воображении трех пар образов: грифель - пальма, карандаш - пробирка, ластик - мясорубка. 
    
    Связать первую пару образов (6 секунд).
    
    Связать вторую пару образов (6 секунд).
    
    Связать третью пару образов (6 секунд).
    
    Потребуется еще 6 секунд для связи АССОЦИАЦИИ с опорным образом или с  другой ассоциацией.
    Такой способ образования ассоциации позволяет  фиксировать в мозге информацию с часто повторяющимися элементами (одинаковые образы). Одни и те же элементы могут сколько угодно часто повторяться на разных основах. Поэтому возможно запоминание даже случайной последовательности двоичных чисел, состоящей из комбинации всего четырех элементов: 00, 01, 10, 11 (образные коды: бочка, еж, огонь, гагарин).
    01.10.10.01.11.00.11.10.11.01.01.10.01.01.00.10.11.10.10.11.11.10.11.00.01.
    Для запоминания этой последовательности нулей и единиц (преобразованных  в образные коды двузначных чисел) потребуется 5 вспомогательных образов (пять основ ассоциаций) и 2 минуты 30 секунд (25 образов умножить на 6 секунд = 150 секунд). Это ученический норматив.   

3) Соединение ассоциаций
    Последовательность  ассоциаций запоминается двумя способами. Первый - основа ассоциации соединяется со вспомогательным опорным образом. Второй - основы нескольких ассоциаций непосредственно соединяются друг с другом.
    Здесь рассмотрен второй способ - связь ассоциаций друг с другом. Ассоциации связываются  друг с другом при запоминании тематически организованных точных сведений. Например, списка телефонных номеров. Однотипная информация оказывается связанной в единый блок, который затем крепится на одном опорном образе.
    При соединении двух ассоциаций основы этих ассоциаций следует связывать приемом "Матрешка". Это значит, что в каждой паре соединяемых образов первый образ является большим, а второй маленьким (см. относительные размеры образов).
    
    Но  при образовании связи оба  соединяемых образа представляются большими.  

      

    Воспроизведя  основу ассоциации (большой образ) мы может считать с нее информацию (средние образы). Затем ищем следующую  основу ассоциации (маленький образ). И увеличиваем ее в своем воображении.  

      

    В результате увеличения маленького образа до большого, становятся доступны для считывания элементы следующей ассоциации (следующего информационного сообщения).
    
    Сборка  запоминаемых сведений в информационный блок - более сложный способ запоминания  последовательности ассоциаций, чем их запоминание с помощью опорных образов. Но такой способ запоминания позволяет экономить опорные образы, собирая в одну кучку однотипные сведения. Такой способ целесообразно использовать при запоминании табличных данных.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.5 Запоминание последовательности
1) Метод Цицерона
    Метод Цицерона основывается на естественных ассоциациях, то есть на связях, которые  образовались в мозге естественным путем при регулярном восприятии зрительных образов, имеющих взаимосвязи.
    Каждый  человек регулярно видит одни и те же зрительные образы. Это предметы в квартире, офисе. Это объекты на улице, по которой вы часто ходите.
    Так как связи между регулярно  воспринимаемыми объектами уже  существуют в вашем мозге, эти  связи не нужно запоминать. Вы их и так помните.
    Для формирования опорных образов методом  Цицерона следует лишь хорошо закрепить  в памяти последовательность знакомых вам образов. Это делается путем  их многократного припоминания.
    Выделение опорных образов методом Цицерона
    Определите для себя последовательность помещений в вашей квартире, квартире ваших знакомых или в офисе. Например, всегда вспоминайте помещения в следующем порядке: коридор, ванная, кухня, маленькая комната, большая комната.
    
    Сосредоточьте внимание на каком-либо одном помещении. Например, вспомните коридор в своей квартире. Мысленно обойдите коридор по периметру (всегда в одном направлении - по часовой стрелке) и вспомните 10 разных объектов. 
    
    Проделайте  то же самое в других помещениях вашей квартиры. Выделите по 10 образов  в ванной комнате, на кухне, в маленькой комнате, в большой комнате.
    В результате вы сможете последовательно  вспоминать 50 образов. Вспоминаете 10 образов  в коридоре, затем переходите к припоминанию 10-ти образов в ванной, затем вспоминаете 10 образов на кухне и так далее.
    Закрепите в памяти выделенные вами образы и их последовательность путем многократного ПРИПОМИНАНИЯ.
    Важно!
    Выделяемые  вами зрительные образы НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ. Повторяться могут названия предметов.
    Выделяйте образы, вспоминая их. Вам необходимо извлечь из мозга уже имеющиеся там связи.
    Подбирайте  такие образы, чтоб их них можно  было бы в дальнейшем выделить еще  пять других образов.
    Применение
    Метод Цицерона применяется для формирования системы опорных (стимулирующих) образов. Система опорных образов формируется комбинацией разных методов запоминания последовательности. Образы, выделенные методом Цицерона, как правило, являются образами ПЕРВОГО УРОВНЯ в системе опорных образов. По аналогии с компьютером - это корневой каталог, через который вы выходите на другие опорные образы.  

2) Прием свободных ассоциаций
    Человек никогда не воспринимает объекты  изолированно друг от друга. Многие объекты  имеют постоянные взаимосвязи, которые  фиксируются мозгом автоматически.
    Например, чайная ложка обычно связана с  чашкой. Чашка обычно находится на блюдце. На блюдце обычно лежит кусочек торта. Образ торта может вызывать в воображении образ коробки, в которой он продается. Образ коробки напомнит нам о витрине, где эта коробка лежала. И так далее.
    Принцип приема свободных ассоциаций очень  простой. Необходимо вспомнить последовательность образов, имеющих естественные взаимосвязи. Эта последовательность образов может быть использована в качестве опорных (стимулирующих) образов для запоминания информации.
    
    Важно!
    Выделяя образы приемом свободных ассоциаций не следует перескакивать на образы, относящиеся к методу Цицерона. Либо образы, задействованные в приеме свободных ассоциаций следует пропускать при выделении образов методом Цицерона.
    Никакие опорные образы не должны повторяться. Даже если в вашей системе опорных образов будет сто тысяч образов - все они должны быть разными, уникальными, какими бы методами они не получались.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.