На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Игровая деятельность, как актуальная проблема процесса обучения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


              Введение.
     Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего^мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
     Интересная  игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более  трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
     Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
     Игра  занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
     Игра  имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
      Они учатся решать самостоятельно игровые  задачи, находить лучший способ осуществления  задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
     Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о буду-
 

     
щей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
     Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
     Актуальность  проблемы определила выбор темы моей курсовой работы. Анализ работ Пидкасистого П. И., Хайдарова Ж. С., Эльконина Д. В., Мендже-рицкой Д. В., Хейзинга И. и других позволили определить цель и задачи исследования.
Цель: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения и ее роль в формировании умения и навыков младших школьников. Цели способствуют решению следующих задач:
     на  основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;
      - установить, как часто используются игры в организации учебного процесса и на сколько это эффективно;
      - вывести виды игр для младших школьников.
 


    1. Игранрдететво. i
     Слово «игра», «играть» в русском языке  чрезвычайно многозначны. Слово  «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об «игре» вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово « игра » означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. В последствии на всех европейских языках словом « игра » стали обозначать обширный круг действий человеческих, - с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой - доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра.
    Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры.
     Исследования  путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка  в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. На разных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и тому
 

     
подобных. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленных для детей. Возникли игры-упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыми надстраиваются игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей. В дальнейшем появляются сюжетно-ролевая (или сюжетная) игра. Игра, в которой ребенок принимает на себя и исполняет роль, соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставление самим себе объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественного отношения и трудовую деятельность взрослых.
      Историческое   развитие  игры  не  повторяется.   В   онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.
      Таким образом, детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества.
 

      
    ft. Функции и значение игровой деятельности.
     Задолго до того, как игра стала предметом  научных исследований, она широко использовалась в качестве" одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую  же глубь веков уходит и использование игры как средство воспитания. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой р той или иной мере не отводилось бы место в игре.
     Игре  приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.
     Необходимо  более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
     Исследование  значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто по тому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.
     Главнейшим  является значение игры для мотивационно-потребностной  сферы ребёнка. Согласно работам Д. Б. Эльконина, проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план.
     В основе трансформации игры при переходе от периода предошкольного к дошкольному  детству лежит расширение круга  человеческих предметов, овладение которыми встаёт теперь перед ребенком как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которыми ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых
 

     
с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребёнок  на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает  ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного  смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.
     Прежде  чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого умственного действия и связанного с ним понятия:
      - этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заменителях;
      - этап формирования того же действия в плане громкой речи;
      - этап формирования собственно умственного действия.
      Рассматривая  действия ребёнка в игре, легко  заметить, что ребёнок уже действует  со значениями предметов, но еще опирается  при этом на их материальные заместители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы - заместители и действия с ними все больше сокращаются.
 

      
     Если  на начальных этапах развития требуется  предмет - заместитель и относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предмет выступает через слова - название уже как знак вещи, а действие как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия.
     Путь  развития к действиям в уме  оторванными от предметов значениями есть одновременно возникновение предпосылок  для становления воображения. Игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап -умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.
      В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом.
       А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых  ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения.
     Эффективность движения, так и его организация  существенно зависят от того, какое  структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую  выполняет ребенок.
     Игра  представляет собой первую доступную  для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
 

     
     З.В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом  механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение.
     Указание  на мотивы является, однако недостаточным. Необходимо найти тот психический  механизм, через который мотивы могут  оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля над выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, т.к. функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
     Игра  имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для  формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
 

     
      Ы. Значение игры для^^й^го школьник^ v"
Задолго до того, как игра стала предметом  научных исследований, она широко
              \,
использовалась  в качестве одного из важных средств  воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка,
     Главнейшим  является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выгодский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры.
     Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом  и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально -действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями.
     Обобщенность  и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое  выделение человеческих отношений  происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность.
     Значение  игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.
 

     
      Как уже было сказано выше, ПЛ. Гальперин  выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий:
      - этап формирования действия^ на материальных предметах или их материальных моделях- заместителях;
      - этап формирования того же действия в плане громкой речи;
     - этап формирования собственно умственного действия.
     Эти этапы могут быть названы этапами  функционального развития умственных действий. Дж.Брунер высоко оценивает  значение игры для интеллектуального  развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.
     Игра  имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Мы рассмотрели  игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие:
    1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера:
          - возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)
    2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:
- ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и само оценки.
 

          
       3. Развивается произвольность поведения:
      - разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
       4. Развиваются умственные действия:
       - формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка,
     Игра  нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В  игре, как и в межличностном  общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.
 

     
    Ч». Воспитательный и  обучающий потенциал  игры.
     Несмотря  на различия, все виды детских игр  с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательные отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.
     В интеллектуальных играх творческая задача - «быстро прими решение в нестандартной ситуации». В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая, - «вообрази, придумай, изобрази». И вместе с тем во всех групповых играх единая задача - «найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил».
     Нетрудно  заметить, сколь важны качества - организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д. - для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня. Воспитателю, использующему игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на развитие личности школьника. Один из подходов к раскрытию такого механизма состоит в следующем.
     Представим  себе, что в процессе игры у детей  возникают три вида целей:
 

     
Цель  первая - наиболее общая - наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.
      Вторая  цель - это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель - «хочу», то вторая цель - игровая задача - существует в виде «надо!». «Надо играть так, а не иначе!» (своеобразная форма осознанной необходимости).
      Третья  цель непосредственно связана с  процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью  задачу творческую. Включившийся в  игру школьник непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд  заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: «угадай», «найди», «поймай», «спрячься», «перевоплотись», «изобрази». Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или тех и других) сил: проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх поступить так, как другие не догадались бы поступить. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных составить новую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микромасштабах, представляют, по сути, творчество. Они сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, а потому являются наиболее мощным стимулятором активности личности.
      Именно  в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно  сказать, душа игры. Игра является игрой  до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть. Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напря-
 

      
жения лишь постольку, поскольку никто  не знает способа, каким игроки выполняют  свою задачу. Отсюда берут начало таинственность и романтика игры, которые привлекают к себе и ребенка, и взрослого.
     Сколько бы раз игра ни повторялась, для всех играющих она проходит как бы впервые, так как представляет совершенно новые препятствия. Их преодоление  воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!»
     В трехступенчатой мотивации игры - «хочу!» - «надо!» - «могу!» - заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.
     Отсюда  легко вывести соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:
              1)    вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);
              2)    помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
              3) развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».
 

              

    , -u/ttlHc^i In      ^ ^Ц^ьё^ ^^(L^-*^
Ai. Виды игру <7   т-^^^'-''   'у
     Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
     Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они  имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...
     Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
     Ко  второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
     Рассмотрим  в самых общих чертах характерные  особенности типов игр по классификации  О.С-Газмана.
     1.Подвижные  игры - важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.
     Специалисты отмечают, что основные особенности  подвижных игр школьников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.
     Велико  значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство  товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия
 

     
друг друга.
     2. Сюжетно-ролевые игры
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.