На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Президент в системе разделения властей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Дальневосточный государственный университет 
 
 

Кафедра государственного и 
административного права 
 
 
 
 

Президент в системе разделения властей 
 
 
 
 

Выполнила:
Жиженко Екатерина Сергеевна
Студентка 741 группы
государственно-правового факультета 
 
 

Научный руководитель:
Шеховцов  В.А.
декан, к.ю.н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток
-2008- 

Содержание 
 

Глава 1. Принцип  разделения властей
  §1.1. Понятие принципа разделения властей……………………………………………………………………………..3
§ 1.2. Принцип разделения властей в РФ………………………………………11
 

Глава 2. Президент в системе разделения властей

 
§2.1.Взаимодействие Президента РФ и законодательной власти
…………………………………………………………………………………..17
 
§2.2. Взаимодействие президента РФ и исполнительной власти …………………………………………………………………………………23
§2.3. Взаимодействие Президента РФ и судебной власти…………………37 

§2.4.Согласительные процедуры Президента РФ………………………….39

Список использованной литературы………………………………………..42

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Глава 1. Теория разделение властей 

    §1. Понятие принципа разделения властей
    В современной конституционно - правовой науке существуют разные подходы  к исследованию принципа "разделения властей" и разные его оценки1.
    Соответственно, можно говорить о нескольких значениях  понятия "разделение властей" либо о разных сторонах этого понятия. Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и выросшая в особое учение, в теорию разделения властей (Ш.Л. Монтескье). "Все погибло, - писал Ш. Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть претворять в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц" 2. В рамках теории "разделения властей" был сформулирован и обоснован одноименный правовой принцип, который получил законодательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя (впервые в Конституции США 1787 г.) и был претворен на практике.
    Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально - юридическое  закрепление, второй - фактическое "разделение властей". Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.
    Разделение  властей - явление многоцелевое, имеющее  и положительные, и отрицательные  черты. Приведенное выше высказывание Ш. Монтескье выражает его вторую направленность - против сосредоточения всей власти "в одном и том же лице или учреждении". В таком понимании принцип разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола королевской власти.
    Мировой государственно - правовой практике известна разная глубина разделения властей и соответственно разное "дозирование" полномочий высших органов государственной власти. В целом в юридической литературе утвердилось следующее представление о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот 3.
    "Как  это ни парадоксально, - считает  большинство ученых - юристов, - но  полное разделение властей абсурдно, ибо вступает в противоречие  с перспективой выживания государства  и сохранения политической системы.  Но это говорит не против разделения властей, а в пользу осторожного и мудрого осуществления этого принципа без всяких нажимов и крайностей"4. В противном случае, исчезают необходимые взаимосвязи и взаимодействия между ветвями власти, нарушается единство государственной власти.
    Принцип "разделения властей" не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной власти, как полагают некоторые авторы5. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл принципа "разделения властей" состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип "разделения властей" не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип "разделения властей" по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении "разделение властей" представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.
    Разделение  властей преследует и другую цель - определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов  власти. Это - дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать проведение разделения властей как только организационно - техническую операцию.
    От  формы правления зависит способ формирования органов исполнительной власти, субъект назначения и смещения министров, а также ряда других должностных лиц. Так, например, конституции всех парламентарных республик наделяют главу государства правом участия в формировании правительства. Ст. 92 итальянской Конституции гласит: "Президент республики назначает председателя совета министров и по его предложению министров"6. Еще категоричнее говорит об этом Конституция Дании: "Король назначает и увольняет премьер - министра и других министров. Он определяет их число и обязанности" (Параграф 14). В Конституции Королевства Нидерландов (редакция 1983 г.) сказано: "Премьер - министр и другие министры назначаются и смещаются Королевским Указом" (ст. 43). Примерно в таком же духе трактуют этот вопрос конституции других парламентарных республик. На практике же роль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Он может назначить премьером лишь лидера победившей партии или главу партийной коалиции.
    Вместе  с тем из этого правила есть исключения. Например, в КНДР правительство образуется высшим органом народного представительства, а в Румынии для назначения министров требуется вотум доверия, выраженный парламентом7.
    От  формы правления также зависит  объем собственных полномочий органов  исполнительной власти и их взаимоотношение с главами государств и парламентами. Так, например, глава государства часто наделяется правом издания различных нормативных и ненормативных актов (декретов, ордонансов, указов и др.).
    В парламентарных монархиях и республиках  реальная власть главы государства ограничена правилом министерской скрепы (контрассигнатуры), согласно которой акты главы государства имеют силу лишь при том условии, что они скреплены подписями министров. На практике это правило приводит к тому, что глава государства при осуществлении полномочий, предоставленных ему конституцией, оказывается обязанным следовать указаниям ("советам") министров. Ответственность за этот акт несет не глава государства, а подписавший его министр. Так, например, Конституция Австрии гласит: "Все акты президента Союза нуждаются для своей действительности в контрассигновании канцлера Союза или соответствующего министра, поскольку иное не установлено конституционным порядком" (ст. 67.2) 8. Аналогичные положения содержатся в Конституции Бельгии: "Ни один акт короля не может иметь силу, если он не контрассигнован министром, который лишь в силу этого является ответственным за данный акт" (ст. 64); Конституции Италии: "Никакой акт президента республики не действителен, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны. Акты, имеющие силу закона, и другие, указанные в законе, скрепляются подписью также председателя совета министров" (ст. 89)
    Институт  контрассигнатуры, по нашему мнению, является юридическим оформлением бессилия главы государства в пользу исполнительной власти.
    В Греции и особенно во Франции конституции, стремясь усилить личную власть президента, ввели некоторые изъятия из правила  контрассигнатуры, т.е. предоставили главе  государства право при решении  некоторых вопросов действовать по собственному усмотрению, не скрепляя акты по этим вопросам подписями министров.
    Влияние и сила исполнительной власти, как  уже указывалось, зависит от того, является ли глава государства (президент) главой исполнительной власти или нет. В свою очередь, место президента в организации государственной власти, объем его полномочий зависит от модели республики: президентской, полупрезидентской или парламентарной. Характеристика полномочий президента в президентской, полупрезидентской и парламентарной республиках подробно исследованы в российской и зарубежной юридической литературе. Большинством авторов помимо деления на эти традиционные виды республик выделяются две модели их внутренней организации: американская и европейская. Американская модель президентства представлена прежде всего одноименной американской республикой, а также созданными на ее основе латиноамериканским и афро - азиатским республиками, построенными на принципе сильной президентской власти.
Европейская модель представлена преимущественно полупрезидентскими и парламентарными республиками, наделяющими президента менее широкими и разнообразными полномочиями, а зачастую превращающими его в номинального главу государства, осуществляющего чисто представительские функции  

    Но  даже в президентских республиках  глава государства действует  лишь в пределах федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может  единолично управлять всем государственным  аппаратом. Его полноправными партнерами и противовесами в этой сфере выступают независимый от президента Конгресс и не менее независимый Верховный Суд. При всей силе своей власти, как показывает практика, ни один президент США не смог добиться сколько-нибудь значительных перемен во внутренней и внешней политике американского государства без поддержки высшего законодательного органа страны. Политическая система США позволяет президенту сосредоточить в своих руках огромную власть только при одном условии: его должно поддерживать большинство членов Конгресса. В этой тесной зависимости президентской политики от позиций и действий парламента - одно из важнейших отличий американской модели президентства от авторитарных моделей президентского правления.
    В силу достаточно надежных ограничителей  и противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые стремления президента нарушить баланс властей в свою пользу получают эффективный отпор.
    Американская  модель президентства отличается своей рациональностью: в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором президент и премьер - министр часто соперничают за преобладающее влияние на правительственную политику. Кроме того, эта модель доказала свою высокую степень устойчивости с точки зрения преемственности президентской власти. Она не допускает возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит свою политику, а Конгресс осуществляет свой курс. Система разделения и баланса властей даже в условиях, когда президент представляет одну партию, а большинство в Конгрессе принадлежит оппозиционной партии, обеспечивает единство государственной политики. Специфика политической культуры в США такова, что американцы привыкли рассматривать своего президента не как всемогущего "отца нации", единолично правящего страной и отвечающего за все, что в ней происходит. В то же время президент воспринимается в Соединенных Штатах как глава федеральной исполнительной власти, который должен быть ведущим общенациональным политическим лидером, проявлять инициативу в осуществлении государственной политики и обеспечивать эффективное руководство правительством.
    Президент формирует правительство, имеет  право назначать на высшие должности в аппарате исполнительной власти, но персональный состав правительства утверждается Сенатом, и ни одно из назначенных президентом должностных лиц (за исключением сотрудников его личного аппарата) не может вступить в свою должность без утверждения Сенатом его кандидатуры9.
    Президент - полномочный глава всей федеральной  исполнительной власти; кабинет министров  имеет лишь совещательный статус при главе государства и правительства. Однако у Конгресса есть контрольная  функция над деятельностью исполнительной власти по исполнению законов и расходованию ассигнованных Конгрессом средств. Президент может уволить в отставку только члена своей администрации и не вправе увольнять в отставку высших лиц исполнительной власти штата или местных органов власти, избранных населением.
    Модель  президентства, сформировавшаяся в  США, во многих своих атрибутах была внедрена и в ряде стран Латинской  Америки. Однако в этих моделях институт президентства явно доминирует над  всеми остальными. Главы латиноамериканских государств по собственному усмотрению формируют кабинеты правительства, имеют узаконенную возможность вмешиваться в дела субъектов Федерации, вплоть до смещения губернаторов штатов, чего не вправе делать президент США. В сфере экономической политики государства полномочия у латиноамериканских президентов гораздо шире, что обусловлено наличием большого количества государственных компаний, находящихся под прямым контролем правительств, возглавляемых президентами.
    Правительства в афро - азиатской модели президентства  зависят в большинстве случаев от президента: премьер назначается президентом из особо доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту. Любой другой член правительства, как и каждый государственный чиновник, может быть в любой момент уволен президентом с должности.
    В Западной Европе модель государственной  власти сформировалась сугубо в форме  полупрезидентской или парламентарной республики.
    Обе эти модели предполагают менее обширные полномочия президента, чем в американской, латиноамериканской и афро - азиатской моделях президентской власти. В полупрезидентских республиках президент не является главой правительства. В то же время он располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства.
    Полномочия  президента в полупрезидентской модели в отношениях с исполнительной властью, правительством весьма обширны. Глава государства разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства; правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом; президент не отвечает за действия правительства, он назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте, по рекомендации главы правительства он назначает других членов правительства; президент может освободить главу правительства от должности при определенных условиях; по рекомендации главы правительства президент освобождает от должности членов правительства; президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства, имеет право созывать заседание для рассмотрения того вопроса, который глава государства считает первоочередным; обладает правом утверждать декреты и постановления, принятые правительством; он вправе вернуть эти декреты и постановления на повторное рассмотрение правительства.
    Президент в полупрезидентской республике - влиятельная и активная сила, способная  оказывать значительное воздействие  на проведение государственной политики. Вместе с тем, по сравнению с президентской  властью американского образца, модель полупрезидентской республики европейского типа не допускает обладания всей полнотой исполнительной власти. При такой модели президент не только не является главой правительства, но само правительство фактически формируется в зависимости от соотношения партийных фракций в парламенте. Важным ограничителем президентской власти в таком государстве является и то, что правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом.
    Правительство в полупрезидентской республике обладает большей независимостью от президента, поскольку оно опирается на парламентское большинство. Однако в отличие от американской модели президентства в полупрезидентской модели изначально заложен потенциальный конфликт между главой государства и главой правительства за преобладающую роль в определении правительственной политики. Этот конфликт может приобрести форму серьезного противоборства, если президент и премьер опираются на разные политические партии и иные социально - политические силы. Однако такое противоборство может происходить строго в конституционных рамках, если основной закон той или иной страны предусматривает четкое разграничение прерогатив президента, правительства, парламента и суда.
    Если  парламентская модель предусматривает  пост президента, то последний является конституционным главой государства.
    Полномочия  президента в парламентарной республике в отношениях с исполнительной властью, правительством заключаются в следующем. Президент - глава государства, выполняющий  чисто представительские функции; исполнительная власть принадлежит главе правительства; правительство ответственно только перед парламентом; за действия правительства отвечает глава правительства; президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте; по рекомендации главы правительства он назначает других членов правительства; президент не может по собственному усмотрению освободить от должности главу правительства зато по рекомендации последнего президент освобождает от должности членов правительства; президент имеет право законодательной инициативы, согласованной с правительством.
    Проанализировав полномочия президента в парламентской  республике, можно сделать вывод  о том, что правительство и  его деятельность практически выведены из сферы влияния президента. Президент, безусловно, наделен весьма важными полномочиями, но фактически он осуществляет их только по согласованию с главой правительства, ответственным не перед ним, а перед парламентом. Не президент, а глава исполнительной власти при парламентарной системе правления имеет властные полномочия, необходимые для осуществления правительственной политики. Премьер и его правительство подотчетны высшему органу законодательной власти и могут быть отправлены парламентом в отставку в случае вынесения им вотума недоверия. Президент же в такой республике не отвечает за действия правительства и остается надпартийной фигурой, гарантом правопорядка, олицетворением незыблемости конституционного строя. 

    §2. Принцип разделения властей в РФ 

    Российскому государству на протяжении всей его истории принцип "разделения властей" был чужд. Он отвергался самодержавной природой власти монарха. Этот принцип не был воспринят в эпоху советской власти, поскольку она мыслилась и строилась как носительница формального "полновластия" Советов. К признанию идеи "разделения властей" привел поиск путей преодоления политического режима в СССР лишь во второй половине 80-х годов. Однако только введение института президента в СССР и РСФСР, а также провозглашение суверенитета РФ повлекло за собой конституционное закрепление этого принципа организации государственной власти в России. Наконец, Конституция Российской Федерации 1993 г. установила, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10).
    Сама  по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной  власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними Конституцией и законами.
    Положение ст. 10 относится не только к организации  государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации отнесено Конституцией (п. "н" ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Принцип разделения властей для органов государственной власти субъектов Федерации будет раскрыт в федеральном законе. Конкретная система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции и данным Федеральным законом. Согласно Конституции России (ст. 11) государственную власть в России осуществляет Президент, представительный орган (Федеральное Собрание), Правительство и суды РФ.
    Перечень  федеральных органов государственной  власти, данный в ч. 1 ст. 11, является исчерпывающим, т.е. не допускается  его расширение без изменения  гл. 1 Конституции. Перечисление федеральных  органов государственной власти в гл. 1, для изменения которой согласно ст. 135 Конституции должна быть применена усложненная процедура, имеет цель создать стабильную систему организации государственной власти в Российской Федерации.
    Поскольку согласно ст. 1 Конституции Российская Федерация является федеративным государством, государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
    В субъектах Федерации сложились  разнообразные системы организации  государственной власти: в некоторых  республиках существует должность  президента, в других ее нет; различаются  полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, порядок их формирования, организация деятельности и т.д. Конституция допускает такое многообразие. Согласно ст. 77 система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
    Статью 11 Конституции нельзя точно уяснить  в отрыве от ст. 3, согласно которой многонациональный народ Российской Федерации не только определяется как единственный источник власти, но и рассматривается в качестве субъекта как ее непосредственного осуществления, так и через органы государственной власти. Таким образом, народ осуществляет государственную власть в Российской Федерации и ее субъектах в равной мере через референдумы и выборы.
    Содержание  ч. 3 ст. 11 Конституции имеет особое значение для нашего государства, поскольку  оно по своей форме является федерацией, а характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.
    Функция разделения властей в РФ изначально усматривается во взаимном контроле и сдерживании одной власти другой. Но в некоторых сферах права (чаще гражданского права) другие власти незачем контролировать, так как всем ставятся самостоятельные задачи, для выполнения которых другие власти заранее некомпетентны или непригодны. Более того, разделение между различными властями служит в первую очередь оптимальному управлению и регулированию индивидуальных и социальных отношений, а для этого необходим критический контроль результатов деятельности различных инстанций.10 Своего рода суммирование самостоятельности различных независимых инстанций способствует только улучшению работы и повышению ее результативности. Ограничение этому - только принцип экономии. И в области правосудия как такового имеются возможности контроля и переоценки дела на основе правовых средств, которые были созданы из-за предположения, что тем самым содержание решения может быть отработано оптимально. Суды на местах иногда скептически сомневаются, что высшая инстанция "умнее" их. Однако они не учитывают того, что любой контроль и любое дополнительное усилие по оценке всех обстоятельств скорее улучшает, чем ухудшает принятое решение. Очень часто высшая инстанция весьма просто вскрывает ошибки, которые устранила бы первая инстанция, если бы она не была связана догматическим восприятием закона. Есть здесь и издержки: если строго следовать принципу экономии, то не исключены несправедливые решения, если же не следовать и допустить бесконечный пересмотр, то право, которое заставляет себя слишком долго ждать, становится бесправием. Едва ли можно обосновать такое положение, когда жалобы в суде часто рассматриваются на протяжении ряда лет, когда подсудимый годами находится в следственном изоляторе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Президент в  системе разделения властей 

§1. Взаимодействие Президента с законодательной властью 

    Законодательную власть в РФ в соответствии со ст. 94 Конституции осуществляет Федеральное Собрание, которое является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Но и у Президента РФ есть ряд законодательных полномочий.
    Глава российского государства выступает  с законодательной инициативой  по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Надо иметь в  виду, что в соответствии с мировым  опытом ни в президентской, ни в полупрезидентской  республике президент не обладает таким правом. Вопрос о наличии или отсутствии у президента права внесения законопроектов должен рассматриваться исходя из конкретной политической ситуации и системы взаимоотношений между ветвями власти. Сегодня в России есть необходимость, чтобы Президент Российской Федерации, осуществляя свою функцию по охране прав и свобод личности, активно выступал с законодательной инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности российского государства.
    Практика  свидетельствует о том, что Президент РФ своевременно использует предоставленное ему право - выступать инициатором законопроектов11. Например, в 2004 году Президентом был внесен ряд важнейших актов, направленных на реформирование структуры государственной власти и укрепление государственной защиты прав граждан. Кроме того, осуществляя правотворческую деятельность, он издает указы, направленные как на защиту прав и свобод всего населения, так и отдельных социальных групп, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других категорий, особо нуждающихся в защите со стороны государства. Частью указов Президента РФ оформляются решения нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц, органов государственной власти и управления12.
    Конституционный Суд Российской Федерации в своем  Постановлении от 30 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности  п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 года13 признал возможность издания указов Президентом, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. Вместе с тем Суд допускает принятие указов Президентом РФ при совокупности определенных условий: а) наличие пробела в законодательном регулировании; б) временное действие указов до принятия соответствующих законов, о чем в них должно быть записано; в) соответствие содержащихся в таких указах положений нормам Конституции РФ и федеральным законам.
    Такой подход к разрешению данной проблемы, учитывающий реальную правовую ситуацию в государстве, на наш взгляд, правильный. Однако он требует уточнения. Президент Российской Федерации должен принимать указы тогда, когда создается действительная необходимость срочно урегулировать определенные отношения, которые еще не урегулированы законом, и невозможно отложение этого решения до принятия соответствующего нормативного акта. В данном случае конкретная ситуация создает для Президента состояние "крайней необходимости" в издании нормативного указа14. Издание таких актов возможно только в той сфере отношений, гарантом которых в силу статьи 80 Конституции является Президент РФ, и только в целях, которые указаны в этой норме (соблюдение и защита прав и свобод, основ конституционного строя, охраны Конституции страны и др.). В порядке реализации этого конституционного положения Президент России издал за последние три года более 100 указов, причем часть их напрямую затрагивает права и свободы как всех граждан, так и отдельных категорий. Так, например, Указ Президента РФ от 25 сентября 2004 года N 1237 "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" был направлен на укрепление взаимодействия органов государственной власти и правозащитных структур. Президент указал на необходимость оказания материально-технической поддержки комиссиям по правам человека, обязал полномочных представителей Президента России привлекать к работе в совещательных органах представителей правозащитных организаций, а также учитывать их мнение при вынесении решений.
    В целом на защиту прав и свобод всех граждан направлено большинство  указов Президента РФ. Однако следует  признать, что указов Президента России, направленных на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, не так много. Это позволяет сделать вывод, что российский Президент не в полной мере реализует свои полномочия как гаранта прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на конституционное ограничение полномочий главы государства на вмешательство в сферу законодательного регулирования общественных отношений, представляется целесообразным, используя согласительные процедуры с парламентариями, осуществлять оперативное и своевременное правовое регулирование всех вопросов, касающихся прав граждан. Это позволит: 1) понять степень владения Президентом реальной информацией о положении дел в стране с правами граждан; 2) использовать адекватные меры, исключающие дальнейшие нарушения; 3) повысить авторитет Президента как гаранта прав граждан.
    Вместе  с тем никоим образом не должно ущемляться право парламента по принятию соответствующего закона, который наиболее детально и четко регламентирует соответствующие отношения15. Президент своим актом, согласованным с парламентом, определяет лишь основу тех или иных действий по защите, ее главную (основную) идею, которая в дальнейшем будет выражена законодательно.
    В целях защиты прав и свобод личности Президент РФ может издавать указы, расширяющие набор прав человека, не урегулированные законом, но не вправе их ограничивать. Таким образом, федеральный закон становится обязательным инструментом для реализации Президентом своих конституционных обязанностей и издания подзаконных правовых установлений. Некоторые ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны в силу статьи 55 Конституции РФ только на основании федерального закона, и установление их указами Президента РФ противоречило бы конституционным нормам.
    Особое  значение имеют послания Президента Российской Федерации. Они не являются обязательными нормативными актами, но служат ориентиром в законодательной деятельности Федерального Собрания по защите прав и свобод личности. Анализ посланий Президента России позволяет сделать вывод, что на протяжении ряда лет глава государства ориентирует все государственные органы на эффективную работу в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан.
    С каждым годом смещаются акценты  защиты тех или иных прав. Это  связано с тем, что в посланиях  делается попытка государственно-правового  анализа современного состояния  российской государственности.
    В каждом из посланий дается не только оценка ситуации в стране, но и долгосрочные приоритеты во всех сферах, в том числе и в деятельности органов судебной власти.
    По  сути, это всегда пусть неполный, но достаточно конкретный и основательный  концептуальный план развития страны.
    8 июля 2000 г. Президент РФ В. Путин  обращается к Федеральному Собранию  с Посланием "Государство Россия. Путь к эффективному государству". Очерчены десять главных проблем:  необходимость налоговой реформы,  введение единой ставки подоходного  налога, в экономике - освобождение предпринимателей от административного гнета, становление такой системы хозяйствования, когда благополучие страны не зависит от иностранных кредитов. Главной же частью Послания стало укрепление вертикали власти.
    3 апреля 2001 г. "Не будет ни революций, ни контрреволюций" - тема второго президентского Послания.
    В числе приоритетов В. Путин назвал разграничение полномочий между  центром и регионами, судебную реформу, модернизацию пенсионного и трудового  законодательства. Период "расползания" государства позади. "Дезинтеграция государства, о котором говорилось в прошлом Послании Федеральному Собранию, остановлена", - подчеркнул В. Путин (Российская газета. 2001. 4 апреля).
    18 апреля 2002 г. В третьем Послании  речь идет о том, что "России надо быть сильной и конкурентоспособной". Отметив "некоторые достижения", Президент заключил, что благоприятную международную конъюнктуру так и не удалось использовать для улучшения положения граждан, продолжается "бессмысленное соревнование между народом и властью". Заявлено о необходимости реструктурирования властной системы, разграничения полномочий центра и регионов. После завершения "военной стадии" спецоперации в Чечне Президент РФ призвал вернуть республику в "правовое пространство России".
    16 мая 2003 г. В центре внимания Президента РФ В. Путина - проблемы национальной безопасности, повышения качества жизни и благосостояния россиян. Впервые поставлена задача удвоения ВВП страны за ближайшее десятилетие, достижения полной конвертируемости рубля. Целью государства названа борьба с бедностью, сказано о необходимости сильной армии, административных реформ во избежание "угрозы распада России". На внешнеполитическом направлении особое внимание - контактам с "Большой восьмеркой" и борьбе с терроризмом.
    26 мая 2004 г. в Послании Президента РФ звучит призыв к тому, чтобы власть поворачивалась лицом к гражданам. Главное - повысить их благосостояние и качество жизни, обеспечить доступным жильем. Конкретизирована задача по удвоению ВВП - не за 10 лет, а к 2010 г. В Послании Президента РФ В. Путина говорится о необходимости снизить инфляцию до 3% в год.
    25 апреля 2005 г. Среди основных задач,  поставленных Президентом РФ  В. Путиным, отмена налога на  имущество, передаваемое по наследству  или путем дарения, упрощение порядка оформления объектов жилой недвижимости, находящейся в собственности граждан, легализация вывезенного капитала. Вводится институт парламентских расследований. Общественная палата призвана осуществлять гражданский контроль за соблюдением прав граждан.
    10 мая 2006 г. Послание Президента  РФ В. Путина сконцентрировано  на семейных и демографических  проблемах, на обороноспособности  страны и ее армии. Выдвинута  идея "материнского капитала" в 250 тысяч рублей. Перед экономикой  страны, по мнению Президента РФ, стоит задача "интеграции в мировую экономику". Тем же, кто незаконно получает выгоду на нуждах граждан, В. Путин пообещал (цитируя Рузвельта) "наступать на мозоли" (Российская газета. 2007. 27 апреля).
    26 апреля 2007 г. в своем Послании  Президент РФ В. Путин заявил: "Мне выступать с политическими завещаниями преждевременно" и тем самым определил приоритеты развития страны на годы вперед (Российская газета. 2007. 27 апреля).
    Политики  как таковой в тексте почти  не было. Разве что инициатива по формированию Совета Федерации. Глава государства предложил ввести обязательное условие для тех, кто желает занять сенаторский пост, в виде десяти лет проживания на той территории, которую те собираются представлять в верхней палате парламента. Ротация будет происходить постепенно, по мере истечения срока сенаторских полномочий. А вот соответствующий закон должны принять уже в этом году. В Послании Президент РФ В. Путин говорит и о всемерном укреплении экономики на долгие годы вперед, стимулировании обрабатывающей промышленности, инновационных методов работы, а также о ставке на нанотехнологии. Особое внимание Президент РФ уделил поднятию статуса русского языка.
    В заключительной части Президент  РФ В. Путин сообщил, что следующее  послание будет делать уже новый  глава государства. Хотя и три предыдущих послания, и нынешнее по длительности исполнения и масштабам задуманного перекрывают еще не один президентский срок.
    По  мнению Фоков А., главного редактора  журнала "Российский судья", послания главы государства выступают основой формирования конституционно-правового механизма защиты прав граждан и всей государственно-правовой стратегии страны.16 Как программно-политический акт послания "обязательны для рассмотрения парламентом и исполнения правительством"17. Необходимо также отметить сдерживающие полномочия главы государства в сфере правозащитного законотворчества. В соответствии с частью 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, в частности, нарушающих права и свободы. При этом необходимо иметь в виду ряд обстоятельств: нормативный акт должен противоречить Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам; нормативный акт должен исходить только от исполнительного органа государственной власти, но не законодательного; действие приостанавливается до решения соответствующих судов об их несоответствии действующему российскому законодательству.
    Кроме того, завершая всю законодательную  деятельность парламента страны, глава  государства наделен правом вето. Право вето позволяет Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности18. Например, в 1998 году Президент России подписал 193 федеральных закона, отклонил 67 (как правило, в связи с имеющимися противоречиями Конституции или федеральным законам), а 9 законов вернул в Государственную Думу без рассмотрения из-за различных нарушений, допущенных при их принятии19. Получила большое распространение практика возвращения законов. Президент имеет право возвратить федеральный закон только в случае, если до его направления Президенту РФ он принимался в обычном порядке (ст. 105 Конституции РФ), а не в порядке преодоления президентского вето. Если же федеральный закон был повторно рассмотрен и одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации (преодоление президентского вето), то Президент не имеет права возвратить такой федеральный закон со ссылкой на нарушение конституционной процедуры повторного рассмотрения и одобрения. Этот вывод вытекает и из Постановления Конституционного Суда от 22 апреля 1996 года20, где указывается, что право возвратить федеральный закон существует у Президента лишь в случае нарушения палатами Федерального Собрания установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия (а отнюдь не повторного рассмотрения и одобрения) федерального закона. 
 

§2. Взаимодействие Президента РФ и исполнительной власти 
 

    В юридической науке существует мнение, что Президент не только руководит Правительством, являясь как бы его верховным руководителем, но и наряду с этим осуществляет через Правительство управленческие функции.
    При всей привлекательности тезиса о  монократическом президентском руководстве исполнительной властью и множестве аргументов в его пользу следует все же признать, что реальные рычаги власти находятся одновременно у нескольких государственных органов и должностных лиц, имеющих по отношению к главе государства не только относительную самостоятельность.
    Обратимся к событиям, связанным с началом  финансового кризиса в августе 1998 года. Можно с большой степенью уверенности утверждать, что решение  о дефолте принимал не Президент, а три - четыре руководителя рангом ниже (Председатель Правительства, глава Центробанка и Минфина). Президент Б. Ельцин "был в курсе", но решение формировалось и осуществлялось другими фигурантами. Вместе с тем отставка им Правительства, возглавляемого Е. Примаковым, а затем В. Степашиным, показала, "кто есть кто" на российском политическом олимпе. В этом смысле конституционные прерогативы по формированию и отставке Правительства Б. Ельцин использовал в 1999 году на сто процентов.21
    В обстановке неясности политического 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.