Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учета выпуска и реализации готовой продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

     Темой данного исследования является учет выпуска и реализации готовой  продукции.
     Целью написания курсовой работы является исследование теоретических основ организации и ведения бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции, рассмотрение системы учета и разработка рекомендаций по ее совершенствованию в исследуемой области на примере конкретного предприятия – ООО «Алтай Корм».
     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием «готовая продукция»; 
- охарактеризовать виды применяемой оценки готовой продукции; 
- рассмотреть процесс документального оформления;
2122111211121                                         
- определить методы учета выпуска и реализации готовой продукции; 
- исследовать нормативное регулирование в области бухгалтерского учета готовой продукции;
1111111111111111111111111111111111111111111111 
- охарактеризовать экономическую деятельность ООО «Алтай Корм»; 
- исследовать организацию бухгалтерской службы на данном предприятии; 
- рассмотреть особенности организации и ведения учета готовой продукции в ООО «Алтай Корм»;
______________________________________________ 
- на основе полученных данных выявить имеющиеся на предприятии недостатки в учете и разработать рекомендации их по устранению, а также предложить меры по совершенствованию учёта готовой продукции
.
Объектом  исследования данной работы является особенности методики учета готовой продукции на производственном предприятии ООО «Алтай Корм». В качестве предмета исследования выступает готовая продукция как теоретическая категория.
     Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: аналитические  методы, общеэкономические методы (сравнения  и обобщения, классификации, группировки  и др.).
     Данная  работа состоит из двух глав, каждая из которых в свою очередь подразделяется на несколько параграфов.
     Первая  глава курсовой работы посвящена  теоретическим вопросам учета готовой  продукции. Изучен исторический подход в определении готовой продукции, дано современное понятие готовой продукции, приведена классификация готовой продукции и виды ее оценки. Также в этой главе рассмотрены документальное оформление и методики учета готовой продукции, приведены документы, обеспечивающие нормативное регулирование бухгалтерского учета готовой продукции.
     Во  второй главе рассмотрена организация  учета выпуска и реализации готовой продукции в ООО «Алтай Корм». Приведена экономическая характеристика данного предприятия, организация бухгалтерской службы, рассмотрена процедура учета готовой продукции и ее документальное оформление. По итогам изучения ведения учета готовой продукции в ООО «Алтай Корм» были выявлены некоторые недочеты.
     Основными результатами курсовой следует считать:
     При рассмотрении теоретических основ учета готовой продукции были замечены  несовершенства нормативно-правовой базы в данной области. В ряде случаев в противоречие вступают Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» ПБУ 5/01, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Методические указания по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов.
     В качестве недостатков в организации бухгалтерского учета готовой продукции в ООО «Алтай Корм» было отмечено отсутствие постоянного систематического контроля за состоянием учета, следовательно неточности в заполнении первичных документов, несоблюдение правил проведения инвентаризации. Исходя из этого предложено создание программы внутрихозяйственного контроля учета выпуска и продаж готовой продукции для устранения имеющихся проблем. Применение указанных рекомендаций поможет оптимизировать учет и приведет его в соответствие с действующими  законодательными нормами.
     Данная  работа содержит таблицы и схемы, помогающие наглядно представить и  структурировать используемую информацию. Список литературы включает 24 источника, в том числе нормативно-правовые акты, учебные пособия и публикации в экономической периодике современных отечественных ученых-экономистов, которые позволили наиболее полно, достоверно осветить выбранную тему.
     Область применения результатов работы заключается в использовании разработанных предложений для совершенствования учета в ООО «Алтай Корм». В связи с тем, что на данном предприятии выявлены неточности в заполнении первичных документов, несоблюдение правил проведения инвентаризации, было рекомендовано создать программу внутрихозяйственного контроля учета выпуска и продаж готовой продукции
 


     СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                                       6
1. Теоретические  основы учета выпуска и реализации  готовой продукции         8
      Экономическая категория готовая продукция                                         8
      Оценка готовой продукции и документальное оформление ее движения                                                                                                    12
      Методики учета выпуска и реализации готовой продукции                17
      Нормативное регулирование бухгалтерского учета готовой     продукции                                                                                                 22
2. Организация  учета выпуска и реализации готовой продукции в
    ООО «Алтай Корм»                                                                                             28
      Краткая экономическая характеристика ООО «Алтай Корм»              28
      Организация бухгалтерской службы                                                       31
      Процедура бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции                                                                                                 34
       2.4. Совершенствование учета готовой продукции в ООО «Алтай Корм»  39
     Заключение                                                                                                       42
     Список  литературы                                                                                          44
 

     
ВВЕДЕНИЕ 

      Готовая продукция является конечным продуктом производственного процесса предприятия. Организации изготовляют продукцию исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых планов  по ассортименту, количеству и качеству выпускаемой продукции.  При этом большое внимание уделяется вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимента, ориентируясь на потребности рынка. Для осуществления этих задач необходима грамотная организация бухгалтерского учета готовой продукции, предполагающая систематический контроль за выпуском и сохранностью готовой продукции, своевременное и правильное документальное оформление движения готовой продукции, проведения расчетов с покупателями, точный расчет сумм за реализованную продукцию, фактических затрат на ее производство и продажу.
      Выпуск  и реализация готовой продукции  завершают кругооборот хозяйственных средств организации, что позволяет ей достичь основной цели деятельности – извлечения прибыли, а также выполнить обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом, поставщиками и возместить прочие производственные затраты. Следовательно, наличие полной и достоверной информации о движении готовой продукции, ее себестоимости является необходимым условием для определения финансовых результатов деятельности организации, обеспечения сохранности запасов, оценки выполнения предприятием своих договорных обязательств, планирования дальнейшей деятельности и решения ряда других задач.
     Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы для совершенствования учета выпуска и реализации готовой продукции в          ООО «Алтай Корм».
     Целью написания курсовой работы является исследование теоретических основ организации и ведения бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции, рассмотрение системы учета и разработка рекомендаций по ее совершенствованию в исследуемой области на примере конкретного предприятия – ООО «Алтай Корм».
 
 
 

 


    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 

     1.1 Понятие готовой продукции
     Товар и деньги возникли в глубокой древности  и обслуживали различные общественные системы. Однако по мере развития производства и обмена товар становится экономической  составляющей.
     Во  все времена ученые стремились понять сущность товарных отношений, законы, которые ими управляют. Выдающееся место в этом отношении принадлежит Аристотелю с его пониманием необходимости обмена продуктами труда, хотя он и оставался сторонником натурального хозяйства. В своих работах он пришел к гениальному для того времени выводу: если один товар обменивается на другой, то это значит, что они равны. Но он не смог выяснить, что лежит в основе равенства товаров. [12, с.134]
     В средние века равенство товаров  трактовалось с теолого-этической  точки зрения, поэтому только в  дальнейшем, когда идеологи буржуазии  в борьбе против феодализма стали  разрабатывать экономическую науку  и обратились к анализу производства, теория товара постепенно получила свое дальнейшее развитие. Меркантилистская теория, возникшая на заре капитализма, не могла дать правильного решения  проблемы. Меркантилисты считали, что  источником богатства является не производство, а лишь процесс обращения, деньги. Родоначальником буржуазной классической политической экономии является Вильям Пети. Он установил, что стоимость товаров определяется сравнительным количеством затраченного на них труда, но ошибочно полагал, что стоимость создается лишь трудом, затраченным на производство денежного товара (серебро), а остальные виды труда создают стоимость лишь вследствие обмена их продукта на деньги.
     Физиократы  в отличие о меркантилистов утверждали, что источником богатства является сельское хозяйство, в котором создается «чистый    продукт». Буржуазная классическая теория получила свое завершение в трудах Адама Смита и Рикардо. Смит выдвинул предположение, что в любой отрасли производства всякий труд создает стоимость. Наряду с трудовой теорией стоимости мы находим у Смита определение стоимости как стоимости труда, покупаемого за данный товар, и как суммы доходов рабочих и капиталистов. И Смит, и Рикардо не исследовали исторического процесса развития обмена и считали капитализм вечным, естественным явлением. В итоге обмен товаров трактовался буржуазными экономистами как внеисторическое явление, обусловленное природой человека. Только Маркс сумел подвести научный подход к экономической теории. Он доказал, что для познания законов товарного производства надо анализировать условия материальной жизни общества, условия производства материальных благ [15].
     Центральной категорией теории товарного производства и теории стоимости как ее составляющей является товар, которому исторически  и логически предшествует категория  «благо». Благо это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам людей.
     Специфической формой экономического блага является товар, то есть товар — это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. По определению К. Маркса, «товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Природа этих потребностей — порождаются ли они желудком или фантазией — ничего не изменяет в деле». Фридрих Энгельс также отмечал, что «для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительской стоимости, посредством обмена». Отсюда мы видим, что товар — это не что иное, как продукт труда, предназначенный для обмена.
     В современной экономической науке  наряду с таким общим понятием, как «товар», существует более узкое  понятие — «продукция».
     В зависимости от экономического назначения продукция делится на: 
- предметы потребления, которые включают продовольственные и непродовольственные товары, удовлетворяющие личные потребности людей; 
- продукцию производственного потребления, т.е. средства производства; 
- продукцию военно-промышленного комплекса
.
     На  уровне государства одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих  результаты экономической деятельности всей совокупности предприятий, является валовой внутренний продукт, который  измеряет стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны. Валовой внутренний продукт  — это прежде всего показатель производства [20, с.78].
     На  микроэкономическом уровне, т. е. на уровне предприятия, продукция по своему составу и назначению делится на валовую и товарную.
     В состав валовой продукции предприятия  включают стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и услуг производственного  характера, предназначенных для  использования как внутри предприятия, так и отпущенных на сторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включается в цену продукции. Валовая продукция характеризует общий объём производственной деятельности предприятия независимо от степени готовности продукции. Это продукция, предназначенная для сбыта и реализации за пределы предприятия (совокупности предприятий или отрасли народного хозяйства).
     Товарная  продукция промышленного предприятия  представляется в денежном выражении, это объем той его продукции, которая подготовлена в данном периоде  к отпуску за пределы его основной деятельности. Она включает произведенные всеми основными, вспомогательными, подсобными и побочными цехами предприятия готовую продукцию, отпущенные в данном периоде на сторону полуфабрикаты и выполненные по заказам других предприятий и организаций работы промышленного характера (услуги) на сторону. В отличие от валовой, продукция товарная не включает изменения остатков незавершенного производства, а также полуфабрикатов своего изготовления, предназначенных к использованию в цехах для производственного потребления.
     Современные экономисты дают следующее толкование понятия «готовая продукция»:
Готовая продукция – это изделия, полностью  законченные обработкой, соответствующие  стандартам или утвержденным техническим  условиям, принятые на склад или  заказчиком.
    В ПБУ 5/01и Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов готовая продукция определяется как часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Изделия, которые не прошли всех стадий технологической обработки, испытаний и технологической приёмки, считаются не законченными и входят в состав незавершённого производства предприятия.
    Из  этого следует, что продукция  относится к готовой при выполнении следующих условий:
- окончания производственного цикла в соответствии с технологическим режимом ее изготовления; 
- приемки продукции в соответствии с установленными техническими параметрами и другими стандартами, используемыми в организации; 
- документального оформления и сдачи продукции на склад или передачи продукции на месте ее изготовления, минуя склад, непосредственно заказчику (покупателю).[22, с.374]

     В зарубежной практике ведения бухгалтерского учета, так же как и в российской, существует понятие «готовая продукция». Рассматривая трактовку готовой  продукции в международных стандартах финансовой отчетности и сопоставляя смысл и экономическое содержание данного понятия с понятием по российским стандартам, можно сделать вывод, что они идентичны.
     Таким образом, понятие «готовая продукция» в трудах экономистов появилось  не сразу. Исторически ему предшествовало понятие «товар», являющееся более  широким. Именно ему посвящено множество  исследований ученых разных эпох и экономических течений, но рассматривая эволюцию представлений о товаре, мы затрагиваем сущность готовой продукции. В настоящее время понятие «готовая продукция» принято толковать достаточно однообразно благодаря действующим законодательным документам в сфере бухгалтерского учета. 
 

     1.2 Оценка готовой продукции и документальное оформление ее движения
     Важным  вопросом при учете готовой продукции  является ее оценка.
     В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции:
    1. по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется в основном при единичном и мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры. Данный способ является наиболее точным, но его применение связано с трудоемкостью получения результатов [14, с. 318];
    2. по неполной (сокращенной) производственной себестоимости. Исчисляется по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции;
    3. по плановой (нормативной) производственной себестоимости. Данная себестоимость выступает в качестве твердой учетной цены, поэтому возникает необходимость выявления отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Этот метод учета используется в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой продукции;
    4. по сокращенной плановой производственной  себестоимости. При применении  этого метода сопоставляются  уровни плановой или нормативной  и фактической себестоимости  только в части приходящейся  на условно-переменный затраты.
      Все перечисленные методы прямо  разрешены к применению пунктом 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности РФ. Кроме того, на практике часто применяются разновидности перечисленных методов оцени:
    - по  оптовым ценам реализации. Оптовые  цены используются в качестве  твердых учетных цен. Отклонения  фактической себестоимости продукции  учитывают на отдельном аналитическом  счете. При устойчивых оптовых  ценах этот вариант оценки  продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять  оценку продукции в текущем  учете и отчетности, что важно  для контроля за правильным  определением товарного выпуска.  При значительном колебании уровня  оптовых цен данный способ  теряет свои преимущества; Фактически этот метод оценки является разновидностью метода оценки по плановой (нормативной) производственной себестоимости. Разница лишь в том, что к плановой себестоимости готовой продукции добавляется плановая прибыль (исчисленная на основе плановой рентабельности) организации либо норма прибыли, характерная для данного региона или отрасли. [13, с. 258]
    - по  свободным отпускным ценам и тарифам. Этот метод является разновидностью метода оценки по плановой (нормативной) себестоимости и применяется при выполнении единичных заказов и работ. В данном случае в качестве свободных отпускных цен используются договорные цены.
    - по  свободным рыночным (продажным) ценам. Используется при учете товаров, реализуемых через розничную сеть.
    При использовании в текущем учете  нормативной (плановой) себестоимости  или продажных цен возникает  необходимость выявления и распределения  указанных стоимостных отклонений (разницы) между отгруженной, проданной  продукцией и ее остатками на складе и в отгрузке.
     В бухгалтерском балансе готовая продукция отражается по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости.[8]
    Международными  стандартами принято оценивать  готовую продукцию по фактической  производственной себестоимости, если она ниже возможных рыночных цен  ее реализации, а при снижении продажных  рыночных цен – по ценам возможной  реализации. Возникающие разницы  списываются на финансовые результаты данного отчетного периода. [21, с. 232]
     На  предприятии информация о ее наличии  и движении формируется по местам хранения и материально ответственным  лицам. Учет готовой продукции ведется  по укрупненным группам:
     -  изделия основного производства;
     -  товары народного потребления;
     -  изделия, изготовленные из отходов;
     -  запасные части.
     Далее готовая продукция предприятия  учитывается по наименованиям с  разделением по отличительным признакам: марки, артикулы, модели. Кроме того, готовая продукция учитывается  в натуральных, стоимостных и  условно-натуральных показателях.  Натуральные показатели характеризуют вес, количество, размер. Стоимостным показателем произведенной готовой продукции является денежное выражение ее объема. Условно-натуральные измерители необходимы для получения обобщенных данных по учету однородной продукции. Количество такой продукции по видам пересчитывают с помощью определенных коэффициентов в условный вес, сорт, типоразмер и т.п. Коэффициенты соотношения определяются в зависимости от содержания полезного вещества в продуктах, трудоемкости их изготовления, уровня затрат, длительности производственного цикла [24].
     Учет  движения готовой продукции состоит из двух этапов:
    поступление готовой продукции на склад;
    отпуск готовой продукции со склада покупателям.
      Для учета передачи готовой продукции  из производства в места хранения в качестве первичного документа применяется накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма № МХ-18). Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего готовую продукцию. Один экземпляр служит сдающему структурному подразделению основанием для списания продукции, а второй — принимающему складу для ее оприходования. Накладная подписывается материально ответственными лицами сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения продукции.
      Кроме того, сдачу продукции из производства на склад можно оформлять приемо-сдаточными накладными, актами, спецификациями или другими документами, которые выписывают в цехах в двух экземплярах. В накладной указываются цех-сдатчик, склад-получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи и количество сданной продукции. Накладная может составляться за день или за несколько дней. Подписывается накладная представителем цеха-сдатчика, склада-получателя и отдела технического контроля. Один экземпляр передается кладовщику, а другой с распиской о приеме продукции остается в цехе. [19, с.264]
      Наряду  с накладными или актами приема-сдачи  применяются накопительные ведомости, которые выписывают на каждое наименование продукции. В накопительной ведомости отражаются все операции по сдаче продукции за месяц. Такой учет облегчает контроль за выпуском изделий, сокращает количество первичных документов.
  На  предприятиях на каждое наименование продукции бухгалтерия открывает карточку складского учета и выдает ее работнику склада под расписку в реестре карточек. Карточки размещаются в картотеке склада по номенклатурным номерам продукции. Материально ответственное лицо производит записи в карточках по каждому приходному и расходному документу отдельной строкой. После каждой записи определяется остаток готовой продукции и записывается в соответствующей графе.
     В автоматизированном складском хозяйстве  вместо карточек и книг применяют  машинограммы — ведомости, отражающие остатки и движение готовых изделий. Использование машинограмм ускоряет процесс регистрации и отражения этих данных, усиливает контроль за движением и состоянием готовых изделий на складе и повышает эффективность оперативного управления складским хозяйством. [16, с.374]
     Отпуск  готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании накладных. В качестве типовой формы может быть использована форма М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».
     Организации различных отраслей производства могут применять специализированные формы (модификации) накладных и других первичных учетных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции.
  На  основании накладных на отпуск готовой  продукции и иных аналогичных  первичных учетных документов в  организации выписывают счета-фактуры  по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную  стоимость.
      На  предприятии могут разрабатываться  формы первичных учетных документов, основываясь на специфике деятельности. При этом следует иметь в виду, что первичные документы, разработанные предприятием, должны иметь обязательные реквизиты и должны быть утверждены в учетной политике предприятия.
      Российское  бухгалтерское законодательство позволяет  выбирать организациям наиболее рациональный способ ведения учета готовой  продукции. Это проявляется как  в рекомендательности предлагаемых форм первичных документов, так и в наличии нескольких способов оценки, по которой может вестись учет.
    1.3 Методики учета выпуска и реализации готовой продукции
     Учет  наличия и движения готовой продукции  осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями  отраслей материального производства.
     Синтетический учет готовой продукции может  осуществляться в двух вариантах:
    без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
    с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
     При первом варианте, являющемся традиционным для отечественной учетной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости.
     В течение месяца по дебету счета 20 «Основное производство» собираются все затраты, связанные с производством продукции и формируется фактическая себестоимость.
     Дебет 20 «Основное производство»
     Кредит 10 «Материалы», 70 «Расчеты  с персоналом по оплате труда»,   69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 02 «Амортизация основных средств», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.
     Себестоимость входит в состав готовой продукции (счет 43«Готовая продукция»), отгруженных товаров (счет 45«Товары отгруженные»), и продажи (счет 90«Продажи»), поэтому она списывается на эти счета.
     Дебет 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи»
     Кредит 20 «Основное производство»
     Аналитический учет отдельных видов готовой  продукции осуществляют по учетным  ценам с выделением отклонений фактической  себестоимости готовой продукции  от стоимости по учетным ценам  и учитываемых на отдельном аналитическом  счете [17, с. 474].
     Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».
     Дебет 43 «Готовая продукция»
     Кредит 20 «Основное производство» (готовая продукция по учетным ценам)
     В конце месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции, определяют отклонение фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция».
     Дебет 43 «Готовая продукция»
      Кредит 20 «Основное производство» (дополнительная проводка, если фактическая себестоимость превышает стоимость по учетным ценам) 
 

     (проводка  – красное сторно, если стоимость готовой продукции по учетным ценам превышает ее фактическую себестоимость)
     При признании в учете выручки  от продажи готовой продукции  ее стоимость списывается со счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета             90 «Продажи».
     Дебет 90 «Продажи»
     Кредит 43«Готовая продукция»
     Если  выручка от продажи отгруженной  продукции определенное время не может быть признана, то эта продукция  учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» до момента признания. При ее фактической отгрузке производится запись:
     Дебет 45«Товары отгруженные»
     Кредит 43«Готовая продукция»
     По  окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости  ее по учетным ценам и списывают  с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом «красное сторно» и дебет счетов 45«Товары отгруженные» или 90«Продажи».
     Дебет 45«Товары отгруженные»,90 «Продажи»
     Кредит 43 «Готовая продукция» (дополнительная проводка, если фактическая себестоимость превышает стоимость по учетным ценам)
       

     (сторнировано  отклонение, если стоимость по учетным ценам больше стоимости по фактической себестоимости)
     При втором варианте, при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 «Готовая продукция» по нормативной или плановой себестоимости.
     Использование производственными предприятиями категории нормативной себестоимости приближает отечественную систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции к международно принятой системе учета «стандарт-кост». Ее основные достоинства заключаются в возможности контроля над затратами путем сопоставления фактических значений с нормативными и принятия оперативных мер в процессе производства, а не только в конце отчетного периода. К недостаткам этой системы можно отнести увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ, необходимость организации учета как в пределах норм, так и по отклонениям от них, введение специальных счетов отклонений.[16, с. 376]
     По  дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту — нормативную или плановую себестоимость.
     Фактическую производственную себестоимость продукции  списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40«Выпуск продукции (работ, услуг)».
     Дебет 40«Выпуск продукции (работ, услуг)»
          Кредит20«Основное производство», 23«Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
     Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита  счета 40«Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счетов 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи».
     Дебет 43«Готовая продукция»,90 «Продажи»
     Кредит 40«Выпуск продукции (работ, услуг)»
     Сопоставлением  дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40«Выпуск продукции (работ, услуг)» на первое число месяца определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой и списывают с кредита счета 40«Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию – способом «красное сторно». Счет 40«Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет [23].
       Дебет 90 «Продажи»
     Кредит 40«Выпуск продукции (работ, услуг)» (дополнительная проводка, если фактическая себестоимость превышает плановую)
       

     (проводка  «красное сторно», если плановая  превышает фактическую себестоимость)
     При использовании счета 40«Выпуск продукции (работ, услуг)» отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по готовой, отгруженной и реализованной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи» [18, с. 364].

     Для расчета полной фактической себестоимости  готовой продукции необходимо организовать не только учет ее производственной себестоимости, но и учет коммерческих расходов. Коммерческие расходы представляют затраты на отгрузку и продажу готовой продукции, работ, услуг.

     Синтетический учет расходов организуется на собирательно-распределительном счете 44 «Расходы на продажу», по дебету которого накапливаются суммы произведенных расходов по продаже продукции:

     Дебет 44«Продажи»

     Кредит 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 16«Отклонение в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»  и др.

     Для определения финансового результата деятельности организации, занимающейся промышленной и иной производственной деятельностью, коммерческие расходы, собранные на счете 44 "Расходы  на продажу", списываются на счет 90 «Продажи» частично.

     При частичном списании производится ежемесячное  распределение расходов на упаковку и транспортировку готовой продукции  между отдельными видами отгруженной  продукции пропорционально их весу, объему, производственной себестоимости  и другим базам, принятым в организации  и заявленным в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

     Финансовый  результат от продаж готовой продукции  ежемесячно выявляется на счете 90 «Продажи». На данном счете обобщается информация о доходах и расходах, связанных с продажей готовой продукции, и формируется финансовый результат по ним. По дебету собираются расходы, по кредиту – доходы и путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов определяется размер прибыли (или убытка) от продажи, на сумму которой делают проводку:
     Дебет 90«Продажи»
     Кредит 99 «Прибыли и убытки» (на сумму прибыли, если дебетовый оборот меньше кредитового) или
     Дебет 99 «Прибыли и убытки»
     Кредит 90«Продажи» (на сумму убытка, если дебетовый оборот больше кредитового).
     Выбор одного из методов учетов готовой принадлежит организации и должен быть закреплен в учетной политике. При выборе метода, надо исходить из того, имеется ли потребность заинтересованных пользователей в той информации, которая может быть получена с использованием соответствующего метода, а также возможности организовать не только эффективную схему учета и документооборота, но и обработать полученные данные для управленческих целей. 
 

    1.4 Нормативное регулирование бухгалтерского учета готовой продукции
     Большое значение для правильной организации  учета готовой продукции и  ее реализации имеет нормативное  регулирование, устанавливающее основные методы и способы организации  данной области учета.
     Общее методологическое руководство бухгалтерским  учетом осуществляет Правительство  РФ и Министерство Финансов РФ.
     В настоящее время в России применяется 4-уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учет:
    Указы, постановления, законы, принятые правительством РФ;
    Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;
    Письма, инструкции, методические рекомендации, издаваемые Министерством Финансов РФ;
    Рабочие документы фирмы.
     На  первом уровне основным документом, который  регулирует организацию бухгалтерского учета в России, является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете». Он дает определения основным понятиям, которые используются в бухгалтерском  учете, основные требования к организации  бухгалтерского учета на предприятиях.
     Налоговый кодекс РФ касается учета готовой  продукции в основном в части  расчетов с бюджетом по налогу на добавленную  стоимость и акцизов, а также дает определение такому понятию, как «реализация товаров, работ, услуг» и приводит принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. 
     Гражданский кодекс РФ определяет общие положения  о купле-продаже, расчетах с покупателями, переходе прав собственности на продукцию.  Так, дано понятие договора купли-продажи, определено, что понимать под сроком исполнения обязанности передать товар, оговорены обязанности и ответственность  продавца в части исполнения им своих  обязательств, последствия в случае невыполнения обязательств и даны другие основные понятия.
     Трудовой  кодекс РФ используется при решении  вопросов привлечения к материальной ответственности  за ущерб, причиненный  недостачей или порчей готовой продукции.
     Второй  уровень нормативного регулирования  учета готовой продукции составляют Положения по бухгалтерскому учету  ПБУ 5/01,  ПБУ 9/99 и       ПБУ 10/99.
     Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учете  информации о материально-производственных запасах организации и определяет, что готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для дальнейшей реализации. Также ПБУ 5/01 определяет способы оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство и ином выбытии:
     -  по себестоимости каждой единицы
     -  по средней себестоимости
     - по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
     Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы  организации» определяет, что доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции  и товаров, поступления, связанные  с выполнением работ, оказанием услуг. В ПБУ 9/99 перечисляется ряд условий, при которых выручка признается в бухгалтерском учете:
     а) организация имеет право на получение  этой выручки, вытекающее из конкретного  договора или подтвержденное иным соответствующим  образом;
     б) сумма выручки может быть определена;
     в) имеется уверенность в том, что  в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод  организации в случае, когда организация  получила в оплату актив либо отсутствует  неопределенность в отношении получения  актива и др.
     В Положение по бухгалтерскому учету  ПБУ 10/99 «Расходы организации» дается понятие расходам по обычным видам  деятельности – это расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Также в ПБУ 10/99 приведены особенности принятия к учету расходов для различных организаций.
     На  третьем уровне порядок отражения  готовой продукции в бухгалтерском  учете определен Планом счетов и  Инструкцией по его применению, а  также методическими указаниями. В Инструкции дана характеристика синтетического счета по учету готовой продукции  и приведена типовая схема  корреспонденции его с другими  синтетическими счетами. Так, согласно Плану счетов учет готовой продукции  ведется на активном счете 43 «Готовая продукция». Счет предназначен для  обобщения информации о наличии  и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями, осуществляющими  промышленную, сельскохозяйственную и  иную производственную деятельность. Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам готовой  продукции.
     В Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов дается определение готовой  продукции (такое же как в ПБУ5/01) и способы ее оценки.
     Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств устанавливают  общий порядок проведения инвентаризации, а также правила, относящиеся  отдельным видам имущества и  финансовых обязательств. В частности  данный документ содержит правила проведения инвентаризации товаро-материальных ценностей, в том числе и готовой продукции.
     На  уровне организации разрабатывается  учетная политика, которая в части  регулирования учета готовой  продукции содержит принципы ее отражения и оценки. На основе Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов каждая организация утверждает Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень используемых синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
     На  основании представленных нормативных документов ведется учет готовой продукции на предприятиях. Каждый последующий уровень нормативного регулирования конкретизирует порядок ведения бухгалтерского учета по отдельным объектам, отраслям, видам организаций. В случае возникновения противоречий в документах приоритет имеет документ более высокого уровня.
     Основная  цель законодательства РФ о бухгалтерском  учете — обеспечить единообразный  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций организаций. Назначение рабочей документации – определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов.
Таким образом, в применяемой нормативно-правовой базе существуют некоторые недостатки в области учета готовой продукции.
Например, в разделе 4 "Учет готовой продукции" Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов не достаточно полно освещены вопросы документального оформления и учета поступления готовой продукции на склад.
Также проблемы обнаруживаются и при подробном  рассмотрении ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Поступившая из цеха на склад готовая продукция является частью материально-производственных запасов предприятия. Это прямо указано в пункте 2 ПБУ 5/01. Однако порядок ее учета существенно отличается от учета других МПЗ: материалов, сырья и товаров.
Согласно  пункту 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Причем фактическую себестоимость произведенной в течение месяца продукции по большому счету можно определить только в конце периода, когда будет начислена заработная плата рабочим, определена стоимость затраченной электроэнергии и так далее.
В то же время готовая продукция может  быть реализована и значительно  раньше конца месяца, что допускается  пунктом 200 Методических указаний, в  котором говорится, что покупатель (заказчик) может принять готовую продукцию (для него это товар или сырье), сдача которой на склад затруднена, на месте ее изготовления, комплектации или сборки. Помимо этого, готовая продукция может отгружаться покупателю (заказчику) непосредственно из этих мест. Выход лишь один, если на момент отпуска готовой продукции организация не может определить ее фактическую себестоимость, она просто вынуждена применять учетные цены.
Пунктом 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрено, что в бухгалтерском
балансе готовая продукция отражается по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости либо по прямым статьям затрат.
В пункте же 203 Методических указаний сказано, что  только нормативная себестоимость  остатков готовой продукции определяется по прямым статьям затрат.
Действительно, в системе российского официального бухгалтерского учета не разрешается  определять фактическую себестоимость по прямым статьям затрат. Зато разрешается применять сокращенную производственную себестоимость, то есть за вычетом коммерческих и общехозяйственных расходов.
Рассматривая  данное противоречие в нормативной базе можно отметить следующее. Методические указания изданы позднее, чем Положения по ведению бухгалтерского учета. В этом случае приоритет имеет более свежий документ.
Стремительность изменений, происходящих в хозяйственной жизни, требует регулярного обновления нормативно-правовой базы и порождает ситуацию, когда нормативно-правовые документы, принятые в 1998-2001 годах, уже не отвечают в полной мере потребностям сегодняшнего дня. Это в свою очередь приводит к противоречиям между нормативными актами. В ряде случаев для разрешения возникших коллизий между нормами Минфин принимает Письма, в которых разъясняет, каким порядком следует руководствоваться в подобной ситуации. Однако подобный порядок не является правовым, так как нормы характеризуются строгой соподчиненностью и иерархичностью, поэтому письмо исполнительного органа власти не может как определять место нормативно-правового акта в системе правового регулирования, так и отменить их действие, а значит, не может и устранить имеющихся противоречий. Поэтому в данной ситуации назревает необходимость менять систему подготовки и утверждения нормативных документов в России.
 


    2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «АЛТАЙ КОРМ» 

     2.1Краткая экономическая характеристика ООО «Алтай Корм»
     Общество  с ограниченной ответственностью «Алтай Корм» является одним из предприятий по производству кормов. ООО «Алтай Корм» зарегистрировано 10.01.2005 года постановлением Главы администрации Центрального района г. Барнаула № 1297, свою деятельность организует на основании Устава предприятия, в соответствии с Гражданским Кодексом, Законом РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и с нормативными актами.
    Данное  предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, фирменное наименование, бланки и печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в учреждениях банков. ООО «Алтай Корм» обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли.
     Основной  целью деятельности ООО «Алтай Корм» является извлечение прибыли, а также удовлетворение потребностей сельскохозяйственных предприятий в кормах для животных.
     Для достижения вышеуказанных целей  ООО «Алтай Корм» осуществляет следующие виды деятельности:
     - производство комбикорма для всех видов сельскохозяйственных животных и птицы;
     - оптовая и розничная торговля  товарами сельскохозяйственного назначения (комбикорма, отруби и т.д.);
     - осуществление посреднической (агентской)  деятельности;
     - оказание транспортных, экспедиционных и складских услуг. 
 
 

Таблица 2.1 - Основные экономические показатели (тыс. руб.)
Показатели Исследуемые года
2007г. 2008г. 2009г.
Выручка (нетто)от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 18230 17862 18890
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (15981) (14772) (16522)
Валовая прибыль 2249 3090 2368
Коммерческие  расходы (1762) (1975) (1870)
Управленческие  расходы (13) (9) (12)
Прибыль(убыток) от продаж 286 377 498
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 268 209 250
             
     Из  таблицы 2.1 видно, что:
    Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 5,4%, в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 2,1%.
    Показатели себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг также в течение рассматриваемого периода изменялись как в сторону уменьшении, так и сторону увеличения. Себестоимость проданной продукции, работ, услуг формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанным как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды.
    Управленческие расходы в течение рассматриваемых трех лет так же изменяются. Это может быт связано с тем, что происходит изменение таких показателей, как: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления, расходы на ремонт машин, оборудования, станков; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; другие аналогичные по назначению расходы.
     Анализируя  данные, приведенные в Таблице 2.1 можно посчитать показатели, характеризующие  эффективность деятельности ООО  «Алтай Корм» в динамике. Наглядно это можно отследить по таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Показатели эффективности деятельности (%)

и т.д.................


Показатель

Исследуемые года
2007 г. 2008г. 2009г.
    Коэффициент валовой  прибыли
12,3 5,8 12,5

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.