На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Земская и городские реформы 19 в

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Земская реформа.
Земская реформа  вводилась “Положением о губернских и уездных
учреждениях “  от 1 января 1864 года.
Она вводила  новые выбираемые, но с ограниченными  правами, органы
местного самоуправления - уездные и губернские земства.
Согласно “Положению...” земские учреждения должны были состоять из
представителей ( в лице избранных гласных) всех сословий, что формально
соответствовало принципу представительства. Избирательное  право
обусловливолось , в основном, имущественным цензом.
Законом предусматривалось создание 3-х избирательных курий :
Уездных землевладельцев, состоявшую преимущественно из дворян - помещиков ,
для участия  в которой требовался высокий  имущественный ценз. В первой
группе были представлены крупные землевладельцы, имеющие не менее 200
десятин , а также  собственники крупных торгово-промышленных предприятий и
недвижимого имущества, стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Мелкие
землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин, объединяясь, выдвигали лишь
уполномоченных;
Городской курии, участники которой должны были располагать купеческим
свидетельством  либо предприятием определенного размера. Остальное население
городов - мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие и  др. - в выборах гласных
не участвовало.
Сельской курии, в которой не устанавливался имущественный ценз, но
была введена  система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на
волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое уже
избирало земских  гласных.
Обратимся к  тексту “Положения...”, статьи 23 и 28 которого четко
указывает на группы лиц, обладающих правом голоса по куриям:
“ Статья 23:
В избирательном  съезде уездных землевладельцев  имеют право голоса:
а) лица, владеющие  в уезде на праве собственности  пространством
земли , определенным для того уезда в прилагаемом  расписании;
б) лица, владеющие  в уезде другим недвижимым имуществом , ценою не
ниже пятнадцати тысяч рублей , а также владеющие  в уезде промышленным или
хозяйственным заведением не ниже той же капитальной  стоимости или имеющие
годовой оборот производства не ниже шести тысяч рублей;
......
г) уполномоченные от нескольких землевладельцев , а также  от разных
учреждений и  товариществ, владеющих в уезде  пространством земли, не
достигающим положенного  в первом пункте сей статьи размера, но составляющим
не менее двадцатой доли оного.
Примечание: В  избирательном съезде землевладельцев  участвуют лично
или через уполномоченных те крестьяне, которые приобрели  в собственность,
вне пределов крестьянского  надела, участки земли , достигающие  размеров,
указанных в  пунктах “а” и “г”. “ 1
В городских  избирательных съездах участвуют :
а) лица, имеющие  купеческие свидетельства;
б) владельцы  находящихся на городской земле  фабрик и других
промышленных  или торговых заведений, годовой  оборот производства коих не
менее шести  тысяч рублей; 
 

1. Полное собрание  законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
“ Статья 28: 

в) лица, владеющие ... недвижимой собственностью , оцененною  для
взимания налога в городских поселениях от 2000 до 1000 жителей - не менее
одной тысячи рублей и во всех прочих городских поселениях - не ниже
пятисот рублей. “ 1
Число гласных, подлежавших избранию, распределялось между указанными
группами избирателей  так, что заранее обеспечивалось преобладание в земском
собрании представителей от землевладельцев, т.е. в основном - помещиков-
дворян. Так избиралось уездное земство . Выборы гласных  в губернское
земское собрание происходили на уездных земских  собраниях.
Таким образом, системы выборов во “всесословное” земство на самом
деле гарантировало  руководящую роль дворянства, составлявшее вместе с
представителями крупной буржуазии , подавляющее  большинство в земстве.
В 1865-1967 гг. примерно по 30 губерниям в уездных земских  собраниях
гласные- дворяне  составляли около 42 %, купцы и прочие - 20 %, крестьяне -
30 %. В губернских  земских собраниях дворяне имели 74 % гласных, крестьяне
- только около  11 %.
Земское собрание и земская управа ( исполнительный орган, состоящий
из председателя и двух членов) избирались на три  года: 

“ Статья 38:
Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые министром
внутренних дел  по особому расписанию губерний”. 2
В качестве исполнительного  органа на три года уездным земским
собранием создавалась  земская управа, состоящая из председатели и двух
членов. ( Ст. 46)
Председатель  уездной управы утверждался в  должности губернатором, а
председатель  губернской управы- министром внутренних дел:
“ Статья 48 : Избранный  земским собранием председатель уездной управы
утверждается  в этой должности начальником  губернии”.3
Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был строго
ограничен пределами  “местных нужд” уезда и губернии, нужд хозяйственного
порядка. Для  его определения обратимся к  тексту “Положения...”:
“ Статья 2:
Дела, подлежащие ведению земских учреждений в  губернии или уезде, по
принадлежности, суть:
Заведывание имуществами , капиталами и денежными сборами земства;
Устройство и  содержание принадлежащих земству  здание, других сооружений и
путей сообщения, содержимых за счет земства;
Меры обеспечения  народного продовольствия;
Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры
призрения; способы  прекращения нищенства; попечение  о построении церквей;
Управление делами взаимного земского страхования  имуществ;
Попечение о  развитии местной торговли и промышленности;
Участие, преимущественно  в хозяйственном отношении и в пределах, законом
определенных, в  попечении о народном образовании, о народном здравии и о
тюрьмах;
Содействие к  предупреждению падежей скота, а  также по охранению хлебных
посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими
вредными насекомыми и животными;
Исполнение возложенных  на земство потребностей воинского  и гражданского
управления и  участие в делах почтовой повинности; 

1. Полное собрание  законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
2. Там же.
3. Там же 

Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по
губерниям и  уездам возлагается на земские учреждения на основании изданных
о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных;
Назначение, раскладка , взимание и расходование... местных сборов для
удовлетворения  земских потребностей губернии или  уезда;
Представление через губернское начальство высшему  правительству сведений
и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных  польз и нужд;
Производство  выборов в члены и другие должности, по земским учреждениям и
назначение суммы  на сохранение этих учреждений ;
Дела, которые  будут вверены земским учреждениям  на основании особых
уставов, положений  или постановлений. “ 1 

Как видим, обязанности  земства были довольно широки и разносторонни.
Но земства  не могли вмешиваться в содержание работы школ ; постановка
учебного дела регламентировалась и была под наблюдением  чиновников
министерства  народного образования.
Земства не имели  права опубликовывать отчеты о своих  заседаниях без
разрешения губернатора, им запрещалось вступать в сношения с земствами
других губерний.
“Положение...”  специально оговаривало поднадзорность земств
государственной власти и зависимость от нее :
“ Статья 9: Начальник  губернии имеет право остановить исполнение
всякого постановления  земских учреждений, противного законам  или общим
государственным интересам”. 2
Земства были введены  не везде. Ряд губерний, где дворянско-помещечье
землевладение отсутствовало или было незначительным (например- в
Архангельской, Астраханской губерниях, в Сибири и Средней Азии) , был лишен
земских учреждений. Земство не было введено в западных губерниях империи (
Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украине и на Кавказе, т.к. там
русских помещиков  было мало.
Земство выражало процесс развития страны, содействовало этому
развитию.
Земства оказывали  содействие распространению агрономических знаний в
деревне, помогали развитию кустарной промышленности, налаживали статистику
по хозяйству, культуре , быту, усиливали врачебную  помощь населению через
земских врачей и больницы, учреждали школы. 

На культурно-просветительные  нужды ассигнования земства к 70-м  годам
составляли примерно 15-20 % их бюджета.
Земства не могли  “ выходить из круга указанных  им дел”:
“ Статья 7 :
Земские учреждения не могут выходить из круга указанных им дел;
посему они  не вмешиваются в дела, принадлежащие  кругу действий
правительственных, сословных и общественных властей  и учреждений”.3
И все же деятельность земств содействовали индустриальному  развитию
страны. Работа в земствах способствовала формированию гражданского
сознания.
Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и
централизованной  системы . В ходе ее реализации не было создано органа,
возглавляющего  и координирующего работу всех земств . 

1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
2. Там же
3. Там же
Когда в 1865 году Санкт-Петербугрское губернское земское  собрание
поставило вопрос об образовании такого органа, оно  было попросту закрыто
правительством.
Реформа не создала  также и нижнего звена , которое могло бы замкнуть
систему земских  учреждений - волостного земства. Такие  попытки также
пресекались правительством в зародыше.
Правительство законодательным путем внедряло дворянство в земства-
председателями  земских собраний стали предводители губернского и уездного
дворянства.
Отсутствие достаточных  материальных средств ( они формировались  за
счет обложения  специальным налогом местного населения. В 1866 году было
запрещено брать  налоги с торговых и промышленных предприятий) и
собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от
правительственных органов. 
 

2. Городская  реформа. 

В пореформенной  России очень быстро наметился процесс  развития
городов. Архаичность  системы городского управления проявилась уже в момент
ликвидации крепостного  права . Весной 1862 года началась разработка основ
городской реформы . В губернских и уездных городах  были созданы комиссии ,
которые подготовили  свои предложения по городской реформе. Большинство
комиссий высказывалось  в пользу “всесословности” избирательных прав
городского населения. Однако широкое толкование принципа “всесословности”
не устраивало правительственные круги, поэтому  рассмотрение проекта
городового положения  искусственно затягивалось.
И все же 16 июня 1870 года было утверждено “Городовое положение”,
что стало второй значительной реформой местного самоуправления.
Городская дума избиралась для “попечения о распоряжении по
городскому хозяйству  и благоустройству“1 , а надзор за ней возлагался на
губернаторов.
Гласные городской думы избирались на четыре года по куриям,
создаваемым в  зависимости от размера уплачиваемого  налога.
В выборах в  органы городского самоуправления принимал участие
довольно широкий  круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к
следующему ( Статья 17 “Городового положения”):
“ Всякий городской  обыватель , к какому бы состоянию  он ни
принадлежал, имеет  право голоса в избрании гласных  при
следующих условия:
если он русский  подданный
если ему не менее 25 лет от рождения
если он, при  этих двух условиях , владеет в городских пределах на праве
собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору  в пользу города, или
содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству  купеческому,
или же, прожив в  городе в течение двух лет сряду  перед производством
выборов ... уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств:
купеческого или  промыслового на мелочный торг, или  прикащицкого 1-го
разряда, или  с билетов на содержание промышленных заведений и
если на нем  не числится недоимок по городским сборам.”1
Не допускались  к выборам лица, подвергшиеся суду, отрешенные от
должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические  лица и
женщины принимали  участие в выборах через представителей. 
 

1. “Хрестоматия  по истории СССР 1861-1917 гг “  под ред.
В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое  положение, ст. 1 ”,
стр.87
Все городские  избиратели в соответствии с имущественным (податным)
цензом делились на три группы, каждая из которых  избирала одну третью часть
гласных в городскую  думу: 

“ Статья 24:
Все лица, имеющие  право на участие в выборах, заносятся  в список по
мере убывания сумм сборов с них и делятся  на три группы по одной трети всех
собранных сборов. Каждая группа выбирает одну треть  общего числа
гласных...” 1 

Таким образом, на первые две трети всех избирателей, по имущественному
положению падал  максимальный процент избранных  гласных.
Вот что пишет  о выборах в городскую думу по куриям бывший московский
городской голова Б.Н.Чичерин:
“Вся сумма  городских сборов делилась на три  части. Самые крупные
плательщики уплачивали первую треть и составляли первый разряд, средние -
второй, а мелкие - третий.
Каждый разряд избирал равное с другими количество гласных; но так как
крупных плательщиков было меньше, то они, естественно, получали перевес.
Эта система, заимствованная у Пруссии, отдала городское управление в руки
купечества , которое  своим богатством значительно возвышалось  над
остальными сословиями. Юридическая всесословность фактически привела к
преобладанию  одного сословия.”2
Компетенция городского самоуправления была установлена в тесных
рамках хозяйственных  вопросов, о чем лучше всего  говорит текст “Городового
положения”:
“статья 2:
К предметам  ведомства городского общественного  управления
принадлежат:
дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении
города согласно утвержденному плану;
. заведывание  устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых,
тротуаров, городских  общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных
труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, и
равно и освещение  города;
. дела, касающиеся  благосостояния городского населения:  меры к обеспечению
народного продовольствия, устройство рынков и базаров, предостережение
против пожаров  и других бедствий и об обеспечении  причиняемых ими
убытков;
попечительство  об учреждении и развитии местной  торговли и промышленности,
об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений;
учреждение за счет города благотворительных заведений  и больниц и
заведывание ими  на основаниях, указанных для земских учреждений. “1
Статья 15 “Городового  положения” указывала, что именно понимается под
учреждениями  городского самоуправления:
“ Учреждения городского общественного управления суть:
городское избирательное  собрание;
городская дума;
городская управа . “ 2
Городское избирательное  собрание, согласно ст. 16, созывалось
исключительно для избрания гласных в городскую  думу, один раз в 4 года.
.
Хозяйственные функции городской думы перечислены  в ст. 55 . 
 

1. “Хрестоматия  по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред.
В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое  положение”, стр.88
2. Б.Н.Чичерин  “ Воспоминания. Земство и Московская  дума. “., М.,
1934 г 

Городская дума избиралась по вышеописанному принципу также на 4
года, причем в  нее , согласно ст.32, мог быть избран каждый, имеющий право
голоса. Однако устанавливалось предельное число  лиц нехристианского
вероисповедания - не более одной трети. Городским  головой не могло быть
лицо еврейской  национальности.
Всего называется 14 пунктов, среди которых “ назначение выборных
должностных лиц  и дела общественного устройства, назначение содержания
должностным лицам  городского общественного управления и определение
размером оного, установление , увеличение и уменьшение городских сборов и
налогов, сложение недоимок по городским сборам. и др. “ 1
Дума могла  устанавливать в пользу города некоторые  виды сборов и
местных налогов, такие , как :
с недвижимого  имущества ( оценочный сбор),
с документов на право торговли и промышленности,
с трактиров, постоялых  дворов и съестных лавок,
с извозного  промысла,
с частных лошадей  и экипажей,
с квартир и  жилых помещений ,
с собак,
с аукционов.
Расходы думы складывались из расходов по управлению, на общественные
здания и помещения, на городские займы, на учебные и  благотворительные
заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и
доходов контролировал  губернатор.
Деятельность  городских дум находился под  неослабным внимание
государственных чиновников - так, городской голова утверждался губернатором
или, в крупных  городах, министром внутренних дел. Последние могли наложить
вето на любое  решение городской думы.
Городская управа также избиралась на 4 года, причем половина состава
управы должна была обновляться через каждые два  года.
Статья 72 так  описывает функции городской управы:
“ На городскую  управу возлагается непосредственное заведывание делами
городского хозяйства  и общественного управления...
Управа ведет  текущие дела по городскому хозяйству , изыскивает меры
к его улучшению, исполняет определения думы , собирает нужные ей сведения,
составляет проекты  городских смет, взимает и расходует  городские сборы на
установленных думою основаниях и предоставляет  в назначенные сроки отчеты
о своей деятельности”. 2
Городской голова мог остановить решение управы. Но и управа, согласно
статье 80, могла  не исполнять решение думы, если большинство членов
признавала его  незаконным. Разногласия думы и управы решал губернатор.
Как и земские  органы, органы городского самоуправления зависели от
государственных бюрократических и полицейских учреждений.
Вместе с тем , создание новых органов самоуправления способствовало
становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-
промышленному развитию русских городов.
Новое городское  самоуправление, основанное на имущественном цензе,
было шагом  вперед по сравнению с сословной  городской думой времен Екатерины
II , существовавшей  до городской реформы. 

1. “Хрестоматия  по истории СССР 1861-1917 гг “  под ред.
В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое  положение”, стр.87
2. Там же, стр. 89 

Россия в период реформ 60 - 70-х годов XIX века 

После смерти Николая I русский престол наследовал его  сын Александр, которому и пришлось проводить реформы. 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право. Надо сказать, что Александр II наилучшим образом соответствовал той миссии, которая оказалась на него возложена. Воспитание, которым занимался поэт Жуковский, характер, образование - всё это позволило ему осознать всю важность и необходимость реформ и с необходимой твёрдостью провести их.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.