На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Управление лесозаготовительным предприятием

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИ  ОЦЕНКЕ ЕЕ УРОВНЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ…………………………………………………………….4
       1.1.Сущность конкурентоспособности предприятия………………………4
       1.2.Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка………..5
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ; УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ  В РЫНОЧНУЮ СРЕДУ И ИХ УЧЕТ  ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ……………………………………………………………………………………..11
    2.1. Состояние и перспективы развития  лесного сектора России……….11
    2.2.  Лесное хозяйство Россия на  пути вступления в ВТО………………15
    2.3. Роль и значение лесозаготовительной подотрасли в лесном  комплексе. Особенности управления…………………………………………..21
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
      3.1. Актуальность маркетинга на  лесозаготовительном предприятии…...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................................................36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность  темы курсовой работы. За последний период в лесном хозяйстве России произошли кардинальные изменения. Изучение сущности процесса реформирования экономики позволяет сделать вывод, что вхождение в рыночные отношения предприятий лесного комплекса, одной из важных частей народного хозяйства, оказалось стремительным и спонтанным. Ему не предшествовали ни должное теоретическое осмысление надвигающихся перемен, ни экспериментальные проверки. Это обстоятельство стало одной из причин затяжного финансового кризиса в отраслях лесного комплекса.
    Поэтому даже в настоящее время всесторонний и объективный анализ основных аспектов проблемы реформирования лесного комплекса актуален. Он позволит выработать действенный механизм адаптации лесных предприятий к работе в рыночных отношениях при учете всей совокупности факторов, предопределяющих позитивные результаты хозяйствования.
    Цель  и задачи работы. Целью является разработка конкурентной позиции лесозаготовительного предприятия на рынке и задачи маркетинга. Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач: рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия и иерархию понятий конкурентоспособности субъектов рынка; изучить материал по темам: состояния и перспективы развития лесного сектора России, лесное хозяйство Россия на пути вступления в ВТО и роль и значение лесозаготовительной подотрасли в лесном  комплексе, особенности управления; разобрать актуальность маркетинга на лесозаготовительном предприятии. 
 
 
 

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИ ОЦЕНКЕ ЕЕ УРОВНЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
    1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия
    Изучение  сущности экономических процессов, связанных с производством и  распределением материальных благ, предполагает использование экономических категорий. В экономической теории выделяют разные группы экономических категорий. С позиции разработки заданной темы, для нас, в первую очередь, имеют значение экономические категории, охватывающие конкретные производственные отношения, связанные с экономической деятельностью отдельных отраслей и предприятий .
    Переход в России к рыночным отношениям обусловил  необходимость применения новых  терминов, характеризующих принципиально  иные условия хозяйственной деятельности. Рыночная среда предполагает обязательное наличие конкуренции, которая является одной из основных движущих сил развития общества. Конкурентная борьба предприятий в большинстве отраслей народного хозяйства России вызвала иные более сложные экономические отношения, чем в условиях планового советского хозяйства.
    Рыночный  характер экономических отношений для хозяйствующих субъектов России потребовал использование соответствующей терминологии, т.е. новых понятий и экономических категорий. Одними из вновь востребованных обществом экономических терминов стали понятия «конкурентоспособность предприятия» (КСП предприятия) и «конкурентоспособность продукции» (КСП продукции).
    Конкурентоспособность в общем виде характеризует отношения товаропроизводителей на рынках сбыта продукции, раскрывает степень финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта и его положение в ряду аналогичных предприятий и фирм; подчеркивает значимость конкретной отрасли в настоящее время и на перспективу для всего народного хозяйства.
    В тоже время, судя по научным публикациям, отмечаем некое расхождение в  трактовке понятия КСП применительно к экономическим отношениям.
    Но  подавляющее большинство экономистов  оперирует в последние годы только понятиями КСП продукции и  КСП предприятия.
    В экономической теории и практической деятельности наиболее применимо понятие  «КСП продукции». В тоже время с позиции «выживаемости» хозяйствующих субъектов в рыночной среде, по мнению диссертанта, наиболее значима экономическая категория «КСП предприятия». Дело в том, что в большинстве случаев при оценке КСП речь идет не о временной акции «купля-продажа» при торговых сделках, а о существующем финансовом состоянии предприятия в конкретный период времени и реальных перспективах его дальнейшего функционирования. К тому же неконкурентоспособность отдельного вида продукции предприятия при должной доходности других выпускаемых изделий, как правило, не предопределяет в полной мере будущее хозяйствующего субъекта.  

    1.2.Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка
    Степень усиления рыночных позиций на внешних рынках отдельного предприятия все в большей мере смешается от уровня конкурентоспособности продукции (предприятия) к уровням конкурентоспособности государства (региона, отрасли). Устойчивое положение предприятия на внешних рынках, уровень его инвестиционной привлекательности для стратегических партнеров и степень лояльности (доверия) потребителей во многом определяются уровнем конкурентоспособности государства (региона, отрасли) как гаранта создания привлекательных условий предпринимательской деятельности и вложения капитала[2].
    Исследование  понятийного аппарата конкурентоспособности позволило нам сделать следующие выводы:
    • понятие конкурентоспособности модифицируется в зависимости от целей и задач исследователей; требований субъектов рыночных отношений (потребителей, конкурентов, инвесторов, партнеров) и масштабов деятельности (внутренние, внешние рынки);
    • понятия конкурентоспособности чаше всего ориентированы на оценку уровня на текущий момент времени без учета факторов, определяющих потенциал роста конкурентоспособности;
    • понятия конкурентоспособности не имеют строгой иерархии по уровням управления (предприятие, отрасль, регион, государство) в связи с изолированностью исследований и отсутствием понимания значимости конкурентоспособности субъектов рынка более высоких уровней управления для низких уровней управления при решении задач усиления рыночных позиций на внешних рынках;
    • понятие конкурентоспособности для отдельных субъектов рынка не соответствует методикам ее оценки, что приводит к несопоставимости параметров и критериев, искажающих реальный уровень конкурентоспособности.
    Разнообразие  методологических подходов авторов к исследованию конкурентоспособности, а также изолированное рассмотрение того или иного объекта без учета места в иерархии понятий и выделения базового уровня конкурентоспособности, определяющего все другие уровни, приводят к не возможности:
    • выработать систему типовых управленческих решений тактического и стратегического характера социально-экономическими системами более высокого уровня (отрасль, регион, государство) для повышения уровня и наращивания потенциала конкурентоспособности предприятия, продукции;
    • согласовать механизмы взаимодействия различных субъектов рынка при формировании' конкурентных преимуществ и усилении' позиций на различных видах рынков (региональных, межрегиональных, международных).
    До  сих пор в экономической литературе продолжаются дискуссии по выбору базового понятия и базового уровня конкурентоспособности. Вместе с тем от однозначного толкования базового уровня конкурентоспособности зависит и четкое разграничение параметров оценки конкурентных преимуществ и конкурентоспособности. При оценке конкурентоспособности продукции наличие конкурентоспособного государства является внешним конкурентным преимуществом для предприятия[7].
    Конкурентоспособность предприятия. Учитывая, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегий диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Прежде всего следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относиться к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений.
    На  понятие «конкурентоспособность предприятия» оказывает влияние и тот факт, что само предприятие может выступать  как:
    • товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса);
    • товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его диверсификацию).
    Конкурентоспособность отрасли. Исследования конкурентоспособности отрасли, как правило, базируются на определении М. Портера, который ориентируется на выделении критериев оценки уровня конкурентоспособности в системе мировой экономики. В связи с отсутствием четкого понятия довольно часто за конкурентоспособные отрасли выдают либо «отрасли специализации» (в том числе международной), либо «доминирующие отрасли» (занимающие высокий удельный вес в структуре экономики) [7].
    Одна  и та же продукция отрасли может  иметь разный уровень конкурентоспособности в той или иной стране в зависимости от решаемых функциональных задач. Так, продукция машиностроения России на рынках Западной Европы, США, Японии не всегда является конкурентоспособной, а в Латинской Америке, Южной Африке является конкурентоспособной в связи с тем, что оценка производится по разным группам критериев.
    Конкурентоспособность кластера. В условиях гиперконкуренции среди субъектов конкуренции появляется новый тип - территориально-отраслевой технологический кластер как структура, объединяющая предприятия по всем этапам производственной цепочки (добыча сырья, первичная переработка, сбыт, послепродажное обслуживание), включающая производственные, сбытовые, финансовые предприятия, научные и образовательные учреждения, переплетающие различные сферы деятельности и отрасли промышленности, различные регионы и даже государства. Кластеры могут быть созданы по отраслевому (технологическому) признаку на основе макротехнологий; по признаку инвестиционной привлекательности предприятия с учетом классификации прямых инвестиций в производство на ресурсно-ориентированные (добыча и переработка сырьевых ресурсов), затратно-ориентированные (производство с высокой добавленной стоимостью), рыночно-ориентированные (стратегические инвестиции). Кластеры обладают способностью быстро реализовывать нововведения, так как объединяют усилия власти и бизнеса, связывают в единое целое технологии, минерально-сырьевые ресурсы, интеллектуальный и человеческий потенциал.
    Особенности структуры экономики России (наличие крупных диверсифицированных отраслей промышленности) позволяют использовать все преимущества кластерных структур для наращивания конкурентных преимуществ отраслей.
    Конкурентоспособность региона. Нарастание тенденций регионализации (региональной интеграции) в мировой экономике приводит к возрастанию необходимости четкого определения понятия «конкурентоспособность региона». Особую значимость данное понятие имеет для условии социально-экономическое развития России; Где отдельные территории (регионы) по своим масштабам превышают размеры государств в Западной Европе.
    Несмотря  на большое количество экономической  литературы по региональной экономике, в настоящее время «конкурентоспособность региона» является наименее изученным понятием, что, с одной стороны, приводит к отсутствию единой методики оценки, комплекса показателей и критериев оценки уровня конкурентоспособности; с другой стороны, - к отсутствию единых подходов в разработке типовых управленческих решений и мер по повышению текущего уровня конкурентоспособности и потенциального роста.
    Сравнительный анализ понятий конкурентоспособности региона, позволяет констатировать, что чаще всего конкурентоспособность региона рассматривают « ... как способность создавать условия на внутренних и внешних рынках» или « ... продуктивность (производительность) использования ресурсов» .
          Из всех видов региональных ресурсов (потенциалов), обеспечивающих экономический рост, наибольшее значение для уровня конкурентоспособности региона в соответствии с тенденциями развития мировой экономики (гиперконкуренции) имеют инновационные, интеллектуальные и инвестиционные ресурсы; наличие и уровень использования имеющихся региональных ресурсов, наличие способности к росту динамики макроэкономических показателей, а именно способности к наращиванию региональных потенциалов на основе наукоемких, высокотехнологичных производств и производств с высокой добавленной стоимостью; скорость наращивания региональных потенциалов должна обеспечивать устойчивые темпы роста ВРП и качество жизни населения на уровне мировых значений.
    Конкурентоспособность государства. Сравнительный анализ понятий конкурентоспособности государства и существующих методик оценки уровня конкурентоспособности позволяет сделать следующие выводы:
    • понятие конкурентоспособности государства имеет как достаточно широкое толкование « ... степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги ... »
    • показатели оценки «конкурентоспособности страны» чаще всего не имеют" идентичной базы для сравнения и используются авторами произвольно, например, при отсутствии исходных данных по странам за данный год используются данные более раннего периода ;
    • в качестве критериев для сравнения некоторых показателей используются экспертные оценки, что снижает степень объективности[7].  
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ; УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ В РЫНОЧНУЮ СРЕДУ И ИХ УЧЕТ  ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ
      2.1. Состояние и перспективы развития лесного сектора России
    Российские  леса имеют общемировое значение, обусловленное запасами древесины, биоразнообразием, ролью в глобальном круговороте и потенциальным влиянием на международную торговлю лесными продуктами.
    На  долю России приходится 22% площади мировых  лесов. В отношении лесов бореальной и умеренной зон Россия является абсолютным монополистом, обладая почти половиной мировых ресурсов.
    Лесной  сектор Российской Федерации традиционно  является значимым элементом национальной экономики. В его состав включается лесное хозяйство, ответственное за использование, сохранение и воспроизводство  лесов, а также заготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
    В лесах России сосредоточено 81,5 млрд. м3 древесины с ежегодным приростом  в 993,8 млн. м3. Лесосырьевые ресурсы России дают возможность не только обеспечить текущую и перспективную потребность страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить их экспорт в условиях прогнозируемого роста спроса на древесину на мировом рынке.
    Однако  лесной фонд России было бы неправомерно считать неисчерпаемым: почти 95% лесов России произрастает в бореальном поясе, а около 50% имеет низкую природную продуктивность. В районах, доступных для эксплуатации, лесной фонд истощен в результате концентрированных рубок 1950-1960 годов и еще не полностью восстановился.
    Характерной особенностью размещения лесосырьевых ресурсов России является резкий дисбаланс в их наличии и фактическом использовании. Запас древесины спелых лесов Европейско-Уральской части России составляет 18% от общего запаса спелых лесов страны, а заготавливается в этой части свыше 60% от общего объема заготовок.
    Общая площадь земель государственного лесного  фонда составила 1 173 млн. га. Эти земли  занимают около 69% территории Российской Федерации (вместе с внутренними  водами).
    Современный уровень развития лесопромышленного комплекса позволяет осваивать не более 25% от расчетной лесосеки, то есть лесного ресурса, допустимого к рубкам по лесоводственным и экологическим требованиям.
    Стоимость произведенной продукции в расчете  на 1 м3 заготовленной древесины в  Российской Федерации составляет 67 долл. США, что в 3,5-5 раз меньше, чем в развитых лесопромышленных странах.
    В состав ЛПК входят более 30 тыс. предприятий, в том числе 2 300 крупных и средних  предприятий лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности. Общая численность работающих превышает 800 тыс. человек.
    Подавляющее большинство предприятий ЛПК  – частные компании без какого-либо участия государства. Свыше 500 лесозаготовительных  предприятий (леспромхозов) являются градообразующими.
    Анализ  динамики производства основных видов  лесопродукции показывает, что наиболее динамично развиваются деревообрабатывающие производства.
    В 2006 году рост производства в целом  по лесопромышленному комплексу, по данным Росстата, составил 102,0% против 104,2% в 2005 году.
    По  оперативной информации, произведено  деловой древесины 106,7 млн. м3, 94,2% к 2005 году, пиломатериалов – 21,3 млн. м3 (102,4% к уровню 2005 года).
    В начале 2007 года наблюдается ускорение  роста объемов лесозаготовок, деревянного домостроения, целлюлозы и других видов лесопродукции.
    Вследствие  низкого уровня переработки древесины  на долю лесопромышленного комплекса  приходится всего 1,2% от валового внутреннего  продукта, 4% выпуска промышленной продукции, 4% от экспорта.
    На  основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что уровень развития лесопромышленного комплекса и его место в национальной экономике не соответствуют его потенциалу. Системной проблемой в его развитии являются низкий уровень использования лесов, недостаточное развитие высокотехнологичных производств по глубокой механической и химической переработке древесного сырья, поставившие экономику страны в зависимость от импорта высококачественной лесобумажной продукции[3].
    Основными причинами неудовлетворительного развития комплекса являются:
    -     низкий технический уровень производства  и отсталость технологий, обусловленные  высокой  степенью физического  износа основного технологического  оборудования и недостаточной  инновационной активностью российских  лесопромышленных компаний;
    - несовершенная структура производства  лесобумажной продукции, характеризующаяся  низкой долей выпуска продукции  глубокой переработки древесины,  определившей сырьевую направленность  экспорта;
    - низкая конкурентоспособность отечественной  лесобумажной продукции;
    недостаточные объемы инвестиций, сдерживающих развитие производств по глубокой переработке  древесины и развитию лесозаготовок  из-за отсутствия достаточных объемов  строительства лесовозных дорог;
    - недостаток мощностей по переработке  низкокачественной и лиственной древесины в конкурентную продукцию с высокой добавленной стоимостью;
    - сложное финансовое положение  большинства предприятий, определяемое  высоким уровнем материало- и  энергоемкости производства при  наличии опережающего роста цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополистов, не позволяющие сформировать необходимые объемы инвестиционных ресурсов для расширенного воспроизводства;
    - низкий по отношению к другим  отраслям промышленности уровень  оплаты труда, ухудшающаяся ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке и недостаток кадров, высокий уровень безработицы в градообразующих населенных пунктах;
    - недостаточная ёмкость внутреннего  рынка, характеризующаяся низкими  потребительскими качествами поставляемой продукции, ограниченным ассортиментом продукции, создающими условия для расширения импорта лесобумажной продукции.
    Для повышения роли лесопромышленного  комплекса в развитии национальной экономики необходима комплексная  программа, направленная на стимулирование развития предприятий ЛПК и повышение конкурентоспособности комплекса в целом[10].
    Государственная программа  развития лесного комплекса  должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, а именно, соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия
    Целостная программа дальнейшего развития лесного комплекса должна включать:
    1. Совершенствование системы лесных  отношений, направленной на эффективное  использование лесного фонда,  совершенствование арендных отношений  в сфере лесопользования, решение задач по развитию инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций на основе инвестиционных соглашений при осуществлении крупных проектов;
    2. Реализация комплекса мер по  повышению конкурентоспособности  отечественной лесной промышленности, через стимулирование структурных преобразований в лесном хозяйстве и лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур; создание благоприятных условий для инвестиций в деревообрабатывающую промышленность, обеспечение последовательного снижения ставок вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины и формирование поэтапного графика их увеличения до 2010 года на отдельные виды круглых лесоматериалов, отмену ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование для деревопереработки; развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины; стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественной деревообрабатывающей промышленности; расширение применения энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики.
    3. Разработка и принятие комплекса  мер по увеличению использования  древесины в жилищном строительстве,  в том числе в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России[10].
    2.2. Лесное хозяйство  России на пути  вступления в ВТО
    Россия  на данный момент не считается конкурентом  лидерам мирового лесного рынка (США, Китай, страны ЕC и Азиатско-Тихоокеанского региона), поскольку не обладает значительными возможностями для производства высокотехнологичных видов продукции из древесины. Зато наша страна является мировым лидером по объему экспорта необработанной древесины - круглого леса, и это лишает нас возможности получать долговременный и существенный доход от российских лесов. С этой точки зрения полезно разобраться в том, как скажется членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) на отечественном лесном хозяйстве.
    Членство  в ВТО предполагает комплексное реформирование режима внешней торговли и структуры производства товаров для внутреннего и внешнего рынков, а также последовательную гармонизацию законодательства России с нормами и принципами этой организации.
    Предполагается, что правительство каждой страны, вступающей в ВТО, исходит из своих прагматических расчетов на хорошую перспективу, т. е. из того, что будет, а что не будет выгодно населению после вступления в ВТО.
    По  состоянию на декабрь 2006 г, членами  ВТО являются 149 стран: Годовой бюджет организации - 169 миллионов швейцарских франков. Штат секретариата - 500 человек. Основные функции определены Уставом ВТО и заключаются в административном управлении торговых соглашений между странами, в проведении пере говоров, обработке и анализе результатов дискуссий, в оказании технической помощи, включая обучение специалистов развивающихся стран и сотрудничество с другими международными организациями.
    Главная задача ВТО состоит в регулировании  торговых отношений между различными странами на уровне правительств, документы создают правовое поле для осуществления международной торговли. Кроме того, в рамках международного соглашения производителям обеспечиваются надлежащие условия для проведения экспорта и импорта продукции.
    Основной  целью ВТО является защита принципов свободной торговли, что включает устранение барьеров на пути свободной торговли, разработку соответствующих правил международной торговли. Соблюдение этих правил должно предотвратить возможность резкого изменения экономического курса той страны, в отношении которой другие страны имеют определенные экономические интересы. Руководство ВТО исходит из того, что правила торговли должны быть ясными и предсказуемыми[11].
      Страны, подписавшие GАТТ, фактически  становятся членами одноименной международной  организации.
    К б а з о в ы м принципам  ВТО относится также предъявление одинаковых требований к зарубежным и отечественным субъектам торговли, т е торговля, товарами отечественного и зарубежного производства должна регулироваться соответствующими законами данной страны. Это относится также к торговле услугами, правами на интеллектуальную собственность и патенты. Данный принцип заложен в основу трех главных соглашений ВТО - GАТТ, GATS и TRIPS.
    Другим  базовым принципом ВТО является свободная торговля через переговоры. Этот принцип более известен как борьба с торговыми барьерами. Торговые барьеры могут включать пошлины (или тарифы), запрет на импорт некоторых видов продукции, введение квот и т. д., что ограничивает количество ввозимого товара. При этом определенную роль иногда могут играть бюрократические факторы, а также изменение политики товарообмена между странами. Соглашения, подписанные странами-участницами, позволяют осуществлять мероприятия по прогрессивной либерализации рынка. Развивающимся странам, как правило, предоставляется дополнительное время для выполнения своих обязательств.
    Вооружившись  этими самыми общими знаниями о ВТО, попытаемся разобраться в том, какая же польза от членства в ней для лесного хозяйства и лесного сектора России.
    Данная  организация является одной из самых  крупных торговых площадок, сам факт существования которой по сути дела предполагает практическое исключение возможности конфликтов между странами. В этом и заключается глобальная роль ВТО - способствовать сохранению мира между народами, а также проведению конструктивных переговоров по вопросам международной торговли на уровне стран.
    В этом заложен внутренний конфликт, в котором имеет смысл разобраться.
    Первое. Решение о членстве в ВТО принимает  страна, т. е. государственно-бюрократический аппарат, а субъектами торговли являются частные компании. Поэтому с целью приобретения пользы для страны необходимо прийти к компромиссу между частным сектором и государственным аппаратом.
    Второе. Считается, что ВТО обеспечивает свободную торговлю, т. е. свободный рынок, который является гарантией широкого выбора качественных товаров на наших прилавках, увеличения доходов субъектов торговли и качества жизни участников процесса. При этом снижается взяткоемкость национального правительства, поскольку членство в организации лишает смысла какое-либо  торговое лоббирование. Но всем ясно, что эти позитивные стороны касаются весьма малочисленной населения.
    Третье. Некоторые полагают, что членство в ВТО повышает предсказуемость мировой торговли за счет стабилизации нормативной базы торговых отношений  С этой точки зрения можно сказать, что всесторонняя торговая система ВТО является попыткой различных стран обеспечить работу своих деловых структур в стабильном и предсказуемом окружении.
    Далее разберем невыгодные стороны членства в ВТО для отечественного лесного хозяйства и лесного сектора. Всем известно, что есть неторговые, нетарифные (неэкономические) барьеры мировой торговли, создаваемые теми, там и тогда, кому, где и когда это выгодно. Примерами неторговых барьеров могут служить сертификация лесных товаров с точки зрения законности их происхождения или сохранения биологического разнообразия и здоровья лесных экосистем, борьба с торговлей контрафактной продукцией, борьба за права человека, непрозрачность принимаемых решений по управлению лесами, невнятность лесного законодательства и др.
    За  всем этим скрывается глобальное неравенство стран с географической обеспеченности природными ресурсами, исторической обеспеченности финансами, интеллектуальными ресурсами, технологиями, традициями и культурой производства товаров и услуг.
    Вступая в ВТО, мы принимаем решение об открытии внутреннего рынка для  товаров и услуг других стран - членов ВТО на условиях Устава этой организации а не на наших условиях. Это касается всех сегментов рынка, в том числе рынка труда, рынка технологий, рынка природных ресурсов, включая углеводородные энергоносители и продукты их переработки , лесные ресурсы и продукты их переработки и т. д. К тому же надо учитывать низкое качество и высокую себестоимость большинства лесных товаров отечественного производства. Можно даже не говорить о производстве мебели и строительных материалов на основе древесины. Достаточно назвать проблему производства целлюлозно-бумажной продукции из древесного волокна лиственных пород. В странах Латинской Америки (например, в Бразилии) этот вид производства гораздо эффективнее, а себестоимость ниже, чем в России.
    Конечно, мы можем стремиться сохранить ограничения, существовавшие до вступления в ВТО, на каком-то стабильном уровне, удерживая таким образом верхний предел ставок таможенного тарифа для товаров и услуг. Все равно будет вынуждено вести переговоры с торговыми партнерами России, идти на компромисс.
    Не  стоит говорить о конкуренции, которая  поможет нам потреблять только качественные товары и услуги, для этого надо иметь деньги. Для большинства же населения эти качественные товары и услуги так и останутся виртуальными.
    С учетом сказанного следует понимать постоянную работу ВТО по совершенствованию прогнозируемости и стабильности тарифов и пошлин с помощью запрещения использования квот на ввоз определенных товаров, а также других мер, ограничивающих импорт продукции, как работу на глобализацию мира. Для нашего реального, нересурсного сектора экономики это означает коллапс по большинству (если не по всем) направлений производства. Вот тогда уже действительно лесное хозяйство будет абсолютно не нужно правительству даже как сырьевой придаток частного сектора лесопромышленного производства. Согласно расхожей лексике «сидеть» на нефтяной игле и газовом шприце очень неудобно. Однако пока Россия живет за счет продажи своих природных ресурсов, углеводородных энергоносителей, продукции горно-рудной и металлургической промышленности, круглого леса, нет смысла вступать в ВТО для нас это будет разорительно.
    В настоящее время существуют три  крупных региона производства лесной продукции и торговли ею: Северная Америка, в которой доминирует США; Европа, где доминирует Европейский Союз и выделяют Западную, Центральную и Восточную ее части; Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с абсолютным доминированием Китайской Народной Республики.
    В "Ежегодном обзоре рынка лесных товаров за 20042005 гг.» Европейской экономической комиссией и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) отмечено, что в эти годы на мировых рынках лесных товаров в целом зафиксированы рекордные показатели. Темпы роста в Западной Европе в 2005 г., т. е. уже второй год подряд, были весьма умеренными в отличие от ситуации в Центральной и Восточной Европе, где отмечен более мощный рост.
    Глубинным движителем экономического развития лесного  сектора мировой экономики было увеличение активности в жилищном строительстве, обусловленное продолжающимся подъемом мировой экономики. Благоприятная демографическая ситуация и соответствующая активность в секторе жилищного строительства США в 2004 г., по-прежнему связанные с низкими процентными ставками, возрастанием доходов и улучшением положения на рынке труда, способствовали достижению США нового рекордного уровня в объемах строительства нового жилья, составившего почти 2 млн жилых единиц. В результате Северная Америка (США и Канада) стала чистым импортером пиломатериалов хвойных пород и впервые обогнала Европу по этому показателю. Надо отметить, что в объеме жилищного строительства (среди жилых единиц преобладают деревянно-каркасные конструкции) США ввиду снижения конкурентоспособности отечественных производителей увеличили импорт плотничных и столярных строительных изделий и профилированного погонажа на 32 %.
    Следовательно, на среднесрочную перспективу вступление России в ВТО определяется двумя  векторами глобализации мировой  экономики: китайским и северо-американским. В этот период России нечего противопоставить данному процессу, и выбор невелик. Или вступить в ВТО и стать потребителем лесной продукции, наполовину произведенной из отечественной же древесины, или не спешить с вступлением в ВТО и энергично заниматься модернизацией реального сектора экономики. Выбор очевиден - торопливость вступления в ВТО невыгодна России [11]
    2.3. Роль и значение  лесозаготовительной  подотрасли в лесном  комплексе. Особенности  управления.
    В  России  в   настоящее      время функционирует  свыше  тридцати  тысяч  лесозаготовительных предприятий, в том числе  в Республике Коми свыше 250.
    Эффективное функционирование ЛЗП, измеряемое наилучшим  использованием  лесных ресурсов, необходимых  для производства  продукции из древесины,  обеспечивает эффективность  самого общества. И государство, и предприятия заинтересованы  в удовлетворении растущих  потребностей, но первое – для обеспечения материальных условий его функционирования и развития, а второе – для коммерческого эффекта, что является необходимым условием их собственного развития.
              Управление ЛЗП осуществляется  в условиях нестабильности рыночных  отношений и неопределенности  в перспективах развития. Эффективность  предприятия зависит, прежде всего,  от способности адаптироваться  к изменяющимся внешним условиям  функционирования, сохраняя себя при этом как целостное образование. Внешняя среда характеризуется  как совокупность  переменных, которые находятся  за границами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Такими, в первую очередь, являются  организации и люди, которые связаны напрямую с данным предприятием: поставщики, государство как владелец лесного фонда, потребители, акционеры, кредиторы, лизингодатели, конкуренты,  торговые организации, правительственные органы, лесхозы, союзы и общества по интересам и др. В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором. Во вторую очередь, переменными внешней среды являются факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют  стратегически важные решения, принимаемые его менеджментом. В    состав переменных внешней среды входят политические, экономические, демографические,  социально-культурные, технологические, экологические, географические и климатические факторы.
             ЛЗП, работающие в условиях  динамично меняющегося окружения,  нуждаются  в необходимости   постоянной корректировки целей  и механизмов их достижения. При  эффективном управлении необходимо  учитывать как общие тенденции развития отрасли, так и специфические условия существования предприятия. Наиболее значимыми факторами, способствующими устойчивому развитию лесозаготовительных предприятий в рыночной экономике,  являются следующие факторы:
             -   целенаправленная лесная политика и стабилизационное лесное законодательство;
             - государственная поддержка возрастающих  объемов лесозаготовок, включая  строительство лесовозных дорог,  содержание инфраструктуры лесных  населенных пунктов, содействие  материально-техническому обеспечению удаленных предприятий, проведение НИОКР, возрождение лесного машиностроения, строительство объектов по глубокой переработке низкокачественной древесины и лесных отходов и др. ;
             - наличие на рынке инвесторов, заинтересованных вложить свой капитал в лесозаготовительное производство – создание для этого благоприятного климата, в том числе по льготному налогообложению и экспорту лесной продукции;
             - содействие импорту современных  лесных технологий и машин  – снижение госпошлин на ввоз;
             -  упорядочение ценообразования  на древесное сырье;
             -  долгосрочная аренда участков  лесного фонда, обеспечивающая  непрерывность и неистощительность  лесопользования;
             - обеспеченность собственными оборотными  средствами, основными средствами, трудовыми ресурсами и квалифицированными управленческими кадрами.
    Управление  заготовкой древесины
            Производственная деятельность  ЛЗП  включает заготовку (добычу) в лесосечном фонде древесных  ресурсов в виде определенной  продукции – круглых лесоматериалов и дров  и их поставку потребителям.    Лесозаготовители  вынуждены постоянно из года в год углубляться в лесные массивы на новые участки спелого леса.
             Исходной позицией управления  лесопользованием (заготовкой древесины)  является планирование объемов лесозаготовок на определенных участках лесосечного фонда по годам, сезонам с учетом лесоводственных требований. При этом разрабатываются планы (проекты) рубок леса, содержащие набор конкретных участков по расположению, по площадям, по объемам, по породам, по сортиментам, по выходу деловой древесины и по способам рубок, а иногда и по технологиям лесозаготовок.
            В дальнейшем управление продолжается  функцией организации заготовок  древесины определенными подразделениями ЛЗП. Многие предприятия имеют, сформировавшееся в советское время, пространственно-временное размещение своих основных подразделений. В определенных лесных массивах это могут быть постоянные лесные пункты (поселки) или временные мастерские и вахтовые участки, а также промежуточные лесосклады.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.