На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Использование ЦОР при обучении английскому языку в школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   «Использование  ЦОР при обучении английскому языку  в школе» 

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая  получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем - печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.
Осознание фундаментальной  роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска учебных и практических задач.
В условиях информатизации системы образования (А.А.Андреев, С.А.Бешенков, В.А.Бубнов, С.Г.Григорьев, С.А.Жданов, О.А.Козлов, А.А.Кузнецов, Д.Ш.Матрос, Н.И.Пак, Е.С.Полат, С.В.Панюкова, И.В.Роберт и др.) в обучении иностранному языку активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создание обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С. Якиманская и др.)
Однако, до настоящего времени влияние информатизации на изменение целей и содержания среднего образования по иностранному языку ощущается в учебных заведениях довольно опосредованно. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. В целом, анализ научных исследований показывает, что несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в реализации различных компьютерных технологий обучения, в том числе и обучения иностранным языкам, потенциал информационных технологий реализуется в учебно-воспитательном процессе еще недостаточно из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их эффективному применению.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.
В связи с этим проблема исследования заключается в противоречии между возрастающей ролью и долей компьютерных технологий, повышающей эффективность формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, при обучении иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности.
Целью исследования является теоретическое обоснование актуальности компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.
Предмет исследования - совершенствование содержания и методики обучения иностранному языку с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку значительно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса и обеспечит формирование иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемого за счет доступности и коммуникативно-лингвистической направленности процесса и постоянного приращения объема коммуникативных и лингвистических знаний и умений обучаемых.
В соответствии с  проблемой, объектом, предметом и  целью исследования были выдвинуты  следующие задачи:
1) определить актуальность  выбора профессии педагога для данного возрастного периода;
2) рассмотреть профессиональное  самоопределение как процесс;
3) определить факторы,  влияющие на выбор педагогической  профессии;
4) раскрыть роль  самооценки в правильном выборе  профессии;
5) выявить преобладающие ценности в направленности личности старшеклассников;
6) выполнить сравнительный  анализ результатов исследования;
7) проверить на  практике поставленные гипотезы. 
 
 

В процессе теоретического изучения проблемы и проведения экспериментальной  работы применялись следующие методы исследования:
    Анализ литературы по различным вопросам психологии, дидактики, методики преподавания иностранного языка.
 
    Обобщение, систематизация, классификация.
 
 
    Аналогия, синтез, моделирования.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка
1.Изучение лексики.
При введении и отработке  тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д.,  можно использовать  компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примере компьютерной программы "English on holidays" рассмотрим эти этапы.
На I-м  этапе - введение лексики, например, по теме "Weather". Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow,  ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:
«What’s a beautiful day!» - Какой прекрасный день!
«What’s awful weather!» - Какая ужасная погода!
«Is it usually as hot as this?» - Здесь всегда так жарко?
«What's the forecast for tomorrow?» - Какой прогноз погоды на завтра?
«It's windy!»- Дует сильный ветер!
«It's raining» - идёт дождь
Учащиеся смотрят  и слушают. Время работы - примерно 1 минута.
На II-м  этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы -  примерно   5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.
На III-м  этапе проводится  контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах.  Конечно, каждый ученик стремится добиться  лучших результатов.
Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики.  Контроль тематической лексики можно осуществлять индивидуально используя раздаточный материал - карточки.  Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:
    Укажите правильный вариант перевода:
снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball  

    Какое из написанных слов является лишним по смыслу
     winter, February, cool, december, November, January
    Выберите самую подходящую фразу к данному слову - warm.
     What’s awful weather!  It's windy!  Is it usually as hot as this?   It's too dark.  It's raiming.
    Выберите самую неподходящую фразу к данной - What's the forecast for tomorrow?
     What’s awful weather!  It's windy!  It's raining.  I can't sleep.   Is it usually as hot as this? What a beautiful day!
Компьютерная программа "English on holidays" охватывает лексический  материал по теме "Город" и позволяет  контролировать лексику сразу по всем разделам темы. В этом случае  предлагается большее количество вопросов: 60, 90, 120.
2. Отработка произношения.
Многие обучающие  программы предусматривают режим  работы с микрофоном. После прослушивания  слова или фразы учащийся повторяет  за диктором и на экране появляется графическое изображение звука  диктора и учащегося, при сравнении  которых   видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. . Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше. Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс".  Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах.  Я использую эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки, например:
1. Peter Piper picked a peck of pickled pepper,                                     2.Swan swim over the sea
A peck of pickled pepper Peter Piper picked.                                        Swim, swan, awim.  
If Peter Piper picked a peck of pickled pepper,                                       Swan swam back again.
Where's the peck of pickled pepper Peter Piper picked?                    Well swum, swan.  
3. Обучение диалогической  речи.
Приведу пример работы с диалогами компьютерной программы "Triple play plus in English". Из предложенных 12 диалогов, выбираем один, например "В  кафе". На экране появляются несколько  картинок - сцен данного диалога.
 I - этап - знакомство с диалогом. 
    Good morning!
    Good morning!
 
    What would you like?
    I'd like some coffee, please.
    Do you want milk in your coffee?
    Yes, please.
    Hey, this coffee is too cold.
    I'm sorry.here is some hot coffee.
    Thank you.
    How is it now?
    It's just right.
    Would you like some more coffee?
    No, thanks.
    How much is it?
    Ninety - five cents, please.
    Thank you. Have a nice day.
    Good bye. 
II - этап - разучивание диалога.
 При наличии  нескольких компьютеров в классе  учащиеся работают парами или  группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would. Ученик  наводит стрелку  на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение What would you like? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог.
III - этап - инсценирование диалога.
Учащиеся воспроизводят  диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.
IV этап - это контроль диалогической речи после изучения  всех  12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации)  и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.
4. Обучение письму.
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение  клавиатуры.  Компьютерная обучающая программа "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание  предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.    Прошунина Елена, 7 класс:  "Мне очень нравится программа  "Bridge to English", потому что мы учимся быстро печатать по-английски, при этом мы запоминаем английские слова, как они произносятся, как они пишутся."  

  

5. Отработка грамматических  явлений.
Все обучающие компьютерные программы  так или иначе предусматривают  отработку определённых грамматических структур. В программе "Bridge to English"  20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока. направлены на отработку определённого грамматического явления.
В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический  и практический. Проверяя знания учащегося программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.
Программа "English Gold" ("Deutsch Gold") содержит 144 микродиалога, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру, например,  Present Continuous используется во многих диалогах, например,  разговор родителей о своих детях, которые играют в саду. После прослушивания диалога, учащиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно.Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает учащимся лучше освоить грамматический материал. Старшеклассники разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний учащихся. Например, ученик 11 класса в 1998 году создал  компьютерную программу с мультимедийными элементами, взяв за основу сборник тестов "Russtel Test", которую успешно защитил на районном конкурсе юных программистов Одинцовского района. Эта программа пользуется успехом у учащихся 8-11 классов. В 2000 году ученица 11 класса создала компьютерную программу по немецкому языку "Odinzowo", которая помогает учащимся изучить устную тему "Мой родной город" и проверить знания немецкого языка по теме "Москва". В 2001 году ученица 11 класса защитила на экзамене по информатике компьютерную программу "Тест по грамматике английского языка".  Созданные учащимися программы используются на уроках иностранного языка наряду с другими компьютерными программами.
Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка
Возможности использования  Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи , статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
В последние годы многие учителя все чаще применяют  в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно - познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. По предмету Иностранный язык метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Методика проектов предусматривает соблюдение основных требований к их проведению, знание типологии проектов и т.д.
На курсах  "Обучение и доступ к Интернет" ("Internet Access &Training Program", IATP) Проекта "Гармония" (www.projectharmony.org, www.projectharmony.ru) я узнала адрес японского сайта "Голоса" VOTE. В школе появился доступ к Интернет, и я предложила учащимся  7-11 классов принять участие в международном телекоммуникационном проекте. Основная идея проекта "VOTE" заключалась в том, что детям всего мира предлагалось выразить свои взгляды по таким проблемам, как окружающая среда, мир на Земле, права человека, здоровье, энергетический кризис, школьная жизнь, наука и техника и др. Основные темы были следующие: знаменательное событие или личность 20-го века,   будущее нашей Планеты в 21-м веке, представление своей страны. Ученики 7 - 11 классов написали рассказы на английском языке по данным темам и отправили по электронной почте  на сайт "VOTE". Через некоторое время получили сообщение, в котором говорилось, что работа одного ученика Александра Петрова (9 класс) будет размещена  на этом сайте. По окончании проекта три рассказа наших школьников были размещены на сайте и вошли в книгу, которую организаторы проекта напечатали. В книгу вошли лучшие рассказы детей из 58  стран и 176 школ, в том числе и нашей. Это, конечно, обрадовало детей - участников проекта и они готовы продолжать работу в других проектах.  По материалам проекта "VOTE" я проводила уроки с целью обучения чтению и беседе по прочитанному, а так же составлению рассказов.   Вот образцы писем  сайта "VOTE". План одного из таких уроков помещён в разделе Планы уроков.
    Ученики 8 класса так же принимали активное участие в другом международном проекте, который нам предложили американские школьники одной школы штата Миннесота. Они изучали тему Россия, интересовались нашим образом жизни, школой, увлечениями школьников  и т.д.   Ученики нашей школы с большим удовольствием  начали отвечать на вопросы американских школьников и посылать письма по электронной почте. В процессе участия в этом проекте наши учащиеся узнали много нового о жизни своих сверстников и познакомились с "живым " разговорным английским языком.
    Международная образовательная и ресурсная сеть I*EARN  (http://www.iearn.org , русский сайт http://iearn.spb.ru/projects.htm) предлагает учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских,  научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство. Она объединяет более 3000 школ и молодёжных организаций в 70 странах.  Тексты ресурсной сети I*EARN проекта "Мои впечатления о стране, которую я посетил" оказались хорошим дополнительным материалом при изучении устной темы "Путешествие", тексты проекта "Street's children" помогли учащимся обсудить проблему бездомных детей. Материалы такого рода интересны тем, что сами подростки обсуждают разные темы, поднимают волнующие их вопросы, предлагают их решения.
    Американский профессор Вильям Гезергуд (William Gathergood ) (www.coe.ohio-state.edu/wgathergood/default.htm) проводит литературные проекты со школьниками разных стран. Им был инициирован проект по роману В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Нам понравилась идея обсуждения двух версий экранизации этого  произведения. После знакомства с содержанием романа (адаптированный текст на английском языке), просмотра художественных фильмов (1968 г., 1996 г.), а так же чтения текстов – мнений об этих фильмах других подростков (сайт www.amazon.com) учащиеся старших классов провели устное обсуждение самого произведения и двух версий его экранизации. Цель этих уроков – формирование коммуникативной компетентности. Задачи – совершенствование навыков устной речи, формирование умений ведения беседы, дискуссии на основе прочитанных текстов и просмотренных фильмов. Эту работу можно продолжить, участвуя в международном проекте, который проводит Вильям Гезергуд.
 
    Использование  Интернет в учебном процессе  даёт возможность изучать некоторые  темы совместно с другими школами.  Так, например, в январе-феврале  2001 года  ученики 10 класса принимали  участие в телекоммуникационном  проекте по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Организаторами этого проекта были учителя и учащиеся 9-10 классов гимназии № 1512 г. Москвы. Проект предусматривал виртуальное обсуждение произведения по таким темам, как автор и его герой, дружба  и любовь в романе, жизнь и смерть в романе, роль портрета в романе. Учащиеся обеих школ обменивались своими докладами по этим темам. По окончании проекта между его участниками был проведён чат, где обсуждение романа шло на английском языке. Такой вид совместной работы оказался очень полезен для учащихся. Они глубже изучили творчество Оскара Уайльда, расширили свой словарный запас, имели хорошую практику проведения анализа художественного произведения на английском языке.
     Ещё один вид работы - это использование  Интернет - ресурсов в виде тестов для контроля лексических и грамматических навыков. Одна из наиболее распространённых тестовых программ - это программа TOEFL, стандартный экзамен по английскому языку. Эта программа включает пять полных вариантов тестов TOEFL. Каждый тест состоит из трех частей: понимание услышанного (Listening Comprehension), грамматические конструкции (Structure and Written Expression) и понимание прочитанного (Reading Comprehension). При подготовке к экзамену TOEFL можно использовать компьютерную программу The Heinemann  TOEFL.
http://www.toefl.org/ - Официальный сайт  экзаменов TOEFL, TSE и TWE.
http://www.ielts.org/ - Официальный сайт  экзамена IELTS    
www.exams.ru – международный  экзамен по английскому  языку, информация  о всех международных  экзаменах по английскому языку, как иностранному, пробные тесты.
Лучшие уроки с  использованием Интернет-ресурсов российских учителей опубликованы в книге «Золотая рыбка в «сети». Интернет-технологии в средней школе. (Практическое  руководство) Под редакцией Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т., Силаевой А.Г. – Москва: Прожект Хармони, Инк., 2001
Формы и методы использования  Интерне-ресурсов на уроках иностранного языка опубликованы в журнале "Иностранные  языки в школе" № 2, 3  2001 г. Статья Е.С. Полат  "Интернет на уроках иностранного языка". 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ  ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1.Информатизация  образования в современном мире
Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.
Будет целесообразным пояснить такие термины, как «информационное  общество» и «информатизация  общества».
Информационное общество - это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества» [7;5].
Общество можно  назвать информационным, если в нем  более 50% населения занято в сфере  информационных услуг. Соответственно, Россия «делает только первые шаги в этом направлении» [7;5]. Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём выступают не материальные, а идеальные факторы - знание и информация. Отличительными особенностями такого общества являются:
- увеличение роли  информации в жизни общества;
- рост доли информационных  коммуникаций, продуктов и услуг  в жизни людей;
- создание глобального  информационного пространства.
Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.
Так как образование  находится между производством  и наукой, оно должно соответствовать  и уровню развития общественного  производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой.
В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развития современной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения.
Все большую силу набирает демократизация, компьютеризация  и гуманизация образования, свободный  выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования. 

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных средств  и вычислительной техники в процесс  подготовки студентов сначала технических  специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов). Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.
Данный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.
Второй этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.
Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным.
С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:
- повышение качества  подготовки специалистов на основе  использования в учебном процессе  современных информационных технологий;
- применение активных  методов обучения и, как результат,  повышение творческой и интеллектуальной  составляющих учебной деятельности;
- интеграция различных  видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и  т.д.);
- адаптация информационных  технологий обучения к индивидуальным  особенностям обучаемого;
- обеспечение непрерывности  и преемственности в обучении;
- разработка информационных  технологий дистанционного обучения;
- совершенствование  программно-методического обеспечения  учебного процесса.
А также важнейшей  задачей информатизация сферы образования  должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процесс е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека. 
 

1.2. Обучение иностранному  языку с использованием персонального  компьютера 

Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса.
Компьютер представляет собой многофункциональное техническое  средство обучения. Он позволяет хранить  в памяти языковой материал значительного  объема, находить интересующую информацию и представлять *& на экране в удобном для пользователя виде.
Существуют две  основные области применения компьютеров  в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью  компьютера.
Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока: а) предъявление информации в различных формах; б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету; в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; г) организация индивидуального и группового обучения; д) управление процессом обучения.
Компьютер может  использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на предмет "Иностранный язык": его цели, задачи, содержание, методы, технологию.
Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:
    интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
    ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
    индивидуализация обучения;
    возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
    компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:
    объективность отметки;
    обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. Вместе с этим деятельность учителя становится зависима от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.
Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готов учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптироват традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении. 

Специфика предмета ''Иностранный язык" заключается  в том, что ведущим компонентом  содержания обучения иностранному языку  являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными при этом они не были, могут обеспечить лишь квазиобщение (то есть общение с машиной). Исключение составляют лишь телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка.
Из этого следует  то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский поход к ее интерпретации. Смещается акцент целей в сторону формирования у школьников умений работать с информацией, формирования исследовательских умений. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно, поэтому необходимо сочетать обучение иностранному языку с помощью компьютера и традиционное обучение.
В зависимости от дидактических целей компьютерные программы на Уроках можно использовать в разных вариантах: как самостоятельно, так и в сочетании с другими традиционными средствами обучения на различных этапах урока. При такой методике соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила за счет чередования различных видов деятельности.
В условиях педагогически  грамотного учебного процесса использование  средств информационных технологий (компьютера) это путь рационализации обучения, совершенствования форм и  методов контроля, достижения уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации учащихся и учителей.
Таким образом, в  связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров  и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, и компьютер становится необходимым средством обучения иностранному языку. 

1.3. Профессиональная  компетенция преподавателя иностранного  языка в области использования  компьютерных технологий
Ключевой фигурой  интеграции информационных технологий в учебный процесс является преподаватель, имеющий стремление использовать компьютерные технологии в учебном процессе и, конечно, необходимую квалификацию.
Требования к преподавателю  языка в области использования компьютерных технологий намного выше, чем требования к преподавателям других предметных дисциплин, поскольку программное обеспечение обучения языку включает очень широкий диапазон программных средств и учебных материалов, ориентированных на разные уровни, этапы, аспекты и профили обучения. Содержание собственно профессиональной подготовки преподавателя в области применения компьютерных технологий в обучении ещё не так давно являлось предметом дискуссий. В конце 80-х годов прошлого века считалось, что преподаватель должен владеть навыками программирования для создания собственных компьютерных учебных материалов. Уже в начале 90-х годов в качестве главного требования, предъявляемого к современному преподавателю иностранного языка в области компьютерного обучения, выдвигается следующее: уметь использовать компьютерные технологии во всём их многообразии на современном методическом уровне. Именно поэтому можно говорить о таком соотношении навыков, которые бы определяли профессиональную компетенцию преподавателя иностранного языка в этой области.
Первый  уровень, который можно назвать базовым, служит показателем общепрофессиональной культуры каждого преподавателя иностранного языка. На этом уровне преподаватель должен уметь пользоваться ограниченным числом прикладных компьютерных программ: текстовым редактором, компьютерными словарями, электронной почтой, веб-браузером, поисковыми системами.
Второй  уровень, который можно считать основным, предполагает наличие теоретической подготовки в области компьютерной лингводидактики и умение работать с комплексом средств, применяющихся в обучении языку. В него войдут все виды обучающих программ, расширенный блок прикладных программ и инструментальные средства. Преподаватель иностранного языка также должен владеть необходимым терминологическим аппаратом для использования комплекса программных средств на изучаемом языке.
Третий уровень - углубленной подготовки - ориентирован на преподавателей-методистов в области компьютерной лингводидактики. Такой преподаватель должен не только иметь максимально полное представление о компьютерных средствах обучения языку и ресурсах для преподавателей, но и выступать в роли организатора и координатора процесса использования информационных технологий в обучении языку.
Принимая во внимание как факт, что значительная часть  преподавателей, которая в настоящее  время работает в учебных заведениях различных уровней, не имела возможности получить необходимую подготовку в области компьютерных технологий во время обучения в вузе, так и то, что развитие компьютерных технологий идёт очень быстрыми темпами, необходима организация системы переподготовки и последующей информационно-методической поддержки преподавателей в сфере компьютерной лингводидактики. Одной из традиционных форм повышения квалификации являются курсы и семинары в системе дополнительного образования. В настоящее время достаточное число институтов и факультетов повышения преподавателей, лингвистических центров, центров Федерации Интернет-образования предлагают общие курсы компьютерной грамотности и семинары по использованию компьютерных технологий в преподавании языка. Вся информация о курсах повышения квалификации, в том числе и в области компьютерной лингводидактики, размещается на соответствующих сайтах и, как показывает практика, именно этот способ получения информации является наиболее оптимальным. Для эффективного использования информационных технологий в обучении языку не менее важными являются продуманная система организации учебного процесса и меры по стимулированию преподавателей. Формы стимулирования могут быть различными: от включения затрат времени на обучение и разработку авторских компьютерных материалов в учебную нагрузку, оплаты обучения, обеспечения необходимой техникой, литературой, программными средствами, доступом в Интернет до учёта уровня квалификации в этой сфере при аттестации и т.д.
Проблемы поиска эффективных путей компьютеризации образования актуальны во всём мире и несомненно, что последовательная реализация комплекса мер, направленных на их решение, будет способствовать тому, что компьютерные технологии действительно станут массовым средством изучения языка и неотъемлемой частью учебного процесса. 

Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены  передовыми методическими приемами.
Основные виды работы с персональным компьютером (ПК) на уроках английского языка можно  поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.
Использование обучающих и познавательных программ на CD - наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами: "Triple Play Plus", "Euro Talk. Elementary", "Euro Talk. Intermediate", 'Professor Higgins." "Learn to Speak English".
Овладение языком через  игру - один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.
В каждую программу  заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения.
Для работы со всем классом  применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей  в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер.
Среди наиболее удачных программ такою типа надо отметить Triple Play Plus (Multimedia Teacher 3), вышедшую еще в 1997 г. С ее помощью можно обучать детей восприятию речи на слух, к тому же они учатся читать, правильно произносить на трех уровнях, что дает возможность учителю сравнивать (при наличии микрофона) речь учащихся с эталоном, а также ассимилировать анализируемый голос под особенности говорящего (выбор - мужчина/женщина/ребенок). Наиболее успешно используемая часть программы - это описание внешности. Учащимся предлагается создать фоторобот представленного человека. При помощи мыши или микрофона можно собрать портрет и отработать всю лексику по описанию внешности. Для более полной отработки темы в программе имеются и другие интересные варианты задач и игр. Выполняя задание по рисунку, который представляет собой мозаику частей тела человека, отрабатывается обширный словарный запас. На данном диске есть материал для описания жилища. С его помощью отрабатываются предлоги. Учащиеся должны найти карточки или предметы обихода, расположенные в комнате (кухне). На диске имеются следующие темы: Food and Drink; Numbers: Home and Office: Places and Transportation; People; Activities. На каждую тему предусмотрены три уровня. 

Среди наиболее широко известных программ на CD - рекомендованный Министерством образования РФ компакт-диск «Профессор Хиггинс». Программа рассчитана на индивидуальную работу учащегося по фонетике и грамматике. Данный диск нашел применение в следующих видах работы:
- Отработка фонетики (с микрофоном) на начальном этапе обучения..
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.