На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Звуки лиры и трубы в лирике Державина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


муниципальное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №2 
 
 
 

Реферат по литературе
на тему: «Звуки лиры и трубы в лирике Державина» 
 
 
 

ученицы 9»А»  класса
Рудой Ольги  Игоревны.
Руководитель
 Часова  Татьяна Анатольевна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Город Лобня 2009 год.
 

-2-
Оглавление
I. «Лира» и «труба» как поэтические символы………………………..3
II. Державин и его художественный мир.
1.«Бог» - поэтический манифест Державина. Опыт философской оды…………………………………………………………………………………………….4
2.«Фелица» - восхваление императрицы Екатерины II или сатира на высший свет?............................................................5-6
3.Оды М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Попытка сравнения………………………………………………………………………………….7
4.«Властителям и судиям» – дерзкое напоминание о высоких гражданских обязанностях царей…………………………………………8-9
5. Гибкость и лёгкость поэзии Державина (стихотворения «Водопад», «Соловей»). Словесная живопись…………………10-11
III.В.Г.Белинский о поэзии Г.Р.Державина………………………..12-13 
 
 
 

 


-3-
I. «Лира» и «труба» как поэтические символы.
        С древнейших времен человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако функции и значения символов часто разрастаются до чего-то большего и перестают быть только художественно выполненными указателями. В течение тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.
        Лира – это божественная гармония, музыка сфер, вибрация космоса, музыкальное и поэтическое вдохновение, прорицание. Лира - музыкальный инструмент, наиболее вероятно связанный с античной мифологией и, в частности, с Орфеем, чья музыка околдовывала диких животных и останавливала течение рек.
      Наиболее важный из всех музыкальных инструментов - традиционный символ великих событий и новостей, а также казней – это труба.
         Удивительно, но  Г.Р. Державин, поэт XVIII века – один из немногих, кто умел совмещать и звуки лиры, и звуки трубы в своём творчестве. Мы проследим это на примере его самых известных од («Бог», «Фелица», «Властителям и судиям», «Водопад», «Соловей»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-4-
II. Г.Р.Державин и его внутренний мир.
1.«Бог» - поэтический манифест Державина. Опыт философской оды.
   Главным объектом поэтики Державина является человек, как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти, это видно па примере оды «Бог», написанной в 1784 году:
                                      Я связь миров повсюду сущих,
                                       Я крайня степень вещества;
                                       Я средоточие живущих,
                                       Черта начальна божества;
                                       Я телом в прахе истлеваю,
                                       Умом громам повелеваю,
                                      Я царь — я раб — я червь — я бог!
                                      Но, будучи я столь чудесен,
                                      Отколе происшел? — безвестен:
                                       А сам собой я быть не мог.
  
    Ода "Бог" - вдохновенный гимн всесилию человеческого разума и в то жe время признание, что человек - лишь звено в общей цепи существ (а ведь религия учила, что человек - совершенно исключительное творение божества и все остальное бог создал для человека):
Частица целой  я вселенной,
                 Поставлен, мнится мне, в почтенной
                                                    Средине естества я той,
        Где кончил тварей ты телесных,
    Где начал ты духов небесных,
           И цепь существ связал всех мной. 

         Ода «Бог» включает в себя размышление об узловых моментах человеческой судьбы – рождении, смерти и собственно жизни, смыслом
которой должно стать, по убеждению Державина, исполнение заветов Господа и возвращение  к нему.
        Эта ода стала настоящим литературным откровением, в котором выразились духовные поиски Державина и в котором русская поэзия вновь обрела свою первостепенную тему.
 

-5-
2.«Фелица» - восхваление императрицы Екатерины II или сатира на высший свет?
           «Фелица» - ода, написанная Державиным в 1782 году в традиционной стиховой форме оды Ломоносова — четырехстопным ямбом, десятистишными строфами, — совпадает с установкой хвалебной оды обычного типа, но в содержании просматриваются элементы как оды так и сатиры.
            Под именем Фелицы поэт, как это было всем очевидно, воспевает царствующую монархиню — Екатерину II. Сам он в своей новой оде порой по-старому наделяет ту, к кому она обращена, «богоподобными» атрибутами:  

    Фелица  слава-слава бога,
     Который брани усмирил…
                Равно всех смертных просвящает
       Больных покоит, исцеляет,
             Добро лишь для добра творит. 

        Но отношение автора к его Фелице, при всей почтительности, не лишено, в то же время , некоторой шутливой кроткости, воспринятой иными почти как фамильярность:
Поэзия тебе любезна,
              Приятна, сладостна, полезна,
              Как летом вкусный лимонад. 

         Сам Державин замечает, что подобным необычным построением своей оды он стремился добиться определенного идейного и одновременно художественного эффекта: «Я для Фелицы сделался Рафаэлем.— Рафаэль, чтобы лучше изобразить божество, представил небесное сияние между черных туч». Столь характерное для Державина перенесение подобного чисто живописного приема в поэзию имело важнейшее новаторское значение. Хвалебные оды, воспевавшие добродетель, были литературно выдержаны по преимуществу в светлых тонах; сатиры, «жалящие порок», — в тонах главным образом темных. «Фелица» явилась первым русским стихотворением XVIII века, построенным на непрерывной игре светотенью:
      Мурзам своим не подражая
     Почасту ходишь ты пешком
                                                 И пища самая простая
-6-
                                                             Бывает за твоим столом…
                                               А я проспавши до полудни,
                                               Курю табак и кофе пью;
         Преображая праздник в будни,
       Кружу в химерах мысль мою… 

          Именно эта игра светотени и создавала ее жанровое своеобразие — оды-сатиры, в которой тонкие похвалы Екатерине сочетались с памфлетно-сатирическими, шутливыми по форме, но достаточно язвительными по существу, обличениями наиболее влиятельных лиц из ее ближайшего окружения.  Например, речь, относящаяся к П.И. Панину:  

    Или, о всех делах заботу
                                                       Оставя, езжу на охоту
    И забавляюсь лаем псов. 

             Таким образом, одическое и сатирическое начала оказывались слитыми в рамках одного произведения в нечто целостное и единое. Поэт в оде не только восторгается, но и осуждает, обличает, хулит, лукаво иронизирует.
             Державин именует свою «Фелицу» одой, но по существу это произведение, сочетающее в себе оду и сатиру, лирическое и ироническое начала, патетику и бытопись, далеко выходит за пределы торжественной оды, являет собой весьма сложное и богатое жанровое образование.
    
 
 
 
 
 
 
 

-7-
3.Оды М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Попытка сравнения.
        Литературоведы часто сравнивали Г.Р.Державина   М.В.Ломоносовым.
       Жанр произведений, избранный ими, иногда одинаков, это ода, но дух поэзии их различен. Ломоносов в стихах своих более оратор, Державин всегда и везде поэт.  
          У Державина, взамен условного «я», появляется подлинная живая личность человека-поэта во всей конкретности его индивидуального бытия, во всем реальном многообразии его чувствований и переживаний, со сложным, «многострунным» отношением к действительности. 

 Иль, сидя дома, я прокажу,
                                             Играя в дураки с женой;
  То с ней на голубятню лажу,
      То в жмурки резвимся порой… 

           Хвалебные оды Ломоносова также начинаются подчас от первого лица:
                                                 
  Не Пинд ли под ногами зрю? 
     Я слышу чистых сестр музыку.

Пермесским  жаром я горю, 
Теку поспешно к оных лику.
 

          Однако то «я», о котором здесь говорится, представляет собой не индивидуальную личность автора, а некий условный образ отвлеченного «певца» вообще, образ, который выступает как неизменный атрибут любой оды любого поэта.
          Поэтическая природа Державина есть природа живая, тот же в ней пламень, те же краски, то же движение. В Ломоносове видны следы труда и тщательная отделка холодного искусства. Одним словом, все, что человечество имеет священнейшего, что человек имеет благороднейшего, - доблесть сердечная, сострадание, праведное негодование и презрение к пороку,  глубокие мысли о бессмертии и создателе, печальные чувства при виде слабости и страданий человечества, сердечные воспоминания юности, родины, великих деяний предков и современников, все сокровища души, ума и сердца обогатили воображение величайшего из поэтов - Державина.
            Будем справедливы и признаемся, что достоинство его, как поэта, многим превышает достоинство его предшественника, но что не менее того труды и подвиги Ломоносова - труды и подвиги исполинские. Если Державин обязан природе своим гением, мы обязаны Ломоносову тем, что гений Державина, не имея нужды бороться с предлежащими трудностями языка, мог явиться на поприще его достойном.
-8- 

    4.«Властителям и судиям» – дерзкое напоминание о высоких гражданских обязанностях царей.  

               Поэзия Г.Р. Державина - одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».                       
               В оде «Властителям и судиям» Державин гневно обличал бесчеловечье «земных богов». С пафосом ветхозаветного пророка Державин призывает здесь небесную кару на «неправедных и злых» властителей народов, «безумцев средь трона»,не внемлющих напоминаниям об их долге — быть справедливыми и правосудными ко всем.  
            В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости. 
               Но, безусловно, содержание оды Державина связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

         Доколе, рек, доколь вам будет 
      Щадить неправедных и злых
?
     
                 
    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
   
            Ваш долг есть, охранять законы, 
     На лица сильных не взирать,  
Без помощи, без обороны  
 Сирот и вдов не оставлять. 
 
                   Ваш долг: спасать от бед невинных,  
         Несчастливым подать покров;  
                  От сильных защищать бессильных,  
     Исторгнуть бедных из оков.

-9-
 
    
        Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов. 
               Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых» Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости - вот главная мысль державинской оды:

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.