На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система цен и порядок ценообразования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ 

Институт  экономики 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ» 

на тему: «Система цен и порядок ценообразования»  
 
 
 

                                                                                              

  
 
 
 
 

                                                                                               Выполнил:
                                                                                               ст.гр. ЭФ-06-01                                                                                                                          
                                                                                              Губайдуллина М.М.                                                                                              
 

                                                                                               Руководитель:                                                                            
                                                                                               к.э.н.,доцент          
                                                                                               Лейберт Т.Б. 
 
 
 
 

Уфа 2009
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1.ЦЕНА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, РОЛЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ 
1.1 Сущность и функции цены………………………………………………….......5

1.2 Место  и роль цен в управлении  предприятием………………………………..7
1.3 Система цен и их дифференциация по основным критериям………………...9
ГЛАВА 2.ПОРЯДОК ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………...14
2.1 Ценообразование……………………………………………………………….14
2.2 Ценообразование на различных типах рынков……………………………….17

2.3 Факторы ценообразования……………………………………………………..18

2.4 Методы  ценообразования………………………………………………….......19
2.5 Стратегия ценообразования……………………………………………………23

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КАРОН-ТМ»………………………………………………………………………28

3.1 Экономическая характеристика предприятия «Карон-ТМ»…………….......28

3.2 Порядок ценообразования на продукцию предприятия «Карон-ТМ»….......31

3.3 Пути совершенствования механизма ценообразования на продукцию предприятия…………………………………………………………………….......36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
     Особенно  актуальной эта проблема становится в рыночных условиях, это предполагает объективное и всестороннее участие  в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических  категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
     Вместе  с тем ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко  оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие  ошибки: ценообразование чрезмерно  ориентировано на издержки; цены слабо  приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка и другие. В ряде случаев эти ошибки ведут к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек.
     Цены  являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают  решающее воздействие на движение общественного  продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень населения.
     Рыночная  экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.
     Фирмы, стремящиеся проводить грамотную ценовую политику, прежде всего, должны решить ряд задач:
     - получение максимальной прибыли; 
     - завоевание рынка сбыта; 
     - снижение затрат;
     - борьба с конкурирующими товарами;
     - рост объема производства и  продаж.
     Объект исследования - кондитерская фабрика ООО «Карон-ТМ».
     Целью данной курсовой работы является исследование порядка ценообразования и ценовой  политики предприятия.
     В задачи курсовой работы входит изучение следующих вопросов:
     - изучение теоретических основ  порядка ценообразования и ценовой  политики предприятия; 
     - изучение сущности цены в условиях  рыночных отношений; 
     - анализ ценовой политики предприятия  на примере конкретного предприятия ООО «Карон-ТМ».
 

ГЛАВА 1.ЦЕНА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, РОЛЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность  и функции цены
      В условиях рыночных отношений резко  возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается  многими причинами.
      От уровня цены зависят:
      величина прибыли коммерческой организации;
      конкурентоспособность организации и её продукции;
      финансовая устойчивость предприятия.
        Выбор правильной ценовой политики  является достаточно непростым  делом и требует создания маркетинговых служб.
      Цена  как экономическая категория  выполняет ряд важнейших функций.
      1) Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.
      2) Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товаров. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
      В учетной функции цена служит средством  исчисления всех стоимостных показателей, как количественных – валовой  внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем  товарооборота, объем продукции  фирм, предприятий и отраслей, так и качественных – рентабельность, производительность труда, фондоотдача.
      Таким образом, цена используется для определения  эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных  решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
      3) Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения.
      Функция реализуется через включение  в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного  фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а  также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
      4) Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
      5) Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономике. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
      6) Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
      7) Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
      В рыночной экономике цены на товар  постоянно колеблются. Направления  изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.[1]
      Таким образом, цены играют исключительно  важную роль в развитии экономики  страны в целом и для каждого  отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования. 

1.2 Место  и роль цен в управлении  предприятием
       Решение об установлении цены, принимаемое  на предприятии, - это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная  из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования. Ценовые решения на предприятии рождаются как результат применения на практике основных направлений ценовой политики с привлечением различных методов ценообразования.
       Для успешного определения ценовой политики и принятия отдельных решений о величине цены необходимы эффективная организация всего этого процесса и распределение ответственности и полномочий между сотрудниками предприятия. Уточнение организационной структуры и границ ответственности важно потому, что недостаточно слаженно работающая оргструктура имеет склонность принимать жесткие рутинные решения, а не решения, быстро реагирующие на изменения реальной обстановки.
       Процесс ценообразования должен выявлять те направления деятельности, где необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или надает совсем прибыли.
       На  малых предприятиях и предприятиях, производящих и реализующих узкую номенклатуру продукции, ценовую политику определяют владельцы предприятий или их руководство.
       На  крупных предприятиях и на предприятиях, производящих и реализующих широкую  номенклатуру продукции, организация  процесса принятия решений в области ценообразования является очень сложной задачей.
       Здесь необходимо решить, кто будет принимать  решения о ценах, и на каком  уровне организационной структуры  они будут приниматься. Ценовую  политику нецелесообразно отдавать на откуп какой-либо отдельной службе или отдельному специалисту, в ее определении должны участвовать представители производственного и проектно-конструкторского отдела, специалисты по учету, финансам, сбыту и информации.[2]
       После того, как определена общая ценовая  политика, задача формирования цен на отдельные виды продукции может быть передана на более низкие уровни организационной структуры.
       Между представителями различных служб  предприятия по вопросам ценообразования  могут возникнуть расхождения мнений. Так руководитель службы сбыта наверняка захочет установить низкую цену на товар для увеличения объема реализации. Специалисты, отвечающие за финансы, через цены с удовольствием бы быстро покрыли затраты на разработку и маркетинг.
       Цена  имеет большое значение для содержания рекламы и выбора способа рекламирования. Интерес к величине цены будет проявлять и производственная служба, потому что цена влияет на объем реализации и через это на степень загрузки производственных мощностей.
1.3 Система цен и их дифференциация по основным критериям
      Система цен характеризует собой взаимосвязь  и взаимоотношение различных  видов цен. Она состоит из различных  элементов, среди которых можно  выделить как отдельные цены, так  и определенные группы.
      Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменение в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т.д.[3]
      Цены, действующие в рыночной экономике  страны, классифицируют по следующим  основным признакам.
      1) По характеру обслуживаемого  оборота выделяют:
           А) оптовые цены на продукцию  промышленности, по которым предприятия  реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
           Б)  Закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют её фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
           В) Цены не строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
           Г) Розничные цены, по которым  торговые организации реализуют  продукцию населению, предприятиям, организациям;
           Д) Тарифы грузового и пассажирского  транспорта;
           Е) Тарифы на платные услуги  населению;
          Ж) Цены, обслуживающие внешнеторговый  оборот.
      Любая цена включает ряд взаимосвязанных  элементов. Соотношение отдельных  элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементом цены и их уровне.
      Основу  цены продукции составляет её себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремиться к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия, уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям), но и развитие предприятия.
      Важное  место в структуре цен занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную  стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.
      Налог на добавленную имеет очень широкую базу обложения. Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции то производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.
      2) В зависимости от сферы регулирования различают:
           А) Свободные цены, которые устанавливаются  производителями продукции и  услуг на основе спроса и  предложения. При этом покупатель  и продавец ни до, ни после  совершения сделки купли-продажи  не связаны никакими обязательствами;
          Б) Договорно-контрактные цены, которые  устанавливаются по соглашению  сторон. При этом продавец и  покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные  обязательства.
          В) Цены, в условиях частичной  или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
          Г) Регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем  государства или отдельных субъектов  Федерации. Различают прямые и  косвенные методы регулирования.  Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенные регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.
      В Российской Федерации государственное  регулирование ценообразования  осуществляется на основании Указа  Президента РФ от 28 февраля 1995г. № 221 (ред. от 08.04.2003) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулировании цен.
      3) В зависимости  от территории  действия различают:
         А) Единые или поясные  цены
         Б) Региональные (зональные) цены.
      Единые  цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок.
      Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются  на следующие виды продукции и  услуг:
      -газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
      -продукция ядерно-топливного цикла;
      -электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
      - продукция оборонного производства;
      - драгоценные металлы и сплавы;
      -перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
      -перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).
      В компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование  цен на следующие виды продукции и услуг:
      -газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
      -электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
      -топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
      - оплата населением жилья и  коммунальных услуг.
      4) В зависимости  от метода включения  транспортных расходов  в цену товара  выделяют:
         А) Цену «франко-склад  поставщика»;
         Б) цену «франко-станция  отправления»;
         В) цену «франко-склад  потребителя».
      Система франкирования показывает, до какого пункта по пути движения товара от продавца к покупателю продавец возмещает  транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
      5) По времени действия  цены подразделяются  на:
         А) твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
         Б) текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
         В) сезонные, действующие  в пределах определенного периода  времени;
         Г) скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
      6) Цены, используемые  в статистике
         А) текущие;
         Б) средние;
         В) сопоставимые;
         Г) неизменные.
      Статистические  цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать  и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в  динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также  осуществлять анализ стоимостных показателей.[4]
 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
      2.1 Ценообразование
      Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.
        Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющим маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы. Каждая фирма подходят к проблемам ценообразования по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании и т.д.), фирмы зачастую создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. На политику цен большое воздействие оказывают управляющие службой сбыта, заведующие производством, руководители службы финансов, бухгалтеры. На решения руководства фирмы в области ценообразования оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары или услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Независимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы). К внутренним критериям можно отнести:
      - рекламу (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше);
      - специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше);
      - особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);
      - рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
      - специфику жизненного цикла продукции;
      - мобильность производственного процесса;
      - длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
      - организацию сервиса при продаже и в последующем периоде;
      - объем рынка;
      - имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
      К внешним критериям обычно относят  следующее:
      - политическая стабильность страны - производителя и государств, где происходит, сбыт продукции фирмы;
      - отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных финансовых);
      - характер регулирования экономики государством;
      - уровень и динамика инфляции;
      - объем и отличительные черты существующего и перспективного покупательного спроса;
      - наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.
      Чего  хочет добиться предприятие, формируя свою цену на конкретный товар или услугу? Наиболее распространенные подходы в данной сфере таковы:
      - получить в полной мере запланированную прибыль;
      - увеличить объем продаж;
      - завоевать более солидную долю рынка;
      - попытаться добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;
      - ослабить конкурентов;
      - сформировать определенный имидж товара.[5]
      Механизм  цен, ценообразование, ценовая политика - очень сложный и тонкий инструмент рынка, в действии которого разобраться  весьма непросто.

    2.2 Ценообразование на различных типах рынков

     Ценообразование проводится по методике, приемлемой для каждого из четырех видов рынка, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования и от которых зависит ценовая политика продавца:
     1. Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей схожего товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно купить товар по рыночной цене.
     2.Рынок  монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением и упаковкой. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят по-разному различия в товарах и готовы платить за товары разную цену. Продавцы стремятся разнообразить ассортимент разных потребительских сегментов, иногда пользуются присвоением товарам марочных названий, широко используют рекламу и методы личной продажи.
     3.Рынок  олигополистической конкуренции состоит из небольшого числа продавцов, чувствительных к политике ценообразования. Товары могут быть схожими и различными по виду и модификации. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым конкурентам создаются трудности при проникновении на этот рынок. Если фирма снижает цену товара на 10%, то покупатели быстро переключаются на ее товары, спрос автоматически возрастает в несколько раз. Другим партнерам приходится или снижать цены, или предлагать новые услуги, чтобы удержать клиентов. Но если олипоголист повысит цены, конкуренты могут не последовать примеру. И ему останется или вернуться к прежним ценам, или рисковать потерей сегмента рынка и спроса на его товары.
     4.Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного продавца. Это может быть государственная организация или частная компания, регулируемая монополия или нерегулируемая монополия. Ценообразование складывается неодинаково. Государственная монополия с помощью политики цен может способствовать вытеснению с рынка конкурентов, снижая цену ниже себестоимости для тех покупателей, которые не в состоянии купить товар за полную стоимость. Также цена может быть оставлена на уровне покрытия издержек или для получения высоких доходов. А иногда цену повышают так высоко, чтобы сократить потребность населения в товаре. Государственная монополия может разрешить фирме продавать рядом товар, устанавливая такие расценки, чтобы фирма могла получить « справедливую норму прибыли», чтобы для фирмы возможность увеличения производства товаров широкого потребления. При нерегулируемой монополии фирма имеет возможность самостоятельно устанавливать цены на свои товары, какие только может выдержать рынок. Фирма не всегда устанавливает максимальные цены из-за введения государственного регулирования или нежелания привлекать новых конкурентов, а также потому, что благодаря низким ценам она имеет возможность проникновения на новый сегмент рынка.[6]
     За  исключением работы на рынках чистой конкуренции методику установления исходной цены на свои товары проводят в шесть этапов:
    Постановка задачи образования цены.
    Определение спроса.
    Оценка издержек.
    Анализ цен и товаров конкурентов.
    Выбор методов образования цены.
    Установление окончательной цены.

2.3 Факторы ценообразования

     Взаимосвязь понятий цена и прибыль неразделима. Чем больше цена, тем больше прибыль, а чем меньше цена, тем меньше и прибыль. Дешевый товар или услугу легче продать; за тот же промежуток времени товар по низкой цене продается в большем объеме, чем его дорогие аналоги. При способах ценообразования важно установить взаимосвязь между ценой и объемом его продаж.
     Существуют  два способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукции – называемый ценообразование по издержкам; второй метод – ценообразование по спросу, когда исходят из возможностей рынка по покупательской способности. Применяется и третий способ ценообразования, основанный на ценах на конкурентную продукцию. При выборе ценообразования следует учитывать следующие факторы:
    фактор ценности (чтобы цена отвечала настоящей ценности товара);
    фактор затрат (необходимо учитывать, чтобы цена покрывала затраты);
    фактор конкуренции (следует учитывать при установлении цен ниже или выше, чем у конкурентов);
    фактор распределения товара по пути к покупателю (это реклама и затраты на доставку, хранение на складах, маркетинг не должны быть больше, чем у конкурентов);
    фактор общественного мнения (дает представление о товаре, его качестве и полезности для покупателей. Общественное мнение создается через рекламу, буклеты, фильмы, а также с использованием конкурентов и партнеров).[7]
      2.4 Методы ценообразования
      Выделяют  следующие этапы ценообразовательного процесса на предприятии:
      определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов;
      определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок.
      Применяются следующие основные методы расчета  базовой цены, которые можно использовать изолированно или в различных  комбинациях друг с другом:
      1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс (Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Pricing). К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
      Пример: Предприятие по производству предметов  домашнего обихода желает установить цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объем производства — 10000 единиц. Предположительно прямые затраты сырья и материалов на единицу изделия — 1000 руб. Прямые затраты труда на единицу изделия — 400 руб. Предприятие планирует сумму постоянных затрат 2000 тыс. руб. в год и надеется получить 4000 тыс. руб. прибыли. Рассчитать цену с использованием метода маржинальных издержек.
      Планируемая выручка от продаж после возмещения переменных затрат составит: 2000 + 4000 = 6000 тыс. руб.
      Желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия: 6000000 / 10000 = 600 руб.
      Совокупные переменные затраты на единицу изделия: 400 + 1000 = 1400 руб.
      Цена (переменные затраты на единицу изделия + желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия): 600 + 1400 = 2000 руб.
      2. Метод стоимости изготовления (Conversion Cost Pricing). Полную сумму затрат на  покупное сырье, материалы, полуфабрикаты  увеличивают на процент, соответствующий  собственному вкладу предприятия  в наращивание стоимости товара. Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:
      о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;
      об отказе или продолжении конкурентной борьбы;
      об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;
      по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.
      3. Метод маржинальных издержек (Direct Costing System) предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.
      4. Метод рентабельности инвестиций (Return on Investment Pricing) основан на том,  что проект должен обеспечивать  рентабельность не ниже стоимости  заемных средств. К суммарным  затратам на единицу продукции  добавляется сумма процентов  за кредит. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара.
      Пример: Предприятие устанавливает цену на новое изделие.
      Прогнозируемый  годовой объем производства — 40000 ед., предполагаемые переменные затраты на единицу изделия — 35 руб. Общая сумма постоянных затрат — 700000 руб. Проект потребует дополнительного финансирования (кредита) в размере 1000000 руб. под 17% годовых. Рассчитать цену с применением метода рентабельности инвестиций.
      Переменные затраты на единицу 35 руб. Постоянные затраты на единицу изделия: 700000 / 40000 = 17,5 руб.
      Суммарные затраты на единицу изделия 35 + 17,5 = 52,5 руб.
      Желательная прибыль составит: (1000000 х 0,17) / 40000 = 4,25 руб./ед. (не ниже).
      Минимально допустимая цена изделия: 35 + 17,5 + 4,25 = 56,75 руб.
      5. Методы маркетинговых оценок (Pricing based on Market Considerations). Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.
      Пример: Эластичность спроса от цен на продукцию  предприятия равна 1,75.
      1. Определить последствия снижения  цены на 1 руб., если до этого  снижения объем реализации составлял 10000 изделий по цене 17,5 руб., а общие затраты были равны 100000 руб. (в том числе постоянные — 20 тыс. руб.) на весь объем производства.
      Выручка от продаж до изменения цены: 17,5 х 10000 = 175000 руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.