На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы на ГОСы по педагогике

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Основные направления  и принципы гос-ой  политики в области  образования.
   Нац-ая доктрина Законодательства РФ в области образования вкл. в себя Конституцию РФ, Закон об образовании РФ, а так же законы и нормативные акты.
 Федеральный закон об образовании:
 1. разграничивает компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов РФ        2. регулирует вопросы отношений в области образования, кот. должны решаться одинаково всеми субъектами РФ     3. вводит общие установленные нормы по вопросам относящимся к компетенции субъектов РФ.
 Конституция РФ в области образовании:
 1. формирование  и осуществление федеральной политики в области образования
 2. правовое  регулирование отношений в области образ-я
 3. разработка и реализация целевых федеральных программ
 4.  разработка ГОСТов
 5.  гос-ое аккредитование образов.  учреждения
 6.  аттестация пед. кадров
 7. формир-е  систем образования в стране  и её регионах
 8. финансирование  образов. учреждений
 Компетенция субъектов РФ в области образования (ст. 3):
 1. определение  и осущ-ие политики в области  образ-я ни противоречащей политики РФ
 2. законодат.  субъектов РФ в области образ-я
 3. осущ-ие  федеральной политики в области  образ-я    4. разработка и  реализация республ. регион. программы  5.установление нац.-региональных компонентов, ГОСТов  
 6. организ-я  финансирования местных органов  управления образ-ем
 7. издание  нормативных документов
 Система образования РФ (ст. 8):
                          Мин. образ. РФ 
 
 

 
ВУЗы  Мин.образ Акад.образ.                                    .                                     Сверд. обл                                                                                    
                             
                   Городское управ. образ.
                             
Полное     район. управ. образ доп. образ.
Неполное                                           1.внешкол. учр
Ср. образ.                                      2.курсы повыш.- образ. шк.                                               квалификац
 - ССУЗ                                           3 дворцы твор
 - СПТУ
 Система управления образованием:
 1. порядок  разграничения компетенции гос.  власти и органов управл. образов.
 2. компетенции  органов местного самоуправления в области образов. ответств. за реализацию прав граждан на получение основного общего образования, форм-ие местного бюджета
 3. компетенция  образ. учрежд. – материал. обеспечение,  приём и распределение кадров, разработка программ и учебных планов
   Образовательные уровни: осн. общее образование; среднее (полное) общее образование; нач. профес-ое О; сред. профес-ое О; высшее; послевузовское; дополнительное; спец. коррекцион.; учр. для детей сирот; гимназии; лицеи.
   Цель современного образования – развитие тех св-в личности, кот. нужны ей и обществу для включения в соц-ую ценную деятельность.
 Задачи  - воспитание физически и морально здорового поколения, форм-ие научного миропонимания, экологической культуры, ценностей.
   Педагогика как  наука.
 Слово педагогика (греч.) – “детоводитель”. Постепенно слово педагогика вошло в нашу жизнь и стало употребляться в более общем смысле “вести ребёнка по жизни”, т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.
 Главной задачей педагогики как науки явл. Накопление и систематизация знаний о воспитании человека.
 Воспитание  явл-ся общим по отношению к обучению и образованию, т.к. в процессе обучения и образования чел-к воспитывается.
 Задачи  педагогики:
 1. разработка  целей и задач воспитания
 2. выявление  закономерностей формир-я личности, разработка на их основе принципов воспитания и обучения
 3. разработка  содержания воспитания и образования
 4. разработка  методики воспитательной образовательной деятельности педагогов
 5. обобщение  и внедрение в шк. практику передового пед. опыта
 6. вооружение  педагогов знаниями пед. теории  и технологии воспит. и обучения
 Основные  категории педагогики:
 К основным пед. категориям относятся воспитание, обучение, образование, развитие и формирование.
 Развитие  – это процесс и результат качественных и количественных изменений чел-ка, развитие связано с постоянными, непрерывающимися изменениями, переходами из одного состояния в др., восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему.
 Социализация – процесс усвоения опр-ой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
 Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных ЗУН формир. на основе мировозренч. кач-в личности.
 Воспитание – целенаправленное создание условий (материал., духовн., организацион.) для развития личности.
 Обучение – целенаправленный процесс в/д уч-ля и уч-ся, в ходе кот. осущ-ся образование, воспитание и развитие чел-ка.
 Пед. процесс – совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной работы проводимых педагогом и уч-ком по единому плану.
 Пед. система – система, в кот. организовано в/д воспитателя и воспитуемого (субъект и объект, шк., ВУЗ).
 Объект  педагогики – воспитание, как сознательно и целенаправленно осущ-ый процесс.
 Отечест. педагогики  Большой вклад в  развитие педагогики внёс Я.А.Коменский. Гл. труд  книга “Великая дидактика”. Ушинский: ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Источники и факторы развития личности.
 Личность – человек как общественное конкретное проявление общественной сущности чел-ка, его индивид-х, псих-х свойств (темперамент, хар-р, способности, интересы) и соц-ые функции (отношение к людям, труду, поведение и т.д.).
 Процесс формирования личности – становление чел-ка как социального существа, совершенствование его в процессе жизни, кот. происходит в руз-те и развития и воспитания.
 Развитие – качественное и количественное изменение, кот. проявляется в анатомо-физиологич. созревании организма, в усвоении знаний  в деятельности и поведении.
 Развитие  личности чел-ка происходит под влиянием сложных в/д природы, обстоятельств жизни и самого чел-ка, кот. своей деятельностью активно преобразует жизнь и тем  самым преобразуя себя.
 Факторы развития личности
 
 
 Внешние                                   Внутренние
 среда                                    - наследственность
 воспитание                   - собствен. активность Ч.
 Среда – окружающие чел-ка общественные, материальные, бытовые, духовные, природные условия его существования и формирования деятельности.
 Воспитание - в узком смысле – целенаправленно организованный процесс формир-я  Л. В широком смысле – спец. организ-ое, целенаправ-ое  и управляемое воздействие кол-ва воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств.
 Наследственность – генетическая программа биологич. признаков, полученных ребёнком при рождении, служащая одним из источников развития личности.
 Собственная активность Л. – подражание, воспитуемость, обучаемость, самосвоспит., самоообраз.
 Фактор  – причина, движущая сила развития личности, определяющая его хар-р или отдельные ег о черты.
 Концепции развития личности:
    биологическая направленность – личность природное существо – действия чел-ка объясняются присущими ему от рождения потребностями, влечениями, инстинктами.
   социологическая  направленность – чел-к биологическое существо, но в процесс жизни социализируется из-за влияния соц-х групп.
   биосоциологическая  направленность – псих. процессы  (ощущение, восприятие, мышление) имеют биологическую природу; а направленность, интересы, способности формир-ся как явления социальные.
 Биологическое и соц-ое воздействие на человека одновременно и комплексно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Понятие личности. Структура, развитие.
 Человек – обладает спец. способностями и свойствами: речь, сознание, трудовая деятельность (не передаются биологически, а формируются Ч. при жизни в процессе усвоения или при передаче предыдущего поколения).
 Индивид – человек как биологическое существо. Мы рождаемся индивидами, с того момента, когда начинаем говорить становимся личностью. Предпосылки к развитию индивидуальности.
 Личность  - соц. психологическая сущность человека, кот. форм-ся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения общественно исторического опыта человечества.
 Л. – соц. существо, вносящее вклад в развитие общества и преобразующееся в рез-те собственного развития. Л. становятся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения. Социологи рассматривают личность как представителя опр-ой соц. группы. Особенность и непохожесть одной личности на др. наз. индивидуальностью (она выражается в опыте, ЗУН, личностных хар-ках).
 Основные  параметры индивидуальности: мотивация, темперамент, способности, характер.
 Структура личности:
 Направленность  – важнейшее св-во Л., в кот. выражена динамика развития человека, главная тенденция его поведения, на что направлена Л., какова её конечная цель, кот. влияет на поведение (потребность>мотивы, мотивация).
 Темперамент – характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей, проявляется в поведении (холерик, меланхолик).
 Способности – психологические особенности, от кот. зависит успешность ЗУН, нескольких видов деятельности.
 Развитие Л. – это процесс и результат вхождения человека в соц.среду и интеграции в ней. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления: 1 адаптация; 2 индивидуализация 3 интеграция. Развитие личности управляется системой мотивов.
 Определение личности было дано К. Марксом: человек – совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.
 По  Леонтьеву: Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, сформирование которой происходит в онтогенезе.
Возрастн. период
 ВТД  Особенности самосознания
1-3 г  раннее  детство
Предметная «Я – сам»
3-6 л  дошкол. детство
Игровая «Я – сам  знаю» складывается самооценка, самокритичность;
6-11 мл. шк.
Учебная формирование  внутр. плана действий; становление самооценки
11-14 подростк. воз-т
Общение со сверстниками «Я – идентичность» (чувство взрослости, самоутверждение)
14-18 ранняя юность
Учебно- профес. стабильное  «Я», формирование мировоз-я, социальная ориентация личности, поиск смысла жизни.
 
   Сознание и самосознание. Этапы развития.
 Сознание  – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
 Функция сознания:
 - формирование  целей деятельности,
 - предварительное  мысленное построение действий и предвидение их результатов
 Свойства  сознания: построение отношений, познание и переживание.
 Сознание – это высший уровень  психического отражения объективной реальности, а также высший уровень само регуляции, присущий только человеку как социальному существу (по Маклакову А.Г.)
 Основные  характеристики сознания:
 Активность  – избирательность психического отражения, дифференциация психических образов по степени значимости для субъекта.
 Интенциональность – направленность сознания на объект, предмет, образ.
 Рефлексивность  – способность к критическому самонаблюдению за своим состоянием.
 Мотивационно  – ценностный характер сознания.
 По  Маклакову А.Г.: сознание имеет следующую структуру:
 Бессознательное
 Актуальное  сознание
 Рефлексивное  сознание
 Самосознание  – это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений.
 Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по B.C. Мерлину):
 1. Сознание  отличия себя от остального  мира.
 2. Сознание  «Я» как активного начала субъекта деятельности.
 3. Сознание  своих психических свойств, эмоциональные самооценки.
 4. Социально-нравственная  самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
 Через отличие себя и мира «я и не я», через ощущение себя как, субъекта действительности.
 3 уровня самосознания: 1.физиологически1 (самоощущения;   2.социальный (идентификация себя в обществе     3.личныи (человек познает свою уникальность и индивидуальность).
 3 этапа  развития самосознания:
 1. с  рожден.до 3-х лет–рефлексивный
 2. 3-11 лет.– формально-рефлексивный (формированне рефлексивного действия, самооценка)
 3.11-14 – рефлексивный (подростковый) (возникает представление о самом себе, которые более  устойчивы, появляется мировоззрение.)
 Формы самосознания: реальное я (представление чел-ка о себе в реальное время); идеальное «я» каким бы ть, хотел стать); зеркальное «я» (о том, каким тебя воспринимают другие люди).
 
 
 
 
 
 
 
   Деятельность. Понятие  о видах деятельности.
 Деятельность  – процесс преодоления трудностей, процесс самоизменения чел-ка, способ отношения к условиям жизни, деяния (конкретные дела).
 Д. -это  реализация отношения субъекта к объекту, выраженное действием.
 Д. –  это внутренняя –психическая, внешняя, физич. Активность ч-ка, регулируемая сознаваемой целью.
 Д характеризует.:потребность, мотивы, средства, структуры.
 Потребность – это то, что направляет Д (естествен., культурные, материальн., духовные). Психология делит потребности на: 1. физиологические, 2. социальные (потребности занимать определенное место в обществе, потребности в любви и уважении), 3. личностные (творческие самореализации, потребности поиска смысла жизни).
 Мотив – это то, что побуждает к деят-ти.
 Средства – то, что помогает осуществлять Д. Структура Д. выделяет действия (то, что определено целью), и операции (способы осуществления действий, которые зависят от условий осуществления Д.).                       Виды Д.:
 1. по способу осущ-ния: внутренние (проходит в уме: мышление, память, рефлексия); внешние (осущ. в реальном простр-ве и времени); интериоризация (переход внешн. д. во внутр. план); экстериоризация (переход внутр. д. во внешний).
 По  Леоньеву: каждому возрастному периоду соответствует опред-ый вид д-ти, кот. влияет на развитие и формирование всех черт личности:
 2. по возрастному периоду:
дошкольн. – игра (д., направленные на получение удовольствия.); младш-школьный– учение (д. направленная на получ-е ЗУН); подростк.–общение (обмен информацией, контакт с другими людьми); старший школьный – профессиональный – труд (направлен на производство предметов).
 Тип ведущей д-ти – это такая д-ть, кот. хар-ет данный возраст.
 Учебная Д. – процесс приобретения человеком новых ЗУНов или изменения старых.
 По  Эльконину – уч. дея-ть – д., в  рез-те котор. изменяется сам субъект  деятельности как личности, развивается сам интеллект; – вз/отн-ния ученика и учителя в ходе которой формируются.
 Структура учебной Д.: учебно-познавательные мотивы, их формы, направлена на усвоение способов действий, на получение новой информации.
 Структура учебной деятельности по Э-Д:
   Для мл. шк-ков ставится учебная  ситуация, уч. задача (проблема)
 Учебные действия:
 - действия  по вычленению проблемы
 - действия  способа разрешения проблемы
 - действия  моделирования общих отношений учебного материала для решения проблемы
 - действия  конкретизации и обогащения
 - действия  контроля за ходом учебной  деятельности.
 Психолого-педагогич. требования к организации уч. деят-ти:
 1. чтобы  успешно вести обучение, педагог  должен представлять себе основные  характеристики обучаемых (способность принимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач).
 2. разнообразные  виды деятельности
 3. опре-е  чёткой цели предстоящей работы
 4. общественно  полезная направленность деятельности.
 
 
 
 Психологические особенности учащегося как субъектов учеб. деят-ти.
 Учебная Д. – процесс приобретения человеком новых ЗУНов или изменения старых.
 Тип ведущей деятельности – это такая деятельность, кот. хар-ет данный возраст и определяет развитие всех психических новообразований данного возраста.
 Младший школьник (внутренний план действий) 7-10(11) лет. ТВД – учебно-познавательная д-ть, присутствует сюжетно-ролевая игра.
 Характерно – очень значимо слово учителя (учитель-авторитет); значимо мнение сверстника, оно влияет на формирование самооценки.
 На  самооценку влияет отношение родителей, ребёнок воспринимает родителей через успешность и неуспешность уч. д-ти, появляются новые атрибуты (портфель…).
 Новая соц. роль – ученик.
 Новые права и обязанности.
 Развиваются познавательный интерес, наглядно-образное мышление постепенно переходит к логическому, появляется интерес к предметной деят-ти, к общению. С помощью волевых усилий млад. шк-к регулирует своё поведение. От учителя зависит сохранение интереса ребёнка к уч. деятельности. Следовательно, учитель д.б.: профессионально компетентным, уметь сопереживать, применять различные формы и методы обучения.
 Подросток 11–14(15) лет. ТВД – общение в процессе обучения и труда, интимно личностное общение. Бурное физиологическое развитие подростка как результат импульсивность, агрессивность, закрытость. Подросток внушаем со стороны сверстников или старших по возрасту. Школа представляет только интерес общения со сверстниками (яркий интерес к противоположному полу и, как правило, в форме агрессии).
 Цель  подростка – реализовать себя любым способом, даже с худшей стороны. П. Предпочитают объединяться в группы по интересам.
 Характеристика возраста: резко снижается успеваемость, дисциплина, могут уйти в себя. Для них значим авторитет сильного, значимого человека. Негативно относятся к людям с двойственным поведением (говорят одно, а делают другое).
 Старшеклассник – ранняя юность – 15-17 (18) лет. ТВД – профессионально-личностные отношения. Уч. д-ть опосредована, жизненное и профессиональное определение. Начинают группироваться по профессиональным интересам, предают значение дружбе, задумывают над будущим, появляется первая любовь.
 Смена вед. д-ти обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменение положения ребёнка в системе его отношений с другими людьми. (см дополнительно)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Характеристика нормативных  документов.
 Гос. образоват. стандарт – требования к результату модели ученика и действиям учителя, определённых в законе «Об образовании». Устанавливается федеральными органами гос. власти (федеральный компонент) и определяет в обязательном порядке обязательный минимум сод-ния основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки уч-ся, требования к уровню подготовки выпускников. Гос. стандарт утверждается не менее 1 раза в 10 лет (закон об образовании). Он включает в себя региональный и национальный компоненты, обеспечивает единство нормативов обучения на территории России, включает в себя 3-и содержательных линии: предметно-информационная, коммуникативная, ценностно-содержательная.
 Базисный  учебный план - определяет минимальное и максимальное кол-во часов на изучение образовательных дисциплин, т.е. определяет учебную нагрузку уч-ся по классам. БУП включает федеральный и частично региональный компоненты.
 Школьный  компонент - реализует сод-ние образования, кот. определяется образовательным учреждением самостоятельно.
 Учебн. программа - устанавливает сод-ние и объём ЗУНов по отдельным предметам и определяет последов-сть прохождения их по годам обучения. Она пробеспечивает единый уровень образования. На ее основе создаются школьные учебники и ведётся школьное обучение. Каждая последующая программа базируется на предыдущей. Существуют кроме гос. программ и авторские, но эти программы должны быть утверждены федеральными или региональными органами управ, образования.
 Принципы  построения учебной программы - это научность, системность, доступность и посильность для уч-ся, единство теории и практики.
 Учебник - это массовая учебная книга, излагающая предметное сод-ние образования и определяющая виды деят-ти. Это основа построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль или вообще не нужен.
 Функции учебника: 1. информационная - раскрывает сод-ние образования (объём матер-ла); 2, систематизирующая – обеспечив. систематизирует матер-л в опред. послед-ти. 3. обучающая - облегчает усвоение и закрепление знаний; 4. воспитательная – реализует воспитат. цели.
 Компоненты  учебника - учебники имеют разную структуру. Содержание (разделы, параграфы) делятся на; 1. основной материал; 2. дополнительный (справочный), 3 пояснительный (примечания, комментарии). В нетекстовые компоненты - иллюстрации, схемы. Основная часть методического аппарата - вопросы и задания параграфа - помогают сознательно и глубоко проникнуть в сод-ние урока, учителю помогают руководить учебным процессом и д-тью учеников.
 Критерии  учебника - соответствие гос. стандарту, информационность, соответствие последним достижениям научных исследований, системность изложения мат-ла, доступность степени усвоения, аппарат усвоения (выделение шрифтом, термины, иллюстрации, схемы).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Содержание общего  образования в  современной школе (Подласый)
 Выделяют 3 вида образования: общее, политехническое и профессиональное.
 Общее образование – овладение знаниями основ наук. Его составляют циклы учебных предметов: общественно-гуманитарные, физико-матема-тические, химико-биол., производст.-технич., художественной. Общее образование приобретают в общеобразоват. уч.-воспит. учреждении: школы, гимназии, лицеи.
 Политехнич. образование. Знакомит уч-ся с основными видами производства, формирует У и Н выполнения простых трудовых действий. Основы этого вида образования приобретаются в общеобразовательных уч.-воспит. учреждениях.
 Профессиональное  образование. Направлено на овладение ЗУН, способами мышления, необ-мыми для выполнения опр-ной профес-ной деят-ти. Делятся на ПТУ, институты, университеты.
 Основные комп-нты содержания образования:
 Знания – обобщённый опыт людей, накопленный в процессе общения – историческая практика
 Умения – способность сознательно выполнять опред-ные действия, применение З на практике
 Навык – умение, доведённое до автоматизма благодаря многократному повторению (скорость, точность).
 Опыт  творческой деятельности- самостоятельное перенесение приобретённых З и У на новые ситуации, видение и понимание новой проблемы, самост-ное комбинирование известных способов.
 Опыт  оценочного (эмоц-но-ценностного) отношения- это отношение к окружающему миру, к З-ям, д-ти, моральным и соц. нормам и идеалам.
 Факторы, влияющие на содерж-е  образования:
 - потребности  общества
 - развитие  науки и техники
 - субъекты
 - политика  правящих классов
 - методологические позиции учёных
 Учебный предмет – это часть соц. опыта. С накоплением соц. опыта и увеличением кол-ва уч. предметов началась дифференциация образования (раздробление) неразрывного в своей основе опыта, выделение новых его частей-предметов.
 Принципы  отбора содержания образования:
 гуманизация – создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребёнка и его самоопределения
 дифференциация – разделение уч. планов и программ с учётом склонностей и способностей учащихся
 интеграция – сближение и связь наук, состояние связанности отдельных дифференционных частей
 индивидуализация – потребность индивида в персонализации, неповторимости, своеобразие человека
 демократизация  – равноправие, защищённость прав и свобов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Принципы построения  содержания: структура уч. программ.
 Учебная программа является одним из док-тов  определяющих сод-ние образования. Учеб программа – это нормативный документ, раскрывающий сод-ние ЗУНов по уч. предмету, с указанием последов-ти тем и времени на их изучение.
 В программе  обусловлена структура расположения учеб. материала по годам обучения и внутри каждого школьного курса. Учебные программы м. б. типовыми, рабочими и авторскими, но авторская должны быть утверждена федеральными или региональными органами управ, образования. Общая структура уч. программы содержит в основе 3 эл-та: 1. объяснительная записка (основные задачи, воспитательные возможности, ведущие научные идеи); 2 содержание образования (тематический план, сод-ние тем, задачи их изучения, основные понятия, возможные виды занятий); 3. методические указания касающиеся ЗУН-ков.
 Принципы  - основное руководство положений. Принципы обучения определяют задачи, цели. Принципы построения уч. программы: 1. согласованность - единство и целостность сод-ния уч. программы с ГОСом, Базис, уч. пл., отвечающие целям образования; 2. преемственность, логическое изложение сод-ния уч. программы, перехода от простого к сложному, 3. ориентация на развитие личности; 4. дифференциация.
 Структура учебной программы:
 При линейной структуре отдельные части уч. материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения 1 раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, систематичности, доступности (испол-ся для предмета история, лит-ра, музыка).
 Концентрическая структура предполагает возвращение к изученным знаниям. Один и тот же вопрос повторяется, постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями, зависимостями. Эта структура широко испол-ся при изложении физики, химии, биологии.
 Характерной особенностью спиральной структуры изложения явл. то, что уч-ся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней З. Эта структура наиболее эффективна при организации содержания общественных, педаг., псих., наук.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Сущность процесса  обучения, его задачи  и структура.
 Обучение  – 1целенапрвлен. пед.процесс организации и стимулирование уч-познават. д-ти уч-ся по овладению научными ЗУНами, развитию творческих сп-тей мировззрения и нравствен.эстетических взглядов.
 2 это  процесс активного вз/действия  м/у обучаемым и обучающим, в результате кот. у обучаемого формируются определенные ЗУНы на основе его собственной активности.
 Задачи  процесса обучения: 1. стимулирование активной познават. д-ти; 2. организация познав. д-ти уч-ся по овладению научными ЗиУ; 3. развитие мышления, памяти, творч. способностей; 4. совершенствование учебных УиН; 5. выработка научн. мировозр. и нравственно-эстетич. культуры.
 Принципы  обучения
 1. Принцип природосообразности: 1) опора на возрастные и индивидуальные особенности уч-ся; 2) опора на зоны ближайшего развития, определяющие возможности уч-ся; 3) направлять пед. процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения уч-ся.
 2. Принцип гуманизации – это принцип социальной защиты растущего чел-ка, построение пед. процесса на полном признании гражданских прав воспитанника и уважение к нему.
 3. Принцип целостности, упорядоченности – достижение единства и взаимосвязи все компонентов пед процесса.
 4. Принцип демократизации – предоставление полных свобод для саморазвития, самоопределения, самообучения, самовоспитания.
 5. Принцип единства  и непротиворечивости уч. заведения и образа жизни уч-ся – установление связей между сферами жизнедеят-ти уч-ся.
 6. Принцип культуросообразности –максим. использ-е в воспитании и образовании культуры той среды, в кот. находится и живет уч-ся.
 Принципы  обучения технологии:
 1.научности.(чтобы изучение техники и технологии велось на строгой научной основе, чтобы уч-ся давались научн.-обоснован., проверенные практикой достоверные З)
 2. доступность и пассивность труда уч-ся (чтобы трудовын\е задания по объему соответствовали возрасту уч-ся, уровню подг-ки и познават-ым возможностям и физич.силам).
 3. Системат-ть и последоват-ть.(чтобы учебн.мат-л усваивался в строгом логическом порядке)
 4. Сознательность и активность уч-ся.(чтобы уч-ся в проц-се обучения могли сознательно и активно овладеть техники и технологич-ми ЗУНами для развития творчества и инициативы)
 5. Прочность усвоения ЗУНов (требования: знание целей обучения; эффективное, правильное изложение, закрепление теоретич. и практич.мат-ла; развитие памяти уч-ся; поддержание интереса к работе).
   6. Наглядность (опора на чувственно-практический опыт, восприятие оборудования, инструментов. Внешняя, внутренняя-опора на опыт).
 7. Уч-воспит. хар-р обучения. (учит-ся интерес уч-ся, их индивид. особ-ти, уровень их подг-ки; задания д.носить обществен. полезный хар-ер; строгое соблюдение правил ТБ; организация взаимопомощи; экскурсии на предприятия, нравствен.облик учителя).
 
 
 
 
 
 
 Методы  обучении. Классификация  методов обуч. их общая хар-ка.
 Метод – исследование, способ, путь к достижению цели. Методы обучения – способы организации учебно-познават. деят-ти уч-ка с заранее определёнными задачами, уровня и познавательной актив-ти, уч. действиями и ожидаемыми результатами для достижения целей. Каждый метод вкл. в себя обучающую работу учителя и стимулирование активной учеб. Познават. деят-ти уч-ся. Приемы обучения - составная часть или отдельная сторона метода обучения.
 Классификации методов обучения:
 1. по уровню активности уч-ся (Е.А. Голан): пассивные: (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация); активные: (работа с книгой, лабораторная работа).
 2. по уровню включения в продуктивную (творч.) деят-ть. (М.Н. Скаткин. И.Л. Лернер): объяснительно-иллюстративный (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация); репродуктивный (воспроизведение изученнонго); проблемное изложение материала; частично-поисковый; исследовательский.
 3. по источникам  получения ЗУН (ЕЙ. Перовский): словесные; наглядные; практические.
 4. по дидактическим  целям (М. Данилов. Б.П. Осипов): методы приобретения новых знаний; методы проверки и оценки ЗУН.
 Организационная классификация (Бабанский): методы: организации; стимулирования; контроля за эффективностью учеб. познават. д-ти.
 Словесные методы:
 1. рассказ – словесное описание отдельных фактов, явлений, событий в жизни общества или чел-ка. Требования: д.б. содержательным, логичным, последовательным (10-15 мин.), эмоциональным, использ. литерат-грам. речь.
 2. беседа – вопросно-ответная форма получения информации. Требования: вопросы д.б. краткие, точные, разнообразные по умств. д-ти, не д.б. подсказывающих ???, использовать слова: вспомни, докажи, объясни; вопрос задается классу, а спрашивается один ученик, ?? не должен повторяться много раз.
 3. лекция – когда учитель в течение продолжит-го времени устно излагает значите-ный по объёму уч. материал, используя приёмы активизации познават. д-ти уч-ся (создание проблемн.ситуации).
 4. учебная дискуссия – диспут.
 Наглядные методы: Демонстрация и иллюстрация явлений сопутствующих при устном изложении материала учителем (картины, эпизоды лит. произвел.). Они облегчают восприятие и осмысление изучаемого материала.
 Практические методы:
 1. Работа с книгой. Приемы: знакомство с книгой, работа с текстом.
 2. Упражнения, лабораторные и практические работы, учебно-производительный труд.
 3. Инструктаж.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Многообразие форм  организации обучения в истории школы и на современном этапе.
 Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной д-ти учителя и уч-ся, осущ-мой в определённом порядке и режиме.
 Орг-ные  формы обучения классифицируют по различным критериям: кол-во уч-ся, место учёбы, продолжительность учебных занятий.
 количество  учащихся – массовые, коллективные, групповые, микрогруппы, индивидуальные.
 место учёбы – школьные (уроки, работа в мастерских, лаборатории); внешкольные (домаш., сам. работа, экскурсии, занятия); нешкольные  (на предприятии, мастерских, лаборатории).
 (см доп-но.)История развития школы знает различные системы обучения, в кот. преимущество отдавалось тем или иным формам обучения, например:
 - индивидуально-групповая (средневековье)
 - взаимного обучения (белл-лакастерская система возникшая в 1798 г. в Англии) ученик>учитель>старш. ученик под руководством учителя обучает младших при < количестве учитель осуществлял массовое обучение.
 - дифференцированное  обучение: по способностям учащихся (мангенская система). Избирают обучение детей в зависимости от способностей, распределяют по классам сильных, слабых, средних.
 - бригадное обучение (существовало в 20-е гг в советской школе). Учитель объяснял всем задание разной трудности.
 - американский  “план Трампа”, согласно кот. 40% времени проводили в больших  группах (100-150 чек.), 20%.

Формы организации процесса обучения

Лекции – наиболее эф. метод, экономия времени, исполь-ся в старш. классах.
Семинар – позволяет провести теорет. обобщение изученного, выступить самостоятельно.

Конференция

Зачет – завершающий контроль раздела, курса.
Экзамен –подведение итогов
Экскурсия – позволяет провести наблюдения, изучить различные явления (в любом возрасте).
Дополнит.занятия – устранение пробелов в знаниях учащихся, либо углубление знаний.
Домашн.самост.работа – закрепление З, полученных на уроке, нет руководителя.

Деловая и ролевая игра

Формы организации обучения:
Фронтальная (со всеми учащимися)
Групповая (часть учащихся)
Индивидуальная  работа детей и с детьми
По мере потребности в обществе образованных людей, образование становится массовым в связи с этим возникает классно-урочная система обучения, основоположник – Я.А.Коменский. Эта система сохраняется и сегодня как основная.
Основные  черты классно-урочной  системы:
- учащиеся  одного возраста объединены в классы
- класс  обучается по единому учебному  плану и единым учебным программам.
 Основная  форма организации учебного процесса – это урок по конкретному предмету, продолжительность урока регламентируется уставом. Урок планирует, организует и ведёт учитель.
 
 
 
 
 
 
 Пед. технология: понятие и структура.
 Технология – это совокуп-ть З о способах и средствах обр-ки матер-лов, а так же сами эти процессы, при кот. происходит качественное изменения состояния объекта. На основе этого можно выделить основные характерные признаки технологий:
 - технология  категория процессуальная
 - технология  представляет собой совокупность  методов
 - технология направлена на проектирование и использование эф-ых экон-их процессов.
 Впервые понятие ПТ в нашей стране появилось в 1920 г. (Шацкий). Существует много вариантов понятия ПТ, но в настоящее время ПТ связана с технологизацией, с пед. и методич. д-тью.
 ПТ – чётко спланированный и выстроенный пед. процесс, обладающий аморитмируемостью и позволяющий гарантировать достижения запланированных пед. результатов.
 Средства  ПТ:
 - диагностич. целеполагание – предполагает постанову таких целей обучения, котор. легко проверить
 - результативность – предполагает достижение пед. результата
 - экономичность – выражает качество ПТ, кот. обеспечивает резерв времени и достижение результатов с меньшими затратами
 - аморитмируемость – предполагает чёткий алгоритм (последовательность)
 - корректируемость – предполагает воз-ть изменений (выбор методов, средств)
 - визуализация – возможность применения ср-в наглядности (табл., слайды); технич. ср-ва обучения (станки, ПК); дидактич. ср-ва (инструкцион. карты, карточки-задания)
 - проектируемость – предполагает воз-ть разработки ПТ для любой учебной дисциплины.
 Проблемами  ПТ занимались такие учёные: Беспалько, Гусев, Башарин, Монахов, Кларин.
 В пед. теории и практике широко прим. след. ПТ: игровые технологии, технология концентрированного обучения, модульные технологии, дистанционное, развивающего, проектного обучения.
 Игровые технологии (Спенсер, Шиллер, Фрейд, Фромм, Берн). Отечественные: Ушинский, Блонский, Плеханов, Макаренко, Рубинштейн.
 Технология  проблемного обучения.
 Организация учебн.занятий с созданием пробл-ых ситуаций и активной самост.деят-ти по их разрешению. Прблема – сложная познавательная задача, решение котор.представляет практич. Или теоретич.интерес. Проблема принуждает уч-ся найти нужную инф-цию для решения проблемы, тем самым получая новые З и У.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Урок, требования  к совр., типы, этапы.
 Занятия с уч-ся могут иметь различн. виды и формы (уроки, зачеты, семинары, конференции учебные экскурсии). Основная форма обучения в массовой шк. – класс.-урочная, когда класс – это группа уч-ся примерно одного возраста и постоянного состава, получающая единые базовые знания. Урок – это занятие с классом учеников продолж-тью 45 мин. Кол-во таких занятии определ. уч. план шк а их сод-ние – шк. программы и Госстандарт.
 Основные типы урока:
 1. Урок изуч. нов. материала. Занимает все или почти все время урока. Это традиционная или нетрадиционная форма занятия. Выбор должен быть направлен на решение главной задачи: как сообщить необходимые знания, создавая при этом целостность картины изучаемой эпохи. Задачи урока: 1. сообщить богатство науч. З; 2. успешно организовать самост. активную познават. д-ть уч-ся. Изложение такого материала м. б. проблемным, объясн.-иллюстративным и сочетать различные методы и приёмы активизации познавательно деят-ти.
 2. Урок повторения  и обобщения – выделение З, фиксация знания имён, дат, названий, фактов и событии; упрочение У и Н; систематизация У и Н; выделение глав. процессов, событий фактов – тренировка работы уч-ся. Урок м.б. посвящен целым курсам, темат. разделам. Для успешности: предварительная подготовка дома уч-ся, активная познав., д-ть уч-ся на уроке, правильный выбор сод-ния, методов, посильный объём, осознания пользы урока уч-ся.
 3. Урок контроля  и проверки З. Задачи: всесторонне улучшать З, формировать мировоззрение, развивать речь уч-ся, мышление, воспитывать трудолюбие и выявлять З и оценивать их. Этот урок призван показать, что и как знает уч-ся по данной теме, как следует аттестовывать З, какие вытекают от сюда для образоват. процесса.
 4. Комбинированный урок имеет структуру:
 подготовка  к усвоению новых З; усвоение новых З и У; их закрепление и систематизация; применение на практике.
 эти этапы можно менять местами, что  делает урок гибким и применимым для  решения большого круга уч. восп-ых задач. Но есть и недостатки: недостаток времени на усвоение новых З и др. познавательные виды д-ти. Все остальные типы уроков представляют упрощённый комбинированный урок, например, организационный момент (1-3 мин.), основная часть (35-40 мин.), подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).
 Структура урока: 1.организацион.часть (приветствие, проверка готовности к уроку, оборудование); 2. проверка д/з, 3. устная проверка З уч-ся или опрос; 4.Введение нового мат-ла; 5. Закрепление нов.мат-ла; 6. Задание на дом.
 Общие требования к современному уроку:
 1) Использов.  новейших достижений науки, передовой  пед. техники, построение урока  на основе закономерностей. 2) реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов. 3) обеспечение надлежащих условий для продуктивной познав. д-ти уч-ся с учётом интересов, наклонностей, потребностей. 4) установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5) связь с ранее изученным З и У, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6) мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7) логичность и эмоциональность. 8) эффективное использование пед. средств. 9) связь с жизнью, личным опытом.
 
 
 
 
   Контроль и оценка  результатов.
 Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.
 Цель  дидактической диагностики – своевременное выявление, оценивание, анализ течения уч. процесса.
 Различают:
 - диагностирование  обученности, т.е. достигнутых результатов
 - промежуточных состояний обученности – успеваемости
 - обучаемость  – возможности обучаемых
 Диагностика включает в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретают новые качества, т.е. баллы способствуют самоопределению личности.
 Контроль  – это выявление, измерение, оценивание З и У обучаемых.
 Проверка – выявление и измерение. Поэтому проверка составной компонент контроля (основной дидактической функцией её является обеспечение обратной связи между учеником и учителем, т.е. получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своеобразное выявление недостатков).
 Оценка – зафиксированный результат в виде отметок (качественные, т.е. хорошо, отлично; количественные в баллах или %).
 Виды  контроля:
 1. предварительный – проводится в начале учеб. года, либо в течении всего года, когда начинается изучение нового раздела
 2. текущий – проверка усвоения каждой темы, т.е. практически на каждом уроке
 3. повторная проверка – как и текущая должна быть тематической // с изучением нового материала (даёт упрочнение)
 4. периодическая проверка – взаимосвязь разных частей курса (главная функция такой проверки – систематизация и обобщение)
 5. итоговая проверка – учёт З и У обучаемых, приобретённых на всех этапах дидактического процесса (в конце четверти или учебн. года).
 Методы  контроля:
 1. Устный контроль – осуществляется путём индивид-го или фронтального опроса; правильность ответа определяется учителем, комментируется, по итогам выставляется оценка (зачёт, экзамен, устный самоконтроль).
 2. Письменный контроль – выполняется с помощью к/р, сочинений, изложений, диктантов.
 3. Лабораторный – направлен на проверку У уч-ся в овладении оборуд-ем, решение экспериментальных задач требующих провед-ния опытов.
 4. Машинный – ЭВМ, отличается объективностью
 5. Тестовый – в основе контроля лежат тесты.
 6. Самоконтроль – умение самост-но находить функции оценки, объективность, систематичность, наглядность.
 Педагоги  исп-ют «дополнения» к 5-баль-ной системе в виде знаков «+» и «-». Для младших шк-ов иногда вводится безоценочная система. Индивидуальная оценка работ (ребенка сравнивать самого с самим собой). «5» - за глубокие знания, полные, самостоятельные, логический ответ. «4» - мелкие недочеты, которые ученик исправляет самостоятельно. «З» - в ответе допущены неточности, поверхностные знания, не умеет пояснять, привести примеры.
 
 
 
Личностные  и профес. качества. Аттестация.
 Учитель – осн. организатор уч-восп процесса в школе.
 Профессионально-значимые личностные качества – целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность; личный пример поведения; выдержка, умение владеть собой; внеш. облик.; справедливость, трудолюбие, работоспособность, ответственность, отзывчивость, организованность, доброжелательность, человечность, терпение, пед. призвание.
Концепции учебного труда как  «управление»:
 Авторитаризм- подчинение учащихся воле педагога, такой подход снижет мотивацию деятельности, т.к. ребёнок не знает конечной цели
 Гуманизм – отношение к человеку как к высшей ценности, выражение этотг оотошения в делах и поступках, уважение к его мнению.
Функции пед. деятельности:
1. Гностическая – (греч. - познание) – относится к сфере знаний педагога. Знания не только своего предмета, но и знания способа пед. коммуникации, псих. особенности учащихся и самопознания.
2. Проектировочная – включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о способах их достижения.
3. Конструктивная  - особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся (урок).
4. Коммуникативная – особенности коммуниктаивной д-ти преподавания, специфика его вз/д-вия с уч-ся.
5. Организаторская – система умений педагога организовать собственную деятельность, а так же активность учащихся.
 Профессионально-значимые личностные кач-ва (специалиста): знаний педтеории, владение пед.мастерством, знание психологии, владение технологиями общения и воспитания, умение рационально орг-ть труд, любовь к труду, детям вера в человека, пед.способности, эрудиция, терпеливость, быстрота реакции, находчивость, эмоц. уравновешанность, хорошо поставл. Речь, требовательность, тактичность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.