На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сознание как философская проблема

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
 Техникум  Пермского  института (филиала)
ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

                                                 Кафедра  «Гуманитарных  дисциплин» 
                                                    
 
 

Контрольная работа 

по  предмету: «Философия»
на  тему:
«Сознание как философская проблема» 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил  студент    Ф.И.О. Науменко Т.М.
      Гр. ПШИ - 41
  Дата сдачи: 1.12.2008г. Проверил преподаватель:
Ф.И.О.     Власова Н.А.
Дата проверки ___________
Оценка: _______________________ Подпись преподавателя: _________
 
                      
                                                             

                    Пермь-2008 г. 
           
           
           

Содержание 

1.Введение   ……………………………………… 3
2. Философский анализ  гипотез генезиса 
                             человеческого    сознания……4-5
3. Сознание и бессознательное………………….6 -10
4. Сознание и мышление. Сознание и язык…..11-13
5.Смыслотворческая  функция сознания……...14 -16
6. Заключение……………………………………..17
7. Литература……………………………………...18 
 
 
 
 
 
 

                                                     

                                                    Введение  

      На  протяжении нескольких миллиардов лет  эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных природа вынашивала все более и более совершенных существ. Венцом ее творения стал Человек. Отличительной его особенностью стала общественная трудовая деятельность, речь, а также сознание.   

      Проблема  сознания имеет фундаментальные  значения при рассмотрении всех остальных проблем курса  философии.  

      Данная  тема раскрывает генезис, структуру  и функции сознания, его содержание, процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Проблемы сознания приобретают особую актуальность в условиях информационного  общества, когда к человеческому интеллекту добавляется интеллект искусственный.  

      Сегодня сознание, как многогранную систему, изучают многие дисциплины: психология, логика, кибернетика, информатика, антропология, искусственный интеллект и др. 

      Человек, как личность, обладающая сознанием, становится не только соучастником мировых событий, но и активным фактором их организации и развития.  
 
 
 

Философский анализ гипотез генезиса человеческого сознания. 

      С глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника – все достижения человечества были направлены на то, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
      Богословы рассматривают сознание как маленькую искорку величественного пламени божественного разума.
      Идеалисты отстаивают мысль  о первичности сознания по отношению к материи.
      Объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо, что существует вне его, но и само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.
      Материалисты ищут общее единство между сознанием и объективным миром, выводя духовное из материального.
      Вульгарные  материалисты рассматривали возможность стирание грани между материей и сознанием
      В античной философии сознание - это космический разум.
      Гераклиту из Эфеса  принадлежит представление  о всеобщей разумной истине, единое божественное господствует над всем и называется «Логос».
      В средние века сознание рассматривалось как атрибут божественного начала. Существовали представления о вечности материи и о мыслительной деятельности.
      В новом времени сознание определяется как мыслящая субстанция (Рене Декарт (1596-1650), родоначальник новоевропейской философии). Джон Локк (1632 – 1704), философ, который считал, что человек все приобретает из жизненного опыта и не имеет врожденных идей, он подвергал критике представления о мыслительной субстанции.
      Бенедикт  Спиноза (1632-1677) считал, что человек свободен не тогда, когда проявляет своеволие, а когда понимает (осознает)  необходимость поступать в соответствии объективными законами.
      Французские философы – материалисты объясняли сознание, как функцию головного мозга.
      В немецкой классической философии сознание рассматривается как проявление доопытных понятий о формах восприятия и мышления. Иммануил Кант (1727-1804) считал, что человек не просто исходный пункт познания, он формирует его результаты своими внутренними характеристиками.
      Фридрих Гегель (1770-1831) предпринял попытку соединить мышление и бытие,  мышление способно подняться до развития бытия, мышление должно   отражать текучесть бытия.  
 
 
 
 
 

      Русскую философию можно назвать преимущественно религиозно – социальной, стремящейся к целосности познания и поведения человека.  

      Самый крупный русский философ В.С.Соловьев (1853-1900) считал, что истина достижима если соединить  все способности человека, всю полноту его разума и опыта, включая сюда и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетический опыт. Соловьев полагал, что любая вещь познается в ее отношении к целому. Истиной как всеединством предстает Бог, воплощающий в себе божественное, и человеческое начало. Бог соединяется с разумной душой человека и его материальным телом.  

      Представитель русской религиозной философии  Н.А.Бердяев (1874-1948) считал, что человек двойственное существо, живущее одновременно в двух мирах – явлений и вещей в себе «Все - во мне, и я – во всем».   

      Марксистская философия в решении этого вопроса исходила из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.  

      Современный материализм видит возрастание значения сознания в условиях информационного общества, формирование искусственного интеллекта, способность человека, использование данных науки и техники, стать организатором окружающего мира.
      Серьезно  этой проблемой занимался современный  философ Д.И.Дубровский, который оценил сознание с позиции всех трех наук (психология, философия и биология). Он рассматривает проблемы «сознание и мозг» и считает, что окружающая действительность отражается в нашем сознании как поток информации.  

      Философы  всегда искали связь сознания с идеальным. Сознание объясняли как одно из проявлений идеального. Считали что сознание -  отпечаток мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.  

      Другие  философы пытались доказать связь сознания и космического, утверждая, что у  многих людей возникают предчувствия, которые значительно отражают реальное восприятие.  

      В философии нет стандартов, по этому  существует масса других мнений.
            
 
 

                  
 

        Сознание и бессознательное.
                                                                 Сознание – это высшая,
                                                                         свойственная лишь человеку,
        форма отражения объективной
                                                        действительности.
                                                                                                                                                             Философский словарь
        Условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей, которая была необходимостью для них и одновременно эта совместная деятельность требовала речевого общения.                  Только в процессе труда, общественных взаимоотношениях друг с другом  люди осознают, раскрывают свойства предметов, свое собственное отношению к окружающей среде, выделяя себя из нее, организуют целенаправленное воздействие на природу с целью подчинения ее сил своим потребностям. По этому сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует.  

        А.Г.Спиркин дает следующее определение сознания: « Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная только с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предварении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
       Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, функция мозга, результат эволюции материального мира, способность материи отражать свою собственную сущность. Сознание не является материей, хотя связано с материальными носителями и существует сознание только вместе с ними. 

       Сознание имеет сложную структуру, включая в себя: знание, познание, чувство, настроение, эмоции, убеждения, память, мировоззренческие установки, интуицию, самосознание, волю и другие духовные проявления. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются: осознание вещей и переживания, т.е. определенные отношения к содержанию того, что отражается.
 
    Развитие  сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание и осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. В его содержание включается внимание, благодаря которому человек выделяет определенный круг воспринимаемых объектов. Важным обобщающим понятием человеческой способности постигать окружающий мир является понятие мышления.  
 
 
 
 
 

      В структурной характеристике сознания разум выделяется как его абсолютное начало, высший уровень человеческой психики, способность решать информационные задачи, понимать смысл происходящих процессов, управлять поведением человека.  

      Материальным  субстратом является мозг человека, насчитывается 15 млрд. нервных клеток (нейронов). Данные физиологии, психологии, и других наук доказывают, что вне материальных процессах на может быть никакого сознания.
      Большой вклад в разработку проблем физиологической  и социальной основы сознания внесли: Н.П.Бехтерева, И.П.Павлов, ученые-психологи  П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн и др.  

      Сознание  возникает вместе с обществом, развивается вместе с ним, отражает условия общественной жизни и раскрывает социальный смысл происходящих процессов.  Общественное сознание может, как отставать, так и опережать бытие.  Таким образом, общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса либо механизма его торможения. 

      Сознание  как любое зеркало отражает окружающую действительность, и собственное  «Я» человека в том числе. Разновидность  сознания – самосознание. Человек  четкого различает понятие «субъект»  и «объект» («Я» и «не Я»).
         Общественный труд и общение давали как раз ту информацию, по которой и происходил анализ «Я» и окружающих.  

      Сознание  не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы. Кроме сознания у человека есть бессознательное. Необходимо различать два вида неосознанных действий. Это - действия, которые никогда не осознававшиеся  и ранее осозновавшиеся действия. Многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Иногда человек сознательно доверяется бессознательному («внутреннему» голосу, интуиции, предчувствию) когда не может найти более подходящего решения.  

      Бессознательное – это совокупность психических  процессов, актов и состояний, обусловленных процессами, во влияние которых человек не дает себе отчета.
      Можно выделить несколько типов проявления бессознательного:
    мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими общепринятыми мотивами;
 
 
 
 
    стереотипы  поведения, доведенные до автоматизации  их воспроизведения в привычных  жизненных ситуациях и потому неосознаваемые;
 
    чувственная информация, которая остается за порогом  сознания по причинам ее привычного, постоянного  и систематического восприятия человека;
    совокупность представлений и мыслей, по разным причинам находящихся вне сферы сознания, вытесненных за него в глубинах психики.

      Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических  процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательное ощущение, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервных систем. Это все проявления биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность. 

      В область бессознательного входят: 

      *Психические явления, возникающие во сне (сновидения).
      *Ответные  реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально                воздействующими раздражителями. Например: реакция головными болями на  магнитные бури.
      *Бессознательное  запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. Бессознательное забывание безразличной и бесполезной для человека информации.
      *Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и по этому более не осознанными. Например: профессиональные движения машинистки, пианиста и др.
      *Бессознательные  явления могут быть у человека  с больной психикой (бред, галлюцинации  и т. д.).
      *Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями. Например («мысли сами лезут в голову»).
      Бессознательное – это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание.  В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. 
 
 
 
 
 

      Разнообразие  форм и проявление бессознательного исключительно велико. В некоторых  случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном  в поведении, деятельности человека.
      Каждая  новая историческая эпоха своеобразно  отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их бессознательное. 

      Сознание  и бессознательность не отделена неприступной стеной. Человеку необходимо уловить, и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем  самопознания. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. 

      Современная материалистическая философия рассматривает бессознательное как неосознанную человеком часть информации, соотносящуюся с сознанием и взаимодействующую с ним. На необходимости исследования сферы бессознательного больше всего настаивал и, и больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель З.Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду, личность разделена на Оно, Я(эго) и Сверх – Я (Супер - эго). Под Оно имеется ввиду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания.
       
      Все инстинкты, связанные с ним влечения Фрейд разделяет на две противоположные  стороны: первая охватывает влечения Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты, инстинкты жизни. Последнее, по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающий человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретным проявлением инстинкта смерти является, например, садизм.  Проявлением инстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривает проявление личности как систему внешних запретов и правил (Супер - Эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащие импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт. Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, и лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.  
 
 
 
 
 
 
 

      Сознание  создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют  подсознательную сферу, являясь  для нее цензурой духа. Подсознательная  сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.).
      Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу  бессознательного и подверг ее профессиональному  анализу. Но он явно преувеличили роль в поведении нормального, здорового человека, который, как правило, в своем поведении руководствуются разумом, адекватно отражающим логику вещей и событии. 

      Человек – это, прежде всего сознательное, разумное вещество. Не только мышление, но и эмоции пронизаны сознанием. Конечно, когда человек спасает утопающего, спасает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, он в этот момент не думает о значимости своего поступка, не рассматривает, не обобщает, не размышляет – он действует мгновенно, под влиянием интуитивного – эмоционального порыва. Но ведь сама эта эмоция, сформировалась на почве нравственно – воспитанных навыков, разумных стремлений, трудовой и иной взаимопомощи. Под этим порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой» сознательной жизни. Но при этом, признаемся самим себе: разум далеко не всегда господствует над остальными силами нашей души. 

        Подсознательное психическое первоначало Фрейд видел в  сексуальной энергии. Его ученик Карл Юнг (1875-1961) считал таковой иеархию архетипов – универсальных бессознательных образов, властвующих над человеком. Эти образы или. Точнее сказать, символы имеют для человека такое значение, что другой философ Эрнст Кассирер (1874-1945) назвал человека «символическим животным». Символ отличается от знака тем, что не только обозначает определенный предмет, но имеет и другое, более глубокое значение, которое никогда не может быть полностью раскрыто, как никогда нельзя точно вычислить иррациональное число. Такую особенность символа объясняют тем, что его значение уходит в глубину бессознательного. Юнг под внутренним ядром  человека (он называл его «самость») понимал сумму сознательного и бессознательного. Бессознательное влияет на человека, но это влияние можно скорректировать, если понять подсознательные мотивы действий и поставить их на службу высшим устремлениям и ценностям человека. 

      Современная философия и психология исходят из того, что различие бессознательной и сознательной психики не исключает их воздействие, в ходе которого бессознательная информация может быть осознана и, напротив, отдельные элементы сознания могут быть вытеснены в область бессознательной психики.
       
        
 

                   Сознание и мышление. Сознание и язык. 

    Важным  обобщающим понятием человеческой способности постигать окружающий мир является понятие мышления. Мышление возникло в связи с общественным развитием и существует оно в неразрывной связи с трудовой и речевой деятельностью. Мышление – одна из самых интересных, наиболее изученных и наименее познанных проблем психологии и философии.
      Мыслящее  сознание личности делятся на два  основных типа: рассудок и разум. Под  рассудком чаще всего понимают способность  правильно рассуждать, умозаключать, и последовательно излагать свои мысли. Под разумом - понимаем способность человека находить причины и сущность явлений, рассматривать их всесторонне, вскрывать единство противоположностей.
      Первым  из мыслителей, кто уловил разнотипность  характера мышления, был Гераклит (ок. 544 – 483 до н. э.), древнегреческий философ – материалист и диалектик. Он показал, что, мысля одним способом, менее совершенно, ограниченно, человек не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостного, в ее движении и взаимосвязи.  

      Сократ (469-399) – древнегреческий философ. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей не познаваемы: знать мы можем только себя. Он понимал под рассудком средний, характерный для многих уровень мышления. 
      Зачатки деления сознания имеются и у  Платона (427-347 до н. э.) древнегреческого философа который считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности.
      Философ Аристотель ( ок. 384 г. до н. э.) считал, что более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знаниями в общей форме.
        Решение данного вопроса особое  место занимают  в философии  Канта и Гегеля. Кант Иммануил (1724-1804), немецкий философ и ученый, родоначальник классического идеализма. В своих работах он доказывает, что мышление развивается, от рассудка к разуму.
      Первой  предпосылкой разума был не вполне осознавший себя рассудок – догматизм (непреложная истина, не подлежащая критике), когда философ, выявив ряд  достаточно широких и, как он считал, непоколебимых принципов, был уверен, что человеческое мышление, опираясь на них, в состоянии познавать все сущее.     Кант определял рассудок как познавательную способность, дающую возможность постижения общего в предметах. Это ориентированная на достижение практических целей способность мыслить посредством понятий по определенным правилам.  
 
 
 
 
 

      Затем наступает скептицизм, и когда  рассудок,  осознав себя, подвергает критике свои догмы, но показ весьма ограниченных позиций. Затем наступает третий этап – собственный разум сталкивается с вопросами, приводящими его к динамике. Разум обладает большой самостоятельностью и благодаря постоянной самопроверке имеет тенденции к совершенствованию. 

      Гегель  Георг Вильгельм  Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой философии. Он считал, что суть работы рассудка состоит в разложении целостных объектов, а составные части. Рассудок и разум суть момента единого, внутренне противоречивого, развивающегося, восходящего процесса мышления. Рассудок в отличие от разума рассматривают сначала общее, а потом различие. Он зачастую соединяет одно с другим число внешним образом. Разум диалектичен, схватывает противоречия в их единстве.
      А.Г.Спиркин пишет: « В философской и психологической литературе до последних лет понятия «рассудок» и «разум» специально не анализировались, употреблялись не категориально, а как понятия,  И лишь в последнее время понятия «рассудок» и «разум» стали интенсивно исследоваться. Появилось не мало работ на эту тему, В которых утверждается, что рассудок – низшая степень логического понимания. Это скорей житейское, расчетливое мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентирования не практическую пользу. Большинство представлений, понятий повседневной жизни состоит из того, что именуется рассудком или здравым смыслом». 

      Мышление  – это отображение объективной  реальности, составляющей высшую степень  человеческого познания. Мышление дает знания о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно чувственного отражения, мышление дает не прямое, сложно опосредованное отражение действительности. Мышление тесно связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно переходит границы непосредственно – чувственного познания и позволяет человеку получить знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.