На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие об интеллекте. Уровни его развития. Взаимосвязь интеллекта и творчества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  П.М.МАШЕРОВА» 

                                                 Кафедра психологии 
 

  
 

РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ «ПСИХОЛОГИЯ» НА ТЕМУ: 

«ПОНЯТИЕ  ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ. УРОВНИ ЕГО РАЗВИТИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСТВА » 
 
 
 
 
 
 

                                                                   

                                                                                     
 
 
 

                                                                                    Выполнила:
                                                                                     Лавринович В. 33-2гр  ХГФ
                                                                     
                                                                                     Проверила:
                                                                                     Кутькина Раиса Романовна.
  
 
 

Витебск 2010
Содержание: 

Введение
1. Понятие об интеллекте.
- Биологический интеллект
 - Психометрический интеллект
 - Социальный интеллект
2. Уровни развития  интеллекта.
-  Эмоциональный
-  Социальный
-  Интеллектуальный
3. Взаимосвязь  интеллекта и творчества
Заключение
Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно–аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект. 
 
 
 
 

1.Понятие  об интелекте.

В истории  психологических исследований проблема интеллекта, являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено наибольшее количество работ), с другой стороны, остается самой  дискуссионной. Так, например, до настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя этим понятием активно оперируют в  различных областях психологической  науки.  
Приведем несколько определений интеллекта: "Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида"; или "Интеллект - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия  в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания."   Также интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем решения проблем, с индивидуальным когнитивным стилем и т.д. Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием  проявлений интеллекта. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно - активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, - всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.

Айзенк  выделяет три концепции, исходя из которых мы можем определять, что такое интеллект:
- биологический  интеллект; где под биологическим  интеллектом понимается физиологическая,  нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;
- психометрический  интеллект, который определяется  стандартными тестами измерения  коэффициента интеллекта (IQ);
- социальный (или практический) интеллект как  проявление социально-полезной адаптации,  выделяются и исследуются такие  проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач,  память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.

Биологический интеллект

Еще со времен сэра Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими.
Например, предложена гипотез, что уровень умственных способностей зависит от количества ошибок, которые возникают при обработке и передачи информации в коре головного мозга на уровне синапсов. Чем больше подобных ошибок, тем ниже коэффициент интеллекта. Даже если и не существует непосредственной зависимости психометрического интеллекта от биологического, в современных психофизиологических исследованиях обнаружено наличие корреляционной связи между психометрическим интеллектом, определяемым стандартными тестами интеллекта и такими физиологическими показателями, как уровень сенсорного различения, время реакции, а также уровень слухового различения.
Г. Айзенк  полагает, что именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научной парадигме, так как, по его мнению,  все остальные виды интеллекта, социальный и психометрический, является лишь следствием, внешними проявлениями биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой.
Психометрический  интеллект
Именно  он измеряется тестами интеллекта (IQ). Несмотря на всю тавтологичность  этого определения (интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта), в психометрическом определении имеется смысл, поскольку факторный анализ множества тестов определения специальных способностей показывает, что за понятием психометрического интеллекта действительно стоит какой-то основополагающий фактор человеческой психики, определенным образом организующий ментальный опыт человека и отвечающий за эффективность переработки поступающей информации.

Социальный  интеллект

Социальный  интеллект рассматривает интеллект  как проявление социально-полезной адаптации. Подобное определение интеллекта имеет давнюю традицию. В. Штерн  давал определение интеллекта как "некоторую общую способность  к новым жизненным условиям". Приспособительный акт - решение  жизненной задачи с помощью интеллекта - осуществляется посредством действия с мысленным ("ментальным") эквивалентом объекта, посредством "действия в  уме" (или же во "внутреннем плане  действия") при доминирующей роли сознания над бессознательным. Благодаря этому решение проблемы может быть осуществлено здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез, осуществляется во "внутреннем плане действия". В данном случае "критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней".
М.К. Акимова  и др. намечают два пути анализа  практического интеллекта: изучение особенностей мышления людей, занятых  отдельными видами практической деятельности, и анализ мудрости, понимаемой в  самом общем виде, например, как  умение ориентироваться в социально-практических ситуациях.
Вопрос  о том, каким образом репрезентируется понятие "интеллект" в общественном, обыденном сознании, исследовал Р. Стернберг, проводя опрос экспертов и исследуя полученные результаты методом факторного анализа. В результате выделилось три формы интеллектуального поведения:
* вербальный  интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);  
* практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

* способность  решать проблемы.

2. Уровни развития  интеллекта.

Для измерения  уровня интеллекта надо рассмотреть, как  происходит его развитие.
Индивидуальность  человека определяется уникальными  понятиями о мире, которые формируются  в результате повседневного опыта  человека. Сам порядок формирования понятий генетически задан и  одинаков для всех людей. Но то, как  человек использует эти понятия  – это уже выбор самого человека. Каждый человек в своем развитии проходит следующие этапы интеллектуального  развития:
- эмоциональный (до 7 лет), - социальный (7 – 16 лет),
- интеллектуальный (после 16 лет).
На эмоциональном  этапе развития интеллект практически  не развит. На социальном интеллект развит хорошо, но используется только при необходимости. На интеллектуальном уровне человек использует интеллект для самоуправления, а значит может эффективно самообучаться и самосовершенствоваться. Поведение человека на этих этапах развития столь различно, что имеет смысл рассматривать мышление и поведение человека отдельно для каждого этапа развития.
Так как  для интеллекта требуется сочетание  многих факторов, то интеллектуальное развитие часто задерживается, поэтому  даже взрослый человек может иметь  интеллект ребенка.
Для краткости  дадим представителям различных  уровней интеллектуального развития следующие обозначения:
- дикарь, - обыватель, - личность.
Выбор этих терминов не несет каких-либо оценочных  свойств. Слово «дикарь» обычно используется как синоним необразованного  человека, не знакомого с условностями цивилизации. Слово «обыватель»  выбрано в качестве обозначения  человека обычного, ведущего социально  одобряемый образ жизни. Слово «личность» предполагает активно действующего человека, не пасующего перед трудностями («сильная личность»).

3. Взаимосвязь творчества  и интеллекта

В психологии существует, по крайней мере, три  точки зрения на взаимоотношения  этих двух общих способностей.
Одни  исследователи (Д.Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и др.) рассматривают интеллект творчество как единую  человеческую способность высшего плана. В данном случае речь идет не просто о том, что это единая способность, а о том, что творчество производное интеллекта.  Высокий интеллект – высокие творческие способности. Низкий интеллект – никакого творчества невозможно. Способность к любому виду творчества (научному, художественному) обеспечивается, прежде всего, высокими значениями общего интеллекта
Существует  множество эмпирических данных, подтверждающих пресловутое единство интеллекта и  творчества. Еще в 1921 году Л. Термен  начал длительное исследование по изучению жизненного пути юных интеллектуалов. Из школ Калифорнии было отобрано более полутора тысяч младших школьников, единственное, чем отличающихся от своих одноклассников, так это высоким IQ (свыше 135).  А из  их менее умных одноклассников была сформирована контрольная выборка.  Прошло пять, одиннадцать, тридцать и шестьдесят лет, и каждый раз оценивался уровень достижений интеллектуалов и их контрольных собратьев.   Наряду с прочими показателями оценивались и творческие достижения выросших детей. Немного цифр.  В конце концов,  к началу 50-х интеллектуалы опубликовали 67 книг (21 – художественные произведения, 46 – научные монографии), получили 150 патентов на изобретения, 78 стали докторами философии,  48 – докторами медицины, 47 вышли в справочник «Лучшие люди Америки» за 1949 год и т.д.  Не интеллектуалы  тоже добились определенных успехов, но в тридцать раз реже и ниже. Интересно, что средний доход интеллектуала оказался в 4 раза выше  среднего дохода  на душу населения.  Практически все добились высокого социального статуса. И практически все чрезвычайно успешно адаптировались  в обществе . И это неудивительно. Ведь интеллект – это, прежде всего, высшая адаптационная способность, дающая своим носителям возможность приспособиться к изменяющимся условиям окружающего мира. 
Но другие исследователи категорично утверждают  абсолютную  несводимость творчества к интеллекту. Творчество – это не адаптация к миру, а его преобразование - утверждают они. А причиной творчества является именно дезадаптация  человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру.  Глубинной причиной любого человеческого творчества В.М.Вильчек видел первичное изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом.  Именно дезадаптированный, неприспособленный к окружающей реальности человек начинает творить, в глубине души своей, надеясь творчеством преодолеть отчуждение… А. Адлер считал творчество  средством компенсации открытого им самим комплекса неполноценности.   Эмпирические исследования показали, что творчески одаренные дети, часто переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональных сферах, не могут найти друзей, считаются изгоями в классе, подвергаются насмешкам и так далее. И, кстати, у многих таких детей уровень реальных достижений  (например, школьные отметки) ниже их реальных возможностей, что еще сильнее ухудшает их самочувствие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.