На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и показатели экономической эффективности предприятий социально-культурного сервиса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине 

«Экономика  и предпринимательство  в СКС и Т» 
 

тема:
«Понятие  и показатели экономической эффективности предприятий социально-культурного сервиса» 
 

    СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и критерии оценки эффективности  деятельности предприятия 5
  1.1. Функция эффективности  использования ресурсов 6
  1.2. Прибыль предприятия 7
  1.3. Рентабельность предприятия 9
2. Анализ  эффективности предприятия СКСиТ  на примере деятельности ЧЛПУ «Санаторий «Дубрава» 12
  2.1. Общая характеристика санатория «Дубрава» 12
  2.2. Оценка эффективности  деятельности санатория «Дубрава» 14
    2.2.1. Расчет показателей  прибыли 15
    2.2.1. Расчет показателей  рентабельности 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список  литературы 21
    ВВЕДЕНИЕ
     Значение  социально-культурного сервиса и туризма (СКСиТ) в мировой экономике стремительно возрастает. В процессе дематериализации и интеллектуализации общественного производства он становится ведущей сферой хозяйства индустриально развитых стран. Постоянно растет доля национального продукта, производимого в отраслях социально-культурной сферы, и доля занятого в ней населения.
     Тем не менее, в России долгое время социально-культурная сфера рассматривалась как пассивный получатель бюджетных средств и фактически противопоставлялась экономическим и предпринимательским производительным структурам. Это положение изменилось в 1988 году, когда в нашей стране был принят новый хозяйственный механизм, создавший условия для предпринимательства в отраслях непроизводственной сферы. Учреждениям было предоставлено право привлечения внебюджетных средств за счет оказания платных услуг и выполнения работ по договорам с предприятиями. Главным ориентиром экономической деятельности учреждений сервиса стала величина чистого дохода, поскольку их потребности в финансовых ресурсах покрываются из государственного бюджета только на 50-70 %. Растет стремление учреждений к получению дополнительных прав как хозяйственных субъектов. Теперь государственное и частное предпринимательство широко распространено во всех отраслях отечественной социально-культурной сферы.
     Переход на рыночные отношения потребовал от предприятий и учреждений СКСиТ внедрения значительно более высокого уровня менеджмента, так как изменились условия, в которых функционируют предприятия. На первый план вышли проблемы обеспечения конкурентоспособности, что особенно ярко проявилось в одной из отраслей СКСиТ – санаторном обслуживании.
     Одним из факторов, повышающих конкурентоспособность, является рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов: материальных, трудовых, финансовых, – которое невозможно обеспечить без оценки экономической эффективности предприятия. Следовательно, оценка эффективности деятельности предприятий социально-культурного сервиса играет важную роль в обеспечении успешности функционирования этих предприятий в условиях конкуренции.
     Цель  данной курсовой работы – проанализировать основные показатели экономической  эффективности предприятия социально-культурного  сервиса на примере деятельности ЧЛПУ «Санаторий «Дубрава», расположенного на территории Курской области.
     В первой главе данной курсовой работы рассмотрены теоретические вопросы: раскрыты понятия экономической эффективности предприятия и ее основных показателей – прибыли, рентабельности, показатель приростной экономической эффективности.
     Вторая  глава посвящена деятельности предприятия социально-культурного сервиса – ЧЛПУ «Санаторий «Дубрава». Дана общая характеристика предприятию, приведены основные экономические результаты деятельности санатория в 2006-2007 гг., на основе которых рассчитаны основные показатели прибыли, рентабельности, показатели приростной экономической эффективности.
     В заключении проведен анализ полученных показателей.
     
    1. Понятие и критерии  оценки эффективности  деятельности предприятия
     В отечественной экономической литературе дано несколько определений экономической эффективности.
     Согласно  одному из них, эффективность – это достижение наибольших результатов при наименьших затратах ресурсов. При другом подходе эффективность определяется как соотношение между получаемыми результатами производства (продукцией и материальными услугами), с одной стороны, и затратами труда и средств производства, с другой.
     Под эффективностью работы сервисного предприятия  подразумевается отношение результатов  его деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение.
     В практике работы сервисного предприятия  анализ общей эффективности осуществляется на уровне высшего звена управления, хотя польза от работы отдельных подразделений также учитывается. Расчет экономической эффективности производится путем сравнения затрат с экономическим эффектом. Положительный результат свидетельствует об экономии, отрицательный – об убытке.
     Для того чтобы предприятие могло  сформировать основные направления своего развития и выработать соответствующую экономическую стратегию, необходимо сформулировать критерии, к которым оно должно стремиться, и соответствующие показатели, характеризующие выполнение этих критериев.
     Смысл критерия эффективности производства вытекает из необходимости максимизировать получаемые результаты или минимизировать производимые затраты, исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия и т.п.
     
    1.1. Функция эффективности использования ресурсов
     В общем виде показатель экономической  эффективности функционирования предприятия определяется в виде отношения результата к затратам, необходимым для достижения результата:
              ,
     где Е – показатель экономической эффективности,
     F – полученный результат (эффект),
     R – затраты, необходимые для достижения этого результата.
     Данный  показатель (Е) характеризует эффективность использования всего объема ресурсов (абсолютный эффект).
     В то же время увеличение эффекта – выпуска продукции, услуг – часто достигается за счет увеличения объема используемых ресурсов (экстенсивный подход). В этом случае предприятию необходимо определять эффективность использования дополнительных единиц ресурсов, то есть определять показатели приростной экономической эффективности:
      ,
     где - показатель приростной экономической эффективности,
     F1, F2 – значение эффекта при первоначальном объеме использования ресурса и при его увеличении,
     R1, R2 – первоначальный и увеличенный объемы ресурсов.
     Показатели  приростной экономической эффективности  рассчитываются как отношение приростов  результата и затрат и показывают, как изменится результат при дополнительном вовлечении единицы ресурса. Они могут быть использованы для прогнозных расчетов вовлечения дополнительных единиц ресурса. 
 

     
    1.2. Прибыль предприятия
     Под целью понимается желаемое состояние  предприятия в ближайшем будущем  и дальней перспективе. Именно цель определяет направление движения производственных процессов: что, сколько, где и как будет производить компания, фирма. Цели бывают главными или второстепенными, общими или частными, долгосрочными или краткосрочными, конечными или промежуточными.
     Главной целью в деятельности любого конкретного предприятия является выживание и развитие, сохранение рыночного потенциала и конкурентоспособности. А критерием, который конкретизирует эту главную цель, выступает прибыль. Именно прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия.
     Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия социально-культурного сервиса и туризма в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.
     Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
     Если  выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то она лишь возмещает затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
     Таким образом, прибыль – это сумма, на которую выручка от реализации производимых товаров или услуг превышает затраты на их производство и реализацию.
     На  каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит общая (балансовая) прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.
     Общая (балансовая) прибыль включает три основных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.
                ,
     где ПР – прибыль от реализации продукции,
     VР – выручка от реализации продукции (работ услуг),
     ZР – затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). 

     Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
     Финансовые  результаты от внереализационных  операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг. В состав внереализационных прибылей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, а также иные доходы (убытки).
     Налогооблагаемая  прибыль рассчитывается как разность выручки от реализации основных средств и иного имущества с НДС, налога на добавленную стоимость и первоначальной (остаточной) стоимости реализуемого объекта, умноженного на индекс инфляции.
     Чистая  прибыль – это прибыль, остающаяся после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей и взносов в бюджетные фонды. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия.
     Основными задачами анализа прибыли на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма являются:
    изучение структуры прибыли отчетного и предыдущего года;
    выявление факторов, повлиявших на изменение динамики прибыли в сторону ее увеличения;
    изучение состава и анализа внереализационных прибылей и убытков;
    выявление и оценка возможных резервов роста прибыли.
     
    1.3. Рентабельность предприятия
     Другим  важнейшим показателем экономической эффективности предприятия СКСиТ является рентабельность, характеризующая размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж, стоимости активов предприятия.
     Рентабельность  предприятия позволяет судить о том, какой процент прибыли приносит вложенный в него капитал.
     В общем виде рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции:
                ,
     где R – рентабельность,
     П – прибыль (балансовая или чистая)
     Z – затраты.
     В качестве знаменателя в данной формуле  могут использоваться различные виды затрат. В связи с этим существует множество различных показателей рентабельности.
     Рассмотрим некоторые из них.
     Рентабельность продаж (RР):
                ,
     где ПР – прибыль от реализации продукции (работ, услуг),
     VР – выручка от реализации продукции (работ, услуг).
     Прибыль и выручка берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год. 

     Рентабельность  производства (RП) характеризует эффективность использования производственных фондов, рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов:
                ,  

     Рентабельность  собственного капитала (RC) характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования:
                ,
     где КC – собственный капитал. 

     Общая рентабельность капитала (RО) характеризует эффективность использования суммарного собственного и заемного капитала:
                ,
     где КC , КЗАЕМ – собственный и заемный капитал предприятия,
     %КЗ – процент за заемный капитал. 

     Важным  показателем эффективности производства является и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы.
     Объем продаж используется для определения  оборачиваемости активов предприятия (КОА):
               

и оборачиваемости основного капитала (КОК):
               

     Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствуют о повышении конкурентоспособности предприятия.
     
    2. Анализ эффективности предприятия СКСиТ на примере деятельности ЧЛПУ «Санаторий «Дубрава»
     
    2.1. Общая характеристика  санатория
     Санаторий «Дубрава» (Курская область) был создан в 1966 году как ведомственный санаторий-профилакторий промышленного предприятия. Сегодня это частное лечебно-профилактическое учреждение, которое оказывает медицинские услуги различным группам населения (как взрослым, так и детям) в области санаторно-курортной помощи.
     ЧЛПУ  «Санаторий «Дубрава» имеет лицензию на право оказания медицинской помощи по терапии, педиатрии, офтальмологии, физиотерапии, ультразвуковой диагностике, гастроэнтерологии, стоматологии, сестринскому делу, диетологии, лечебному массажу, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре. В здравнице проводится лечение болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, заболеваний глаз, нервной системы.
     Санаторий располагает двумя отделениями: взрослым и детским. Имеет широкий возрастной профиль и принимает на лечение пациентов от 6 до 90 лет. Срок санаторно-курортного лечения – 21 день. По желанию возможно приобретение курсового лечения (курсовка) без проживания.
     Санаторий имеет хорошо оснащенную и постоянно пополняемую лечебно-диагностическую базу, соответствующую современным достижениям в области физиотерапии и реабилитации. Все оборудование в исправном состоянии, амортизация оборудования 10%.
     Лечение в здравнице проводится согласно стандартам санаторно-курортной помощи больным с различными заболеваниями, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития РФ 2004 г. С обязательной коррекцией, учетом стадии заболевания и сопутствующей патологии.
     Взрослое  отделение ЧЛПУ «Санаторий «Дубрава» расположено в живописном месте среди вековой дубравы рядом с озером. Отделение имеет общетерапевтический уклон, а также проводится лечение неврологических, профессиональных заболеваний, болезней глаз. Здравница имеет 3 корпуса, вмещает одновременно 100 отдыхающих. Лечебная база состоит из 20 лечебных кабинетов. Используются все виды электросветолечения, в кабинетах теплолечения – липецкие торфяные грязи, парафино-озокеритовые аппликации. Функционирует кабинет лазеротерапии, барокамера Кравченко, альфа-массаж, спелеотерапия, гипокситерапия, 4 массажных кабинета и 4 установки для механического массажа. Работает кабинет кишечных орошений, зубной кабинет, галокомплекс и клиническая лаборатория. В бальнеологическом отделении применяется 9 видов ванн и 4 вида душа.
     Отдыхающие  регулярно посещают сауну и плавательный бассейн. Большой популярностью пользуются фиточаи, кислородные коктейли и минеральные воды. Пищеблок имеет современное оборудование, прекрасный зал и предлагает 4-разовое диетическое сбалансированное питание с индивидуальным подходом.
     Для отдыха и досуга отдыхающих: библиотека, спортивная площадка, тренажерный зал. К услугам отдыхающих разнообразная культурно-развлекательная программа. Проводятся концерты художественной самодеятельности городских и областных учреждений культуры.
     Детское отделение санатория расположено за городом в сосновом лесу рядом с озером и представляет собой детскую здравницу круглогодичного действия.
     В отделении имеется 6 корпусов (2 лечебных, 3 сальных, пищеблок). Одновременно отделение вмещает 250 отдыхающих. Лечебная база имеет 3 массажных кабинета, кабинет электросвечения, ингаляторий, кабинет аромотерапии, зубной и офтальмологический кабинеты, кабинет ЛФК. Функционируют сауна с бассейном, гидромассаж, водогрязелечебница, где широко используются липецкие торфяные грязи, парафино-озокеритовые аппликации, разнообразные виды ванн, души. Работает клиническая лаборатория.
     Большой популярностью у детей пользуются сенсорная комната, спелео- и гипокситерапия.
     Пищеблок  имеет современное оборудование и предлагает детям 5-разовое сбалансированное питание. Кроме того, дети получают фиточай, гидролизат мидий, молочнокислый бифидум-бактерин.
     Для отдыха и досуга детей имеется  клуб, стадион, библиотека, тренажерный зал. К услугам детей разнообразная культурно-развлекательная программа.
     
    2.2. Оценка эффективности деятельности санатория «Дубрава»
     Рассмотрим  основные финансово-экономические  результаты деятельности санатория:
     Таблица №1. Результаты деятельности санатория в 2006-2007 гг.
Показатели Единицы измерения 2006 г. 2007 г. %
Объем реализованной продукции, работ, услуг (выручка или объем продаж), VР Тыс.руб. 36 845,6 37 704,4 102,3
Основные  средства и нематериальные активы, ФП Тыс. руб. 801,0 906,0 113,1
Оборотные средства, ФО Тыс. руб. 7246,0 7116,0 92,2
Собственный капитал, КС Тыс.руб. 8 047,0 8 022,0 99,7
Среднесписочная численность работающих, Ч Чел. 148 161 108,8
Фонд  заработной платы, ФОТ Тыс.руб. 9 626,0 10 730,0 111,5
Затраты производства и реализации продукции (себестоимость), ZР Тыс.руб. 36 817,6 37 671,5 102,3
Расходы из прибыли на социальные нужды работающим, Zсоц Тыс.руб. 22,9 26,5 115,7
Налоговые отчисления Тыс.руб. 4144,2 4159,3 100,4
Чистая  прибыль (убыток), ПЧ Тыс.руб. 15,8 18,6 117,7
Рентабельность, R - 0,043 0,049 113,95
 
     Проанализируем, из чего складываются показатели, характеризующие эффективность предприятия, такие как прибыль и рентабельность.
     
    2.2.1. Расчет показателей прибыли
     Для расчета основных показателей прибыли  нам необходимы следующие данные:  

     Таблица №2. Данные для расчета показателей прибыли.
Показатели Единицы измерения 2006 г. 2007 г. %
1. Объем реализованной  продукции, работ, услуг (выручка или объем продаж), VР Тыс.руб. 36 845,6 37 704,4 102,3
2. Затраты производства и реализации продукции (себестоимость), ZР Тыс.руб. 36 817,6 37 671,5 102,3
3. Налог на прибыль, НП Тыс.руб. 12,2 14,3 117,2
 
     Валовая (балансовая) прибыль – общая прибыль, полученная предприятием от всей его деятельности.
     Прибыль от реализации основной деятельности – санаторно-оздоровительных услуг (ПР):
     
     2006 г.: ПР = 36 845,6 – 36 817,6 = 28,0 тыс.руб.
     2007 г.: ПР = 37 704,4 – 37 671,5 = 32,9 тыс.руб.
     Прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия, а также от внереализационных операций по бухгалтерскому балансу ЧЛПУ «Санаторий «Дубрава» в 2006, 2007 годах составила 0,0 руб.
     Налогооблагаемая  прибыль – прибыль, облагаемая налогом. В данной работе налогом будет облагаться сумма денежных средств, включающая прибыль от реализации и расходы на социальные нужды работающим, Zсоц:
     Пналог = ПР + Zсоц
     2006 г.: Пналог = 28,0 + 22,9 = 50,9 тыс.руб.
     2007 г.: Пналог = 32,9 + 26,5 = 59,4 тыс.руб.
     Чистая  прибыль – это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после выплаты налога на прибыль и всех остальных обязательных выплат. Рассчитывается по формуле:
     ПЧ = ПРНП
     2006 г.: ПЧ = 28,0 – 12,2 = 15,8 тыс.руб.
     2007 г.: ПЧ = 32,9 – 14,3 = 18,6 тыс. руб. 

     Таким образом, получаем следующие основные показатели прибыли санатория в 2006 и 2007 годах: 

Таблица №3. Показатели прибыли санатория в 2006, 2007 гг.
Показатель Ед.изм. 2006 г. 2007 г. %
Прибыль от реализации продукции, П
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.