На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Система управления затратами

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 99. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
1. Теоретические основы управления затратами предприятия
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация для целей управления
1.2 Системы и функции управления затратами в современных условиях
1.3 Место контрольной функции в системе управления затратами
2. Анализ системы управления затратами предприятия на примере ТД "Иваново"
2.1 Анализ динамики и структуры затрат предприятия ТД "Иваново"
2.2 Исследование действующей системы управления затратами ТД "Иваново"
2.3 Анализ методов оценки эффективност и затрат предприятия ТД "Иваново"
3 Направления совершенствования системы управления затратами на предприятии ТД "Иваново"
3.1 Организационные основы создания системы внутреннего контроляи регулирования затрат ТД "Иваново"
3.2 Оценка обеспеченности информационной базой внутреннего контроля затрат ТД"Иваново"
3.3 Разработка рекомендаций по внутреннему контролю и регулированию затрат "Иваново"
4. Безопасность жизнедеятельности
4.1 Анализ организации условий труда на предприятии ТД "Иваново"
4.2 Анализ системы пожарной безопасности на предприятии ТД "Иваново"
Заключение
Список использованных источников
Приложения
 

Введение

 
     В настоящее время существенно выросла проблема учета, анализа и контроля затрат на предприятиях, т.е. проблема управления затратами. Вопрос управления затратами актуален потому, что достижение устойчивого преимущества над конкурентами сегодня возможно только при наличии более низкой, по сравнению с другими производителями, себестоимости выпускаемых изделий. Более того, ряд новых теорий по управлению себестоимостью, появившихся на Западе в 90-х годах, перевели акцент в области управления затратами именно на стратегию развития компании.
     Попытки управления затратами применяются в настоящее время на многих предприятиях. Традиционно, с советской экономики планово-экономические отделы составляли так называемую программу сокращения затрат, однако, она носит номинальный характер и редко приводит к существенному снижению затрат и себестоимости продукции.
     Термин "управление затратами" как самостоятельное понятие используется в нашей стране сравнительно недавно. Это объясняется тем, что при жесткой регламентации хозяйственной жизни в условиях централизованно управляемой экономики затратного и государственного ценообразования интерес к информации о действительных издержках носил достаточно условный характер, да и сама информация в условиях государственной собственности не могла иметь подлинной значимости и полезности. Проблемами ценообразования продукции занимались государственные структуры, сами цены устанавливались исходя из совокупных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому у руководителей предприятий не было реальных стимулов к снижению издержек через управление ими. К сожалению, данная тенденция сохраняется и по сей день, когда рентабельность работы предприятия обеспечивается за счет достаточно высоких отпускных цен, а не за счет экономии в расходовании производственных ресурсов. Однако в современных условиях цену диктуют законы спроса и предложения, таким образом возникает необходимость достижения такого уровня затрат на производство и реализацию продукции, который был бы ниже возможной рыночной цены, обеспечивая необходимый уровень рентабельности.
     Таким образом, уже сейчас следует четко определить не только роль и функции управления затратами, но и весь инструментарий приемов и методов, которые позволяют выполнять эти функции наиболее эффективным образом, что и явилось основной целью данного пособия. В условиях рыночной экономики администрация организации должна самостоятельно принимать решения, е каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности; вести учет фактических либо плановых (нормативных) затрат, полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.
     Цель данной работы - совершенствование системы управления затратами на предприятии.
     В работе поставлены следующие задачи:
     1) раскрыть экономическую сущность затрат и их классификацию для целей управления, определить место контрольной функции в системе управления затратами;
     2) провести анализ динамики и структуры затрат предприятия; исследовать действующую систему управления затратами, рассмотреть методы оценки эффективности затрат предприятия;
     3) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления затратами на предприятии: рассмотреть организационные основы создания системы внутреннего контроля и регулирования затрат; оценить обеспеченность информационной базой внутреннего контроля затрат; разработать рекомендации по внутреннему контролю и регулированию затрат.
     Объект исследования: система управления затратами ТД "Иваново".
     Предмет исследования: анализ и совершенствование системы управления затратами ТД "Иваново".
     Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, как
     Батрин Ю.Д., Бурцев В.В., Ван Хорн Дж.К., Дронов Р.И., Друри К., Друри К., Ивашкевич В.Б., Хамидуллина Г.Р., Кабушкин Н.И., Карпова Т.П., Ковалев, В.В., Кондратова И.Г., Ананькина Е.А., Карминский А.М., Купчина Л., Лабзунов П., Малышева Л., Манн Р., Маркова В.Д., Николаева С.А., Окороков В.Р., Ткач В.И., Трубочкина М.И., Уткин Э.А., Фалько С.Г., Фольмут X.И., Хан Д., Чумаченко Н.Г., Шеремет А.Д., Янковский К.П.
     Информационная база исследования - финансовая отчетность предприятия.
     Структура работы. Работа состоит из четырех разделов, введения и заключения.
     В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты управления затратами предприятия. Во втором разделе проводится анализ системы управления затратами хозяйствующего субъекта на примере ТД "Иваново". В третьем разделе представлены основные направления совершенствования системы управления затратами предприятия. В четвертом разделе представлены основы безопасности жизнедеятельности на предприятии ТД "Иваново".
 

1. Теоретические основы управления затратами предприятия

1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация для целей управления

 
     Затраты как экономическая категория представляют собой выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей и других хозяйствующих субъектов на производство, обращение и сбыт продукции. В зарубежной литературе затраты чаще именуются издержками производства и обращения [28, c.88].
     Рассматривая термин "управление" во взаимосвязи с какой-либо системой на предприятии, следует исходить из неоднозначности данного определения. С одной стороны, под управлением понимают деятельность по руководству какой-либо системой или по предприятию в целом, с другой стороны, совокупность субъектов этой деятельности, то есть кадры предприятия [10,c.112]. Таким образом, понятие "управление" применительно к хозяйствующему субъекту можно рассматривать в двух контекстах: как процесс (деятельность) и как институт.
     Если рассматривать управление как процесс, то, наиболее точное и полное определение здесь следующее: управление - это систематическая увязка управленческих действий хозяйствующего субъекта в процессе волеобразования и реализации воли [11, c.12]. Функционально это означает постановку проблемы, поиск и принятие решений, распределение ответственности по ним (данные фазы определяют волеобразование или подготовку решения), осуществление решений, контроль за выполнением и корректировку (данные фазы определяют реализацию воли или выполнение решения).
     Таким образом, с одной стороны управление затратами - это непрерывный во времени процесс комплексного воздействия на издержки хозяйствующего субъекта с целью обеспечения их оптимального уровня, структуры и динамики.
     Если говорить о другой стороне управления, а именно, об институциональных аспектах в управлении затратами, то основной вопрос здесь заключается в следующем: создавать ли самостоятельную службу управления затратами на каждом уровне организационной структуры хозяйствующего субъекта или наделять дополнительными полномочиями в области управления затратами уже существующих менеджеров. Если говорить о возможности институционализации управления затратами как о функции поддержки управления, то здесь возможностей гораздо больше, и в полной мере реализовать ее возможно лишь непосредственно на местах силами тех, кто владеет реальной информацией о существующем положении дел, то есть менеджеров компании [18, c.44].
     Основными элементами системы управления затратами являются объекты управления затратами (это уровень, формирование и структура издержек), технология управления затратами (осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических показателей затрат от плановых), субъекты управления затратами (структурные подразделения предприятия, осуществляющие процедуры управления затратами), предметы управления затратами (отдельные характеристики состояния затрат: соблюдение лимитов ФОТ, расходов сырья и материалов) [7, c.14].
     Организация системы управления затратами требует комбинированного применения структурного и процессного подходов к организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и управления ею. Сущность процессного подхода заключается в том, что всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно разделить на две категории: основные бизнес-процессы и вспомогательные бизнес-процессы. Под бизнес-процессом в данном случае понимается совокупность бизнес-функций (или видов деятельности), существующих на предприятии, которые вместе взятые дают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика [13, c.116].
     Основные бизнес-процессы связаны с непосредственным созданием продукта или услуги, их продажей и доставкой потребителю. Они включают в себя следующие бизнес-функции: обеспечение поставок сырья и других материальных ресурсов, производство различных видов продукции, обеспечение вывоза продукции, маркетинг и сбыт продукции, гарантийное и послепродажное обслуживание.
     Бизнес-функции, входящие во вспомогательные бизнес-процессы выполняют задачи поддержки как основных бизнес-функций, так и друг друга. В их число входят снабжение, развитие производства, управление человеческими ресурсами, а также общефирменные бизнес-функции, образующие инфраструктуру предприятия, а именно, планирование, финансы, учет.
     Одним из методов познания, исследования изучаемых явлений или объектов является классификация, то есть разделение на классы на основе определенных общих признаков объектов и закономерных связей между ними. Чем больше выделено признаков классификации, тем выше степень познания объектов. Затраты на производство как объект познания достаточно хорошо изучены в теории отечественного учета и анализа [21, c.77].
     Если говорить о вариантах классификации затрат, используемых в западных системах управления затратами, то здесь, как правило, можно выделить три элемента или три номенклатурные статьи затрат (поскольку чаще всего отсутствуют детальные классификации, регламентирующие состав затрат по элементам и статьям калькуляции), а именно: прямые затраты на материалы; прямые затраты на заработную плату; накладные расходы. [20,c.56]
     При этом прямые затраты на материалы и прямые затраты на заработную плату представляют собой основные расходы. Таким образом, здесь понятия косвенных и накладных расходов отождествляются, что, впрочем, характерно и для отечественных предприятий.
     Другим важным основанием классификации затрат на зарубежных предприятиях является их отношение к объему производства. По этому признаку издержки подразделяются на постоянные и переменные. Следует назвать и такие варианты классификации, часто используемые в теории и практике зарубежного управления затратами, как подразделение издержек на прошлые (фактические) и сметные (будущие, плановые) затраты, издержки по местам возникновения, возможностям регулирования и контроля, центрам ответственности, по носителям затрат [16, c.79].
     Важнейшими группировками затрат, которые используются в теории и практике управления затратами отечественных хозяйствующих субъектов, являются группировки по экономическим элементам и статьям калькуляции. Прежде всего такие варианты классификации затрат объясняются ориентацией отечественных систем управления затратами на данные бухгалтерского учета и запросы внешних пользователей. Сравнительная характеристика вариантов классификаций двух систем представлена в табл.1. 

     Таблица 1 - Сравнительная характеристика классификации затрат
     
  Модель управления затратами
западная отечественная
1 2 3
Характеристика Ориентация на данные внутрипроизводственного учета, запросы руководства хозяйствующего субъекта Ориентация на данные бухгалтерского учета, запросы внешних пользователей
Применение классификации по отношению к объему производства на постоянные - переменные затраты Распространена повсеместно Не является официально рекомендованной, поэтому применяется редко
Область применения В системах учета затрат "Директ-костинг", для анализа безубыточности производства, для прогнозных расчетов В основном для прогнозных расчетов
Классификация, но центрам ответственности и возможности регулирования и контроля Распространена повсеместно Практически не применяется
Область применения Используется в системах "Стандарт-кост" для оценки работы структурных подразделений _
Классификация затрат по экономическим элементам Предельно упрощена (существует три элемента затрат: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, накладные расходы) Применяется повсеместно, включает пять элементов
Область применения Совпадает с областью применения классификации затрат по отнесению на себестоимость Для формирования бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности
Классификация затрат по статьям калькуляции Подробная классификация чаще всего отсутствует Применяется повсеместно
Область применения   Для формирования бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, составления нормативных и плановых калькуляций, в процессе ценообразования
Классификация затрат по отнесению на себестоимость Совпадает с классификацией по экономическим элементам, распространена повсеместно Распространена повсеместно
Область применения Данная классификация является основой практически для всех методик (кроме простой "Директ-костинг") управления затратами
Классификация затрат по отношению к временному интервалу на прошлые (фактические) и будущие (сметные) Как основа системы "Стан-дарт-кост" применяется большинством предприятий Используется нечасто, преимущественно крупными предприятиями
Область применения Для анализа данных в системе "Стандарт-кост" На крупных предприятиях в системах нормирования и планирования (ориентированных, как правило, на анализ прошлых результатов)
 
     Из приведенных классификаций видно, что как на предприятиях РФ, так и в зарубежных компаниях при управлении затратами используются следующие базовые варианты классификации издержек: прямые - косвенные, основные - накладные и постоянные - переменные. Однако стоит отметить, что до сих пор подразделение затрат по отношению к объему производства на постоянные - переменные использовалось для управления затратами лишь немногими отечественными хозяйствующими субъектами [8,c.110]. На зарубежных предприятиях, наоборот, при множестве факторов, оказывающих влияние на себестоимость, наибольший интерес представляет именно данная зависимость, что объясняется совокупностью методик управления затратами, применяющихся в зарубежных компаниях [9,c.45].

1.2 Системы и функции управления затратами в современных условиях

 
     В современных условиях система управления затратами через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основное назначение данной системы - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.
     В современных условиях основная цель создания системы управления затратами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую покупатель согласился бы платить за определенный набор товаров и услуг, и исследовать возможность продажи покупателям данных наборов по этой цене. [11, c.79]
     Цели системы управления затратами:
     1) оптимизация финансового результата через максимизацию прибыли. При этом подробно исследуется основная факторная цепочка получения прибыли: затраты - объем производства - прибыль;
     2) объективная оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия;
     3) принятие обоснованных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений.
     Задачи системы управления затратами:
     1) выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;
     2) определение затрат по основным бизнес-функциям и производственным подразделениям предприятия;
     3) расчет необходимой величины затрат на единицу продукции, работ, услуг;
     4) подготовка информационной нормативной базы в области затрат для принятия хозяйственных решений;
     5) выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия [5,c.46].
     Функции системы управления затратами:
     1) прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости, планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность;
     2) контроль и анализ затрат по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонениям от норм и смет расходов, динамики показателей;
     3) формирование внутренней количественной и качественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала;
     4) выявление резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия.
     Система управления затратами создается для управления издержками конкретного хозяйствующего субъекта и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Хорошо организованная система управления затратами обеспечивает не только контроль текущей работы предприятия, но и улучшение ее результатов в будущем.
     Современные тенденции в области управления затратами характеризуются активным внедрением новых методов по управлению накладными расходами. Это объясняется тем, что в последние годы доля данного элемента в структуре общих затрат стремительно увеличивается. К наиболее перспективным методам управления накладными расходами можно отнести построенный на базе учета затрат по функциям функционально-стоимостной анализ, бюджетирование на нулевом базисе, формирование целевых расходов организации. Особое внимание прогрессивные западные компании начали уделять стратегическому управлению затратами [6,c.116].
     Управление затратами хозяйствующего субъекта как целостная система состоит из двух важных составляющих: стратегического и оперативного уровня управления затратами. Каждый из этих уровней имеет свои цели, принципы и методы, показанные на рисунке 1. 

     
     Рисунок 1 - Структура управление затратами хозяйствующего субъекта 

     В литературе дается следующее лаконичное определение уровней управления: стратегический уровень управления связан с понятием "делать правильное дело", оперативный - "делать дело правильно". Таким образом, стратегический уровень направлен на координацию и выполнение долгосрочных целей предприятия. Качественные показатели планируемых затрат или разрабатываемые стратегии по управлению затратами дополняются конкретным цифровым материалом оперативного уровня [3, c.88].
     Основной целью управления на стратегическом уровне является формирование предпосылок для эффективного использования имеющиеся у предприятия конкурентных преимуществ и создание новых для успешной деятельности в перспективе. Управленческие решения данного уровня тесно не привязаны к временным рамкам, но чаще всего речь идет о среднесрочном и краткосрочном периодах.
     Основная задача оперативного уровня управления затратами - оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровня затрат.
     Оперативный уровень ориентирован на краткосрочный результат (до 1 года), поэтому его методы принципиально отличаются от методик стратегического уровня управления затратами.

1.3 Место контрольной функции в системе управления затратами

 
     Управление затратами представляет собой не только процесс воздействия на расходы предприятия, но и совокупность субъектов, осуществляющих эту деятельность. Именно люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Таким образом, субъективный фактор занимает немаловажную роль в управлении затратами. Осознание этого факта привело к тому, что в 60-е годы XX века в зарубежных странах появился принципиально новый подход к анализу, контролю и регулированию издержек. Приверженцы этого подхода обращали большее внимание на исследование социальных и поведенческих аспектов в проблеме управления затратами [7, c.24]. Данный метод получил название "Метод управления затратами по центрам ответственности". В то время как другие методики рассматривают проблематику планирования количественным способом, управление по центрам ответственности связано с вопросами вовлеченности менеджмента в данный процесс. Такая система измеряет (оценивает) соответствие достигнутого уровня издержек запланированному по каждому центру ответственности. [4, c.60]
     Можно дать следующее определение центра ответственности - это структурный элемент предприятия, его экономический субъект, в пределах которого менеджер несет ответственность за исполнение перечня показателей, определяемых центральным аппаратом управления [8,c.34]. Администрация хозяйствующего субъекта сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места их возникновения и как увязать с центрами ответственности. С другой стороны, центр ответственности осуществляет контроль за затратами по многим местам возникновения при условии, если затраты в них формируются под влиянием данного центра ответственности.
     В основе формирования центров ответственности хозяйствующего субъекта должны лежать следующие принципы:
     В каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения накладных расходов.
     Во главе каждого центра ответственности должно находится лицо, ответственное за уровень затрат.
     Степень детализации затрат должна быть достаточной для проведения анализа, но не избыточной. В противном случае положительный эффект от внедрения данной системы может быть полностью перекрыт отрицательным эффектом вследствие значительного роста трудоемкости ведения учета и возникшими в связи с этим затратами.
     Поскольку разделение хозяйствующего субъекта на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, то необходимо учитывать социально-психологические факторы [10,c.116].
     Основным инструментом системы управления затратами, ее центральным звеном является анализ отклонений фактических затрат от их нормативных значений, которые рассчитываются отдельно по каждому центру ответственности и элементу затрат. Только сравнивая всю сумму фактических издержек с совокупными нормативными издержками по каждой операции центра ответственности за период, можно эффективно анализировать, контролировать и регулировать затраты [10,c.117]. Текущий контроль и анализ отклонений позволяют своевременно перенастроить систему управления производством. Менеджер центра ответственности имеет возможность в любой момент воздействовать на протекающие процессы, не дожидаясь окончания периода, на который были разработаны цели и критерии, отражающие их.
     Отклонения затрат являются следствием изменения трех основных факторов:
     1) не выдержаны запланированные объемы производства (вследствие изменения спроса на различные виды продукции или из-за различных трудностей, связанных с ее производством - недостатком мощностей, не хваткой оборотного капитала и т.п.);
     2) изменились цены на потребляемые ресурсы (в условиях нестабильности рынка, чем глубже общеэкономический кризис, тем сложнее прогнозировать цены);
     3) произошли изменения норм расхода в сторону уменьшения (завышенные нормы были разработаны ранее для выполнения планов, спущенных сверху) или, наоборот, увеличения.
     Для эффективного оперативного управления затратами необходимо определить какие отклонения какими факторами вызваны, установить ответственность за произошедшее негативное отклонение, принять решения, позволяющие избежать нежелательных отклонений в будущем. Для этого на практике используют многоуровневую систему анализа отклонений.
     В теории и практике управления зарубежными предприятиями система анализа отклонений фактических затрат от нормативных носит название "Стандарт-кост" (от англ, "стандарт" - норма, стандарт и "кост" - затраты, себестоимость) [6, c.106]. Однако основным инструментом данной системы, ее центральным звеном является анализ отклонений фактических затрат от их нормативных значений, которые рассчитываются отдельно по каждому центру ответственности и элементу затрат. Только сравнивая всю сумму фактических издержек с совокупными нормативными издержками по каждой операции центра ответственности за период, можно эффективно анализировать, контролировать и регулировать затраты [10,c.78]. Текущий контроль и анализ отклонений позволяют своевременно перенастроить систему управления производством. Менеджер центра ответственности имеет возможность в любой момент воздействовать на протекающие процессы, не дожидаясь окончания периода, на который были разработаны цели и критерии, отражающие их [4, c.61].
     Отклонения затрат являются следствием изменения трех основных факторов:
     1) не выдержаны запланированные объемы производства (вследствие изменения спроса на различные виды продукции или из-за различных трудностей, связанных с ее производством - недостатком мощностей, не хваткой оборотного капитала и т.п.);
     2) изменились цены на потребляемые ресурсы (в условиях нестабильности рынка, чем глубже общеэкономический кризис, тем сложнее прогнозировать цены);
     3) произошли изменения норм расхода в сторону уменьшения (завышенные нормы были разработаны ранее для выполнения планов, спущенных сверху) или, наоборот, увеличения.
     Для эффективного оперативного управления затратами необходимо определить какие отклонения какими факторами вызваны, установить ответственность за произошедшее негативное отклонение, принять решения, позволяющие избежать нежелательных отклонений в будущем. Для этого на практике используют многоуровневую систему анализа отклонений.
     В теории и практике управления зарубежными предприятиями система анализа отклонений фактических затрат от нормативных носит название "Стандарт-кост" (от англ. "стандарт" - норма, стандарт и "кост" - затраты, себестоимость) [11, c.79].
     Многоуровневая система отклонений позволяет в достаточной степени подробно анализировать причины возникновения отклонений и определять ответственных лиц. Сущность данной системы заключается в том, рассчитанная соответствующим образом и отображенная в смете (бюджете) стандартная себестоимость является отправной точкой для последующего выявления и анализа отклонений, а также помогает оценить выполнение бюджета. Основными задачами системы являются обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий; установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости единицы продукции; составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов, указанием причин их возникновения и ответственных лиц.
     Для достижения целей и задач управления затратами используют нулевой, первый, второй, третий уровни анализа отклонений. В основе такого разделения лежит принцип декомпозиции: первый уровень анализа конкретизирует нулевой уровень, а второй и третий уровни являются детализацией первого уровня анализа отклонений. Рассмотрим процесс анализа отклонений подробнее.
     Нулевой уровень анализа отклонений предполагает сравнение фактически достигнутых результатов с данными статического (жесткого) бюджета. Статический бюджет - это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации, где выручка и затраты планируются исходя из одного уровня реализации. В случае несоответствия фактически достигнутого и нормативного объема произведенной продукции на данном этапе нельзя ответить на вопрос, соответствовало ли изменение объема произведенной продукции изменению затрат на производство и реализацию данной продукции. Таким образом, информация, полученная на данном уровне анализа, весьма поверхностна и не обеспечивает полноценного процесса управления затратами. Поэтому на последующих уровнях возникает необходимость более подробного изучения поведения затрат в соответствии с фактическим объемом произведенной продукции [8,c.54].
     Первый уровень анализа отклонений выполняется на базе гибкого бюджета, то есть бюджета, скорректированного с учетом фактически достигнутого объема производства и реализации продукции. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком они рассчитываются на основе нормативов жесткого бюджета.
     Главная задача анализа на данном этапе - в общем виде выявить степень влияния на прибыль двух основных факторов.
     Изменение объемов производства в натуральном выражении по сравнению с запланированным. Для выявления степени влияния этого доходного фактора на отклонение фактической прибыли от запланированной сравниваются показатели двух бюджетов жесткого и гибкого. Оба этих бюджета составлены исходя из одних и тех же норм. Различия между ними вызваны исключительно объемами реализации [23,c.116].
     Изменение фактической цены ресурсов по сравнению с запланированной. При этом имеются в виду как цены на потребленные ресурсы, так и цены реализации готовой продукции. Для выявления степени влияния на отклонение фактической прибыли от запланированной этого затратного фактора следует сравнивать между собой фактические данные с показателями гибкого бюджета. И те, и другие определены исходя из одинакового объема реализации в натуральном выражении. Поэтому этот показатель не будет влиять на результаты оценки.
     На средних и крупных по размеру предприятиях анализ отклонений от гибкого бюджета должен углубляться и детализироваться путем разбивки элементов затрат. Это позволит выявить проблемы на отдельных производственных участках.
     Косвенно анализ на втором уровне позволяет оценить работу центров дохода хозяйствующего субъекта (служб маркетинга, сбыта). Фактическая прибыль во многом зависит от эффективности работы этих центров. Продать можно больше или меньше запланированного сметой объема продукции (первый фактор, влияющий на прибыль) и по более высоким или, наоборот, низким ценам [11, c.81].
     При этом целесообразнее всего рассчитать следующие показатели:
     а) Отклонение прибыли по объему реализации продукции  

     (? П (X)) [3, c.118]:
     ?П (Х) = (Хф-Хн) *Пн, (1) 

     где Хф - фактический объем реализации продукции; Хн - сметный объем реализации продукции; Пн - нормативная прибыль на единицу продукции.
     б) Отклонение прибыли по цене реализации продукции (? П (Р)) [3, c.118]: 

     ?П (Р) = (Пфн-Пн) *Хф, (2) 

     где Пфн - фактическая прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции. Данный показатель рассчитывается путем вычитания из фактической цены единицы продукции нормативной себестоимости единицы продукции.
     в) Суммарное отклонение прибыли (? П) [3, c.118]: 

     ?П= ?П (Х) + ?П (Р) = Пфн-Пн, (3) 

     где Пфн - фактическая прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости на весь объем реализации продукции. Этот показатель рассчитывается путем вычитания из общей фактической выручки от реализации продукции нормативной себестоимости фактического объема реализации. Пн - нормативная прибыль на весь объем реализации продукции.
     Основной целью третьего уровня анализа является подробный анализ факторов, вызывающих изменение затрат на потребляемые хозяйствующим субъектом ресурсы. Косвенно, данный показатель позволяет оценить работу центров затрат хозяйствующего субъекта.
     Отклонения по прямым материальным затратам.
     Данный вид отклонений может возникнуть под влиянием двух факторов: изменения цен на потребляемые материальные ресурсы и изменения расхода потребляемых ресурсов. Рассмотрим подробнее влияние каждого из этих факторов.
     а) Отклонение фактических прямых материальных затрат от нормативных под влиянием цены (?Yмp) можно рассчитать по следующей формуле (4) [3, c.118]: 

     ?Y мр= (Рф-Рн) *Хфм, (4) 

     где Рф - фактическая цена за единицу материала; Рн - нормативная цена за единицу материала; Хфм - фактический объем закупленного материала.
     Как правило, данный вид отклонений для хозяйствующих субъектов РФ является неблагоприятным и слабо регулируемым, вызванным инфляцией, увеличением курса валют и другими факторами, связанными с изменениями экономической ситуации в стране.
     Но бывают случаи, когда данные отклонения по затратам будут полностью регулируемыми. Это, прежде всего, отклонения, связанные с просчетами отдела материально-технического снабжения или других отделов (например, складов).
     Благоприятные отклонения по цене материалов могут возникнуть как следствие неправильно установленных норм или в результате закупки материалов низкого качества, что, в свою очередь, приведет к ухудшению качества продукции и увеличению количества отходов. Таким образом, возникнет неблагоприятное отклонение по использованию материалов.
     б) Для расчета отклонения фактических прямых материальных затрат от нормативных под влиянием использования материалов (?Yмр) применяется следующая формула (5) [3, c.118]: 

     ?Y мр= (Rф-Rн (X)) * Рнм, (5) 

     где Rф - фактический расход материала; Rн (X) - нормативный расход материала, необходимый для фактического выпуска; Рнм - нормативная цена материала.
     Неблагоприятные отклонения данного вида, как правило, контролируются начальником производственного подразделения и связаны с закупкой материалов низкого качества, хищениями, износом оборудования. Отклонения будут нерегулируемыми, если они вызваны изменениями методов производства, изменениями требований по контролю качества и другими объективными причинами.
     Далее можно рассчитать совокупное отклонение фактических прямых материальных затрат от нормативных
 

      (?Yм) [3, c.118]:
     ?Y м = (Rф-Rн (x)) *Pнм, (6) 

     Отклонения по прямым затратам на оплату труда.
     Размер отклонений фактически начисленной заработной платы основных рабочих от ее стандартной величины определяется двумя факторами: отклонением по ставке заработной платы и отклонением по количеству отработанных часов, то есть по производительности труда:
     а) Отклонение фактических прямых затрат на оплату труда от нормативных по ставке  

     (?Yzs) [3,c.118]:
     ?Yzs = (Sф-Sн) *Tф, (7) 

     где Sф, - фактическая ставка заработной платы; Sн - нормативная ставка заработной платы; Тф - фактически отработанное время.
     Как правило, отклонения такого рода являются слабо регулируемыми и неблагоприятными, поскольку заработная плата основному персоналу увеличивается вследствие инфляции, забастовок и по другим объективным причинам. Но бывают и исключения, когда отклонения являются полностью контролируемыми со стороны начальника производственного подразделения или начальника отдела кадров. Например, если работа, не требующая высокой квалификации, выполняется высококвалифицированным работником и оплачивается по повышенной ставке оплаты труда.
     б) Отклонение фактических прямых затрат на оплату труда от нормативных по производительности труда (?Yzt) [3, c.118]: 

     ?Yzт= (Тф-Тн (х)) *Sн, (8) 

     где Тн (х) - нормативное время на производство фактического объема продукции.
     Причины таких отклонений могут носить как объективный (неконтролируемый) характер, так и субъективный (зависящий от менеджера центра нормативных затрат) характер. Объективными факторами являются: низкое качество основных материалов, отсутствие квалифицированных рабочих кадров, низкое качество работ по ремонту оборудования, его физический и моральный износ, недостатки в организации труда. В случае негативного воздействия первого фактора ответственность возлагается на отдел снабжения, в случае воздействия других факторов ответственность несет администрация хозяйствующего субъекта. Примерами субъективных причин могут быть нарушения трудовой дисциплины и неудовлетворительная организация рабочих мест.
     в) Совокупное отклонение фактических прямых затрат на оплату труда от нормативных  

     (?Yz) [3,c.118]:
     ?Yz = ?Yzs + ?Yzt= Yzф - Yzн (Х), (9) 

     где Yzф - фактические затраты на оплату труда; Yzн (Х) - нормативные затраты на оплату труда с учетом фактического выпуска продукции (из гибкого бюджета).
     Отклонения по накладным расходам.
     Контроль и анализ накладных расходов представляет собой значительно более трудную задачу, чем контроль над прямыми затратами, так как ответственность за многие общепроизводственные расходы часто трудно кому-либо приписать однозначно.
     Большинство таких расходов не могут быть проконтролированы менеджерами конкретных подразделений.
     Поэтому, для упрощения контроля на данном этапе проводится анализ отдельно для переменных и постоянных накладных расходов хозяйствующего субъекта.
     Отклонение по постоянным накладным расходам.
     а) Рассчитывается отклонение фактических постоянных накладных расходов хозяйствующего субъекта от нормативных (?Yfco) по формуле 10 [3, c.118]: 

     ? Yfco = Yfcф - Yfcн, (10) 

     где Yfcф - фактические постоянные накладные расходы; Yfcн - нормативные постоянные накладные расходы.
     б) Рассчитывается отклонение фактических постоянных накладных расходов от нормативных по объему производства ( YFC (X)) [3, c.118]: 

     ?Yfc (X) = (Тн - Тн (х)) * Sfcн, (11) 

     где Тн - нормативное время на производство продукции; Sfcн - нормативная ставка распределения постоянных накладных расходов.
     На данном этапе можно провести более детальный анализ отклонений, для этого рассмотрим влияние на объем производства двух факторов: отклонения объема производства по эффективности труда и отклонения объема производства по мощностям (12) [3,c.118]: 

     ?Yfc (X) = ?Yfc (X) эфф. + ?Yfc (X) мощн., (12) 

     где ?Yfc (X) эфф - отклонение фактических накладных расходов от нормативных по объему производства вследствие изменения эффективности труда работников; ?Yfc (X) мощн - отклонение фактических накладных расходов от нормативных по объему производства вследствие изменения мощностей хозяйствующего субъекта.
 

      ?Yfc (X) эфф= (Тн (х) - Тф) * Sfcн (13) 

     Можно заметить, что экономическое содержание этого отклонения - измерение эффективности труда, что идентично отклонению по производительности. Следовательно, причины возникновения этого отклонения будут теми же, которые были ранее описаны для отклонения фактических прямых затрат на оплату труда от нормативных по производительности труда. 

     ?Y fc (X) мощн = (Тф - Тн) * Sfcн (14) 

     Возникновение данного отклонения свидетельствует об использовании недостаточных мощностей. Использование мощностей не в соответствии со сметой может иметь несколько причин. Поломка машин и оборудования, нехватка материалов, недостатки производственного планирования, трудовые конфликты и сокращение спроса - все это возможные причины появления неблагоприятных отклонений по мощностям.
     в) Рассчитывается совокупное отклонение по постоянным накладным расходам (?Y fc) [3, c.118]: 

     ?Y fc = ?Y fcо + Yfc (X) =Yfcф - Yfc (X), (15) 

     где Yfc (X) - такое значение постоянных накладных расходов, которое по норме должно было бы соответствовать фактически достигнутому объему производства: 

     Yfc (X) = Тн (х) Sfc (16) 

     2. Отклонения по переменным накладным расходам.
     а) Рассчитывается отклонение фактических переменных накладных расходов хозяйствующего субъекта от нормативных ( YVC0) по формуле 17 [3, c.118]: 

     ?Yvco=Yxcф - Yxcф (Х) (17) 

     где Yxcф - фактические переменные накладные расходы; Yxcф (Х) - нормативные переменные накладные расходы, скорректированные на фактический объем производства продукции: 

     Yxcф (Х) = Тф + Sfcн, (18) 

     где Sfcн - нормативная ставка переменных накладных расходов.
     б) Рассчитывается отклонение переменных фактических накладных расходов от нормативных по эффективности ( Yvcэфф) [3, c.119]: 

     ?Yvcэфф = (Тф - Тф (Х)) S vcн (19) 

     в) Рассчитывается совокупное отклонение по переменным накладным расходам (?Yvc) [3,c 119]: 

     ?Y vc =?Yvco +?Yvcэфф=Yvcф-Yvcн (Х) (20) 

     где Yvcн (Х) - значение переменных накладных расходов, которое по норме должно было бы соответствовать фактически достигнутому объему производства: 

     Yvcн (x) =Тн (х) * S vcн (21) 

     После проведения всех расчетов целесообразно составить таблицу, которая будет отображать взаимосвязь нормативной и фактической прибыли, и показывать все отклонения, в результате которых произошло их несоответствие. [11, c.83]
     В заключение данного раздела хотелось бы отметить, что приведенная методика оценки отклонений на основе использования информации о нормативных затратах является весьма эффективным средством для анализа и контроля прямых затрат, но, как показывает практика, данная система не всегда может обеспечить руководство корректной информацией о накладных расходах. Поэтому неудивительно, что в последнее время в экономической литературе все больше внимания уделяется новым перспективным методикам управления накладными расходами, отличными от методов системы "Стандарт-кост".
 

2. Анализ системы управления затратами предприятия на примере ТД "Иваново"

2.1 Анализ динамики и структуры затрат предприятия ТД "Иваново"

 
     Объект исследования - Торговый Дом "Иваново". Организационно-правовая форма предприятия - Общество с ограниченной ответственностью. Предприятие находится в г. Бердске Новосибирской Области.
     Торговый Дом "Иваново" реализует следующие текстильные и швейно-трикотажные товары (белье столовое, одеяла, подушки, полотенца, постельное белье, средства индивидуальной защиты, ткани, трикотажные изделия, чулочно-носочные товары).
     Общая характеристика и организационная структура Торгового Дома "Иваново" представлена в Приложении А.
     Как видно из организационной структуры непосредственно Генеральному директору подчиняются коммерческий, финансовый и исполнительный директора. В свою очередь коммерческий директор возглавляет отдел маркетинга и отдел поставок. Финансовому директору подчиняется бухгалтерия. Под непосредственным руководством исполнительного директора находится начальник склада, директор магазина и транспортный отдел. Такая структура является линейно-функциональной. Ее достоинствами можно назвать однозначность воздействия субъекта на объект управления; отсутствие промежуточных связей между руководителем и подчиненным; возможность получения непротиворечивых, увязанных между собой заданий; высокая ответственность руководителя за результаты работы коллектива; обеспечение единства руководства сверху донизу. К недостаткам системы относятся следующие моменты: выполнение руководителем большого числа функций ведет к перегрузке линейных руководителей, а также недостатку знаний и времени для качественной реализации всех функций; медленное и искаженное циркулирование информации; сложная координация деятельности отдельных исполнителей.
     Затраты являются важнейшим, качественным показателем, который позволяет судить, насколько успешно предприятия осуществляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли и обслуживания населения. Правильный учет и планирование затрат способствует устранению бесхозяйственности и излишеств в расходовании средств, при одновременном проведении мероприятий по повышению культуры торговли.
     Анализ затрат необходимо проводить по тому, что затраты при неизменных торговых надбавках - основной фактор обеспечения рентабельности работы предприятий.
     Анализ затрат розничного торгового предприятия начинается с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлого периода. Разница между фактической и плановой суммой затрат (или в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход). Отклонение по уровню затрат (от плана или от данных прошлого года) называется размером снижения или повышения их уровня. Он показывает, насколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже планового (или прошлого года). Отношение размера снижения или повышения уровня затрат к базисному уровню (плановому или фактическому за прошлый год), выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижения или повышения) уровня затрат. Темп изменения показывает, насколько процентов снизился или повысился уровень затрат по сравнению с базисным периодом, если последний принять за 100 процентов.
     Для изучения изменения затрат в динамике данные за анализируемый период сопоставляются не только с данными за прошлый год, но и за несколько прошедших лет.
     Задачи анализа затрат - не только проверить степень выполнения плана и дать объективную оценку соблюдения их сметы, но и выявить резервы относительного сокращения расходов, разработать меры по устранению непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительности.
     Анализ затрат должен проводиться с учетом и без учета расходов на выплату труда, что позволит увязать его результаты с данными изучения финансовых показателей и их распределения.
     Данные о затратах ООО ТД "Иваново" за 2003-2004 гг. представлены в таблице 2. 

    Таблица 2 - Данные для анализа затрат с учетом и без учета расходов по оплате труда
Показатели 2003 2004 Отклонение Темп роста, процента
1 2 3 4 5
Товарооборот, тысяч рублей 19853 26443 6590 133
Затраты, всего, тысяч рублей 2964 3032 68 102
Уровень затрат, процента 149 115 -34 77
В том числе расходы на оплату труда: сумма, тысяч рублей
 
1305
 
1352
 
47
 
1036
-уровень в процентах к обороту, процентов 6,5 5,1 -1,4 78
Затраты без расходов на оплату труда: сумма, тысяч рублей
 
1659
 
1680
 
21
 
101,3
-уровень в процентах к обороту, процентов 8,4 6,3 -2,1 75
 
     На основе абсолютных отклонений нельзя дать объективную оценку динамики затрат. С ростом суммы товарооборота растет и сумма затрат и, наоборот, уменьшение объема товарооборота, как правило, приводит к абсолютной их экономии. Таким образом, анализ динамики затрат следует увязывать с изучением изменения объема товарооборота, то есть анализировать не по сумме, а по уровню в процентах к товарообороту.
     Из вышеприведенной таблицы видно, что в ООО ТД "Иваново" темпы роста товарооборота составили в 2004 г. по сравнению с 2003 г.33 процента, а сумма затрат возросла лишь на 2 процента, что обусловила снижение их уровня к товарообороту на 3,4 процента.
     На практике по размеру снижения (повышения) уровня затрат определяют сумму их относительной экономии или перерасхода и дают оценку соблюдению сметы торговых расходов.
     Сумму относительной экономии (перерасхода) исчисляют умножением фактического объема товарооборота на размер снижения (повышения) уровня затрат и делением полученного итога на 100.
     Таким образом, по ООО ТД "Иваново" сумма относительной экономии затрат составила 899 тысяч руб. (26443 * (-3,4) / 100 = - 899).
     Расходы на оплату труда составляют значительную долю в общей сумме затрат торгового предприятия. Их сумма в 2004 г. составила 1352 тысяч руб., что на 47 тысяч руб. или 3,6 процента больше, чем в предыдущем году. Благоприятным явлением является снижение их уровня в процентах к обороту, на 1,4 процента. Сумма относительной экономии расходов на оплату труда составила 18,9 тысяч руб. (1352 * (-1,4) / 100 = - 1,89). Аналогичная закономерность наблюдается и по затратам без учета расходов на оплату труда, их величина в абсолютном выражении увеличилась в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 1,3 процента, а уровень в процентах к обороту составил в 2003 г.8,4процента, в 2004 г. - 6,3процента, то есть произошло снижение на 2,1процента. Это привело к тому, что сумма относительной экономии затрат без учета расходов на оплату труда составила 35,28 тысяч руб. (168 * (-2,1) / 100 = - 3,528). В таблице 3 представлена общая динамика товарооборота и уровня затрат. Динамику данных показателей иллюстрирует рисунок 2. Как показывают данные таблицы 3, общая величина издержек предприятия составила 3032 тысяч руб. Следует отметить, что темп роста издержек обращения отстает от темпа роста товарооборота. Это положительная тенденция для предприятия.
 

     Таблица 3 - Данные для анализа затрат обращения за 2004 г., тысяч руб.
     
Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Итого
1 2 3 4 5 6
Товарооборот 5971 5437 6698 8337 26443
Темп роста, процента 100,0 91,1 123,2 124,5 -
Затраты 716 677 817 822 3032
Темп роста затрат, процента 100,0 94,6 120,7 100,6 -
Абсолютное изменение затрат - -39 140 5 -
Уровень затрат, процента 11,9 12,5 12,2 9,8 11,5
Изменение уровня затрат - 6 -3 -24 -
Доля затрат по кварталам, процента 22,6 20,6 25,3 31,5 100,0
 
     Значительный рост затрат наблюдается в третьем квартале, по сравнению с предыдущим периодом величина затрат возросла на 20,7 процента, что составило 140 тысяч рублей. Такое изменение затрат (а именно, переменных, изменяющихся пропорционально изменению товарооборота), вызвана ростом объема продаж, вследствие увеличения платежеспособного спроса и роста конкурентоспособности.
     Удельные показатели очень широко используются при анализе затрат. Основным удельным показателей является уровень затрат или издержки обращения, приходящиеся на рубль товарооборота. Он представляет собой частное от деления суммы текущих затрат на сумму товарооборота, выраженное в процентах. Данные таблицы показывают, что в отчетном периоде наблюдается рост уровня затрат во втором и третьем кварталах, по сравнению с предыдущим периодом. В то же время в четвертом квартале при абсолютном увеличении затрат на 5 тысяч рублей их удельный вес снижается на 2,4 процентных пункта и составляет 9,8 процента.
 

     
     Рисунок 2 - Динамика показателей деятельности предприятия за 2004 год 

     Уже на данном этапе анализа можно, казалось бы, сделать вывод о благоприятной тенденции на предприятии, но это будет не совсем точно. Необходимо разобраться в структуре затрат и определить, за счет чего произошли такие изменения. Структура затрат приводится в таблице 4. 

     Таблица 4 - Структура затрат ООО ТД "Иваново"
     
Статьи затрат Первое полугодие 2004 г. Второе полугодие 2004 г. Изменение доли, процента
тысяч рублей доля, процента тысяч рублей доля, процента
1 2 3 4 5 6
Амортизационные отчисления 23 1,6 29 1,7 0,1
Затраты на рекламу 57 4,1 72 4,4 0,3
Заработная плата 627 45,0 725 44,2 -0,8
Аренда, телефон 370 26,6 424 25,9 -0,7
Соц. отчисления 163 11,7 188 11,5 1,2
Сверхнормативные затраты 105 7,5 146 8,9 1,4
Прочие затраты 121 8,7 116 7,2 -1,5
Итого затраты 1393 100,0 1639 100,0 -
 
     В структуре затрат наибольший удельный вес занимает заработная плата - 44,2процента, причем во втором полугодии 2004 г. наблюдается снижение доли данной статьи затрат на 0,8процента.
     Значительную долю занимают затраты, связанные с арендой помещения и оплатой услуг связи - 25,9процента.
     Следует отметить, что прирост затрат во втором полугодии 2004 г. вызван, главным образом, ростом затрат на рекламу, заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды. Изменение состава, структуры затрат является одним из факторов, влияющих на изменение величины затрат предприятия. Следует отметить, что на абсолютную сумму и уровень затрат фирмы оказывают влияние следующие факторы:
     изменение товарооборота;
     изменение цен на товары предприятия;
     производительность труда работников предприятия;
     эффективность использования материально-технической базы коммерческой фирмы;
     развитие и применение прогрессивных торговых технологий;
     условия завоза товаров, организация процесса товародвижения;
     организационная структура торгового предприятия;
     другие факторы.
     Степень влияния отдельных факторов неодинакова в различных условиях рынка. Каждое торговое предприятие имеет свою специфику и свои возможности для оптимизации затрат. Снижение или повышение розничных цен на товары также оказывает влияние на затраты. Поскольку сумма ряда статей расходов зависит от изменения розничных цен, снижение последних приводит к повышению их уровня. К ним относятся транспортные расходы, расходы на тару, потери товаров и некоторые другие затраты. Однако такие расходы, как проценты за кредит, расходы на оплату труда зависят от стоимости реализованных товаров, а не от их качества. Поэтому изменение розничных цен, как правило, не оказывает влияния на сумму и уровень этих расходов. Расчет влияния изменения структуры товарооборота на затраты приведен в табл.5. 

    Таблица 5 - Расчет влияния изменения структуры товарооборота на затраты
Наименование товарных групп Удельный вес товарооборота, процента
Уровни издержек в процента у обороту по 2003 г. Процентные числа, (гр 5 х гр 4)
2003 2004 Отклонение от 2003 г
1 2 3 4 5 6
белье столовое 21 20 -1 1,4 -1,4
одеяла 32 34 2 3,5 7
подушки 9 10 1 1,3 1,3
полотенца 1 1 0 0,42 0
постельное белье 2 2 0 0,9 0
средства индивидуальной защиты 3 2 -1 1,2 -1,2
ткани 4 6 2 3,1 6,2
трикотажные изделия 24 21 -3 24 -2
чулочно-носочные товары 4 4 0 0,7 0
Всего 100 100 - 14,9 4,5
 
     Следовательно, при пересчете затрат к товарообороту в сопоставимых ценах следует их подразделить на две группы - зависящие и независящие - и пересчет делать только по зависящим от изменения розничных цен издержкам обращения. По ООО ТД "Иваново" фактический товарооборот в сопоставимых и действующих ценах соответственно равен 28328 и 26443 тысяч рублей Фактическая сумма затрат, зависящих от изменения розничных цен, за 2004 год составила 1952 тысяч рублей определим уровень издержек обращения, зависящих от изменения розничных цен:
     к товарообороту в розничных ценах:
     1052/28328 * 100 = 3,7процента к обороту;
     к товарообороту в действующих ценах:
     1052/26443 * 100 = 3,9процента к обороту.
     Таким образом, снижение розничных цен повысило общий уровень затрат торговой организации на 0,2процента (3,9 - 3,7) к обороту, что равно 53 тысяч рублей (0,2 * 26443/100).
     Изменение тарифов и ставок за услуги, цен на упаковочные и хозяйственные материалы влияет на соответствующие виды расходов. При повышении или снижении тарифов, ставок и цен перерасчет издержек в сопоставимые показатели производится по каждому виду расходов в отдельности (индексным методом). Если пересчитывают фактические расходы в сопоставимые показатели, то их делят на средний индекс тарифов (ставок, цен); если же пересчитываются плановые издержки, то их умножают на средний индекс товаров.
     За 2004 г. тарифы на автомобильные перевозки в среднем возросли на 7,9процента (индекс тарифов - 1,079) и повышены ставки арендной платы на 8,5процента (индекс ставок арендной платы - 1,085). Эти изменения тарифов и ставок не были учтены в плане. Услуги за пользование связью возросли на 4,2процента.
     Сделаем перерасчет фактических расходов ООО ТД "Иваново" в сопоставимые тарифные ставки.
     Арендная плата учитывается на комплексной статье затрат, где также отражаются расходы на содержание и пользование услугами телефонной связи. Дол пересчета расходов на аренду в сопоставимые тарифы необходимо выделить из общей суммы статьи издержек. Их фактической суммы расходов на аренду и телефон 794 тысяч рублей расходы на аренду составляют 491 тысяч рублей, расходы по оплате услуг связи (телефон) - 303 тысяч рублей
     Фактические расходы по автомобильным перевозкам за год составили 237 тысяч рублей
     Пересчитанные фактические затраты в сопоставимые тарифы и ставки составили:
     на транспортные расходы:
     237/1,079 = 219,6 тысяч рублей
     на аренду и услуги связи (телефон):
     491/1,085 +30,3/1,042 = 452,5 + 290,8 = 743,3 тысяч рублей
     Следовательно, увеличение тарифов на автомобильные перевозки на 7,9процента увеличило транспортные расходы на 17,4 тысяч рублей (237 - 2196), или 0,07процента к обороту (17,4/2644,3 * 100).
     Повышение ставок арендной платы привело к росту расходов по аренде на 38,5 тысяч рублей (491 - 452,5) и по уровню на 0,15 процентов к обороту (38,5/26443 * 100).
     Повышение ставок на услуги связи на 4,2 процента привело к росту расходов по этой статье на 12,2 тысяч рублей (303 - 290,8) и по уровню на 0,05 процента к обороту (12,2/26443 * 100).
     В конечном итоге за счет изменения транспортных тарифов, ставок арендной платы за использование телефонной связи затраты торгового предприятия ООО ТД "Иваново" возросли на 43,7 тысяч рублей (1,74 + 3,85 + 1,22), а их средний уровень возрос на 0,17 процента к обороту (43,7/26443/100).
     Повышение производительности труда ведет к высвобождению численности торговых работников, а, следовательно, и к сокращению расходов на оплату труда торговых работников.
     Таким образом, рассмотрены основные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на величину, состав и структуру затрат. Но, кроме перечисленных факторов на затраты влияют:
     эффективность использования материально-технической базы торгового предприятия, что ведет к росту фондоотдачи, увеличению суммы товарооборота и производительности труда, и следовательно, к относительному снижению издержек обращения.
     Развитие и применение прогрессивных методов торговли, что также способствует росту товарооборота, повышению производительности труда, улучшению других качественных показателей работы предприятия;
     Изменение условий завоза товаров, расширение их закупок у местных поставщиков;
     Совершенствования товародвижения.
     Для изучения динамики обращения за ряд лет используем базисные и цепные показатели рядов динамики: абсолютный прирост (Апр), темп роста (Тр) показателя. Формализованный вид показателей представлен ниже: 

     Апр (базисный) = Иф - Иб
     Апр (цепной) = Иф / Иф-1
     Тр (базисный) = Иф / Иб * 100 - 100
     Тр (цепной) = Иф / Иф-1 * 100 - 100 

     где Иф - издержки обращения данного времени;
     Иб - издержки обращения базисного периода;
     Иф-1 - издержки обращения предшествующего периода.
     Данные для анализа издержек обращения за ряд лет представлены в таблице 6.
     Используем вышеприведенные формулы, получаем следующие показатели.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.