На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подзаконные акты в системе нормативных актов РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТОВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Самарский филиал 

Кафедра государственно-правовых дисциплин 

дисциплина
теория  государства и  права 
 
 

Зачетная книжка №42/5-07 
 

Курсовая  работа
на тему:
Подзаконные акты в системе  нормативных актов  РФ 
 
 
 
 

                                          Выполнил    
                                                                          Студентка I курса 512 группы
                                                                специальный факультет
                                                         Скрынникова Ю. В. 
                                                                   Научный руководитель:
                                                                  Начальник кафедры ГПД
                                                к. и. н., доцент 
                                                         полковник милиции
                                                Зинченко Н. И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САМАРА, 2007
ПЛАН 

    Введение                                                                                                          3- 4
    Понятие и виды подзаконных актов                                                       5 - 9
    Подзаконные акты президента РФ. «Делегированное
    правотворчество».                                                                                        10 - 12
    2.1. Создание и принятие законов.                                                             12 - 20
    Подзаконные акты субъектов РФ.                                                         21 - 27
    Приложение.                                                                                                 28
    Заключение.                                                                                                      29
    Список  используемых источников и литературы.                                        30                
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
                                                                  Государство  в  своей  деятельности                   связано и ограничено правом стоит
                                                                  под правом, а не вне и над ним.
            Гессен
      Формирование  и существование правового государства в любой стране предполагает   установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия  на общественные отношения.
        Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. Через общие абстрактные и равные для всех правила государство принимает единые в различных сферах общественных отношений масштабы к разным людям. Эти правила, правовые нормы, выраженные в специфической языковой форме, и составляют содержание права. 
      Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них положений.
      В самом деле, можно ли, например, обойтись без обычных законов или подзаконных актов в процессе реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или же в процессе реализации права на образование? Нет, конечно. Ибо возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а систему взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов.
      Следовательно, в условиях правового государства  речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно. Оно обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений.
      Речь  идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов.
      В России и других странах, ставящих своей  целью формирований правового государства, удельный вес подзаконных, ведомственных актов вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы и установки о создании правового государства неизбежно останутся нереализованными призывами и установками, 

      Цель  данной работы является изучение особенностей правовых систем современности, закономерности их становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них. Правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, поэтому их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей. Актуальность этой темы, еще заключается в том, что мы можем со стороны рассмотреть и оценить право, которое существует сейчас в России, используя при этом опыт иностранных государств. 
 
 
 

Глава 1.
      Понятие и виды подзаконных  актов
     Характеристика  законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными.
     Вместе  с тем под законность нормативных  юридических актов не означает их "меньшую" юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.
     Было  бы неверным недооценивать социальное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образуют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов.  

      Подзаконный акт – акт правотворчества, который основан на законе и не  противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. В силу этого они и носят название подзаконные акты.
      Эти акты играют значительную роль, так  как могут быть изданы только в  пределах, указанных в законе. Они  являются "подчиненными" актами по отношению к закону, и получают силу обязательности лишь в том случае, когда они не противоречат закону. Часто подзаконным актом считают все нормативные правовые акты, не являющиеся законами.
          К подзаконным актам относятся - указы Президента, постановления Верховного Совета, краевых, областных  и городских Советов народных депутатов, а так же постановления Совета Министров и других исполнительных органов. По поручению Совета Министров подзаконные акты могут разрабатываться директивными органами, например Министерством РФ  по  охране  окружающей  природной среды и природных ресурсов, комитетом РФ по труду. На базе подзаконных актов разрабатываются различные положения, устанавливающие  принципы  организации  работ  по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
          Выделяют следующие подзаконные акты:
    указы и распоряжения президента;
    постановления правительства;
    приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
    решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления;
    локальные нормативные акты
      Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. По своему содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти.
      Подзаконные акты по сфере распространения и  субъектам издания подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные. К подзаконным актам относятся, прежде всего, акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависят от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт.  

      Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от Президента или Главы Правительства.
          Существует две разновидности общих подзаконных актов:
      1 Указы и распоряжения Президента  РФ - ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут  быть нормативными и ненормативными. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции и законам. Они регламентируют различные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением;
      2 Постановления и распоряжение  Правительства РФ - постановления  принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на основании Конституции, Федеративных Законов, нормативных Указов Президента, и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены Президентом. Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами. 

      Местные подзаконные акты. Согласно Закону Российской Федерации о Правительстве Российской Федерации - это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти, которыми являются министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Министерства финансов, Министерства транспорта. Центрального банка, Санэпидемнадзора и т.д. К нормативным по своему содержанию относятся, например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", утвержденные Минжилкомхозом "Правила пользования системами коммунального водоснабжения".
      Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти, в силу чего единых форм правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления. Нормативными обычно являются инструкции и постановления.
      Акты  министерств, государственных комитетов  и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.
      Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции) – это нормативно-правовые акты общего действия, но они распространяются только на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и ведомствами
      Внутриорганизационные (корпорационные) нормативно-правовые акты - это нормативно-правовые акты, которые классифицируются по содержанию, но такое деление условно. Эта условность объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актов содержатся нормы однородного содержания. Существуют акты, содержащие нормы только одной отрасли права (УП, СП, ТП) - отраслевые. Но наряду с отраслевыми имеются нормативно-правовые акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – комплексные нормативно-правовые акты).
      Локальные нормативные акты - самая низкая юридическая сила. Это органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.
      Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений. Управления и отделы исполнительно-распорядительных органов обычно принимают приказы, инструкции. Такие акты являются актами локального значения. Они принимаются также и руководителями предприятий и учреждений. Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций, издаются в целях обеспечения взаимодействия своих структурных подразделений, режима труда, отдыха и др.
      Все виды актов, о которых шла речь выше, являются подзаконными актами в том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагается самим законом или вытекает из требования практики управления общественными делами.     
 
 
 
 
 
 

Глава 2.
    Подзаконные акты президента РФ. «Делегированное  правотворчество».
      Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации.
     По  своему правовому статусу, определенному  Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы.
     Распоряжения  издаются Президентом РФ обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента РФ могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г1. Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 г. "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации", от 23 февраля 1995 г. "О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц".
     В соответствии с законом о Правительстве  Российской Федерации Президенту РФ дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права.  

      Нормативные указы  Президента РФ - подзаконные акты, которые издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обусловливается прежде  всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.
           Нормативные указы,  как и законы, следует различать в зависимости от того,  каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два виды:  указы Президента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.
      Согласно  части 3 статьи 90 Конституции2, указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить ни Конституции, ни федеральным законам; о законодательстве субъектов Федерации ничего не упоминается. Таким образом, можно сделать вывод о высшей юридической силе нормативных правовых актов Президента России в сравнении с законодательством субъектов Федерации. Часть 2 статьи 85 и часть 3 статьи 90 Конституции 3закрепляют соподчиненность актов Президента РФ федеральным законам. В то же время конституционные предписания определяют верховенство указов и распоряжений главы государства и федеральной исполнительной власти в системе законов и подзаконных актов субъектов Федерации.
     В настоящее время проблема указа  Президента РФ и закона в России стоит иначе: вправе ли Президент РФ вообще при отсутствии соответствующего закона регулировать те или иные важнейшие общественные отношения указами? Или указами до принятия соответствующего закона?  

     Указ - это акт главы государства и должен реализовывать полномочия главы государства, но подменять или даже временно замещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушается принцип «верховенства закона» и рушится вся иерархия правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные последствия. Кроме этого, формального момента, происходят большие потрясения и в социальной жизни, возникают большие социальные напряженности. 

     2.1. Создание и принятие законов.
      Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
        Законы "появляются на свет" и включаются в действующее законодательство в результате  сложной деятельности - правотворчества (законотворчества).
      Правотворчество (законотворчество) - это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс право образования, в результате которой, приобретает юридическую сипу и вступает в действие закон.
      Главное звено в правотворчестве (законотворчестве) - принятие законодательным органом проекта, в результате которого он становится законом - документом, имеющим высшую юридическую силу. Особый характер носит правотворчество при проведении всенародных референдумов; здесь закон принимается непосредственно народом.
      Правотворческий процесс осуществляется в определенной процедуре, когда совершаются правотворческие действия.
      Основными правотворческими действиями при принятии законов (их называют также стадиями законотворческого процесса) являются:
      1) законодательная инициатива, т.е. официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой. Законодательная инициатива- первая стадия законодательного процесса, т.е. установленного, как правило, конституцией порядка принятия  закона. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании.  В соответствии с Конституцией. РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения,
      2) решение компетентного органа  о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта,
      3) внесение законопроекта в законодательный  орган, принятие его к рассмотрению, обсуждение законопроекта, рассмотрение поправок, принятие в порядке первого, второго и т.д. чтения ("чтение закона" означает обсуждение и. поэтапное принятие его: "первое чтение" - принятие проекта в принципе, как основы будущего закона, "второе чтение" - принятие проекта как закона, "третье чтение", т.е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной отработки),
      4) принятие законопроекта (обычно в результате "второго чтения" и "третьего чтения"); в соответствии с действующей Конституцией федеральные законы принимаются Государственной Думой, в то же время они нуждаются в одобрении верхней палатой - Советом Федерации (причем закон считается одобренным, если он после внесения в Совет Федерации - а это должно быть, сделано в течение пяти дней после принятия - не был - в течение четырнадцати дней рассмотрен им); процесс принятия закона завершается подписанием закона Президентом Российской Федерации (процедура внесения, рассмотрения, обсуждения и принятия проекта, подписания закона регламентируется Конституцией, особыми законоположениями и регламентом работы законодательного органа).
      Особой  стадией после принятия закона является, его официальное опубликование (обнародование, оглашение, доведение до сведения адресатов). При этом согласно Конституции, опубликование законов обязательно. Это значит, - что неопубликованные законы не применяются. Более того, по Конституции, "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (ст. 15).4
        Своевременное официальное опубликование  законов, других актов нормативного характера дает возможность ознакомиться с вновь принятым законодательством, с изменениями и дополнениями в действующих актах. А это, в свою очередь, позволяет быстрее перестроить деятельность различных структур в заданном направлении. Важно также, чтобы населению и должностным лицам страны было предоставлено достаточное время для ознакомления и изучения новых законов и других актов нормативного характера, так как соблюдение и исполнение их во многом зависит от того, насколько правильно они понимаются теми, кому адресованы. Общероссийские законы подразделяются на федеральные конституционные  законы  и федеральные законы. Те и другие в соответствии с Конституцией РФ могут приниматься либо всенародным голосованием - референдумом (п. 3 ст. 3 Конституции РФ), 5либо Государственной думой ст. 105 (Конституции). 6Федеральные конституционные законы принимаются но вопросам, предусмотренным Конституцией, и в порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ 7нормами ст. 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации. 8Основные положения здесь таковы:
      - федеральные, законы принимаются  Государственной Думой; 
      - принятый Государственной Думой  федеральный закон передается  на рассмотрение Совета Федерации;
      - принятый Государственной Думой  федеральный закон считается  одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов (депутатов) этой палаты;
      - федеральный закон, не отнесенный  ст. 106 Конституции 9к обязательным для рассмотрения Советом Федерации. считается одобренным Советом Федерации, если он не был рассмотрен им в течение четырнадцати дней со дня поступления;
      - Совет Федерации может отклонить  принятый Государственной Думой  федеральный закон;
      - для преодоления возникших разногласий  при отклонении Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, палаты Федерального Собрания могут создать, согласительную комиссию, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой;
      - Государственная Дума может согласиться  с решением Совета Федерации  об отклонении принятого ею федерального закона и переработать его;
      Государственная Дума может не согласиться с решением Совета Федерации и принять, федеральный закон в ранее принятой редакции, если за это решение проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
      Кроме того, в отношении принятых федеральных  законов Президенту Российской Федерации Конституцией предоставлено право отлагательного вето, реализация  которого приводит к дальнейшему осуществлению процедур в отношении федерального закона, что предусмотрено ч. 3 ст. 107 Конституции10. В этом случае федеральный закон возвращается в Государственную Думу, которая может согласиться с возражениями Президента РФ и переработать федеральный закон, после чего он подлежит рассмотрению в соответствии с вышеописанной процедурой как вновь принятый. Государственная Дума может не согласиться с Президентом РФ и одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции, если за это будет подано не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее федеральный закон поступает в Совет Федерации, который также может одобрить его в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей голосов от общего числа членов палаты), после чего он становится обязательным для подписания и обнародования Президентом РФ. Если же федеральный закон при повторном рассмотрении в Совете Федерации не наберет необходимого числа голосов, рассмотрение его в данной редакции прекращается. Из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, для принятия федерального закона достижение согласия  палат не является в общем смысле необходимым условием: во-вторых, достижение согласия палат становится необходимым условием принятия федерального закона только в случае отклонения его Президентом РФ. В Законе от 25 мая 1994 г. четко решен вопрос о дате принятия федерального закона. Согласно ст. 2 Закона 11датой принятия федерального закона считается день (принятия его Государственной думой в окончательной редакции). Датой принятия  федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами  федерального собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.
      В Законе от 25 мая 1994 г. по-новому исчисляются сроки, в течение которых законы России подлежат официальному опубликованию. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации (ст. 3 Закона12). Особый порядок установлен для опубликования и вступления в силу законов и других решений, принятых путем референдума. В ст. 36 Закона РСФСР "О референдуме в РСФСР" от 16 октября 1990 г. 13предусматривается, что итоги референдума доводятся до сведения населения через средства массовой информации Центральной  комиссией референдума не позднее 10 дней со дня окончания голосования. В случае признания результатов голосования по какому-либо округу или участку не действительными.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.