На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Благотворительные фонды в России и Республике Бурятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические  аспекты изучения деятельности благотворительных организаций………………………………………………………………………......6
1.1 История становления  благотворительности…………………………………...6
1.2 Место благотворительных  организаций в системе социальной защиты населения……………………………………………………………………………12
1.3 Источники  финансирования деятельности благотворительных  организаций…………………………………………………………………………17
2 Значение деятельности  благотворительных организаций  в современной России и в Республике Бурятия…………………………………………………...26
2.1 Анализ деятельности благотворительных фондов в Российской Федерации..…………………………………………………...…………………….26
2.2 Анализ деятельности благотворительных фондов в Республике Бурятия………………………………………………………..…………………….28
2.3 Предложение  по совершенствованию деятельности  благотворительных организаций…………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………...…..38
Список использованной литературы……………………………………………...40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Долгое  время  в российском обществе, в силу сложившихся исторических, социальных и политических событий, представления о благотворительности ограничивались лишь как о проявлении милосердия, добровольной помощи нуждающимся и обездоленным, которые мало связаны с деятельностью специальных общественных институтов. Традиции российской благотворительности во многом были забыты, а западные образцы благотворительной деятельности не были адаптированы к российским реалиям и еще не доказали свою жизнеспособность.
    В последнее время все больше практиков и ученых приходят к пониманию благотворительности как деятельности, которая является частью общественно-государственной системы социального попечения, развития культуры, искусства, образования, науки. Агентами такой благотворительности являются специально для этого предназначенные службы, учреждения, некоммерческие организации, благотворительные фонды. Такую благотворительность характеризует программность, ясное понимание социальных проблем и задач общественного развития, профессиональное управление и крупный масштаб деятельности. При таком подходе к благотворительности для ее устойчивого развития на уровне страны просто необходимы специальные исследования, сравнимые с теми, которые осуществляются в других социальных сферах. Нужна научная база для совершенствования законодательства, принятия управленческих решений, прогнозирования и планирования.
    Кроме того, разные агенты благотворительной  деятельности решают свои специфические  исследовательские задачи. Так, например, для доноров и благополучателей необходимы маркетинговые исследования благотворительного рынка, а для представителей гражданских инициатив — исследования сравнительной эффективности различных форм благотворительной деятельности. Для исследовательского же сообщества по-прежнему актуальной остается собственно научная задача изучения самого социокультурного феномена благотворительности, тенденций ее развития, анализа накопленного опыта. При этом в целом само наличие исследований современной благотворительности позволит в будущем описать это явление как часть новейшей истории России.
    И, конечно же, в современном мире любая деятельность, будь то сфера  торговли, услуг, транспорта, а также  благотворительная деятельность не может обойтись без широкого оповещения об этом общества. Благотворительная деятельность не нацелена на получение выгоды от своей работы, она подразумевает отдачу средств, сил и времени безвозмездно в пользу нуждающихся людей. Но такие фонды в свою очередь существуют за счет финансирования частными лицами, коммерческими организациями и государством. А для того чтобы повысить степень доверия к своей деятельности, стать известным и уважаемым учреждением и, следовательно,  привлечь частное и корпоративное финансирование, нужно создать эффективный бренд благотворительного фонда.
    Рынку рекламы, PR и брендинга в нашей стране еще очень мало лет и сравнения с аналогичным европейским рынком он не выдерживает. Как было описано выше, сама благотворительная деятельность в России находится на стадии формирования и стабилизации. Такая же ситуация и с социальным брендингом. Специалисты, а порой и сами руководители некоммерческих организаций, плохо представляют, что такое социальный бренд, как он строится, как функционирует и какой эффект он оказывает на благотворительную деятельность. Разработок в этой сфере крайне мало, если не сказать, что их нет вовсе. Чаще всего исследования проводятся в узком кругу и в каждом конкретном случае.
          Цель данной курсовой работы: Определить специфику развития благотворительной деятельности с точки зрения формирования имиджа некоммерческой организации и методологию построения социального бренда в современных российских условиях. 
         Задачи:
    Изучить историю деятельности благотворительных организаций.
    Определить степень значения благотворительных организаций в системе социальной защиты населения.
    Проанализировать источники финансирования деятельности благотворительных организаций.
    Проанализировать деятельность благотворительных организаций в Р.Ф. и Р.Б.
    Сформулировать предложение по совершенствованию деятельности благотворительных организаций в России.
         Объектом исследования является благотворительная деятельность в Российской Федерации и в мире в целом, а также деятельность по построению социального бренда в благотворительных организациях.
     Предметом исследования является – роль благотворительных организаций в становлении и развитии экономики.
     Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические  аспекты изучения благотворительных  организаций
1.1  История  становления благотворительности
        Первые Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным.
    В средние века благотворительность  была одним из главных направлений  деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Петровская эпоха законодательством о повелевании помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.
    Одним из первых проявлений филантропической активности можно считать образование  Ведомства учреждений императрицы  Марии (1797). Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г.1 Императорского человеколюбивого общества. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. — Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.
    Со  временем, наряду с индивидуальными  формами благотворительности, стали  возникать общественные организации, бравшие на себя функцию консолидации благотворительных пожертвований  любого размера ("кружечный сбор"), а также привлечения добровольцев для объединения усилий членов общества на решение тех или иных социальных проблем. В России инициатива создания таких обществ исходила в начале XIX века от членов императорской семьи (Общество императрицы Марии Федоровны).
    После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности созданных в царское время благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина).2
    Характерной чертой советского периода новейшей русской истории было провозглашение государством полной ответственности  за решение всех социальных проблем, что как бы исключало необходимость общественных благотворительных организаций. Вместе с тем, существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований это общество собирало членские взносы практически со всего взрослого населения страны, наряду с государственными дотациями.
    Естественно, что до второй половины 20 века речи о рекламных, медийных и прочих продвижениях бренда этих организаций не шло. Тогда общество ориентировалось лишь на результат и обращалось в те фонды, какие на данный момент имелись в наличии. Четкого разделения между организациями помощи детям-сиротам, престарелым людям, калекам и просто обездоленным не было, не было и выбора, в какое учреждение обратиться. Поэтому какого-то построения имиджа в ту эпоху и не требовалось. Доверие людей строилось на информации, передающейся из уст в уста, гарантий государства, в котором данный фонд осуществлял свою работу.
    В настоящее время создан Союз Благотворительных  Организаций России, объединяющий около 3 тыс. благотворительных организаций  и фондов. Также в России действуют  около 70-ти крупных иностранных благотворительных  фондов (более трети из них –  американские). 
Объём благотворительных вложений, сделанных российскими компаниями, в 2007 г. составил около 700 млн. дол. И пока совсем незначительны вложения частных лиц. Приоритетные области благотворительности: охрана окружающей среды, помощь детям.

    Благотворительность становится все более модной темой, обсуждаемой сегодня в разных кругах в России. Благотворительность и социальная ответственность бизнеса, благотворительность и национальные проекты, благотворительность и СМИ – вот лишь некоторые аспекты этого вопроса. Но широко известного единого понимания, что такое благотворительность, как можно принять участие в благотворительной деятельности, каковы основные формы и виды благотворительности, пока не существует. Как и не существует четко выстроенных методик формирования бренда благотворительных фондов, нет методов построения имиджа некоммерческой организации с тем, чтобы повысить степень доверия к учреждению, привлечь финансирование и коммерческие структуры, желающие участвовать в благотворительных программах.
    По  данным исследования, проведенного Форумом  Доноров в конце 2004 года, 49 процентов  россиян считают, что главным  благотворителем в России является государство. Вряд ли эта цифра значительно  изменилась по сравнению с 2004 годом, хотя активность бизнес-сообщества и частных доноров за это время значительно возросла.3
    Новейшую  историю благотворительности в  России можно разделить примерно на три этапа.4 Первый начался с масштабных экономических преобразований в нашей стране. Тогда же произошла реинкарнация благотворительности, - появились первые иностранные донорские организации, которые пришли в Россию, чтобы поделиться своим опытом, знанием и помочь до некоторой степени снизить социальный эффект от масштабных экономических преобразований. Следующий этап можно условно назвать поддержка институционального развития организаций. Доноры предоставляли средства в большом количестве на создание и начало деятельности организаций, развитие проектной культуры и появление организаций в тех сферах жизни, где их раньше не существовало. Настоящий этап, начавшийся около двух лет назад, направлен на поддержку развития местных источников финансирования - сбор частных пожертвований в разных формах, работу с корпоративными донорами по созданию для них стратегий социальной ответственности и реализации отдельных программ в этом направлении. Наиболее интересными проектами настоящего этапа можно считать совместные проекты западных и российских доноров в области развития социальной сферы отдельных регионов. Этот заключительный этап можно также назвать этапом развития российских корпоративных благотворительных программ и частной благотворительности.
    Первыми активными "благотворителями" в  начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные  организации. Как правило, они использовали благотворительность для прикрытия иной, разрушительной деятельности на территории России. Следом за иностранными, появились российские благотворительные организации, работающие в различных сферах: поддержке научных, учебных проектов, помощи детским домам, больницам, различным группам населения, предоставление средств на дорогостоящее лечение и т.д. Создавались такие организации, как правило, крупными финансовыми и промышленными корпорациями для "отмывания" денежных средств путём их "прокачки" через созданные фонды и проведения PR кампаний в сугубо корыстных целях.
    Значительная  часть современных благотворителей - это некоммерческие организации. Обычно НКО создаются для решения  социальных проблем. НКО оказывают  материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых велика доля социально незащищенных слоёв населения. Опыт зарубежных НКО и опыт молодых благотворительных некоммерческих организаций России показывает их эффективность. НКО, как правило, не имеют гарантированных источников дохода и иногда сами являются получателями благотворительной поддержки от граждан и коммерческих структур.
     Поэтому не случайно, что сегодня одна из главных проблем благотворительности  в России – отсутствие понимания  ее ценностей и содержания, слабая общественная поддержка  идей благотворительности. Потому что очень трудно поддерживать то, про что мало известно, что сложно увидеть и трудно понять. В связи с этим возрастает острая необходимость развития технологий, помогающих в продвижении бренда некоммерческих организаций. В прямой зависимости от того, как будет восприниматься обществом, политиками, коммерческими структурами благотворительная деятельность в стране, насколько четко будут ясны ее конкретные цели и задачи, находится конечный результат, эффективность самого существования благотворительных фондов. Все это – задачи брендинга некоммерческих структур.
     США стали первой страной мира, которая  сделала благотворительность выгодным делом. В 1921 году в налоговое законодательство были внесены поправки, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой базы на суммы, пожертвованные на благотворительные нужды. Ныне в США действуют более 50 тыс. фондов и иных организаций, аккумулирующих пожертвования и направляющих их на различные программы (за последние 20 лет их число удвоилось, а за последние два года было создано 5,2 тыс. новых фондов — то есть ежедневно создавалось семь таких организаций). Большинство из них учреждают частные лица или семьи. За прошедшее десятилетие объем пожертвований вырос на 88%. По прогнозу, в следующие 50 лет жители США пожертвуют около $41 трлн. США являются мировым лидером по объемам помощи иным странам. В 2001 году США выделили на эти цели $11,43 млрд. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development), в первую пятерку также вошли Япония ($9,85 млрд.), Германия ($4,99 млрд.), Великобритания ($4,5 млрд.) и Франция ($4,2 млрд.).90% американцев занимаются благотворительностью. Пожертвования в 2001 году. Процент семей, сделавших пожертвования, — 90%. Среднегодовое семейное пожертвование — $1623. Общая сумма пожертвований составила — $203,045 млрд. Фандрейзинговые организации. Добровольческая работа в 2001 году. Общее количество взрослых волонтеров — 83,9 млн. чел. Среднее количество часов в неделю на одного волонтера — 3,6 часа. Годовое количество часов общественной работы — 15,5 млрд. час. Оценочная стоимость часа работы волонтера — $15,4 в час. Общая стоимость времени волонтеров — $239,2 млрд. Частная благотворительность в США уникальна по своим масштабам и количеству участвующих в ней людей — об этом говорили задолго до нас. Еще в 1888 г. лорд Брюс писал, что «ни одна страна не может превзойти и даже возможно сравниться с Соединенными Штатами в делах благотворительности. Не только собираемые на различные филантропические цели суммы больше, чем в любой европейской стране, но и размеры личных вкладов американцев в благотворительность таковы, к каким европеец у себя дома не привык». На то, что в Америке существует огромное количество благотворительных организаций, указывал еще в 1830-х гг. известный французский социолог и историк Алексий де Токвиль. Спустя 70 лет ему вторил Макс Вебер.
     В своем развитии частная благотворительность  в США прошла несколько этапов. Условия жизни в Новом Свете в раннеколониальный период (XVII в.) развитию благотворительности  не способствовали. Однако период «просвещенной наивности» длился недолго. Уже через три десятилетия, в 1840-х гг. в США все громче раздаются голоса, призывающие американские благотворительные организации обратить внимание на экономические причины бедности. Изменения в осмыслении причин бедности четко прослеживаются на примере деятельности нью-йоркской Ассоциации улучшения положения бедняков (А. I. С. Р.), основанной в 1843 г. Членами организации были белые англо-саксонские протестанты — торговцы, служащие, владельцы магазинов, ремесленники. Собственным примером они должны были прививать нуждающимся религиозные добродетели, трезвенность, трудолюбие и таким образом вывести из состояния экономической зависимости. 

1.2 Место  благотворительных организаций  в системе социальной защиты  населения
           Изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.
     Социальная  защита населения на современном  этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации.
     Социальная  защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
     Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
     – социальное обеспечение;
     – социальное страхование;
     – социальную поддержку (помощь);
     Осуществляется  социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
     Основными принципами социальной защиты населения  являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение  прав и свобод личности.
     Основные  цели социальной защиты населения сводятся к следующему:
     1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный  доход семьи ниже прожиточного  минимума;
     2) оказание материальной помощи  населению в экстремальных условиях;
     3) содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к  условиям рыночной экономики
     Одним из элементов социальной защиты населения  в кризисных условиях является социальная помощь. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих  видах:
     1) денежные выплаты (социальные  пособия, субсидии, компенсации и  другие выплаты);
     2) натуральная помощь (топливо, продукты  питания, одежда, обувь, медикаменты  и другие виды натуральной  помощи).
     Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов  социальной работы. Основные уровни органов  социальной работы:
     – федеральный уровень (республика);
     – регион;
     – трудовой коллектив;
     – негосударственные (благотворительные) общественные организации;
     Каждый  из этих уровней выполняет свои функции.
     Основные  функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
     1. организация пенсионного обслуживания  и обеспечения пособиями;
     2. социальное обслуживание;
     3. медико-социальная экспертиза;
     4. реабилитация инвалидов и оказание  протезно-ортопедической помощи;
     5. социальная помощь семье и  детям;
     6. подготовка законодательства по социальной защите населения;
     7. внешнеэкономическое и международное  сотрудничество;
     8. разработка положений по основам  социальной политики;
     9. анализ и прогноз уровня жизни  различных категорий населения;
     10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
     11. разработка социальных нормативов  и т. д.
     Функции органов социальной защиты населения  на региональном (местном) уровне:
     1. обеспечение и решение производственно-экономических  задач;
     2. плановую и финансово-экономическую деятельность;
     3. создание различных фондов социальной  помощи;
     4. решение экономических проблем  и др.
     Функции трудового коллектива:
     а) производственно-экономическая;
     б) политическая;
     в) управленческая;
     г) социальная;
     д) воспитательная.
     Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:
     а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
     б) социальная реабилитация инвалидов;
     в) правовая помощь социально нуждающимся  категориям населения и т.д.
     Согласно  существующему законодательству основными  целями благотворительной деятельности были определены следующие:
     - социальная защита и поддержка  малообеспеченных граждан; 
     - социальная реабилитация безработных  и инвалидов; 
     - помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;
     - содействие деятельности в области  образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и  т.д. 
     Очевидно  нарастающее противоречие между необходимостью создания более эффективной системой социальной защиты и развитием социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности — с другой.
     Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.
     Благотворительные организации не только выполняют  часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования. 
     Кроме того, благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны. Это такие направления как:  
    Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.
    Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.
    Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.
    Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.
    Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.
    Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.
    Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.[6]
     Когда государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.   
      Мотивация благотворительности – это совокупность обстоятельств, побуждающих отдельную  личность или компанию совершать  акт благотворительного пожертвования. Мотивация благотворительности  обусловлена внутренними потребностями  индивида или организации и совокупностью внешних обстоятельств, оказывающих существенное воздействие на принятие благотворительных решений.  
      В силу некоторых причин понимание  мотивации частной благотворительности  является необходимым для анализа  мотивов благотворительного поведения корпораций. В частности, многие положения теории благотворительного поведения корпораций строятся с учетом или на базе постулатов теории частной благотворительности.
      Внутренние  экономические мотивы благотворительного поведения частного донора (индивида) связаны, прежде всего, с расширением границ его возможностей как члена сообщества; благотворительное поведение позволяет ему интерпретировать себя по отношению к обществу как более «респектабельного» и социально адаптированного индивида, что может принести ему определенные выгоды.
      Мотивация частной благотворительности не сводится только к совокупности внутренних мотивов, но является и результатом  воздействия внешней среды. К  числу основных внешних детерминант  благотворительности относятся  уровень личного подхода и цена благотворительного ресурса. Под ценой благотворительного ресурса понимается разница между суммой реального благотворительного ресурса и суммой налогового освобождения, полученного в результате совершения акта благотворительности. Цена благотворительного ресурса зависит как от общей государственной политики налогообложения физических лиц, так и от уровня налоговых льгот, предоставляемых государством частным донорам. Благотворительность умеренно зависит от цены благотворительного ресурса и слабо зависит от дохода.
      Наряду  с уровнем личного дохода и  ценой благотворительности ресурса, к внешним детерминантам благотворительности  относятся также демографические  факторы (пол, возраст донора), а также  такие факторы, как уровень образования, социальное происхождение, профессия, общественная активность донора и другие. 

1.3 Источники финансирования деятельности благотворительных организаций
С переходом  России к рыночной экономике появилось  огромное количество коммерческих предприятий, основной целью которых является получение прибыли и распределение ее между учредителями. Однако существуют и некоммерческие организации, которые также получают прибыль, но не распределяют ее между учредителями, а используют на финансирование уставной деятельности.
    В России некоммерческие организации еще не получили широкого распространения. Это связано с рядом причин, в первую очередь с тем, что в стране нет мощных компаний, которые готовы тратить значительные суммы денег на благотворительность (в США основная форма некоммерческих организаций - это благотворительные фонды, которых насчитывается более 40 тысяч). Безусловно, есть некоммерческие организации и в Российской Федерации, но их направленность ограничена в основном заботой об охране окружающей среды и соблюдении прав отдельных социальных групп. Однако в РФ существует множество других сфер приложения "благотворительных денег" - это образование, охрана здоровья, научные исследования и др.
    В данной статье освещаются некоторые  вопросы направления средств  благотворительных фондов в качестве источника финансирования проектов в некоммерческий сектор экономики.
    Деятельность  благотворительных фондов связана  с предоставлением грантов.
    Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным  учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. Претендент подает заявку - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Заявка необходима для того, чтобы убедить дарителя вложить деньги в проект.
    В роли доноров могут выступать  государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные  лица. В РФ наиболее часто приходится иметь дело с фондами разных типов и целевыми государственными программами.
    Государственные доноры - самые бюрократичные и  требовательные. Их программы помощи обычно направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника.
    "Получастные"  доноры - общественные организации,  получающие средства от государственных  доноров и распределяющие их  по организациям-заявителям. Например, World Learning, Национальный фонд защиты демократии, АЙРЕКС, Фонд Евразия и др. Сюда же можно отнести и международные организации, подобные Всемирному банку.
    Частные доноры - это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных  граждан (пожертвования), либо корпорации (коммерческие фирмы), а также частные  лица. Требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а  отчетность упрощена. Однако некоторые частные фонды могут быть тоже весьма требовательны. Существует несколько типов частных благотворительных фондов.
    Независимые фонды - как правило, организуются частным  лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериев отбора заявок. Фонды формируют советы, рассматривающие заявки и выносящие решение о финансировании.
    Ассоциированные фонды финансируются из средств  компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Примерами могут быть Xerox Foundation Apple, Hewlett-Packard.
    Обычно  такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании.
    Есть  еще фонды другого рода. Назовем  их.
    Фонды прямого действия - фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных  исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов.
    Местные фонды создаются жителями конкретного  района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы  почти исключительно на оказание поддержки местным организациям.
    Важно различать фонды и частные  организации-посредники. Первые имеют  средства и выдают их в виде грантов (фонд Сороса). Вторые не имеют собственных  средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют общественность, помогают в оформлении заявок, оценивают и отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет). Примером может служить деятельность ISAR (бывший Институт советско-американских отношений) в распределении средств, выделенных US AID.
    Благотворительные фонды - отнюдь не единственный источник финансирования, доступный для некоммерческих организаций.
    Чтобы покрыть различные виды расходов, как-то: административные нужды, создание и содержание офиса, целевые проекты, долгосрочные программы, краткосрочные кампании - организация может использовать разные источники средств. Несколько примеров.
    Членские  взносы. Люди, сочувствующие или  активно участвующие в работе организации, делают регулярный взнос  в общий фонд.
    Сбор  пожертвований от частных лиц и организаций. Сбор может быть целевым, направленным на конкретное мероприятие, кампанию или на нужды организации вообще.
    Получение государственного финансирования в  рамках конкретной программы - так, как  это делают научные учреждения. Например, средства на проектирование конкретных ООПТ (особо охраняемых природных территорий).
    Учредительство - ряд организаций и/или физических лиц делают единовременный взнос, и  собранные деньги используются на уставную деятельность учрежденной организации.
    Изготовление  и продажа значков, маек, сувениров, тематических изданий и т.д. Организация  платных благотворительных мероприятий (обедов, вечеров, просмотров кинофильмов, благотворительных аукционов и  т.д.).
    Вклад собранных средств в ценные бумаги и использование процентов с этого вклада на нужды организации (фонда).
    Членские  взносы, доход с распродаж и  пожертвования "на нужды организации", равно как и другие поступления, на использование которых не наложено жестких ограничений; обычно тратятся на то, на что сложнее всего получить целевые пожертвования (зарплата секретаря, ремонт помещений, непредвиденные расходы и т.д.).
    Средства  с жестко обусловленным целевым  назначением, как правило, направляются на проекты, имеющие легко доказуемый общественно полезный результат (создание заповедника, проведение выставки, организация информационной службы и т.д.). Чем яснее статья расходов связана с конечной пользой, приносимой обществу некоммерческой организацией и ее проектом, тем больше шансов покрыть эти расходы, получив грант по государственной программе или целевые пожертвования от компаний. Заявка на финансирование проекта может рассматриваться как объяснение того, каким образом различные расходы некоммерческой организации связаны с конечным результатом ее деятельности. И чем лучше заявка это объясняет, тем больше шансов на успех.
    Прежде  чем обращаться в фонды, следует  ответить на два вопроса: какие фонды  с наибольшей вероятностью захотят  финансировать проект (работу) некоммерческой организации? из каких источников самим легче и удобнее получать финансирование? На решение этих двух вопросов влияют следующие факторы.
    География: большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность определенными частями света, регионами, странами, областями или районами. Это может касаться и места проведения работы, и местоположения организации, выполняющей проект. Так, например, фонды США, финансирующие работу американских организаций по охране лесов Сибири, могут отказаться финансировать аналогичную работу, проводимую российской организацией из Новосибирска.
    Но  следует помнить и то, что иностранные  и международные фонды сравнительно недавно начали свою деятельность в  РФ, но число их постоянно растет.
    Тематика: как правило, благотворительный  фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики. Не следует  посылать заявку на создание, например, заповедника в фонды, специализирующиеся на проблемах помощи престарелым или борьбы с загрязнением.
    Тип поддержки: фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они  готовы финансировать, как то: поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата персонала, капитальное строительство.
    Тип получателей грантов: различные  источники финансирования и программы  в рамках этих источников, как правило, ограничивают тип получателей грантов, как-то: индивидуальные исследования, студенты, неправительственные экологические организации, органы местного самоуправления, научно-исследовательские институты.
    Информация  о географических, тематических и  других ограничениях на деятельность источника финансирования (фонда) обычно доступна и присутствует в любом описании деятельности фонда. Этой информации может быть недостаточно, чтобы решить, в какие фонды обращаться, но достаточно, чтобы не обращаться в те фонды, где проект не пройдет по объявленным критериям.
    Помимо объявленных фондом ограничений полезно изучить:
    - какие организации уже получили  поддержку от данного фонда;
    - в какой форме была предоставлена  поддержка;
    - названия проектов, на которые  были выделены гранты.
    Изучение  прецедентов позволяет выяснить пристрастия данного источника финансирования и не только воздержаться от обращений в неперспективные фонды, но и лучше подготовить предложения в перспективные. Следует помнить, что фонды, как правило, консервативны и как бы ни был гениален и привлекателен проект, шансы его невелики, если он выходит за рамки основных традиционных сфер деятельности фонда.
    Чтобы решить, стоит ли подавать заявку в  данный фонд, полезно выяснить ежегодный  объем предоставляемых сумм, количество полученных грантов, их размеры и  другие данные, по которым можно косвенно судить о шансах заявителей. Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых грантов, верхним и нижним пределом этих сумм. Многим фондам, и особенно государственным агентствам, зачастую бывает невыгодно присуждать гранты меньше определенной суммы в связи с большими бюрократическими издержками по их рассмотрению.
    Значительная  часть фондов предпочитает поддерживать уже известные им организации, что  можно легко выяснить, изучая прецеденты выдачи грантов за последние годы. Некоторые фонды предпочитают выдавать "стартовые гранты" организациям, начинающим новые проекты, и не поддерживают одни и те же организации в течение ряда лет. Многие фонды предпочитают выдавать гранты "в складчину", то есть при условии, что кто-то еще одновременно профинансирует тот же проект. Другие фонды, напротив, требуют, чтобы поддержанные ими проекты не финансировались больше никем.
    И наконец, фонд может не принимать  никаких обращений и сам запрашивать  заявки у организаций, отобранных экспертами фонда.
    Выбрав  несколько наиболее многообещающих потенциальных источников финансирования, можно обратиться к ним с предложениями. В документах конкретного фонда  обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения (требуется предоставление полной заявки, соответствующей заданной форме). Многие фонды считают нужным встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями; значительная часть предпочитает сначала получить письмо-запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.
    Представляется, что письмо-запрос - наиболее распространенная и надежная форма обращения. С  одной стороны, это заставляет четко  сформулировать суть проекта, с другой - представляет основу для будущего конструктивного диалога при  личной встрече. Письмо-запрос кроме руководителя проекта подписывает глава совета некоммерческой организации или руководитель государственного учреждения, чем подтверждается, что руководство всемерно поддерживает проект, а это существенно для получения гранта.
    После ознакомления с письмом-запросом фонд может встретиться с заявителем либо попросит прислать полную заявку на финансирование, либо пришлет вежливый отказ.
    Заявка  может быть изложена на одной странице (если таковы требования фонда) или  занимать много страниц. Она может быть написана в виде письма или более формального документа.
    Иностранные фонды, имеющие представительства  в России (фонды Сороса, МакАртуров и др.), как правило, принимают  заявки, написанные по-русски. Но даже в этом случае лучше не рассчитывать на переводчиков фондов и подавать заявки на двух языках.
    Заявка, направляемая в государственный  фонд, как правило, более подробна, чем направляемая в частный. Довольно часто государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают  критерии оценки каждого раздела проекта. Если предлагается ограничить проект десятью страницами, напечатанными через один интервал, не следует печатать его через два интервала, думая, что это улучшит впечатление. Заявку могут отклонить просто на основании того, что нарушены правила ее оформления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.