На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегический анализ отрасли и конкурентов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Саратовский государственный социально-экономический  университет 

Марксовский филиал 
 
 

Курсовая  работа 

На  тему: «Стратегический анализ
                                         отрасли и конкурентов» 
 
 
 

                        Выполнил: студент 4-го курса
                        специальности   «Экономика  и 
                        управление    на    предприятии 
                        (в пищевой промышленности)»
                         Семенов И.А.
                         Проверила: Васильева Н.А. 
                 
                 

Саратов 2010 
Содержание
 

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Стратегический анализ отрасли……………………………………….4
1.1. Понятие «стратегии»……………………………………………………....4
1.2. Систематизация матриц стратегического анализа………………………7
1.3. Матрица возможностей по товарам и рынкам………………………… 18
Глава 2. Стратегический анализ конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе…………………………………………………………….23
2.1. Анализ  приоритетных конкурентов и определение  силы их позиции…..23
2.2. Определение ключевых факторов конкурентного успеха и обобщение отраслевого и конкурентного анализа………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………………..34 

 

Введение 

“Сравнивать надо не свои успехи
в прошлом и настоящем,
а свои успехи с успехами конкурентов”.
(Дональд Кресс) 

     Стратегический  анализ является одним из важнейших  этапов стратегического планирования, поскольку обеспечивает исходную базу как для определения целевых  ориентиров, так и для формирования его стратегии.
     В отличие от текущего и оперативного анализа стратегический анализ является не только ретроспективным, т.е. основанным на изучении данных прошлого периода, но и перспективным, создающим информационную базу для принятия решений относительно будущего развития.
     Тему  курсовой работы – Стратегический анализ отрасли и конкурентов – считаю актуальной, т.к. для того, чтобы предприятие в условиях рыночной экономики могло эффективно функционировать, ей необходимо анализировать внутриотраслевых конкурентов, потенциальных конкурентов и конкурентов, производящих товары-заменители. Необходимо оценивать текущую стратегию конкурентов, их сильные и слабые стороны, среду, в которой работают конкуренты и анализировать будущие цели конкурентов.
     Цель  данной работы – углубленной изучение теоретических основ методики стратегического анализа отрасли и конкурентов, обобщение полученных знаний  по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятиях пищевой промышленности».
     Целью анализа является выявление тех  черт внутренней и внешней сред компании, которые наиболее выпукло влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении  четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы  используются для формирования  четкой картины стратегической ситуации компании и определенной альтернативы ее стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий.
     Методы  стратегического ситуационного  анализа компании одиночного бизнеса  в дальнейшем  во многом используются и для анализа стратегии диверсифицированной компании.
     Отраслевой  и конкурентный анализ обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения)  компании одиночного бизнеса. Ситуационный  анализ касается ближайшего окружения  фирмы (микроокружения). Логическим выходом стратегического анализа компании является  оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом этот анализ – отправная точка процесса формирования стратегического плана. 
 

 

1. Стратегический  анализ отрасли.
1.1. Понятие «стратегии» 

     Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегия рассматривается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей организации.
     Изначально  термин «стратегия» пришел в экономику из военной области. Он произошел от древнегреческих слов «stratos» (армия) и «agein» (вести), объединенные вместе они образуют слово «srategia» (полководец) или «strategos» (военачальник). По взглядам военных, стратегия - это часть военного искусства, определяющая общий характер вооруженной борьбы с целью достижения победы.1
     В экономике под стратегией понимается комплекс долгосрочных мер или подходов. В стратегическом планировании под  стратегией понимается комплекс целей и основных задач по их достижению. «В более узком смысле стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.»2
     Использование стратегии в бизнесе имеет сравнительно недавнюю историю и ограничивается временным промежутком в несколько десятилетий. Тем не менее, сегодня является общепризнанным, что определение долгосрочного успеха предприятия неразрывно связано с её умениями в области стратегии.
     Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического  планирования. Конкретная стратегия  является инструментом делового развития, т.е. каждый тип делового развития имеет  свою стратегию. Стратегия и деловое  развитие соотносится как содержание и форма.
     Понятие делового развития используется в экономике  для характеристики комплексного подхода  к деятельности в сфере бизнеса, который учитывает как структуру  ресурсов, так и потребительскую  полезность продукции. И в этом значении деловое развитие представляет собой определенного рода стратегию, которая используется для обозначения: процесса увеличения бизнеса; усилий, направленных на удовлетворение рыночного спроса; процесса создания новых сфер бизнеса; стимулирования в фирме творчества и инициативы, направленных на развитие бизнеса.
     Как процесс деловое развитие решает два класса задач. Первый предполагает ряд действий, которые в отличие от мер, направленных на снижение текущих издержек производства, преследует цель расширения операций компании. При этом разумеется, что в долгосрочной перспективе они должны быть рентабельными. Тем не менее деловое развитие, как любая перспективная стратегии фирмы программа, например, программа повышения качества, в текущий момент может оказать отрицательное влияние на рентабельность. Второй класс задач предусматривает решение проблемы оживления основной деятельности фирмы за счет активизации ее внутренних источников. Проблема состоит в том, что многие компании затрачивают значительные усилия и средства на сохранение внутренней структуры и организации. Обеспечение стабильности может незаметно привести к бюрократизации управления, что, в свою очередь, может стать причиной потери компанией конкурентоспособности. Сосредоточение аппарата управления на внутренних проблемах, как правило, сопровождается снижением восприимчивости к изменениям во внешней среде, например потребительскому спросу.
     В экономической литературе существуют два противоположных взгляда  на понимание сути стратегии.
     Первая  трактовка стратегии вытекает из концепции централизованного планирования. Данная трактовка стратегии предусматривает разработку системы целей, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности, которые должны быть достигнуты за длительный промежуток времени. После этого составляется план мероприятий, реализация которого должна обеспечить выполнение поставленных целей. В таком понимании стратегия означает план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии заключается в нахождении цели и составлении долгосрочного плана. Такое понимание стратегии базируется на том, что все изменения во внешней среде и внутренней структуре фирмы детерминированы, управляемы и поддаются полному контролю со стороны аппарата управления фирмой. Опыт показывает, что данная предпосылка неверна даже для плановой экономики, тем более она не отражает процессы, происходящие в рыночной экономике. Поэтому данная концепция не может реализовать преимущества от изменений во внешней среде и порождаемых ими возможностей.
     Примером  данного типа стратегии может  служить долгосрочный план производства продукции, устанавливающий номенклатуру и объемы производства, распределенные по плановым периодам.
     При второй трактовке стратегия рассматривается  как траектория движения фирмы в перспективном периоде, определяющая планирование стратегии фирмы направление развития, сферы деятельности, систему взаимоотношений фирмы с другими субъектами хозяйствования, и приводящая фирму к ее целям. Если цели фирмы определяют количественные и качественные параметры хозяйственной деятельности, к которым стремится фирма, что она хочет получить в результате осуществления своей миссии, то стратегия устанавливает, каким способом, с помощью каких средств и методов планируется достичь эти цели в условиях изменяющегося конкурентного окружения.
     В таком понимании стратегии исключается  детерминизм в окружающей среде, а сама стратегия предусматривает  свободу выбора участников хозяйственной  деятельности с учетом изменяющейся ситуации. В данной трактовке стратегию можно охарактеризовать как долгосрочную задачу поведения фирмы в изменяющейся среде, решение которой должно привести фирму к достижению стоящих перед ней целей.
     Примерами стратегий второго типа могут  быть следующие: увеличение доли объема продаж на рынке до определенного процента, без снижения цены; организация производства конкретного изделия при одновременном сокращении производства другого изделия; увеличение объема продаж за счет изменения рекламной политики и т.п.3 

1.2 Систематизация матриц стратегического анализа. 

     Анализ  внешней среды представляет собой  оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков  и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
     Проведя анализ внешней среды и получив  данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые  возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
     Метод, который используют для диагностики  внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.
     Существует  большое количество методов анализа  внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них.
     Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
     SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).4
     Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
     Слабые  стороны (Weaknesses) - недостатки организации;
     Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
     Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
     Для проведения анализ необходимо:
     Определить  основное направление развития предприятия (его миссию)
     Взвесить  силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться  в указанном направлении и  каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
     Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
     Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие  ячейки матрицы необходимо занести  сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.5
     Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
     Слабые  стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
     Рыночные  возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
     Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
     Один  и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
     Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
     Для того чтобы определить сильные и  слабые стороны предприятия необходимо: 1) Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие; 2) По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой; 3) Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
     Для оценки предприятия можно воспользоваться  следующими параметрами:
     Организация (здесь может оцениваться уровень  квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие  взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)
     Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие  патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
     Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота  капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)
     Инновации (здесь может оцениваться частота  внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
     Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).
     Заполняется таблица.
 

      Таблица 1
     Пример  определение сильных и слабых сторон вашего предприятия
Параметры оценки Сильные стороны Слабые  стороны
1.Организация Высокий уровень квалификации руководящих  сотрудников предприятия Низкая  заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия
2. Производство Высокое качество выпускаемых товаров Проверенный и надежный поставщик комплектующих
Высокая степень износа оборудования - до 80% по отдельным группам Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов
3. и т.д.    
 
     Из  всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать  наиболее важные (самые сильные и  самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
     Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз
     Второй  шаг SWOT-анализа - это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
     За  основу можно взять следующий  список параметров:
     Факторы спроса (здесь целесообразно принять  во внимание емкость рынка, темпы  его роста либо сокращения, структуру  спроса на продукцию вашего предприятия  и т.п.)
     Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
     Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
     Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение  уровня доходов населения, налоговая  политика государства и т.п.)
     Политические  и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
     Научно-технические  факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.)
     Социально-демографические  факторы (следует учесть численность  и половозрастную структуру населения  региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
     Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления  товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
     Природные и экологические факторы (принимается  в расчет климатическая зона, в  которой работает предприятие, состояние  окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)
     И, наконец, международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)
     Далее, опять же, заполняется таблица (см. Таблица 2).
 

      Таблица 2
     Пример  определения рыночных возможностей и угроз
Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
1.Организация Высокий уровень квалификации руководящих  сотрудников предприятия Низкая  заинтересованность рядовых сотрудников  в развитии предприятия
2. Производство Высокое качество выпускаемых товаров Проверенный и надежный поставщик комплектующих
Высокая степень износа оборудования — до 80% по отдельным группам  Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов 
3. и т.д.    
Параметры оценки Возможности Угрозы
1. Конкуренция Повысились  барьеры входа на рынок: с этого  года необходимо получать лицензию на занятие данным видом деятельности В этом году ожидается выход на рынок  крупной иностранной компании-конкурента
2. Сбыт На  рынке появилась новая розничная  сеть, которая в данный момент выбирает поставщиков С этого  года наш крупнейший оптовый покупатель определяет поставщиков по результатам тендера
3. и т.д. …    
 
     Необходимо  выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести  их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа 
     В заполненной матрице SWOT-анализа  виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.
     Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями  и угрозами рынка
     Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
     Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные  стороны предприятия?
     Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
     За  счет каких сильных сторон можно  нейтрализовать существующие угрозы?
     Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами  предприятия, нужно больше всего  опасаться?
     Для сопоставления возможностей предприятия  условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (см. Таблица3)
     Таблица 3
     Матрица SWOT-анализа
  Возможности 1. Появление  новой розничной сети
2. и  т.д.
УГРОЗЫ 1.Появление  крупного конкурента
2. и  т.д.
Сильные стороны 1.Высокое  качество продукции
2
3. и  т.д.
1.Как воспользоваться  возможностями Попытаться  войти в число поставщиков  новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции
2.За счет  чего можно снизить угрозы Удержать  наших покупателей от перехода к  конкуренту, проинформировав их о  высоком качестве нашей продукции
Слабые  стороны 1.Высокая  себестоимость продукции
2.
3. и  т.д.
3.Что может  помешать воспользоваться возможностями Новая сеть может отказаться от закупок  нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов
4.Самые большие  опасности для фирмы Появившийся конкурент может предложить рынку  продукцию, аналогичную нашей, по более  низким ценам
 
     Заполнив  такую матрицу можно увидеть  результат:
     - определены основные направления развития предприятия
     - сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
     Итоговые  показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом  планировании деятельности предприятия. 

     SNW – анализ - это усовершенствованный SWOT-анализ.
     Strength (сильная сторона),
     Neutral (нейтральноя сторона),
     Weakness (слабая сторона).
     В отличие от анализа слабых и сильных  сторон по матрице SWOT-анализ, SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».6
     Для составления SNW – анализа также  заполняется табличная форма, которой  предшествуют все этапы подготовки, перечисленные выше в методике SWOT-анализа. Ниже приведена примерная форма  анализа в Таблице (4)
     Таблица.4
     Матрица SNW - анализа

и т.д.................


Наименование стратегической  позиции
Качественная  оценка  позиции

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.