На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политико-правовые взгляды известных философов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.ГОББС.
Происхождение государства.
Нестабильность  положения, неспособность  обеспечить мир, угроза всеобщего уничтожения  лежат в основе людских союзов (чтобы избавиться от страха, обеспечить безопасность люди объединяются в общество и учреждают по своему усмотрению верховную власть, которая может быть доверена одному лицу или собранию).
Не  утверждает, что все  государства возникли путем договора - два пути для достижения верховной власти:
1) физическая  сила (государство, основанное на  приобретении);
2) добровольное  соглашение (государство, основанное  на установлении - политическое государство).
Характеристика  государства (определение  государства).
Представление о государстве (естественное состояние - все люди равны, каждый руководствуется своими потребностями и интересами; человек эгоистичен, наделен страстями, желает власти, богатства, наслаждений; человек стремится получить как можно больше благ и избежать страданий; его свобода ничем не ограничена, каждый имеет право на все - конфликты, невозможность обеспечить собственное благо и уберечься от зла; взаимный страх и подозрительность).
Все естественные законы (законы природы) вечны (обязывают совесть, но эффективны только там, где надежно гарантированы; в естественном состоянии не действуют - царит полная свобода, право на все (борьба всех против всех); обеспечить законы способна только гражданская власть или государство).
Государство (единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и защиты).
Прибегает к образу живого организма (называет государство искусственным человеком и уподобляет его органы и функции частям человеческого тела, а положение дел в государстве - состояниям живого организма (верховная власть - душа, судебная и исполнительная - суставы, награды и наказания - нервы, советники - память, справедливость и законы - разум и воля, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть)).
Цель  государства (покончить с войной всех против всех, обеспечить мир и безопасность; достигается сосредоточение в руках соверена всей полноты власти; только неограниченная власть способна гарантировать общественное спокойствие).
Неделимый и абсолютный характер государственной  власти (отвергается теория разделения властей и попытки ее осуществления - означало бы разделение суверенитета).
Формы государства (идеальное  государство).
Три формы государства:
1) демократия (не  одобряет - черни недоступна большая  мудрость; возникают партии, что  ведет к гражданской войне);
2) аристократия (тем лучше, чем больше сближается  с монархией);
3) монархия (лучшая  форма, более других соответствует  идеалу абсолютной и нераздельной  власти).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
В пользу власти люди отказываются от своих  естественных прав (к этому их подталкивает инстинкт самосохранения и разум - необходимость взаимоограничения свободы естественными законами или найденными разумом общими правилами).
Естественные  законы - не элемент  естественного права (приходят ему на смену).
Отличие понятий закона и  права (право состоит в свободе делать или не делать что-либо, а закон обязывает либо к тому, либо к другому).
Естественное  состояние и действующее  в нем естественное право на все - неограниченная свобода, а диктуемый разумом естественный закон - предписание, ограничение свободы.
Условность  обозначения предписаний  словом закон (они - только заключения относительно того, что ведет к сохранению и защите людей; закон в собственном смысле - предписание того, кто по праву повелевает другими).
Естественные  законы (основной - должно искать мира и следовать ему; другие сформулированы в одном правиле - не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе - классическая идея права как меры свободы человека, ограничиваемой свободой других людей).
Справедливость  как один из естественных законов (соблюдать соглашения и соблюдать собственность каждого человека).
Другие  естественные законы (благодарность, взаимная уступчивость (любезность), прощение обид, принцип отмщения (руководствоваться только будущим благом), законы против оскорбления, гордости и надменности, беспристрастие, законы об использовании общих вещей, о жребии, о первородстве и первом владении, о посредниках, о подчинении арбитражу; о том, что никто не может быть судьей в собственном деле или в деле, к которому он проявляет пристрастие; закон о свидетелях).
Власть  не связана законами ни своими, ни естественными, прирожденными правами  личности (связанность суверена естественными законами - моральная, ответственность несет только перед Богом).
Законы  в гражданском  обществе - только распоряжения власти (должны считаться с естественными законами, но вторые не действительны без законов гражданских; судить о соответствии конкретной нормы естественному закону имеет право только суверен).
Гоббс - предшественник позитивистского, нормативного толкования права как веления власти, совокупности норм, установленных или санкционированных государством.
Свобода подданных, права  личности приносятся в жертву государству (только суверен устанавливает их пределы и лишает по своему усмотрению; свобода определяется тем, что за пределами законов всегда остается область непредписанного и незапрещенного (предоставленного на усмотрение каждого гражданина)).
Жесткость режима проявляется  в отношении к инакомыслящим (государство здесь ничем не связано, находится с ними в состоянии войны - правило распространяется на действия, мысли, мнения).
Особенности теории.
Гоббс - создатель философской  системы механистического материализма (природу воспринимает как совокупность тел, различающихся величиной, формой, положением и движением; высшие формы развития сводятся им к механическому движению, перемещению; связи между телами детерминированы, подчинены закону причинности).
Наука отделена от религии, теологии (сфера теологии - вера, наука - знания о закономерностях природы и общества, получаемые путем опыта и размышления; отвергает веру в духов, демонов, страх перед дьяволом и духовную тьму, возникающую вследствие неправильного толкования Писания; признавал полезность религии как средства воздействия на народные массы; маскирующийся атеист).
Противоречие между научной для своего времени, смелой, антиклерикальной методологией и реакционными выводами, солидарностью со старым режимом и любым узурпатором (отвергается не только сопротивление власти, но и ее критика (опасно даже осуждение тирана)).
Доказывая необходимость подчинения человека государству, исходит из интересов эгоистичного человека, а не общества.
Пытался решить проблему - как  уберечь человека от анархии, потрясений, обеспечить ему спокойствие  и достаток (решение - отказаться от мечтаний о совершенном государственном строе, от привычки иметь свое суждение, критиковать и полностью подчиниться существующей власти, если она крепка и обеспечивает порядок).
Если  власть обеспечивает жизнь, разумно ее терпеть (если утрачивает способность гарантировать безопасность подданных, то теряет право на их верность) (эгоистические соображения выживания любой ценой).
2.ЛОКК.
Происхождение государства.
Локк не признает как основу формирования государства (отеческую власть; завоевание).
Единственный законный источник власти - согласие народа (общественный договор) (политическую власть отличает от власти отца над детьми, мужа над женой, хозяина над рабом, на смешении которых строилась концепция защитников абсолютизма).
Политическая власть вытекает из общественного договора и состоит в праве издавать законы и применять для их исполнения силу сообщества.
Разграничение разных видов власти (поставил проблему соотношения государства, общества и гражданина).
Государству предшествует естественное состояние (упорядоченное и благополучное; жизнь людей регулируется законами природы, требующими мира и безопасности для всех; разум предписывает необходимость примирять свои интересы с интересами других людей).
До учреждения политической власти не существовало единого механизма обеспечения прав и наказания их нарушителей (каждый был вынужден сам отстаивать свои права и наказывать тех, кто на них посягает; правосудие, возмездие носили частный характер).
Для упорядочения своей жизни, обеспечения свободы и собственности люди заключили общественный договор (скорее торжество разума, нежели проявление крайней необходимости; естественное состояние уступает место государству, гражданскому (политическому) обществу).
Основное содержание общественного договора (отказ граждан от частных наказаний за нарушение своего права; наделяет власть четкими полномочиями, которые она не может превышать; государство ограничено в своих действиях; человек не весь входит в государство, оно не поглощает его целиком).
Характеристика государства (определение государства).
Смысл политической теории - определение пределов деятельности государства (не может покушаться на неотчуждаемые права граждан (собственность (любое покушение - деспотизм); свободу мнений (в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью))).
Конституционный механизм, призванный помешать государству стать тираническим (отказ от соединения законодательной и исполнительной власти; подчинение законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью - разделение властей).
Различает 3 сферы государственной деятельности и 3 ветви власти (законодательную, исполнительную и федеративную (внешняя политика)) (суд считал ветвью исполнительной власти). 

Другое средство защиты от произвола - законность (предполагает четкую регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов; силой закона обладает только акт законодательного органа, сформированного народом; законодатели не должны нарушать законов природы; критическая оценка позитивного закона на основе принципов естественного права).
Чрезвычайная мера воздействия на власть - разрыв народом соглашения с правительством (вверяя высшую законодательную власть какому-либо органу, народ не лишается суверенитета - право на восстание для восстановления попранной свободы (не должно быть актом меньшинства)).
Формы государства (идеальное государство).
Три формы государства (демократия, олигархия, монархия).
Любую законную форму правления ставит на почву общественного договора (объявляет ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности).
Не признавалась формой гражданского правления абсолютная монархия.
Наилучшая форма (однажды назвал демократию, но не возражал и против наследственной монархии при условии ограничения власти короля).
Понятие права (отличие от закона; виды права). (-).
Особенности теории.
От Локка пошло английское свободомыслие XVIII в., но его мировоззрение не было полностью антирелигиозным (не бросая вызов религиозному сознанию, он сужал его сферу, вытеснял его рационализмом; его взгляды готовили почву для деизма - Бог создал мир, но с той поры больше не вмешивается в его дела (деизм иногда называют замаскированным атеизмом)).
Политическая теория (определение пределов деятельности государства).
3.РУССО.
Происхождение государства.
Отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в силе, уме, энергии, от неравенства, основанного на социальных условиях.
Две фазы догосударственного, естественного состояния:
1) состояние  дикости (люди жили поодиночке, контакты случайны, постоянно общение  с природой; образ жизни - бродяжничество; разум спит, языка нет, нравственность  неизвестна);
2) потребности  охоты и рыболовства приводят  к объединению людей (семейная  жизнь; зачатки морали (правила  поведения по отношению к другим  людям); первые столкновения, конфликты;  расширение умственных и эмоциональных  горизонтов).
Возникают обработка земли, скотоводство, появляются металлы (возникновение частной собственности приводит к разладу в обществе и бедствиям; человечество подошло к порогу гражданского общества (государства).
Частная собственность побуждает людей жить за счет других (оправдана только при соблюдении равенства и допустима только в размерах, необходимых человеку-труженику) (Руссо - эгалитарист (он за равное, справедливое распределение частной собственности).
Создание гражданского общества (государства) (необходимо, чтобы покончить со взаимной борьбой и нестабильностью; не считал, что общественный договор отвечает интересам всех его заключивших (богатые навязали большинству договор, превращавший бедных из их противников в защитников, а правила, благоприятные для них, возводил в ранг закона; нормы естественного право попраны, так как противоречили их интересам)).
Государство, начало которому положил общественный договор - результат обмана (дает четкие социальные характеристики, рассматривая государство как форму и средство господства богатых и угнетения бедных - предмарксистские мотивы).
Вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу (его пассивность привела к деспотизму, при котором все сводится к закону силы; но тирания не вечна, гнев народа должен обрушиться на деспота).
Характеристика государства (определение государства).
Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, в жертву диктатуре общей воли (общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами; суверен не должен отягощать одного подданного более другого) (общая воля всегда права).
Абсолютная власть государства распространяется на действия и мысли граждан (подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях).
Отношение к религии (вера в верховное существо; возражает против религиозного фатализма, догматики, его идеал - вдохновенная религия, которая должна быть подчинена интересам государства).
Христианство проповедует лишь рабство и зависимость, дух его слишком выгоден для тирании (истинные христиане созданы для того, чтобы быть рабами, это их не смущает (земная жизнь для них малоценна).
Государство, заинтересованное в том, чтобы каждый гражданин имел религию, заставлявшую его любить свои обязанности, имеет право установить статьи гражданского символа веры (гражданская вера предполагает существование предусмотрительного и заботливого божества, будущую жизнь, счастье для справедливых, святость общественного договора и законов; исключает нетерпимость) (идеал государственной религии).
Народный суверенитет (сувереном всегда является только народ; всякое правительство получает власть от народа; суверенитет народа - суть общественного договора; форма управления зависит от воли народа).
Формы государства (идеальное государство).
«Об общественном договоре, или Принципы политического права» (справедливое общественное устройство; как добиться того, чтобы при заключении общественного договора народ не утратил, а приобрел власть и свободу).
Это возможно, только если верховная власть принадлежит совокупному народу (объединившись в государство люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, в которой каждый имеет равную долю; в общей воле выражено органическое единство государства; создав в результате объединения новый организм, люди подчиняются его воле, выражающей их интересы).
Общая воля (не тождественна воле всех; не всегда предполагает единодушное согласие; кроме первоначального общественного договора решение большинства обязывает всех остальных; общая воля выявляется путем голосования; все участники договора об ассоциации должны выражать свое мнение непосредственно).
Не абсолютизирует принцип равенства (степень власти и богатства не должна быть одинаковой у всех, но должна быть ограничена).
Пытается реально  обеспечить народный суверенитет на основе свободы и равенства (оберегает  суверенитет высшей законодательной  власти от посягательств власти исполнительной; учреждение правительства - установление сувереном закона, создающего правительственный орган, и назначение должностных лиц, исполняющих его функции).
Суверенитет не отчуждаем (заключается в общей  воле, а воля не может быть представлена) (функции народа-законодателя не должны передаваться его представителям).
Средство от узурпации (периодические собрания граждан, решающие среди прочих вопросы  о сохранении существующей формы  правительства и об оставлении власти в руках тех, на кого она возложена).
Защита прав личности (ограничивается софистическими аргументами, что подчинение общей  воле не означает ограничения свободы; закон не может быть несправедлив (нельзя быть несправедливым к самому себе)).
Демократия (непрактична - невозможно держать народ постоянно  в сборе (противник представительной демократии)).
Монархия (сильная, но легче всего поддается частным  желаниям).
Предпочтение  отдает (демократической форме государства  и аристократической форме правительства).
Понятие права (отличие  от закона; виды права).
Закон сочетает всеобщность воли с всеобщностью объекта (предмет, относительно которого делается постановление, так же всеобщ, как и воля, которая постановляет; не может быть общей воли, направленной на частный объект).
Закон понимается как норма, распространяемая на всех граждан (придает логическую убедительность утверждению о том, что нельзя быть несправедливым по отношению к  себе).
Допущения возможности  злоупотребления суверенитетом  не препятствуют полной неограниченности верховной власти (нет такого закона, который суверен не мог бы нарушить, который бы связывал его волю).
Особенности теории.
Радикальные тенденции  в политической мысли предреволюционной  Франции (идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании).
Влияние теории велико (сделал шаг от просветительства к революции, к массовым действиям, к свержению тирании посредством  народного восстания; провозгласил суверенитет народа на основе полного  равенства; призвал к открытому  сопротивлению тирании).
Многие социалистические школы выросли из представлений  Руссо о собственности как  основе неравенства и конфликтов.
Отдает приоритет  интересам целого над правами  человека, над личностью.
4.МОНТЕСКЬЕ.
Происхождение государства.
Каждое исторически данное общество - результат взаимодействия физических и моральных причин, определяющих его становление, развитие и падение (на первых этапах развития общества основное влияние оказывают физические причины (климат), в государственно организованном обществе все большее значение приобретают социальные факторы (политический строй, положительные законы государства)).
Разделял теорию общественного договора (в книге не упоминает).
Пытался также  рассмотреть образование государства  как объективный исторический процесс (различал общество и государство).
Государство зарождается не одновременно с образованием общества, а на определенной ступени его развития (среди людей возникает вражда и война из-за распределения богатств и часть людей начинает стремиться использовать общие блага в своих корыстных целях; люди вынуждены заключать соглашения и создавать государство для прекращения войны и вражды в обществе, объединяя единичные силы и воли в общую волю и общую силу государства).
Характеристика государства (определение государства).
Главная цель государства - примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя общую силу, если кто-то не подчинится правопорядку.
Отрицал договорные теории, рассматривающие образование государства как гражданскую сделку, в которой две стороны определяют взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.
Разумное соглашение между народами и правителями - акт принятия основных законов государства, регулирующих отношения между ними (обосновал идею правления законов, а не людей - идею конституционного правления).
Формы государства (идеальное государство).
Доказывал, что вполне естественны разные формы правления в зависимости от общего духа народа (выступал против абсолютизма).
При характеристике типичных форм государства  использовал понятия:
1) природа правления  (отношение между правителями  и управляемыми, определяемые тем,  кому принадлежит власть);
2) принцип правления  (человеческие страсти, которые  двигают им; вытекает из природы  правления).
В истории государства  выявил 4 типичные формы
1) демократия (верховная  власть принадлежит народу; принцип  - политическая добродетель (любовь  к отечеству и равенству); общественное  благо предпочитается частному; граждане желают служить отечеству);
2) аристократия (верховная власть находится в  руках группы лиц; принцип - умеренность, удерживающая от  произвола, побуждает аристократию  действовать в соответствии с  законами страны, позволяет народу  забыть о своем бесправии);
3) монархия (верховная  власть вручается одному лицу, соблюдающему основные законы  государства; принцип - честь,  связывающая и монарха, и подданных);
4) деспотия (антипод  республик и монархий; отсутствие  политико-правовых отношений между  правителями и управляемыми (подменяются  отношениями между господином  и рабами); принцип - страх; подданные  воспитываются в духе рабской  покорности).
Противопоставление умеренных и неумеренных форм правления
1) умеренные  (демократия, аристократия и монархия) (отношения между правительствами  и гражданами осуществляются  в правовой форме; государственная  власть разделена и распределена  между социальными силами, учреждениями  и должностными лицами, осуществляющими  взаимный контроль и сдерживающими  друг друга от злоупотреблений  и нарушения законов);
2) неумеренные  (деспотия) (государственная власть  осуществляется произвольно; нет  четкого распределения власти, чаще  всего концентрируется в одном  лице, органе, сословии).
Разработка модели государства будущего (проект свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей).
Цель теории разделения властей (гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством).
Различал  естественную и политическую свободу:
1) естественная  свобода существует только в  дообщественном состоянии, как и равенство (в обществе люди утрачивают их, между ними начинаются войны, раздоры, борьба за власть);
2) политическая  свобода - право делать то, что  дозволено законами (возможна только  в государстве с умеренной  формой правления, где законы  господствуют над волей правителей; мера свободы - право).
Разделение властей становится критерием деления форм правления на умеренные и неумеренные (в каждом государстве есть три рода власти - власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная) (возводится в ранг конституционного принципа).
Разделение властей - это также соотношение социальных сил в обществе (чтобы придать формам правления большую стабильность, предложил провести разделение власти между различными социальными силами).
Законодательная власть (выражение общей воли; главное назначение - сформировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан; принадлежать должна народу или его представителям).
Исполнительная власть (функция - осуществление законов, принятых законодательными органами; ограничена по своей природе; монарх или другие лица, но только не члены законодательного собрания).
Судебная власть (карает преступления и разрешает столкновения частных лиц; свобода и безопасность граждан зависят прежде всего от нее; должна передаваться лицам из народа, которые будут созываться по мере необходимости для выполнения судейских полномочий).
Стремится к равновесию не властей, а политических сил, короля, аристократии и буржуазии (поиски равновесия - свидетельство копромиссности и умеренности политико-правовой концепции).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Понимание права направлено против абсолютистских юридических доктрин (первый, кто стал разрабатывать систему правовых взглядов, светских по своему характеру и имеющих в основе идеалы просвещения).
Отрицал феодальное право (оценивал многие положения законодательства как произвол, как нормы, обеспечивающие свободу монарха и его окружения притеснять подданных; феодальному право противопоставлял естественное право).
Цель права - в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.
Обоснование зарождающегося буржуазного права понятиями и аргументами из прошлых исторических типов права (проявление умеренности и компромисса).
Положительные законы государства - не продукт произвольной деятельности законодателей, а результат закономерного воздействия факторов общественного развития на правотворческий процесс (обусловливают поведение законодателя).
Дух законов определяется факторами общественного развития (природа и принцип правления, физические свойства страны, образ жизни народа, религия, народный дух, численность населения, его богатство, своеобразие законодательного процесса).
Попытка реалистического анализа законодательного процесса.
Особенности теории.
Передовые методы познания государственно-правовых явлений (отверг теологическую картину мира; дал его научное истолкование на основе законов, понимаемых как необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; замечал качественное отличие социальных явлений от явлений природы; указывал на более сложную организацию социального мира; отвергал фатальный характер действия общественных законов и обращал внимание на свободу воли в поступках людей).
Принцип историзма дополнен историко-сравнительным методом (использовался как средство обхода цензуры).
5.Т.МОР.
Происхождение государства. (-).
Характеристика государства (определение государства).
Мор принадлежит к христианским или северным гуманистам (оставались ревностными христианами, хотя сознавали грехи папства и стремились к возрождению идеалов раннего христианства) (нет предопределенности; верит не только в возможности человека, но и в его добрую природу, несмотря на грехопадение; в основе общественно-политических рассуждений отношения между людьми; один из родоначальников мирской науки об обществе, проникнутой верой в прогресс и возможности рационального переустройства жизни).
«Утопия» (в первой части критикуется современное Мору общество; во второй описывается идеальное общество).
Суровое осуждение феодального общества (разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, слуг, войска и стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии заботы о тружениках; безразличие к их судьбе порождает преступников - общество создает воров).
Решение проблемы (упразднение социальных контрастов, забота о тружениках, охрана их земельных наделов, обеспечение работой безземельных; наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; соразмерность преступления и наказания; замена смертной казни принудительными работами).
Социальная несправедливость (зло в частной собственности; распределить все поровну и по справедливости и счастливо управлять человеческими делами невозможно иначе, как уничтожив собственность).
Формы государства (идеальное государство).
Остров Утопия (нет частной собственности, отменены деньги и сделки между частными лицами, полное имущественное равенство; запрещено проявление роскоши и излишеств; для всех обязателен производительный труд; основа общества - семья, она в то же время трудовой коллектив; каждый гражданин осваивает ремесло и занимается земледелием; раз в 1о лет обмениваются домами; необходимое для жизни получают с общественных складов; совместные трапезы; в семье царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали).
Гармоничное общество возможно только при условии полного достатка (технического прогресса еще нет; неприятные работы выполняются рабами; в рабство обращаются совершившие тяжкие преступления и военнопленные).
Политический строй Утопии (демократичен; все должностные лица выборные; принцепс избирается пожизненно, но может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании; остальные должностные лица избираются ежегодно (их функция - обеспечение соблюдения законов, организация общественных работ и надзор за ними (исполнительная власть, включая судебную)); важнейшие вопросы решаются народным собранием; представительная система сочетается с элементами народной демократии).
Конституционные порядки Утопии (смешанная форма правления; глава государства принцепс; народное собрание, сенат; аристократический и монархический элементы представлены слабо (дань традиции); преобладание демократического элемента).
Отношение к религии (исповедуется множество религий; каждый гражданин свободе в выборе любой из них; не допускается оскорбление религиозных чувств; осуждается полное неверие, сказывающееся в отрицании бессмертия души и провидения; атеистам запрещено проповедовать свои взгляды, но они могут обсуждать их).
Основной принцип строя (гармоничное сочетание личных и общественных интересов; отсутствуют столкновения между интересами государства и индивидуума).
Особенности теории.
Отверг кастовость коммунизма, его связь с эксплуатацией и неравенством, распространил коммунистические принципы на все общество.
Ввел  требование всеобщего производительного  труда.
Отошел от платоновского подавления личности государством, от монополии государства на духовную жизнь человека, связал коммунистический идеал с демократией.
Коммунистическая идея возникает как отклик на социальное неблагополучие, из сочувствия к угнетенным, из стремления к равенству и преодолению социальной несправедливости (социализм приобретает социальную окраску, связывается с участью трудящихся).
Мор ввел жанр утопии как средство критики существующего строя (нереальность проекта, полное отсутствие практической заинтересованности позволили ему остаться верным высоким нравственным принципам).
6.КАМПАНЕЛЛА.
17. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы
Томас Мор (1478–1535 гг.) – писатель социалистического направления, основным трудом которого является «Утопия» (1516 г.).
Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое  орудие. Они используют его в качестве угнетения народа, для защиты своих  корыстных материальных интересов. Силой, хитростью, обманом богачи подчиняют себе бедный народ, обездоливают его.
Т. Мор рисует воображаемую страну – «Утопию», которая  сумела избавиться от частной собственности  и сопутствующих ей пороков и  которая сумела вследствие этого  зажить блаженной жизнью.
Утопия – государственно-организованное общество. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо – филарха. 10 филархов – 1 протофиларха. Филархи на специальном собрании избирают тайным голосованием правителя государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, но может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, который состоит из старых и умудренных опытом граждан, избираются ежегодно. Важные дела в Утопии решаются принцепсом с участием Сената и народного собрания.
Пользующаяся  симпатией Т. Мора форма правления  вряд ли может быть отнесена к традиционной форме: демократической, олигархической или монархической. Это смешанное  правление, которому принадлежало вобрать  в себя позитивные черты традиционных форм.
Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), автор произведения «Город солнца» (1602 г.).
С точки зрения Т. Кампанеллы, система публичной власти в государстве складывается из трех ветвей:
1. Военное дело.
2. Наука.
3. Воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, воспитание граждан.
Ветвями власти руководят три правителя: мощь, мудрость, любовь.
На вершине  находится правитель – Метафизик, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он – глава  как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. На посту Метафизик пребывает  не пожизненно, а до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его в знаниях, умениях, навыках, в способностях управлять  государством. Когда такой человек  появится, Метафизик обязан сам отказаться от власти в его пользу.
Метафизик, мощь, мудрость, любовь – единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа и на взаимоотношения  которых между собой народ  не оказывает влияния. Остальные  начальники и должностные лица, прежде чем попасть на тот или иной официальный пост, проходят процедуру  избрания.
Сходные позиции Т. Мора и  Т. Кампанеллы:
1) частная собственность является причиной всех бедствий народов, а единственным средством обеспечить всеобщее благополучие является ее уничтожение и награждение всех собственностью из общего фонда;
2) благополучие в обществе обеспечивается обязательностью производства и труда всех, организацией хозяйственной жизни;
3) государственная собственность не может быть предметом купли-продажи;
4) внутренняя торговля отсутствует, все необходимое для жизни граждане получают с государственных складов. Деньги отсутствуют. Для желающих открыта сеть общественных столовых;
5) золото, серебро используются только во внешней торговле, а внутри страны из них делают цепи и обручи для преступников;
6) самые почетные должности в государстве – землепашец, строитель, кузнец, врачеватель, учитель;
7) государство не ведет войн. Для внутренней охраны имеется небольшое войско;
8) в отдельные периоды все взрослое население привлекается к обязательным работам: выброс нечистот, земледелие, скотоводство.
7.САВИНЬИ.
В программной  работе "О призвании нашего времени  к законодательству и правоведению" (1814) трактует право как продукт  некоего мистического и спонтанно  развивающегося "народного духа". Савиньи выступал против кодификации германского гражданского права, находя её преждевременной, так как считал, что право не исходит от государственной власти и поэтому не может устанавливаться законодателем. Задачу юристов он видел в выявлении "сознания народа" и в согласовании с ним действующего законодательства. Идея непрерывности исторического развития, проводившаяся Савиньи  сочеталась с отрицанием значения революционных переворотов в истории, что придавало его концепциям реакционную направленность.
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Гуго (закон - не единственный источник права; право образуется не только в результате законотворческой деятельности, но и помимо воли законодателя (обычное право, преторское право в Риме)).
В противоположность теории естественного права, исходившей из представления о широких творческих возможностях законодателя, утверждал, что оно, подобно языку и нравам, складывается само по себе, без соглашений и приказов.
Формирование права уподоблял складыванию правил различных игр (возникают независимо от играющих, помимо их индивидуальных воль; формируются с течением времени, от случая к случаю, по мере необходимости; постепенно в результате практики устанавливаются твердые правила).
То, что предписывается законом, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности (этим обеспечивается возможно большая определенность норм права и знакомство с ним населения; определенность и известность норм права более всего достигается обычным правом).
Савиньи (право, как язык и нравы, определяются своеобразием, свойственным каждому народу; в них выражается общее убеждение народа; право - не произвольное установление законодателя, а органический продукт народного духа, народного сознания; право само по себе непрерывно и закономерно развивается как продукт действия внутренних сил).
Не отрицает роли юристов в разработке права (две стадии в развитии права - стадия естественного права и стадия ученого права; в первой стадии право живет непосредственно в сознании народа и проявляется как обычное право; во второй - обнаруживается в трудах ученых-юристов, выступающих в роли представителей народа, выразителей народного правосознания; с этого момента право ведет двойное существование - как часть жизни народа и как особая наука в руках юристов).
Наилучший источник права - не законодательство, а обычай.
Право имеет свою историю (мышление ученых-юристов оказывает заметное влияние на развитие права).
Особенности теории.
Гуго (придавая решающее значение в процессе образования права фактически сложившемуся порядку, одобряет и оправдывает существующее положение вещей - экономические, социальные, политико-правовые отношения феодального общества, общества официального социального неравенства).
Позитивный вклад исторической школы в изучение государства и права (отвергли рационалистический схематизм и антиисторизм, характерный для эпохи Просвещения; привлекли внимание к исторической обусловленности и эволюции политико-правовых институтов, к их национальной специфике, способствовали активизации историко-правовых исследований; поставили вопрос об общем убеждении народа (правосознании)).
Отрицательные моменты (вместе с договорной теорией государства они отбрасывали идеи свободы, равенства, республиканизма и конституционализма; были противниками реформ, защитниками феодальных институтов).
8.ГУГО.
Гуго Гроций (1583 - 1645) (Голландия; закончил Лейденский университет; ученая степень доктора права; стал жертвой борьбы политических партий; приговорен к пожизненному заключению; удалось бежать во Францию; позднее поселился в Гамбурге; погиб в результате кораблекрушения).
Верил в могущество человека (источник знания - наблюдения (опыт) и размышления; государство и право рассматриваются с точки зрения здравого смысла).
«Свободное море» (защищает свободу судоходства против притязаний Испании и против Англии).
«О праве войны  и мира» (проблемы международного права; для их решения даются ответы на более общие вопросы - сто такое  право вообще, что такое государство  как субъект международных отношений).
Происхождение государства.
Государство - совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.
Государство - результат сознательной деятельности людей (возникло как следствие общественного договора).
До учреждения государства люди находились в естественном состоянии (жили непритязательно; под влиянием инстинкта общения проявляли доброжелательность друг к другу; не было частной собственности; имуществом пользовались сообща; по мере развития искусств и ремесел возрастали потребности людей; каждый стал считать себя собственником; исчезло равенство, справедливость, возникли конфликты; утратилось чувство безопасности - чтобы восстановить его люди по своей воле заключают общественный договор (объединяются в государство)).
Характеристика государства (определение государства).
Происхождение собственности (не считает этот институт присущим природе человека; частная собственность возникла в результате соглашения людей - явного (при разделе имущества) или молчаливого (при завладении имуществом)).
Право собственности установлено человеческой волей (присвоение чужого против воли собственника преступно) (между собственниками существует молчаливое соглашение возвращать вещи владельцам и возмещать причиненный ущерб).
Концепция общественного договора не приводит к выводу, что носителем суверенитета является народ, и что воля народа выше воли государя (допускает, что народ был суверенным, но добровольно передал свой суверенитет избранным им лицам).
Возможность сопротивления власти (никого нельзя принудить подчиняться распоряжениям, противоречащим нормам естественного права; государство наделяется для обеспечения безопасности высшим правом лишать подданных возможности сопротивления; в исключительных случаях народ имеет право на восстание (если не приведет к разрушению государства и к гибели невиновных людей)).
Не считал, что всякая война может быть запрещена (война - естественный способ защиты законных интересов государства; противопоставляет справедливые и несправедливые войны; справедливые (оборонительные, направлены на защиту территории, населения от агрессии); несправедливые носят завоевательский, грабительский характер).
Войны должны вестись с соблюдением определенных правил, чтобы от военных действий не страдало мирное население (щадить женщин и детей; человечно обращаться с военнопленными).
Формы государства (идеальное государство).
Проблеме форм государства не уделяет внимания (не делает вывод о том, какая из них является наилучшей - взгляды людей по этим вопросам расходятся; главное, чтобы форма отвечала потребностям народа).
Его симпатии на стороне аристократического или монархического правления.
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Право основывается на природе человека, а не на воле бога (качество, отличающее людей от животных, - стремление к мирному, организованному общению, согласованному с требованиями разума; оно и ест источник права, не зависимый от действующих положительных правовых норм).
Наряду с естественным правом признается право божественное.
Третий вид права - человеческое (одно из требований естественного права - исполнение своих обещаний; воля людей - источник обязательных правил, установленных соглашением; изменчивое, произвольное человеческое право противопоставляется естественному; нормы, установленные людьми должны соответствовать принципам естественного права; естественное право не может быть изменено даже Богом).
Право:
1) естественное
2) волеустановленное
а) божественное
б) человеческое
Право предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно (эту функцию осуществляет государство).
Отец науки международного права (отрицает мнение, что в международных отношениях сила решает все; в их основе должны лежать право и справедливость - право народов; его источники - природа и разум человека, соглашения народов; международное право - частью естественное, частью положительное право).
9.КАНТ.
Происхождение государства.
В традициях школы общественного договора (в естественном состоянии люди могли быть более счастливы, чем в государственном, но необеспеченность права, постоянная угроза насилия побуждают искать выход из естественного состояния и ведут к учреждению государства посредством общественного договора).
Создание государства - требование категорического императива.
Договор - не исторический факт, а объяснение того, о чем мы не можем иметь достоверных сведений.
Заключая договор, народ отказывается от своей естественной свободы, чтобы вновь приобрести ее в качестве граждан государства.
Характеристика государства (определение государства).
Возможность принуждения обеспечивается государством - объединением большего или меньшего числа лиц, подчиняющихся правовым законам.
Цель государства - торжество права (должно руководить правом, если не хочет потерять доверие граждан).
Суверенитет принадлежит только народу и выражается в его общей воле (прерогатива народа - установление правопорядка путем принятия конституции).
Главный принцип устройства государственной власти (разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; законодательная должна принадлежать только народу; все три власти - выражение соединенной воли народа).
Государство не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность (идеал - гражданская свобода или обязанность повиноваться только тем законам, в создании которых гражданин принимал участие своим голосом, и равенство) (лозунг равенства имеет целенаправленный характер - упразднение сословных привилегий).
Проблема войны и мира (правомерные войны (оборонительные) и неправомерные).
Полное торжество мира возможно только при объединении всех государств в федерацию на началах права (общественный договор на государственном уровне; каждое государство, сохраняя свой суверенитет, было бы и членом мирового правового общения).
Формы государства (идеальное государство).
По количеству носителей высшей власти 3 формы государства (автократии; аристократии и демократии).
По критерию разделения властей (если этот принцип соблюдается - республиканское государство, если нет - деспотическое).
Идеал - республика (по традиционной типологии государств не делает выбора наилучшей; лучше всех та, которая наиболее проста).
Изменение форм государства - нормальное явление (должно происходить не путем народного бунта, а путем реформ, по воле суверена; не признает право на восстание).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Право и добродетель (мораль) - две части учения о нравах или метафизики нравов (нравственности) (в их основе лежат одни и те же принципы; их общая формулировка - категорический императив; различаются мотивы его соблюдения и способ обеспечения).
Если закон соблюдается в силу внутреннего убеждения - моральное поведение (если внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императивом - легальное поведение) (мотив разграничивает сферы морали и законности (законность формальна, требует соблюдения правил; мораль - соблюдение правил по убеждению).
Право - совокупность условий, при которых произвол одного (лица)совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы (в праве главное не мотивы поступков, а их характер; нормы права очерчивают сферу, в которой человек может действовать свободно; выход за нее - покушение на свободу других лиц; право - определение меры (пределов) свободы человека, его автономии).
Равенство субъектов как принцип права (никому не дано посягать на свободу другого).
В праве выделяет различные явления (пласты) (естественное право (основано на априорных принципах, продиктованных разумом), положительное (статутарное) право (вытекает из воли законодателя)).
Право как моральная способность обязывать других делится на (прирожденное (принадлежит каждому от природы; приобретенное (для него требуется правовой акт)).
Частное право - совокупность законов, не нуждающихся во внешнем обнародовании.
Публичное право - совокупность законов, нуждающихся в нем.
Право в строгом смысле слова (гарантируется возможностью полного принуждения) (синоним позитивного права).
Право в широком смысле (явление, где правомочие принуждать не может быть определено никаким законом) (справед-сть (допуск/ право без принужд-я) и крайн/ необх-сть (допускает принужд-е без права)).
10.ГЕГЕЛЬ.
Происхождение государства.
Как возникло государство не объясняет, но отвергает теорию общественного договора (брак и государство не следует рассматривать как договорные отношения, это означает переносить отношения собственности в иную более высокую по своей природе сферу).
Объявляет государство божественным, проявлением божественной воли (призвано оправдать превращение государства в объект полурелигиозного поклонения).
Характеристика государства (определение государства).
Гражданское общество противопоставляется как антитезис семье (в нем отрицается принцип единства, на котором строится семья; ему свойственны разнообразие и обособленность; в него входит система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации (социально-экономическая структура и некоторые элементы государства, связанные с обеспечением собственности и вмешательством государства в социально-экономические отношения)).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.