На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экологическое законодательство в РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение высшего
профессионального образования
Факультет «Менеджер»
«Хабаровская  государственная  академия экономики  и права»
Кафедра туризма и гостиничного хозяйства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
на  тему
«Российское законодательство в области экологии» 
 
 
 
 
 
 

                                             Выполнил  ст.гр.: ЭУП-71
                                             Рабская Екатерина Игоревна 
 

                                             Проверила:
                                             Чириканова  Наталья 
                                             Николаевна 
 
 
 
 

Хабаровск 2010
  1. Понятие экологического права.
  Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, ее материальной основой, источником ресурсов. В рамках окружающей среды происходит две формы взаимодействия природы и общества.
  Экономическая форма - использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей.
    Экологическая форма - охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания.
  Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:
  -по  охране окружающей среды от  вредных воздействий в процессе  хозяйственной и иной деятельности;
  -по  рациональному использованию природных  ресурсов;
  -по  охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  -по  обеспечению экологической безопасности.
  Предмет экологического права — общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей — земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, — заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др.
  Основные  принципы экологического права перечислены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
  -соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  -обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  -научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  -охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  -платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  -приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  -сохранение биологического разнообразия;
  -соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  -ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  -организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  -участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
  -международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды
  и др.
  2. Источники экологического права.
  Под источниками экологического права понимаются формы его внешнего выражения — нормативные акты, принятые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
  Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:
      По юридической силе - на законы и подзаконные акты.
        Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
        Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
    По предмету регулирования - на общие и специальные.
        Общие - регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ).
        Специальные - это акты, целиком, посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов (например, Закон "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.).
      По характеру правового регулирования - на материальные и  процессуальные.
        Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.).
        Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др.).
    По своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся таковыми.                     
  К кодифицирующим актам можно отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О недрах" и др.
  Их  отличительной особенностью является систематизация эколого-правовых норм на базе основополагающих правовых принципов  путем их уточнения, ликвидации внутренних противоречий и совершенствования, развития в процессе нормотворчества.
  Систему источников экологического права образуют:
      Конституция Российской Федерации;
      Федеративные договоры;
    Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
      Законы (конституционные и федеральные);
      Указы и распоряжения Президента РФ;
      Постановления и распоряжения Правительства РФ;
    Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
      Нормативные правовые акты министерств и ведомств;
      Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
      Локальные нормативные правовые акты;
      Правовой обычай.
  Конституция РФ.
  Основополагающие  экологические нормы закреплены в действующей Конституции Российской Федерации. При анализе Конституции РФ как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности, и непосредственно экологические.
  В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты, экологических прав каждого. "Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.
  Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории (ч. 1 ст. 9). Это положение  может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов – природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.
  Объявляя  человека, его права и свободы  высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
  С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы  в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).
  Федеративные  договоры.
  Источниками экологического права России являются следующие федеративные договоры:
      О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации;
      О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;
      О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
  Договоры  были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Важным является положение договоров о том, что законопроекты РФ по предметам совместного ведения, направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона в Государственной думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.
  Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права.
  Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфере природопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ее правовой системы.
  Одновременно  закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
  Конституционные и федеральные законы.
  Закон является средством закрепления государственной экологической политики и принимается органом представительной ветви государственной власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы.
  Головным  законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды", который пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.
  Закон определил правовые основы государственной  политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
   Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такие новеллы российского экологического законодательства, как определение эколого-правового статуса граждан через регулирование их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
  Для устранения имевших место противоречий между Законом 1991 г. и иными специальными законодательными актами, новый Закон 2002 г. прибегает в ряде своих разделов к отсылочным нормам (например, в разделе об экологической экспертизе).
  В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:
      Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г.;
      Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;
      Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.;
      Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;
      Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;
      Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.;
    Федеральный закон " О животном мире" от 24 апреля 1995 г.;
    Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;
    Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.;
  Наряду  с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:
      Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.;
      Закон РФ "О защите прав потребителей" (Федерального закона от 9 января 1996 г.);
      Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.;
      Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.;
      Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г.;
      Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;
      Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2001 г. и др.
  Указы и распоряжения Президента РФ.
  Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена  ст.90 Конституции РФ, согласно которой  Президент РФ принимает акты в  форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
 
  К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:
    Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития";
    Указ от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию";
    Указ от 2 октября 1992 г. "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации";
    Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др.
  Постановления и распоряжения Правительства  РФ.
  В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115).
       Конституции, законы, иные нормативные  правовые акты
  субъектов РФ.
  Субъекты  РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и  охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона.
  В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон. 
     Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

  В рамках достаточно широко распространенной практики заключения соглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции  РФ) между Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примеры договоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (между Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др.).
  Нормативные правовые акты министерств и ведомств.
  В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать  обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области  природопользования и охраны окружающей природной среды наделены неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды может служить Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.
  Нормативные правовые акты органов  местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.
  Локальные нормативные правовые акты.
  Локальными  называются нормативные акты, которые  принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права  при условии, что они санкционированы  государством. Локальные акты подразделяются на акты общего и специального характера.
  Локальные акты общего характера - уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды.
  Специальные локальные акты - планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.
  Правовой  обычай.
  Обычай  имеет большое практическое значение в регулировании использования  природных ресурсов в контексте  традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (ст.72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом "О животном мире" (ст.ст. 9, 48, 49). Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.
  3. Экологическое правонарушение  и юридическая  ответственность  за его совершение.
  Экологическим правонарушением принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.
  Состав  правонарушения, в том числе и экологического, включает в себя четыре обязательных элемента (признака):
  1) объект;
  2) объективную сторону;
  3) субъективную сторону;
  4) субъект.
  Объектом  экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.
  В качестве объектов экологического правонарушения могут выступать отношения в  сферах:
  -управления охраной окружающей среды и рационального природопользования;
  -установленного порядка использования природных ресурсов;
  -установленных правил охраны природных ресурсов и окружающей природной среды;
  -обеспечения экологической безопасности населения;
  -установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д.
  Окружающая природная среда в целом и компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) могут являться предметом экологического правонарушения.
  Объективная сторона экологического правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. В целом ее образуют следующие признаки:
  1) нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия);
  2) причинение вреда экологическим  интересам личности, общества или  государства либо создание реальной  опасности такого вреда;
  3) наличие причинной связи между  экологически опасным деянием  и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека.
  По  конструкции объективной стороны, составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные.
  Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака — нарушения экологических правил путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы — это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три вышеперечисленных признака объективной стороны.
  В предусмотренных законом случаях  к объективной стороне относятся  место, время, орудия и средства, обстановка, способы совершения правонарушения (см., к примеру, ст. ст. 256 УК РФ, 8.26 КоАП РФ и т.п.).
  С субъективной стороны могут иметь  место две формы вины: умышленная или неосторожная. Признание лица виновным — это установление того, что экологическое правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.