На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Программно-методическое обеспечение профильного обучения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
Глава 1. Профильное обучение
1.1. Понятие и  цели профильного обучения
1.2. Зарубежный  опыт профильного обучения
1.3. Отечественный  опыт профильного обучения
Глава 2. Программно -методическое обеспечение  профильного обучения
2.1.Возможные направления профилизации и структуры профилей
2.2. Формы  организации профильного обучения
2.3. Особенности  организации курсов по выбору
2.4. Упорядочение  видов общеобразовательных учреждений
2.5. Этапы  введения профильного обучения
Глава 3. Задачи перехода на программно-методическое обеспечение профильного обучения
3.1. Задачи и  требования программно-методического  обучения 
3.2. Предмет  программ и связанные с ним  особенности
3.3. Принципиально  общие требования к программной  методике
Заключение
Список литературы
 

Введение 

    Вокруг  проблемы качества образования ведётся  много споров. Борьба за качество образования  выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных  учреждений. Каждый ищет её решения  по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или  компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным  критерием качества образования.
        В соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.
                Прежде всего, следует разграничить  понятия «профильное обучение»  и «профильная школа».
                Профильное обучение – средство  дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
    Профильное  обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
    Цель  работы исследовать программно-методическое обеспечение профильного обучения.
    Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
    -             обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
    -            создать условия для существенной  дифференциации содержания обучения  старшеклассников с широкими  и гибкими возможностями построения  школьниками индивидуальных образовательных программ;
    -            способствовать установлению равного  доступа к полноценному образованию  разным категориям обучающихся  в соответствии с их способностями,  индивидуальными склонностями и  потребностями;
    -            расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
    Актуальность  работы. Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.
    Актуальность  исследования подтверждается тем обстоятельством, что 
    изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий, .выдвигают новые требования к подготовке учащихся школы.
    Объект  исследования — процесс профильного обучения в общеобразовательном учреждении.
    Задачи  исследования:
    1.Определить понятие профильного обучения и его цели
    2. Определить характерные особенности профильного обучения в общеобразовательном учреждении.
    3. Исследовать особенности профильного  обучения в зарубежном опыте  и отечественном.
    4.Разработка  и исследование механизмов взаимодействия действия профессионального образования и общеобразовательной  школы.
    3.Провести  анализ теоретико-методологических  подходов к организации профильного  обучения в школах.
    4.Исследовать  программно-методическое обеспечение  профильного обучения 
 

     Глава 1. Профильное обучение
      Понятие и цели профильного обучения
 
    Профильное  обучение - средство дифференциации и  индивидуализации обучения, позволяющее  за счет изменений в структуре, в  содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать  интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
    Цель  проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному  и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.
    Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: 1) обеспечить углубленное изучение отдельных  предметов программы полного  общего образования; 2)создать условия  для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 3) способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; 4) расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
    Задачи: 1. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями  построения школьниками индивидуальных образовательных программ. 2.Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах. 3.Укрепление материально-технической базы ОУ. 4.Повышение квалификации педагогических кадров. 5.Изменение содержания образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии. 6.Создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда в целях учета социально-экономических потребностей территории.
    На  актуальность введения профильного  обучения указывают следующие обстоятельства: 1) Профилизации обучения в старших  классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников; 2) К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;
    В настоящее время в высшей школе  сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
    Ожидаемые результаты от реализации проекта: 1. Создание модели профильного обучения в школе; 2. Введение предпрофильной подготовки в 9 кл. школы; 3. Интеграция основного, общего и дополнительного образования 4. Расширение возможностей социализации учащихся; 5. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ1.
    Профиль — Изучаемые предметы
    Математический: Информатика, Математика, Физика
    Физическо-Химический: Физика, Математика, Химия
    Химический: Математика, Химия
    Химико-Биологический: Математика, Химия, Биология
    Биолого-Географический: Математика, География, Биология
    Социально-Экономический: Математика, География, Обществоведение, Экономика, Право
    Социально-Гуманитарный: Обществоведение, История, Русский  язык, Литература, Право
    Филологический: Литература, Русский язык, Иностранный  язык, Второй иностранный язык
    Информационно-Технологический: Математика, Информатика
    Аграрный: Биология, Животноводство, Агрономия, Сельскохозяйственная техника
    Индустриальный: Физика, Технология
    Художественный: Литература, Искусство
    Физкультурный: Физкультура, ОБЖ 

    1.2. Зарубежный опыт профильного обучения 

    Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
    В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).
    В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах  обучения в школе. Учащиеся могут  выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
    Анализ  зарубежного опыта позволяет  выделить следующие общие для  всех изученных стран черты организации  обучения на старшей ступени общего образования:
    1. Общее образование на старшей  ступени во всех развитых странах  являются профильными.
    2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.
    3. Доля учащихся, продолжающих обучение  в профильной школе, неуклонно  возрастает во всех странах  и составляет в настоящее время  не менее 70%.
    4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии (“язык-литература-искусство”, “социальные науки”, “математика-точные науки-технология”).
    5. Организация профильной подготовки  различается по способу формирования  индивидуального учебного плана  обучающегося: от достаточно жестко  фиксированного перечня обязательных  учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра.  Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.
    6. Количество обязательных учебных  предметов (курсов) на старшей  ступени по сравнению с основной  существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.
    7. Как правило, старшая профильная  школа выделяется как самостоятельный  вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, “высшая” школа - в США.
    8. Дипломы (свидетельства) об окончании  старшей (профильной школы) обычно  дают право прямого зачисления  в высшие учебные заведения  за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские  и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.
    9. Весь послевоенный период количество  профилей и учебных курсов  на старшей ступени школы за  рубежом постоянно сокращалось,  одновременно росло число обязательных  предметов и курсов. При этом  все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др. 

    1.3. Отечественный опыт профильного обучения 

    Российская  школа накопила немалый опыт по дифференцированному  обучению учащихся. Первая попытка  осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий  Указ предусматривал организацию  семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).
    Новый импульс идея профильного обучения получила  в процессе подготовки в 1915-16 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной  структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.
    В 1918 г. состоялся первый Всероссийский  съезд работников просвещения и  было разработано Положение о  единой трудовой школе, предусматривающее  профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших  классах средней школы выделялись  три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
    В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней  школы в СССР”2, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
    Академия  педагогических наук в 1957 г. выступила  инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы  дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.
    В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных  учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение  школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.
    Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.
    Вместе  с тем сеть общеобразовательных  учреждений с углубленным изучением  предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем. 

 

Глава 2. Программно -методическое обеспечение профильного  обучения
     
     2.1.Возможные направления профилизации и структуры профилей 

      Важнейшим вопросом организации  профильного обучения является  определение структуры и направлений  профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими  педагогическими кадрами и др.
    Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет сокращению инвариантного  компонента. В отличие от  привычных  моделей школ с углубленным изучением  отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
    Модель  общеобразовательного учреждения с  профильным обучением на старшей  ступени предусматривает возможность  разнообразных комбинаций учебных  предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. 

    Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей)3.
    Профильные  общеобразовательные предметы –  предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного  профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
    Содержание  указанных двух типов учебных  предметов составляет федеральный  компонент государственного стандарта  общего образования.
    Достижение  выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым  общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.
    Элективные  курсы – обязательные для посещения  курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей  ступени школы. Элективные курсы  реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.
    При этом примерное соотношение объемов  базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов  и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.
    Предлагаемая  система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей общего образования.
    В Приложении в качестве примера реализации одной из моделей профильного  обучения предлагаются варианты учебных планов для четырех возможных профилей: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический. Следует отметить, что возможно такое построение образовательного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных предметов дадут самые различные формы профилизаци: для общеобразовательного учреждения, для отдельных классов, для групп учащихся.
     
    2.2. Формы организации профильного обучения 

      Предлагаемая концепция профильного  обучения исходит из многообразия форм его реализации.
    Возможна  такая организация образовательных  учреждений различных уровней, при  которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется  учащимся возможность осваивать  интересное и важное для каждого  из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.). Это позволит старшекласснику одного общеобразовательного учреждения при необходимости воспользоваться образовательными услугами других учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.
    Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.
    1) Модель внутришкольной профилизации
    Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные  профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
    Общеобразовательное учреждение может быть в целом  не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять  школьникам (в том числе, в форме  многообразных учебных межклассных  групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
    2) Модель сетевой организации
    В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
    Первый  вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
    Второй  вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
    Предложенный  подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.