На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Для достижения современной рыночной экономики характерны сложные комбинации различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Малые предприятия существуют во всех отраслях экономики, и, не играя ведущей роли ни в одной из отраслей, позволяют снизить себестоимость продукции, закрывая так называемые “провалы” крупного бизнеса. Что бы достигнуть таких результатов нужно что бы в стране сформировалась система, в которой малый и крупный бизнес функционируют как единое целое, дополняя друг друга.
     Актуальность  данной работы заключается в том, что в современном время, на фоне мирового финансового кризиса, малый бизнес должен сотрудничать и дополнять крупный, в силу своей гибкости, и специализированной направленности деятельности в определенной сфере.
     Целью данной курсовой работы является  изучение деятельности крупных и малых предприятий, выявление положительных факторов от их совместной работы, и проблемы, с которыми бизнес столкнулся в наши дни.
     В соответствии с целями, можно выделить задачи:
      Понять тенденцию развития малого бизнеса и пути его выхода из мирового финансового кризиса.
      Сформировать причины тормозящие развитие малого бизнеса
      Разобрать и проанализировать синергетический эффект, рассчитав его на примере.
      Определить роль влияния государства и частного капитала в крупном бизнесе.
Раздел  I 

Глава 1. Влияние малого бизнеса на экономику страны.
1. Понятие, характерные черты, функции и типы малого бизнеса.
   Малый  бизнес,  или  малое  предпринимательство,  представляет   самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости  в  значительной  мере  определяют   социально   -   экономический   и   отчасти политический уровень развития страны. Малое   предприятие   является   атом    малого предпринимательства.  Отсюда  следует,  что  последнее  есть  особый  сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий  и  потому  являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.1 Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства.
     Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: 

      численность персонала;
      размер уставного капитала;
      величина активов;
      объем оборота (прибыли, дохода)
 
Деятельность  малого бизнеса обусловлена определенными  характеристиками, характерными для большинства стран с рыночной экономикой:
    Гибкость малого бизнеса
Малые предприятия в силу своей мобильности  быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые  преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
    Экономичность малого бизнеса.
Начать  малый бизнес сравнительно проще, чем  основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость  средств малого бизнес выше, средний  уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
    Развитие регионального рынка.
Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.2
    Узкая специализация малого бизнеса. 
    Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.3

   Проблема  малых предприятий в том, что  они как правило подвержены гораздо  большему риску чем крупные фирмы. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года. Для развития современно экономики в каждой стране, государству необходимо поддерживать и регулировать малое предпринимательство с целью улучшения его экономических и социальных функций который помогают оздоровить экономику.
Экономические функции малого бизнеса:
    Придают рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
    Формируют конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
    Ускоряют НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей)
    Мобилизуют сырьевые, людские и финансовые ресурсов.
    Обеспечивают рост налоговых поступлений.
Социальные  функции малого бизнеса:
    Обеспечивает  рост занятости.
    Снижает социальную напряженность.
    Стабилизирует уровень доходов населения.4
Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий:
      жизнеобеспечивающее
      быстрорастущее
     Жизнеобеспечивающее - малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это как правило мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом. 
Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками.

Традиционный  бизнес преобладает в производственном и бытовом обслуживании, оптовой  и розничной торговле. Нишей традиционного малого бизнеса являются отрасли обслуживающие локальные потребности
     Быстрорастущее малое предприятие - это малый бизнес придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.5
2. Тенденции становления малого бизнеса. 

      Что бы проанализировать малое предпринимательство, которое сложилось в данное время, нужно разобрать его историю развития как в России, на фоне серьезных социально-политических преобразований, так и в целом по миру.
     Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.
     В конце 80-х годов коренные изменения  в политической, социально-экономической  сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.
     Отсутствие  законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.
     Начало 90-х годов произошел процесс  приватизации старых государственных  предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.
     Малое предпринимательство прошло следующие этапы: 

Первый  этап: 

   Системный и структурный кризис  

   1992-1995 годы 

    легализация малого предпринимательства
    образование огромных ниш в трансакционной сфере
    низкая эффективность крупного и среднего бизнеса
    низкий платежеспособный спрос населения 
    ограниченные возможности получения кредитов
    неразвитая правовая среда для деятельности МП
    слабость правовой защиты, криминальный и государственный рэкет
 
Второй этап:
   Этап  стабилизации  

   1996-1998 годы  

    стабилизация  хозяйственных связей 
    рост доходов населения
    сохранение спроса на посреднические услуги в части бартерных схем
    ужесточение конкуренции в розничном сегменте
    в «корпоративном» сегменте снизился спрос на «помощь» в выводе активов
    постепенное «умирание» части традиционных сфер индивидуального предпринимательства
 
Третий этап:
   Этап  роста    

   с 1999 года по настоящее время.  

    сокращение  рынка посреднических услуг вследствие роста монетизации экономики 
    повышение эффективности сектора крупных предприятий
    экспансия крупного бизнеса на сегменты рынка МП
    повышение эффективной нагрузки на МП за счет более эффективного администрирования6
 
  В течение десяти лет развития малого предпринимательства так и не сформировался алгоритм ведения бизнеса в силу определенных проблем, о которых будет рассказано в следующих пунктах данной курсовой работы. В настоящее время малое предпринимательство переживает тяжелый период, связанный с мировым финансовым кризисом, выжить в котором смогут только самые сильные предприятия.
3. Влияние кризиса на малый бизнес
     В течение третьего этапа малый бизнес уверенными шагами, опираясь на поддержку государства, рос вверх быстрыми темпами и был одной из самых динамичных составляющих российской экономики до наступления мирового финансового кризиса.
     В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. По итогам 2008 г. — уже 5-7%, а в 2009 г. показатели развития малого бизнеса уйдут в минус. В большей степени от кризиса пострадают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления7 (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду — не менее чем на 20-25% по итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров.
      Государство не может помочь выжить малому бизнесу. Малые предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. В частности, в конце 2008 — начале 2009 г., по данным опроса НИСИПП8, более чем в 2 раза увеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и взять все до последней копейки с тех, с кого легче всего «стрясти». Теневые издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, по экспертным оценкам, и так уже составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, а в условиях ужесточения административного прессинга они будут только увеличиваться. Возможная помощь от государства в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить негативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при выделении 9 млрд руб. лишь около 6000 малых предприятий из 1 млн (то есть 0,6%)9 смогли получить какую-то поддержку. Вряд ли в условиях кризиса механизм помощи малому бизнесу будет более эффективным. Заставить банки кредитовать малые предприятия тоже вряд ли получится.
Спасаясь  от административного давления и  кризиса, предприятия уходят в тень. По данным НИСИПП, доля теневой активности малых предприятий до кризиса  составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики. Вновь входит в практику давно забытая «бартеризация». В условиях отсутствия оборотных средств и живых денег малые предприятия переходят на взаимные расчеты путем обмена товарами и услугами. Конечно, вряд ли доля бартера в товарообороте малых предприятий достигнет уровня, зафиксированного во время кризиса 1998 г. (около 70-80%), но очевидно, что она резко увеличится. Из многих регионов приходят сообщения об увеличении количества фирм-однодневок, специально создаваемых для манипуляции активами и сокрытия доходов. Собственники малого предприятия могут регистрировать новую организацию и переводить туда все ценные активы прежней организации, оставляя за последней все долги и обязательства. Кредиторы же предприятия в данной ситуации останутся ни с чем. Таким образом, всеобщее «затемнение» ведет, может быть, к самому опасному — полной потере доверия предпринимателей друг к другу.10 

4. Причины тормозящие развитие малого предпринимательства. 

     Для России, находящейся на незначительном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
     Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.
     Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных  связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
     Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.
     В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
     В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
     В-пятых, слабость действия механизма государственной  поддержки малого предпринимательства. 

     Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
     В аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране, разделенные на три группы: 

     Финансовые: 

      Налоговая система
      Трудности получения кредита и высокая кредитная ставка
      Несовершенство банковской системы
      Действия Центрального банка России
      Невыгодность инвестиций
      Недостаток собственных средств
      Неплатежеспособность партнеров, клиентов
      Большая, громоздкая отчетность
 
    Экономические: 

      Инфляция
      Недостаток производственных площадей, офисов
      Высокие цены на сырье и материалы
      Высокая арендная плата
      Монополия государства, госпредприятий
      Невыгодность производства
      Дефицит
      Разрыв экономических связей
      Несовершенство рынка
 
    Политические: 

      Законодательство
      Бюрократия
      Коррупция
      Действия правительства
      Недоверие западных партнеров
      Отрицательное отношение к предпринимателям
      Рэкет
      Нет льгот
      Финансовая политика государства
      Проблемы собственности
 
       Только перечисление проблем,  с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого -  в особенности.
      Возникает вопрос о возможном улучшении  ситуации. В России уже сформировано понимание, что будущее процветание и выживание в глобальной экономике зависит во многом от нововведений, повышающих производительность труда и эффективность вложенного капитала. Для подъема российской экономики и перевода ее на инновационный путь развития, а в сложившейся ситуации начала финансово-экономического кризиса в стране в 2009 г. ? для обеспечения выживания и процветания предприятий важно обеспечить взаимодействие малого и крупного бизнеса11.
    Стоит отметить, что организационно-экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия между малыми и крупными предприятиями и повышающие эффективность их функционирования. А основной производной от перспективного взаимодействия   является такое явление, как синергетический эффект. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Образование и  роль крупных предприятий 

    1. Синергетический эффект 

    Исследование  теорий и зарубежного опыта развития взаимодействия малых и крупных предприятий позволяют утверждать, что сегодня невозможно обеспечить сбалансированный рост экономики без взаимодействия малого и крупного бизнеса. Состояние, темпы и тенденции развития малого предпринимательства в России не удовлетворяют потребностям рыночной экономики и не соответствуют предпринимательскому потенциалу граждан.  

      Препятствиями на пути развития малого предпринимательства по-прежнему остаются:
    неэффективность налоговой политики;
    громоздкость и сложность системы бухгалтерского учета и отчетности;
    административные барьеры;
    сложность доступа к финансово-кредитным и имущественным ресурсам.
 
      Решение этих проблем зависит от эффективности государственной политики поддержки малого бизнеса и активности общественных объединений предпринимателей.  

      Значительные  ресурсы для развития российской экономики имеются в сфере  взаимодействия малого и крупного бизнеса. Крупные предприятия обладают мощными основными фондами, более современным оборудованием, значительными производственными площадями и в ряде случаев могут выступать в качестве заказчиков для малых предприятий в сфере производства, торговли и услуг.
      Однако сегодня взаимодействие малого и крупного бизнеса находится в зачаточной стадии, развивается противоречиво, стихийно и не позволяет в полной мере использовать взаимный потенциал для совместного развития. Нередки ситуации, когда представители крупного бизнеса используют доминирующее положение на рынке, не учитывая интересов малых предприятий, не всегда выступают как добросовестные партнеры при взаиморасчетах и сделках. При этом малые предприятия на практике не обладают реальными возможностями для защиты своих прав.  

    К числу наиболее серьезных факторов, сдерживающих развитие взаимодействия малого и крупного бизнеса, можно  отнести: отсутствие стратегии (на федеральном  и региональном уровнях), направленной на развитие малого предпринимательства  в промышленности; несовершенство действующего законодательства; недостаточную активность процессов реструктуризации промышленных предприятий; незначительный уровень развития инфраструктуры рынка субконтрактов; отсутствие необходимого опыта у руководителей предприятий.  

    После кризисных явлений 2008 года всё чаще проявляется тенденция к совместному  взаимодействию малых и крупных  предприятий для сохранения и  продления своего существования  на рынке. Из этого появляется такой  термин, как синергетический эффект (также синергизм или синергия). 

      Синергизм (синергия) - стратегические  преимущества, которые возникают  при соединении двух или большего  числа предприятий в одних  руках. Повышается эффективность,  что проявляется в росте производительности  и (или) в снижении издержек  производства; эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий. Изначально термин синергия был образован от термина синергизм, который в биологии означает сотрудничество между различными органами. Термин "синергия" был введен в обиход И. Ансоффом для обоснования групповых структур в организации компании. В настоящее время в экономической литературе оба термина используются как синонимы. Преимущества синергизма определяются как 2+2=5, иначе говоря, суммарная отдача всех капиталовложений фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее хозяйственным подразделениям без учета преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости. 

    Основная  причина интеграции предприятий  заключается в стремлении достичь  и усилить синергетический эффект, когда эффект от совместной деятельности превышает сумму эффектов от обособленной деятельности каждого субъекта по отдельности.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие и роль  крупного бизнеса  в государстве. 

     Крупный бизнес не поддается простому определению, так как не имеет юридического обоснования. Обычно понятие "крупный бизнес применяется к таким гигантам как IBM, Ford, Газпром.13
     Крупные предприятия, как правило, функционируют  в таких сферах деятельности как:
      Нефтяная и нефтегазовая промышленность
      Цветная и черная металлургия
      Химическая промышленность
      Машиностроение
      Транспорт
     Выделим основные причины, которые способствуют развитию крупных компаний именно этих специализаций:
      Стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу.
      Стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта).

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.