На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государство и культура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

    ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Теслина Эльвира Борисовна
Эссе по культурологии на тему: «Государство и культура». 
 

    студентки 2-го курса очной формы
    обучения, 9группа «Реклама». 
     
     
     
     

   
 
              Руководитель
    Мягкова Е.М. 

    _______________   ______________ 

   
 
 
 
 
    Москва  2010 

    ВВЕДЕНИЕ. 

      Первоначально понятие культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу , а также воспитание и обучение самого человека. . В позднеримскую эпоху зародился иной комплекс значений, позитивно оценивавший городской уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизации. Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека. Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы культуры. Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала "критика" культуры и цивилизации (Ж. Ж. Руссо), противопоставляющая испорченности и моральной развращённости "культурных" наций простоту и чистоту "нравов" народов, находившихся на патриархальной ступени развития. Эта критика была воспринята немецкой классической философией, придавшей ей характер общетеоретического осмысления противоречий и коллизий буржуазной цивилизации (разделение труда, дегуманизирующее воздействие техники, распад целостной личности и.т.д.).  
      Марксистская теория культуры, противостоящая буржуазным концепциям, основана на принципиальных положениях исторического материализма об общественно-экономических формациях как последовательных этапах исторического развития общества, о взаимоотношении производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, классовом характере культуры в антагонистическом обществе. Марксистская теория культуры исходит из органического единства материальной и духовной культуры "... Для того, чтобы быть культурными, -- писал В. И. Ленин, -- нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база". При этом материальным основаниям культуры принадлежит в конечном итоге решающая роль в ее развитии. Ленин подчёркивал, что "... каковы бы ни были разрушения культуры -- ее вычеркнуть из исторической жизни нельзя... В той или иной своей части, в тех или иных своих материальных остатках эта культура неустранима, трудности лишь будут в ее возобновлении".
      Каждой общественно-экономической формации присущ  свой тип культуры, однако это не означает разрыва в развитии культуры, отказа от культурного наследия и традиций, т.к. каждая новая формация с необходимостью наследует культурные достижения предшествующей, включая их в новую систему общественных отношений. Однозначного ответа на вопрос что первично цивилизация или культура дать невозможно.  
 

                  ТОТАЛИТАРИЗМ И КУЛЬТУРА. 

      Тоталитарный режим подразумевает вмешательство государства во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Таким образом, культура как сфера жизни человека в тоталитарном обществе полностью подчинена идеологии и поставлена на службу интересам власти. Самовыражение и свобода творчества в таких условиях не только предосудительны, но и жестоко наказуемы. Любое отступление от парадигмы, оговорка, которая может быть трактована как инакомыслие, превращает автора в государственного преступника. Тотальный контроль реализуется через все возможные рычаги воздействия: мотивирование бдительных, но «испорченных квартирным вопросом» людей получением существенных выгод от стукачества, воспитание соответствующих идеалов у молодого поколения (Павлик Морозов), «всевидящее око» разведслужб и.т.д. В несколько утрированном виде эта картина представлена в романе «1984” Джорджа Оруэлла: помимо остальных «прелестей» тоталитарного режима, государства осуществляет тотальный контроль за всеми 24 часа в сутки через специальные телекраны, установленные повсюду, фиксируя даже «мыслепреступление» и «лицепреступление», но ,к счастью, благодаря процветающей во все времена в СССР коррупции, пророчество Оруэлла в виде такого «телекрана» вряд ли когда-либо смогло бы просочиться в каждую квартиру. В СССР массовые репрессии в эпоху сталинского правления коснулись и людей искусства, науки, работников пропаганды. Даже за опечатку можно было поплатиться жизнью. Работать в этой сфере было возможно только при согласии самозабвенно обслуживать идеалы советской власти.    В тоталитарном обществе режим полностью обуславливает и особенности искусства как одной из форм культуры. Специфический способ отражения действительности и сама действительность зависят от госзаказа. Так же, как наука, искусство объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Осознание общественной роли искусства, понимание его как средства социального воспитания происходит еще на заре цивилизаций. Русские революционные мыслители видели в искусстве «учебник жизни» и высоко ценили его функцию быть «приговором» явлениям действительности. Они по праву оценили его роль в формировании общественного мнения и управлении народными массами.    Полностью разрушить старое и построить новое- один из основных призывов времен революции. Но, в реальности, тоталитарный строй взывает к глубоко укоренившимся в человеческом сознании  стереотипам. Характерной чертой тоталитарной пропаганды является абсурд: коммунистические идеалы , приобретая мистические, мифические черты основываются на том, что они  отрицают: зачин «Коммунистического манифеста» Маркса и Энгельса «Призрак бродит по Европе- призрак коммунизма» озадачивает сочетанием идеологической претенциозности и фольклорной образности, отсылая читателя к кладбищенским страшилкам.
      Все сферы тоталитарного общества  пронизывает идеологическая тенденциозность. Ключевым здесь является понимание идеологии как  невидимой цели, оправдывающей видимые средства. Для   социально-психологической атмосферы в советском обществе характерно представление о советском человеке как «человеке терпения». В риторике советской пропаганды метафизика истории и психологии терпения предстают в ретроспективе советского социального опыта взаимодополняющими условиями революционного проекта, изначально обязывающего советских людей, с одной стороны, к лишению и невзгодам, а с другой, к спасительному ожиданию. Это определяет готовность советского челлвека претерпевать трудности настоящего в виду безальтернативно счастливого будущего. Оценка истории из уже состоявшегося будущего характерна для революционной пропаганды с самых первых лет и квазирелигиозного характера марксистского учения. Марксистская утопия ставит своей целью построение общества, созвучного мифологическим грезам о Золотом Веке. В сущности, она является очередной интерпретацией архаичного мифа иудеохристианства: проповедник-пролетариат, чья избавительная миссия приведет к последней борьбе Добра и Зла (Христа и Антихриста) и окончательной победе Добра. Здесь вспоминается  произведенине М. Горького «На Дне» , где один из преобразившихся под влиянием странника Луки героев, Актер, вспоминает стихи французского поэта Беранже: Если к правде святой мир дороги найти не (с)умеет Честь безумцу, Который навеет Человечеству сон золотой.
      Литературные канон в СССР также определен политическим режимом. До 1970-ых годов советская пропаганда характеризуется «воспоминаниями о будущем» и определяет успех авторов и книг, сочетающих незамысловатую дидактику с морально-нравственными проповедями спасительного стоицизма. Тиражирование пропагандистских лозунгов странным образом уживается в советской культуре культуре с патетикой искренности, интимности и этической самоотверженности.  Писатели советского периода своеобразно комбинировали ключевые темы и мотивы советской литературы: с  одной стороны- «партийность», «идейность», «народность» ,а с другой- любовь и совестливость, сердечность и порядочность.         Для советской литературы характерно понимание истории, как  некого квазисакрального переживания того, что уже произошло в будущем. Такой подход к пониманию мира известен европейской мысли, начиная с Платона, у которого обретение истины является воспоминанием о будущем- воспоминание души о том, что было  дано ей до рождения в мир- «совершенное настоящее». Сколь бы туманным не виделось советскому человеку коммунистическое завтра, он мог быть уверен, что у этого завтра останется сегодняшнее позавчера: Ленин, Сталин, революция, Отечественная война, первые полеты в космос и.т.д. Вся риторика сов и особенно сталинской пропаганды предсказуемо строилась на фигуре воспоминания, обязывающему к такому переживанию истории, когда время то ли остановилось, то ли движется по кругу- подобно смене времен года: Прошла весна, настало лето- спасибо Партии за это!».           Лучше всего вышесказанное иллюстрируется применительно к советской культуре сталинского времени и , прежде всего, к Сталину,  ее основному творцу. Его любимым историком был Роберт Виппер. Историческая концепция Виппера замечательна именно тем, что проективные историософские концепции неизменно описывались им как ретроспективные. В социализме он видел не проект будущего, а современный отклик на опыт прошлого- на уже известные истории попытки создания общественного строя, основанного на «добровольно-принудительном труде». «Человек эпохи сталинизма» изначально призван к тому, чтобы быть избавленным от страха перед историей ритуальным возвращением к неизменной святыне- истории партии. Не удивительно , что политико-теологический портрет сталинского правления строился на идее вездесущности Сталина.
      Представление о Сталине к середине 40-ых годов воплощается в образе одинокого освещенного окна его кремлевского кабинета. Метафоры неусыпной власти восходят по меньшей мере к Платону, рассуждавшему о ночном бдении, надлежащем для тех, кто намерен с предельным тщанием охранять государство. Образ неспящего монарха и пастыря характерны для титульных обращений, появившихся на Руси из Византии, дальнейшее свое развитие они получают в панегирической литературы XVII-XVIII веков. Возвращение старой метафоры примечательно не новизной, а невиданным ранее медиальным размахом: огромное количество прозаических, лирических, драматических произведений, песен, плакатов («О каждом из нас заботиться Сталин в Кремле» В. Говорков), посвященных данной тематике. Охрана сна, гарантируемая бессонницей вождя, не допускает культурный контекст упоминания о чужих бессонницах: (де)персонифицированная власть имеет эксклюзивное право на этот недуг. Другая популярная тема: детские сны о вождях, в которых бодрствование Сталина или Ленина гарантирует полную безопасность.
      Образ счастливого дитяти характерен для утопического проектирования счастливого будущего. Неравнодушие власти к соответствующей образности во многом определяет всю эстетику советского государства. Советское общество призвано, по Горькому демонстрировать тотальное здоровье, в отличие от больных, загнивающих капиталистических стран. Гигиенические метафоры пользуются очень большой популярностью: гнилая интеллигенция, загнивающий капитализм…
Угроза заразы объединяет мир природы и мир идеологии. Причем стоит остерегаться не только внешней заразы, но и наиболее опасной- внутренней. Таким образом партийные и судебные чистки ведут к общему оздоровлению общества. Существенным признаком, предопределяющим безошибочность идеологически безошибочного различения своего и чужого является различие тел- здоровых и чистых от больных и разлагающихся. В русской культуре представления о чистоте поддерживались инерцией традиционных практик «коллективного очищения» и особенностями традиционного дискурса власти, устойчиво тяготеющему к воспроизведению вневербальных маркеров социального взаимодействия. Ритуальные стереотипы, обязывающие к демонстрации чистоты власти( банные церемониалы, символически объединяющие представителей) напоминают каку о семантических амплификациях мусора и грязи в роли давних социальных и идеологических метафор, так и о фольклорной традиции персонифицируемой нечисти. Первоначально метафоры нечисти закрепляются за представителями старорежимного прошлого (плакат В.Дени «Товарищ Ленин очищает землю от нечисти», где вождь революции, стоя на земном шаре выметает попа, короля и банкира). Позднее сфера нечисти станет обширнее, пополнившись «врагами народа» всех мастей.  
      «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». К середине 30-ых годов тезис о реализованной «фантастичности и сказочности» советской действительности воспринимался не только как публицистически убедительный, но и как методологически принципиальный для единственно возможного изображения самой действительности- методами социалистического реализма. Рассуждения о том, что реалистическое изображение оправдывает «право на мечту» закрепляют в общественном сознании значимые впоследствии тавтологии: быть настоящим мечтателем- значит быть настоящим реалистом, правильно изображать советскую реальность значит изображать героическую реальность (героику масс), писать о современности значит писать и о будущем. Под здоровой и живой сказочностью отныне подразумевается «умение превращать действительность в увлекательную сказку». Именно такая превращенная в сказку действительность собственно и является «наидействительнейшей», что парадоксально воспроизводит дискуссии средневековых схоластов о восхождении к «наиреальнейшей реальности». «Миф-это вымысел. Вымыслить- значит извлечь из суммы реально данного основной смысл и воплотить в образ- так мы получим реализм»- из такого силлогизма Горький вывел социалистический реализм на Первом съезде советских писателей. Из суждения сомнительной достоверности миф превращается в «наиболее реальное и полное осознание действительности». Религиоведческие, этнографические и фольклористические описания тоталитарных обществ сегодня представляются продуктивными прежде всего потому, что они имеют дело с устойчиво воспроизводимыми дискурсами социального насилия и поведенческими и психологическими тактиками «добровольного» подчинения, в какой-то степени компенсирующими то, что извне представляется как «террор среды» и «насилие власти». Представление «символического насилия» как неотъемлемого механизма легитимизации власти в ретроспективе советской истории принимает откровенно квазирелигиозные и квазифольклорные формы, дающие основания говорить о советском обществе, как об обществе традиционного или даже архаизированного типа.   

 
                  ДЕМОКРАТИЯ И КУЛЬТУРА
                                                                  Согласно Антонио Грамши, «государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.