На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра финансов и кредита 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Деньги, кредит, банки»
На тему: «Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в современных условиях» 
 
 

                                        Выполнил:
                                                                            Студент гр. ЭФК-071
                                                                    Кирьянова  А. В.  
 

                                                                                                 Проверил:  
                                                                                 Доцент, к. э. н.
                                                                                                 Мудрак А. В. 
 
 
 

Новокузнецк, 2011 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
I Теоретическая часть……………………………………………………………..4
  1 Основные методы денежно-кредитной политики, применяемые ЦБ в РФ…………………………………………………………………………………..4
  2 Эффективность проводимой денежно-кредитной политики в РФ………..8
  3 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ………….14
II Практическая часть……………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….52
Список  использованных источников…………………………………………...54 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Центральный банк – центральное звено денежно-кредитной  системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.
     Денежно-кредитная  политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
     Актуальность  выбранной темы обусловлена существующими на данный момент экономическими условиями в нашей стране.
     Целью данной работы является  исследование денежно-кредитной  политики, её функционирования в современных условиях (в данной работе на примере финансового кризиса, то есть на примере кризиса банковской системы).                 
     Задачами работы выступают анализ  денежно-кредитной политики в  целом, характеристика основных  методов денежно-кредитной политики, а также проект денежно-кредитной политики на 2010-2012 гг.
     I Теоретическая часть 

     1 Основные методы  денежно-кредитной  политики, применяемые  ЦБ в РФ 

     Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты. Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
    политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
    политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.
     Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает  ресурсы коммерческих банков, которые  в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении.
     Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение  возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
     Разработка  денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Денежно-кредитная  политика осуществляется с помощью  определенных методов.
     Методы  денежно-кредитной политики – это  совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
     Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.
     Прямое  и косвенное регулирование  денежно-кредитной  сферы. В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
     Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
     Общие и селективные  методы денежно-кредитного регулирования. Помимо  деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные  различают также общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.
     Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
     Вместе  с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
     Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом  их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.
Поэтому Центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой практически  отказались от прямых методов денежно-кредитной  политики и прибегают к ним  в исключительных случаях, когда  необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.
     Практика  формирования рыночной экономики и  ее развития доказали низкую эффективность  прямых методов денежно-кредитной  политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными. Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами[1]. 
     2 Эффективность проводимой денежно-кредитной политики в РФ 

     В условиях необходимости стабилизации экономики важной проблемой остается эффективность и результативность применения тех или иных ее инструментов. Мы знаем, что в целях стабилизации экономики может быть использована фискальная политика и другие механизмы. Но, по всеобщему признанию большинства экономистов стран с развитой рыночной экономикой, денежно-кредитная политика – неотъемлемая часть и эффективное средство государственной стабилизационной политики. 
Важное достоинство использования денежно-кредитной политики – быстрота и гибкость воздействия на состояние экономики страны. Если применение соответствующей фискальной политики сопряжено с обсуждениями в высших органах государственной власти, то применение ее может быть оперативно решено в самом
Центральном банке. Результаты применения этой политики очень скоро отразятся на финансовом состоянии государства. Это особенно важно, например, в условиях принятия оперативных мер по борьбе с инфляцией.
     Следует отметить наряду с очевидными достоинствами  денежно-кредитной политики и ее отдельные недостатки. Если при энергичном проведении политики “дорогих денег” желаемый результат достигается достаточно однозначно и предложение денег ограничивается, то политика “дешевых денег“, обеспечив расширение ресурсов у коммерческих банков, не в состоянии гарантировать, что коммерческие банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится.
     Если  стремящиеся к обладанию ликвидностью коммерческие банки не пожелают предоставлять кредиты или предоставят их не в той мере, как это хотелось бы Центральному банку, усилия его по проведению политики “дешевых денег’ окажутся малоэффективными. Население также может сорвать намерения Центрального банка, решив не брать избыточные резервы в ссуду. Кроме того, деньги, которые Центральный банк направляет в экономику, покупая у населения государственные облигации, могут использоваться населением для погашения имеющихся ссуд. Явление, выражающееся в нестандартном поведении клиентов и в самой банковской системе, получило название циклической асимметрии. Следует отметить, что циклическая асимметрия является серьезной помехой при проведении денежно-кредитной политики в условиях нахождения экономики в состоянии депрессии или же в состоянии переходного периода и нестабильного курса национальной валюты. Кроме того, на эффективность проведения денежно-кредитной политики влияет изменение скорости обращения денег. Наши предыдущие рассуждения о проведении политики дешевых или дорогах денег предполагали неизменную скорость обращения денег. Однако изменение скорости денежного обращения может существенно повлиять на эффективность проведения денежно-кредитной политики. Некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым сводя на нет стремление расширить денежное предложение, предусмотренное денежно-кредитной политикой. Например, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центрального банка, скорость обращения денег склонна к возрастанию, что косвенно означает расширение предложения денег, в результате чего нивелируется результат ограничительной денежно-кредитной политики. И, наоборот, когда принимаются политические меры расширения предложения денег для оживления производства, скорость обращения денег может, весьма вероятно, упасть.
     На  скорость обращения и эффективность  денежно-кредитной политики влияют процентные ставки на денежных рынках. Мы говорили о роли процентной ставки, соединяющей утечки из потока расходов населения с инъекциями в этот поток. Здесь взаимосвязь целей денежно-кредитной политики и процентной ставки является весьма противоречивой. Расширение денежной массы в обращении удешевляет деньги или снижает процентные ставки. Однако снижение процентных ставок на практике является часто неравномерным на депозитных и кредитных рынках: банки могут не понижать кредитные процентные ставки при понижении депозитных ставок. Тогда скорость оборачиваемости может существенно не меняться или не меняться вообще, что дестабилизирует преследуемые цели. При равномерном снижении процентных ставок влияние депозитной и кредитной процентных ставок на скорость оборачиваемости денежных средств взаимопогашается, и действия денежно-кредитной политики становятся более эффективными.
     Несоответствие между целями денежного предложения и процентными ставками порождает дилемму целей. Эта дилемма возникает в силу того, что руководящие денежно-кредитные учреждения не могут стабилизировать и денежное предложение и процентные ставки одновременно. В результате коллизии противоречивых целей возможна выработка более прагматичной, умеренной позиции, когда определенное внимание уделяется как процентным ставкам, так и денежному предложению, но явное предпочтение не отдается ни одной из них. При недостаточном развитии финансовых рынков особо четко наблюдается слабая связь между инструментами денежно-кредитной политики и процентными ставками. В период рыночной трансформации произошел рост степени открытости российской экономики по отношению к трансграничным потокам капитала (см. график).

     На  эффективность проведения денежно-кредитной  политики влияет и международная  политика государства. Повышение процентной ставки увеличивает иностранные финансовые инвестиции в страну, усиливает спрос на внутреннюю национальную валюту. Повышение стоимости национальной валюты ведет к повышению ее курса по отношению к иностранным валютам, понижению чистого экспорта и к ухудшению состояния платежного баланса. Понижение процентной ставки уменьшает приток иностранного финансового капитала. Следовательно, курс национальной валюты падает, а чистый экспорт возрастает. Поэтому можно сделать вывод, что вызванные изменениями процентной ставки в стране потоки международного капитала усиливают денежно-кредитную политику внутри страны.
Проект денежно-кредитной  политики на 2010-2012гг.
     Совет директоров Банка России принял проект основных направлений денежно-кредитной  политики на 2010-2012гг., сообщил первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев на форуме, организованном "ВТБ Капитал". По его словам, 30 сентября документ будет направлен в парламент, где по нему состоится "широкая дискуссия". А. Улюкаев напомнил, что совет директоров ЦБ принял решение о снижении с 30 сентября ставки рефинансирования на 0,5 процентного пункта - до 10% годовых - с одновременным снижением ставки по однодневному РЕПО до 7,4%. На более долгие сроки (3-6 месяцев) можно будет привлекать средства в рамках сделок РЕПО под 9%. Первый зампред ЦБ отметил, что нынешний уровень ставки рефинансирования является самым низким за последние два года. Правительство РФ 23 сентября в целом одобрило основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010г. и на период 2011г. и 2012г. Как отмечается в документе, в предстоящий трехлетний период главной целью денежно-кредитной политики России остается снижение инфляции в 2010г. до 9-10%, в 2011г. - до 7-8%, в 2012г. - до 4,5-6,5%. Согласно прогнозу Банка России, по итогам 2009г. инфляция на потребительском рынке может составить менее 12% по сравнению с 13,3% в 2008г. В документе ЦБ отмечается, что произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009г. рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Происходящее с конца I квартала 2009г. укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет, по мнению ЦБ, способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011г. и 2012г. Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России
ставит задачу перейти к инфляционному таргетированию, постепенно сокращая прямое вмешательство  в процессы курсообразования. При переходе к плавающему валютному курсу ЦБ РФ продолжит использовать бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара, в качестве операционного показателя. В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит предоставление ликвидности банковской системе как под обеспечение (операции прямого РЕПО), так без обеспечения. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и стимулировать кредитную активность банков и формировать долгосрочные процентные ставки денежного рынка.
      При формировании избыточного денежного предложения  ЦБ будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с облигациями Банка России и операции по продаже гособлигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также депозитные операции по фиксированным
процентным ставкам[2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ 

     Каждый  год Банк России направляет в Государственную Думу РФ проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на следующий период. В этом году документ представлен в виде программы на 2010 г. и на период 2011—2012гг. Учитывая напряженное состояние, как мировой, так и отечественной экономики, ожидалось, что столь важный документ, содержащий планы реализации денежно-кредитной политики Банка России, не станет простой формальностью. Заинтересованные субъекты надеялись получить если не стратегию прорыва, то план конкретных мер по обеспечению устойчивого развития денежно-кредитной сферы страны. Предпринята попытка оценить данный документ на предмет его конкретности и способности стать программой действий, понятной для всех активных участников рынка. Сам факт, что Банк России пытается прогнозировать свои действия и состояние экономики на трехлетний период, дает основания полагать, что в документе должны быть некие принципиальные моменты как по недопущению развития кризисной ситуации в денежно-кредитной сфере, так и возможные действия по обеспечению экономического роста. Логика будет определяться структурой Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления). Как и в прошлые годы, в качестве главной цели единой денежно-кредитной политики обозначено снижение инфляции до 9—10% в 2010г., до 5-7% в 2012г. Причем заявлено, что для достижения этой цели будут использоваться все инструменты денежно-кредитной политики, имеющиеся в распоряжении Банка России. Если оценивать внутренние факторы, которые влияют на показатель инфляции (меры государственной поддержки реального сектора и банковской системы, поддержка спроса), то эта задача для Банка России будет непростой. Сжатие потребительской активности, а также кредитной активности банков обеспечило даже некоторое снижение индекса потребительских иен в отдельные периоды 2009 г. Дальнейшие попытки снижения индекса потребительских иен монетарными методами может быть поставлено под сомнение. Так, например, за 8 мес. 2009г. объем денежной массы в обращении (М2) сократился на 1,4% по отношению к 01.01.2009. И только по состоянию на 01.10.2009 был зафиксирован прирост этого показателя. Если следовать логике монетарной политики, то для дальнейшего снижения инфляции требуется дальнейшее сжатие М2. Однако если это реализовать, то экономике обеспечена стагнация.
     Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, когда массированная поддержка ликвидности банковской системы, в том числе из средств федерального бюджета (например, размещение средств бюджета на депозитах в коммерческих банках) и отдельных секторов экономики, не отражается на показателе денежной массы либо отражается с отрицательным знаком, вполне объяснима. Дело здесь в непрекращающемся оттоке капитала. В Основных направлениях Банк России отмечает: «Снижение объемов внешней торговли сопровождалось вывозом капитала за рубеж частным сектором экономики. Итоговый показатель чистого движения частного капитала в первом полугодии 2009 года сложился отрицательным». Сложилась ситуация, когда деньги Банка России отторгаются экономикой. Будучи эмитированными на цели полдержания ликвидности или конкретные программы стабилизации отраслей или секторов экономики, рублевые активы конвертируются и в лучшем случае оседают на валютных счетах в банках-резидентах. Обратимся к официальной статистике. С 01.01.2009 по 01.08.2009 прирост обязательств банковской системы, включаемых в широкую денежную массу, составил 2,5 %. В то время как за аналогичный период денежная масса в национальном определении сократилась на 2,8 %, По показателю «скорость обращения денег», рассчитанному по агрегату М2 за январь—август 2009 г., отмечено снижение.
     Таким образом, одной из ключевых проблем  в реализации мер денежно-кредитной  политики является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте (конвертации и отток капитала либо размещение в наличной иностранной валюте и на валютных депозитах). Именно решение данной проблемы должно стать одной из основных целей единой денежно-кредитной политики.
     Обратимся к балансу Банка России, который  является хорошим индикатором того, под какие активы происходит эмиссия национальной валюты. По состоянию на 01.01.2009 в структуре его активов на статью «Средства, размещенные у нерезидентов, и пенные бумаги иностранных эмитентов» приходилось 71,28% активов, а на статью «Кредиты и депозиты» - 22,82 %, по состоянию на 01.10.2009 - 77,31 и 14,56% соответственно.
     Стоит сказать, что операции по рефинансированию банков необходимы для формирования базы для эмиссии национальной валюты. Пока в России имеет место эмиссия национальной валюты, на три четверти обеспеченная иностранными активами, сложно решить проблему постоянной трансформации эмитированной национальной валюты в иностранные активы. Развитие системы рефинансирования в национальной валюте - это первоочередная мера по обеспечению спроса на национальную валюту, основа формирования денежной массы, а значит, и возможностей Банка России влиять на экономику.
     Одним из заметных мест проекта Основных направлений является оценка показателей денежной программы. В качестве ее ключевых показателей Центральным банком выбраны:
    денежная база в узком определении;
    чистые международные резервы;
    чистые внутренние активы;
    чистый кредит банкам.
     Коль  скоро эти показатели объединены под словом «программа», вероятно, важным вопросом является возможность их регулярного мониторинга в общедоступных официальных источниках. Однако, прежде всего, стоит определить, почему именно эти показатели включены в денежную программу. Хотелось бы иметь и развернутые комментарии приоритетности этих показателей для развития экономики и достижения основных целей денежно-кредитной политики. Еще одним, не менее важным, вопросом, возникающим при попытке проанализировать указанные показатели денежной программы, является корректность и сопоставимость с другими формами статистической отчетности Банка России.
     Если  стремиться к эффективности заявленных параметров, к возможности их использования  всеми заинтересованными пользователями, то разумно предположить, что показатели денежной программы должны отражаться в доступных статистических формах, благодаря чему становится возможен их регулярный мониторинг. Необходимо обеспечить сопоставимость данных денежной программы и данных базового статистического издания Банка России «Бюллетень банковской статистики». Обратимся к формам и методологическим комментариям этого издания в связи с показателями денежной программы, представленным в Основных направлениях.
     Денежная  база (узкое определение). В денежной программе прицелено именно узкое определение денежной базы. Если обратиться к методологическим комментариям к таблицам «Бюллетеня банковской статистики» (далее - методологические комментарии), то увидим лишь понятие «Денежная база » широком определении», которое включает: выпушенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций); средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; средства па корреспондентских счетах в валюте РФ (включая усредненные остатки обязательных резервов) и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России; вложения кредитных организаций в облигации Байка России (по рыночной стоимости); иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте РФ.
     В Основных направлениях содержится узкое  определение денежной базы, в которое включены наличные деньги и обязательные резервы. Почему в денежную программу включен именно этот показатель, а не денежная база в широком определении, не объясняется. Имеются и некоторые несовпадения между данными денежной программы в Основных направлениях и в таблицах Бюллетеня банковской статистики. В разных аналитических и статистических формах, публикуемых Банком России для всеобщего сведения, должно быть обеспечено соответствие данных.
     Уместным был бы дополнительный методологический комментарий, возможно, и к самим Основным направлениям, содержащий пояснения, почему показатель «денежная база (узкое определение)» включен в денежную программу и какое значение придает банк России именно этому варианту расчета и анализа денежной базы.
     Чистые  международные резервы. Еще одним показателем, включенным в денежную программу Основных направлений, являются чистые международные резервы. Сделаем предположение, что речь идет о данных из «Обзора центрального банка» или «Обзора банковской системы» ранее упомянутого Бюллетеня банковской статистики. В «Обзоре центрального банка» на 01,01.2009 значится сумма - 12551314 млн. руб. в «Обзоре банковской системы» по статье «Чистые иностранные активы» значится сумма - 12215506 млн. руб. Однако в денежной программе на 01.01.2009 по статье «Чистые международные резервы» в качестве фактического значения на 01.01.2009 приведена величина 199 000 млн. руб. Возможно, речь идет о какой - то модификации показателя «чистые иностранные активы», но тогда необходимы пояснения в части сопоставимости данных Банка России из различных форм.
     Обратимся к методологическому комментарию  к Бюллетеню банковской статистики. Понятие «чистые иностранные  активы» фигурирует в обзоре Банка России и представляет собой сальдо активных и пассивных операций органов денежно-кредитного регулирования с нерезидентами в иностранной валюте, в валюте РФ и драгоценных металлах. Такой же показатель есть и в обзоре кредитных организаций. Однако вряд ли в денежной программе фигурирует именно он. Есть еще обобщенный показатель чистых иностранных активов, представляющий собой сальдо активных и пассивных операций с нерезидентами в иностранной валюте и валюте РФ, производимых Банком России, кредитными организациями, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами. По состоянию на 01.01.2009 этот показатель составил 12 235 531 млн. руб., что тоже не сходится с данными денежной программы.
     Эти замечания отнюдь не продиктованы желанием искать недостатки в формах статистической отчетности Банка России. Важно понять, что коль скоро показатель заявлен в денежной программе, то необходимо отдавать себе отчет, что заинтересованные пользователи имеют право на получение корректной и сопоставимой статистической и аналитической информации, тем более что источник этой информации один — Банк России.
     Чистые  внутренние активы. Вновь исходим из предположения, что в денежной программе, скорее всего, речь идет о чистых внутренних активах органов денежно-кредитного регулирования. В этой программе выделены две принципиальные составляющие этого показателя - «чистый кредит расширенному правительству» и «чистый кредит банкам». Сразу отметим, что понятие «расширенное правительство» в методологических комментариях не раскрывается.
     В «Обзоре нейтрального банка» значится одна сумма - 754978 млн. руб. на 01.01.2009, а в «Обзоре банковской системы» -7345054 млн.  руб. на 01.01.2009. В самой же денежной программе на 01.01.2009 в статье «Чистый кредит расширенному правительству» указана третья -7152000 млн. руб. Безусловно, необходима ясность и сопоставимость статистических и аналитических данных в материалах Банка России.
     Перейдем  к другим положениям Основных направлений. В документе уделено внимание развитию операций рефинансирования банковской системы. Насколько эта мера будет реализована, можно судить, но балансу Банка России, отслеживая удельный вес кредитов банковской системе в его активах.
     Одним из ключевых в Основных направлениях должен был стать раздел «Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов», где заданы количественные ориентиры денежно-кредитной политики, охарактеризована политика валютного курса и использование инструментов денежно-кредитного регулирования. Данный раздел по прежнему содержит декларацию намерений относительно тем поп инфляции: предполагается добиться ее снижения до 4,5 - 6,5% в 2012 г. Что касается денежной программы на 2010-2012 гг., то она представлена в 4 вариантах, что соответствует вариантам прогноза социально- экономического развития России на 2010 - 2012 гг. В программе прогнозируется прирост денежной базы в узком определении (2010г. 8 - 17 %;  2011 г. 11 - 19%; 2012 13 - 19%). Основные варианты прогноза основаны на том, что источником роста денежной базы будет рост чистых международных резервов. В целом стратегия по управлению денежным предложением пассивна и ориентирована на внешнюю конъюнктуру.
     В части политики валютного курса  заявлена цель постепенного сокращения государственного вмешательства и процессы курсообразования. При этом параметры управления курсом будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. Конкретных мер по усилению влияния курса на диверсификацию экономики в Основных направлениях не указано.
     В части применения инструментов денежно - кредитной политики упор сделан на реализацию эффективной процентной политики. Основные меры направлены на совершенствование технологий рефинансирования; развитие механизма рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения; расширение перечня активов, используемых для обеспечения при рефинансировании и др.
     Этими направлениями программа денежно- кредитной политики на предстоящий  период исчерпывается. Еще имеется раздел мероприятиях Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2010 г, и на период 2011 - 2012гг. Если сделать сухую выжимку основных мероприятий, то получается, что приоритетами Банка России по развитию банковского надзора являются:
    развитие содержательных подходов к организации надзора;
    развитие подходов к надзору за кредитным риском;
    совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности;
    совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем;
    совершенствование отчетности, в т. ч. развитие надзора па консолидированной основе и др.
     В Основных направлениях содержится ряд  дополнительных мер в части совершенствования  банковского надзора: оценка деловой  репутации руководителей, совершенствование процессов регулирования реорганизации банков, упрощение эмиссии ценных бумаг, эффективное взаимодействие банков и аудиторов, ряд мер по развитию инспекционной деятельности. Как видим, Банк России представил список рабочих мероприятий. Завершают документ разделы по совершенствованию финансовых рынков и платежной системы, которые также не содержат какого-либо стратегического задела.
     Проделанный анализ вышеназванных документов позволяет сделать ряд выводов:
      В таком стратегическом документе, как «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов», не содержится элементов стратегии прорыва, новых векторов развития денежно-кредитного регулирования экономики, в том числе с учетом последствий мирового экономического и финансового кризиса.
      Документ можно признать отражающим пассивную стратегию денежно-кредитного регулирования, почти целиком определяемого факторами внешнеэкономической конъюнктуры. Такая ключевая задача Банка России, как обеспечение эмиссии под национальные активы, формирование национальной системы рефинансирования, рассмотрена в Основных направлениях косвенно и явно недостаточно. Основные направления не содержат четкого указания сфер ответственности Банка России в части достижения поставленных целей денежно-кредитного регулирования. Как и в предыдущих документах, сфера и степень ответственности за достижение параметров денежной программы не определена. При составлении денежной программы необходимо давать экономическое обоснование выбора того или иного показателя, его приоритетности, последствий не достижения заданного значения. Разумеется, необходимо обеспечить сопоставимость различных форм статистической отчетности Банка России и соблюдать элементарную лексическую корректность при использовании терминов и названий показателей.
      Требует более концептуального развития раздел Основных направлений — «Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора». Мировой финансовый кризис показал, что необходимы принципиально новые подходы в сфере банковского регулирования и надзора, основанные не на ограниченном ведомственном подходе, а на комплексном подходе и объединении усилий регуляторов различных сегментов рынка финансово-банковских услуг. На текущий момент, а как следует из текста Основных направлений, и на среднесрочную перспективу Банк России не планирует каких- либо шагов по внедрению принципов мегарегулирования или иного концептуального пересмотра действующих подходов в сфере банковского надзора[3].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     II Практическая часть. 

     1 Деньги 

     1.1 Денежная масса 

     Задача  №1
      По  итогам года известно, что каждый рубль денежной базы обладает способностью создавать денежную массу в сумме 1,9 рублей. Используя данные таблицы 1, определить, чему равен объем денежной массы.
Таблица 1 – Исходные данные для расчета  денежной базы.
Форма хранения денег Объем вкладов, млрд. руб.
Наличные  деньги в кассах учреждений ЦБ РФ 285,9
Денежные  средства в операционных кассах коммерческих банков 353,6
Облигации банка России у кредитных организаций 79,4
Обязательства ЦБ по обратному выкупу гос. ценных бумаг 89,5
Корреспондентские счета кредитных организаций  в ЦБ РФ 148,9
Денежные  средства, находящиеся у физических лиц 337,6
Обязательные  резервы коммерческих банков в ЦБ 245,3
Депозиты  банков в Банке России 73,1
 
     Количество  денег в обращении определяется из уравнения Фишера, которое показывает зависимость уровня цен от денежной массы.
     MV=PQ,
где M- количество денег в обращении;
     V- скорость обращения денег, т.е. число раз, которое денежная единица тратится на приобретение товаров и услуг в течении года;
     P- уровень цен, или средняя цена, по которой продается каждая единица произведенного товара или услуги;
     Q- количество товаров и услуг.
     ДБ  – денежная база. Она состоит  из:
    суммы наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций (без учета наличных денег в кассах учреждений Банка России: 285,9 млрд.руб.):  337,6+353,6= 691,2 млрд. руб.;
    корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России (счета в валюте РФ, включая остатки средств на ОРЦБ и на корреспондентском счете АРКО): 148,9 млрд. руб.;
    обязательные резервы (по привлеченным кредитными организациями средствам на счета в валюте РФ и в иностранной валюте): 245,3  млрд. руб.;
    депозиты банков в Банке России: 73,1 млрд. руб.;
    облигации Банка России у кредитных организаций: 79,4 млрд. руб.;
    обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг:     89,5 млрд. руб.
Таким образом,
ДБ  = 691,2+148,9+245,3+73,1+79,4+89,5 = 1327,4 (млрд. руб.) 
 
 
 
 
 
 
 

     Задача  №2
     В таблице  приведены данные для  расчета национального дохода. Рассчитайте скорость обращения денег на основе национального дохода и агрегата М2. Объем денежной массы на конец года составил 2798,9 млрд.руб. 

Таблица - Исходные данные для расчета национального дохода
Расходы на приобретение товаров  и услуг Сумма, млрд. руб.
Нераспределенные прибыли предприятий и организаций 422,7
Отчисления  на потребление капитала 698,7
Налоги  на прибыль предприятий 536,4
Заработная  плата наемных работников 1578,4
Косвенные налоги на бизнес 489,7
Отчисления  на социальные нужды 850,1
Арендная плата 561,2
Дивиденды 1215,3
                                                                                         
     Показатель  скорости обращения денег в кругообороте доходов:
V = НД/М2
где НД – национальный доход.
     Национальный  доход включает: государственные закупки товаров и услуг; отчисления на потребление капитала (амортизация); налоги на прибыль предприятий; заработная плата наемных работников; косвенные налоги на бизнес; отчисления на социальные нужды; арендная плата; дивиденды.
     НД = 422,7+698,7+536,4+1578,4+850,1+489,7+561,2+1215,3= 6352,5 млрд.руб.
     V=6352,5/2798,9= 2,27 

  
 
 

   Валютная  котировка
   На 4 февраля 1994 года различными банками  даются котировки валют, приведенные  в таблице. Определите указанный  кросс-курс. 

   Таблица – Исходные данные для расчета кросс-курса
Котировки, данные банками Кросс-курс
Канадский доллар к английскому фунту стерлингов CAD/GBP – 0,3954 –0,4077 CHF/GBP
Канадский доллар к швейцарскому франку CAD/CHF – 0,9243 – 0,9342
 
 
      CAD= GBP*0,3954
      CAD=CHF*0,9243
      GBP*0,3954=CHF*0,9243
      CHF/ GBP=0,3954/0,9243
      CHF/ GBP=0,4278
      CHF/ GBP=0,4364
      CHF/ GBP=0,4077/0,9342
        Кросс-курс швейцарского франка  к английскому фунту стерлингов  составляет CHF/ GBP= 0,4278-0,4364 
 

     Срочные (форвардные) операции
     Компания  хочет купить швейцарские франки по девятимесячному форварду против английских фунтов стерлингов. Каким будет форвардный курс, если банк дает следующее котировки: 
 
 
 

     Таблица 4- Котировки валют
Срок Бид Оффе
Спот-курс GBP/CHF 2,29 2,31
9 месяцев 0,03 0,05
 
     Девятимесячные  форвардные пункты (своп-курсы) увеличиваются слева направо (0,03-0,05), поэтому английские фунты стерлингов будут котироваться с премией и форвардные курсы покупки английских фунтов стерлингов составят 2,32 (2,29+0,03), а продажи – 2,36 (2,31+0,05). 

   Валютная  позиция банка
   Пусть на начало рабочего дня банк имеет по всем валютам закрытые позиции. Банк проводит семь операций по купле-продаже валют. Определите позиции банка по разным валютам и отразите полученные результаты в таблице. Сделайте вывод о результате, полученном банком после закрытия всех валютных позиций по действующим курсам, и целесообразности проведения этой операции. 

   Таблица 1 – Проводимые банком операции по купле-продаже валют
Номер операции Операции
куплено курс продано
1 1450 EUR 0.6850 993 GBP
2 2610 GBP 1.8335 4785 USD
3 3460 CHF 0.6373 2205 EUR
4 2740 CHF 1.0712 2935 CAD
5 3210 USD 0.7955 2554 EUR
6 4000 GBP 2.4532 9813 CAD
7 1500 CAD 0.7475 1121 USD
 
   Определяем  вид и величину позиции после  совершения каждой из операций
   Для того, чтобы определить возможный  результат закрытия позиций, следует пересчитать все суммы длинных и коротких позиций в доллары США по текущим рыночным курсам
   Таблица 2  – Позиции банка по разным валютам
Номер операции Операции Позиции
Куплено продано длинная короткая
1 1450 EUR 993 GBP +1450 EUR -993 GBP
2 2610 GBP 4785 USD   +1450 EUR   +1617 GBP
(-993+2610)
-4785 USD
3 3460 CHF 2205 EUR    +1617 GBP +3460 CHF
-4785 USD -755 EUR
(1450-2205)
4 2740 CHF 2935 CAD +1617 GBP +6200 CHF
(3460+2740)
-4785 USD -755 EUR
-2935 CAD
5 3210 USD 2554 EUR +1617 GBP +6200 CHF
-4785 USD -3309 EUR
(-755-2554)
-2935 CAD
6 4000 GBP 9813 CAD +5617 GBP (1617+4000)
+6200 CHF
-4785 USD -3309 EUR
-12748 CAD
(-2935-9813)
7 1500 CAD 1121 USD +5617 GBP +6200 CHF = +3951,26 EUR
-5906 USD (-4785-1121)
-3309 EUR
-11248 CAD
(-12748+1500)
 
Таблица 3 – Позиции банка после пересчета валютных позиций, в долл. США
Длинная позиция Курс Короткая  позиция Курс Результат
в валюте в пересчете  на доллары в валюте в пересчете  на доллары
+5617 GBP +10298,7695 USD 1,8335 -5906 USD -5906 USD -  
+3951,26 EUR +4967,0145 USD 1/0.7955 -3309 EUR -4159,648 USD 1/0.7955  
       -11248             CAD -8407,88 USD 0,7475  
Всего +15265,7835 USD   Всего -22864,788 USD   -7599,0045 USD
 
       Результатом закрытия всех валютных позиций по действующим курсам получится убыток в сумме -7599,0045 USD. Из этого следует, что в данной ситуации проведение данной операции нецелесообразно. 

 

      2 Кредит
       
      Предприятию необходимо произвести ввод в эксплуатацию новое оборудование с целью модернизации производственного процесса, что позволит ему сократить затраты сырья и материалов на производство, а также затраты времени. Однако поскольку собственных источников, которыми располагает предприятие, недостаточно, необходимо привлечение дополнительных источников финансирования данного инвестиционного проекта. С этой целью предприятие обратилось в различные кредитные учреждения и получило подробную информацию об условиях предоставления кредитов юридическим лицам.  

     Таблица 1  – Условия предоставления кредитов различными банками 
Банк Условия предоставления кредитов юридическим  лицам
кредиты сроком до 1 года кредиты сроком от 1 года до 3 лет обеспечение, требуемое банком, в % от суммы кредита кредитование  предприятия при условии отнесения  к классу кредитоспособности
ставка  по кредитам, в % максимальный  размер, выдаваемой ссуды, в тыс.руб. ставка по кредитам, в % максимальный  размер, выдаваемой ссуды, в тыс.руб.
1 18,0 1000 21,0 2100 125 1,2
2 18,5 1200 22,0 1600 123 1,2
3 18,9 1300 23,0 1700 145 1,2,3
4 17,8 2500 22,1 2130 116 1,2
5 16,9 1990 22,4 1670 121 1,2
6 19,1 2400 21,5 2050 109 1,2,3
7 18,9 2330 24,1 1810 111 1,2,3,4
8 20,2 2200 23,7 1650 109 1,2,3
9 23,5 1659 28,5 2400 98 1,2,3,4,5
10 20,3 2530 24,4 2690 107 1,2,3,4
     На  основе оценки полученной от банков информации необходимо выбрать кредитное учреждение, предоставляющее заемные средства на наиболее оптимальных условиях для конкретного предприятия . 

     Таблица 2 – Условия привлечения кредитов предприятием
Предприятие Необходимые условия привлечения кредита
срок, в годах сумма кредита, в тыс.руб. сумма погашения обеспечение, предоставляемое  предприятием целевой характер
Вега 1.8 1900 2650 2390 нет
      Поскольку среди условий предоставления банками  кредитов указано такое, как отнесение  юридического лица к определенному классу кредитоспособности, необходимо произвести оценку кредитоспособности предприятия.
      Оценка  кредитоспособности производится на основе данных баланса и отчета о прибылях и убытках.  

     Таблица 3  – Баланс предприятия (в агрегированном виде), руб.
Статьи  баланса Коды строк На начало года На конец  года
Актив      
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Нематериальные  активы 110 19480 -
Основные  средства 120 1276471 3757410
Незавершенное строительство 130 865845 1223482
Прочие  внеоборотные активы 150 - -
ИТОГО по разделу I 190 2161805 4980891
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы 210 1327311 1158433
Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям 220 410618 750417
Дебиторская задолженность (платежи в течение 12 мес.) 230 - -
Дебиторская задолженность (платежи в течение   12 мес.) 240 11890962 19050814
Краткосрочные финансовые вложения 250 1984984 2062773
Денежные  средства 260 36608 397016
Прочие  оборотные активы 270 - -
ИТОГО по разделу II 290 15650483 23619452
БАЛАНС (I+II) 300 17812288 28600343
Пассив      
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ      
Уставный  капитал 410 467131 467131
Добавочный  капитал 420 50330 636770
Фонд  социальной сферы 440 4906109 4974170
Нераспределенная  прибыль прошлых лет 460 6832561 6832561
Нераспределенная  прибыль отчетного года 470 - 7256443
ИТОГО по разделу III 490 12256131 20167075
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 510 - -
ИТОГО по разделу IV 590 - -
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Займы и кредиты 610 - -
Кредиторская  задолженность 620 5556156 8433268
Задолженность участников (учредителей) по выплате доходов 630 - -
Доходы  будущих периодов 640 - -
Резервы предстоящих расходов 650 - -
Прочие  краткосрочные обязательства 660 - -
ИТОГО по разделу V 690 5556156 8433268
БАЛАНС (III+IV+V) 700 17812288 28600343
 
     Таблица 4  – Отчет о прибылях и убытках
Наименование  показателя За отчетный период, руб. За аналогичный период прошлого года, руб.
I Доходы и расходы по обычным видам деятельности    
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 56889927 26555820
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 47180869 21069287
Валовая прибыль 9709058 5486533
Коммерческие  расходы - -
Управленческие  расходы - -
Прибыль (убыток) от продаж 9709058 5486533
II Операционные доходы и расходы    
Проценты  к получению 59376 12765
Проценты  к уплате - -
Доходы   от   участия в других организациях - -
Прочие  операционные доходы 114890 186039
Прочие  операционные расходы 908472 543127
III Внереализационные доходы и расходы    
Прочие  внереализационные доходы 33833 -
Прочие  внереализационные расходы - 45344
Прибыль (убыток) до налогообложения 9008684 5096866
Налог на прибыль и иные аналогичные  обязательные платежи 1752241 482684
Прибыль (убыток) от обычной деятельности 7256443 4614182
IV Чрезвычайные доходы и расходы    
Чрезвычайные  доходы - -
Чрезвычайные  расходы - -
Чистая  прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) 7256443 4614182
 
     Решение: кредитоспособность характеризует сложившееся финансовое состояние клиента, которое дает возможность банку сделать правильный вывод об эффективности его работы, способности погасить кредит (включая проценты по нему) в установленные кредитным договором сроки. Для оценки кредитоспособности составим агрегированный баланс и агрегированные показатели отчета о прибылях и убытках (см. таб. 17,18). 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 5 – Агрегированный баланс предприятия-заемщика «Сталь-НЗ»
Агрегат Статьи  баланса Код строк  баланса Сумма, руб.
на  начало года на конец года
Активы
А1 Наиболее ликвидные 250+260 2021592 2459789
А2 Быстрореализуемые активы 240 11890962 19050811
А3 Медленно реализуемые  активы 210+220+ +230+270
1437929 1908850
А4 Труднореализуемые активы 190 2161805 4980891
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.