На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическая мысль в Христианстве и Древней Греции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
Экономическая мысль
в христианстве 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка У4-711
Бурнаева Ольга
НИЯУ МИФИ
2011 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

История христианства  ……………………………………………………….. 3
Экономисты-христиане ……………………………………………………......3
Экономическая мысль в христианстве ………………………………….….4
Богословы об экономике ……………………………………………………...8
Климент Александрийский………………………………………………….... 8
Блаженный Августин …………………………………………………………..8
Василий Великий ……………………………………………………………….9
Григорий Нисский ……………………………………………………………..10
Иоанн Златоуст ………………………………………………………………..10
Фома Аквинский ……………………………………………………………….11
Сравнение экономической мыль Д.Греции и христианства …………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Корень всех зол есть сребролюбие,
которому предавшись,
некоторые уклонились от веры
и сами себя подвергли многим скорбям» 
 

История христианства.
Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). Причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями. Священное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами. Христиане признают Священным Писанием Библию - Ветхий и Новый Заветы, считая их единым целым. Слово «Библия» происходит от греческого «?? ??????», что означает «книги».  Термин «Завет» означает – союз, договор, т.е. это союз Бога со Своим народом. Сущность этого договора в том, что Бог ведет человека ко спасению, а человек исполняет заповеди Божии. Христианство – религия спасения, и спасение происходит через Иисуса Христа. Смысл христианской жизни заключается в обожении, т.е. богоуподоблении.Главные заповеди: возлюбить Бога всем сердцем, разумом и волей, а также возлюбить ближнего как самого себя.   

Экономисты-христиане.
Казалось бы, что  Библия- книга о духовном, нематериальном, возвышенном, так что для многих станет  откровением словосочетание «христианская экономика».
Согласно величайшему  экономисту Альфреду Маршаллу экономика  зародилась именно благодаря христианству. По его мнению, после распространения христианской веры стали возможными доверительные отношения между людьми, не связанными семейными узами. Вследствие этого и возникли фирмы, где хозяин и работник не являются родственниками. С этого момента и начинает свое развитее экономика.
Глубоко верующими христианами были Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Фредерик Бастиа, Альфред Маршалл, Уильям Джевонс, Йозеф Шумпетер и многие другие. Крупнейшего экономиста XIX века – Давида Риккардо – отец проклял и лишил наследства за переход из иудаизма в христианство. Англиканским священником был экономист Томас Мальтус. Православным священником стал экономист Сергей Булгаков. По его выражению, экономическая наука родилась как «плод поисков правды и совести современного сознания»;экономика есть прикладная этика, она никогда не строилась на антирелигиозных посылках. 

Экономическая мысль в христианстве.
  «…Уповайте не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).
Мы видим в Библии многочисленные примеры того, как великие святые занимаются производством и сбытом материальных благ.
Например, Авраам, названный  «отцом верующих» имел в подчинении 318 человек, которые заботились о его стадах, и женщины пряли шерсть, ткали холсты и делали из них палатки и одежды, которые затем продавались. Исаак, сын Авраам, «возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей» Иосиф, один из примеров истинно верующего человека, пройдя через страдания от несправедливой ненависти, стал управляющим всего египетского посевного хозяйства. Иов, названный праведником, имел 7.000 овец, 3.000 верблюдов, 500 пар волов, 500 ослов и много слуг Иисус до 30 лет был столяром. Он помогал Петру в рыбной ловле зная, что Петр ловит рыбу для продажи. Павел производил и продавал палатки.
Христианин на земле должен готовить себя к жизни вечной, он чает «жизни будущего века». В фундаментальном выборе между благами земной жизни и благами жизни вечной, между служением маммоне или Богу, последовательный ученик Христов делает выбор в пользу вторых - благо жить с Богом в земной жизни и жизни вечной несравненно больше всех благ жизни земной. Христианин, тем самым, отказывается от меньшего блага, становящегося для него благом мнимым, имеющим, по словам св. Иоанна Златоуста, только название блага, в пользу блага большего, делающимся для него реальной и великой ценностью. Христианин не имеет конечной целью умножение последних, которые могут быть для него лишь средством стяжания первых. В конечном счете, участвуя в обмене деятельностью и перераспределении жизненных благ, он стремится отдавать больше, чем брать.
Свое отношение к имуществу Иисус Христос высказывает словами «… и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.»Этим внушением Спаситель, по словам святителя Иоанна Златоуста, «обуздывает любовь к богатству» и призывает своих последователей и в этом проявлении отличаться от людей, живущих ради наживы. Св. апостол Павел в своем послании к римлянам пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви…» Для христианина должны быть исключены, запрещенные еще Моисеевым Законом, кражи и пожелание чужого. Кроме этого, он должен добросовестно выполнить свои обязанности налогоплательщика: «…отдавайте всякому должное: кому подать- подать; кому оброк - оброк…». Каждый трудоспособный христианин обязан трудиться, заниматься полезной обществу деятельностью. Лишь в этом случае он получает моральное право пользоваться плодами труда других людей. Труд - одновременно и энергия Божья и кара после грехопадения. Трудом мы показываем любовь к Господу. В Священном Писании не раз говорится о праве трудящегося пользоваться плодами своего труда или, через обмен, плодами труда других.[16] Однако, многие христианские подвижники уже при первичном распределении произведенных благ старались соблюсти принцип: брать меньше, чем давать. Таковы были Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иоанн Кронштадтский. Они следовали примеру апостола Павла, который, имея право на содержание во время своих миссионерских странствий как апостол и проповедник, предпочитал добывать себе пропитание шитьем палаток, ремеслом, которому он был обучен с детства. 
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Сокровища не в кошельке, банке или кредитной карточке, они в наших душах. И что бы быть истинно богатым, нужно копить не деньги, а добродетель. Оставляйте в наследство детям не материальные ценности, которые временны и бренны, а небесное благословение.
В целом же наличие денег не является грехом, им является сребролюбие, стяжательство, зависть. Деньги сами по себе не являются добром или злом. Они нейтральны. Но деньги становятся показателем нашей жизни, как физической, так и духовной. Господа интересует отношение человека к деньгам и богатству, куда склоняется сердце человека к Богу или к деньгам. Но богатство искушает. Деньги являются причиной многих грехопадений, они вызывают алчность, чувство власти , гордыню. Библия не проклинает деньги, но осуждает сребролюбие: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».Любовь к деньгам - это когда вы озабочены только ими, живете и работаете только ради наживы, надеетесь только на них. Они определяют ваши мысли, поступки, вашу радость и довольство.
Бог использует деньги с определенной целью:  
1. Чтобы удовлетворить наши насущные нужды и потребности .

2. Чтобы испытать нас и воспитать наш характер и личность
3. Чтобы наставить нас на истинный путь, через предоставление или удерживание средств.  
4. Чтобы помогать и благословлять окружающих через каждого из нас.  
 5. Чтобы проявить Свою силу и могущество в нашей жизни. 
 

Однажды Христос проходил мимо одной деревни и местный мытарь Закхей очень хотел Его увидеть, но на пути столпилось много людей и поэтому он залез на дерево. Господь обратил на него внимание и начал с ним беседу, навестив его дом. Когда Иисус обличил его грех мытарства и указал на его духовную нужду, то Закхей поверил в эту истину, раскаялся и обрел спасение. И сразу же он заявил, что отдаст половину своего состояния нищим, а тем, кого обидел, воздаст вчетверо. То, как Закхей стал относиться к деньгам, стало свидетельством его духовного рождения. Закхей обрел спасение не тогда, когда пожертвовал, но жертвовал из-за того изменения в его сердце, которое произошло после спасения. 
Так же в Библии рассказана история с точностью до наоборот - о богатом юноше. Он искренне стремился к обретению вечной жизни. Но когда Иисус обратился к идолу в его сердце: "все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною", он расстроился и ушел. Такой же идол был в сердце Закхея, и Закхей покаялся и раздал половину своего имения. Но юноша отвернулся и ушел, не пожертвовав ни копейки. Их отношение к деньгам показало, была ли в их сердце вечная жизнь.
 

Еще есть притча о богатом глупце. Этот человек был преуспевающим бизнесменом. Он заботился о том, чтобы расширить свой бизнес. Но Бог назвал его безумцем. Почему? Потому что этот купец стремился лишь к тому, чтобы получать больше удовольствий с помощью земных богатств, и вовсе не думал о вечности. Бог сказал: "в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?". Другими словами, он так заботился о жизни здесь, но ничего не вложил в жизнь там, а именно туда он пойдет сегодня ночью. Поэтому Иисус сказал: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». 
 
С другой стороны Иисус однажды повстречал бедную вдову. У нее было всего две монетки, и она отдала их. Она пришла в храм и положила их в коробку для приношений. Иисус не назвал ее глупой, не посмеялся, но поставил ее в пример ученикам. «ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. »Она - пример щедрости и жертвенной любви к Богу. Ее духовное состояние проявилось в том, что она пожертвовала все свое пропитание.  
 
Некоторые люди критикуют установление процентов на заем, но Библия несколько раз упоминает об этом. В древнем Израиле закон запрещал устанавливать проценты на один заем бедным людям. Этот закон имел множество социальных, финансовых и духовных аспектов, но два из них имели особое значение. Во-первых, закон помогал и защищал бедных людей, пытаясь не усугубить их ситуацию. Уже сам факт бедности был достаточным, так для многих было унизительно просить о помощи. Но, если бы им, вдобавок, пришлось возвращать кроме долга еще и сокрушительные проценты, то в таком случае деньги стали бы пагубными, а не полезными. 
 
Во-вторых, закон обучал важнейшему духовному принципу. Когда заимодавец избавляет бедного человека от процентов – он совершает акт милосердия, несмотря на то, что, возможно, потеряет прибыль от этих денег, пока они будут в займах. Дело в том, что это является осязаемым выражением благодарности Господу за Его милость.

В целом же ростовщичество в христианстве запрещено. В каноническом тексте Библии, в книге Второзаконие сказано: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею».
В Древней Руси и  позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки. Основанием этому служат представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает.

Богословы об экономике.

Климент Александрийский

Когда православные богословы хотят указать на святоотеческие источники учения Церкви о богатстве, бедности, собственности и милостыне, то прежде всего они говорят о сочинении учителя Церкви III в. Климента Александрийского «Кто из богатых спасется?».  
Собственность сама по себе не является препятствием для спасения, а потому отказ от собственности для христианина не обязателен. Неприемлимо трепетание над собственностью и богатством. Но обладание богатством для христианина не мешает спасению только  «если богатством, к коему он остается равнодушным, будет располагать он хорошо». Необходимо, чтобы человек распоряжался богатством, а не богатство владело бы человеком; спасется только тот богатый, «кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее». В этом случае человек обладает собственностью как даром Божьим. Если же страсть любостяжания владеет собственником, то тогда богатство губительно, и от него надо отказаться. В то же время бедность не есть панацея от осуждения, ибо «не на внешнем чем-либо утверждается спасение, а на душевной добродетели». 

Блаженный Августин
«То истинное богатство, которое обладая им потерять не можем»
 Ярким выразителем экономических взглядов раннего христианства был известный христианский теолог Августин Блаженный. Он проповедовал необходимость труда для всех, говорил, что, создав мир, Бог велел человеку работать, и ссылался на слова апостола Павла: «Как кто не хочет работать, пусть и не ест». При этом очень важно, что физический труд Августин считал таким же почетным, как и труд умственный. Работу кузнеца, строителя, сапожника он называл «чистым и честным ремеслом». Но более всего Августин уважал работу на земле. Он называл земледелие «чистым среди всех искусств». К торговле в Августина отношение было совсем другое. По его мнению, цель купца - «дешево купить и дорого продать. Августин считал это очевидным изъяном и осуждал. Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатства») является грехом. Обмен осуществляется по принципу пропорциональности. Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены». Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты. Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные грешные явления.
   Василий Великий 
   «Чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви» 

   Василий Великий  соединяет мысль о том, что  все вещное принадлежит Богу, с нравственной оценкой богатства.
   «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес с собою в жизнь? Не наг ли ты вышел из матернего чрева? Не наг ли и опять возвратишься в землю? Откуда же у тебя, что имеешь теперь? Если скажешь, что это от случая: то ты безбожник, не признаешь Творца, не имеешь благодарности к Даровавшему. А если признаешь, что это от Бога; то скажи причину, ради которой получил ты?»
   У святителя Василия Великого есть специальная беседа на ростовщиков, в которой он дает развернутое обоснование запрета на занятие ростовщичеством. Он осуждает не только эксплуатацию ростовщиком затруднительного положения должника: «... крайне бесчеловечно, когда один, имея нужду в необходимом, просит в заем, чтобы поддержать жизнь, другому не довольствоваться возвращением данного в заем, но придумывать, как извлечь для себя из несчастий убогого доход и обогащение».  
Обличая бесчеловечность ростовщика, святитель при этом дает понять, что тем самым он не запрещает вообще извлечение прибыли, но запрещает именно неправедное обогащение: «Скажи мне: денег ли и прибыли ищешь ты у бедного? Если бы он мог обогатить тебя, то чего бы стал просить у дверей твоих?» Итак, нельзя обогащаться на несчастье другого. 
На этих обличениях святитель Василий не останавливается, продолжая порицать ростовщичество еще и как средство приобретения предметов роскоши. 
Не приветствует святитель Василий и получение ссуд у ростовщиков на предпринимательские цели. Это видно по его возражению против мысли, будто подобные ссуды не разоряют, а обогащают заемщиков: «Но говорят, что многие через долги разбогатели: а я думаю, что больше было таких, которые дошли до петли» 
По мысли Василия Великого, со стороны должника процентный заем плох тем, что он забирает у человека свободу, порождает долговое рабство.
 

   Григорий Нисский
   Григорий Нисский также порицал ростовщичество.По его мнению, наиболее адекватно христианскому учению было бы дарить нуждающимся. Допустимо и давать в займы, но делать это следует без приращений. Причем, согласно воззрениям святителя Григория, одинаково повинен наказанию и не дающий взаймы, и дающий “с лихвою”. При этом первый осуждается в нечеловеколюбии, а второй в барышничестве[31] . Григорий Нисский также подчеркивал тот факт, что единственным настоящим Собственником является Бог, которому принадлежит абсолютно все. Так как Бог является общим Отцом, мы есть “как бы братья родные”. Таким образом, исходя из идеального принципа организации семейных отношений, св. Григорий признает лучшим и справедливым “разделять наследство поровну”[8] . 

   Ионанн Златоуст
   «Как Иуда продал Христа за тридцать серебренников, так многие благодать Христову продают за богатства тленные» 

   Иоанн Златоуст называл накопление земных благ «признаком крайнего безумия», поскольку накапливать то, чем не можешь воспользоваться, — безумие. Забота о богатстве может удалить от Бога и поработить: «Не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибытках и гнусных корчемствах». Лихоимание, т.е. взимание процентов, и корыстолюбие осуждались.  Святитель писал, что лихоимство — корень многих зол, а лихоимец в сущности еще хуже вора и разбойника, поскольку действует более тиранически. Честный заработок земледельца, скотовода, ремесленника, рачительного домохозяина не сравним с заработком ростовщика. Кроме того, не следует принимать милостыню от лихоимцев, поскольку взявшего чужое не спасут и бесчисленные дары . есть еще одно интересное место в Евангелии, которое косвенно также касается ростовщичества. Речь идет о притче о талантах. В ней Господин, обличая раба, скрывшего в землю данный талант, говорит: «...лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим; и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:26-27). Что понимать здесь под отдачей серебра торгующим? Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место в Евангелии, понимает его как повеление отдать деньги в рост: «С денег вещественных Он (Господь — прим. автора) воспретил брать рост... Между тем в духовных дарах Господь обещает потребовать от нас лихвы»[6]. Иными словами, святитель Иоанн допускает только духовное понимание притчи о талантах, и отвергает мысль о ней словно о какой-то «легализации» Господом ростовщичества. 
 

   Фома Аквинский
   Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей. Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного» богатства. Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому». Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства.
   По мнению Фомы Аквинского, богатство не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Другой вопрос — как это богатство используется. Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслуживает одобрения. Если же оно порождает пороки и им творится несправедливость, тогда такое использование богатства достойно всякого осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. Поэтому грехи богатого человека более тяжкие, чем те же грехи бедного. 
Осуждения также заслуживает стремление к богатству. Поскольку богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира, то превращение его в цель выступает нарушением естественной природы вещей, а следовательно, несправедливостью. 
С точки зрения Фомы Аквинского, человек имеет право на владение теми вещами, в которые он вложил часть своей души. Это право творца на свое творение. В первую очередь речь идет о результатах труда человека, о тех вещах, в которые вложены усилия, старания, творчество мастера. Человек имеет также право передавать и получать вещи по наследству, потому что всякий трудится не только ради себя, но ради семьи и своих потомков. 
Фома Аквинский выделяет два вида справедливости. Первый вид — справедливость при обмене. Она основана на равенстве обмениваемых товаров, откуда вытекает понятие «справедливой цены» и «справедливого возмещения», о чем еще будет сказано ниже. Второй вид — справедливость при распределении. Этот вид используется при определении справедливой доли каждого члена общества в общем продукте. Распределительное право основано не на арифметическом равенстве, а на пропорциональном равенстве, означающем, что доли при распределении должны соответствовать положению человека в обществе, значимости выполняемых им функций. Справедливость здесь заключается в воздаянии по заслугам. Поскольку каждое общество является иерархичным, то и заслуги членов этого общества различны. Следовательно, различными должны быть и уровни их доходов. 
Рассуждения Фомы Аквинского о справедливой цене в первую очередь опираются на понятие обменного права (справедливости при обмене), о котором уже говорилось. «Справедливая цена» должна обеспечивать равенство при обмене, т.е. каждый участник сделки должен отдать ровно столько, сколько он получил. Вопрос в том, как определяется «справедливая цена». Согласно рассуждениям Фомы Аквинского, она является результатом субъективных оценок двух обменивающихся сторон. В первую очередь это субъективная оценка продавцом той меры ущерба, которую он понесет, продав данный товар. Этот ущерб в целом соотносится с издержками на приобретение или производство данного товара. Но не менее важным является и субъективная оценка покупателем ценности данного товара, т.е. меры своей потребности в нем. Продавец также должен учитывать качество товара, устанавливая на него цену. В дальнейших рассуждениях Фома Аквинский в основном в качестве «справедливой цены» рассматривает среднюю цену, установившуюся на рынке на данный товар при средних условиях. 
Мошенничеством является использование продавцом чрезвычайной нужды покупателя в данном товаре. Продавец не имеет права завышать цену в этом случае. В то же время покупатель сам может предложить более высокую цену, которая рассматривается как благодарность за оказанную услугу в чрезвычайной ситуации.  
Фома Аквинский не осуждает торговлю, считая, что купец выполняет важную функцию, доставляя товары туда, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет право получать прибыль. Но в то же время торговец обязан соблюдать два правила. Во-первых, он должен соотносить цену товара с затратами на его приобретение и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться за прибылью ради самой прибыли. 
Как и большинство средневековых авторов, Фома Аквинский осуждал взимание процента за пользование деньгами. Он утверждал, что, отдавая определенную сумму денег, кредитор имеет право требовать вернуть ему лишь равную сумму. Процент представляет собой дополнительную плату за пользование деньгами. Но продажа денег и продажа права пользоваться ими — одно и то же. Таким образом, ростовщик несправедливо продает одну и ту же вещь дважды.
 
 
 

   Сравнение экономических позиций Древней Греции и Христианства. 

Еще в дохристианские времена достаточно определенно  обозначились два противоположных  взгляда на потребление человеком  материальных благ. Древнегреческий философ Аристипп, ученик Сократа, основатель киренской, или гедонистической школы, видел цель жизни человека в наслаждении разнообразными земными благами. Сторонниками этих предположений в Новое Время были утилитаристы, прежде всего Иеремия Бентам, а также Джон Стюарт Милль. В наслаждении цель человеческой деятельности видели и идейно близкие им Клод Адриан Гельвеций, а в определенной мере и Адам Смит.
Основателем другого  направления экономической этики  в целом, этики потребления, в  частности, стал Аристотель, опиравшийся  на идеи своего учителя Платона. В  своих трудах “Политика” и “Никомахова  этика” Аристотель выделил два рода “искусства наживать состояние” - экономику и хрематистику. Первая характеризовалась созданием “посредством земледелия” и приобретения (через мелкую торговлю) благ, необходимых для удовлетворения разумных потребностей индивидуума и домохозяйства, вторая - не имеющим ограничений приращением материального богатства, прежде всего, посредством крупной торговли и ростовщичества. Экономика, по мысли Аристотеля, воплощала в себе здоровое экономическое начало, хрематистика - искаженное и неестественное.
Христианское представление  о потреблении близко к этим взглядам Аристотеля. Вместе с тем в христианском учении идея самоограничения в потреблении  материальных благ обрела полную завершенность  в связи с признанием временного характера и несовершенства земного бытия, представляющего лишь подготовку к бытию вечному. Суть христианской этики потребления можно выразить так: ограничение потребления, воздержание от чрезмерного потребления, принесение непотребленной части благ в жертву Богу и ближним. Совершенный христианин, исполненный любовью, должен стремиться пожертвовать им всем, что имеет (и материальными благами, и самой земной жизнью), должен рассматривать потребление сверх минимально необходимых потребностей как нечто отягощающее его, слишком привязывающее к земному и удаляющее от Бога. Самоограничение в потреблении должно быть способом борьбы со своими страстями и проявлением устремленности к миру Божьиму.
   Стоит ли жить так, чтобы достичь бесконечного блаженства вечной жизни ценой отказа от многих земных радостей и удовольствий или лучше изведать, сколько возможно, земные наслаждения, распростившись с вечным блаженством. Человек рискует, не будучи уверенным в действительности вечной жизни. Если бы он веровал – единственным его разумным выбором было бы стремление к вечной жизни. Но все же христиане выбирают духовные блага, вместо искушающих материальных. Идея о предпочтении благ высшего порядка благам материальным и жертвовании вторыми ради обретения первых не была чужда и дохристианскаму миру. Аристотель так представил эту идею в своей «Никомаховой этике»: «Правда о добропорядочном заключается в том еще, что он многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо: он расточает имущество и почести и вообще блага, за которые держатся другие, оставляя за собой лишь нравственную красоту… они расточат свое достояние на то, от чего больше получат их друзья; тогда друзьям достанутся деньги, а им самим нравственная красота, так что самим себе уделяется большее благо.» 

   Классики политической экономии рассматривая экономический обмен земными благами, исходили из предположения об обмене эквивалентов, идея эта восходит к Аристотелю. Христиане так же  вовлечены в экономическую сферу жизни людей, в обмен услугами и товарами. Какой же основной нормативный принцип экономического поведения христианина? Исходя из фундаментального предпочтения благ небесных благам земным, христианин не имеет конечной целью умножение последних, которые могут быть для него лишь средством стяжания первых. В конечном счете, участвуя в обмене деятельностью и перераспределении жизненных благ, он стремится отдавать больше, чем брать. Это – основной принцип христианской нормативной экономии, вытекающий из христианского отношения к ближнему и фундаментального предпочтения христианина. Следование этому принципу дает возможность христианину встраиваться в любой экономический строй. Христианин улучшает мир, прежде всего совершенствуя себя. 
   Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен – естественная сторона хозяйственной деятельности. «Справедливая цена» – это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена».По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – церковнослужителю, третий – феодалу. 
Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».
 

   Платон и Аристотель, настоятельно запрещали ростовщичество. Аристотель решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т. е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «с полным основанием вызывает ненависть». Аристотель говорил, что процент — самая противоестественная форма дохода, так как деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги. Средневековые канонисты, поддерживая Аристотеля, выдвигали новые возражения против роста. Например: отдавая деньги в долг, их дают во временную собственность должнику. Процент же — это чужой доход, не имеющий никакого отношения к заимодавцу, полученный исключительно стараниями должника. Следовательно, взимание процента есть присвоение чужого продукта. Крупнейший средневековый богослов Фома Аквинский писал, что, давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое ими заемщикам. Однако время — это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждение. 
Восходящая еще к Аристотелю, негативная оценка ростовщичества была дана многими отцами Церкви, прежде всего блаженным Августином, и христианскими авторами, такими, как Фома Аквинский,а так же православными богословами.
Аристотель утверждает, что торговля, как таковая, относится  к издержкам Хрематистики, подрывает  основы натурально-хозяйственных отношений, а возникшие в результате соглашения между людьми деньги представляют собой не более, чем “удобный в обиходе” товар и в нашей власти сделать так, чтобы они стали неупотребительными. Он решительно осуждает использование денег не по их истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе ради меновой торговли, а ростовщичество откровенно вызывает у него ненависть. Фома Аквинский же утверждает: “…торговля в наше время зависит от “воли Бога”, и если таковое угодно Богу, то она не только возможна, но и необходима. Хотя я не одобряю крупную торговлю, которая ведется с целью извлечения выгоды, все же приходится признать крупные доходы купцов и ростовщиков когда они извлекаются трудом , связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности”.
Аристотель писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги». Он не сомневается в том, что деньги - это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара - его цена. Деньги - это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.
Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой – вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению. 

Платон видел в Разделение труда основу для существования разных сословий, главную причину иерархического строения общества. Разделение труда лежит в основе человеческого общества. Он писал, что у каждого человека множество потребностей, но одна способность и, следовательно, человек должен жить в обществе для удовлетворения своих потребностей и в обществе должно быть разделение труда.
Общественное разделение труда Аквинский характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия:  крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, которая «выше» физического труда. В частной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.