На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Компетенция главы государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Пермский  Национальный Исследовательский  Политехнический  Университет 
 
 
 

       Реферат на тему
«КОМПЕТЕНЦИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА» 
 
 
 
 

                                                 Выполнил: студент
                                                 группы АСУ - 09
                                                 Жуковская М.С.  

                                                 Проверил: доцент
                                                 Ковальчук С.А. 
 
 

Пермь  2011
    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    Введение
    Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент его правового статуса
    §1.Понятие  полномочий Президента РФ
    § 2.Классификация полномочий Президента РФ
    Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к органам федеральной власти
    §1. Полномочия Президента РФ, связанные  с органами законодательной власти
    § 2. Полномочия Президента РФ, связанные  с исполнительными органами власти
    § 3. Полномочия Президента РФ, связанные  с судебными органами власти
    § 4. Полномочия Президента РФ в области  обороны страны и обеспечения  безопасности государства
    § 5. Полномочия Президента РФ в области  внешней политики
    § 6. Иные полномочия Президента РФ
    Глава 3. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации
    Глава 4. Правовые акты Президента РФ
    Заключение
    Список  использованных источников и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Реализация  принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как  ее единственным источником, согласно статье 3 Конституции РФ, является многонациональный народ Российской Федерации.
    Конституция исходит из того, что никакой государственный  орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной  власти в стране. Сама государственная  власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения  функций между органами, осуществляющими  соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
    Президент Российской Федерации занимает в  системе федеральных государственных  органов особое положение. Конституция  возлагает на него задачу обеспечения  единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными  и судебными органами. Именно Президент  обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, хотя сам он непосредственно  не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.
    Правовое  положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц.
    Президент Российской Федерации является главой государства (часть 1 статьи 80 Конституции РФ). Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.
    В части 2 статьи 80 установлено, что Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее статье 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
    Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти. Здесь же указано, что Президент  может и обязан действовать в  установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных  норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством (статья 1 Конституции РФ). Таким образом, например, обеспечивая целостность и единство Российской Федерации, Президент должен принимать меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент  его  правового  статуса 

    §1.Понятие  полномочий Президента РФ 

    Полномочия  Президента Российской Федерации — это сфера деятельности и совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей Президента РФ, объем, и характер которых обусловлены его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. Важнейшей составляющей (кроме предметов его ведения и осуществляемых функций) являются полномочия. По своему значению все полномочия Президента подразделяются на две группы: 1) имеющие прерогативный характер, т.е. принадлежащие исключительно Президенту как главе государства, 2) для осуществления которых Президент в соответствии с принципом разделения властей взаимодействует с другими органами государственной власти.
     
    § 2.Классификация полномочий Президента РФ 

    Традиционной  является классификация полномочий Президента РФ по характеру взаимодействия с другими органами государственной  власти. При этом отдельные ученые-государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента Российской федерации. По мнению Е.И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на семь групп по следующим сферам:
    1) полномочия связанные, с органами законодательной власти (полномочия назначать выборы Государственной Думы, в установленном порядке распустить Государственную Думу, право законодательной инициативы и другие;
    2) полномочия, связанные с исполнительными органами власти (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, назначение на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; принятие решения об отставке Правительства; отмена постановлений и распоряжений Правительства, противоречащих Конституции, федеральным законам и указам Президента, и др.);
    3) полномочия связанные, с судебными  органами власти (выдвижение кандидатур для назначения Советом Федерации на должность судей высших судебных органов; назначение на должность всех судей федеральных судов; право Президента предлагать кандидатуры к назначению на должность Генерального прокурора РФ и право предлагать отстранение от должности Генерального прокурора РФ);
    4) полномочия в области обороны страны и обеспечения безопасности государства (по Конституции РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ; утверждает военную доктрину; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности; в необходимых случаях и в порядке, предусмотренном Конституцией, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение);
    5) полномочия в области внешней политики (Президент осуществляет руководство внешней политикой, определяет ее основные направления; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; в качестве главы государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей);
    6) иные полномочия (решение вопросов гражданства — приобретения гражданства РФ, выхода из гражданства РФ, приобретения двойного, почетного гражданства, а также предоставление политического убежища; награждение государственными наградами; присвоение почетных званий РФ (заслуженного учителя, юриста и т.д.); помилование лиц, осужденных за совершенные ими преступления (право амнистии принадлежит Государственной Думе).
    7) полномочия по взаимодействию  с органами государственной власти  субъектов РФ (назначение полномочных  представителей Президента в  субъектах РФ; приостановление действия  актов органов исполнительной  власти субъектов РФ в случае  их противоречия обязательствам  РФ или нарушения прав и  свобод человека и гражданина; использование Президентом согласительных  процедур при возникновении спора  между органами государственной  власти Федерации и ее субъектов  либо между самими субъектами  РФ; назначение на должность и освобождение от должности глав администрации субъектов РФ, если они не заняли эту должность в результате выборов);  

    Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к  органам федеральной  власти 

    Полномочия  президента охватывают несколько сфер:
    1) полномочия, связанные с законодательными  органами государственной власти;
    2) полномочия, связанные с деятельностью  исполнительных органов государственной  власти;
    3) полномочия, связанные с деятельностью  органов судебной власти;
    4) полномочия в сфере обороны  и обеспечения безопасности государства;
    5) полномочия в сфере внешней  политике;
    6) иные полномочия. 

    §1. Полномочия Президента РФ связанные с  органами законодательной  власти 

    Согласно  статье 84 Конституции РФ1, Президент РФ наделен комплексом полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и прекращение ее полномочий, так и на законодательную деятельность.
      Президент назначает выборы Государственной  Думы в связи с истечением  срока ее полномочий или в  связи с ее роспуском. Порядок  выборов устанавливается ФЗ «О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ»2. Право Президента на роспуск Думы обуславливается следующими основаниями: трехкратное отклонение Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом, выражение Думой в течение трех месяцев недоверия Правительству, отказ Думы в доверии Правительству. Перечень оснований для роспуска Государственной Думы носит исчерпывающий характер.
    Кроме этого, Президент РФ обладает значительными полномочиями, дающими ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания. Реализуя право законодательной инициативы, Президент РФ предлагает принятие новых законов и внесение изменений и дополнений в действующие. Ему также принадлежит право инициирования пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок3.
    Президент РФ имеет возможность оказывать  влияние на содержание законов путем  использования права вето, т.е. права  не подписывать закон, принятый Государственной  Думой и одобренный Советом Федерации. По Конституции он не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. При этом Президент РФ руководствуется Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
    Одним из средств влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является ежегодное послание Президента РФ парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента РФ четко не определена. В нем Президент РФ озвучивает основные направления внутренней и внешней политики, которые он определяет в соответствии со ст. 80 Конституции.
    Власть  Президента РФ производна от народа. Поэтому  его право назначать референдум - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и  общественной жизни - можно рассматривать  и как обязанность выносить важнейшие  вопросы и законопроекты на суд  народа. Порядок инициирования, назначения и проведения референдума регулирует Федеральный конституционный закон  от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме  Российской Федерации".
    Таким образом, проанализировав полномочия президента РФ связанные с органами законодательной власти, можно сделать следующий вывод, то что: 
    1) На Президента РФ Конституцией наложен ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы (Президент назначает выборы ГД в связи с истечением срока ее полномочий, а также в случае ее роспуска.)
    2) Президент РФ наделен правом законодательной инициативы
    3) Президент РФ наделен правом  вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции РФ
    4)  Президент РФ наделен правом подписывать и обнародовать законы,
    5) Президент РФ наделен правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов.
    6) Президент РФ наделен правом  на издание правовых актов в форме указов и распоряжений.
    7) Президент РФ наделен правом  обращения   к Федеральному собранию (это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов). 

    §2. Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти 

    В соответствии со статьей 110 ч 4 конституции  РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Состав, полномочия, организация деятельности, обеспечение деятельности и другие вопросы деятельности Правительства регулируются ФКЗ «О правительстве Российской Федерации».
      Согласно статье 83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ, занимая, тем самым, место его Председателя. Этим Президент осуществляет непосредственное руководство Правительством.
    В статье 32 ФКЗ «О Правительстве»4 закреплено положение о том, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них, назначает их руководителей.
    В Указе Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов  исполнительной власти» конкретно  определены такие органы: МВД РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МИД РФ, Министерство обороны РФ, Минюст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность данных органов.
    Президент обладает контрольными (надзорными) полномочиями в отношении органов исполнительной власти. Так, в соответствии с частью 3 статьи 115 Конституции РФ5 глава государства наделен правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Основному закону, федеральным законам и указам Президента РФ посредством издания Президентских указов. Однако надо отметить, что такого рода указы на практике фактически не встречаются, поскольку важная роль в этой деятельности отведена прокуратуре6.
    Таким образом, проанализировав полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти, можно сделать следующий  вывод, то что:
    1) Президент РФ наиболее тесно связан и исполнительной властью (хотя  он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему.)
    2) Президент РФ осуществляет воздействие на Правительство РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.
    3) Президент РФ имеет право назначать Председателя Правительства ( после согласования кандидатуры в ГД),
     4) Президент РФ имеет право принимать решение об отставке Правительства.
    5) Президент РФ имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.
    6) Президент РФ наделяется правом приостанавливать действия акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам (но Президент РФ не может приостанавливать действие актов органов законодательной власти этих субъектов.)
     
    §3. Полномочия Президента РФ связанные с  судебными органами власти 

    Конституция Российской Федерации предусматривает  три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную (Статья 10 Конституции Российской Федерации).
    Судебная  власть как вид государственной  власти принадлежит специальным  органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Она осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства (пункт 2 Статьи 118 Конституции Российской Федерации). В тоже время статья 127 Конституции выделяет ещё и такой вид судопроизводства, как арбитражное. Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательство суда.
    В настоящее время суды всех видов  и уровней образуются с соблюдением  установленной законом процедуры. Реализация её производства обеспечить беспристрастный отбор  судей, способных  профессионально, грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.
    Одним  из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд  Российской Федерации – судебный орган конституционного надзора, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
    Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  тайным голосованием по представлению  Президента Российской Федерации.
    Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном  Суде Российской Федерации способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина и представляет интересы Президента Российской Федерации в  Конституционном Суде Российской Федерации.
    Полномочный представитель назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом РФ по представлению  Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и является по должности заместителем  Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
    Также кандидатуры на должность судей  Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора Российской Федерации, согласно пункта «е» Статьи 83 Конституции Российской Федерации, представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации. А назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить Генерального Прокурора от должности. Что же касается судей названных выше судов, то порядок их смещения Конституция Российской Федерации не предусматривает. В соответствии со статьей 111 Конституции7 порядок прекращения полномочий судьи должен быть установлен федеральным законом.
    Кроме этого Президент Российской Федерации  также назначает на должность  судей других федеральных судов.
    Таким образом, проанализировав полномочия Президента РФ связанные  с судебными органами власти, можно сделать следующий  вывод, то что:
    1) В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судебных органов РФ назначаются по представлению Президента.
    2) Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по тайным голосованием по представлению Президента РФ.
    3) Президент имеет право представлять Совету Федераций кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ.
    4) По представлению Президента РФ Совет Федерации может освободить Генерального прокурора от должности. 

    §4. Полномочия Президента РФ в сфере обороны страны и обеспечения безопасности государства 

    Президент Российской Федерации является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
    Этот  статус позволяет ему реализовать  свои функции по охране суверенитета и целостности государства, гаранта  прав человека, которые могут обеспечиваться лишь в условиях мира. В качестве Верховного Главнокомандующего Президент  РФ осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами РФ. Он непосредственно руководит Минобороны России, осуществляет предусмотренные  Конституцией полномочия по утверждению  военной доктрины РФ, назначению и  освобождению высшего командования Вооруженных Сил РФ, введению военного положения, присвоению высших воинских званий. Полномочия Президента РФ в  военной сфере более подробно регулируют Федеральные законы от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и  военной службе"8.
    Президент Российской Федерации как глава  государства и Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами Российской Федерации  определяет основные направления оборонной  политики и осуществляет руководство  обороной страны.
    В законодательстве под обороной понимается вся система политических, экономических, военных, военно-технических, социальных, правовых и иных мер по обеспечению  готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также  собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.
    В полномочия Президента входят издание  указов о призыве граждан на военную  службу, а также утверждение плана  гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной  обороне9.
    Президент утверждает планы дислокации Вооруженных  Сил и других войск, размещения военных  объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных  отходов на территории страны.
    Президент ведет переговоры и подписывает  международные договоры Российской Федерации о совместной обороне  и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.
    Президент объявляет военное положение, что  опосредуется изданием указа Президентом  Российской Федерации (пункт "б" части 1 статьи 102 Конституции РФ), который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации. Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы.
    Военное положение, вводимое Президентом в  случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства  и общества. Этот режим предусматривает  наделение органов государственной  власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов  государственного управления военного времени, военных властей правами  по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.
    В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать  полное содействие военному командованию в использовании сил и средств  данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка  и безопасности.
    Президент Российской Федерации при обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе10.
    Чрезвычайное  положение вводится указом Президентом Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. В соответствии со статьей 102 Конституции указ подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
    Основаниями введения чрезвычайного положения  могут быть:
    а) попытки насильственного изменения  конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные  конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
    б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения, и  требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ.
    Право на введение чрезвычайного положения  на всей территории Российской Федерации принадлежит исключительно Президенту Российской Федерации.
    Указы Президента Российской Федерации о  введении чрезвычайного положения  должны утверждаться Советом Федерации (пункт "в" части 1 статьи 102 Конституции РФ).
    Процедура утверждения указа о введении чрезвычайного положения аналогична процедуре утверждения указа  о введении военного положения.
    Таким образом, проанализировав полномочия Президента РФ  в сфере обороны  страны и обеспечения безопасности государства, можно сделать следующий  вывод, то что:
    1) Президент РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ.
    2) Президент РФ утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.