На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социализация и телевидение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
  

 

Введение 
 

     Процесс социализации имеет большое значение в жизни каждого человека. Так как данный процесс социализации проходит через всю жизнь человека, начинаясь с раннего детства и, продолжаясь в пенсионном возрасте.
     Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему эффективно функционировать в качестве члена общества.
     Социализация  относится к тем явлениям, посредством которых человек  учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами  санкций формального и неформального характера.
     Степень разработанности социализации в  зарубежной и отечественной психологии можно представить следующим  образом.
     В западной психологии проблема социализации рассматривается преимущественно в направлении психоанализа и интеракционизма.
     Согласно  психоанализу, социализация рассматривается  как социальное научение.
     Интеракционизм  описывает социализацию как следствие  межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение. В гуманистической психологии социализация рассматривается как самоактуализация Я-концепции.
     С позиции отечественной психологии, социализация характеризуется как  расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек, сферы деятельности и общения индивида и как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Долгое время  внимание отечественных психологов привлекала, главным образом, социализация как воспитание в образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие в объединениях неформальных, в стихийно возникающих группах и т.д.
     Объект исследования: феномен социализации в психологии.
     Предмет исследования: содержание, механизмы, особенности и основные факторы социализации подрастающего поколения.
     Цель  исследования: выявить сущность социализации детей и подростков.
     Задачи исследования:
    раскрыть понятие и содержание процесса социализации;
    рассмотреть механизмы социализации;
    изучить особенности современной социализации;
    проанализировать факторы социализации;
     Таким образом, актуальность темы, ее практическая и теоретическая значимость включает в себя анализ процесса социализации как неотъемлемой части жизни общества, значимость которой прослеживается на ранних этапах развития человека.
 

Глава. 1. Социализация, как объект психологических и социально-педагогических исследований.
      §1.1. Понятие и содержание  процесса социализации. 
 

     Термин  «социализация», несмотря на его широкую  распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».
     Идея  развития личности – одна из ключевых категорий отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится субъектом, т. е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия « развитие личности» и « социализация» в этом случае совпадают, а акцент на активность личности кажется, значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации.
     Подлинно  научное рассмотрение вопроса о  социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.
     Несколько сложнее вопрос о соотношении  понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей  литературе в двух значениях – в узком  и широком смысле слова. В узком  смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т. д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова, под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т. д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество и «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различия не будет.
           В самом широком  смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [5, 19]. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни.
     Социализацию  можно рассматривать как двусторонний процесс не только из-за диалектического  единства усвоения и воспроизводства  социального опыта, но также из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений.
     Сущность  процесса социализации заключается  в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций. Целенаправленные, социально - контролируемые процессы воздействия на личность реализуется, прежде всего, в воспитании и обучении. Стихийность – многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек. Стихийное, спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и многие другие факторы. Двусторонность процесса социализации проявляется также в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс – это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявления присущих субъекту импульсов и влечений. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности. Социализация может изучаться в филогенетическом плане – формирование родовых свойств человечества, и онтогенетическом – формирование конкретного типа личности.
     Выделяются  три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, становление личности: деятельность, общение, самосознание.
     Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
     Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением деятельностей, т. е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.
     Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т. е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
     Вторая  сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, потому что общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.
     Наконец, третья сфера социализации – это  развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.
     Есть  несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов.
     Другое  свойство самосознания заключается  в том, что его развитие в ходе социализации – это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности общения.
     Хотя  самосознание относится к самым  глубоким характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления индивида о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других [16, 69-82].
 

      §1.2. Анализ механизмов социализации личности 
 

           Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм, который, можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Имеются в виду не только взаимоотношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других. Г. Тард считал данные отношения типовыми социальными отношениями, рассматривая общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими ценностей, установок, норм и т. д. Но, разумеется, ведущее значение данный механизм имеет в процессе взросления человека. Ребенок, подражая своим родителям, имитирует их слова, жесты, мимику, действия и поступки.
     Выделяют  также механизм полоролевой идентификации  (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [9, 195]. Ребёнок сначала осознает свою принадлежность к определённому полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери или отца), и, наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения [1, 47].
     Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, подражание, конформизм и др.
     Механизм  социальной оценки желаемого поведения  осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия – страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения.
     Люди  по-разному воспринимают друг друга  и по-разному стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности. То есть присутствие одних стимулирует, присутствие других тормозит либо вообще блокирует деятельность человека. Это так называемые эффекты действия механизма социальной оценки, которые получили название социальной фасилитации (или фацилитации) и социальной ингибиции.
     Социальная  фасилитация предполагает стимулирующее  влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями; любящими родителями и детьми; квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками и т.д. Вероятно, фасилитацию следует рассматривать не только как социально психологический эффект социальной оценки, но и как необходимое условие всех процессов обучения и воспитания, поскольку отсутствие данного феномена способствует формированию коммуникативных барьеров между людьми.
     Существует  психологический эффект обратного  действия – социальная ингибиция. Социальная ингибиция проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Такой эффект возникает обычно, когда индивиды испытывают друг к другу негативные чувства – страх, пренебрежение, неуважение, ненависть, презрение и т.д. Социальная ингибиция актуализирует негативные переживания у человека, такие как стыд (переживание разоблачения и позора, связанное с реакциями других людей), чувство вины (такое же переживание, но связанное с наказанием самого себя) и др. В ситуации социальной ингибиции снижается уровень собственного достоинства, падает самооценка. Практически во всех ситуациях обучения и воспитания, когда критичность воспитателей преобладает над доброжелательностью, можно наблюдать возникновение социальной ингибиции.
     Наиболее  распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Социальный конформизм рассматривается, прежде всего, как феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется проявление индивидуальности, и преобладают ценности коллективистского характера.
     Таким образом, конформность можно рассматривать как механизм социализации, действующий на уровне всего общества. В то же время конформность выступает и как индивидуализированный феномен. И в демократичном обществе мы можем видеть достаточно большое количество конформных людей, но их конформизм связан с факторами давления не всего общества, а лишь конкретных социальных групп. В этом случае конформность выступает как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. Конформность выступает побочным эффектом существования социального контроля и поэтому в той или иной степени присуща различным индивидам и социальным группам [20, 349].
     Мера  развития конформности может быть разной у разных людей. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. Данный уровень конформности является вполне адаптивным, поскольку человек сохраняет свою собственную точку зрения на предмет. При чрезмерной выраженности конформность становится внутренней, т.е. индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Он воспринимает оценки окружающих как более обоснованные и убедительные, чем собственные. Крайняя степень выраженности данного качества приводит к тому, что субъект легко становится объектом манипуляций со стороны других людей. Даже если на первый взгляд он выступает как абсолютный нонконформист, им можно манипулировать, исходя из его негативизма.
     Негативизм  – это стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Зная негативные установки такого конформиста, можно заставить его поступать так, как нужно манипулятору. Негативист легко поддается на провокации окружающих, и манипулировать им так же легко, как и конформистом [19, 174].
     В целом, сохранение определенной меры конформности является условием оптимальной социализации, а доминирование или отсутствие данного качества может рассматриваться как нарушение процесса социализации и начало отклонения.
     Действие  данного механизма социализации зависит как от самого человека, его индивидуальных особенностей, так и от группы. Если группа достаточно единодушна, то конформизм в ней развит значительно сильнее, нежели в группе, имеющей лиц не согласных с мнением большинства. В условиях внешней опасности в группе также происходит усиление конформизма и наоборот: более благоприятные внешние условия способствуют снижению уровня конформности у большинства членов группы [17, 134]. 

     §1.3. Стадии процесса социализации личности ребенка 
 

     Вопрос  о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывались именно по этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства.
     Относительно  других стадий идёт оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса  о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому, естественно, что в качестве стадий социализации называется только периоды детства и юности [6, 119]. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
     Дотрудовая  стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два периода:
     а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
     б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.
     Трудовая  стадия социализации охватывает период зрелости человека – это весь период трудовой деятельности человека.
     Послетрудовая стадия представляет собой сложный  вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны определенная социальная политика государств (система пенсионного обеспечения) – с другой, приводит к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается количество людей пенсионного возраста. В значительной степени трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.
     В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации.
     Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.
     В процессе социализации личность выступает  как субъект и объект общественных отношении. А.В. IIетровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. На этой стадии человек обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Примером тому являются феральные люди.
     Феральные люди - это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (определение К. Линнея).
     Очевидно, что ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому впоследствии. В отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве (модель социальной жизни Робинзона Крузо), остается человеком как личностью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.
     На  стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах. Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого.
     Интеграция - третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. На этой стадии складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе. Б.Г. Ананьев относил формирование социально-типических черт характера, как и образование социальных установок личности, к психологическим эффектам, которые свидетельствуют о мере и глубине социализации.
     Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции  индивида. Пассивной - когда он усваивает  нормы и служит объектом социальных отношений; активной - когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений [21, 256-270].  

 

 Глава 2. Факторы, способствующие социализации личности
  §2.1. Характеристика институтов социализации 
 

     Социализация осуществляется в определенных условиях, наиболее значимые из которых могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
     Воспитание  и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребёнку) и формирования из него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.
     Факторами социализации могут стать взаимоотношения  в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, дружеских компаниях, а так же знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.
     Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей [4, 148]. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социализации - семью, школу (или школьный класс), производственную группу, трудовой коллектив.
     Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой  другой социальной группой. Именно в  семье осуществляется первый адаптационный  период социальной жизни человека [8, 252]. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план.
     Как социальный институт семья имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организации досуга. Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных конфликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются, прежде всего на качестве социализации подрастающего поколения.
     Школа, если рассматривать ее с точки  зрения социализации человека, имеет  также свои особые функции. Образовательные  и социализирующие функции школы различны. Социализирующие функции связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений. Функция эмансипации ребенка определяется тем, что ребёнок попадает в систему формальных межличностных отношений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не столько его личными качествами, сколько учебной деятельностью. Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы является ведущей [12, 260]. По сравнению с семьей школа все же обладает более жесткими социальными нормами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.