На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Агрессия и влияющие на нее факторы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Содержание 
 

 ВВЕДЕНИЕ

 
     Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий.
     В этой интересной области все еще  остается множество нерешенных проблем. Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии можно и должно рассматриваться внешне выраженное действие, либо же агрессией могут быть мотивы, установки, эмоции. Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Всегда ли агрессия зло, или она может носить конструктивный характер? Ответы на данные вопросы противоречивы.
     Из-за сложившейся нестабильной ситуации в стране и экономического кризиса уровень жизни населения резко снизился. Людям не выплачивают заработную плату, нет стимула работать. Многие из них не имеют возможности заработать деньги, а цены на товары повышаются. Все это естественно отражается на населении и их взаимоотношении. Люди стали раздражительными, агрессивными. Из-за неприятностей на работе они «срывают зло» на свих близких, что приводит к скандалам в семье, к разводам.
     Актуальность  данной темы состоит в том, что  мир сегодня стал крайне опасным  во многих отношениях. На первом месте в ряду дестабилизирующих факторов стоит эскалация агрессии в разнообразных формах. Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят, убивают друг друга, причиняют боль и страдание ближним. Насилие в мире процветает. С каждым годом увеличивается число террористов во всем мире. В различных странах вспыхивают войны. В настоящее время некоторые государства имеют возможность смести с лица Земли все живое, благодаря применению современных мощных видов вооружения. Все это может привести к глобальной катастрофе.
     В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество.
     В связи с этим следует разобраться, почему же люди действуют агрессивно, и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение.
     Все это создает актуальность анализа  проблемы человеческой агрессии.
     Объект  исследования: формирование и проявление агрессивности. Предмет исследования: особенности агрессивности и внушаемости у людей различных возрастных групп.
     Цель  исследования – изучить особенности человеческой агрессии.
     Задачи:
    изучить понятие агрессии и основные ее теории.
    выявить причины влияющие на возникновение агрессии.
    Рассмотреть методы исследования агрессивного поведения.
    Сделать выводы на основе проведенных исследований

 1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ  В ПСИХОЛОГИИ

    1.1 Понятие и виды агрессии

 
     Начиная с середины 60х годов тема насилия  и агрессии становится одной из актуальной на Западе, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век - « веком беспокойства о насилии». Анализ новейшей психологической и социально-философской литературы, вышедшей в ведущих странах Запада 70-80г. посвященной проблеме человека. Свидетельствуют о том, что вопросы связанные с человеческой агрессивностью (или агрессией) выдвигаются на передний план многих исследований.
     Чрезвычайная  сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно  к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его однозначная трактовка и определение.1
     Прежде всего, агрессия в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
    агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.
    в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
    жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
     Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.
     Старейшая из них теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия – это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты.
     Теоретики–эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.
     Человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий, доказывает Р.Ардри, он бессилен против инстинктов собственной природы, которые неотвратимо приводят его к социальным конфликтам и борьбе.
     Человек в развитии своего сознания и бытия настолько далеко ушел от животного мира. Что распространять закономерности последнего на человеческое поведение, его мотивы и механизмы с научной точки зрения абсолютно бесперспективно. Различные общественные формы деятельности человека детерминированны отнюдь не его биологической сущностью. Но осуществляются прежде всего по законам общественного труда, законам развития определенного способа производства. Обладая специфической и уникальной в природе способностью сознательно производить орудия труда и целенаправленно использовать их в своем воздействии на окружающий мир, наличием второй сигнальной системы и связанной с ней членораздельной речью, человек выступает прежде всего как субъект труда, мысли, воли и общения. Корни всех проявлений насилия следует искать не в материальных отношениях и условиях, а в индивидуальной психологии людей, в субъективном мире личности.
     Теории  побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания.
     В соответствии с теориями социального  научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при  обращении пристального внимания: 1) на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее появление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.
     Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях появления агрессии, а так же в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

    1.2 Индивидуальные, внешние и социальные факторы, влияющие на агрессивное поведение

 
     Большинство современных теорий, затрагивающих  проблему агрессивного поведения, допускают, что оно определяется внешними факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами, отражающими характерные черты и склонности конкретного агрессора.
     Обусловлено ли личностными характеристиками то, что одни люди имеют склонность к совершению актов агрессии, а другие — нет? Простые наблюдения приводят к заключению, что да, обусловлено. Большинство из нас могут вспомнить среди своих знакомых лиц, которые из-за необычно высоких или низких «точек кипения», резкого или мягкого стиля поведения и других факторов казались особенно склонными или же, напротив, не склонными к агрессивным действиям. Короче говоря, черты характера, похоже, играют важную роль в определении вероятности того, станут ли определенные лица агрессорами или жертвами.2
     Какие же характеристики являются ключевыми? Какие черты и склонности дают нам возможность говорить о предрасположенности  личности к совершению или не совершению агрессивных поступков? Информация, которую мы могли бы получить, важна по нескольким причинам. Во-первых, знание того, какие черты характера ассоциируются с высоким или низким уровнем агрессии, может способствовать пониманию агрессивного поведения в целом и содействовать созданию всеобъемлющих и точных теорий человеческой агрессии. Во-вторых, информация о чертах человеческого характера, обусловливающих склонность к агрессии, может иметь большое практическое значение для прогнозирования тенденций к прямой агрессии и выработки мер по предотвращению или контролю агрессии. В связи с этим интерес к определению личностных характеристик, имеющих отношение к агрессии, значительно возрос за последние годы. Исследования по этой проблеме привели к многочисленным вызывающим интерес вспышкам озарения относительно черт характера «горячих», склонных к агрессии личностей. Однако прежде чем обратиться к этим данным, остановимся вкратце на более существенном вопросе — действительно ли личностные черты настолько устойчивы, что можно оправдать усилия, затраченные на их определение и изучение?
     В повседневной жизни мы опираемся  на мнение, что черты характера — это единственная реальность, считая, что на поведение людей не влияют ни время, ни обстоятельства. Как это ни удивительно, но некоторые исследователи подвергают сомнению подобные предположения. Они утверждают, что человеческие существа на самом деле едва ли склонны вести себя, думать или чувствовать в одной и той же манере независимо от течения времени или различных ситуаций, и заявляют, что реакции людей в значительной степени обусловлены текущими ситуациями и с очевидностью меняются в ответ на перемену во внешних условиях. Эти исследователи также считают, что мы воспринимаем поведение других как величину постоянную, что не всегда соответствует действительности, главным образом потому, что это облегчает задачу понимания людей и прогнозирования их будущих поступков. Как только мы приписываем другим людям определенные черты, мы можем на этом основании прогнозировать их будущее поведение.
     Все большее число данных свидетельствует о том, что черты характера, обусловливающие склонность к агрессии, сами по себе являются достаточно устойчивыми. Например, Олвейс в литературном обозрении, посвященном этой теме, отмечает, что данные, собранные в различное время, в течение нескольких месяцев или на протяжении многих лет, подтверждают это предположение. Подобным же образом результат впечатляющего исследования, с выборкой, состоявшей из более чем 1700 мужчин и женщин, дали возможность сделать вывод, что высокий уровень агрессии, демонстрируемый в определенных ситуациях южноафриканскими детьми, остается столь же высоким и пять лет спустя. Вместе взятые, эти и прочие данные свидетельствуют о том, что индивидуальные различия в склонности выбирать в качестве модели поведения агрессию действительно довольно устойчивы. Были также получены данные о том, что определенные характеристики имеют прямое отношение к агрессии. Эти черты к тому же сохраняют свою силу и по истечении длительных периодов времени и влияют на поведение в самых разнообразных обстоятельствах. Принимая во внимание все эти результаты, кажется вполне разумным попытаться определить специфические личностные характеристики, связанные с проявлением агрессии. Многие исследователи взяли на вооружение подобный подход. Основные результаты их исследований суммированы ниже.3
     Хотя  «здравый смысл» предполагает наличие прочной прямой связи между различными чертами личности и агрессией, на самом деле такую взаимосвязь зачастую очень трудно продемонстрировать. Во-первых, во многих случаях ситуационные факторы оказывают на агрессию большее воздействие, нежели различные черты личности. Во-вторых, показать связь между специфическими личностными чертами и агрессией трудно потому, что критерии определения этих черт не удовлетворяют желаемым требованиям надежности или валидности. До известной степени такие способы не в состоянии оценить не только интересующие нас, но и другие черты личности. В исследовательский процесс поэтому вкрадывается ошибка. Благодаря такому оценочному «шуму» нелегко разглядеть связь между исследуемыми чертами личности и ее агрессией.
     Важную  категорию агрессоров составляют экстремисты, то есть мужчины и женщины, проявляющие  агрессию либо крайне часто, либо в  крайних формах. Экстремисты отчетливо  подразделяются на две группы, к первой из которых относятся лица со сниженным, а ко второй — с повышенным самоконтролем. У агрессоров первого типа внутренние сдерживающие механизмы развиты весьма слабо, и поэтому агрессоры со сниженным самоконтролем прибегают к насилию чрезвычайно часто. Агрессоры второго типа, напротив, обладают необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами и способны воздерживаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Когда же ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессия, проявляемая лицами с повышенным самоконтролем, может принимать крайние, а порой даже фатальные формы.4
     Одна  и та же поведенческая реакция  разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная — все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самосознания. Повышение степени личностного самосознания подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное поведение допустимым, и наоборот, удерживает его от совершенная агрессивных действий, если он относится к такому поведению как к недопустимому.
     Исследования  показали, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние — непрямой, то есть не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях. Гендерные различия в агрессии иногда объясняются влиянием генетических или биологических факторов. Действительно, существуют определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов как детерминант агрессии весьма значительно, однако ясно, что уже само по себе противопоставление гендерных ролей (то есть представление о том, что мужчины «круче»), является очень важным фактором. Кроме того, даже если гендерные различия, проявляющиеся в агрессии, действительно в какой-то степени порождаются именно биологическими факторами, это отнюдь не означает, что мужчины неизбежно должны будут демонстрировать более высокий уровень агрессивности, нежели женщины. Напротив, агрессия во всех своих формах может быть предотвращена или редуцирована с помощью соответствующих средств.
     Внешние детерминанты агрессии — это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоциированы с состояниями физической среды.

 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  И РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ

    2.1 Факторы, влияющие на развитие агрессивности

 
     Согласно  Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
    способов усвоения подобных действий;
    факторов провоцирующих их появление;
    условий, при которых они закрепляются.
     Теория  социального научения рассматривает  агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за  которыми стоят сложные навыки требующие всестороннего научения». Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с орудием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
     Ситуативные факторы, заставляющие индивидуума  в большей или меньшей степени  осознавать самого себя, могут служить  внешними детерминантами агрессивного поведения. Самосознание относится  к состояниям, в которых внимание сосредоточенно на собственных установках, ценностях и других характеристиках индивидуума.
     Множество ситуаций, особенно в которых высока вероятность остаться анонимным  или возможность избежать персональной ответственности, могут ухудшать способность  к осознанию самого себя и усиливать агрессивность. Напротив, обострение самосознания может ослаблять агрессию.5
     Пентис-Данн и Роджерс выдвинули теорию дифференциального  самоосознания, чтобы объяснить, каким  образом процесс самоосознания  связан с поведением, особенно с  агрессивным. Они утверждают, есть два класса переменных ослабляющих процесс самоосознания, и оба они связаны с различными компонентами самосознания. Посылы, вызывающие чувство ответственности, - это не аспекты ситуации, которые дают возможность индивиду стать менее узнаваемым, тем самым редуцируя общественное самосознание – компонент самосознания, связанный с желанием произвести впечатление на окружающих.другими словами. Если человек обладает относительной анонимностью, он может выбрать в качестве модели поведения ненормативное или «недопустимое» поведение, поскольку ему вряд ли грозит ответственность за эти действия. В этом случае индивид растормаживается.
     Модификаторы внимания ослабляют личное самосознание – компонент самосознания, связанный с сосредоточением на собственных внутренних ощущениях и мыслях. Например, сильное возбуждение или измененное состояние сознания, а также «погружение с головой» в групповую деятельность могут отвлечь внимание индивида от его внутреннего мира. Тогда про него говорят, что он деиндивидуализирован и не может обратиться к своим внутренним нормам, чтобы оценить и изменить свое поведение.
     На  частоту и силу агрессивных действий адресованных конкретному человеку, может сильно повлиять степень ассоциации данной персоны с неприятными событиями вообще или с тем. Что в прошлом или настоящем вызвало раздражение. Согласно теории когнитивных ассоциаций, «то как люди реагируют на прочитанное, услышанное или увиденное зависит в основном от их интерпретации этого сообщения, идей, заложенных в нем, и мыслей, им пробуждаемых». Показываемое в средствах массовой информации насилие может пробудить соответствующие мысли и идеи. Эти мысли затем могут «актуализировать конкретные эмоции и даже специфические тенденции поведения».
     В своем обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медия Берковитц  выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что насилие  в масс-медия будет способствовать агрессии:
    Увиденное кажется наблюдателю проявленном агрессии – «агрессия присутствует в мыслях зрителя, и кино их не пробуждает, если зритель не считает агрессией то, что видит».
    Зритель отождествляет себя с агрессором, «у зрителя, отождествляющего себя с агрессором из фильма, будут возникать мысленные образы, тем самым подталкивая его к агрессии».
    Потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме – как это имело место в некоторых исследованиях Берковитца.
    Наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими – зритель «особенно склонен поддаваться влиянию, когда захвачен сюжетом и представляет, что сам ведет себя аналогичным образом».
     Все большее число данных свидетельствуют  о том, что черты характера, обуславливающие склонность к агрессии, сами по себе являются достаточно устойчивыми. Часто считается, что страх – особенно страх наказания – может способствовать подавлению агрессии. Если страх или тревога сдерживают агрессию, вполне разумно предположить, что люди, склонные к подобным реакциям – наиболее остро чувствующие опасность, - зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Когда провокация постоянно усиливается. То даже индивиды с высоким уровнем тревожности начинают постепенно встречать агрессию контрагрессией. Во многих случаях ситуационные факторы, похоже, способны затмевать даже яркие индивидуальные наклонности. В результате, при определенных условиях даже самые кроткие, самые мягкие в обычной жизни лица проявляют агрессивность, а самые враждебно настроенные, самые вспыльчивые – воздерживаются от нее.
     На  снижение уровня агрессии влияет тревожность, возникшая из-за возможности быть наказанным или получить неодобрение со стороны общества. Поскольку лица, заинтересованные в социальном одобрении, неравнодушны к суждениям и критике со стороны других, свидетельствует о том, что тревога именно этого типа тесно связана с агрессией.
     Атрибуции относительно намерения других зачастую играют важную роль в агрессии. Склонность приписывать недоброжелательность и другие намерения другим лицам, даже если этого на самом деле нет, является важной чертой, которая может привести индивидов к более частным, чем обычно, агрессивным столкновениям с другими.6
     Контроль  над агрессивными импульсами и непрямое их выражение, не являются врожденными: они результат научения.
     Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в форме приемлемых в рамках данной цивилизации называется социализацией агрессии.
     Очевидно, человек не перестает быть агрессивным достигнув зрелости. Однако в результате социализации многие люди учатся контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. Другие индивиды остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко, через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования.
     Люди  неподвергшиеся социализации, чьи агрессивные импульсы находят выход в физическом насилии.
     В социализируемой агрессии присутствуют два фактора: снисходительность и строгость наказания родителем агрессивного поведения ребенка.
     Суровое наказание, вызывает в ребенке враждебность, и таким образом, дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к применению наказаний родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения; ребенок привыкает к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок ведет себя агрессивно.
     Несколько исследований, проведенных Капрарой и его коллегами, показали, что от индивидуальных различий действительно зависят сила и вероятность проявления агрессии.
     Простое наблюдение показывает, что некоторые  люди «заводятся с пол-оборота» - они  с необычной злостью и агрессией  отвечают даже на самые слабые провокации.
     Раздражительность – устойчивая тенденция обижаться  даже на минимальную провокацию. Другая личностная характеристика эмоциональная  чувствительность – устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и  испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации.
     Уверенность индивидов в своей способности  влиять на собственную судьбу может  быть дополнительным личностным фактором, имеющим отношение к агрессии во многих ситуациях. Если создать условия, при которых люди не будут ощущать взаимосвязь между своим поведением и его результатами, они могут почувствовать себя бессильными и будут страдать от снижения мотивации и уменьшения количества действий. Люди испытывая чувство стыда, зачастую также ощущают гнев и враждебность: они злятся на самих себя. Что своим поведением заставляют себя усомниться в собственной ценности. Такие чувства затем переадресовываются тем, по чьей вине возник стыд. Поскольку стыд- это сильная эмоция, то негативные чувства, порождаемые ею, зачастую бывают глубокими, неадекватными событию, вызвавшему их.
     Поскольку и вина и стыд приводят в действие механизм и негативные реакции – «плохое поведение», можно предположить, что связь между стыдом и агрессией может напрямую зависеть от степени неодобрения своего собственного «Я». Другими словами, именно тенденция стыдливых людей бить по своему собственному «Я» лежит в основе их высокой склонности к агрессии.
     Личностные  факторы начинают играть ведущую  роль в ситуациях, смоделированных  самими людьми, нежели в ситуациях, им навязанных, а также если самосознание человека не «замутнено», в отличии от случаев, когда оно заблокировано или «задавленно» ситуацией.

    2.2 Методы исследования агрессивного поведения

 
     Сегодня лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и наблюдения. Изобретательные исследователи разрабатывают также методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.
     Экспериментальные и не экспериментальные подходы в исследованиях.
     Исследователи вынуждены наблюдать и понимать агрессию, не провоцируя при этом людей причинять друг другу вред. Один из сравнительно безопасных способов изучения агрессии заключается в поиске «естественно возникающих случаев агрессии и регистрации событий, сопутствующих инциденту». Например, исследователь может оправиться по барам, злачным местам, записывая кто вел себя агрессивно и какие агрессивные действия совершал (бил посуду, кричал). Схожий метод – опрос людей – каким образом, как часто и при каких обстоятельствах они проявляют агрессию. При таких не экспериментальных подходах исследователь избегает любого прямого вмешательства или поощрение поведения, причиняющего вред. Эти методы всегда были и остаются весьма полезными.
     Однако  в таких процедурах есть один недостаток: исследователи, применяя такие методы, часто не могут установить, какие конкретно факторы предопределили, вызвали или подавили прямую агрессию (например, алкоголь, жара).
     Из-за подобных трудностей многие психологи  препочитают использовать для изучения агрессивного поведения экспериментальный подход. Исследователь манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает результаты этой процедуры.7
     Например, если мы хотим применить экспериментальный  подход для изучения связи агрессивного поведения с опьянением, мы будем  варьировать независимую переменную, давая одной группе испытуемых большую дозу алкоголя, а другой группе – кока-колу с запахом алкоголя. Если мы обнаружили, что люди, выпившие коктейль с настоящим алкоголем ведут себя более агрессивно, чем те, кто пил кока-колу с ароматизатором, мы будем более-менее уверены, что причиной такого поведения был алкоголь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.