На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками и подрядчиками ОАО «Керамика»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования "Витебский государственный  технологический
университет" 

Кафедра экономики 

          
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский учет и отчетность в  промышленности»
на тему: Учет поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками и подрядчиками ОАО «Керамика» 
 

Студент
заочного факультета,
3 курса,  группы Бус-6                                                              С.И.Логунова 

Руководитель                                                                            Э.А.Бугаева    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Витебск
2011
Учреждение  образования
«Витебский  государственный  технологический  университет»
(наименование  вуза)
Факультет экономический   Кафедра экономики
«Утверждаю»:

Зав.кафедрой ______________

«___» _____________200___г.
   

З А Д А Н И  Е

по  дипломному  проектированию
Студенту__Логуновой Снежане Ивановне ______________________________
1.Тема  проекта _Учет поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками и подрядчиками ОАО «Керамика»____________________________________________________
2.Сроки сдачи  студентом законченного проекта _05.03.2011г.__________________
3.Исходные  данные к проекту теоретические аспекты учета поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками, бухгалтерские данные ОАО «Керамика»
Содержание  расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)
Введение_____________
1.Теоретические  основы учета поступления  материальных ресурсов  и расчетов с  поставщиками 
2.Документальное  оформление и учет поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками на примере ОАО «Керамика»________________________________________________________3.Пути совершенствования бухгалтерского учета материальных ресурсов и расчетов с поставщиками в ОАО «Керамики»________________________________________________________4.Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Перечень графического  материала (с точным указанием  чертежей и графиков)
6.Консультанты  по проекту (с указанием относящихся  к ним разделов проекта)  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Дата  выдачи задания 
________________________________________________________________
8.Календарный график работы над проектом на весь период проектирования (с указанием сроков выполнения и трудоемкости отдельных этапов) _________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Руководитель _________________________________________________________________
 
Задание принял к исполнению (дата) _____________________________________________
 
(подпись студента) ________________________________
 
Примечание. Это задание прилагается к законченному проекту и вместе с проектом представляется при сдаче проекта в ____________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     СОДЕРЖАНИЕ
Введение       6
1 Теоретические основы учёта поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками  
     8
1.1 Задачи учёта поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками и подрядчиками  
     8
1.2 Нормативно-правовое регулирование  учета поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками  и подрядчиками  
     9
1.3 Сущность, классификация материальных  ресурсов и их оценка в бухгалтерском  учете  
     12
1.4 Учет поступления материальных  ресурсов      20
1.5 Инвентаризация материальных ресурсов и отражение ее результатов в бухгалтерском учете  
     24
1.6 Особенности учёта отдельных активов в составе материальных ресурсов  
     27
1.7  Учет расчетов с поставщиками материальных ресурсов      30
1.8 Синтетический учет поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками  
     33
    Документальное оформление и учёт поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками    на примере ОАО «Керамика»
 
     35
2.1 Характеристика организации бухгалтерского  учёта в  ОАО «Керамика»  
     35
2.2 Документальное оформление и  учёт поступления материальных  ресурсов в ОАО «Керамика»  
     38
2.3 Учёт расчётов с поставщиками  за приобретённые материальные  ресурсы в ОАО «Керамика»  
     40
2.4 Инвентаризация материальных ресурсов  в ОАО «Керамика»      42
3 Пути совершенствования бухгалтерского  учета  материальных ресурсов  и расчетов с поставщиками в  ОАО «Керамика»  
     45
Заключение      50
Список  использованных источников      52
Приложение  А Товарно-транспортная накладная на отгрузку обрезков заказчику       
     56
Приложение  Б Товарно-транспортная накладная на поступление поддонов от ЧТПУП «Лайвури»  
     57
Приложение  В Ведомость движения материальных ценностей      58
Приложение  Г Ведомость движения материальных ценностей по которым не было движения  
     59
Приложение  Д Визуальное отражение программы учета материло ОАО «Керамика»  
     60
Приложение  Е Товарно-транспортная накладная на получение ламп накаливания  
     61
Приложение  Ж Платежное поручение      62
Приложение  И Договор на обучение специалистов ОАО «Керамика»      63
Приложение  К Счет-фактура      64
Приложение  Л Журнал-ордер №6      65
Приложение  М Книга покупок      66
Приложение Н Инвентаризационная опись оборотных активов      67
   
 
 
 
 
 
 
 
 
       ВВЕДЕНИЕ
 
      На  современном этапе развития экономических  отношений в стране, материальные затраты составляют значительную долю всех затрат на производство продукции, работ, услуг. В связи с этим возрастает роль учета в осуществлении контроля за  наличием материальных ресурсов и правильным их использованием.
      Материальные  ресурсы являются предметами, на которые  направлен труд человека с целью  получения готового продукта. В отличие  от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.
      Инструкция  о порядке бухгалтерского учета материалов устанавливает порядок бухгалтерского учета материальных ресурсов организаций.
      Применение  организациями программных продуктов  по учету материальных ресурсов должно обеспечить получение необходимой  информации на бумажных носителях, включая показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутренней отчетности организации и других документах.
      В последнее время в нашей республике проводится значительная работа по улучшению  методологии и организации бухгалтерского учета. Разработаны и изданы новые нормативные акты, регламентирующие постановку бухгалтерского учета в различных отраслях и максимально приближенные к международным стандартам. В частности, изданы Типовой план счетов бухгалтерского учета (2003г.), Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и т.д.
      Большую роль в условиях рынка играют оперативный  учет и контроль за выполнением договоров  поставки и плановых заданий по реализации продукции, работ, услуг и получением прибыли.
      В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические аспекты учета материальных ресурсов, а также практика ведения бухгалтерского учета по данному вопросу на  примере ОАО «Керамика».
      Целью данной курсовой работы является систематизация, закрепление, расширение теоретических знаний и практических навыков по поступлению материальных ресурсов и расчетов с поставщиками, а также поиск путей по совершенствованию учета материальных ресурсов и расчетов с поставщиками в ОАО «Керамика».
      Задачи курсовой работы:
      - рассмотреть теоретические основы учёта поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками;
      - изучить нормативно- правовое регулирование учета материальных ресурсов;
      - исследовать синтетический и аналитический учет поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками;
      - ввести предложения по путям совершенствования бухгалтерского учета материальных ресурсов  и расчетов с поставщиками.
      Объектом  исследования является ОАО «Керамика».
     Предмет исследования – учет поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками и подрядчиками.
 
 
 
 
 
 
 
     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ  МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ  И РАСЧЕТОВ С  ПОСТАВЩИКАМИ
 
      
      Задачи  учета поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками и подрядчиками
 
      Основными задачами учета поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками являются:
      а) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по приобретению материалов;
      б) контроль за сохранностью материалов в местах хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
      в) своевременное выявление излишних материалов с целью их возможной реализации или определения иных возможностей вовлечения в хозяйственный оборот;
      г) контроль за эффективным использованием материалов;
      д) своевременное осуществление расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей;
      е) контроль за ценностями, находящимися в пути, неотфактурированными поставками;
      ж) контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками. [1, с.151]
      Основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материальных ресурсов являются:
      а) сплошное, непрерывное и полное отражение  движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия материалов;
      б) учет количества и оценка материалов;
      в) оперативность (своевременность) учета  материалов;
      г) соответствие синтетического учета  данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
      д) соответствие данных складского учета  и оперативного учета движения  материалов в подразделениях организации  данным бухгалтерского учета.
 
      1.2 Нормативно-правовое регулирование учета поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками и подрядчиками
 
      Постановление Министерства архитектуры и строительства  Республики Беларусь 24 января 2008 г. N 4 (в  ред. постановлений Минстройархитектуры от 08.01.2009 N 2,от 31.05.2010 N 16) «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов». Данная Инструкция устанавливает порядок бухгалтерского учета строительных материалов организациями, исполняющими в соответствии с законодательством функции подрядчика, застройщика, заказчика.  Установленные требования по отражению в бухгалтерском учете хозяйственных операций обязательны для исполнения юридическими лицами, за исключением банков, иных небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций.
      До 26.01.2011г. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 15 мая 2002 г. N 74(в ред. постановлений Минфина от 30.11.2007 N 182,от 10.12.2008 N 186, от 15.10.2010 N 110) «Об утверждении Инструкции о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов». Инструкция о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов устанавливала порядок оперативно-складского и бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов, используемых для собственного потребления организациями всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, ведущими бухгалтерский учет. Инструкция не распространялась на организации при реализации (продаже) нефтепродуктов через автозаправочные станции за наличный и безналичный расчеты, в том числе с применением электронных и банковских пластиковых карт. Получение, хранение и расходование горюче-смазочных материалов производятся работниками, с которыми нанимателем заключены договоры о полной материальной ответственности. Данное Постановление утратило силу на основании Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133
      Инструкция  о порядке использования и  бухгалтерского учета бланков строгой  отчетности (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196). Данная Инструкция регулирует порядок ведения бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете.
      До 26.01.2011г. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 17 июля 2007 г. N 114 (в ред. постановления Минфина от 25.06.2010 N 77) «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов». Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов устанавливала порядок бухгалтерского учета сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, специальной оснастки и специальной одежды организаций. Данная Инструкция регулировала порядок оформления операций по поступлению материалов; учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов; оценку материалов; транспортно-заготовительные расходы; учет отпуска материалов на производство и другие цели; учет материалов на складах и в бухгалтерской службе и т.д. Данная Инструкция утратила силу.
      Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 18 декабря 2008 г. N 192 (в ред. Постановлений Минфина от 21.04.2009 N 52, от 10.07.2009 N 91) «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "товарная накладная" и Инструкции по заполнению Типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "товарная накладная"»
      Закон Республики Беларусь 18 октября 1994 г. N 3321-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 N 42-З, от 17.05.2004 N 278-З, от 29.12.2006 N 188-З, от 26.12.2007 N 302-З) «О бухгалтерском учете и отчетности». Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
      В настоящее время Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от12 ноября 2010 г. N 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых Постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». Определяет методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета. Инструкция содержит перечень утративших силу Постановлений Министерства финансов и их отдельных структурных элементов.
      Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. N 180 (в ред. постановлений Минфина от 05.01.2010 № 1, от 18.03.2010 № 29, от 22.04.2010 № 50) «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь». Инструкция по инвентаризации активов и обязательств устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
      Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. N 62 (в ред. Постановлений  Минфина от 12.11.2003 № 152, от 26.05.2008 № 85)  «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету "учетная политика организации"».
      Данный  документ гласит, что учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основе настоящей Инструкции и законодательства Республики Беларусь и утверждается руководителем организации. Здесь также рассматриваются вопросы по организации документооборота и т.д.
 
      1.3 Сущность, классификация  материальных ресурсов  и их оценка  в бухгалтерском  учете
 
      В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов в качестве запасов к бухгалтерскому учету принимаются активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации.
      К запасам относятся:
      - сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части, тара (далее - материалы);
      - инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, сменное оборудование, специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь, временные (нетитульные) сооружения и приспособления (далее - отдельные предметы в составе средств в обороте);
      - животные на выращивании и откорме;
      - незавершенное производство;
      - готовая продукция;
      - товары.
      Особенности бухгалтерского учета животных на выращивании  и откорме, товаров определяются законодательством.
      Производственные  запасы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.), т.е. товарно-материальные ценности, являются предметами, на которые  направлен труд человек с целью  получения готового продукта. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою первоначальную форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.
      В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
      а) используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной  для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);
      б) предназначенные для продажи (готовая  продукция и товары);
      в) используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
      Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета.
      В зависимости от той роли, которую  играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные  материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, прочие материалы, материалы, переданные в переработку на сторону, строительные материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная оснастка и специальная одежда (на складе и в эксплуатации, временные (нетитульные) сооружения и приспособления, лом и отходы, содержащие драгоценные металлы.
      Сырье и основные материалы — предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами — продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).
      Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).
      Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит  условный характер и нередко зависит  лишь от количества материала, использованного  на производство различных видов продукции.
      Покупные  полуфабрикаты — сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.
      Возвратные  отходы производства — остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).
      Из  группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.
      Топливо подразделяют на технологическое (для технологически целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).
      Тара  и тарные материалы — предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.
      Строительные материалы – материалы, используемые непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства.
      Инвентарь и хозяйственные принадлежности — это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).[2, с.181]
      Специальная оснастка и специальная одежда на складе и специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации – предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы стоимостью на дату приобретения не более 30-кратного размера базовой величины, установленного законодательством Республики Беларусь, за единицу независимо от срока их полезного использования.
      Специальную одежду, обувь и средства индивидуальной защиты работники организации получают в соответствии с утвержденными нормами как бесплатно, так и за плату.
     К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина, металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий). Особенности их учета обуславливаются тем, что они могут быть в сырье и материалах, полуфабрикатах, в оборудовании, машинах, в отходах от использования сырья и т.д.
      По  критерию происхождения материалы  подразделяются на сельскохозяйственные и промышленные.
      Сельскохозяйственные  организации могут выделять в отдельные группы учета семена, посадочный материал и корма, минеральные удобрения, ядохимикаты, биопрепараты, медикаменты и др., для чего на счете 10 «Материалы» открываются специальные субсчета.
      По  источнику добычи материальные ресурсы делятся на естественные и искусственные. Последние - получаемые химическим путем: пластмассы, синтетический каучук и т.д.
      По  сфере использования выделяют: топливно-энергетическое сырье (нефть, газ); металлургическое сырье (руда, цветные металлы); горнохимическое сырье (слюда, графит); строительное сырье (глина, песок, камни); техническое сырье(алмазы).
      Материалы, не принадлежащие данной организации  выделяются в отдельные группы и  учитываются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку».
      Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят  на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
      Указанные классификации производственных запасов  используются для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.
      Важнейшей предпосылкой организации учета  является их оценка. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС).
      Фактическая себестоимость приобретенных материалов включает:
      а) стоимость материалов по ценам приобретения (сумма оплаты, установленная соглашением  сторон по договору);
      б) расходы по погрузке и транспортировке материалов, расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг) посредническим организациям, стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли и др.);
      в) расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных целях (затраты организации по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретаемых материалов, не связанные с производственным процессом).
      Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.
      Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Беларуси.
      Фактическая себестоимость материально - производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату учета.
      Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), — исходя из: стоимости обмениваемого имущества, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
      Материально-производственные запасы, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
      Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
      Оценка  материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету или на дату их таможенного оформления.
      Материальные  ценности отражают на синтетических  счетах по фактической себестоимости  их приобретения (заготовления) или  учетным ценам.
      Фактическая себестоимость материально-производственных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, начисленных процентов по заемным средствам, привлекаемым для приобретения запасов (до их принятия к учету), наценки (надбавки), комиссионного вознаграждения, уплаченного снабженческим, внешнеэкономическим организациям, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку материальных запасов до места их использования, если они не включены в цену приобретения, затрат по доведению запасов до состояния, пригодного к использованию в запланированных ценах, иных затрат, непосредственно связанных с приобретением материально-производственных запасов.
      Фактические затраты по приобретению материально-производственных запасов определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
      Исчисление  фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. На большей части организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам — по средним покупным ценам, по плановой себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. С появлением компьютеров и электронной маркировки создаются все большие возможности исчисления фактической себестоимости отдельных видов материальных ресурсов.
      Планом  счетов разрешается осуществлять синтетический  учет материальных ценностей на счетах 10 «Материалы» и др. по учетным ценам, в качестве которых используются плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др. В этом случае отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным цепам учитываются на синтетическом счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
      Наряду  с определением твердой учетной  цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей может быть каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер, каждая партия, однородная группа и т.п. Единица учета материальных ценностей выбирается организацией самостоятельно. Она должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, надлежащий контроль за их наличием и движением. [2, с.186]
      1.4 Учет поступления  материальных ресурсов
 
      Материальные  ресурсы субъекты хозяйствования получают от поставщиков, подотчетных лиц  при приобретении за наличный расчет, от подсобных и вспомогательных производств, от списанных основных средств и из других источников.
      Документы по движению материалов делятся на две группы: приходные и расходные.
      На  каждую отгруженную партию материалов в адрес организации-покупателя поставщик выписывает платежное требование и счет (счет-фактуру), служащие основанием для расчета. К счету обычно прилагаются документы, подтверждающие количество и качество отправленного груза (спецификации, накладные, удостоверения и сертификаты качества). Грузы, транспортируемые автомобильным транспортом, оформляют документами на сопровождение – товарно-транспортными накладными. Полученные от поставщиков документы проверяются. После этого производятся записи в журнале учета поступающих грузов (ф. М-1).
      Материалы на складах принимает материально-ответственное лицо. Оприходование материалов производят, как правило, оформлением приходного ордера (ф. М-4), в котором фиксируют фактическое количество и качество материалов. Если при приеме будет обнаружено несоответствие количества или качества принимаемого груза, оформляют акт о приемке материалов (ф. М-7), который служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику. [3, с.108]
      Материалы, поступающие в организацию от подотчетных лиц, оформляются товарным счетом или справкой-актом (составленными подотчетными лицами), в которых отражаются: дата и место покупки; наименование, количество и цена материалов. К акту прилагаются товарные чеки. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.
      Бартерные сделки оформляются путем взаимного предъявления друг другу соответствующих расчетно-платежных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, приказ-накладная и т.п.).
      При получении материалов со складов  местных поставщиков экспедитор также должен иметь доверенность (ф.М-2 или М-2а). Материальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему (кладовщику). Здесь их тщательно проверяют на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах.
      На  склады также поступают материалы из цехов своей организации (неиспользованные материалы; отходы, полученные при ликвидации основных средств, от брака и т.п.). Они приходуются на склады по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11. Накладная-требование составляется в двух экземплярах материально-ответственными лицами складов, которые сдают ценности. Один экземпляр остается у сдатчика и служит основанием для списания ценностей, а второй – у получателя.
      Учет  материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.
      На  каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к  месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.
      Учет  движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.
      Запись  в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных  и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток  материалов. Благодаря этому склад  располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, то заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.
      Ведение учета материалов допускается также  в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов.
      Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно-заборные карты  по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.
      В цехах, имеющих кладовые, а также  в подотчетных организациях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные  лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчёты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца.
      Существует  несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.
      При втором варианте все приходные и  расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в  конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.
      Этот  вариант значительно уменьшает трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.
      Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.
      Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в  неделю) работник бухгалтерии проверяет  правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.
      В конце месяца заведующий складом, а  в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).
      После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки  материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
      При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные  документы по движению материалов после  их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов.
      По  данным контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива.
      Кроме того, по истечении месяца картотеку  используют для составления групповых  оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в  отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч  наименований материалов).
      Данные  этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.
      Сальдовый метод учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно в  условиях ручной обработки учетных  данных и малой механизации учета.
      При использовании компьютерной техники  все необходимые регистры при  сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-счислительные  ведомости) составляют на машинах. [4, с. 226]
 
      1.5 Инвентаризация материальных ресурсов и отражение ее результатов в бухгалтерском учете
 
      Инвентаризация  — это проверка имущества и  обязательств организации путем  подсчета, обмера, взвешивания. Она  является способом уточнения показателей  учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.
      Инвентаризация  товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) проводится на основании  инструкции по инвентаризации, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 180 от 30.11.2007г. Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится следующим образом:
      Руководитель  организации издает приказ о проведении инвентаризации. Приказом руководителя организации предусматривается  создание инвентаризационной комиссии. В приказе указывается время начала и время окончания проведения инвентаризации. Рабочие инвентаризационные комиссии:
      а) осуществляют инвентаризацию активов и обязательств организации;
      б) оформляют результаты инвентаризации необходимыми документами;
      в) получают от материально ответственных лиц объяснительные записки о причинах выявленных инвентаризацией излишков, недостач, порчи ценностей;
      г) принимают решение по регулированию выявленных ими результатов инвентаризации и представляют его вместе с материалами инвентаризаций на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.
      Рабочие инвентаризационные комиссии создаются  в составе: руководителя организации – председатель комиссии; специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, производителя работ, экономиста, работника бухгалтерской службы и других.
      Материально ответственные лица не включаются в  состав инвентаризационной комиссии для  проверки находящихся у них в  подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.
      Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за: своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации;
      Инвентаризация  товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке  расположения ценностей в данном помещении.
      При хранении товарно-материальных ценностей  в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно  по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
      Инвентаризация  проводится  путем  осмотра каждого  предмета.
      В инвентаризационные описи предметы в составе средств в обороте заносятся по  наименованиям   в соответствии с номенклатурой,  принятой  в бухгалтерском учете.
      При инвентаризации   предметов в  составе средств в обороте  ,  выданных  в индивидуальное  пользование   работникам,  допускается составление групповых инвентаризационных  описей  с указанием в них ответственных за  эти  предметы  лиц,  на  которых  открыты личные карточки, с распиской их в описи.
      Прочий  инвентарь, хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
      Инвентаризацию  проводят путем осмотра каждого  предмета. В описи инвентарь, хозяйственные принадлежности заносят по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
      При инвентаризации ценностей, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.
      Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
      Инвентарь, хозяйственные принадлежности, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
      Товарно-материальные ценности, пришедшие в негодность подлежат списанию , на которое составляется приказ и назначается комиссия на списание. [5, с.103]
 
      1.6 Особенности учёта  отдельных активов  в составе материальных  ресурсов
 
      Отдельные активы в составе материальных ресурсов представляют собой группу средств, участвующих в производственном процессе предприятий   в качестве орудий  труда  (инструменты и приспособления), хозяйственного инвентаря (столы, стулья и т.д.),  средств защиты работающих от вредных воздействий производственной среды (спецодежда,  спецобувь  и  др.). 
      Для этих активов характерно  многократное  участие  в  производстве, сохранение натуральной  (вещественной)  формы  и  постепенная   потеря первоначальных свойств и качеств (снашивания). 
      Конкретный  размер предельной стоимости отдельных активов в составе материальных ресурсов, определяется руководителем предприятия.
      По  назначению и роли в производственном процессе они подразделяются  на следующие группы: инструменты и приспособления общего назначения (измерительные  приборы, режущие); специальные инструменты и приспособления (штампы,  прессформы); технологическая тара (контейнеры, поддоны); производственный инвентарь, хозяйственный инвентарь, постельные принадлежности. [6, с.212]
      По  месту нахождения они  подразделяются  на  предметы  на  складе  и  в эксплуатации, а по стоимости - до  одной  минимальной  заработной  платы  за единицу (комплект) и свыше. Эта группировка имеет  важное  значение  для их планирования и  учета.
      Отдельные активы в составе материальных ресурсов учитываются на счете 10 «Материалы», к которому для их отражения предусмотрены субсчета:
      - 10/4 «Тара и тарные материалы»;
      - 10/5 «Запасные части»;
      - 10/6 «Прочие материалы»;
      - 10/7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
      - 10/8 «Строительные материалы»;
      - 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
      - 10/10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
      -10/11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
      - 10/12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы»;
      - 10/13 «Временные (нетитульные) сооружения и приспособления».[20, с.3]
      Субсчет 10/8 «Строительные материалы» предназначен для текущего учета и движения строительных материалов, а также для учета временных (нетитульных) сооружений. К таким сооружениям относятся: приобретенные конторки и кладовые прорабов и мастеров; складские помещения и навесы при объектах строительства; настилы; стремянки, лестницы, леса, подмостки; заборы и ограждения и др.
      Субсчет 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» предусмотрен для учета движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.
      Субсчет 10/10 «Специальная оснастка и специальная  одежда на складе» предусмотрен для учета движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения. Поступление специальной оснастки и одежды отражается по дебету этого субсчета по фактической себестоимости или покупной цене в зависимости от принятой в организации учетной политики.
     Субсчет 10/11 «Специальная оснастка и специальная  одежда в эксплуатации» предусмотрен для учета поступления и списания специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).
      По  видам тара классифицируется на тару из древесины, картона и бумаги, металла, пластмассы, стекла, тканей и нетканых материалов.
      В учете и отчетности тара и тарные материалы показываются по их фактической  себестоимости. Она определяется исходя из затрат на их приобретение, наценок, комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних организаций.
      Порядок оценки тары в аналитическом учете  у поставщиков и покупателей  зависит от ее вида. Здесь могут применяться цены плановой себестоимости приобретения, средние покупные цены, регулируемые оптовые цены, фактической себестоимости приобретения и др.
      По  срокам службы тара подразделяется на тару однократного использования и  многократного использования. Кроме того, тара многократного использования подразделяется на специальную залоговую, подлежащую возврату организациям-изготовителям продукции (бочки, бутылки, бобины) и незалоговую, но подлежащую возврату на ближайшие тарные склады.
      В зависимости от назначения тара, находящаяся в составе оборотных средств, может учитываться на счете 10 «Материалы», субсчет 4 «Тара и тарные материалы», или субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
      Тара  однократного использования обычно включается в отпускную стоимость продукции и относится на фактическую ее себестоимость.
      В целях эксплуатации транспортных средств, обеспечения технологических нужд производства, выработки энергии  и отопления зданий организации  приобретают необходимые горюче-смазочные материалы (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин, масло и др.). Бухгалтерский учет их ведется в разрезе видов, мест хранения и материально-ответственных лиц.
      Учет  горюче-смазочных материалов в местах хранения ведется материально-ответственными лицами на карточках складского учета материалов формы М-12 или в книгах, содержащих реквизиты указанных карточек складского учета.[7, с.115]
      С подотчета материально-ответственных  лиц горюче-смазочные материалы  списываются на основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, лимитно-заборных карт, накладных-требований на отпуск материалов. Отпущенные водителю нефтепродукты одновременно отражаются в ведомости учета ГСМ и в путевом листе.
     По  данным путевых листов на протяжении месяца ведутся накопительные карточки учета расхода топлива по отдельным автомобилям и материально-ответственным лицам. В конце месяца делаются замеры остатков топлива в баках транспортных средств, которые оформляются актом.
 
      1.7 Учет расчетов  с поставщиками  материальных ресурсов
 
      Порядок приемки товарно-материальных ценностей  регулируется Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 03.09.2008г. № 1290 «Об  утверждении положения о приемке  товаров по количеству и качеству».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.