Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ГосБюджет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                            Учреждение образования
           «ПИНСКИЙ ВЫСШИЙ БАНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ
      НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» 
 
 

                                                                             Кафедра
                                                                             экономических  дисциплин 
 
 
 

                                    Курсовая работа 

на  тему: Государственный бюджет и его место в финансовой системе государства. Государственный бюджет в Республике Беларусь и его влияние
на  развитие экономики. 
 
 
 

Студентки 4 курса
группы 400                     _____________________    Е. Г. Черникова
                                                     (подпись) 
 
 

Научный руководитель 
доктор  экономических 
наук, профессор            _____________________    С. Г. Голубев
                                                        (подпись) 
 
 
 
 

Пинск
2004 

Содержание. 
 

   Введение    ………………………………………………...... 3- 4
1.Государственный  бюджет: сущность, значение, история
развития ……………………………………………………….5-10
2.Бюджетно-налоговая политика и ее виды …………….….11-
    2.1. Дискреционная фискальная политика .…………….15
     2.2. Недискреционная фискальная политика …………..18
3. Бюджет  и бюджетно-налоговая политика  в РБ ………..21
4. Заключение  ………………….……………………………27
    Список используемой литературы  ……….……………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
   Для выполнения своих функций государство должно иметь соответствующую финансовую базу. С этой целью в каждой стране создается сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов для финансирования государственных программ, содержание законодательной власти, органов управления и других мероприятий. Поэтому бюджет является основой для нормального функционирования государственных систем.
   Переходный период к рыночным  отношениям, в котором оказалась  Республика Беларусь, существенно отражается на содержании, структуре доходов и расхо-дов, принципах организации ее бюджета, который включает элементы командно-административной и рыночной систем одновременно. Эта противоречивость является причиной высокого процента дефицита бюджета и другим нарушениям. Поэтому проводимая государством бюджетно-налоговая политика должна основываться на глубоком анализе общего состояния экономики страны, соответствовать реальному положению, учитывать перспективное развитие. Бюджетная политика определяется также расстановкой политических сил, фазой экономического цикла, переживаемой страной, проводимой в данное время государством экономической и финансовой политикой.
   Бюджетно-налоговая политика –  это очень сложный процесс,  имеющий множество аспектов, которые  необходимо постоянно изучать.  Экономическая ситуация в стране  меняется, и проводимая политика  должна реагировать на все  изменения.
   Для достижения этой цели необходимо четкое определение сущности и значения государственного бюджета, роли, которая отводится государственному бюджету в экономике страны. Необходима четкая постановка целей и задач, и, в зависимости от этого, выбирается вид проводимой политики.
   Данному вопросу посвящено достаточно  много литературы. Однако большая  часть работ основывается на  зарубежном опыте, пытаясь использовать, считая, что их принципы организации,  подходят для нашей экономики,  приемы и методы регулирования  объединяют зарубежный опыт с нашей историей, учитывая особенности национальной экономики.
   В общем, литературы достаточно  для изучения, анализа и построения  собст-венной бюджетно-налоговой  политики. Большинство книг по срокам издания относятся к  2000-му году. Это говорит о том, что изучается современное состояние экономики, учитывается процесс развития данной проблемы, а не исторический опыт.
   Следует отметить, что многие  работы носят пассивный характер, т.е. авторы в своих книгах  показывают теоретические основы  данной проблемы, не касаясь возможных конкретных действий на ее решение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Государственный бюджет:
    сущность, значение, история  развития.
   Ведущим звеном государственной  системы любой страны является  государственный бюджет. По экономической сущности государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств. Его определяют также как ежегодную смету доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных ресурсов. [1,с.110].
   Бюджет как неотъемлемая часть  общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитие товарно-денежного от-ношения.
   Государство для выполнения своих  функций нуждается в крупных финан-совых ресурсах, которые пытается аккумулировать в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удов-летворение  общегосударственных потребностей: содержание аппарата управ-ления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Чем выше уровень производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественными процессами. [2, с.274].
   Структура бюджета определяется  государственным устройством. В  странах, имеющих унитарное устройство (Англия, Франция, Япония), он включает бюджет Правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центра-лизованного и местного включает также бюджеты промежуточного уровня: штатов (США), земель (Германия), республик (Россия). [1, с.111].
   Бюджет состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной, которая содержит  перечень поступающих средств,  и расходной, объединяющей все  виды производимых затрат. Доходная  часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. В то же время она показывает, какие кланы, и слои населения несут на себе главную тяжесть собираемых государством средств. Расходная часть отражает направление аккумулируемых в бюджете средств.[3, с.3 –7].
   По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном  воспроизводстве.[2, с.274].
   В основе построения бюджета  лежит ряд принципов:
     1) принцип единства. Он означает, что в стране имеется один  бюджет, объединяющий все доходы  и расходы государства. Этот  принцип обусловлен единой неделимой  экономической и политической  основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики;
     2) принцип полноты. Предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений;
     3) принцип реальности. Предусматривает  правдивое отражение в бюджете  всех расходов, доходов, финансовых  операций, соответствие утверждаемых в бюджетах  сумм их использованию;
     4) принцип гласности. Означает, что  Правительство обязано публиковать  бюджет, сообщать о его исполнении.
   Бюджет выполняет следующие функции:
    распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
    контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
    регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет                                                               смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфля-
    ции, т.е. стабилизировать экономику). [4, с.110].
       На содержание бюджета и его роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень разви-тия производительных сил, экономический потенциал страны. Характер произ-водственных отношений,экономические, природные, социальные особенности.   К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической, в том числе финансовой науки и т.п. [2, с.276].
       Организацию работы по формированию  и исполнению государственного  бюджета страны осуществляет, как  правило, Министерство финансов. Рассмот-рение, утверждение бюджетов является функцией законодательных органов власти. Бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюд-жетного года не совпадают с календарными.[4, с.112].
        Существуют бюджетный и кредитный  методы формирования и использова-
    ния бюджетных средств. Бюджетный заключается  в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в
    форме налогов, обязательных платежей, и предоставляются  средства из бюджета тоже безвозмездно. Кредитный метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счет поступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд, кредитов. Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основе использования первого метода.
       Построение государственного бюджета  осуществляется в соответствии  с бюджетной классификацией. Бюджетная  классификация – это научно  обосно-ванная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основанная на однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.
       Расходы бюджета связаны с  функциями государства. Существуют  следую-щие виды бюджетных классификаций по затратам:
    ведомственная (расходы классифицируются по министерствам, ведомствам);
    предметная (расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления
         и делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому харак-
          теру);                     
    экономическая (расходы дифференцируются по хозяйственным приз-накам);
    смешанная, при которой расходы классифицируются по ведомствам (министерствам), а в них – по предметам.
      Наряду с традиционными видами бюджетной классификации находят рас-пространение и новые: целевая и функциональная. При целевой расходы распределяются в соответствии с общенациональными, экономическими и социальными программами. Функциональная классификация делит расходы с учетом основных функций государства: затрат на здравоохранение, образование, науку и т.д.
       В бюджетах стран с переходной  экономикой можно выделить следующие  основные группы расходов: затраты на социальные мероприятия, услуги (социальные пособия, пенсии и др.); расходы на финансирование народного хозяйства (государственные капиталовжения, субсидии сельскому хозяйству и т.д.); затраты на содержание государственных органов власти и управление, правоохранительных органов; расходы на национальную оборону; затраты на осуществление внешнеэкономической деятельности; расходы на обслуживание государственного долга; займы иностранным государствам и т.д. Каждая группа расходов в свою очередь состоит из конкретных видов затрат. [5, с.240].
       Доходы государственного бюджета  традиционно классифицируются по  ис-точникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, НДС и т.д.). На практике еще используется юридическая и финансо-вая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, ис-пользуется ли сила государственной власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги, штрафы, а также – плату за услуги и добро-вольные взносы. Вторая – делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы).
      Наиболее часто применяется классификация доходов по источникам. Основ-
    ным источником финансовых ресурсов государства  являются налоги. В                            центральном бюджете они составляют от 80 до 90% всех доходов. В местных  бюджетах на их долю приходится до 50% всех поступлений.
       Источником доходов могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны.
       Важным источником доходов государственного  бюджета являются внутренние  и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета. [4, с.114].
       Расходы бюджета растут быстрее,  чем доходы, в результате чего  увеличивается дефицит бюджета,  оказывающий негативное последствие  на сбалансирование экономики. [2, с.279].
       Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Дефицит регулируется правительством расширением потенциальной базы доходов и уменьшением расходов. [4, с.122].
                          Обратимся к истории развития бюджета.
       Эпоха феодализма не знала  единого финансового документа, объединявшего расходы и доходы государства. Для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход. При этом одни виды расходов, например, строительство двора, были временными, другие (содержание королевского двора) – постоянными. Расходы и закрепленные за ними доходы оформлялись в виде отдельных смет. Нередко расходы производились вообще без всякого отражения их в документах.
       Главы государства, как правило,  полновластно и бесконтрольно  распоряжались всеми государственными  средствами. Финансы государства  не были отделены от королевских. Однако порождавшаяся промышленная буржуазия, заинтересовалась в  получении финансовой поддержки со стороны государства для развития промышленности, а также в известном протекционизме   в области обложения налогами, активно выступала против неограниченных финансовых прав монархов. Борьба буржуазии в области финансов послужила исходной предпосылкой  возникновения и развития бюджета, бюджетного права буржуазии, представляющего совокупность норм и правил, относящихся к различным стадиям бюджетного процесса.
       В результате буржуазных революций  глава государства утратил право  бесконтрольно распоряжаться финансами. Его казна была отделена от государственной казны. Над государственными расходами, установлением налогов был введен контроль, стало практиковаться ежегодное утверждение бюджета. Первой на этот путь стала Великобритания, где развитие капитализма происходило глубже и быстрее.
       Выдвинутые буржуазией в период  ее борьбы за власть принципы  построения бюджета были прогрессивными, они сохранились до нашего  времени: принцип полноты, реальности, гласности.
       С победой капиталистического  способа производства, получением буржуазией всей полноты власти эти принципы, по существу, потеряли значение. Буржуазия перестала быть  заинтересована в их соблюдении. Они стали мешать крупному капитализму в использовании бюджета в интересах монополии.
       Отход от принципов полноты и единства бюджета выразился в появлении, помимо государственного бюджета и бюджета административно-территориальных единиц, большого количества различных специальных и внебюджетных фондов, смет или бюджетов самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений. [2, с.47].
       Таким образом, шло становление  государственного бюджета как  экономи-ческого явления. Усовершенствовалась его форма, материальное содержание, шло становление общественного становления бюджета. В течение многих лет формы и методы изъятия средств в бюджет и их дальнейшее распределение подвергались различным изменениям в зависимости от проводимого пра-вительством курса поддержания регулирования и дальнейшего развития эко-номики страны.           
     

                2.Бюджетно-налоговая политика
                                  и ее виды.
   Современное государство активно  участвует в регулировании экономической  жизни, что составляет суть  его экономической политики. Государство, экономика которого основана на рыночных принципах, имеет в своем распоряжении достаточно ограниченный набор средств и методов ее регулирования. Если отбросить возможность прямого директивного вмешательства в экономику, государство использует инструменты либо фискальной, либо кредитно-денежной политики.
   Фискальная политика предусматривает  использование возможностей правительства  взимать налоги и расходовать  средства государственного бюджета  для регулирования уровней деловой  активности в решении различных  социальных задач.
   Фискальную политику проводят законодательные органы власти, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств. Основными рычагами фискальной политики являются налоговые ставки и правительственные расходы. Таким образом, фискальная политика представляет собой совокупность всех мероприятий по регулированию доходов и расходов государства для достижения стабильного роста объема производства, полной занятости и умеренного уровня инфляции.
   Государственные расходы представляют  собой закупку государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ. Трансферты представляют собой адресные, целевые выплаты  гражданам без предоставления со    стороны последних каких-либо товаров и услуг.
   По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют собой основные доходы государственного бюджета, а государственные закупки и трансферты – его расходы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать также и как налогово-бюджетную политику. Т.о. многие экономисты не разделяют бюджетно-налоговую и фискальную политику.
   Слово «фискальный» латинского происхождения и означает казенный. В Рос-сии в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением. [7, с.243].
   Т.о. фискальная политика –  это особый вид стабилизационной политики государства, заключающийся в манипулировании государственным бюджетом в целом, государственными расходами и налогами в целях изменения реального объема производства, занятости, контроля над инфляцией, стимулирования экономического роста. [8, с.193].
   Среди многочисленных задач фискальной  политики основными являются:
    а) устойчивый рост национального  дохода;
    б) умеренные темпы инфляции;
    в) полная занятость;
    г) сглаживание циклических колебаний.  [5, с.107].
  Необходимо выделить 2 компонента фискальной политики:
    это правительственные расходы на закупку товаров и услуг, с помощью которых можно увеличить или уменьшить совокупные расходы, а тем самым воздействовать на объем национального производства;
    государственные расходы, направленные на регулирование устойчивого функционирования рыночной экономики; такие расходы способствуют увеличению либо сокращению объема внутреннего производства в периоды его спада или подъема.
       Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику. 

            2.1.Дискреционная фискальная политика.
       Фискальная политика государства  может быть стимулирующей либо  сдерживающей рост объема производства. Стимулирующая фискальная политика заключается в увеличении государственных расходов на поддержание экономики (закупок и государственных инвестиций), уменьшение налогового бремени путем снижения налоговых ставок или отмены некоторых налогов. Такая политика неизбежно приводит к дефициту государственного бюджета. Дефицит госбюджета, в свою очередь, порождает рост государственных долгов, эмиссию денег и, следовательно, инфляцию.
       Сдерживающая фискальная политика, направленная на ограничение, умень-
    шение объема производства, предполагает уменьшение государственных расходов и увеличение налоговых ставок, ввод новых налогов. Результат сдерживающей фискальной политики – ликвидация избытка госбюджета и снижение объема производства. Проведение данной политики в условиях спада производства приводит к еще более высокому спаду, однако снижает инфляцию и государственный долг.
       Существует возможность воздействовать  на объем производства без  изменения сумм налогов и государственных  расходов. Такая политика не порождает дефицит (или излишек) госбюджета, в чем ее немалое достоинство. Бездефицитная фискальная политика заключается в перераспределении налоговых ставок, льгот, субсидий и т.д. Очевидно, что у менее состоятельных слоев населения склонность к потреблению выше, неудовлетворенных потребностей больше, чем у более состоятельных. Поэтому изменение налогов в пользу малообеспеченных слоев населения стимулирует увеличение спроса, рост объема производства. [8, с.194].
       На практике реализовать дискреционную фискальную политику непросто, так как параллельно действует множество факторов, оказывающих на нее заметное влияние. В связи с этим выработка фискальной политики для правительственных органов является чрезвычайно сложной задачей.
       Т.о., характеризуя, в общем, дискреционную фискальную политику, можно отметить, что данный вид основывается на жестком вмешательстве государства в экономику.
       Основные элементы:
    изменение программ общественных работ;
    изменение ставок налогов;
    дополнительные расходы на социальные нужды: пособие по безработице, пенсии и т.д. [7, с.257]. 
      
                    
                    2.2.Недискреционная фискальная политика.
       Автоматическая фискальная политика  основана на действии встроенных  стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. [6, 186].
       Современная фискальная система  включает в себя ряд важных  элементов автоматической стабилизации:
    1.Автоматическое  изменение налоговых поступлений:  федеральная система налогов  прогрессивно зависит от личных доходов и доходов корпораций. Как только доходы начнут уменьшаться, налоговые поступления правительства также начнут уменьшаться. Т.о. наша современная налоговая система до некоторой степени обладает «автоматической гибкостью».
    2.Пособие  по безработице и прочие социальные  выплаты. После того, как человек  потерял работу, он начинает получать  пособие. Если он возвращается  на работу, выплата пособия прекращается. Налоги, за счет которых финансируется пособие по безработице, резко возвращают, когда занятость высока, и наоборот. Другие типы пособий по характеру своего стабилизирующего действия  относятся к автоматическим антициклическим действиям. 
    3.Программы  помощи сельскому хозяйству.
    4.Сбережения корпораций и личные сбережения. Поскольку семья стремиться поддерживать свой жизненный уровень и медленно приспосабливаться к повышению своего дохода, они также способствуют стабилизации. [9, с.316].
       Встроенными стабилизаторами являются  также изменение реального национального  дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента. [6, с.186].
       Встроенная стабильность не полностью  компенсирует перепады деловой  активности, а снижает их отрицательные  последствия примерно на 30%. Встроенная  стабильность возможна лишь при  развитых налоговой системе и системе национальной защиты. Иначе она разрушается, и усиливаются негативные последствия экономических кризисов. [8, с.195].

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.