На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпоры по банковскому праву

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Банковское право.  Предмет, метод,  принципы.
Банковское  право можно определить как – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления Центральным Банком и кредитными организациями, а также регулирования банковской системы России.
Предмет банковского права составляют общественные отношения в сфере банковской деятельности (банковские правоотношения).
Предмет банковского права – это совокупность регулируемых правом общественных отношений, складывающихся в следующих сферах банковской деятельности:
– построение, развитие и функционирование банковской системы РФ уполномоченными на то органами государства (в первую очередь, Центральным Банком РФ);
– правовых отношений, возникающих в процессе осуществления кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями) банковской деятельности;
– банковского  контроля и контроля за соблюдением  банковского законодательства;
– защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений;
– привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере банковской деятельности.
Указанные выше отношения в совокупности составляют банковские правоотношения.
Метод правового регулирования – это способы правового воздействия на поведение и волю участников регулируемых отношений.
Основными методами банковского  права являются:
1) публично-правовой  метод (императивный метод, административно-правовой  метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.);
2) частноправовой  метод (гражданско-правовой метод);
3) комплексный  метод, представляющий собой сочетание  двух вышеуказанных методов. Наличие  этого метода обусловлено комплексным  характером банковского права.  Банковское право как самостоятельная комплексная отрасль права входит в единую систему российского права, и, в свою очередь, является системой более низкого уровня. Банковское право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования. Нормы банковского права группируются в две части – общую часть и особенную часть. Таким образом, с точки зрения своей структуры, банковское право выступает как
система, состоящая  из общей и особенной частей. 

2. Источники банковского  права.
Источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которые облекаются нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, то есть формы внешнего содержания банковского права.
   Источники банковского права  представляют собой совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения.
   Систему источников банковского  права России составляют:
   1) Конституция Российской Федерации;
   2) нормы международного права;
   3) международные договоры Российской  Федерации;
   4) Решения Конституционного Суда  РФ;
   5) банковское законодательство, которое  включает в себя федеральные  законы, содержащие нормы банковского  права: ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О валютном регулировании и валютном контроле»; Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.;
   6) внутренние нормативные акты  банковских организаций (нормативные  акты Центрального банка –  это указания, положения и инструкции, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). 

3. Понятие, содержание  и особенности  банковских правоотношений.
   Предмет изучения банковского  права– банковские правоотношения.
   Банковские  правоотношения– это урегулированные нормами банковского права общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности банков и небанковских кредитных организаций.
   Банковские  правоотношения имеют  несколько признаков:
   1) это общественные отношения, т.  е. отношения между юридическими  и физическими лицами, имеющие  общественную значимость;
   2) это денежные по своей экономической  сущности отношения, заключающиеся  в перераспределении денежных  средств между отраслями экономики и регионами страны, эффективном обеспечении расчетов;
   3) банковское правоотношение, представляющее  собой юридическую связь субъектов  таких правовых отношений посредством  субъективных прав и юридических  обязанностей.
   Состав  конкретного банковского  правоотношения– это совокупность его участников, т. е. субъектов банковских правоотношений.
   Классификация банковских правоотношений может производиться  в зависимости  от:1) субъектного составамежду:
   а) банками и клиентами;
   б) двумя коммерческими банками  по поводу осуществления банковских операций;
   в) ЦБ РФ и банками;
   г) банками по поводу создания союзов, ассоциаций, клиринговых палат и  прочих производных образований (членские правоотношения);
   д) ЦБ РФ и Правительством РФ (отношения  взаимного представительства);
   е) ЦБ РФ и высшими органами представительной власти (назначение и отчет);
   2) характера банковских операций, т. е. выделяются правоотношения, опосредующие:
   а) пассивные банковские операции, в  которых банк выступает должником, – институт банковского вклада, банковского счета, выпуск ценных бумаг;
   б) активные банковские операции, в которых  банк участвует как кредитор, – кредитные договоры и договоры об уступке денежного требования;
   в) посреднические банковские операции и  расчетные правоотношения;
   г) вспомогательные банковские операции – правоотношения по поводу оказания информационных и иных услуг;
   3) содержания правоотношения:
   а) имущественного, связанного с денежными  средствами как видом имущества;
   б) неимущественного, связанного с обеспечением банковской тайны, использованием определенных наименований и др.;
   в) организационного, связанного с построением  внутренней организационной структуры  самого банка и банковской системы  в целом.
   Структура банковских правоотношений– это внутреннее строение и взаимосвязь элементов правового отношения, ее составляют субъекты (участники) и содержание правоотношения.
   Банковские  правоотношения имеют особый кругсубъектов.Субъектами являются РФ и субъекты РФ, административно—территориальные образования, органы государственной власти и их должностные лица, юридические лица, кредитные организации и их ассоциации, ЦБ РФ, иностранные банки и их представительства на территории РФ.
   Объект  банковского правоотношения– то, по поводу чего субъекты правовых отношений вступают в правовую связь. Объекты правоотношений – разнообразные материальные и нематериальные блага. 

4. Основания возникновения,  изменения и прекращения  правоотношений. 

5. Виды участников  правоотношений.
В юридической  литературе в качестве объекта банковских правоотношений, как правило, указывается разнообразные материальные (например, денежные средства) и нематериальные блага (устойчивость банковской системы). Юридическое содержание банковских правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности участников таких правовых отношений:
1) право именуется  субъективным по принадлежности  субъекту правоотношения. Реализация  субъективного права зависит  от усмотрения управомоченного  лица – участника банковских  правоотношений. Указанный участник  банкового правоотношения может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от его реализации;
2) обязанность  называют юридической, если она  предусмотрена юридической нормой  и подлежит безусловному выполнению. Субъективное право участника  банкового правоотношения – это вид и мера возможного поведения данного управомоченного лица, которому, как правило, соответствует юридическая обязанность другого лица.
Субъективное  право участника указанного включает в себя три правомочия: совершать определенные действия самому; требовать совершения определенных действий от другого; и обратиться за защитой к органам государства. По своей сути субъективное право участника банковских правоотношений выступает средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний.
В свою очередь, юридическая  обязанность участника банковских правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны банковского правоотношения, а также в качестве средства удовлетворения чужих интересов путем совершения необходимых действий, воздержания от определенных действий и претерпевания негативных санкций.
Настоящее российское банковское законодательство не лишено недостатков. В частности, оно не содержит полного легального перечня участников (субъектов) банковских правоотношений.
В литературе под субъектами банковских правоотношений понимаются: Правительство РФ, ЦБ РФ, Минфин России, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы. Федеральное казначейство (федеральная служба), российские кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), филиалы и представительства в РФ иностранных кредитных организаций, физические и юридические лица – клиенты кредитных организаций, группы кредитных организаций, союзы и ассоциации кредитных организаций и др. 

6. Правовой статус  ЦБ Рф.
В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:
1) ЦБ РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
2) ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. При этом наименования «Центральный банк Российской Федерации» и «Банк России» равнозначны;
3) местонахождение центральных органов ЦБ РФ – город Москва;
4) уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью;
5) ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целями и в порядке, которые установлены законодательством. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом;
6) государство, как правило, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ – по обязательствам государства;
7) ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона РФ о поправке к Конституции РФ.
Целями  деятельности ЦБ РФ являются:
1) защита и  обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и  укрепление банковской системы  РФ;
3) обеспечение  эффективного и бесперебойного  функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. В то же время ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
ЦБ  РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность заключается в том, что в соответствии с законодательством Государственная Дума:
1) назначает  на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ;
2) назначает  на должность и освобождает  от должности членов Совета  директоров ЦБ РФ по представлению  Председателя ЦБ РФ, согласованному  с Президентом РФ;
3) направляет  и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
4) рассматривает  основные направления единой  государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
5) рассматривает  годовой отчет ЦБ РФ и принимает  по нему решение;
6) принимает  решение о проверке Счетной  палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений;
7) проводит парламентские  слушания о деятельности ЦБ  РФ с участием его представителей; заслушивает доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности ЦБ РФ.
Уставный  капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд. рублей. ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность ЦБ РФ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исключение  из этого правила составляет участие ЦБ РФ в:
1) капиталах  следующих российских кредитных  организаций: Сберегательного банка РФ и Банка внешней торговли (до 1 января 2003 года, затем ЦБ РФ вышел из капитала этого банка);
2) капиталах  следующих кредитных организаций,  созданных на территориях иностранных  государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.
ЦБ  РФ может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций,
которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской
сферах. 

7. Полномочия ЦБ  в сфере регулирования  деятельности коммерческих  и иных кредитных  организация.
   Банк  России при допущении  нарушений со стороны  кредитной организации  вправе применить  следующие санкции:
   1) требовать устранения допущенных кредитной организацией нарушений;
   2) ограничивать проведение кредитной  организацией определенных операций  на срок до 6 месяцев;
   3) взыскивать штраф в размере  до 0,1 % минимального размера уставного  капитала.
   В случае неисполнения в установленный ЦБ РФ срок предписаний ЦБ РФ об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а равно в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ РФ может:
   1) взыскать с кредитной организации  штраф в размере до 1 % размера  оплаченного уставного капитала, но не более 1 % минимального  размера уставного капитала;
   2) потребовать от кредитной организации:
   а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации;
   б) замены руководителей кредитной  организации;
   в) осуществления реорганизации кредитной  организации;
   3) изменить на срок до 6 месяцев  установленные для кредитной  организации обязательные нормативы;
   4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до 1 года, атакже на открытие ею филиалов на срок до 1 года;
   5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;
   6) ввести запрет на осуществление  реорганизации кредитной организации,  если в результате ее проведения  возникнут основания для применения  мер по предупреждению банкротства  кредитной организации;
   7) предложить учредителям кредитной  организации, которые самостоятельно  или в силу существующего между  ними соглашения, либо участия  в капитале друг друга, либо  иных способов прямого или  косвенного взаимодействия имеют  возможность оказывать влияние  на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
   Необходимо  указать на срок давности привлечения к банковской ответственности. Кредитная организация не может быть привлечена ЦБ РФ к ответственности за совершение перечисленных выше нарушений, если со дня их совершения истекло 5 лет.
   Предусмотренные за нарушение банковского законодательства штрафные санкции взыскиваются с кредитных организаций в судебном порядке. ЦБ РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций не позднее 6 месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.
   Наиболее суровым наказанием за нарушения в сфере банковской деятельности, которое ЦБ РФ вправе возлагать на участников банковских правоотношений, выступает отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. 

8. Полномочия ЦБ  в сфере регулирования расчетов.
Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. В настоящее время официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Банкноты и монета ЦБ РФ:
1) являются безусловными  обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются  всеми его активами;
2) выступают  единственным законным средством  наличного платежа на территории  РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
3) обязательны  к приему по нарицательной  стоимости при осуществлении  всех видов 
платежей, для  зачисления на счета, во вклады и для  перевода на всей территории РФ;
4) не могут  быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету ЦБ РФ нового образца.
Не  допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена. При обмене банкнот и монеты ЦБ РФ старого образца на банкноты и монету ЦБ РФ нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет. ЦБ РФ без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.
Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно ЦБ РФ. Это обеспечивается тем, что только Совет директоров ЦБ РФ принимает решения:
1) о выпуске  банкнот и монеты ЦБ РФ нового  образца;
2) об изъятии  из обращения банкнот и монеты  ЦБ РФ старого образца;
3) утверждает  номиналы и образцы новых денежных  знаков. Описание новых денежных 
знаков публикуется  в средствах массовой информации.
Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного оборота. К основным правовым актам в которых содержатся нормы регулирующие обращение наличных денег в РФ, относятся Конституция РФ, ГК РФ, а также многочисленные акты ЦБ РФ, среди которых основным является Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 05.01.1998 г. № 14-П.
В целях организации  на территории РФ наличного  денежного обращения  ЦБ РФ выполняет следующие  функции:
1) прогнозирование  и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты ЦБ РФ, создание их резервных фондов;
2) установление  правил хранения, перевозки и  инкассации наличных денег для  кредитных организаций;
3) установление  признаков платежеспособности банкнот  и монеты ЦБ РФ, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монеты ЦБ РФ;
4) определение  порядка ведения кассовых операций.
Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств со счетов банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимных требований. ЦБ РФ в сфере безналичных расчетов: осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения; выступает органом координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. С этой
целью практически  ежегодно Банком России утверждаются Положения о безналичных расчетах в РФ.
Общий срок осуществления  платежей по безналичным расчетам не должен превышать: два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта РФ и пять операционных дней, если указанный  платеж осуществляется в пределах территории РФ. 

9. Полномочия ЦБ  в области валютного  регулирования.
   Данную  функцию осуществляет Банк России. С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» произошли изменения в подходах к валютному регулированию и валютному контролю.
   Закон снял ряд ограничений. Теперь драгоценные  металлы и камни не относятся  к валютным ценностям. Отменено деление  всех валютных операций на валютные операции, связанные с движением капитала, и текущие валютные операции. Значительно ограничены полномочия ЦБ РФ в сфере нормотворчества, касающегося валютных отношений.
   ФЗ  «О валютном регулировании  и валютном контроле»  по—новому сформулировал  некоторые понятия:
   1) валюта РФ:
   а) денежные знаки в виде банкнот и монеты ЦБ РФ, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
   б) средства на банковских счетах и в  банковских вкладах;
   2) иностранная валюта:
   а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении  и являющиеся законным средством  наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
   б) средства на банковских счетах и в  банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных  денежных или расчетных единицах.
   Несколько уменьшилась компетенция ЦБ РФ в валютных отношениях. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» сказано, что валютное законодательство РФ состоит из ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых соответствии с ним федеральных законов.
   Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом следует иметь в виду, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.
   Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции  акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
   Валютный  контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного  контроля в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами.
   Органами  валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. 

10. Процедура создания  коммерческих банков…
   1. Предварительный этап предназначен для согласования с ЦБ РФ названия будущей кредитной организации. До подписания учредительного договора учредители кредитной организации направляют в ЦБ РФ запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации.
   ЦБ  РФ в течение 3 рабочих дней после  получения запроса направляет в  адрес учредителей кредитной  организации и в адрес территориального учреждения Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации.
   2. Подготовка и подписание учредительных документов. На этой стадии происходит подписание учредительного договора и устава.
   Кредитная организация должна иметь учредительные  документы, предусмотренные гражданским  законодательством для юридического лица соответствующей организационно—правовой  формы.
   Для акционерных обществ – это  устав, для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью – учредительный договор и устав.
   Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные  документы.
   3. Государственная регистрация. Не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители направляют в территориальное учреждение ЦБ РФ по предполагаемому местонахождению кредитной организации следующие документы:
   1) заявление с ходатайством о  государственной регистрации кредитной  организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
   2) учредительный договор и устав;
   3) бизнес—план, утвержденный собранием  учредителей (участников) кредитной  организации, протокол собрания  учредителей (участников), содержащий  решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации;
   4) документы об уплате государственной  пошлины и лицензионного сбора;
   5) копии государственной регистрации учредителей, аудиторские заключения;
   6) документы, подтверждающие источники  происхождения средств;
   7) анкеты кандидатов на должности  руководителя кредитной организации,  главного бухгалтера, заместителя  главного бухгалтера, а также  на должности тех же лиц филиалов кредитных организаций.
   4. Получение лицензии на осуществление банковской деятельности. Право на осуществление банковской деятельности у вновь созданной кредитной организации возникнет после получения лицензии. Лицензии, выдаваемые ЦБ РФ, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации ЦБ РФ в официальном издании ЦБ РФ («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. 

11. Процедура создания  банков с участием иностранного капитала.
В соответствии с законом кроме российских кредитных организаций, на территории РФ могут осуществлять банковскую деятельность кредитные организации с иностранными инвестициями и филиалы иностранных банков.
Под иностранными банками понимаются банки, признаваемые таковыми по законодательству иностранного государства, на территории которого они зарегистрированы.
Основным  отличием порядка государственной регистрации и выдачи лицензии кредитной организации с иностранным участием или филиалу иностранного банка для ведения банковской деятельности на территории РФ от порядка создания российской кредитной организации является необходимость подачи на регистрацию помимо общеобязательного перечня документов, других дополнительных документов. Иностранное юридическое лицо – учредитель дополнительно представляет:
1) решение о  его участии в создании кредитной  организации на территории РФ  или об открытии филиала банка;
2) документ, подтверждающий  регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
3) письменное  согласие соответствующего контрольного  органа страны его местопребывания  на участие в создании кредитной  организации на территории РФ  или на открытие филиала банка  в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания. Учредитель – иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике)
иностранным банком платежеспособности этого лица.
Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями или филиалов иностранных банков:
1) размер (квота)  участия иностранного капитала  в банковской системе РФ –  устанавливается федеральным законом  по предложению Правительства РФ, согласованному с ЦБ РФ. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестиция ми, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ;
2) кредитная  организация обязана получить  предварительное разрешение ЦБ  РФ на увеличение своего уставного  капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации – резиденты – на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. ЦБ РФ имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ. Заявление о намерении увеличить уставный капитал кредитной организации за счет средств нерезидентов и об отчуждении акций (долей) в пользу нерезидентов
рассматривается ЦБ РФ в двухмесячный срок со дня  подачи заявления. Результатом его рассмотрения является разрешение ЦБ РФ на проведение укачанной в заявлении операции или мотивированный отказ в письменной форме. В случае, если ЦБ РФ не сообщил о принятом решении в течение установленного срока, указанная операция считается разрешенной; ЦБ РФ вправе по согласованию с Правительством РФ устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков
ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности. 
 

12. Процедура предоставления  лицензии.
   Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном  ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Существует несколько видов лицензий:
   1) лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях;
   2) лицензия на привлечение во  вклады и размещение драгоценных  металлов;
   3) лицензия на привлечение во  вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
   4) лицензия на осуществление банковского  клиринга;
   5) лицензия на осуществление инкассации;
   6) лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях  и иностранной валюте;
   7) лицензия на привлечение во  вклады средств физических лиц в рублях.
   Вновь созданному банку  могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление  банковских операций:
   1) лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях;
   2) лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях и иностранной валюте. При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
   3) лицензия на привлечение во  вклады и размещение драгоценных  металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.
   Вновь созданной небанковской кредитной организации  в зависимости  от ее назначения могут  быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
   1) лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях  или со средствами в рублях  и иностранной валюте для расчетных  небанковских кредитных организаций;
   2) лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций – организаций инкассации.
   Впоследствии  полученные лицензии заменяются общим  документом —генеральной лицензией,дающей право на ведение не запрещенной законом банковской деятельности.
   Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения  лицензии, выданной Банком России.
   Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются  в реестре выданных лицензий на осуществление  банковских операций.
   В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет  право, валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
   Лицензия  на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
   Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание  с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления  данных операций, взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти или Банка России. 

13. Процедура прекращения деятельности коммерческих банков.
   Ликвидация  кредитной организации бывает двух видов — добровольная и принудительная. Первая проводится по инициативе учредителей (участников) кредитной организации. Вторая проводится решением суда по инициативе Банка России.
   Учредители  кредитной организации, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.
   Кредитные организации, у которых есть основания  для ликвидации, но которые не ликвидируются, способны причинить ущерб своим партнерам, а чаще всего даже не им, а клиентам.
   Чаще  всего речь идет о принудительной ликвидации кредитных организаций. Она предусмотрена ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
   Банк  России обязан в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Но если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности, которые обнаружил Банк России, или их выявила временная администрация, направленная в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии, то ситуация меняется. В этом случае Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
   Он  рассматривает заявление Банка  России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ, и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.
   Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается  арбитражным судом в срок, не превышающий 1 месяца со дня подачи указанного заявления.
   Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие  признаков несостоятельности кредитной  организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в этом случае не проводится.
   Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и в уполномоченный регистрирующий орган. Последний вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
   Ликвидация  кредитной организации считается  завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. 

14. Процедура банкротства  кредитных организаций.
Правовое регулирование  банкротства кредитных организаций осуществляется Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25февраля 1999г. №40-ФЗ.Л Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются Законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗот 8января 1998г.2, если это предусмотрено самим законом или нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются иными нормами.
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации  понимается признанная арбитражным  судом ее неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и  (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).
Признаками банкротства  кредитной организации являются:
- неспособность  ее удовлетворить требования  кредиторов и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей, если эти обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами;
- требования  к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Для предупреждения банкротства:
1. финансовое  оздоровление КО
      А) оказание финансовой помощи кредитной  организации ее учредителям и иным лицам
      Б) изменение структуры активов и структуры пассивов КО.
      В) изменение организационной структуры  КО.
2. назначение  временной администрации (специальный  орган управления КО, назначаемым  БР) по управлению КО.
3. реорганизация  КО в форме слияния или присоединения.
При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве  КО применяются процедуры: 1) наблюдение; 2) конкурсное производство. Правом на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании КО банкротством обладают : 1) КО – должник; 2) кредитор КО, включая граждан, имеющих право требования к КО по договору  банковского вклада; 3) ЦБ РФ; 4) прокурор; 5) налоговый или иной уполномоченный в соответствии с ФЗ орган  - по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Реорганизация КО осуществляется в форме слияния  или присоединения в порядке, установленном ФЗ и принимаемым  в соответствии с ними нормативные  акты БР.
Добровольная  ликвидация банка производится на основании  решения общего собрания учредителей. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически  является  не платежеспособным. Если банк у которого отозвана лицензия не в состоянии полностью удовлетворить требования кредиторов, его ликвидация производится только в порядке предусмотренном ГК. (ст. 65 Несостоятельность (банкротство) ЮЛ). При внесудебной процедуре ликвидации банка учредители назначают ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с территориальным Глав управления  ЦБ РФ или ЦОУ при ЦБ РФ, а также устанавливает порядок  и сроки ликвидации банка. При судебной процедуре  ликвидации несостоятельной КО (банкрота) состав ликвидационной комиссии  формирует конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом. В состав ликвидационной комиссии входят: учредители КО, кредиторы, должностные лица исполнительной КО и др. Работники ЦБ не могут являться членами ликвидационной комиссии банка.
15. Экономические нормативы деятельности коммерческих банков. 

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций.
Минимальный размер уставного капитала для вновь  создаваемых кредитных организаций  составляет 5 миллионов ЕВРО. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли;
2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации.
Этот норматив составляет 20% первые два года деятельности кредитной организации и 10% последующие годы;
3) максимальный размер  риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Этот норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации и не может превышать 25% размера собственных средств кредитной организации.
При определении  размера риска учитываются вся  сумма кредитов кредитной организации  данному заемщику или группе связанных  заемщиков, а также гарантии и  поручительства, предоставленные кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков;
4) максимальный размер  крупных кредитных  рисков, который устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации.
Крупным кредитным  риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных  средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств кредитной организации;
5) нормативы ликвидности  кредитной организации. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
соотношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов;
6) нормативы достаточности  капитала. Они определяются как отношение размера собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;
7) размеры валютного,  процентного и  иных рисков.
Банк России регулирует размеры и порядок  учета открытой позиции кредитных  организаций по валютному, процентному  и иным финансовым рискам;
8) минимальный размер  резервов, создаваемых  под риски.
Банк России определяет порядок формирования и  размер образуемых до налогообложения  резервов кредитных организаций  для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами;
9) нормативы использования  собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц; он определяется как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств кредитной организации.
Размер норматива  использования собственных средств для приобретения долей (акций) не может превышать 25% собственных средств кредитной организации;
10) максимальный  размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Этот норматив определяется в процентах от собственных средств кредитной организации и не может превышать 50%.  

16. Регулирование достаточности  собственного капитала банков. 

17. Регулирование формирование  и использование   резервных и  иных фондов банка. 

18. Правовое регулирование  договора банковского  счета.
   Договор банковского счета– это письменная сделка, в соответствии с условиями которой банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу данного счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (ст. 845 ГК РФ).
   В соответствии со ст. 860 ГК РФ правила о договоре банковского счета распространяются на все виды банковских счетов, включая корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.
   При заключении договора банковского счета  банк может использовать имеющиеся  на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
   При заключении договора банковского счета банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
   При заключении договора клиенту или  указанному им лицу открывается счет банке на условиях, согласованных  сторонами. Банк обязан заключить договор  банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть  счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
   Банк  не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными договорами банка и выданной ему лицензией, кроме случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание, либо допускается законом или иными правовыми актами.
   Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
   Сторонами договора банковского счета являются:
   1) кредитная организация;
   2) клиент – физическое или юридическое  лицо. Отношения между кредитными  организациями (банками) и их  клиентами (физическими или юридическими  лицами) по поводу открытия и  обслуживания банковских счетов регулируются положениями Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», нормативными правовыми актами ЦБ РФ и строятся на договорных началах.
   Договор банковского счета относится  к публичным договорам, так как  банк, являющийся коммерческой организацией, обязан заключать договоры банковского счета с любым клиентом, который к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ). 

19.Виды счетов для расчетов , существующих в России.
   Банковский  счет– это определенный раздел бухгалтерской системы банка, в котором регистрируется движение средств, относящихся к определенному лицу, все сделки вкладчика и банка (вклады наличных денег и снятие их со счета).
   Основные  виды банковских счетов.
   1. Расчетный счет– счет, открываемый организацией в учреждении банка для осуществления денежных операций, связанных с ее экономической деятельностью.
   Расчетный счет используется для:
   1) зачисления выручки от предпринимательской  деятельности и осуществления  связанных с этой деятельностью  платежей поставщикам и контрагентам  по гражданско-правовым сделкам;
   2) зачисления сумм полученных кредитов;
   3) расчетов с работниками по  заработной плате и другим  выплатам;
   4) расчетов с банками по полученным  кредитам и процентам по ним;
   5) платежей по решениям судов  и других органов, имеющих право  принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке;
   6) других расчетных операций.
   2. Текущий счет– счет, открываемый организацией в учреждении банка для получения финансирования, снятия денежных средств. Текущие счета используются преимущественно некоммерческими организациями, а также субъектами хозяйственной деятельности, не являющимися юридическими лицами.
   Текущие счета открываются:
   1) общественным организациям;
   2) учреждениям;
   3) обособленным подразделениям организаций  (филиалам, представительствам).
   3. Депозитный (вкладной) счет– счет, который предназначен для хранения временно свободных денежных средств. Такой счет открывается клиенту банка на основании заключенного договора банковского вклада. По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (кредитная организация), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных этим договором.
   4. Валютный счетоткрывается для зачисления и расчетов денежными средствами, выраженными в иностранной валюте. При этом под иностранной валютой понимаются денежные знаки, признаваемые в качестве законного платежного средства в соответствующем иностранном государстве. Не считаются иностранной валютой денежные знаки иностранных государств, которые в соответствии с законодательством этого государства признаны выведенными из обращения или ограниченными в обороте.
   5. Ссудный счет– счет, на котором банки учитывают предоставление и возврат кредитов. Ссудные счета подразделяют на простые и специальные. Кредитование по простому счету, как правило, является кредитованием по остатку; кредитование по спецссудному счету – кредитованием по обороту.
   6. Карточный счет (специальный карточный счет)– счет, открываемый банком для учета операций, совершаемых клиентом с использованием банковской карты. 

20. Правовой режим  корреспондентских  счетов банков.
Банковская  деятельность носит  многообразный характер. Наряду с правоотношениями коммерческих банков с клиентами, Банком России, другими государственными организациями важную роль в функционировании банковской системы играют межбанковские связи и операции. Согласно ст. 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга.
Правовой  основой для возникновения обязательств по межбанковским операциям является договор, к которому применимы положения Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах (подраздел 2 раздела III "Общие положения о договоре"), о сделках (подраздел 4 раздела I "Сделки и представительство"). Кроме того, каждая форма межбанковских операций дополнительно регулируется соответствующими главами Гражданского кодекса РФ, нормативными актами Банка России.
Среди межбанковских договоров  следует выделить договоры об установлении корреспондентских отношений (договоры корреспондентского счета). Данный договор рассматривается как разновидность договора банковского счета. Согласно ст. 860 Гражданского кодекса РФ "Счета банков" на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков распространяются положения главы 45 Гражданского кодекса "Банковский счет", если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами. Указанные положения предусматривают, что по договору банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый владельцу счета, денежные средства, выполнять распоряжения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операций по счету. Банк вправе использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются путем предоставления банку документов, предусмотренных законом, банковскими правилами и договором. В частности, договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами на счете электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Среди обязанностей банка, закрепленных в статьях главы 45 Гражданского кодекса: совершение операции по счету в соответствии с законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, соблюдение сроков операций по счету, уплата процентов за пользование находящимися на счете денежными средствами; соблюдение очередности списания денежных средств со счета и другие. Банки обязаны ежемесячно сообщать в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах на территории Российской Федерации и за рубежом.
Банки открывают друг другу  счета, которые делятся на счета "НОСТРО" и "ЛОРО". "НОСТРО" - это корреспондентский счет одного банка (респондента), открытый в другом банке (банке - корреспонденте). "ЛОРО" - открытый в банке - респонденте корреспондентский счет банка - корреспондента.
Для открытия корреспондентского счета банк - респондент должен представить в банк - корреспондент в обязательном порядке следующие документы: заявление на открытие корреспондентского счета; нотариально заверенную копию лицензии на осуществление банковских операций; нотариально заверенную копию Устава банка; нотариально заверенную копию подтверждения о согласовании руководителя и главного бухгалтера банка территориальным учреждением Банка России; карточку с образцами подписей уполномоченных должностных лиц и оттиском печати, заверенную нотариально (карточка должна быть также заверена руководителем (его заместителем) территориального учреждения Банка России по месту нахождения банка в подтверждение того, что право подписи этих лиц согласовано с территориальным учреждением Банка России); справку о постановке на учет в налоговом органе; справку о постановке на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации; справку о постановке на учет в Фонде обязательного медицинского страхования. Аналогичный перечень документов необходим для оформления открытия корреспондентского счета "ЛОРО" на имя филиала банка с учетом того, что филиал дополнительно должен представить нотариально заверенную копию сообщения Банка России о присвоении филиалу порядкового номера в Книге государственной регистрации кредитных организаций, нотариально заверенную копию Положения о филиале, а также оригинал доверенности, выданной банком руководителю филиала, на открытие конкретного корреспондентского счета и ведение операций по этому счету.
Основанием  для закрытия корреспондентского счета банка - респондента, открытого в банке - корреспонденте, является расторжение договора. Договор может быть расторгнут по инициативе банка - респондента либо по инициативе банка - корреспондента с учетом особенностей, предусмотренных упомянутым Положением N 5-П. 

21. Процедура открытия счета в банке.
     Для открытия счета главному бухгалтеру представляется распоряжение руководителя Банка об открытии счета с приложением  карточки с образцами подписей должностных  лиц, имеющих право распоряжаться  счетом и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении указываются владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок. Распоряжение после открытия счета с отметкой главного бухгалтера передается в юридический отдел для помещения в дело клиента.
     Открытие  текущего счета физическому лицу
     Для открытия текущего счета физическому  лицу в Банк предоставляется:
     а) документ, удостоверяющий личность физического  лица;
     б) карточка (за исключением случаев, предусмотренных  пунктом 112 настоящего Порядка);
     в) документы, подтверждающие полномочие лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в  случае, когда договором предусмотрено  удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
     г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии
     Для открытия расчетного счета индивидуальному  предпринимателю или физическому  лицу, занимающемуся в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке частной практикой, в  банк предоставляются:
     а) документ, удостоверяющий личность физического лица;
     б) карточка;
     в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися в банковском счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в  случае когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи.
     г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
     д) свидетельство о государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя;
е) лицензия (потенты), выдаваемые индивидуальному  предпринимателю или лицу, занимающемуся частной практикой, в установленном законодательством РФ порядке, на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (регулированию путем выдачи потента).
22. Процедура списания  и зачисления денежных  средств на счет. Приостановление  операций по счету.
Основными операциями, совершаемыми по банковскому счету, являются:
- зачисление на  счет клиента поступающих  денежных средств; 
- списание со счета  клиента определенных  денежных сумм. Списание  денежных средств  со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента (п. 1 ст. 854 ГК РФ) либо с его согласия. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
При наличии на счете  денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
При недостаточности  денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
— в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
— в третью очередь  производится списание по платежным  документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
— в четвертую  очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
- в пятую очередь  производится списание по исполнительным  документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
— в шестую очередь  производится списание по другим платежным  документам в порядке календарной  очередности.
Списание  средств со счета  по требованиям, относящимся к одной очереди, -производится в порядке календарной очередности поступления документов.
   Приостановление операций по счету  плательщикаэто один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Приостановление операций по счетам налогоплательщика—организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Это ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством РФ, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
   Решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке принимается руководителем налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком—организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций по счету может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.
   Решение о приостановлении операций налогоплательщика  по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с  одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. Такое решение подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении операций и до отмены этого решения. Отменяется приостановление операций по счетам решением налогового органа не позднее 1 операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога. 
 

23. Очередность совершения  операций по счету.
Основными операциями, совершаемыми по банковскому счету, являются:
- зачисление на  счет клиента поступающих  денежных средств; 
- списание со счета  клиента определенных  денежных сумм. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента (п. 1 ст. 854 ГК РФ) либо с его согласия. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Статья 855. Очередность списания денежных средств  со счета 
1. При наличии на  счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.