На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Этикет

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
     Глава 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………….
      Характеристика основных понятий поведенческой культуры……
     1.2 Особенности этикетного поведения…………………………………
     Глава 2 СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА…………
     2.1 Условия и способы воспитания  этикетного поведения………………
     2.2 Ориентиры в обучении дошкольников  правилам этикета……………
     2.3 Обучение детей правилам поведения  по основам современного
     этикета в ДОУ………………………………………………………………
     2.4 Взаимодействие воспитателя и  родителей в воспитании у детей
     этикетного  поведения……………………………………………………….
     Глава 3 ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………….
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
     ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..
     ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
     Введение
     Мир детства имеет свой язык, свои представления. Свой способ представления увиденного. Созидая собственный мир, ребенок  формирует свой образ, свой стиль  жизни, неповторимый, индивидуальный и  отличающийся от взрослого. В этом мире своей жизнью живут созданные  или придуманные им вещи, предметы, наделенные собственными, определенными  знаками и символами. Детская  непосредственность, фантазия, воображение  создают свою, часто непостижимую для взрослого, реальность – мир  сказок, песен, игр и словотворчества, иначе говоря, дество, на протяжении определенного возраста и временного периода, рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.
     Ребенок дошкольного возраста находится  в том пространстве детства, в  котором отсутствует неизбежно  возрастные напластования – шаблонность, инертность и т.п. Этот период характеризуется  особой информационной чистотой и готовностью  к познанию мира, бесстрашия, необременённостью стереотипами.
     Сегодня к проблемам детства обращаются такие ученые, как В.Г.  Безносов,  А.А. Грекалов, В.П. Зенковский, А.П. Желобов, В.А. Кошелев, С.Д. Лихачев, К.В. Султанов, В.П. Щербаков и др., изучая феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, ограниченно адаптиронный к нему, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать, дальше культурное наследие общества через выключение в культуру, социальную активность и поведение ребенка. Феномен Детства изучается в различных аспектах: как судьба человека, период пластичности, обучаемости, восприимчивости, предшествующей взрослости; как судьба страны и критерии оценки современной политики; как форма социального события, определяющего развитие цивилизации и человества, так как именно в Детстве закладывается программа поведения людей и включенности их в культуру, социальные формы жизни, будущие виды деятельности.
     Этикет  – порядок поведения, в котором  проявляется любовь и уважение к  окружающим людям. Он был выработан  обществом для успешного и  приятного общения людей. Французское  слово «этикет» появилось в России в XVIII веке, когда началось формирование российского этикета. Он создавался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с западноевропейскими правилами  поведения . За двести с лишним лет этикет перетерпел много изменений, но суть его осталась прежней – проявление уважения к людям. Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми, выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни.
     На  сегодняшний день люди стремятся  к преодолению острого конфликта, существующего между этикетом как  высшим компонентом поведенческой  культуры и реальным поведением людей. Отдельные поведенческие правила  не выполняются в силу различных  причин: из-за незнания этикета; из-за нежелания  его соблюдать, поскольку человек  не осознает ее целесообразности для  себя и окружающих; из-за сознательного  противопоставления себя общественным поведенческим установкам. Этикет должен иметь практическое применение, являться общепринятым поведенческим критериям. Решить эту задачу можно благодаря  разумному вдумчивому воспитанию членов общества. Именно эта задача стоит  перед воспитателем и родителями, формирующими у дошкольников культуру поведения, влияющими через этот процесс на культуру поведения взрослых людей.
     Зная  и соблюдая этикет, воспитатель определит  как вести себя среди представителей той или иной социальной группы, поступая в определенной ситуации, строить свои отношения с близкими людьми, друзьями и коллегами. Общаться с малознакомыми и незнакомыми  людьми. Обучать детей правилам этикета необходимо, поскольку их соблюдение помогает ребенку разумно и доброжелательно строить отношения со взрослыми и детьми, расширяет его коммуникативные возможности, закладывает базу для успешной жизни.
     Этикет  – важная часть общественной культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной  культуры о красоте, порядке, благоустройстве.
     Научить ребенка везде и во всем уважать  общество в целом и каждого  его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится  к себе и чтобы другие, также  относились к нему. Правило очень  простое, но в повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми  и не всегда осуществляются. А между  тем культура  человеческих отношений, общение людей между собой  играют важную роль в жизни. Это актуальный вопрос нашего времени,  и я считаю, нужно уделять большое внимание подрастающему поколению.
     Цель: определение условий и способов воспитания этикетного поведения дошкольника в условиях семьи и ДОУ.
     Объект  исследования: особенности осуществления  процесса ознакомления дошкольников с этикетными нормами  в семье и ДОУ.
     Предметом исследования является процесс осуществления  ознакомления дошкольника с этикетным  поведением.
     Гипотеза: предполагаем, что при согласовании требовании и подходов в семье  и ДОУ возможно овладение ребенком этикетным поведением.
     Задачи:
      изучить методическую литературу, помогающую раскрыть сущность понятия «этикета» и «этическое поведение»;
      определить условия, способствующие формированию этикетного поведения дошкольника в ДОУ и семье;
      рассмотреть способы воспитания этикетного поведения в семье и ДОУ.
 
           1. Теоретические основы обучения правилам этикета дошкольника
          1.1 Характеристика основных понятий поведенческой культуры. 

     Надо  ли  дошкольников обучать правилам этикета и влияет ли знание этикета  на отношение маленького человека к  людям и миру?
     Чтобы разобраться в сути явления, следует, прежде всего, обратиться к понятиям поведенческой культуры. И первое из них – поведение.
     Поведение – это образ жизни и действий, в котором выступает сущность личности человека, особенности его  характера и темперамента, его  потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания.
     Поведение современного человека является результатом  двух различных процессов – процесса биологической эволюции животного  вида и процесса исторического развития. Л.С.Выготский [9], исследуя особенности поведения человека на разных этапах общественного развития, установил: каждой определенной исторической ступени в овладении силами природы соответствует ступень в овладении человека своим поведением. Активно приспосабливаясь к среде, изменяя природу, вырабатывая регулятивный принцип поведения, человек подчинял своей власти собственные психические процессы.
     Поведение человека обладает рядом характеристик:
     Во-первых, оно разделяется на вербальное и реальное.
     Вербальное, или словесное поведение включает в себя все, что связано со словом именно: высказывание, суждения, мнения, доказательства. Реальное поведение  -  это практические действия и  поступки.
     Во-вторых, есть поведение бытовое, а есть ритуализированное.
     В бытовом поведении отражаются практические цели, поставленные человеком, в нем  отсутствует символическое значение; в ритуализированном поведении содержится максимальная знаковость, символические цели и действия. Например, бытовое поведение проявляется в ситуации, когда человек идет по улице,  чтобы оказаться в нужном ему месте. Ритуальное поведение мы наблюдаем, глава государства шествует к месту проведения торжественной церемонии вступления в должность.
     В-третьих, поведение может быть культурным и некультурным.
     Поведение, в котором не отражены достижения развития общества, прежде всего этические  и эстетические нормы, является поведением примитивного существа. Поведение, основанное на учете этических и эстетических норм, характерных  данной ступени  общественного развития, является культурным, свойственным хорошо воспитанному человеку.
     Раскрывая сущность поведения, следует сказать  и о таком значительном для  характеристики понятии, как «культура», которая определяется современными исследователями как творчески  созидательная деятельность по преобразованию природы и общества. Один из исследователей культуры А.И. Арнольдов [3] писал, что она имеет формы человеческой  деятельности, направленные на синтез созданных материальных духовных ценностей, на гармонизацию человека с природой, обществом и самим собой. Именно культура, историю которой Л.С. Выготский связывал с «историей человеческого духа», создает формы человеческого поведения, видоизменяет деятельность психических функций человека.
     Понятие «культура поведения» и «поведенческая культура» часто употребляются  как торжественные. Их сдедует развести, что может глубже разобраться в сути поведения конкретного человека, члена общества и поведения, как общественного явления. Понятие «культура поведения» целесообразно соотнести с поведением конкретного человека. Культура поведения – это совокупность форм и способов поведения человека, в котором находят отражение нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.
     Культура  поведения педагога, включающая в  себя совокупность форм и способов его повседневного поведения  и внешне отражающая осознанные им моральные и эстетические нормы, выработанные обществом, несет в  себе двойную нагрузку: и как характеристика отдельного члена общества, и как важнейшие качества личности педагога, оказывающие, воспитывающее воздействие на детей.
     Таким образом, культура поведения является профессиональным качеством педагога, поскольку, только обладая ей, он может  формировать культуру поведения  у детей.
     Культура  поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах  деятельности.
     Она рассматривается в трех компонентах:
      Культура деятельности, проявляемая ребенком во время занятий, в игре, при выполнении трудовых и иных поручений;
      Культура общения, проявляемая во всех формах взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми;
      Культурно-гигиенические навыки, соблюдение которых не только способствует укреплению здоровья ребенка, но и демонстрирует уважение к окружающим, способствует приятным взаимоотношениям детей и взрослых.
     Понятие «поведенческая культура» рассматривается  как широкое явление, охватывающее поведение в аспекте многовековой истории человечества и общественного  развития. Поведенческая культура – это совокупность всех явлений, выработанных человечеством в области поведения. Она является составной частью общечеловеческой культуры, отражает состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него серьезное влияние. Поведенческая культура начала складываться тогда, когда человек осознал свое место в природе, ту роль, которая предназначена всему человеческому сообществу и ему самому в этом сообществе. Задумался над способами выживания в труднейших природных условиях, от которых он полностью зависел.
     2.3 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ  ПО ОСНОВАМ СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА  В ДОУ.
     Вопросы обучения детей правилам этикета  разрабатывала И.Н.Курочкина. Она  утверждает что «Главным содержанием  занятий по основам современного этикета являются поведенческие  правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами». В занятия  можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. – все это создает  условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка  поведения. Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, выйти из-за обеденного стола, поблагодарить за подарок, произнести комплимент и т.п. ИГРЫ – основной вид деятельности дошкольника – дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в занятии, необходимо проводить его с небольшой группой детей (10-12 человек).  Возникающий во время игр или при обсуждении вопросов шум является свидетельством заинтересованного решения поставленной задачи, а также может служить иллюстрацией вне этикетного поведения. Проведение на занятии шумных игр требует от воспитателя профессионального умения быстро сконцентрировать детское внимание для дальнейшей работы. Если это умение не отработано, целесообразнее проводить такие игры в конце занятия.                                                                                                                           Нельзя принуждать детей к выполнению упражнений. Для активизации деятельности дошкольников можно использовать положительные оценки их участия, награждение призами победителей и даже проигравших. (Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.)            Следует активно вводить в обучение поведенческим правилам детское творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. В качестве методических пособий можно использовать также свои собственные поделки и игры (дидактические, настольно-печатные и др.) Тогда ребенок видит, что любое пособие для игры можно сделать самому. Он положительно оценивает воспитателя и его умение сделать что-то интересное и важное.                                                                                          Например, во время беседы о заботливом отношении к игрушкам можно сделать из головного платка, повязанного на шею воспитателя, зайку и прочитать соответствующее стихотворение А.Л.Барто из книги «ИГРУШКИ». (Возьмите обычный платок, желательно одноцветный. Два уголка его стяните узлом - это заячьи уши; узел и сложенная аккуратно оставшаяся часть платка - его тело и голова. Зайчик сидит на руке воспитателя - маленький, нуждающийся в защите и помощи).                                                                           Для усиления эмоциональной направленности занятий используются литературные, музыкальные и живописные произведения1, репродукции, слайды, диафильмы и видеофильмы.                                                          Необходимо строить занятия в расчете на каждого конкретного ребенка, с его уровнем мышления, возрастными и психологическими особенностями, семейным и материальным положением. Предлагая то или иное практическое задание, желательно продумывать заранее, кто из детей может его выполнить.                                                                                                             В конце занятия следует обязательно подвести итог: что мы изучили и что поняли. Дети сами могут сделать выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Воспитатель еще раз четко указывает на самое главное, что надо усвоить из занятия.               Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания, например, расскажи маме, что означает слово «здравствуйте», придумайте с папой сказку о добром и заботливом рыцаре, накрой с бабушкой праздничный стол, сделай и подари близким подарки. Главные принципы таких заданий – совместное с родителями выполнение; добровольность; детское творчество; стремление к соблюдению правил этикета.                                                                                                                                     В ходе занятий, на наш взгляд, желательно избегать негативной оценки ответов и действий детей. Рекомендуем ввести в оценочную систему такие слова, как «отлично», «хорошо», «очень хорошо», «молодец», «подумай еще», «это не совсем так», «давайте подумаем вместе».                                    Для успешного проведения занятия целесообразно посадить детей на стулья, поставленные кругом или полукругом. Воспитатель сидит среди них, возможно, на таком же невысоком стуле, чтобы его глаза были примерно на уровне глаз воспитанников.                                                                                        Тогда между воспитателем и детьми достигается более полное взаимопонимание, ребенок может легко и свободно выйти в центр, чтобы проделать то или иное упражнение, проиграть сценку, подготовить место для игры. На занятии, проводимом родителями, за детскими стульями можно поставить взрослые – вторым полукругом. На занятиях по столовому этикету, на котором особенно важно присутствие взрослых, желательно каждому ребенку и его гостю предоставить отдельный стол, расставив столы так, чтобы каждому участнику был хорошо виден стол воспитателя. Разумеется, для этого надо, чтобы в группе занималось небольшое число детей.                                                                                                                         Обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах детского сада: приветствие во время сбора детей и прощание в момент их ухода, поведения за столом, прогулка, встреча с артистами кукольного театра, праздничное веселье, игры на свежем воздухе и в группе, участие в любых занятиях. Воспитатель совместно с детьми вырабатывает определенный порядок поведения на занятии: внимательно слушать воспитателя и ребят, никого не перебивать, никому не мешать слушать других, не отвлекаться на посторонние дела, отвечать на вопросы четко и понятно, никогда не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т. п.                                                                                                                                          Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами поведения, и от того, насколько правильно он себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.                                                                                                                   ИГРА – одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной ему и интересной форме представления о том, как приятно себя вести в той или иной ситуации, заставляет задумываться над своими поведенческими манерами: прислушиваться ли к мнению и учитывать ли интересы других участников игры, радоваться ли своей победе и поражению других ребят, как выполнить все условия игры и не нанести обиды товарищам. Нельзя забыть о дисциплинирующем значении игры, тем более что соблюдение дисциплины является важным этикетным требованием. Для формирования правильного поведения у детей можно использовать самые разнообразные виды игр.                                                             В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, формируется дисциплинированность, а соблюдение дисциплины очень важно в этикетном поведении, о чем мы уже говорили. Дети соревнуются – кто быстрее пробежит вокруг детского сада. Один участник соревнования упал во время бега; другой бежит быстро, чтобы победить; третий тоже хочет победить, но остановился, чтобы помочь упавшему и поддержать его в трудную минуту. (В основе поведения этого ребенка лежит важнейший этический аспект.) В такой ситуации мы еще раз даем детям понять: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.                                                                                                                                      В музыкальных играх тоже есть место для обучения правилам этикета. Дети водят хоровод. Как они держатся за руки и приятно ли им прикасаться к рукам; прислушиваются ли друг к другу и чувствуют ли эмоциональное состояние других? И снова мы обращаем внимание на правила этикета.           В играх со строительным материалом воспитатель похвалил группу строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Радовались остальные дети, услышав похвалу товарищу? Они наблюдают за воспитателем каждую минуту и учатся у него определенному поведению, даже когда заняты любимым делом – игрой.                                                                                                                                                           Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, постановка русской народной сказки «Репка» предоставляет воспитателю возможность поговорить с детьми о правилах семейного этикета (быть дружными, помогать друг другу). Вся семья, и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. Инсценировка сказки «Лиса и журавль» напомнит детям о правилах гостевого и столового этикета (угощать гостя, создавать для него условия хорошего отдыха). Выступление перед детьми и родителями с инсценировкой сказки поможет осознанию правил поведения в общественных местах: например, в детском саду – одни выступают, другие помогают и эмоционально поддерживают; в театре – зрители внимательно смотрят спектакль, не разговаривают и не шумят. Применяются и правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо хорошо принять и весело развлечь.                                                       Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает родную речь, получает информацию из истории русского народа. Вместе с тем он осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Текст игры «Бояре, а мы к вам пришли» дает детям исторические и бытовые сведения: в прошлом били бояре, во все времена люди ходят в гости и принимают гостей с радостью, на Руси издавна существовал обычай выбора невесты. Определяются правила поведения в игре: играем вместе и дружно, стремимся к победе своей команды, но не обижаем представителей другой. Вместо невесты можно выбрать друга, и тогда мы обращаем внимание на дружеские отношения между ребятами, или любимых, говоря о чувствах и отношениях в семье.
     Сюжетно – ролевые игры дают детям возможность  практически применить поведенческие  правила. Например, игра в больницу знакомит не только с профессией врача, но и с определенными правилами  поведения: в поликлинике, в кабинете врача, в аптеке и т.п. Атрибуты к  игре можно сделать самим, и тогда  все еще раз убедятся: можно  сделать поделки и отлично  с ними поиграть. Если же поделки  принесет воспитатель, то дети поймут: во-первых, он хочет порадовать своих  воспитанников, во-вторых, он умеет  все делать. Наблюдая за ходом игры, мы получаем дополнительные сведения о поведенческой культуре своих воспитанников.        
     Дидактические игры используются при отработке  правил и норм этикета. Количество возможных  заданий неограниченно: подбери  из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне  карточки с посудой и столовыми  приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке. Воспитатель может сам делать такие игры, обязательно сопровождая  их записями о её содержании, целях и задачах, что свидетельствует об осознанном  создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.                                                                                                        Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «У меня зазвонил телефон» (в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора) укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.                                                                  Творческий подход  к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир.                  Роль воспитателя в самой игре может быть различной. В одном случае он подскажет сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем принесет необходимый для нее материал, в четвертом станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правилам поведения. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.
     Н.К.Крупская писала о значении и подходах к  играм: «Игры, требующие соблюдения правил, очень дисциплинируют, надо только, чтобы они не были скучными, надо их разнообразить. Много есть старых игр, приучавших владеть собой. Были игры, которые учили удерживаться от смеха, от употребления запретных  слов… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры, он в  данном случае должен только отводить игры опасные, разжигающие вредные  чувства и т.д. Но делать это надо умеючи, осторожно, так, чтобы ребята охотно соглашались с руководителями»1 .
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И  РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ У ДЕТЕЙ  ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
     Воспитание  поведенческой культуры у детей  предполагает совместную работу воспитателя  и родителей. Воспитатель направляет деятельность родителей по формированию этикетного поведения их ребенка, помогает им педагогическим советом, дает рекомендации. Он в основном работает со всем детским  коллективом. Родитель же работает с  одним ребенком, воспитывая его и  подправляя его действия в самовоспитании, ежедневно практически организует и контролирует его. Родители, а также  бабушки и дедушки при умелом руководстве воспитателя могут  принимать активное участие в  занятиях, например, по темам: «Столовый  этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей» и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но и  помогают воспитателю в проведении и оснащении занятий, знакомятся с правилами, которыми овладевают дети. Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные  темы, не следует ставить перед  собой задачу обучения родителей  правилам этикета.                                                                                                                             Помня, что взрослого человека надо учить осторожно и ненавязчиво, воспитатель знакомит родителей со своими методами работы с детьми, стараясь как можно реже говорить такие слова, как «вы должны», «вы обязаны», заменяя их словами «разумно», «желательно», «целесообразно», «лучше для вашего ребенка». Подумайте, какая фраза и почему будет лучше                                                                           воспринята родителями: «Дорогие родители, я хочу вас научить правилам приема гостей»; «Уважаемые родители, мне бы хотелось рассказать вам о том, каким правилам приема гостей мы обучаем детей»; «Вы обязаны следить за тем, как выглядит ваш ребенок»; «Для самочувствия дошкольника лучше, если он умеет выбрать костюм, следить за чистотой своего тела»; «Вы должны научить его правилам столового этикета»; «Желательно, чтобы вы обращали внимание на то, как ведет себя ваш ребенок за столом».                                    ЦЕЛЬ воспитателя – убедить родителей в важности формирования у детей этикетного поведения и необходимости проведения специальных занятий по обучению детей правилам этикета; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, можно порекомендовать им специальную литературу: книги или журнальные статьи. Журнал «Дошкольное воспитание», предназначенный для специалистов педагогического дела, может быть интересен и для родителей. Рассказывая содержание научно-педагогической статьи, надо конкретизировать ее примерами из жизни детсадовской группы. Среди популярных изданий для родителей можно назвать такие журналы, как «Няня», «Мой кроха», «Наш малыш» и др.                                                                                                                         На родительских собраниях важно проявлять уважение к личности ребенка и родителей, давать позитивные оценки событиям, происходящим в группе, создавать общий положительный настрой. Говорить о недостатках воспитанника желательно в индивидуальной беседе, продумывая при этом каждое слово, сказанное его родителям. Следует помнить, что они обычно хотят слышать от воспитателя конкретные рекомендации, касающиеся их ребенка.
       

                      

Вывод: в результате полученных данных можно  разделить семьи на следующие  уровни представлений этикетного поведения.
Высокий уровень – 20%, представления родителей об особенностях формирования этикетного поведения у семьи Горностайской Ани и Смирновой Насти.
Средний уровень – 50%, у семей Болотовых, Тамайко, Фроловых, Шулепиных и Левиных недостаточно полные представления о воспитании этикетного поведения.
Низкий  уровень – 30%, у родителей детей Кулакова Феди, Седова Димы и Жданкова Игоря отсутствуют знания о воспитании этикетного поведения.  
 
 
 
 

Педагогу, формирующему у ребёнка культуру поведения, а значит влияющему на развитие поведенческой культуры общества, следует хорошо разбираться в  поведенческих понятиях.
Обычай - стереотипный способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение, складывающийся под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций, требующих от человека однотипных поступков во всех сферах деятельности. С помощью обычаев молодое поколение перенимает у старших поколений опыт как необходимое условие дальнейшего существования человечества. Так, обычай почитания старших выражается в уважении к ним, в требовании не перебивать их, прислушиваться к советам, предлагать им везде и всюду лучшие, почётные места. Этот обычай возник из условий жизни первобытного общества, когда люди, долго жившие и много видевшие, являлись единственными носителями знаний о выживании.
Традиции - это обычаи, отличающиеся особой устойчивостью. Общество, получив традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к ним относится. Отмечая празднование Нового года, мы соблюдаем традицию, заведённую в России в начале 18 века, и не задумываемся над тем, что появилась она из потребности русского общества сменить старорусский уклад жизни на новый, близкий к западно - европейскому. Соблюдение традиций упорядочивает жизнь общества и сохраняет преемственность развития, утверждая неразрывное единство прошлого и настоящего.
Нрав - совокупность душевных свойств, присущих отдельной личности или сообществу людей. Эта совокупность основана на исторических, национальных, психологических, социальных и культурных особенностях развития. К свойствам, лежащим в основе нрава, относятся такие человеческие качества, как воля, способность выдержать жизненные трудности, милосердие, любовь, доброта и др. Нрав сообщества людей проявляется в укладе его общественной жизни.
Привычка - сложившийся способ поведения, ставший для человека настолько обычным и постоянным, что он совершает то или иное действие, не задумываясь над тем, надо ли его выполнять и как это следует делать. Через привычку человек не только реализует себя, но и даёт о себе окружающим людям некоторые сведения. Недаром в народе говорят: «Привычка - вторая природа».
Последовательный  ход того или иного действия и  события, совершаемый по установленным  обществом правилам, называется порядком, т.е. действием по заранее определённому ряду (установлению). 
 
 
 
 

1.2. Особенности этикетного поведения.
В 17 веке во Франции при дворе Людовика появилось слово «этикет», определяемое как порядок поведения при дворе французского короля. Слово это, как и сам порядок, распространилось во французском обществе, затем в других странах. В России оно впервые появилось в начале 18 века. Этикет характеризовал собой новое явление поведенческой культуры, определяемое, тогда как соблюдение такого порядка поведения, который в своей основе строится на благопристойности, учтивости и приятности обхождения. Современное содержание понятия «этикет» близко к его первоначальному смыслу, хотя значительно расширилось.
Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.
Этикет, являясь компонентом поведенческой  культуры, вобрал в себя все предыдущие поведенческие явления, созданные  человечеством, и добавил к ним  стремление нравиться окружающим, быть приятным людям, как в общении, так  и любом совместном действии.
Поведенческая культура и культура поведения находятся  в прямой зависимости. Содержание поведенческой  культуры как общественного установления, воздействует на культуру поведения  каждого отдельного члена общества. Мы обязаны, хотим того или нет, руководствоваться  в поведении правилам, принятыми  в обществе, поскольку, живя в обществе, быть от него свободным. Вместе с тем  поведение конкретного члена  общества оказывает влияние на состояние  поведенческой культуры, хотя это  явно и не проявляется. Кроме того в каждой социальной группе существуют свои поведенческие порядки, И. П. Курочкина  ввела в понятие «культура  поведения общественной группы». Культура поведения группы воздействует и  на общество, и на члена группы, а  также и зависит от них. Что должен знать об этикете современный родитель и воспитатель. Норма поведения - это узаконенный порядок действий, признанный обязательным, характеризующий общую направленность конкретизируемый в правилах поведения, т.е. предписаниях, как действовать и поступать в каждом конкретном случае. Например, среди всех норм человеческого общежития есть и такая - не мешать окружающим людям своими действиями. Соблюдая эту норму поведения, мы выполняем ряд правил: не кричать в общественных местах, не включать громко аудиотехнику, не толкаться, не ходить в грязной одежде и т. д. Различие между социальной и этикетной нормами заключается в следующем: социальная норма даёт человеку жить в обществе, этикетная норма, будучи социальной, ещё и способствует приятной жизни в обществе, приносящей удовлетворение и радость носителю такого поведения и окружающим людям. Соблюдение человеком этикета демонстрирует и отражает его внутреннюю сущность: богатство духовного мира, владение поведенческой культурой. А сам этикет, точнее его содержание и соблюдение являются показателем культуры общества, демонстрации тех или иных нравственных и эстетических принципов. Он является продуктом цивилизации. Немецкий социолог Н.Элиас, исследовавший развитие цивилизации, отмечал, что личность формируется в процессе социального взаимодействия людей, но вместе с тем она, «активно влияет на этот процесс, меняя границы между «я», «мы», «они». Процесс цивилизации, утверждал Н.Элиас, проходит всё общество в целом и каждый человек в отдельности, осуществляя таким образом «связь поведения общественного индивида и структуры общества». Поскольку различные национальные и социальные сообщества развиваются по-разному, каждое из них вырабатывает свои правила поведения, внося особый колорит в общепринятые поведенческие принципы. Существует этикет европейский, американский, этикет стран Востока, а также этикет российский, английский, французский и т.д.
Значительная  роль этикета в жизни современного общества объясняется рядом выполняемых  функций. Функции этикета:
    регулятивная;
    опознавательная; -идентификационная; -коммуникативная; -этическая;
    эстетическая; -воспитательная.
Этикет  является не только регулятором поведения, но даёт возможность многое узнать о соблюдающем его человеке (принадлежность к той или иной социальной группе и национальности, уровень образования, профессиональная принадлежность и  т.д.). Он способствует установлению успешных и доверительных отношений между  людьми, усиливает нравственное и  эстетическое начало в жизни общества, наконец, способствует совершенствованию  человека.
Учитывая  эти функции этикета, воспитатель  имеет возможность разумно строить  своё профессиональное поведение. Педагог  может создать благоприятные  условия для общения, что является важным, поскольку такие условия  необходимы для успешного воспитания детей, они помогают настроить родителей  воспитанников на уважительное к  себе отношение, способствует повышению  авторитета педагога.
Соблюдение  этикета даёт воспитателю и родителям  возможность учесть все эти различия и повести себя в том или  ином случае так, чтобы его поведение  успешно сказалось на воспитательном процессе. Этикет, являясь способом демонстрации доброжелательного и уважительного отношения к людям, тем самым относится к общечеловеческим ценностям, поскольку помогает приобрести в поведении и общении нравственную силу. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нём проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением позитивное эстетическое переживание и таким образом влияя на эстетическое развитие общество, способствуя формированию эстетики чувств.
Нравственные  нормы всегда лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения - его  необходимое условие. Правильное и  красивое поведение, как любое общественное явление, влияет на состояние общества и даёт дополнительный и обширный материал к его изучению. Именно поэтому, говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в  поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия: вести себя правильно, нравственно и эстетично.
Перед обществом всегда стоит задача дальнейшего  развития поведенческой культуры. И.Н.Курочкина говорит: «сегодня мы стремимся к преодолению острого конфликта, существующего между этикетом как высшим компонентом поведенческой культуры и реальным поведением людей». Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: из-за незнания этикета; из-за нежелания его соблюдать, поскольку человек не осознаёт его целесообразности для себя и окружающих; из-за сознательного противопоставления себя общественным поведенческим установкам. Этикет должен иметь практическое применение, являться общепринятым поведенческим критерием. Решить эту задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов сообщества. Именно эта задача стоит перед воспитателем и родителями, формирующими у дошкольников культуру поведения, влияющим через этот процесс на культуру поведения взрослых людей.
Чтобы результативно решать эту задачу, следует чётко представлять структуру  этикета: его формы, виды и разновидности. Форма этикета - это совокупность средств, в которых выражается уважительное отношение к людям. По форме этикета различают речевой и неречевой. Первый является вербальным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере общения, умении вести беседу, высказывать критические замечания, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, что и как он говорит, зависят его деловые и личностные контакты. Профессионализм педагога предполагает владение правилами и нормами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово. В.А.Сухомлинский, отмечая огромное значение слова педагога, писал: «Искусство воспитания включает в себя, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу». Не умея определить место и допустимость тех или иных профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законы ораторского искусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное и неприятное положение, нередко вызывающее со стороны окружающих недоумение и даже раздражение. Очень распространено, например, такое выражение, как «я извиняюсь», по сути, демонстрирующее стремление человека извиниться за причинённые неудобства, ошибки и т.п., но по форме означающее: «Я сам себя извиняю за причинённые вам неприятности, а уж вы, как хотите».
Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью  которых проявляется уважительное отношение к окружающим. То, как  человек сидит, стоит, ходит, ведёт  себя за столом, подносит цветы и  подарки, словом, все его поведенческие  действия характеризует его, как  хорошо воспитанную личность, владеющую  поведенческой культурой или  наоборот, недостаточно подготовленную к жизни в современном обществе. Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах. Отсюда и разделение его на виды. Виды этикета - это совокупность тех правил, которые характерные для человека, занимающегося тем или иным видом деятельности. Виды этикета:
    дипломатический;
    придворный;
    воинский;
    педагогический;
    общегражданский и др.
Разновидность этикета - это совокупность правил, применяемых в той или иной ситуации, в которой оказывается человек. По разновидностям этикет можно разделить на: деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистантного общения, телефонного разговора, письма и др. Все эти разделения условны, т.к. правила этикета выступают не сами по себе, а в неразрывной совокупности. В семье и профессиональной деятельности педагога должны соблюдаться правила всех форм, видов и разновидностей этикета, проявляющиеся в самой тесной связи. Этикет помогает во всех сложных ситуациях, являясь руководством к действию.
Человечеством выработано огромное множество поведенческих  правил, но все они, так или иначе, строятся на принципах этикета, т.е. на основных, исходных положениях. Курочкина Н.И. предлагает следующие принципы: 1) Целесообразность соблюдения правил этикета.
Каждое  этикетное правило строится на разумности и необходимости его соблюдения. Например, перебивая собеседника, не только проявляешь себя плохо воспитанным  человеком, но и можешь упустить важную нить размышлений собеседника. Следовательно, перебивать собеседника неразумно - это является важным правилом речевого этикета.
2)Нравственно-моральная  требовательность.
    В основе любого поведенческого правила лежат  требования морали. Среди множества  нравственных позиций, лежащих в  основе этикета, выделяются две основные позиции: стараться не ставить людей  в неудобное положение, по крайней  мере, делать это как можно реже; поступать с другими так, как  хочешь, чтобы поступали с тобой. Основные моральные качества - проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности - необходимы для успешных деловых и личностных контактов.
3)Прочность поведенческих манер.
    Поведенческие манеры нужно постоянно отрабатывать, чтобы применять их при соблюдении этикета. Если нет привычки к поступку, в нужный момент он не получится, либо его выполнение окажется неестественным.
4)Отсутствие  мелочей в поведении.
    Нельзя, например, считать себя серьёзным  профессионалом, не обращая при этом внимания на свой внешний вид (цветовое сочетание костюма, обувь, аксессуары, причёска и др.), поскольку и в  деловом мире и внешность «работает» на дело.
5)Эстетичность поведения.
    Нужно стараться делать всё красиво, способствуя  тем самым возникновению эстетического  наслаждения, как своего, так и  окружающих лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении, поскольку эстетика речи, манер, поступков  лежит в основе этикетного поведения.
6)Уважение к национальным обычаям и традициям разных народов.
     Соблюдение этого принципа особенно актуально в современном 
    российском обществе из-за опасности возникновения и разжигания
    национальных конфликтов.
7)Требовательное отношение к собственному поведению и терпеливое к
   поведению окружающих людей (если это поведение не носит
     аморального характера).
    Для проявления культуры поведения необходимо соблюдение правил этикета. Знание этих правил способствует тому, что личность приобретает внутреннюю свободу  в выборе тех или иных поступков, действий и слов, и наряду с другими  личностями становится созидателем  общественного поведения.
   Одна  из основных задач - воспитание разумного  сочетания чувства свободы и  необходимости. Овладевая этикетом, сознательно воспринимая его целесообразность и необходимость, личность идёт по пути совершенствования не только своего поведения, но и мировосприятия, развивает своё нравственное отношение к действительности и людям. Такое значение этикета доказывает необходимость его знания и соблюдения внутри социума, особенно людьми, избравшими своим профессиональным делом педагогическую профессию. 
 
 
 
 

     2. Специфика обучения правилам этикета.
    2.1 Условия и способы воспитания  этикетного поведения. 

   Культура поведения помогает общению человека с окружающими, даёт ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определённые нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Воспитатель терпеливо, ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни, и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. Ребёнок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей и бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Воспитатель же должен расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе. Формирование основ культуры поведения у детей происходит в процессе усвоения ими основных правил этикета. По мнению И. Н. Курочкиной обучение каждому правилу проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:
    знание этикетного правила;
    осознание его разумности и необходимости;
    умение применять его практический;
    эмоциональное переживание от его выполнения.
  Первая  стадия, вводящая правило поведения  в жизнь дошкольника, является базовой, однако знание правила не всегда обеспечивает его выполнение. Правило этикета  надо сделать эмоционально привлекательным  и личностно - значимым для ребёнка. Пройдя цикл обучения правилу, ребёнок снова к нему возвращается, но на более высоком уровне усвоения. Важно, чтобы ребёнок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, знал, какой поступок считается хорошим, какой нет и почему, чтобы умел и желал соблюдать поведенческое правило, чувствовал и переживал его нравственную и эстетическую основу. Когда правило приобретает для ребёнка побудительную силу, тогда оно становится для него средством овладения своим поведением, и действие по правилу становится свободным действием ребёнка. Дошкольник теперь не только подчиняется контролю со стороны взрослого человека, но сам контролирует сначала действия товарищей, а потом и свои собственные, соотнося их с правилом. Постоянное закрепление усвоенного правила, и позитивная оценка поведения ребёнка создают условия для осознанного эмоционально-позитивного выбора того или иного действия и поступка. Для воспитания этикетного поведения И. Н. Курочкина предлагает следующие условия:
    Позитивный настрой ребёнка.
Этот  настрой создаётся, прежде всего, разумно-доброжелательным отношением воспитателя к детям. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников. Доброжелательное обращение  по именам, похвала за детские успехи, победные и утешительные призы и  прочие увлекающие детей приёмы обучения способствуют появлению у ребёнка  желания обучаться правилам поведения  и соблюдать их.
2. Пример взрослых (прежде всего родителя и воспитателя). Ребёнок всегда оценивает поступки взрослых, прощает или не прощает допущенные им ошибки. Поэтому воспитателю желательно оценивать своё поведение с позиции доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, которые он направляет к воспитанникам. В действиях и словах воспитателя должно быть всё продумано для достижения главной цели - создания творческой, доброжелательной, дружеской обстановки, в которой развивается личность ребёнка.
К. Д. Ушинский писал: «... влияние личности воспитателя  на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
3. Связь с семьёй.
Это необходимое  условие, позволяющее сохранить  единство требований взрослых к ребёнку  и преемственность воспитания. Общая  цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаём  из малыша, являясь союзниками в  этом важнейшем деле.
Формируя  культуру поведения, взрослые (и родители, и воспитатели) применяют различные методы. К первой группе методов относятся методы, которые способствуют осуществлению ребёнком правильных поведенческих действий:
- Приучение.
Детям даётся образец поведения, например приветствие при встрече. Воспитатель  становится опосредованным образцом поведения. Следует не только показать ребёнку, как это делать, но и затем контролировать точность выполнения правила ребёнком.
- Упражнение.
Ребёнком  многократно повторяется то или  иное действие, например, подняться  со стула, улыбнуться и громко сказать: «Добрый день!». Необходимо добиться от детей осознания необходимости и разумности приветствия: настрой человека на встречу и общение, создание хорошего настроения. Проводятся упражнения не только на занятиях по этикету, но и на других занятиях, в игровой ситуации, в режимных моментах.
- Воспитывающие (провокационные) ситуации.
Взрослый  создаёт условия, в которых ребёнок  оказывается перед выбором, например, поздороваться с посетителем, вошедшим в группу, или продолжать дело, которым  в данный момент он занимается.
Ко второй группе методов относятся методы, которые активизируют позитивные действия ребёнка или предостерегают его от негативных поступков:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.