На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сотрудничество Кыргызстана со странами СНГ в экономической сфере

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Титульный лист 

    «Уставные документы об экономическом сотрудничестве в рамках СНГ»,
    «Участие Кыргызстана в общем экономическом сотрудничестве с  государствами СНГ в период 1991 – 1998 гг»,
    «Вступление Кыргызстана в ВТО и экономическое сотрудничество с государствами СНГ в период с 1998 по 2011 гг»,
    «Создание в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза и Единого экономического пространства и перспективы участия в этих объединениях Кыргызстана»,
    «Экономическое сотрудничество Кыргызстана и Российской Федерации в экономической сфере» надо искать материалы в Интернете
 

Тема: Сотрудничество Кыргызстана со странами СНГ 
в экономической сфере 

План: 

Введение……………………………………………………………………………………..   3
Глава I. Объективная необходимость и общие направления сотрудничества
Кыргызстана с государствами- участниками СНГ в экономической сфере………    12
      1.1. Уставные документы об экономическом сотрудничестве в рамках СНГ…..    12
     1.2. Участие Кыргызстана в общем экономическом сотрудничестве с
государствами СНГ в период 1991 – 1998 гг.  …………………………………………….   26
     1.3. Вступление Кыргызстана в ВТО и экономическое сотрудничество с
государствами СНГ в период с 1998 по 2011 гг.…………………………………………..    38
Глава II. Участие Кыргызстана в экономическом сотрудничестве в рамках
Евразийского  экономического сообщества………………………………………………  50
      2.1. Создание Евразийского экономического  сообщества (ЕврАзЭС) и участие 
в нем  Кыргызстана…………………………………………………………………………….  50
      2.2. Создание в рамках ЕврАзЭС  Таможенного союза и Единого 
экономического пространства и перспективы участия в этих объединениях
Кыргызстана…………………………………………………………………………………… 65
      2.3. Экономическое сотрудничество Кыргызстана  и Российской Федерации в
экономической сфере…………………………………………………………………………  79
      Заключение…………………………………………………………………………..   92
      Библиография……………………………………………………………………….    97 

 

ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность  темы. Известно, что после распада СССР у стран, образовавшихся на его территории, отчетливо проявились сложные проблемы выхода на мировой рынок, разработки отвечающей национальным интересам внешнеэкономической политики, участия или неучастия в различных экономических группировках и в деятельности ведущих международных финансово-экономических и торговых организаций. Отдельные страны, вошедшие в СНГ, избрали разные модели своей внешнеэкономической политики, по-разному расставили приоритеты среди внешних партнеров, существенно отличалась скорость и, в какой-то мере, даже направление проводимых реформ, темпы «открытия» своей экономики. Страны Центральной Азии, как и другие страны СНГ, проводили и проводят весьма различную внутри- и внешнеэкономическую политику, эффективность которой в долгосрочном плане трудно однозначно оценить. Вместе с тем, совершенно четко прослеживаются и общие проблемы, с которыми сталкиваются эти страны сегодня.
    К таким проблемам сегодня относятся:
    - проблема определения приоритетных направлений развития национальной экономики в условиях продолжающейся экономической трансформации,
    - развитие комплекса рыночных  отношений в экономике, 
    - проблемы интеграции на постсоветском пространстве,
    - разнообразные проблемы диверсифицированного внешнеэкономического сотрудничества на многосторонней основе.
    Методология выбора приоритетных отраслей экономики - «точек роста» возможно будет полезна другим странам Содружества независимых государств, имеющих как Кыргызстан наработанный в советские годы производственный потенциал, часть которого уже не подлежит восстановлению или его не имеет смысла восстанавливать в условиях экономической трансформации, определенные природные ресурсы, среди которых также следует выбрать наиболее важные, особо перспективные направления развития национальной экономики в условиях глобализации и быстрого роста отдельных отраслей мировой экономики и видов мирохозяйственных связей.
    Опыт  реализации внешнеэкономической стратегии многостороннего сотрудничества Кыргызской Республики со странами СНГ в рамках интеграционных группировок важно изучить в плане продолжения разработки нового, особо актуального и важного в развитии мирохозяйственных связей и дипломатии научного направления — экономической дипломатии; понять значимость участия МИДов стран Содружества в реализации оптимальной стратегии сотрудничества в Евразэс, ЦАЭС и с международными экономическими организациями с учетом решения острых социально-экономических проблем в этих странах.
    Обобщение и изучение опыта взаимодействия Кыргызстана с различными внешними партнерами может иметь не только теоретическое, но и хозяйственно-практическое значение для укрепления экономики  КР и совершенствования механизма  сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества, Центральноазиатского Союза, ВТО, МВФ и Всемирного банка, а также для развития двусторонних экономических связей, прежде всего, Кыргызстана и Российской Федерации.
    Обоснование темы и постановка задач исследования. Участие КР в международных экономических группировках и организациях, как и вся внешнеэкономическая деятельность, подчинены цели реализации национальных интересов, а формы, масштабы, приоритеты такого участия производны от принятой в стране модели социально-экономического развития. Сущность этой модели была неоднократно сформулирована в выступлениях президента КР А.Акаева, в принятых государством социально-экономических программах, нормативно-правовых актах. Кыргызстан избрал путь строительства демократического государства с рыночной экономикой, гарантирующего основные экономические и политические права граждан. Наиболее быстрая либерализация экономики Кыргызстана по сравнению со всеми странами Центральной Азии является лишь средством достижения основных целей социально-экономического развития, включая обеспечение национальной безопасности. В понятие национальной безопасности включается, прежде всего, безопасность экономическая (в том числе -финансовая), социальная, означающая поддержание стабильной социально-экономической ситуации в стране, и политическая.
    Как и любая другая из стран со сходным  уровнем развития, КР может решать свои проблемы социально-экономического развития и национальной безопасности, комбинируя меры по активизации развития национального хозяйства и его включение в мировое хозяйство. Найти оптимальное соотношение между этими двумя направлениями развития, которые часто противоречат друг другу, непросто. Государству легче сохранить управляемые процессы активизации национальной экономики, а чрезмерно быстрая либерализация внешнеэкономических связей, как показывает опыт некоторых стран с развивающимся рынком, может придать этим процессам такой характер, который означал бы утрату ими своих исторически определенных позиций, приоритетов и перспектив.
    Кыргызстан  имел определенные альтернативы как  при выборе модели социально-экономического развития в целом, так и определяемого  ею блока внешнеэкономических связей. О наличии альтернатив свидетельствует  хотя бы то, что соседние государства Центральной Азии выбрали иные пути развития: гораздо большую закрытость экономики - Узбекистан, иные формы и скорость либерализации (в том числе - и внешнеэкономической) -Казахстан. На выбор Кыргызстаном социально-экономической модели развития влияли объективные факторы, связанные с перестройкой геоэкономического и геополитического пространства в 90-е годы, долгое время приверженности административно-командной системе управления хозяйственными процессами и другое. Вместе с тем, весьма значительной была и остается роль субъективных факторов, свободы выбора, остающейся у кыргызского руководства и народа Кыргызстана.
    Выбранная в 1990-е годы стратегия развития отношений  с международными финансовыми институтами, выполнение рекомендаций и правил этих институтов имели свою экономическую и социальную цену, основные составляющие этой «цены» раскрываются в работе. Развитые конкурентные отношения, с одной стороны, и подавление национального производителя, рост социальной напряженности, с другой, — вот противоречивость формирующейся социально-экономической среды в Кыргызстане. Все это проявилось и во многих других странах СНГ.
    Совершенно  очевидно, что модель социально-экономического развития должна вести к процветанию  страны, по меньшей мере - хотя бы к  минимальному улучшению положения всех слоев населения, росту экономического и экспортного потенциала. Если этого длительное время не происходит - необходимы переоценка и корректировка избранного курса. В последние годы стремление кыргызского руководства к сближению с Россией и другими странами СНГ еще более усилилось.
    Вместе  с тем, требуется принятие последовательных действий по повышению эффективности  участия КР в таких региональных экономических группировках, как  Экономический Союз СНГ, Центрально-азиатский  Союз, Таможенный Союз. При всей непоследовательности и незавершенности экономических инициатив в области интеграции на постсоветском пространстве, деятельность этих организаций была призвана создать лучшие условия для национального производителя, поддержать и восстановить кооперационные связи, вновь открыть кыргызским производителям сырьевых и обрабатывающих отраслей региональные рынки. В основе участия Кыргызстана в деятельности этих организаций лежала концепция реинтеграции, которая все еще на сегодняшний день до конца не проработана в научных кругах, не понята в хозяйственных сферах, запутана на политическом уровне. А время ставит уже новые задачи перед странами СНГ, связанные с глобализацией мировой экономики, с новой специализацией этих стран.
    Для установления прочных отношений с зарубежными партнерами и притока иностранных инвестиций важна предсказуемость экономической политики, правовых норм, системы регулирования внешнеэкономических связей. Движение по пути региональной экономической интеграции, а также сближение с международными финансово-экономическими организациями осуществлялось путем проведения государством соответствующей политики, проведения переговоров и заключения договоров. Участие КР в международных экономических группировках и организациях - не стихийный, а регулируемый государством процесс.
    Особенностью  географического положения Кыргызстана  является отсутствие выхода к морю. Отсюда понятно значение, придаваемое  региональному экономическому сотрудничеству со странами, по которым проходят сухопутные транспортные потоки из КР. К морским портам вплоть до сегодняшнего дня наиболее удобен выход через Россию. Транспортные интересы КР - важный фактор участия в региональной интеграции.
    Еще одним национальным богатством республики являются ее гидроресурсы. Использование горных гидроресурсов - экономически высокоэффективных - весьма перспективно. С развитием региональной инфраструктуры (в том числе - линий электропередачи) Кыргызстан может стать и крупным экспортером электроэнергии.
    В 1990-е годы особенно возросло значение месторождений золота, лишь небольшая часть которых стала осваиваться. Кыргызстан мог бы стать крупным центром рекреации. Однако ресурсы, требующиеся для этого, весьма велики, а программы должны быть хорошо проработаны.
    Кыргызстан  должен быть объективно заинтересован в развитии интеграционных процессов, так как это - чуть ли не единственный путь восстановления и развития обрабатывающей промышленности. Запад пока готов кредитовать лишь сырьевые и инфраструктурные проекты.
    Автор ставит своей задачей показать те объективные конкурентные преимущества, которыми обладает КР в разных сферах и основанную на этих преимуществах нишу, которую КР могла бы занять в системе международного разделения труда в особенности на постсоветском пространстве. Важно определить приоритеты международной специализации, найти те отрасли, которые могли бы стать «локомотивом», «точками роста» всей экономики. Предпочтительно, чтобы эти отрасли были взаимосвязаны, образовывали своеобразный «пучок» («кластер»). Приоритетное развитие этих отраслей должно обеспечиваться и соответствующими внешнеэкономическими связями.
    Цель  диссертационного исследования состоит в том, чтобы на опыте многостороннего сотрудничества Кыргызской Республики со странами СНГ и международными экономическими организациями рассмотреть комплекс связанных с этим сотрудничеством актуальных проблем, обострившихся в последние годы; на основе анализа причин и факторов возникновения этих проблем предложить пути их разрешения и выработать общие рекомендации для стран СНГ по наиболее эффективной реализации национальных экономических интересов в ходе такого сотрудничества.
    В соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи исследования:
    1. Дать оценку общих и специфических  задач стран переходной экономики, возможностей повышения уровня эффективности экономической политики и разрешения социальных проблем путем сочетания либерализации хозяйственной жизни с проведением конструктивной и целеустремленной государственной политики, в том числе с помощью межгосударственной деятельности, экономической дипломатии;
    2. Через анализ соответствия «точек роста» Кыргызской экономики и приоритетов финансовой помощи международных экономических организаций Кыргызстану, а также результатов сочетания либеральной внешнеэкономической политики КР (считающейся наиболее либеральной среди стран СНГ) с общепризнанными стандартами государственного регулирования рыночного развития дать оценку эффективности обеспечения национальных экономических интересов Кыргызстана в ходе многостороннего сотрудничества;
    3. Определить характер и параметры  противоречий, возникающих в 1-ых условиях диверсифицированного внешнеэкономического сотрудничества стран СНГ на многосторонней основе с международными экономическими организациями и странами-партнерами по интеграции;
    4. Оценить итоги членства Кыргызской  Республики в ВТО по мере  накопления опыта после вступления  в эту международную организацию; 
    5. Обобщить опыт взаимодействия  Кыргызстана с международными  финансовыми организациями (МВФ, Всемирный банк) и предоставить этот опыт для возможного учета другими республиками СНГ по избежанию схожих ошибок и просчетов, допущенных во внешнеэкономической политике КР;
    6. Обосновать подходы к разработке  оптимальной специализации страны, участвующей в нескольких интеграционных группировках и решению проблемы доминирования двустороннего экономического сотрудничества в рамках многосторонних соглашений на постсоветском пространстве;
    7. Проанализировать итоги сотрудничества  КР со странами Евразийского  экономического сообщества и Центрально-азиатского союза, представить количественную оценку преимуществ от участия КР в Евразэс (Таможенного союза) и дать рекомендации по интенсификации
    • интеграционных процессов в этих группировках.
    Объект  исследования — экономические связи Кыргызстана со странами СНГ и сотрудничество этих стран с основными международными экономическим организациями (ВТО, МВФ, Всемирный банк) в последние годы.
    Предмет исследования — наиболее острые и актуальные проблемы (общие для большинства стран СНГ) экономического сотрудничества Кыргызской Республики со странами-партнерами по интеграции на постсоветском пространстве.
    Теоретико-методологическая основа. В своем исследовании автор опирался на труды и публикации известных экономистов по проблемам экономической интеграции, модернизации развивающихся стран и стран с переходной экономикой, деятельности МВФ, Всемирного банка и ВТО, международных инвестиций, на работы по экономике стран Центральной Азии.
    Внешнеэкономические проблемы Кыргызстана, в том числе - сю участие в интеграционных процессах, исследовал ряд кыргызских авторов, среди которых следует, прежде всего, отметить Т.Койчуева, К.Идинова, А.Орузбаева, Д.Лайлиеву, Ш.Мусакожоева и др. В Дипломатической академии МИД России некоторые вопросы внешнеэкономического развития кыргызской экономики были освещены в 2000-2001 гг. в диссертациях кыргызских исследователей Касымовой А., Джунусова Б.
    В российской экономической литературе вопросы, входящие в сферу исследования в настоящей диссертационной  работе изучали А. Динкевич, З.Швыдко, О.Седельников, М. Гафарлы, В. Ковальский и др.
    В зарубежной экономической литературе о внешнеэкономических проблемах  Кыргызстана преобладают работы экспертов МВФ и Всемирного банка (A. Aslund, Mudahar S. Mohinder и др.).
    Первичными  источниками для исследования послужили  материалы Национального статистического  комитета Кыргызской Республики (в  том числе - в сети Интернет: www.nsc.bichkek.su), МВФ (в том числе - в сети Интернет: www.imf.org), Всемирного банка, ВТО (в том  числе - в сети Интернет: www.wto.org), Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации, официальные публикации органов СНГ и Таможенного Союза, некоторые материалы руководящих органов Кыргызстана, публикаций в СМИ Кыргызстана, России и других странах.
    Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем.
    На  примере Кыргызской Республики проведено  комплексное научное исследование актуальных проблем диверсифицированного внешнеэкономического сотрудничества стран СНГ на многосторонней основе; сформулирован ряд проблем, которые пока вообще не являлись предметом научного анализа или входили составной частью в другие широко известные проблемы. В их числе: противоречие обязательств страны в условиях диверсифицированного внешнеэкономического сотрудничества на многосторонней основе; проблема поиска оптимальной специализации страны, участвующей в нескольких интеграционных группировках; проблема органичного сочетания экономического сотрудничества стран СНГ с целями и задачами сотрудничества на основе многосторонних соглашений и другие.
    - На основе статистических данных  и оценок международных организаций  (МВФ, ВБ и др.) и национальных  органов Кыргызской Республики  обоснованы параметры соответствия  целей, принципов и характера  многостороннего экономического сотрудничества и задач развития национальной экономики Кыргызстана, названы приоритетные отрасли («точки роста») экономики КР и выявлены «точки приложения» зарубежных факторов (в т.ч. внешней финансовой помощи и иностранных инвестиций).
    - Обоснована идея о появлении в современных МЭО особых «синтетических» проблем, возникающих на стыке разных форм и видов сотрудничества.
    - Определены ключевые противоречия  при осуществлении обязательств, взятых на себя КР, в частности  в ВТО и странами СНГ в  рамках Гвразэс и ЦАЭС; проанализированы последствия такой несогласованной внешнеэкономической политики страны; предложены пути разрешения этих противоречий. Представлен развернутый анализ итогов вступления КР в ВТО, который можно было сделать только на примере КР, имеющей уникальный для стран СНГ трехлетний опыт членства в этой организации, и, который до сих пор никем не был сделан. На основе этого анализа даны рекомендации странам СНГ по отстаиванию конкретных национальных интересов на переговорах о вступлении в ВТО, о том, как правильно воспринимать отдельные негативные результаты в первые годы членства в этой организации.
    Обоснован вывод о двойственном характере  помощи международных финансовых организаций  Кыргызской Республике, обоснованы выводы о том, что осуществление рыночных преобразований по рекомендациям МВФ в целях создания конкурентной среды, укрепления национальной валюты и др. неотвратимо имеют оборотную сторону в виде усиления социальной напряженности, медленного развития экспортоориентированных производств.
    Сделан  универсальный вывод относительно последних тенденций развития процессов  международной экономической интеграции, когда отдельные страны одновременно входят в несколько интеграционных группировок. Возникающая проблема «дублирующей» специализации серьезно препятствует углублению интеграционных процессов, усложняет интеграцию стран СНГ.
    Представлена  количественная оценка преимуществ  участия Кыргызской Республики в  Евразэс (до 2000г.— Таможенный союз), и на этой базе доказана необходимость  продолжения реинтеграционных процессов на постсоветском пространстве.
    Практическая  значимость диссертации состоит в разработке проблем сотрудничества Кыргызстана со странами СНГ, определении путей совершенствования этого сотрудничества, выявлении препятствий и путей их ликвидации. Предложенные пути решения рассмотренных проблем могут быть использованы при решении схожих проблем в других странах СНГ, а ряд поднятых проблем вообще носит универсальный характер и помогает глубже понять всю сложность процессов современной международной экономической интеграции.
    В этом контексте диссертация может  представить интерес для Минэкономразвития, Исполкома других структур СНГ, Таможенного Союза, Центрально-Азиатского союза, научно-исследовательских институтов РАН, ВАИИВС и др.
    Результаты  исследования могут быть использованы соответствующими структурами Кыргызской Республики, ответственными за регулирование  внешнеэкономических связей. Отдельные  положения и выводы могли бы быть использованы при подготовке и чтении спецкурсов в МГУ, МГИМО (Университете) АНХ, Дипломатической академии МИД России, экономических вузах Кыргызстана и других стран СНГ.
 

Глава I. Объективная необходимость  и общие направления  сотрудничества Кыргызстана с государствами- участниками СНГ в экономической сфере 

1.1. Уставные документы  об экономическом  сотрудничестве в  рамках СНГ 
 

 

1.2. Участие Кыргызстана  в общем экономическом  сотрудничестве с  государствами СНГ  в период 1991 –  1998 гг.   

    В настоящее время на углубление интеграции в СНГ влияют два фундаментальных фактора - глобализация мирового рынка и защита национальной безопасности. Первый фактор, глобализация, стал доминирующей тенденцией мировой экономики, и приносит выгоды, прежде всего развитым странам. При этом для других стран возрастает опасность остаться на задворках в качестве рынков сбыта и источников сырьевых ресурсов. Это означает, что в мировое хозяйство невозможно войти поодиночке, необходимо совместно развивать региональную интеграцию. Только объединив усилия, можно занять достойное место и перспективную нишу в глобализирующейся экономике. Второй фактор, в частности, появившиеся в современной цивилизации транснациональные опасности для национальной безопасности: международный терроризм, религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, без военной интеграции преодолеть невозможно. Кроме того, для стран СНГ интеграционные процессы стимулируются, прежде всего, общим историческим прошлым. Экономической интеграции стран Содружества нет альтернативы, прежде всего потому, что их народнохозяйственные комплексы остаются взаимозависимыми и взаимодополняемыми. В экономике это отмечено сохраняющейся общностью используемых технологий, стандартов и технологических условий производства, систем технического обслуживания, снабжения запасными частями, подготовки и переподготовки кадров. Поэтому необходимо было найти, как использовать эти предпосылки в экономике, работающей на рыночных принципах. Полный разрыв технологических цепочек между странами бывшего Союза был невозможен, особенно для Кыргызстана. Ведь ранее Кыргызстан ввозил 33% от общей суммы потребления и вывозил лишь 16% произведенной продукции. Разрушение единого экономического пространства СССР для него имело гораздо худшие последствия, чем для других государств.
    Кыргызстан  проявляет приверженность идее углубленной интеграции на всем пространстве СНГ, но следует отметить, что решающую роль в этих процессах играют более крупные страны, прежде всего - Россия.
    Как известно, в рамках Экономического Союза стран СНГ были подписаны  сотни соглашений, направленных на интеграционное сближение стран СНГ. Однако лишь очень небольшая часть была реализована. Это означает несовершенство механизма реализации принимаемых решений, т.е. еще не созданы благоприятные условия для сближения и гармонизации механизмов функционирования национальных хозяйств.
    В ходе реформ выяснилось, что и в  целом в СНГ существует тенденция: отдельные страны экономически тяготеют друг к другу, а между другими  экономические связи почти отсутствуют. Темпы интеграционного сближения  в целом по СНГ крайне замедленны, в большинстве стран наблюдаются дезинтеграционные тенденции, ведущие к все большей переориентации интересов хозяйствующих субъектов и в целом экономик государств СНГ на рынки стран “остального мнра”. Сказывается отсутствие у некоторых правящих группировок стран, получивших суверенитет политической воли и заинтересованности обеспечить налаживание подлинных, а не декларативных, интеграционных отношений еще на начальной стадии интеграционных процессов. Так, в соглашениях по созданию Экономического Союза совершенно не оговаривалась стратегия и конечные цели предполагающегося многостороннего сотрудничества, конкретный механизм выполнения зафиксированных целей, структуры (в том числе совместные), отвечающие за реализацию провозглашенных задач, и их реальные полномочия. Таким образом, можно констатировать, что за более чем десятилетний период так до сих пор и не создано реально действующей договорно-правовой базы межгосударственного сотрудничества.
    За  время существования Экономического союза СНГ Кыргызстану в его рамках не удается эффективно решить чрезвычайно важные для его экономического развития задачи:
    - обеспечить свободное межгосударственное  перемещение товаров, услуг и  капиталов; 
    - установить единую систему взимания  косвенных налогов, в том числе - НДС;
    - продолжить работу по гармонизации  и унификации национальных законодательств  в той мере, в какой это необходимо  для эффективного функционирования  зоны свободной торговли.
    Важно отметить, что эти и многие другие вопросы в настоящее время решаются не на многосторонней, а на двусторонней основе.
    Единственным  относительно успешным интеграционным начинанием, получившим развитие в  рамках СНГ, остается создание в апреле-мае 1997 г. Союза России и Белоруссии, на базе которого был сделан следующий шаг в социально-экономическом и политическом сближении двух соседних стран и братских народов: подписан Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. Благодаря заложенной правовой и институциональной базе сотрудничества, несмотря на многочисленные препятствия экономического и политического характера, торгово-экономические отношения двух стран остаются на высоком уровне.
    Основной  причиной свертывания взаимных экономических  связей в СНГ является глубокий экономический  спад во всех странах Содружества, а также различия в уровнях экономического развития, структурах экономики стран-участниц, в подходах к проведению рыночных реформ. Ослабление хозяйственных связей между странами СНГ сопровождается сырьевой переориентацией производства, снижением уровня специализации и кооперирования, повышением материалоемкости и энергоемкости производимой продукции и услуг. У всех государств Содружества растут внешние и внутренние долги. Наблюдается снижение взаимного товарооборота внутри стран СНГ. Эта же тенденция наблюдается между странами СНГ и Кыргызстаном.
    Динамика  товарооборота Кыргызстана со странами СНГ,  

    в млн. долл. США
    Годы     Товарооборот     Экспорт     Импорт     Сальдо
    1995     623     269     354     -84
    1996     880     393     487     -93
    1997     755     319,3     435,8     -116,5
    1998     671     230,5     440,7     -210,2
    1999     443     183,3     259,2     -75,9
    2000     506,5     207,4     299,1     -91,7
    2001     379,3     168,5     210,8     -42,3
    2002     491,4     168,7     322,7     -154,0
 
    Темпы роста экспортно-импортных операций республики со странами Содружества  после подъема в 1996 г. стали снижаться. Причиной тому служит переориентация торговли со стран ближнего зарубежья на торговлю со странами остального мира.
    Со  многими странами СНГ у Кыргызстана  обороты внешней торговли минимальны. Почти отсутствуют иные формы  внешнеэкономических связей и не только по объемам экспорта и импорта, но и по использованию для производственной кооперации, научно-технического сотрудничества, потенциала совместных инвестиционных проектов, транспортных связей. В последние годы в товарообороте Кыргызстана доминирующее место занимают Россия, Казахстан, Узбекистан, на долю которых приходится около 90% товарооборота республики со странами СНГ.
    Большую роль в активизации сотрудничества и увеличении объемов товарооборота  может сыграть происходящее формирование “секторальных” рынков в рамках СНГ - рынка аграрной продукции, рынка металлопродукции, рынка труда и др.
    Для того чтобы сотрудничество было продуктивным, необходимо осуществить правильный выбор приоритетов, определение  конкретных направлений взаимодействия партнеров по Содружеству. В «Комплексной Основе Развития Кыргызской Республики до 2010 года», разработанной Правительством Кыргызстана, заложены прогнозные данные по развитию экономических связей в рамках СНГ. Целесообразно систематически в рамках СНГ разрабатывать согласованные совместные макроструктурные прогнозы социально-экономического развития. На сегодняшний день совместные прогнозы на среднесрочную и долгосрочную перспективу создаются Россией, Белоруссией, Молдавией и Украиной. Кыргызстан также крайне заинтересован в разработке таких прогнозов, имеющих больший эффект для успешного сотрудничества стран СНГ будет иметь согласование и гармонизация основных направлений интеграционного развития стран Содружества.
    Для сохранения и развития высокотехнологичных  производств и промышленности стран СНГ, в том числе военно-промышленного комплекса, целесообразна регулярная разработка программ сотрудничества с отраслями и хозяйствующими субъектами заинтересованных стран. В частности, Кыргызстан обладает специализированными мощностями производства поликристаллического кремния и монокристаллического кремния, заинтересован в организации производства фотоэлектрических преобразователей электрического тока с использованием полупроводниковых материалов на АО “Нур” и завершении строительства оловянно-вольфрамового комбината в Иссык-Кульской области на базе «Сарыджазского месторождения «Трудовое» для удовлетворения спроса государств СНГ.
    В области использования природных  ресурсов взаимный интерес имеет  вопрос о комплексном использовании  водно-энергетических ресурсов р. Нарын и строительство в ближайшей перспективе Камбаратинских электростанций. Вырабатываемая электроэнергия может быть использована на энергетическом рынке СНГ, Китая, Центральной Азии, Пакистана. Также заслуживает внимания вопрос об освоении крупнейшего Джетымского месторождения железа в Нарынской области Кыргызстана, запасы которого исчисляются в 10 млрд. тонн.
    Для расширения взаимодействия хозяйствующих  субъектов стран СНГ необходимо ввести систему налоговых и таможенных льгот тарифного и нетарифного характера, стимулирующих взаимные поставки в рамках заключенных соглашений.
    Возможным решением проблемы неплатежей может  стать постепенное расширение использования  национальных валют во взаимных расчетах заинтересованных государств. В этой связи нужно развитие банковских, компенсационных, лизинговых операций в рамках СНГ.
    Начало  реальной экономической интеграции откроет широкие перспективы  для совершенствования деятельности Содружества и дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества.
    Для осуществления реальной экономической  интеграции стран Содружества и  дальнейшего развития взаимовыгодного  сотрудничества:
    - целесообразно систематически в  рамках СНГ разрабатывать согласованные  совместные макроструктурные прогнозы  социально-экономи-ческого развития;
    - необходимо четко определить  приоритеты, сконцентрировать усилия  на оптимальном использовании  всех ресурсов, в том числе  и природных ресурсов.
    - в целях увеличения объемов  товарооборота продолжить работу  по формированию “секторальных” рынков в рамках СНГ (рынка аграрной продукции, рынка металлопродукции, рынка труда и др.).
 

2.3. Экономическое сотрудничество  Кыргызстана и  Российской Федерации  в
экономической сфере 

 
    Традиционно партнерские отношения России и  Кыргызстана развиваются во всех направлениях, включая экономическое, культурное и военно-техническое сотрудничество, необходимое в современных реалиях любому государству для создания более прочной системы внешней безопасности.
    Бывший  президент К.С. Бакиев неоднократно подчеркивал, что Россия является одним из основных торговых партнеров страны, доля которой  во внешнеторговом обороте Кыргызстана составляет около 20% (в то время как в общем объеме внешней торговли России на республику приходится лишь 0,1% товарооборота) . Удельный вес России в торговле Кыргызстана со странами СНГ - 40%.
    Хороший научный, кадровый потенциал и дешевая  рабочая сила дает стимул российским бизнесменам направлять свои капиталы в Кыргызстан, что позволяет республике не только увеличить выпуск конкурентоспособных товаров, занятость населения, но и многократно увеличить поставки энергоресурсов в российские регионы.  Данная заинтересованность объясняется возможностью экономического роста в Кыргызстане, схожестью систем, а также сложившимися интеграционными связями между странами. Кроме того, Москва намерена предоставить Кыргызстану кредит на сумму 2 млрд. долларов и безвозмездную финансовую помощь на сумму 150 млн. долларов. По заверениям Бишкека эти средства будут вложены в энергетику, в частности на строительство Камбаратинской ГЭС.
    И Кыргызстан, и Россия заинтересованы в укреплении этих положительных  тенденций, в дальнейшем стимулировании производственной, технологической  кооперации, притока российских инвестиций, особенно в энергетический, горнорудный и промышленный сектора экономики Кыргызстана. На сегодняшний день между Кыргызстаном и Россией сложилась основательная договорно-правовая база для экономического сотрудничества, установлены контакты на уровне руководства двух стран.
    Тем не менее, указанные особенности взаимоотношений двух стран далеко не ограничиваются повышением уровня экономического сотрудничества с Россией. В своей многовекторной политике Кыргызстан всегда отдавал предпочтение развитию отношений с Россией, поскольку в настоящее время внешняя безопасность страны во многом поддерживается за счёт стратегического союза с Российской Федерацией.
    Здесь следует признать некую диспропорциональность  в развитии сотрудничества между  Россией и Кыргызстаном, связанной  с тем, что военно-политическое взаимодействие явно превалирует над торгово-экономическим. К примеру, между Кыргызстаном и Россией заключено более 100 соглашений регламентирующих отдельные направления двустороннего взаимодействия в различных сферах. Однако в силу ряда причин, потенциал кыргызско-российских отношений так и не был реализован в полной мере.
    Кроме того, многие экономисты высказывают  свои опасения по поводу условий выделения  двухмиллиардного кредита Россией, т.е. являются ли они прямыми инвестиционными  вложениями одной страны в экономику другой страны или же они являются кредитными средствами, которые необходимо погашать, выплачивая ежемесячно проценты.
    Ведь  по сути любой государственный кредит увеличивает внешний долг. Чего нельзя сказать об инвестициях, но в таком  случае, возникает вопрос относительно условий участия инвесторов в масштабных проектах. Ни один серьезный инвестор не может осуществить капиталовложения в страну, не просчитав своей очевидной выгоды. И если говорить об экономике, то по ее законам прибыль от реализации проекта должна быть получена в приемлемые сроки и «покрывать» в несколько раз всевозможные издержки .
    В связи с этим некоторые аналитики  характеризуют политику России как  противоречивую и непредсказуемую, где отдается приоритет кратковременным  интересам над долгосрочными. Вследствие этого, ставки на военное присутствие остаются более приемлемым для России подходом, как менее дорогостоящим (по сравнению, например, с развитием экономических и политических связей) и достаточно эффективным. Предпосылки его предпочтения, возможно, кроются в исторических основах развития российского государства, а именно - в исламско-мусульманской экспансии, которая неоднократно угрожала его суверенитету, целостности, распространяя нестабильность вдоль границ.
 

Глава II. Участие Кыргызстана в экономическо сотрудничестве в рамках Евразийского экономического сообщества 

2.1. Создание Евразийского  экономического сообщества (ЕврАзЭС)  и участие 
в нем Кыргызстана  

    Настоящий параграф диссертационной работы посвящен исследованию процесса участия Кыргызской Республики в интеграционных процессах на пространстве Евразийского экономического сообщества и проблеме повышения эффективности экономического взаимодействия Кыргызстана со странами ЕврАзЭС. Необходимость производимых трансформаций обусловлена не только стремлением к переходу на рыночные стандарты хозяйствования, но и движением в направлении интеграции Кыргызстана в региональное и мировое хозяйство.
    Политика  открытости является одним из важных достижений экономических и политических реформ Кыргызстана, и, по мнению автора, все новые процессы, в том числе и участие страны в интеграционном объединении должны всесторонне исследоваться.
    Развитие  интеграционных процессов сталкивается с рядом трудностей и проблем, препятствующих их дальнейшему развитию, что впоследствии отрицательно влияет на экономику Кыргызстана. В связи с этим, возникает необходимость применения мер, устраняющих барьеры между странами-участницами ЕврАзЭС и использования всех возможных преимуществ от интеграционного сплочения стран-участниц. Тем более что для Кыргызстана это один из путей улучшения собственной социально-экономической ситуации и выхода на новые рынки мирового хозяйства, посредством объединения усилий со странами-участницами.
    Выводы  экспертов в отношении проблемы ВТО и ЕврАзЭС выглядят следующим образом: «Присоединение к ВТО не потребует отказа от развития регионального сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, однако в результате присоединения члены Сообщества получат дополнительные стимулы к развитию сотрудничества с третьими странами, а юридические формы регионального сотрудничества станут более четкими и определенными. Это в свою очередь во многом избавит сотрудничество в рамках Сообщества от политических элементов и потребует конкретизации его экономических компонентов, что в целом в сочетании с развитием отношений с третьими странами приведет к рационализации регионального сотрудничества в рамках СНГ».
    В целях расширения торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС  нами предлагается следующий комплекс мер:
    1. Рассмотреть целесообразность разработки  общих принципов применения железнодорожных  тарифов, единых для стран ЕврАзЭС, продолжить работу по снижению железнодорожных тарифов при экспорте и транзите товаров по территории стран ЕврАзЭС;
    2. Обеспечить проведение комплекса мер по устранению административных барьеров в виде использования при процедуре таможенного оформления условных цен;
    3. Разработать согласованные меры  по совместному продвижению экспортных товаров на внешние рынки;
    4. Разработать при координации Секретариата ЕврАзЭС проект Генерального плана по размещению производительных сил стран ЕврАзЭС на долгосрочный период в целях исключения дублирования производств и снижению внутренней конкуренции на однородные товары;
    5. Ввести на взаимной основе мораторий на применение странами ЕврАзЭС защитных и антидемпинговых пошлин во взаимной торговле;
    6. Активизировать работу по проведению  выставочно-ярмарочных мероприятий,  проведения встреч предпринимателей регионов государств-участников ЕврАзЭС;
    7. Предусмотреть мероприятия в  целях обмена опытом по вопросам  стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством в рамках ЕврАзЭС для обеспечения информированности предпринимательских кругов и сотрудников администраций и представителей ведомств в регионах;
    8. Рассмотреть целесообразность принятия  единого перечня продукции, подлежащей  обязательной сертификации в  странах ЕврАзЭС. 
    Уже на данном этапе развития интеграции ЕврАзЭС можно уверенно сделать выводы о перспективности дальнейшего углубления сотрудничества, взаимодействия и координации подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Принимая во внимание проводимую согласованную политику в сфере внешнеторговой и таможенной политики, энергетики, транспорта, валютного регулирования и платежно-расчетных операций, социально-гуманитарного сотрудничества, можно прогнозировать значительное продвижение интеграционного процесса на пространстве ЕврАзЭС.
    Таким образом, поскольку члены ЕврАзЭС  являются наиболее важными торговыми партнерами Кыргызской Республики, Кыргызская Республика весьма и весьма заинтересована в обеспечении того, чтобы темпы и масштабы региональной интеграции способствовали улучшению ее внешней среды и устранению барьеров, препятствующих интеграции страны в международные рынки, как на региональном, так и глобальном уровне.
    Как показывает мировой опыт, развитие интеграционного процесса в любом регионе во многом зависит от эффективности валютно-финансовых инструментов, обслуживающих этот процесс.
    До  недавнего времени вопрос об интеграции в валютной сфере - в отличие от развития взаимодействия финансовых систем в целом - не стоял на повестке дня ЕврАзЭС. Положение изменилось в начале 2003 г., когда на Первом экономическом форуме ЕврАзЭС представителями Казахстана и России было внесено предложение о переходе к валютной интеграции и введении в перспективе единой валюты. Вопросы валютной интеграции нашли отражение в важнейшем документе Сообщества -Приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы, в соответствии с которым в указанный период, в частности, должны быть разработаны принципы и условия формирования интегрированного валютного рынка, согласованы принципы и условия перехода на единую валюту. Началась практическая работа по решению намеченных задач.
    Выдвижению  предложения о переходе к валютной интеграции способствовали успехи, достигнутые  в развитии взаимодействия стран  ЕврАзЭС в валютно-финансовой сфере. Так, на двусторонней основе подписаны  соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют стран ЕврАзЭС. Проведены мероприятия, направленные на отмену ограничений на использование валют партнеров по Сообществу по текущим платежам, допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки стран ЕврАзЭС через корреспондентские счета в уполномоченных банках-резидентах, гарантированное конвертирование национальных валют стран-партнеров по переводу пенсий, государственных пособий и т.п.
    Все страны Сообщества присоединились к  Статье VIII Устава МВФ, обязывающей стран-участниц не применять валютные ограничения по текущим операциям. Курсы национальных валют формируются на валютных рынках на основе спроса и предложения. Во всех странах ЕврАзЭС устранена множественность обменных курсов национальных валют и действует единый валютный курс по всем операциям платежного баланса.
    В 2006 г. был осуществлен переход  на единые правила взимания косвенных налогов в торговле между государствами-членами ЕврАзЭС - взимание НДС по стране назначения.
    Была  принята Концепция сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в валютной сфере. В развитие ее положений подписано Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов ЕврАзЭС, которое будет способствовать расширению сферы использования национальных валют для обслуживания внешнеэкономической деятельности государств-членов ЕврАзЭС
    «Параллельно  формированию единого экономического пространства, - отмечал в выступлении  на форуме тогдашний председатель Правительства  РФ М. Касьянов, - думаю, наступила пора переходить к интеграции в валютной сфере. Сегодня уровень интеграции уже таков, что можно и пора задуматься о единой валютной системе и единой валюте». (Первый экономический форум Евразийского экономического сообщества. М.: 2003, с. 19).
    Продолжалась работа по формированию общего энергетического рынка и рациональному использованию потенциалов топливно-энергетических комплексов стран Сообщества. Принято Соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств-членов ЕврАзЭС.
    В целях осуществления финансирования инвестиционных проектов и программ на евразийском пространстве создан Евразийский банк развития (ЕАБР).
    ЕАБР  учрежден Россией и Казахстаном  с целью содействия устойчивому  развитию экономик государств-участников, поддержания высоких темпов экономического роста, расширения взаимной торговли и развития иных форм экономических связей, поощрения прямых инвестиций, в том числе в форме частно-государственного партнерства.
    Основным  направлением деятельности Евразийского банка развития определена реализация инвестиционных проектов на территории государств-участников. На первом этапе - мобилизация долгосрочных ресурсов для банковских инвестиций в совместные российско-казахстанские проекты в области промышленности, энергетики, транспорта, а также в другие отрасли экономики.
    В соответствии с соглашением об учреждении Евразийского банка развития его  уставный капитал составил $1,5 млрд., доля РФ - $1 млрд. (2/3 голосов), доля Казахстана - $500 млн. (1/3 голосов).
    Следует отметить, что создание условий для свободного движения капитала между государствами ЕврАзЭС - это многоэтапный процесс постепенной отмены ограничений, начиная с создания условий для взаимодействия национальных валютно-финансовых систем до их объединения в единую систему с введением в последующем единой валюты.
    Государствами ЕврАзЭС в этой области уже  проделана определенная работа. Выполняя достигнутые в 1999 г. договоренности73, страны Сообщества на двусторонней основе подписали соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют сторон, а также об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.
    Одновременно  в рамках Сообщества проводились  мероприятия, направленные на либерализацию национальных валютных систем. В результате в государствах ЕврАзЭС обеспечена внутренняя конвертируемость национальных валют, отменены ограничения на использование валют других государств по текущим платежам, введен единый обменный курс по текущим операциям платежного баланса, осуществлен допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отменены ограничения на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.
    Страны  ЕврАзЭС укрепляют материальную и финансовую базу национальных валют, созданы национальные валютные рынки, основой которых являются межбанковский и биржевой рынки. Курсы национальных валют формируются на основе спроса и предложения. Во всех государствах ЕврАзЭС действует единый курс национальных валют по всем операциям платежного баланса.
    В 2001 г. был создан Совет руководителей  центральных (национальных) банков государств-участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - СРЦБ), который координирует действия центральных (национальных) банков по вопросам национальных валютно-финансовых и банковских систем, а также совершенствования платежно-расчетных отношений в рамках ЕврАзЭС. Благодаря данному СРЦБ существенно активизировано валютное сотрудничество, повышена эффективность принимаемых решений, ускорена их реализация.
    Особенность нынешнего состояния платёжно-расчётных  отношений ЕврАзЭС состоит в  том, что для проведения международных  расчётов используются частично конвертируемые валюты, подходы государств к вопросам валютного регулирования различны, степень развитости внутренних рынков также разная. В связи с чем, расчеты по взаимным внешнеэкономическим операциям часто осуществляются в налично-денежной форме, либо через банки с использованием валюты третьих стран. В этом контексте, особенно важно для обеспечения эффективного развития интеграционных связей создать действенную платёжно-расчётную систему государств Евразийского экономического сообщества.
    В настоящее время проводится работа для решения указанных проблем  в рамках ЕврАзЭС, тем более что  Мероприятиями по реализации Приоритетных направлений развития государств ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы предусматривается создание условий для расширения использования национальных валют во внешнеторговых платежах и расчетах и формирования на их основе общей платежной системы с подготовкой соответствующего проекта Соглашения.
    Межгосударственным  банком отрабатывается целостность  платежной системы государств-участников банка и ее механизмов. Межгосударственный банк, обладающий соответствующим международным статусом, является наиболее подготовленным финансовым учреждением на территории государств-участников Банка для проведения межгосударственных платежей в национальных валютах. Проект функционирования платежно-расчетной системы предполагает включение Банка на правах участника в национальные платежные системы этих стран и обеспечение прохождения международных (трансграничных) платежей в национальных валютах между участниками национальных платежных систем государств-участников платежной системы.
    Следует отметить, что в области развития платежно-расчетных отношений и осуществления межгосударственных платежей с использованием национальных валют необходимы высокая степень развитости национальных валютных рынков, условия для свободного формирования взаимных курсов национальных валют и либерализации валютных режимов, а также принятие международных стандартов. Это международные стандарты бухгалтерского учета, принципы Базельского комитета — для банковской системы, требования Международной ассоциации страховых надзоров — для страхового рынка, требования Банка Международных Расчетов к системе платежей, принципы регулирования рынков ценных бумаг и другие.
    Эффективный надзор за деятельностью банковских организаций является одним из основных компонентов надежной экономической среды, в рамках которой банковская система играет важную роль, осуществляя платежи, мобилизуя и распределяя сбережения. Центральные банки государств ЕврАзЭС с 2005 года приступили к гармонизации банковского законодательства в соответствии с ключевыми принципами эффективного банковского надзора, установленными Базельским комитетом по банковскому надзору.
    В рамках СРЦБ между центральными банками  государств ЕврАзЭС достигнута договоренность о замене разрешительного порядка  на уведомительный в отношении прямых инвестиций в эквиваленте до 10 млн. долларов США юридическими лицами одного государства ЕврАзЭС на территории другого государства ЕврАзЭС. Проводится унификация порядка открытия резидентами государств ЕврАзЭС счетов в банках других государств ЕврАзЭС для обслуживания деятельности своих представительств, разрабатываются основополагающие принципы политики в области валютного регулирования и валютного контроля по операциям, связанным с движением капитала, между резидентами государств ЕврАзЭС. Наряду с намеченными задачами в сфере интеграции валютно-финансовых отношений решаются и практические вопросы в этой области, непосредственно касающиеся рядовых граждан Сообщества. В их числе введение порядка беспрепятственного провоза гражданами валюты по территории государств ЕврАзЭС и в третьи страны до 3000 долларов США, совершенствование правовой базы, регулирующей перевод денежных средств физическими лицами в рамках ЕврАзЭС с использованием национальных валют.
    В дальнейшем, для обеспечения свободы  движения капитала государствам ЕврАзЭС предстоит: предоставить друг другу национальный режим с сохранением изъятий в отдельных секторах экономики в отношении учреждения и деятельности компаний, осуществления капиталовложений, в том числе путем приватизации; гармонизировать меры регулирования движения капитала в отношении третьих стран; осуществить полную либерализацию операций, связанных с движением капитала между государствами ЕврАзЭС.
    Организованная  торговля ценными бумагами в Кыргызской Республике возникла в мае 1995 г. с созданием Кыргызской Фондовой биржи (КФБ). С начала своего существования она функционировала в виде некоммерческой членской организации, а с 2000 г. была трансформирована в закрытое акционерное общество и остается в этой организационно-правовой форме и в настоящее время. С 1995 г. регулирование деятельности организаторов торговли осуществлялось на достаточно хорошем уровне, поскольку применялись высокие профессиональные и технические требования к таким организациям. Также этот рынок поддерживался донорами, которые следили, чтобы на рынке применялись общепринятые мировые стандарты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.