На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Историческая личность Екатерины II

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Царствование  Екатерины II - это целая эпоха  нашей истории.
     В ее деятельности были промахи, даже крупные  ошибки, в ее жизни остаются яркие  пятна.
     34-летнее  царствование Екатерины II оставило яркий след  в  истории  России. Бросается  в  глаза  неординарность  личности  императрицы,  ее   выдающие качества государственного деятеля и величие  ею   содеянного:  Петр  Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая — на берегах Черного  моря, раздвинув границы на юг и включив  в  состав  империи  Крымский  полуостров.
     Одного  этого достаточно, чтобы  потомки  с  благодарностью  вспоминали  имя Екатерины  II. 
     Однако  интерес к истории екатерининского  времени не ослабевает и только за последние годы вышло несколько новых крупных исследований. Большинство публикаций было приурочено к юбилеям или годовщинам определенных реформ.

    Объектом исследования является историческая личность Екатерины II.

     Предметом исследования является личность Екатерины II.
     Цель  исследования состоит в том, чтобы  проанализировать жизнь и личность Екатерины II.
     Цель  предопределило решение следующих  задач:
     -исследовать  биографию и портрет Екатерины II;
     - исследовать реформы Екатерины II;
     - исследовать историческую деятельность ЕкатериныII. 
 
 

1 Биография и портрет Екатерины II

       

       Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в тогда немецком городе Штеттин — столице Померании (Поморья). Ныне город называется Щецин и является столицей Западно-Поморского воеводства Польши. Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 г.). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.
     Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. В семье Екатерину называли Фике, и она росла подвижной, веселой и независимой. Ее гувернантка, француженка-гугенотка Елизавета Кардель отмечала в ней независимый нрав, а сама Екатерина более всего любила играть с другими детьми, предпочитая при этом грубоватые мальчишеские игры спокойным и чинным играм девочек. Отношения с матерью не были особенно сердечными. Считалось, что шансов на удачное замужество у Фике немного, и принцесса Иоганна Елизавета старалась воспитывать дочь в строгости, подавляя всякие проявления гордости и высокомерия. Того и другого у девочки было, видимо, вдоволь, и мать заставляла ее целовать край платья у знатных дам, приезжавших к ним в дом, полагая, что таким образом маленькая Фике станет смиреннее. Но получилось наоборот: Екатерина научилась скрывать свои истинные чувства и притворяться, что очень пригодилось ей впоследствии. Уже в детстве она была склонна к самостоятельным рассуждениям и позднее вспоминала, что «сохранила на всю жизнь обыкновение уступать только разуму и кротости».
     В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину.
     28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа  перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы — Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.
     Екатерина продолжает заниматься самообразованием. Книги великих французов – Монтескье, Вольтера, Дидро и других – наполнили ее голову непривычными мыслями, перевернули ее представления о мире. Она обратилась к трудам по юриспруденции, истории европейских стран, экономике1. Основным развлечением для неё стала охота, верховая езда, танцы и маскарады. Отсутствие супружеских отношений с великим князем способствовало появлению у Екатерины любовников. Между тем, императрица Елизавета высказывала недовольство отсутствием детей у супругов.
     Наконец, после двух неудачных беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали по воле царствовавшей императрицы Елизаветы Петровны, называют его Павлом (будущий император Павел I) и лишают возможности воспитывать, позволяя только изредка видеть.
     После рождения Павла отношения с Петром и Елизаветой Петровной окончательно испортились. Пётр звал свою супругу  «запасной мадам» и открыто заводил любовниц, впрочем, не препятствуя делать это и Екатерине.
      9 (20) декабря 1758 года Екатерина  родила дочь Анну, что вызвало  сильное недовольство Петра, произнёсшего  при известии о новой беременности: «Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребёнок и должен ли я его принимать на свой счёт» 2. В это время ухудшилось состояние Елизаветы Петровны. Всё это делало реальной перспективу высылки Екатерины из России или заключения её в монастырь3.Ситуацию усугубляло то, что вскрылась тайная переписка Екатерины с опальным фельдмаршалом Апраксиными и английским послом Вильямсом, посвящённая политическим вопросам. Её прежние фавориты были удалены, но начал формироваться круг новых: Григорий Орлов и Да?шкова.
     Смерть  Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего дворца.
     В петербургских гостиных и при  дворе всё чаще говорили о Петре как о самодуре и деспоте, от которого не приходится ждать ничего хорошего. Тут-то и появилась идея заменить царя его женой - женщиной, несомненно, разумной и при этом без законных прав на престол. Это давало основание надеяться, что она не станет проявлять строптивость и ею можно будет управлять, как марионеткой. Так, нам известно, что среди наиболее активных заговорщиков, помимо братьев Орловых, которые успешно вели агитацию в пользу Екатерины среди гвардейских солдат, были гетман Малороссии и президент Академии наук граф К. Г. Разумовский, воспитатель великого князя Павла, опытный дипломат Н. И. Панин и его брат генерал П. И. Панин, их племянница княгиня Е. Р. Дашкова, которая одновременно была родной сестрой фаворитки Петра III E. Р. Воронцовой и племянницей канцлера М. И. Воронцова, и ряд других. У каждого из них были свои резоны. Так, Н. И. Панин рассчитывал, что Екатерина станет лишь регентшей до совершеннолетия его воспитанника Павла. Орловы понимали, что возведение на трон Екатерины возвысит и их, а может быть, даже приведет к ее браку с Григорием. Юная и романтически настроенная Дашкова просто сочувствовала обиженной и униженной мужем императрице, а Разумовский, как утверждала впоследствии сама Екатерина, был в нее слегка влюблен. И каждый из участников переворота, возможно, считал, что именно ему она обязана троном.
     Но  на самом деле главным организатором  заговора, его душой и мозгом была сама Екатерина. Она умело использовала чувства одних и надежды других, никого не разочаровывала и не разубеждала, а уверенно шла к заветной цели. Она ощущала в себе способности и желание править, ей казалось, что она сумеет прославить и себя и страну. И все же, если бы не угроза лишиться всего, нависшая над ней с приходом к власти Петра, она, вероятно, так и не решилась бы на столь опасное предприятие, уж слишком велик был риск. Но император фактически загнал жену в угол, и после того, как он публично назвал ее «дурой»4 и велел арестовать, у нее не оставалось иного выхода, как испытать судьбу, поставив на кон все, что она имела. И она выиграла. Но теперь перед ней стояла новая и еще более сложная задача – удержать власть и воплотить в жизнь то, о чем она столько мечтала. Ей нужно было доказать России, всему миру и самой себе, что она достойна великого предназначения и что народ не ошибся, передав ей корону и скипетр российских государей. Принцессе Фике предстояло стать воспетой Державиным Фелицей.
     Пётр  отрекся от престола и вскоре погиб  при загадочных обстоятельствах. Воцарение Екатерины было встречено народным ликованием и восторгом, а для нее самой началась новая и совсем иная жизнь.
     И вот обнаружилось, что принцесса из маленького немецкого княжества будто рождена для трона и в её лице Россия обрела тонкого и мудрого политика. Долгие годы, проведенные на вторых ролях, не прошли для Екатерины даром: она в совершенстве овладела искусством придворной интриги, научилась хитрить, лицемерить и до тонкостей изучила свойства человеческой души. Эти качества особенно пригодились ей, когда сподвижники, помогавшие ей взойти на трон, начали наперебой заявлять свои права на монаршие милости. Те, кто возвёл Екатерину на трон, и оглянуться не успели, как императрица уже сделала всех их зависимыми от себя лично. Теперь у неё были развязаны руки, и она могла делать, что хотела. Но для реализации задуманного ей нужны были не просто преданные слуги, но умные и способные сторонники. Уже с самого начала царствования она сознательно старалась изменить принципы подбора основных должностных лиц империи. В ответ на просьбу об отставке Петра Румянцева, бывшего в фаворе у Петра III и потому опасавшегося опалы, она отвечала: "Вы мало меня знаете, если думаете, что бывший ваш фавор ныне вам в порок служить будет. Приезжайте сюда, и вы будете приняты с той отменностью, которую ваши заслуги перед отечеством и чин требуют". Так Екатерина приобрела одного из тех, кто составил славу её царствования.
     Екатерина умела внимательно выслушать  всякого собеседника и затем  с пользой применить его идеи, ловко отделяя несбыточные фантазии от всего, что имеет практическую пользу. Так, когда в Россию приехал Дени Дидро и принялся наставлять её в том, как надо управлять страной, императрица терпеливо выслушивала его лекции, сидя в кресле и отгородившись от философа, ходившего по комнате и размахивавшего руками, небольшим столиком. Когда же Дидро спросил её, почему она не спешит исполнять его советы, Екатерина отвечала, что разница между ними очевидна: он - теоретик - пишет на бумаге, которая все стерпит, в то время как ей приходится иметь дело с живыми людьми, которые чрезвычайно чувствительны.
     У неё были специальные осведомители, которые доносили государыне, что  говорят о её начинаниях в народе - на улицах и в кабаках. Без подобного "разведывания" общественного  мнения Екатерина не принимала ни одного решения. Если при чтении какого-нибудь документа Екатерина испытывала раздражение, то старалась отложить решение до завтра, а чтобы успокоиться, ходила по комнате и пила воду мелкими глотками.
     Её  день начинался с рассветом. После  чашки утреннего кофе (нередко  приготовленного самой, поскольку слуги еще спали) она начинала работать в своём кабинете. Потом выслушивала доклады своих секретарей и министров, участвовала в придворных церемониях, праздниках и балах. Там она вела себя подчеркнуто скромно, появлялась, если только это позволял этикет, в простых платьях и проводила время в беседах с вельможами и дипломатами. На официальных обедах ела мало и за весь вечер выпивала один бокал разбавленного водой виноградного вина.
     Одевалась императрица, как правило, неброско, желая показать, что ей некогда наряжаться: всё её время отдано трудам и заботам о благе подданных. Она внимательно следила за тем, какое впечатление производит на окружающих, и была незаурядным, как сказали бы в наше время, имиджмейкером. Согласно убеждениям XVIII века, человек должен был проявлять свою просвещённость в литературном труде, и Екатерина работала пером так же неустанно, как Пётр Великий топором. Она сама составляла законы, писала научные трактаты, статьи и пьесы, переписывалась с корреспондентами в России и за границей, сочиняла сказки для своих внуков и написала мемуары о собственной жизни. При этом она оставалась прилежной читательницей европейских философов, поощряла перевод их трудов на русский язык и помогала им материально. Давно уже пресытившаяся драгоценностями, Екатерина вместо бриллиантов коллекционировала произведения искусства, благодаря чему возник Эрмитаж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 РЕформы Екатерины II

 
 
     Взойдя на престол, Екатерина начала со знакомства с состоянием государственных дел. Знакомство это на первых порах не вселило в неё оптимизма: все находилось в полном запустении. Казна была пуста, армия давно не получала жалованья, крестьяне бунтовали, роптало духовенство. Прежде всего Екатерина отменила некоторые наиболее одиозные постановления мужа, в частности вернула землю церкви, успокоив общественное мнение, отменила мирный договор с Пруссией и вновь начала переговоры, служба дворян вновь объявлялась обязательной, но секуляризация церковных имуществ была лишь приостановлена (Екатерина не собиралась отказывать вовсе от этой соблазнительной для государства идеи).
     Но  вскоре она стала делать то, что  сама считала нужным.
     В 1765 ей пришла в голову мысль собрать  депутатов со всей страны, чтобы  они выработали те самые справедливые законы, о которых мечтали её учителя-просветители. Императрица принялась за работу и написала самое знаменитое свое сочинение - "Наказ Уложенной комиссии". В нём государыня объясняла своим подданным: человека нельзя назвать преступником раньше, чем об этом объявит суд; наказание должно быть соразмерно преступлению, а для его установления вовсе не обязательно подозреваемого пытать; арестованному, но затем оправданному нельзя ставить в вину тюремное заключение; нельзя преследовать за идеи, человек имеет право делать всё, что не запрещено законами, которые одинаковы для всех.
     Собравшиеся же летом 1767 в Московском Кремле депутаты со всех уголков России не только никогда  не слышали ни о чем подобном, но и не были в состоянии новые  идеи воспринять. Полтора года они  потратили на споры по мелочам и на изучение старых законов. Разочарованная, но ещё лучше узнавшая своих подданных, Екатерина распустила депутатов по домам. Нашелся и подходящий предлог: война с Турцией.
     Екатерина с головой окунулась в новое  для себя дело: разрабатывала планы кампаний, проводила военные советы, раздавала приказания. Война шла успешно, но на фоне славы и побед её ждало суровое испытание: пугачёвщина. Покончив с "маркизом Пугачёвым" (как она его называла), императрица вновь отдалась внешнеполитическим замыслам. В голове у неё зреет план: восстановить Византийскую империю со столицей в Константинополе и посадить на её трон своего младшего внука. С этой целью в 1782 к России был присоединён Крым, а осваивать его был отправлен Григорий Потёмкин. В 1775 она ввела в России новое административное деление и создала новую систему управления на местах. В каждом городе было предусмотрено заведение школы и больницы, причем государыня подробно описала, как они должны быть устроены. Так, каждому больному предписывалось выдавать больничный халат, миску, кружку и ложку, а около его кровати должна была помещаться тумбочка. Детей в школах не разрешалось бить; их следовало обучать по всей стране одним и тем же предметам по специально созданным учебникам, и Екатерина самолично написала пособие для учащихся и учителей. Спустя еще десять лет государыня облагодетельствовала подданных жалованными грамотами дворянству и городам. Дворяне получили органы самоуправления, и было велено составить их родословные книги. Целью же грамоты городам было формирование "третьего сословия" (выражаясь современным языком, среднего класса) - тех, кто должен был стать основой процветания страны. Тогда же был провозглашен и принцип свободного предпринимательства. Теперь всякий мог завести собственное дело, не спрашивая разрешения у властей. Самые предприимчивые граждане выделялись в гильдейское купечество и должны были вместо обычных податей платить налог с капитала, составлявший всего лишь один процент.
     Екатерина активно участвовала в государственной жизни.
     Задачи "просвещенного монарха" Екатерина  представляла себе так:
     "1. Нужно просвещать нацию, которой  должен управлять.
     2. Нужно ввести добрый порядок  в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
     3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
     4. Нужно способствовать расцвету  государства и сделать его  изобильным.
     5. Нужно сделать государство грозным  в самом себе и внушающим  уважение соседям".  
     И это не было лицемерием или нарочитой  позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить, им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа", в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
     "Наказ"  состоял из 20 глав, к которым потом  добавилось еще две, главы делились  на 655 статей, из них 294 были заимствованы  из тракта Ш. Монтескье "О духе законов"; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях". Тем не менее "Наказ" является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного абсолютизма".
     Значительно решительнее императрица высказывалась  за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: "Гораздо лучшее предупреждать преступления, нежели наказывать".
     Однако  все рассуждения о свободе  довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения  находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица  уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.
     В духе "Наказа" проходило и его  обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под  влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное  обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.
     В задачу Комиссии входило, выслушав предложения каждого сословия, подготовить проект нового уложения законов на основе екатерининского "Наказа".
     Комиссия  начала свою работу 30 июля 1767 г. "Наказ" был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: "Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание". Тем не менее именно с этого момента уже современники будут называть её “Великой”.
     Однако  основную свою задачу - кодификации  законов - Комиссия, прозаседав до 14 декабря 1767 г., решить так и не смогла. Даже в те законы, которые Комиссией были выработаны, не вошли многие положения екатерининского "Наказа". Но это не значит, что Комиссия и "Наказ" не имели определенного значения. В период работы Комиссии (до декабря 1768 г.) стали более ясными пожелания свободных сословий, сводившиеся к получению больших прав и сословного самоуправления. В то же время "Наказ", восторженно встреченный депутатами и широко опубликованный за границей, вскоре был ими же превращен в секретный документ, из которого убирались все прогрессивные идеи. Тем не менее, принципы "просвещенного абсолютизма", провозглашенные в "Наказе, нашли свое воплощение в законодательной деятельности императрицы.
     Значение  Комиссии состояло и в том, что  она фактически дала начало многочисленным комиссиям, комитетам, советам череда которых протянется и через царствование сына Екатерины и ее внуков, а итогом их работы в конце - концов была отмена крепостного права в феврале 1861 г.
     Уже в 1762 - 63 гг. были изданы указы, которые  нанесли удар по монополиям в сфере торговли и промышленности. Особое значение имел указ от 23 октября 1763 г., которым предписывалось, "чтоб отныне и впредь всем, кто пожелает разного звания, фабрики и заводы... строить и размножать".
     17 апреля 1767 г. было предписано "никакое ремесло и рукоделие, каким городские жители безгрешное пропитание себе промышлять могут, не запрещать" - объявлялась, таким образом, свобода городских промыслов. принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1765 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право "заводить станы всякого рода и на них производить всякого рода рукоделия без других на то дозволений или приказаний".
     В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной  власти. Екатерина считала, что Сенат  присвоил себе слишком много полномочий и в 1763 г. по проекту Н. И. Панина реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и ослабляло его. В этих условиях необычайно возрастала роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов после 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе.
     Прежде  всего следовало укрепить местное  управление, которое показало свою неэффективность в борьбе с крестьянскими волнениями.
     7 ноября 1775 г. было издано "Учреждение для управления губернией Всероссийской империи" Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Теперь сохранялись только губернии и уезды. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около 400 тыс. душ, на территории уезда - около 30 тыс. душ. Количество губерний при этом возросло до 50. Во главе губернии стоял губернатор, несколько губерний подчинялись генерал-губернатору или наместнику. Так, указом от 23 декабря 1781 г. было образовано Уфимское наместничество в составе двух областей - Оренбургской и Уфимской. Главным городом стала Уфа, а Оренбург остался военным центром края.
     В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. При губернаторе существовало губернское правление, надзиравшее за деятельностью всех губернских учреждений и должностных лиц. Финансовыми и хозяйственными делами занималась казенная палата. Школами и "богоугодными" заведениями (больницами, богадельнями и т.п.) ведал Приказ общественного презрения в котором "председает губернатор сам и заседают двое заседателей верьхняго земскаго суда, двое заседателей губернского магистрата". В уездах исполнительным органом власти был нижний земской суд во главе с капитан исправником, выбираемым дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.
     Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.
     Важнейшим новшеством екатерининской реформы  было введение выборного начала, забытого в России со времен земских соборов. Однако выборность сочеталась с соблюдением сословных принципов и обеспечением преимуществ господствующему сословию. Это шло вразрез со взглядами просветителей, которым раннее следовала Екатерина, но больше соответствовало российской действительности, т.к. в тогдашних условиях выборное самоуправление, не опирающееся на сословия в стране просто было невозможно.
     Первыми, кому царизм нанес удар, были запорожские казаки, издавна привлекавшие в свою среду активные элементы, готовые выступить против крепостничества. В начале июня 1775 г. войска генерала Текели, возвращавшиеся с русско-турецкой войны, внезапно напали на Запорожскую Сечь и полностью разрушили ее. В манифесте, извещавшем об этом событии население России, Екатерина писала, что казаки якобы помышляли "составить из себя область, совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением". После Ясского мира 1791 г. основная масса запорожских казаков была переселена на Кубань.
     Распространение губернской реформы на Левобережную Украину привело в начале 80-х гг. к упразднению там административного деления на полки и сотни и введению наместничеств, губерний и уездов. Все войсковые регалии, напоминавшие о прежней автономии Украины (знамена, печати и др.) , были доставлены в Петербург. Тем самым были окончательно ликвидированы остатки автономии Украины и элементы ее национальной государственности.
     Проведение  реформы на Дону сопровождалось созданием Войскового гражданского правительства, копировавшего губернскую администрацию центральных районов России. В Эстляндии и Лифляндии был ликвидирован особый прибалтийский порядок, предусматривавший более обширные, чем у русских помещиков, права местных дворян на труд и личность крестьянина. Прибалтика в результате проведения областной реформы в 1782-1783 гг. была разделена на две губернии - Рижскую и Ревельскую - с учреждениями, существовавшими в прочих губерниях России.
     Унификации подверглось и управление народами Среднего Поволжья, Сибири и прочих районов, причем правительство, проводя там губернскую реформу, нередко игнорировало этнический состав населения. Так, территория Мордовии была поделена между четырьмя губерниями: Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской. Сибирь была разделена на три губернии: Тобольскую, Колыванскую и Иркутскую. Губернская и уездная администрация опиралась на местную верхушку: князей, тайшей и зайсанов, распределявших ясак и чинивших суд и расправу.
     Стремясь  создать наиболее реальные гарантии "просвещенной монархии", Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались) , а также право судиться только равными (т.е. дворянами) , вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников) .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.