На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственный кредит. Сущность, функции и формы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Сущность, функции и формы государственного кредита…………5
      1.1.Финансово-правовое  регулирование государственного кредита..5
      1.2. Сущность и значение государственного  кредита………………...7
     1.3. Функции государственного кредита………………………………9
     1.4. Формы государственного кредита………………………………..13
Глава 2. Государственный долг………………………………………………18
      2.1. Состав государственного долга…………………………………..18
      2.2. Управление государственным долгом…………………………...20
      2.3. История государственного долга России………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….27
Список  литературы…………………………………………………………....28 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных  расходов.
     Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и осуществляющих аккумуляцию  и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами  кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный  кредит. Друг от друга эти формы  отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
     Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный  кредит. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими  являются временно свободные денежные средства населения предприятий  и организаций, не предназначенные  для текущего потребления. Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы  могут идти на сознательное ограничение  потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных или  социальных нужд.
     Тема  моего реферата актуальна, так как  государственный кредит является одним  из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и  расходов.
     Цель  данной работы - исследование проблемы государственного кредита, формулирование основных понятий, определение экономического содержания государственного кредита.
     Задачи:
    раскрыть сущность и значение государственного кредита
    определить функции государственного кредита
    рассмотреть формы государственного кредита
    исследовать государственные долги.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Сущность, функции  и формы государственного кредита.
      Финансово-правовое регулирование государственного кредита.
     Финансово-правовое регулирование государственного кредита  характеризуется усилением его  взаимосвязи с другими институтами  и подотраслями финансового права. Это очевидно в отношении бюджетного и банковского права, правового  регулирования? валютных отношений, денежного  обращения, безналичных расчетов. Одновременно усиливается взаимосвязь государственного кредита с конституционным, гражданским, международным правом. Это позволяет  сделать вывод о межотраслевом, комплексном характере правового  регулирования государственного кредита  в рамках российской системы права.
Правовое  регулирование государственных  внешних ценных бумаг, выпускаемых  Российской Федерацией, во многом связано  с нормами международного частного права, а также обычаями делового оборота иностранных фондовых бирж. Вместе с тем, общего внутреннего  правового регулирования указанных  ценных бумаг на сегодняшний день нет.
Кроме того, в связи с тем, что в  настоящее время происходит процесс  активного вовлечения еврооблигаций  в государственную долговую политику, на законодательном уровне необходимо закрепить нормы, которые позволят активно использовать облигации  внешних облигационных займов на внутреннем фондовом рынке, что, в конечном счете, будет способствовать аккумуляции  дополнительных средств в бюджет.
     Привлечение заемных средств в форме ценных бумаг способствует проведению денежно-кредитной  политики, которая в соответствии с законодательством осуществляется Центральным Банком Российской Федерации  путем проведения операций на открытом рынке. К таким операциям относятся, например, операции ломбардного кредитования, операции с обратным выкупом — РЕПО. Единое нормативно-правовое регулирование подобного рода сделок в настоящее время практически отсутствует, за исключением нескольких нормативных актов Банка России. В то же время в связи с активным использованием подобного рода операций на практике, на законодательном уровне необходимо закрепить общие принципы и механизмы их совершения.
     В целях компенсации понесенных расходов федерального бюджета по исполнению  обязательства получателя государственной  гарантии в Бюджетном кодексе  Российской Федерации необходимо закрепить  норму, обязывающую гаранта (Российскую Федерацию) предъявлять регрессные требования к получателю гарантии по возмещению уплаченных сумм. Отсутствие предлагаемой нормы приводит тому, что предоставляемая* государственная  гарантия фактически является формой финансирования, целей, которые не запланированы  в расходной части соответствующего бюджета.
     В рамках государственного кредитования как отдельного института произошло  оформление двух групп отношений: отношений, ведущих к формированию внешних  долговых активов Российской Федерации, и отношений по формированию внутренних долговых активов Российской. Федерации, основными критериями, разграничения  которых являются субъект - заемщик  бюджетных средств и валюта кредита.
     В виду отсутствия в современный период легального определения понятия  «управление госдолгом» на законодательном  уровне необходимо закрепить данную основную категорию государственного кредита, конкретизировав ее применительно  к активному и пассивному, внешнему и внутреннему долгу.
     В связи с активным вовлечением  в долговую политику «новых» инструментов управления госдолгом и отсутствием  их законодательного регулирования, необходимо на уровне закона закрепить «новые» способы управления, а также определить цели и условия их применения.
     В целях совершенствования системы  управления долгом в части учета  и регистрации государственных  заимствований Правительству Российской Федерации во исполнение статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо разработать нормативный акт, в  котором должны быть определены состав, порядок и сроки предоставления информации для внесения в Долговую книгу соответствующими органами власти. Отсутствие в настоящее время  данного нормативно-правового акта ведет к тому, что информация в  долговую книгу предоставляется  не по мере возникновения обязательств, а также в объеме, который затрудняет объективный учет и регистрацию.
     1.2.Сущность и значение государственного кредита.
В настоящее  время огромное значение для нормального  функционирования всей экономической  системы в целом имеют государственный  кредит.
Государственным кредитом называют совокупность кредитных  отношений, в которых заемщиком  или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению  к гражданам и юридическим  лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между  государством с одной стороны, и  физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в  том случае, когда в качестве участника  ссудной сделки выступают центральное  правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно  сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной  сделки является банк.
По утверждению  В.С. Волынского: нельзя смешивать такие  понятия, как частный и государственный  кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита:
Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в  качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия  и частные лица.
Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере  государственного кредита могут  меняться местами."
В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму  движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала".
В то же время сходство данных форм кредита  связано с тем, что они имеют  единый источник образования.
В сфере  государственного кредита центральное  правительство, а также местные  органы власти традиционно выступают  в качестве заемщиков, привлекая  денежные средства для покрытия бюджетных  дефицитов. Главной формой привлечения  денежных средств является выпуск облигаций  государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который  должен впоследствии возместить владельцу  ценной бумаги сумму основного долга  и процента. Владельцы свободных  денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами  государства. В отличие от банковского  кредита, кредиторами выступают  не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно  отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран  приходится на покупку ценных бумаг.
В настоящее  время государство стало выступать  в качестве кредитора, оказывать  кредитную помощь тем отраслям, в  развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного  участия государства как кредитора  различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой  прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что "сочетание  кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться  как новое явление в кредитно - финансовой сфере".
Движение  капитала в сфере международных  экономических отношений, связанное  с предоставлением валютных и  товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают  банки, предприятия, государства, международные  и региональные организации.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно  сделать вывод, что государственный  кредит отличается от частного по форме  предоставления денежных средств и  по участникам сделки.
    1.3. Функции государственного  кредита.
     В экономической литературе рассматриваются  различные функции государственного кредита и государственного долга. Так, например, по мнению Глущенко В.В. и Глущенко Н.Н. как финансовая категория  государственный кредит выполняет  две функции: фискальная и регулирующая. Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что  посредством кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Положительное действие фискальной функции государственного кредита состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Регулирующая функция государственного кредита охватывает: состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.
     М.В. Романовский и О.В. Врублевская  рассматривают следующие функции  государственного кредита:
    Образование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности.
    Использование денежных фондов - функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.
    Контроль - функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.
     Кроме того, в своем учебнике эти авторы отмечают еще и роль кредита, которая  заключается в следующем:
    в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку оказывается конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;
    в повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов;
    в ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.
     В учебнике Л.А. Дробозиной, Л.П. Окуневой, Л.Д. Андросовой выделены следующие  функции государственного кредита:
      Распределительная. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
      Регулирующая. В данном случае упор делается на то, что государство может сознательно использовать государственный кредит как инструмент регулирования экономики, воздействуя на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, на производство и занятость.
      Контрольная. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.
     В свою очередь A.M. Бабич и Л.Н. Павлова выделяют три функции государственного кредита:
    Важнейшая функция - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Перераспределение осуществляется между: федеральными и региональными бюджетами; региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами - резидентами и др.
    Регулирующая функция. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе. Т.о. реализуя регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
    Функция учета, целевого и рационального использования кредита, выделяемого государством, и контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Контроль осуществляется по следующим направлениям: 1) За движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; 2) за соблюдением условий кредитного договора; 3) за целевым использованием заемщиком выделенных средств; 4) за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами РФ и органами местного самоуправления.
     С.Н. Лушин и В.А. Слепов в своем  учебнике вообще не рассматривают функции  государственного кредита.
     По  мнению С.Ф. Федуловой в основе дискуссий  о функциях государственного кредита  лежат спорные вопросы сущности и функций финансов. В основном в литературе рассматриваются схожие функции финансов и государственного кредита. Такая позиция представляется правомерной, так как государственный кредит представляет собой часть финансовых отношений. Вместе с тем он имеет и свои особенности. По мнению С.Ф. Федуловой государственному кредиту присуща перераспределительная функция, так как с его помощью перераспределяются доходы и накопления хозяйствующих субъектов и населения и государства, уже распределенные с помощью финансов. В свою очередь процессы распределения невозможны без осуществления финансового контроля, поэтому второй функцией государственного кредита является контрольная. Практическое назначение этой функции состоит в обеспечении полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного использования средств, привлеченных через систему государственного кредита.
     Нельзя  не согласиться, что последняя точка  зрения является более обоснованной, она более полно и точно  отражает функции государственного кредита.
     1.4. Формы государственного  кредита.
 Государственный  кредит может иметь две формы:  сберегательное дело и государственные  займы.
Сберегательное  дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности  действуют на коммерческой основе и  мобилизированные средства формируют  их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и  таким образом принадлежать к  государственному кредиту
Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые  предоставляются на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.
Оформление  государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями  и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое обязательство  государства, по которому в установленные  сроки возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается  в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница  между курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Казначейские  обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного  только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в  форме процентов. Казначейскими  обязательствами, как правило, оформляются  займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.
В зависимости  от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и  физическими лицами данной страны и  нерезидентами) - и внешние - поступают  извне от правительств, юридических  и физических лиц, других государств, международных организаций и  финансовых институтов.
По праву  эмиссии подразделяют государственные  и местные займы.
Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный  бюджет.
Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие  местные бюджеты.
По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.
Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются  и перепродаются на рынке ценных бумаг.
Нерыночные  займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы  не могут их перепродавать.
В зависимости  от установления обеспеченности государственные  займы подразделяются на залоговые  и беззалоговые. Залоговые займы  отражают один из основных принципов  кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или  конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального  обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.
В зависимости  от срока погашения задолженности  подразделяют краткосрочные (срок погашения  до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
По характеру  выплаты дохода государственные  займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым  купоном).
По процентным займам доход устанавливается в  виде заемного процента. При этом может  устанавливаться как твердо фиксированная  на весь период займа ставка, так  и плавающая, то есть такая, которая  изменяется в зависимости от различных  факторов, прежде всего спроса и  предложения на кредитном рынке.
Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться  ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.
Дисконтные  займы характерны тем, что государственные  ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому  их еще называют облигациями с  нулевым купоном.
По характеру  погашения задолженности разделяются  два варианта: одноразовая выплата  и выплата частями. При погашении  частями может применяться три  варианта. Первый - займ погашается равными  частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно  возрастающими суммами. Третий - постоянно  сумма уменьшается. Второй вариант  применяется тогда, когда предусматривается  в перспективе ежегодное повышение  доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться  либо увеличиваться государственные  расходы.
В зависимости  от обязательств государства по погашению  долга различают займы с правом и без права долгосрочного  погашения. Право долгосрочного  погашения дает возможность государству  учитывать ситуацию на финансовом рынке.
Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как  на привлечение заемных средств, так и на их погашение.
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа  и установление стабильности государственных  ценных бумаг на финансовом рынке.
Выпуск  государственных займов основывается на следующих условиях:
    наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
    доверие кредиторов государству;
    заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
    возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
    доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
    дополнительные поступления от налогов;
    экономия средств от сокращения расходов;
    эмиссия денег;
    привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных  форм и методов финансовых отношений.
Такой подход направлен на создание благоприятных  условий для привлечения средств  как для государства, так и  для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет учитывать интересы юридических  и физических лиц. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Государственный  долг.
      2.1. Состав государственного  долга.
     Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный  долг. Государственный долг подразделяется на две части — капитальный  и текущий.
     Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.
     Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
     Понятие внутреннего государственного долга  России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, закреплен  в Бюджетном кодексе РФ, в нем  государственному долгу посвящена  отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие  государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга  РФ и государственного долга субъекта РФ.
     Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.
     В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:
    кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
    соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.