На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мы и они. Мы и американцы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ВВЕДЕНИЕ
      С развалом Советского Союза и окончанием холодной войны ушло в прошлое былое противостояние двух великих сверхдержав. Но сознание людей меняется медленней хода исторических событий и в нем надолго остаются былые стереотипы и предрассудки.
      Мы  все еще тратим огромные средства на оборону и вооружение. Очевидно, что в этом процессе главную роль играет международный бизнес, но и сознание и настроение людей играет здесь не последнюю роль.
      Процесс «примирения» и сглаживания противоречий идет с переменным успехом (об этом свидетельствует, например, подписание нового договора об ОСВ в январе-феврале 2011 г.). Оставив в стороне геополитику, попробуем разобраться в национальных особенностях граждан той и другой держав.
      Интерес большой части россиян к США и американцам всегда был повышенным (вспомним хотя бы «стиляг», считавших американский образ жизни эталоном в конце 40-х - начале 50-х гг. 20 в.), чего нельзя сказать о самих американцах. В силу политических причин как с той, так и с другой стороны настойчиво создавался «образ врага», что в немалой степени определяло повышенный интерес американцев к русским в период холодной войны. Новое поколение американцев знает гораздо меньше о нашей стране и, как правило, мало интересуется нами. Мы же не перестаем интересоваться этой единственной оставшейся сверхдержавой и хотели бы взять из американского образа жизни то лучшее, что помогло бы движению нашей страны к прогрессу.
      Вскрыть социально-психологический механизм формирования национального сознания и самосознания, выявить его роль в развитии национальных отношений ? важная задача социальной психологии.
    1 Понятие психологии нации
    В истории развития мировой цивилизации  существовало множество классификаций людей по самым разным признакам. Согласно одной из классификаций, люди делятся по принадлежности к различным этносам, под которыми обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.
    В основе существования этносов лежит  осознание ими своей целостности, выражаемой понятием «мы» по сравнению с понятием «они».
    Нация ? это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях.
    Национальная психология представителей конкретных этнических общностей ? результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы.
    Социально-политическое и экономическое  развитие является важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отношений, особенности проявления которых в каждом государстве накладывают особый отпечаток на развитие сознания представителей каждой этнической общности. 
    Историческое  развитие этнической общности ? это те жесткие рамки многочисленных и закономерных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, которые предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.
    Возраст этнической общности обычно свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт.
    Межнациональные отношения этнической общности, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.
    Культурное  развитие этнической общности (ее культура в целом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп.
    Язык  и письменность этнической общности определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности.
    2 Структура и свойства психологии нации
    Национальная  психология имеет свою структуру, которая  представляет собой совокупность национально-психологических явлений. Она включает в себя структурообразующие (системообразующие) и функциональные (динамические) компоненты.
    Структурообразующая   сторона   национальной   психики. К системообразующим компонентам обычно относят национальное самосознание и сознание, национальный характер, национальные интересы и ориентации, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки.
    Национальное  самосознание ? осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития, а также о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.
    Национальное сознание различных этнических общностей представляет собой сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.
    Национальный  характер ? это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям.
    Национальные  интересы и ориентации ? это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.
    Национальные  чувства и настроения ? это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.
    Национальные  традиции и привычки ? сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью.
    Функциональная  сторона национальной психики. Динамические компоненты психологии нации (национально-психологические особенности) в отличие от системообразующих позволяют выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических феноменов.
    В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающей среды и других людей.
    Мотивационно-фоновые  национально-психологические  особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей.
    Сравнительные исследования ценностей труда в  японской, немецкой и американской культурах, например, показали, что  для большинства японцев труд в организации является главным  делом жизни, в то время как  их коллеги из США и Германии рассматривают свою работу лишь в качестве одной из многих важных ценностей жизни.
    К мотивационно-фоновым национально-психологическим  особенностям относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативности, настойчивости и т.д. Здесь речь может идти, с одной стороны, об определенных наборах этих характеристик, а с другой ? о степени выраженности той или иной из них, о специфике ее проявления у представителей конкретных этнических общностей.
    Кроме того, мотивацией поведения и деятельности представителей определенных этнических общностей могут выступать национальные чувства и настроения (например, чувство любви к родине, ненависть к ее захватчикам), уходящие глубокими корнями в прошлое историческое развитии.
    Интеллектуально-познавательные национально-психологические  особенности определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств. Особое сочетание таких показателей, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др., обусловливает своеобразные параметры интеллектуальной активности.
    Соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т.д. порождает специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных народов.
    Эмоционально-волевые  национально-психологические  особенности обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.
    Различия  в проявлениях воли и чувств у  представителей различных наций объясняются тем, что выработанные на протяжении веков формы эмоционального и волевого поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением. Нации, отличающиеся устойчивостью переживаний (англичане, скандинавы и др.), более податливы логике, апелляции к разуму, а не чувствам и т.д.
    Коммуникативно-поведенческие  национально-психологические  особенности охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения представителей конкретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической общности существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства.
    Они находят свое проявление во внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т.д.
    Результаты  исследований американских психологов Г. Гибсона, Т. Катреля, Р. Кохена, М. Парка зафиксировали различия в американском и японском вербальном стилях взаимодействия и общения. Первый (американский) несет в себе представление об индивидуальном достоинстве, ценности настойчивости и тенденцию к равенству отношений. Второй (японский) отражает высокую степень согласия с другими людьми, ориентирован на приспособление к ситуации, отражает заботу о гармонии социальных отношений.
      Нация ? это политическая ипостась народа. Народ представлен в политике в виде нации. Нация вне государства не существует.
      Национальный  характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. Речь здесь идет не столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.
      Основной  сферой проявления национального характера  является разного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.
      Целый ряд явлений возникает на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, проявляющимся при восприятии представителей другой этнической группы. Присущая всякой группе психическая общность выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. (Пример – отношение коренных жителей прибалтийских государств к представителям русской национальности). Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу (Стефаненко, 1987. С. 242). Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий.
      Сам факт осознания особенностей своей  этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма ? склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении (американцы).
     Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами.
    Несмотря  на относительную устойчивость национальных особенностей, они способны исторически изменяться. Поэтому национальная психология выступает как историческое образование. Дальнейший механизм превращения этнического стереотипа в предубеждение, а затем закрепление этого предубеждения в идеологических и политических доктринах ? проблема отнюдь не социально-психологическая. Поэтому сложность объекта исследования требует комплексного подхода, объединения усилий ряда научных дисциплин.
    4 Мы и американцы
    4.1 Общая характеристика национально-психологических особенностей представителей русской и американской наций
    Национально-психологические особенности познаются лишь в сравнении и сопоставлении. Ниже представлены обобщенные их характеристики у представителей американской и русской наций, взятые из (  ).
    Для русских характерны: естественная непринужденность; сострадательность и великодушие; чувство риска; надежда на удачу; смирение с судьбой; умение работать быстро, лихорадочно и споро; стойкость и выдержка в экстремальных ситуациях; открытость, простота и стремление прийти на помощь; альтруистичность, отзывчивость и чувство коллективизма; долготерпение, готовность к самопожертвованию. Они отличаются доброжелательностью, общительностью, терпимостью в отношениях с людьми других этнических общностей.
    Как правило, русские со всеми стремятся  поддерживать долговременные связи  на основе продуманного взаимопонимания; стараются выполнять взятые на себя обязательства, считая при этом, что доброжелательность и взаимовыручка в тех или иных жизненных обстоятельствах оправдает себя, приведет к положительным результатам в любом виде деятельности. В последней они достаточно быстро могут достигать желаемых результатов, однако затем в большинстве случаев довольствуются полученным, не стремятся развивать достигнутое, часто успокаиваются, а то и вовсе расслабляются.
      Планируя  свою деятельность, русские руководствуются  определенным чутьем, которое предполагает достижение первых результатов спонтанно, без достаточного осмысления выбранных целей и путей их реализации, часто не продумывая во всех тонкостях свои первые шаги. И лишь впоследствии они прибегают к тщательной коррекции используемых средств и способов достижения поставленных целей, как правило, при этом снижая темпы своей активности, излишне долго обдумывая свои последующие действия, упуская реальные благоприятные возможности, что не может не сказаться на окончательных результатах.
    Американцам присущи: деловитость и практичность; страсть к изобретательству; энергия и живость, дух инициативы и предпринимательства во всех видах деятельности; готовность к эксперименту и риску; самостоятельность, размах и стандартизация; организаторские способности; простодушие и легковерность; любовь к спорту и юмору; переоценка своих сил и возможностей, недисциплинированность; авантюризм; определенные самонадеянность и хвастовство в общении с представителями других этнических общностей.
    4.2 Особенности философии прагматизма
    Как уже было отмечено, немаловажную роль в становлении национального характера играет философия. Не касаясь обширного вопроса русской философии в данном небольшом исследовании, уделим немного внимания философии прагматизма, как философии истинно американской.
    Прагматизм – это направление в современной философии, во многом близкое позитивизму. Его основателем был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса, истинно то, что полезно для нас. Прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира. Она призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию. Прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.
    Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма: то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Нужно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах?
    Мы будем верить в то, говорят прагматисты, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях.
      В данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности без полного и всестороннего представления о ней? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? (Гусев. С. 146-147).
    4.3 Особенности исторического пути американской нации
    4.4 Американский образ жизни
    Понятие «американский образ жизни» в принципе условно, т.к. выражает сплав мышления и поступков, характерный для идеализированного «среднего американца». Американский образ жизни представляет собой мир своеобразной человеческой психологии, сформировавшейся в течение двух столетий в уникальных условиях, когда в стране отсутствовало закрепощение белых людей и общество не знало тоталитаризма как формы массового угнетения.
    Стержневой  линией в сознании каждого американца проходит понятие об «американской мечте». Часто с ней связывают высшее образование, получение хорошо оплачиваемой работы или свой бизнес, создание семьи, покупку собственного дома и, конечно, приобретение современного автомобиля.
    В американском обществе существует уникальное сочетание высокой образованности (свыше 60% выпускников средней школы оканчивают колледж) и религиозности (около 93% граждан верующие). Несомненно, это оказывает положительное влияние на американский образ жизни и формирование истинных человеческих ценностей в обществе. Немаловажным для формирования массового сознания является среднестатистический образ «среднего американца, который оставляет «за скобками» класс супербогатых и класс бездомных.
    Американцы  практичны и прагматичны до конца своей жизни. Состоятельные люди, имеющие большой капитал, в первую очередь стремятся оставить о себе память у соотечественников, зачастую в ущерб прямым наследникам. Именно благодаря таким меценатам создано и успешно функционирует большинство университетов, колледжей, музеев, художественных галерей в Америке, многочисленные именные фонды, предназначенные для помощи студентам, учёным и научным учреждениям и т.п.
      Американцы общительны и приветливы, они соблюдают правила хорошего тона. При знакомстве и в общении они любят ясность и чёткость. В разговоре всегда присутствуют корректность, уважение к собеседнику (если оно взаимно); не принято быть навязчивым, проявлять излишнее любопытство в беседе с малознакомым человеком. Даже люди, занимающие высокие должности, доступны для знакомства и делового разговора. В первый раз они любезно примут и постараются помочь, но вторая встреча состоится в том случае, если будет очевидной её полезность.
    Чувство собственного достоинства и уважительное отношение к людям воспитываются с самого детства. Права ребёнка защищены законом. Особое внимание и уважение уделяется пожилым людям и инвалидам.
    Гостеприимство  старинная американская традиция. Однако это вовсе не значит, что по каждому поводу готовят праздничный стол и собирают гостей дома. Обычно новых знакомых приглашают в ресторан, кафе или просто к стойке бара.
    Американцы  демократичны, они любят и ценят  юмор. Им присущи терпимость к чужой внешности и особенностям одежды, раскованность в поведении.
    Америка пропагандирует здоровый образ жизни и стремится к нему, утверждая, что здоровье тот же капитал, а бизнес любит здоровых и красивых. У американцев непреклонное желание быть молодыми.
    С раннего детства американцы привыкают к рационализму в расходах и живут экономно независимо от величины своих доходов. Американцы стараются принимать простые решения, хотят простоты и ясности в деловых отношениях. Темп жизни не оставляет времени неоднократно возвращаться к одной и той же ситуации и снова анализировать её.
    В обществе американцы всегда демонстрируют хорошее настроение независимо от личных дел; они всегда улыбаются. Счастье обычно измеряется достатком и комфортом в личной жизни. Американцы никогда не жалуются, у них не принято делиться с соседями и знакомыми своими неприятностями.
    Уважение  к традициям выражается в праздновании всех памятных дат общенациональных и семейных. Подавляющее число американцев верят в Бога, загробную жизнь, целесообразность совершения благотворительных поступков при жизни. Распространённой является форма личных пожертвований в различные фонды. Американцы жертвуют не только деньги, но и своё время и знания (что ценится не меньше денежного вклада); в этом выражается чувство личной причастности к смягчению негативных сторон в жизни общества.
    Американцы  воспитаны на любви к истории. Большинство семей восстановило или восстанавливает прошлое, исторические корни, ищет даже дальних родственников. С историей своей страны, борьбой добра со злом связаны сентиментальные чувства в душе каждого американца. Поэтому понятие "родина" не отождествляется с находящейся у власти партией или системой правления; основы этого понятия в уважении к национальным историческим реликвиям и собственным предкам. На примерах из истории страны у американцев с детства воспитывают чувство патриотизма, которое органично для каждого гражданина.
    В понятии «прайвеси» (частная жизнь) у американцев находит выражение суверенитет личности: его право и реальная возможность свободно и независимо жить, мыслить, общаться, вступать в интимные, дружеские или иные отношения с другими людьми, распоряжаясь своим имуществом и собственностью. Семья является культом любого американца. В Америке высоко ценят свободное время. Его используют для работы над собой и чтобы получить от жизни удовольствие.
    Свободное предпринимательство, рынок, конкуренция стимулируют активность и инициативу людей во всех сферах деятельности, развивая в человеке сознание и чувство личной ответственности за свою судьбу и благосостояние. Образование расценивается в Америке как обязательный элемент для карьеры в бизнесе. Это тем более актуально, что технический прогресс затрагивает все стороны американской действительности. Американцам свойствен динамизм в создании собственной карьеры. Если человек проводит на одной работе (в т.ч. в своём бизнесе) много лет подряд, то он считается бесперспективным. Совершенно нормально менять работу каждые 3-5 лет, т.к. в обществе считается, что это самый надёжный способ подняться вверх по деловой лестнице.
      Поразительна  способность американцев к различным переменам (что часто совершенно чуждо другим культурам и обществам). Неукротимое стремление американцев к перемене места жительства объяснимо желанием в максимальной степени реализовать свои природные способности и приобретённые знания. Америка предлагает своим гражданам постоянную перспективу изменять свои судьбы, образ мышления, характеры и роли, которые они играют в жизни. В условиях постоянных перемен американцы проявляют лучшие свои качества. Как правило, они глубоко верят, что смогут изменить свою судьбу и, если рискнут и потерпят поражение, их это не сломит. В этой подвижности неявно сказывается опыт многих поколений предков – иммигрантов, осваивавших дальние границы, рискующих покинуть ферму и податься в город, людей, начинающих жизнь заново.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.