На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ответственность Президента РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН 
 
 

Введение........................................................................................................................2
Глава I. Становление института президентства......................................3
    1.1. Становление института президентства.......................................................3
Глава II. Функции и полномочия Президента РФ......................................10
    2.1. Роль Президента в  системе  управления государством.........................10
    2.2. Полномочия Президента РФ в различных сферах
           государственной жизни..............................................................................12
    А). Президент и Федеральное Собрание.........................................................12
    Б). Президент и Правительство........................................................................14
    В). Президент и субъекты РФ...........................................................................15
    Г). Президент и судебная власть......................................................................16
    Д). Военные полномочия Президента..............................................................16
    Е). Полномочия Президента в сфере внешней  политики..............................19
    Ж). Полномочия Президента по введению чрезвычайного
         положения.....................................................................................................20
    З). Полномочия Президента по вопросам гражданства  и наград..................21
    И). Акты Президента РФ...................................................................................22
    К). Аппарат Президента РФ..............................................................................23
Глава III. Ответственность Президента РФ...............................................24
    3.1.  Ответственность Президента РФ......................................................24
Заключение................................................................................................................26
Библиография. ......................................................................................................................28 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Цель  данной работы осветить вопросы связанные  с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости
наличия президентской  власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.
    Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной  избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.
    Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.
    Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства  достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4«Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации». Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы.
    Согласно  Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
    Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения  в прежнюю организацию государственной  власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.
    Президентская власть была призвана наладить государственное  управление, исполнение законов. Ее самостоятельность  по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.
    Важно отметить следующее, что направляя  и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент  действует в рамках, установленных  Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
    1. Президент выступает как глава  государства;
    2. Президент  является Верховным Главнокомандующим                        Вооруженными Силами;
    3. Президент обладает законодательными  полномочиями;
    4. В сфере исполнительной власти  Президенту также даны широкие  полномочия.
    Изучая  главу 4 настоящей Конституции можно  сделать вывод, что Президент  занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета. 

Глава I. Становление института президентства
1.1.  Становление института президентства
       Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации, привели к необходимости  поиска новой модели организации  государственной власти. Основой  такой модели стал общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение в стране института президентской власти1.
    Общее историко-правовое  прошлое стран  СНГ, сходные трансформации и  демократические преобразования  неизбежно порождали общие черты организации и функционирования института президентской власти. Изучение этих общих черт требует специального теоретико-правового исследования.
      В России изучение института президентства  ведется по нескольким направлениям.
      Прежде  всего, это общие работы по конституционному праву, в которых есть соответствующие разделы, посвященные президентству2.
      Исследованию  института президентства свои работы посвятили: А.А. Мишин, Э.А. Иванян, Р.Ф. Иванов, В.А. Власихин, Ю.М. Ледовских,Я.М. Бельсон, А.В. Зиновьев, Н.А. Сахаров, В.П. Елисеев, Л.А. Окуньков, Г.А. Исакова, В.Я. Кожевников, В.В. Согрин, А.С. Никифоров, В.и. Кайнов, И.А. Бережков, Т.В. Горбунова, Е.А. Конышев, Е.А. Гурьев, Н.Г. Зяблюк, В.П. Золотухин, Б.М. Лазарев и другие.
      В последние годы опубликован ряд  примечательных статей американских и европейских авторов о специфике института президентства в постсоциалистических  странах, а также о достоинствах и недостатках различных систем республиканского правления (С.Холмс, А.Валенсуэла. Ф. Виммиран де Леон, Д.Л. Горовиц. Г. О’Доннелл, Х.Дж. Линц и другие).
      В то же время следует отметить, что  формирование общих закономерностей  становления и функционирования института президентства в переходный период еще не было предметом специального исследования. Между тем анализ огромного и разнообразного материала о становлении и функционировании президентской власти в постсоциалистическом мире позволяет выделить ряд важных закономерностей этого процесса.
      Для уяснения подобных закономерностей  прежде всего уточним некоторые  понятия, по поводу которых в научной литературе существуют различные точки зрения. Одним из таких ключевых понятий является определение «института президентства».
      И.Д. Хутинаев с целью определения  понятия «институт президентства» проводит анализ более широкого понятия - «социальный институт» в пределах которого вычленяются институты различных видов, в том числе и правовые3 . Институт президентства - один из них. Он является предметом исследования разных отраслей  общественных наук, в которых сложились различные подходы к самому понятию «президент», а следовательно, и различные акценты в его содержательной характеристике.
      Б.П. Елисеев определяет институт президентства  как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной
власти4. Его также определяют как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти.
      По  мнению автора, институт президентства  должен рассматриваться как совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления, основанных на конституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти.
      Само  понятие «президент как выборный глава государства» является родовым  по отношению к понятию «президент» и общем для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов  как «глава государства» (Беларусь, Россия), «глава исполнительной власти» (США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (Россия с 1991-1993). Иногда конституционный статус президента не определен (ФРГ)
      Особый  интерес представляет анализ понятий «институт президентства» и «правовой статус президента», проведенный И.Д. Хутинаевым. Он отмечает первичность института президентства и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президентства определяет не только функционирование, но и избрание президента.
      На  этом основании делается вывод о том, что правовой статус является частью правового института, определяющего президентскую деятельность5.
      Очень важным для понимания сущности института президентства является определение основных черт, характеризующих данный институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие:
      Президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей; в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких либо других государственных органов, что не снимает с него обязанностей действовать на основе и во исполнение законов;
        пост Президента имеет ярко  выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль  в формировании политики государства,  верховного политического руководства государственными делами6.
          При этом, несмотря на высокую степень разработанности научного аппарата в области исследования президентства, в научной литературе при характеристике президентства за рубежом используется термин «институт президентства», а когда речь идет о России - «институт президента». По мнению автора, использование второго термина не совсем правомерно, поскольку, во-первых, является отступлением от общепринятой научной терминологии, а во-вторых, не в полной мере отражает сущность данного института. Президентство включает не только Президента как высшее должностное лицо в государстве, но и конституционные нормы, регулирующие функционирование президентской власти; прецеденты, возникшие в результате конституционной практики; реальный объем полномочий, сложившийся в результате соотношения политических сил в государстве; структурные подразделения, обеспечивающие работу Президента.   
      Разберемся  в соотношении еще двух понятий: «форма правления» и «система правления». Необходимость в таком анализе  стала особенно насущной в связи  с весьма широко распространенным использованием понятий «президентская форма правления», «парламентарная форма правления», «парламентарная республика с президентской формой правления».
    Наиболее  полное исследование данного аспекта  содержится в работе Н.А. Сахарова. По его мнению, «форма правления» -
основа формирования высшей государственной власти в той
или иной политической системе, которая бывает выборной или  наследственной. Отсюда произошли понятия «республиканская форма правления» и «монархическая форма правления»7.
    При республиканской форме возникли различные системы правления. Политическое содержание термина «система правления» обозначает в первую очередь тип соотношения прерогатив между исполнительными и законодательными органами государственной власти.
    Далее можно сказать о типе президентства сложившимся в Российской Федерации. Согласно Конституции 1993г.: Президент избирается населением; выборы проходят по двухтуровой системе; имеется самостоятельный пост главы правительства; Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя правительства. Президент назначает и освобождает от должности остальных членов правительства, при этом согласия парламента не требуется. Президент может в любой момент отправить правительство в отставку. Президент также назначает исполнителей на множество государственных должностей. Президент может распустить Государственную Думу, если она три раза подряд отклонила представленных им кандидатов на пост главы правительства или же в течение трех месяцев дважды выразила недоверие правительству (ст.111 и 117 Конституции РФ). Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайного положения, после начала процедуры импичмента против президента и в течение первого года своих полномочий. Одно лицо не может быть избрано более двух раз подряд. В случае вакансии поста президента назначаются досрочные выборы, а его обязанности исполняет глава правительства.
    Президент России является главой государства, но не главой правительства. Парламент  лишь утверждает кандидатуру премьер-министра, министров же назначает лично президент, при этом, даже не нуждаясь в согласии парламента. Президент России также имеет право на роспуск парламента, но это его право ничем не уравновешено. Президент и назначает правительство, и распускает парламент. Полномочия Президента России превышают полномочия президента США. Например, Конгресс США утверждает все персональные назначения в правительстве; президент США ни при каких условиях не может распустить Конгресс. В отличие от стран Латинской Америки президент РФ может избираться на второй срок8.
    Российский  тип президентства нашел свое продолжение в Беларуси, Азербайджане, Армении, и гиперболизированное – в Средней Азии.
    Так же, как и в России, своеобразный тип президентства сложился в  Украине. Крайне обобщенно можно  сказать, что политическая система Украины является промежуточным (переходным) вариантом между современной российской политической системой и политической системой большинства постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. Важнейшее отличие процесса политической трансформации на Украине от российского – его эволюционный характер. В известном смысле украинский сценарий трансформации похож на восточноевропейские «бархатные революции». Между Верховной радой Украины и Президентом Украины 8 июня 1995г. был заключен конституционный договор «Об основных началах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой конституции Украины». Разработка Конституции Украины была процессом согласования решений, однако, в отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Конституционный процесс на Украине был гораздо более длительным и согласительные процедуры оказались там гораздо менее успешными, чем в Восточной Европе. Показательный факт – Украина приняла новую Конституцию только в 1996 г. последней из всех бывших союзных республик. Верховная Рада Украины по конституции 1996 г. является представительным органом власти, сохранившим многие важные прерогативы Верховного Совета УССР и фактически монопольное право внесения изменений в Конституцию.
    Это обстоятельство заметно отличает Украину  от других бывших постсоветских и  постсоциалистических стран. С одной  стороны, в Украине действует  необычайно сильный для постсоветской  республики парламент, с другой –  необычайно сильный для восточно-европейских стран президент. В результате в Украине имеется крайне слабое, по сравнению с другими постсоциалистическими странами, правительство, что ведет к постоянным кризисам во взаимоотношениях во властном треугольнике «президент – правительство – Верховная Рада». Подобная система плохо сбалансирована, и ее перманентный кризис носит системный характер; результатом является слабая исполнительная власть, лишенная возможности проводить самостоятельный политический и экономический курс, который зачастую является жертвой постоянного политического торга между президентом и парламентскими группами.
    Какова  же практика становления института  президентства в постсоциалистических странах на фоне мирового опыта?
    Как показывает анализ западных политологов, политическая практика в постсоциалистических странах хорошо согласуется с мировым опытом. В период между 1973 и 1989 годами в 77 из 168 государств хотя бы в течение одного года существовали демократические режимы. Если исключить из их числа 24 «старые» демократии, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, то остаются 53 страны, из которых 28 были парламентскими республиками, 25 – президентскими. На протяжении рассматриваемого периода демократиями  в течение 10 лет подряд оставались 17 из 28 парламентских республик (или 61%) и только 5 из 25 президентских (20%). Другими словами, уровень «выживаемости» парламентских демократий был в 3 раза выше, чем президентских9.
    В заключении можно сказать, что анализируя становление и деятельность института президентства в постсоциалистических странах, многие исследователи утверждают, что данный институт в большинстве бывших социалистических стран оказался достаточно эффективным, хотя с ходом политического процесса он неизбежно будет претерпевать изменения. Опыт стран Восточной Европы является прекрасной иллюстрацией того, что только созданные с учетом национальной культурной специфики, национального исторического опыта формы могут быть успешными, прочными и стабильными. Ни в одной из стран Восточной Европы не произошло «слепого» копирования иной конституционной модели, в каждой из них была разработана своя конституционная модель, вобравшая, в том числе опыт социалистического конституционного строительства. Лучшее – значит разное и в каждом конкретном случае свое. И подобный выбор является следствием прагматического подхода к государственному строительству. Это и есть подлинная реализация демократических принципов10.
 
    Глава II. Функции и полномочия Президента РФ
2.1.Роль Президента  РФ в системе управления государством.
    Исходным  положением для определения роли Президента РФ в системе управления Российской Федерацией является положение статьи 80 Конституции РФ, которая устанавливает,
что он является главой государства.
    Как отмечалось, по Конституции РФ Президент РФ не входит ни в одну из традиционных ветвей государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную). Вместе с тем, он не стоит над другими ветвями власти, они не подконтрольны ему. Роль президентской власти – обеспечивать сбалансированное взаимодействие властей, осуществлять арбитраж путем согласительных процедур, систему сдержки и противовесов, субсидиарность деятельности ветвей власти.
    В системе высших органов государства Президент РФ выполняет особые функции, которые не могут осуществлять другие органы. Во-первых, Президент РФ представляет российское государство внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны он имеет полномочных представителей в субъектах (их группах), семи федеральных округах, в важнейших органах государства (палатах парламента, конституционном суде, которые обеспечивают осуществление полномочий Президента). Он назначает в другие страны и международные организации дипломатических представителей, действующих от имени РФ. Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Действуя в этом качестве, Президент следит за соблюдением Конституции, в том числе и при подписании законов, принятых парламентом. В-третьих, он – гарант прав и свобод человека и гражданина. Он является в частности последней инстанцией, куда может обратиться осужденный для помилования. В-четвертых, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Выполняя эти задачи, президент действует в частности в качестве Верховного главнокомандующего, в случае угроз безопасности государства он вводит военное и чрезвычайное положение. В-пятых, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В этих целях он обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию. Право определять основные направления внешней и внутренней политики государства – излишне широкое полномочие Президента РФ. Правда, Президент должен это делать в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ч. 3 ст. 80). В-шестых, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
    Для выполнения функций Президента при нем существует множество различных структур: Администрация Президента РФ, Управление делами, несколько десятков различных советов (по местному самоуправлению, по делам казачества и т.д.), последние являются совещательными органами Президента РФ. Часть из них в 2000г. упразднена.
    Важнейший совещательный орган при Президенте РФ –Государственный совет, созданный указом Президента от 1 сентября 2000г.11 В соответствии с положением о Государственном Совете, утверждены этим же указом, председатель Совета – Президент РФ, члены – высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов субъектов РФ), занимающие в нем места по должности. Кроме того, Президент РФ может включить в состав совета лиц, замещавших должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более срока подряд. Для решения оперативных вопросов в составе Государственного совета формируется его президиум из семи членов, назначаемых Президентом РФ. Состав президиума подлежит ротации (обновлению) один раз в полгода. Основными задачами Государственного совета является содействие реализаций полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и ее субъектов; обсуждение вопросов, касающихся исполнения органами государственной власти Федерации и субъектов, местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, законов Федерации, актов Президента РФ и Правительства РФ; обсуждение (по предложению президента РФ) проектов федеральных законов и указов Президента, имеющих общегосударственное значение; обсуждение проекта федерального бюджета и информации правительства РФ о ходе его исполнения; обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ, а по предложению Президента РФ иных важных вопросов, имеющих важное государственное значение. Организационными вопросами ведает секретарь Государственного совета, который не входит в его состав. Заседания Совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца.
    Как глава государства, Президент обладает неприкосновенностью (ст.91)12. Против Президента нельзя возбудить уголовное дело (оно может быть возбуждено только после отрешения Президента от должности), он не может быть принудительно доставлен в суд, например в качестве свидетеля, он не подлежит административной ответственности. Дисциплинарная ответственность вообще исключена, так как он в иерархии самое высшее должностное лицо. Президент не
может быть задержан, подвергнут личному досмотру. Неприкосновенность не означает, однако, отсутствия всякой ответственности, о чем говориться ниже13.
Выполнение функций  Президента РФ требует соответствующего обеспечения, в том числе материального. Заработная плата Президента РФ составляла 12 тысяч рублей, но представительские  расходы в 10 раз больше. Необходимы расходы на телохранителей (до 2000г. одновременно работали 44 телохранителя), на Администрацию Президента (2 тысячи человек), Управление делами, обслуживание апартаментов главы государства (75 человек) и т.д. В целом на исполнение функций Президента РФ расходуется около 55 миллионов рублей в месяц14.
 
2.2. Полномочия Президента  РФ в различных  сферах государственной жизни
    Президент РФ обладает широкими полномочиями в  различных сферах государственной  жизни. В одних случаях эти  полномочия носят прерогативный  характер (т. е. принадлежат исключительно ему), в других соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями этих других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов.
    По  специфике предметов компетенции  и взаимоотношений с другими  органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на несколько основных групп.
А). Президент  и Федеральное Собрание.
    Полномочия  Президента, вытекающие из различия конституционных  функций главы государства и  парламента, в основном и главном  не конкурируют с полномочиями представительного  органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей.
    В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с  парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной думы, в то время, как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока.
    Президент имеет право законодательной  инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть отклонен или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.