На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Патриотическо воспиатние младших школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ
Государственное образовательное  учреждение
  ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО  образования
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
  ИМ. УД. Д. АЛИЕВА 
 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
НАТЕМУ : 
 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 
 

                ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 
                1 КУРСА 11 ГРУППА
                КУМУКОВА  БЭЛА  

                НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
                                    А. Х-М. БАТЧАЕВА 
       
       
       
       
       

КАРАЧАЕВСК
2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

     Существенное  значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Общество характеризовало эту суть, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. В связи с отрицанием идеологической доминанты все меньше стало проводиться исследований, посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
     Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.
     Первым  из них является обеспечение включенности в реальные социальные отношения  молодых людей, то есть возникновение  у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношением взрослых, с другой - носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.
     Вторым  условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Воспитание  человека решает комплекс задач, среди  которых одно из важных мест занимает формирование патриотических качеств. Патриотическое воспитание, по мнению многих отечественных исследователей, занимает в содержании современного воспитания интегративные позиции, соединяя в себе функции других видов воспитания и выступая необходимым условием формирования личности полноценного гражданина своего Отечества.
     Идеи  патриотического воспитания волновали  многих ученых-педагогов, историков, философов  и этнографов. В научно-методической литературе широко освещены и представлены вопросы патриотического воспитания детей, подростков и студенческой молодежи.
     Проблемам патриотического воспитания детей  дошкольного и школьного возраста посвящены научные исследования С.Т.Алиевой, Е.С.Ананьевой, А.А.Аронова, В. И. Баева, А.Р. Балагланова, А.Н.Вырщикова, З.Т.Гасанова, О.К. Гусейнова, А.Р. Жумакова, Д.П.Ильченко, А.П.Кабаченко, В.А.Караковского, А.Е.Кондратенкова, Н.М. Конжиева, Г. А. Коноваловой, И.В. Кострулевой, В.В.Макарова, А.С.Миловидова, К. В. Назаренко, Л. Е.Никоновой, В.В. Пионтковского, Г. И.Рогачева, Г.В. Рудаковой, А.Х.Халикова, Т. М. Шашло и др.
     В исследованиях этих педагогов освещены средства, формы и методы патриотического  воспитания детей дошкольного и  школьного возраста и даны научно-практические рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги подчеркивают необходимость воспитания у детей с раннего возраста патриотических чувств (любви к Родине, уважительного отношения к культуре, языку, традициям и обычаям своего народа).
     Теоретико-методологические и концептуальные основы патриотического воспитания студентов представлены в исследованиях А.Г.Агаева, Н.А.Белоусова, Ю.С.Васютина, А.Н.Вырщикова, З.Т.Гасанова, А.Р.Жумакова, С.И. Кожевникова, В.И.Лутовинова, В.В.Макарова, А.С.Миловидова, Л.И.Мищенко, Г.М.Рогачева, М.Н.Росенко, В.А. Телегина, А.Х.Халикова, Т.М.Шашло.
     В этих исследованиях проанализированы методологические аспекты патриотического  воспитания и раскрыты причины ослабления работы по патриотическому воспитанию молодежи.
     Большое значение для развития теории и практики патриотического воспитания, обоснования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработки региональных программ по патриотическому воспитанию населения имеют научные статьи и учебно-методические пособия А. Г. Агаева, М.Б. Акаева, С. А. Алиева, А.А. Аронова, Г.И. Батуриной, М.И. Богомоловой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Васютина, А.Н. Вырщикова, З.Т. Гасанова и др. Авторы этих научных статей и учебно-методических пособий раскрывают содержание, сущность, формы и методы патриотического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи и особо подчеркивают необходимость создания научно обоснованной системы патриотического воспитания и разработки региональных программ для образовательных учреждений.
     Актуальность темы исследования определяется востребованностью идеи патриотизма как интегрирующей основы новой российской государственности, необходимостью определения психолого-педагогических принципов изучаемого феномена и методологии управления процессами патриотического воспитания через образовательные учреждения.
     Объект  исследования - процесс патриотического воспитания в системе профессионального образования, психолого-педагогические закономерности патриотического воспитания молодежи в учебном заведении профессионального образования.
     Предметом нашего исследования является феномен патриотизма в социально-философском, психологическом и педагогическом (воспитательном) аспектах.
     Методологическую  базу диссертации составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, исторические архивные материалы, передовой педагогический опыт.
     В соответствии с проблематикой и  целью сформулированы основные цели задачи исследования.
     - Определить социально-философскую  сущность феномена патриотизма  в современном конкретно-историческом понимании,
     - Изучить психологические основы  процесса патриотического воспитания  личности,
     - На основе историко-педагогического  анализа опыта патриотического  воспитания студентов в учебном  заведении профессионального образования выявить основные тенденции исследуемого процесса, современное состояние, обосновать его сущность, содержание и структуру.
     Практическая  значимость исследования состоит в определении основных путей повышения эффективности процесса патриотического воспитания студентов учебных заведений профессионального образования;

Глава I. Исторический опыт патриотическое воспитания

     В истории России патриотическому  воспитанию всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать  у воинов высокий моральный дух, мужество, героизм и стойкость в бою. Многие века патриотическая идея верно служила созданию и укреплению государственности, армии, воспитанию воинов и граждан, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Во все времена у всех народов патриотизм являлся важнейшим условием формирования национального самосознания, воспитания преданности, любви к своей Родине и своему народу.
     Исторический  опыт развития и становления нашего Отечества указывает на то, что  важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин говорил о том, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило первоначальное позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, крепче, счастливее.
     Слово патриотизм произошло от греческого слова, что означает «отечество, родина». Патриотизм выражает чувство любви  к Родине, заботу об ее интересах  и готовность к ее защите от врагов. Это чувство проявляется в  гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни.
     Впервые понятия патриот и патриотизм стали употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники  республики в противовес, как тогда  считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В дальнейшем патриотизм формировался под влиянием борьбы с иноземными захватчиками, инокомыслящими элементами и пр.
     Широко  известно определение патриотизма  как «любовь к Отчизне» из словаря  Владимира Даля. «Патриот» по Далю - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»
Обратимся к философскому истолкованию понятия  «патриотизм»: «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» . В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».
     Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закреплёнными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. В концепции патриотического воспитания молодёжи патриотизм рассматривается как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной системы, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
     Русскую педагогическую науку на разных этапах ее истории отличал патриотический пафос. Воспитательные традиции педагогической мысли, по мнению Н. П. Овчинниковой, связывались  с формированием у юношества  любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом преумножить его достоинство и благополучие. Современная педагогическая мысль одной из задач образования, как пишет В.Ю. Троцкий, ставит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности...
Чем выше духовное начало национального, чем  глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем, по мнению В. Ю. Троцкого, ярче личность человека. Поэтому основная задача современной школы - воспитание духовной, творческой личности, формирование человека., готового служить родине верой и правдой.

1.1. Русские просветители о воспитании патриота в XVIII веке

     В XVIII веке к проблеме человека, его  обязанностей как гражданина и патриота обращались русские просветители - М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А.Н. Радищев.
     М. В. Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать главной задачей педагогического процесса. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших чувствование Отечества, он называл нищими.
     По  мнению просветителя, потребность жить для пользы Отечества должна быть мерилом жизненного смысла. Среди  наук, воздействующих на формирование патриотических чувств, он особенно выделял историю. Назначение исторического образования Ломоносов видел в воспитании национальной гордости юношества на примере прошлых поколений.
     На  нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал А. Н. Радищев. «Не все рождённые в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Он пламенеет нежнейшей любовью к целостностью и спокойствию своих соотчичей. Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести даёт добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...».

1.2. Патриотическое воспитание в педагогике XIX века

     Проблема  воспитания истинных сынов, граждан  Отечества занимала важное место в педагогической мысли начала XIX века (Н.М. Карамзин, В. А. Жуковский, декабристы). Их волновал вопрос о неразвитости гражданской жизни в России, о слабом знании русскими людьми родной истории и литературы. Они считали, что судьба Отечества, история русского народа обязательно должна стать достоянием подрастающего поколения. Только в этом случае можно говорить о воспитании гражданина Отечества.
     Н. М. Карамзин утверждает, что «патриотизм  есть любовь к благу и славе  Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его». Н. М. Карамзин не сводил патриотизм лишь к чувству любви к Родине, привязанности к месту рождения или людям, с которыми вместе росли. Для него патриотизм - это «великая добродетель», она выражает разумно-деятельную сущность его жизни.
     Русский критик В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, -подчёркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»..
Славянофилы и другие сторонники национального  направления в образовании (К.С. Аксаков, И.В. Киреесвкий, А.С. Хомяков) обозначили целью воспитания становление гражданина, носителя национальных качеств определенного народа, и уделяли значительное внимание формированию у юношества чувства патриотизма.
     Национальное  направление в русской педагогике в середине XIX века отстаивал К.Д. Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которым он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природными условиями, историческим развитием. Одной из основных черт народности, по его мнению, является патриотизм, который проявился в народе в тяжелые для России моменты и помог ему выстоять в героической борьбе с татаро-монгольским игом, в войне 1812 года, в Крымской компании. Педагог призывал учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от сознания, что она твоя Родина.
Основываясь на национальном в воспитании, развивали  свои педагогические взгляды во второй половине XIX века В. И. Водовозов, В.П. Острогорский, С.А. Рачинский, В.Д. Сиповский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой и др. Так, В.Я. Стоюнин, отмечал большую роль истории, литературы и родного языка в формировании патриотических чувств.

1.3. XX век поиск форм национального воспитания

     Для педагогической мысли начала XX века было характерно продолжение поиска и форм национального воспитания. Рассматривая вопрос о слабом развитии патриотизма в русской школе, педагог и писатель А. А. Мусин-Пушкин характеризовал систему следующим образом: «Наше юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры и преданности престолу и Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие -образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями».
     После Октября 1917 года проблема стала одной  из самых важных в педагогике. Новый  советский патриотизм вдохновлял массы  на трудовые и боевые подвиги, стал важным фактором в победе над фашизмом, позволил в короткие сроки восстановить разрушенную экономику. Однако патриотизм, основанный на атеистическом миросозерцании, уводил человека из мира национальных духовных ценностей. Была нарушена преемственность нравственных и духовных традиций, идея национальной самобытности, русской культуры, русского характера потеряла свою значимость и актуальность. В этот период, с точки зрения И.Ф. Гончарова, воспитание утратило свою духовную основу, приобрело утилитарно-прагматические черты.
     В последнее десятилетие XX века обострился интерес к русской национальной идее, к духовному опыту предшествующих поколений, к проблеме воспитания патриотизма. Так Е.В. Бондаревская связывает  цель воспитания с воспитанием гражданина Отечества, центрированного на национальных ценностях: историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства, национальное самосознание, русский национальный характер и т.д..
     А.А. Аронов, А.Н. Вырщиков, М.Б. Заславская, Н.М. Конжиев рассматривают формирование патриотизма сквозь призму военно-патриотического воспитания, через такие понятия как «защитник Отечества», «боевые традиции», «героическое прошлое и настоящее народа». Они подчеркивают, что без формирования у граждан с раннего возраста патриотических чувств, неразрывной связи с народом, страной, готовности к реализации функции защиты Отечества не может быть сильного государства.
В работах  Л.В. Кузнецовой, С.А. Шмакова, а также  в концепции социального воспитания (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова и др.) основным элементом в структуре понятия патриотизм является семья. «Мы не воспитаем любви к Родине, если не пробудим у школьника любви к тишине родного дома». В этом отношении они справедливо отмечают важность нравственного примера родителей, семейного лада.
     С.А. Шмаков выделил такой компонент  как «связь поколений», под которой  понимал истоки осмысления самих  себя, истоки нравственной ответственности  отцов перед сыновьями, а сыновей  перед отцами. Причем взаимообогащение носит двойственный характер - от отца к сыну и наоборот. Факторами, способствующими установлению связи поколений, называются: родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции.
В работах этих авторов выявлена главная задача современной семьи как пространства первичной социализации - подготовка растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций организатора и исполнителя, труженика и защитника Отечества, в конечном счете, к участию в сознательной и активной деятельности.
     Группа  ученых Т. С. Буторина, И. И. Валеев, Ю. В. Лазарев связывает воспитание патриотизма  с региональным подходом, отражающим природные, экономические, историко-культурные особенности отдельного региона, малой родины. Так, И.И. Валеев на примере Республики Башкортостан выделяет ряд компонентов Малой Родины: «прошлое, настоящее и будущее родного края», «выдающиеся земляки», «обряды и обычаи народов», «связь времен и поколений», «быт народа» и др.
Немаловажное  значение в понимании подходов к  воспитанию патриотизма имеют работы Н.А. Григорьевой и В.А. Караковского, характеризующих восприятие идей патриотизма  через ощущение принадлежности к  стране как малой и большой  родине. Кроме этого интересные идеи мы встречаем в работах С.Д. Полякова и Н.С. Розова, которые видят личность как часть цивилизации, человечества. Они выстраивают четырехуровневую модель ценностей: Человек - Близкие - Отечество - Человечество. Они понимают развитие патриотизма как непременное условие начала диалога с человечеством.
     Исследования  многих ученых и разработки практиков  показывают, что на сегодняшний день патриотизм идентифицируется по следующим  личностным качествам: любовь к большой  и малой Родине, готовность выполнять конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соотношение установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Таким образом, патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

1.4. Принципы патриотического воспитания

     Патриотическое  воспитание, должно основываться на ряде принципов. Принципами в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленные наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и системы требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.
     Принципы  патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания относяися направленность воспитания на:
– укрепление единства и целостности РФ;
– учет в воспитании особенностей различных  категорий населения;
– сохранение и развитие исторически сложившихся  дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;
– содействие в развитии национальных культур  и языков народов РФ;
– содействие мирному разрешению межэтнических  противоречий и конфликтов;
– развенчание  пропаганды расизма, национализма и  религиозной розни;
– обеспечение  равноправия народов и национальных меньшинств страны;
– гуманное, уважительное отношение к людям  различных национальностей и  рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
– сочетание  в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
– формирование у каждого нового поколения национального  самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;
– овладение  русским языком - средством межнационального общения и взаимосближения народов  России и СНГ.
Таким образом, сущность и содержание патриотического  воспитания с педагогической точки  зрения можно представить как  процесс взаимодействия педагогов  и воспитанников, направленных на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников. Ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.
     В содержании патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиция по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей и обеспеченность безопасности граждан страны и рядом других). Социально-педагогический компонент содержания патриотического воспитания является доминирующим и составляет его ядро.
Сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на реальные действия, направленные на сохранение национальных традиций, развитие лучшего в своем городе, стране, защиту Отечества. Этот компонент патриотического воспитания можно назвать практически-действенным.
     В современных условиях в содержании патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
– осознание  себя россиянином, то есть гражданином многонационального российского государства;
– наличие  гордости за принадлежность к своей  национальности, имеющей свои этнические особенности;
– понимание  значимости интересов общества и  государства для себя лично;
– патриотизм, преданность своему Отечеству;
– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего города, района, области и  страны в целом;
– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
     Система этих и других ценностей является важным фактором социального становления  молодого человека.
     В современной педагогической науке  еще сохраняется интерес к  разработке проблем патриотического  воспитания в условиях изменений, произошедших и продолжающих происходить в российском обществе. Отражением этих изменений является появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов формирования патриотизма у различных категорий российских граждан, особенно молодежи.
Сущность  и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно  представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.
Для осуществления педагогического процесса в сфере патриотического воспитания школьников необходимо сформулировать целевые ориентиры

Глава II. Патриотическое воспитание младших школьников

2.1. Задачи патриотического воспитания младших школьников

 
      1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
      2. Воспитание у младших школьников  интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
      Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
      3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
      Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
      - «позитивный центризм» (отбор  знаний, наиболее актуальных для  ребёнка данного возраста);
      - непрерывность и преемственность  педагогического процесса;
      - дифференцированный подход к  каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
      - рациональное сочетание разных  видов деятельности, адекватный  возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных  нагрузок;
      - деятельностный подход;
      - развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
      Рассматривая  патриотизм, необходимо остановится  на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.
      Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня»  дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С. И. Ожегов) (Цит. по Лутовинов 1997). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.
      Конечно, трудно представить, чтобы человек  был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь– неспешно текущие реки и т. д.
      Широко  известна цитата А. Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно –  внутреннее наше» (Цит. по Кобылянский 1998). Итак, одна из главных составляющих патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.
      Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
      - благодарности детей по отношению  к родителям (за порождение  на свет),
      - уважение детьми родителей (признание  авторитета отца, отец носитель социальных норм),
      - возможности детей получить физическую  защиту, моральную поддержку, совет  в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
      - возможности детей получить тепло,  ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
      С другой стороны, в рамках этих отношений  дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.
      В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную : получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
      На  основе философских соображений  следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?
      Вследствие  специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.
      Содержательно патриотические чувства:
      - выражают субъективную значимость  идентификации личностью себя  с определенной страной, народом,  культурой, природой на основе  происхождения и похожести;
      - включают эмоционально окрашенные  представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;
      - проявляются в переживаниях, которые  ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;
      - выступают регуляторами конкретных  действий в жизнедеятельности личности.
      Сущность  воспитания патриотических чувств состоит  в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.
      Среди, прочих весьма эффективных средств  воспитания, особо адекватна –  символика. Скорее всего, основанием для  этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного1.
      В воспитании патриотических чувств могут  использоваться следующие группы символов:
      - словесные (девиз, название, имя);
      - предметные (знамя, форма, нагрудный  знак);
      - действенные (ритуалы);
      - музыкальные (мелодии, сигналы);
      - изобразительные (рисунки).
      Процесс воспитания патриотических чувств у  учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:
      - особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валетностью» (Цит. по: Мазыкина , Монахов 2004);
      - специфического порядка предъявления  символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что может интерпретироваться в соответствии с работами Л. И. Новиковой, как амбивалентность.
      Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.

2.2.  Формы патриотического воспитания младших школьников

      Патриотическое  воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
      Патриотическое  воспитание детей младшего школьного  возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002).
      Период  младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
      Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности (Цит. по: Адаменко 2005).
      В Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации2 подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
      Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовым этапом формирования у детей  патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
      В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются  в сфере социума и природы.
      Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
      Поведенческий – выполняет диагностическую  функцию.
      Эмоциональный компонент является ведущим в  этом возрасте.
      Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
      У младшего школьника представления  расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
      Характерной чертой воспитания у детей патриотизма  является слитность нравственных чувств и знаний.
      Знания  только тогда оказывают влияние  на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).
      В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

2.3. Методическая  разработка  плана патриотического  воспитания для  учеников 1 класса

      Развитие  общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.
      Необходимо  акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок  проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.