На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынки монополистической конкуренции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Содержание 

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Характеристика рынка монополистической конкуренции……………………….…4
1.1 Основные черты  рынка монополистической конкуренции…………………………….…4
1.2 Фирма на  рынке монополистической конкуренции  в краткосрочном периоде……........7
1.3 Фирма на  рынке монополистической конкуренции  в долгосрочном периоде……….….9
1.4 Экономические  характеристики деятельности фирм  в условиях монополистической  конкуренции………………………………………………………………………………….…12
Глава 2. Неэффективность монополистической конкуренции…………………………...…14
2.1 Производственные  мощности……………………………………………………………..14
2.2 Анализ кривой  спроса…………………………………………………………...…………15
Заключение………………………………………………………………………………….…..16
Список использованной литературы……………………………………………………….…18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Совершенная конкуренция и монополия –  это противоположные крайние  модели рыночных структур. Однако могут  существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-х годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки. В данном случае задача сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
     Цель данной работы рассмотреть действие сил монополистической конкуренции на рынке.
     Задачи работы заключаются в следующем:
      изучить характеристику рынка монополистической конкуренции;
      рассмотреть неэффективность монополистической конкуренции;
      рассмотреть современное состояние монополистической конкуренции на рынке;
     Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Характеристика рынка  монополистической  конкуренции 

1.1 Основные черты  рынка монополистической конкуренции 

     Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной  конкуренции. Сочетание элементов  монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для  обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба эти термина. Рынки, которые имеют некоторые черты и совершенной конкуренции, и монополии называются рынками монополистической конкуренции.
     Если  представить различные рыночные структуры в виде точек на оси  координат, то крайние позиции будут  занимать совершенная конкуренция и чистая монополия, модели которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия.
     На  рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет  крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и  соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок  сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка – всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.
     Почему же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция не является совершенной? Причина кроется в разнообразии, дифференциации продукта. Выпускаемый фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини – монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает определенной властью на рынке. В самом деле, каждая фирма, действующая на рынке монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка).
     Дифференциация  продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Стоит рассмотреть каждый фактор дифференциации продуктов подробнее.
     Прежде  всего, необходимо подчеркнуть, что  качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится к оценке, плохой товар или хороший.
     Даже  основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно  разнообразны. Так зубная паста должна: очищать зубы, дезинфицировать полость  рта, укреплять зубную эмаль, укреплять  десны, быть приятной на вкус и т.д. Все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором одном свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования.
     При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров. Это можно легко проследить, наблюдая за зигзагами развития рынка пореформенной России. В условиях товарного голода 1991 – 1992 гг. сливочное масло, если оно появлялось в продаже, обычно было не расфасованным. С насыщением рынка к 1997 году типичными стали яркие упаковки из фольги по 200, 250 и 500г, изредка встречалась твёрдая (в пластмассовых коробочках) и сувенирная упаковка (бочонки вологодского масла). Производители стремились улучшить шансы реализации своей продукции за счёт создания дополнительных удобств для покупателей: кому-то нужна маленькая пачка, кому-то удобней большая, а кто-то хочет увести сувенир из России. Ажиотажный спрос после девальвации 1998г. резко уменьшил насыщенность рынка и вернул на прилавки полузабытое нерасфасованное масло. Но 1999 – 2000 гг. нормализация рынка вновь заставила «ухаживать» за покупателем, и яркие упаковки появились вновь.
     Важной  качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение.
     Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически  становится монополистом для всей округи. Основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между ними.
     Различия  в сервисе объединяют вторую крупную  группу факторов дифференциации товара. Для широкой группы продуктов, в  особенности для технически сложных  потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойственен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя.
     Полный  цикл сервиса включает предпродажное  обслуживание (помощь в выборе нужного  продукта; для товаров производственного  назначения это часто предполагает проведение целого исследования), сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и пост гарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации). Каждая из этих операций может выполнятся в разном объёме. В результате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары. Такое явление в настоящее время можно, в частности, наблюдать на российском компьютерном рынке, где считанное число типов компьютеров по разным условиям и по очень разным ценам.
     Третья  крупная группа факторов дифференциации продукта связана с рекламой. Во-первых, реклама проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных продуктов. Редкий потребитель, например, сам правильно выберет сорт пасты из десятков имеющихся в продаже. Во-вторых, она способствует формированию новых потребностей.
     В-третьих, реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет, как уже отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. За мнимыми отличиями качества часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара, хотя потребитель может об этом и не подозревать.
     Дифференциация  продукта обеспечивает фирмам известные  монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Выход на рынок монополистической  конкуренции не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов. Поэтому фирмы сознательно создают и поддерживают дифференциацию, тем самым добиваясь для себя дополнительных прибылей и попутно обеспечивая на рынке страны многообразие товаров. Вместе с тем не следует преувеличивать доступную фирмам – монополистическим конкурентам степень рыночного господства.
     Изоляция сегментов рынка одного и того же продукта не абсолютна. Компаниям постоянно приходится считаться с конкуренцией чужих товаров, похожих на собственный. Хотя «SNIKERS» и изготовляемый в Самаре «ШОК» - безусловно, разные шоколадки, они всё же достаточно одинаковы, чтобы находиться в прямой конкуренции.. Спрос на каждую из шоколадок – близнецов имеет высокую перекрёстную эластичность: стоит слегка поднять цены на одну - и он переключится на другую.
     Хотя  на рынке с монополистической  конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов можно найти достаточно сходства, чтобы объединить продавцов в широкие категории, похожие на отрасль. Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей.
     В отрасли с монополистической  конкуренцией перекрестная эластичность спроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной и относительно большой, т.к. это будет означать, что товары конкурирующих фирм являются друг для друга очень хорошими заменителями. Таким образом если фирма поднимет цену выше конкурентной, то она может ожидать потери значительного объема продаж в пользу конкурентов. Обычно на рынках с наибольшей монополистической конкуренцией на четыре крупнейшие фирмы приходится 25% общих внутренних поставок, а на восемь крупнейших фирм - менее 50%.
     В отличие от совершенной конкуренции, конкуренция монополистическая  – не только абстрактная теоретическая  модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы – монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал. 

1.2 Фирма на рынке  монополистической  конкуренции в  краткосрочном периоде 

     Каждая  фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция её отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса.
     Таким образом, монопольно - конкурентная фирма  следует правилу максимизации прибыли монополистом: она выбирает объём выпуска, при котором предельный доход равняется предельным издержкам, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объёму.
     На  рисунке 1.1 представлены кривые издержек, спроса и предельного дохода типичных фирм двух различных отраслей монополистической конкуренции.
(а) Фирма  получает прибыль                                                          
                   Цена 
                                               Прибыль 
                  Цена МС
        АТС
              Средние 
         совокупные Cпрос 
             издержки                                           MR                                                
                                  Максимизирующий                  Объём
                             прибыль  объём выпуска         выпуска 

(б) Фирма несёт убытки                   Убытки                 
                                  Цена МС 
                             Средние                                                                   АТС
                       совокупные
                           издержки
                                   Цена MR       Cпрос
                                            Минимизирующий                   Объём
                                           убытки объём выпуска              выпуска 

     В обеих частях рисунка максимизирующий  прибыль объём выпуска находится  на пересечении кривых предельных издержек и предельного дохода. Однако прибыль  фирм различна. На графике (а) рисунка 1.1. цена товара превышает средние совокупные издержки, следовательно, фирма получает прибыль. На графике (б) рисунка 1.1. цена ниже средних совокупных издержек. В этом случае фирма не получает положительной прибыли, её оптимальная стратегия – минимизация убытков. Таким образом на рынке монополистической конкуренции фирма выбирает объём выпуска и цену точно, так же как это делает монополия. В краткосрочном периоде эти два типа структуры рынка сходны.
 

1.3 Фирма на рынке  монополистической конкуренции в долгосрочном периоде 

     Ситуации, изображенные на рисунке 1.1., кратковременны. Если фирмы на рынке получают прибыль она стимулирует к входу на рынок конкурентов, что приводит к увеличению числа видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих компаний. Другими словами, прибыльная работа фирм поощряет конкурентов к вхождению на рынок, что, в свою очередь, сдвигает влево кривые спроса действующих на рынке фирм. По мере того как спрос действующих на рынке фирм падает, начинается снижение уровня прибыли.
     И наоборот, убытки, которые несут фирмы подталкивают их к выходу с рынка. Так фирмы покидают рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. Другими словами, убытки поощряют выход фирм с рынка, что приводит к сдвигу вправо кривых спроса оставшихся компаний. По мере того как спрос остающихся на рынке фирм растет, прибыль возрастает (в форме снижения убытков).
     Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки.
     Долгосрочное  равновесие рынка представлено на рисунке 1.2: 

                   Цена                                            MC
                Р=АТС                                             ATC    

                Cпрос
 MR
                             Максимизирующий                 Объём
                            прибыль объем выпуска           выпуска 

     В этом случае новые фирмы не имеют  побудительных мотивов к входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Заметьте, что кривая спроса на рисунке лишь касается кривой средних совокупных издержек. Используя математическую терминологию, мы говорим, что две кривые являются касательными друг к другу. Кривые соприкасаются в тот момент, когда вход и выход с рынка приводят экономическую прибыль к нулевому значению.
     Так как прибыль от реализации единицы  продукции – это разность между  ценой (которую находят на кривой спроса) и средними совокупными издержками, максимальное значение прибыли равно нулю в том случае, когда две кривые касаются друг друга, но не пересекаются.
     Подводя итог, отметим, что долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя основными свойствами:
    как и на монопольном рынке, цена товара превышает предельные издержки фирмы. Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода предельным издержкам, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены.
    Как и на конкурентном рынке, цена равняется средним совокупным издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли.
     Второе  свойство показывает отличие монополистической конкуренции от монополии. Так как монополия – единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей, она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль в долгосрочном периоде. В условиях монополистической конкуренции (свободный вход и выход с рынка) экономическая прибыль устанавливается на нулевом уровне.
     На  рисунке 1.3 сравниваются долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции с долгосрочным равновесием при совершенной конкуренции:
      
(б) Фирма при совершенной конкуренции
  МС
                   Цена  АТС
                 Р=МС Р=MR
                  (кривая спроса)
                             произведенный объем                Объем     
                            продукции = эффективный       выпуска      
                                           масштаб 
 
 
 
 
 
 
 

(а) Монопольно-кокурентная  фирма 

н          Цена                                                       МС             
а                                                                                    АТС
ц                  Р 
е
н    предельные                                                                      
                                                                           СПРОС
к    издержки                                                      МR                
а                                                                                                 
                           произведенный       эффективный          Объем
                           объём продукции        масштаб              выпуска
 
                                         избыточная мощность 

     Между монополистической и совершенной  конкуренцией имеются два интересных различия: избыточная мощность и наценка.
     Избыточная  мощность. Свободный вход и выход  с рынка в условиях монополистической  конкуренции приводит к касанию  кривой спроса и кривой средних совокупных издержек каждой фирмы. На графике (а) рисунка 1.3 показано, что объем выпуска в этой точке меньше, чем объем продукции, минимизирующий средние совокупные издержки. Таким образом, в условиях монополистической конкуренции фирмы находятся на участке убывания кривых средних совокупных издержек. В этом отношении монополистическая конкуренция резко контрастирует с совершенной конкуренцией. Свободный вход и выход на конкурентных рынках приводят к тому, что фирмы находятся в точке минимума средних совокупных издержек.
     Объем выпуска, минимизирующий средние совокупные издержки, называется эффективным масштабом производства фирмы. В долгосрочном периоде при совершенной конкуренции производство фирм находится на уровне эффективного масштаба, в то время как объем выпуска монопольно-конкурентных фирм – ниже этого уровня. В этом случае говорят, что в условиях монополистической конкуренции фирмы имеют избыточную мощность. Иными словами, монопольно-конкурентная фирма, в отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, могла бы увеличивать объем производства и снизить средние совокупные издержки.
     Надбавка  на предельные издержки. Второе различие между совершенной и монополистической конкуренцией – соотношение цены и предельных издержек. Для конкурентной фирмы цена товара равна предельным издержкам; для монопольно-конкурентной фирмы – цена превышает предельные, так как фирма всегда обладает некоторой властью над рынком.
     Нулевая прибыль означает, что цена равняется  средним совокупным издержкам, но отнюдь не предельным издержкам. Действительно, в долгосрочном равновесии монопольно-конкурентные фирмы находятся на убывающем участке кривых средних совокупных издержек, так что предельные издержки ниже средних совокупных издержек. Таким образом, чтобы цена равнялась средним совокупным издержкам. Она должна быть выше предельных издержек. Такое соотношение цены товара и средних совокупных издержек суть основного отличия фирм, работающих на рынке совершенной конкуренции, и фирм на рыке монополистической конкуренции. Монопольно-конкурентная фирма всегда стремится заполучить еще одного покупателя. Так как цена превышает предельные издержки, дополнительная единица продукции, продаваемая по установленной цене, означает большую прибыль. Как заметил один исследователь, на рынках монополистической конкуренции «продавец никогда не забывает разослать рождественские открытки покупателям». 

1.4 Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции 

     Каждый  конкурент в условиях монополистической  конкуренции имеет дело с нисходящей функцией спроса: для наращивания  объема выпуска (и продаж) ему необходимо идти на снижение цены на свой товар. Поэтому оптимальное соотношение «цена-количество» определяется монополистическим конкурентом таким же образом, как и в условиях чистой монополии. Таким образом, в краткосрочном интервале монополистический конкурент подобен монополисту. На долговременном интервале получаемая в отрасли экономическая прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм, поскольку доступ на рынок монополистической конкуренции является достаточно легким.
     Увеличение  же количества фирм в отрасли приведет к тому, что общий, суммарный спрос на число фирм и спрос на конкретный товар будут распределяться на большее число фирм, и спрос на продукцию данной фирмы понизится. В долгосрочном интервале вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю. С точки зрения использования ресурсов экономической системы механизм монополистической конкуренции не будет являться столь же эффективным как и в случае совершенной конкуренции, поскольку данному виду структуры рынка в некоторой степени присущи черты монополии. В частности, цена в условиях и монополии, и монополистической конкуренции превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной эффективности распределения ресурсов: для общества производство данного товара более желательно, чем выпуск любого альтернативного продукта с использованием тех же ресурсов. Кроме того, в условиях монополистической конкуренции цена превышает минимум средних валовых издержек (АТС); это означает, что фирма не до конца использует свои производственные мощности. Не полностью загруженные мощности фирмы и потребители, наказанные за это более высокими, нежели в условиях совершенной конкуренции, ценами,- также недостатки монополистической конкуренции.
     Компенсирующим же фактом монополистической конкуренции будет являться широта ассортимента одного и того же базового товара. Те негативные факторы, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих фирм. Чаще всего, как показывает практика, они останавливаются на дифференциации изготавливаемого продукта и его совершенствования. Экономическая эффективность требует тройного равенства- цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов.
     Равенство цены с минимальными средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность. Это равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.
     При монополистической конкуренции  не достигаются ни эффективное использование  ресурсов, ни производственная эффективность. Монополистический элемент допускает  некоторое количество незанятых ресурсов при производстве товаров в условиях этой рыночной структуры. Цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде, указывая таким образом, на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.
     Отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены фирмами, которые  действуют, не достигая оптимальной  мощности.
     Типичными примерами служат многие виды предприятий розничной торговли. Недогруженные предприятия и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким уровнем цен,- все это составляет издержки монополистической конкуренции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.