На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика формирования социально-психологического климата в ученическом коллективе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Московский  городской психолого-педагогический
Университет 

Факультет  Социальная педагогика
Кафедра Социально-педагогических технологий 
 
 

  
 
 

   Курсовая  работа
   по  дисциплине Методике и технологии работы социального педагога 

на тему  Методика формирования социально-психологического климата в ученическом коллективе 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила студентка
          курса  СоП II.4 группы
          Каковка  Екатерина Владимировна 

                                          Научный руководитель
 К.п.н., доцент Иванов Валерий Сергеевич 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Москва 2010/2011 уч. год.
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3
      Глава 1. Теоретические основы формирования социально-психологического климата в  ученическом коллективе  
      Понятие «социально-психологический климат»……………………………5
      Роль социально-психологического климата в формировании личности ребенка………………………………………………………………………..12
      Основные условия формирования социально-психологического климата в детском коллективе………………………………………………………….18
      Глава 2. Методика  работы социального педагога по формированию социально-психологического климата в ученическом коллективе
2.1. Совокупность  методов и приемов формирования социально-психологического климата……………………………………………………...27
2.2. Совокупность  форм и средств формирования  социально-психологического климата……………………………………………………..33
2.3. Рекомендации  социальному педагогу по формированию благоприятного социально-психологического климата……………………………………….37 

Заключение………………………………………………………………………43
Список  литературы……………………………………………………………..46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Работа посвящена сложной и значимой психологической проблеме формирования   социально-психологического климата в ученическом коллективе. Актуальность данной проблемы объясняется возросшими требованиями к уровню психологической включенности ребенка и его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельность людей, постоянным ростом их личных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата – это задача развертывания социально и психологического потенциала личности и общества. Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он может выступать как фактор эффективности социальных и психологических процессов и явления. О важности данного социально-психологического феномена говорит многообразие подходов и точек зрения к его определении как в отечественной Д.Б. Парыгин, К.К. Платонов, А.Н. Лутошкин и др., так и в зарубежной социальной психологии Л.Г. Почебут, В.А. Чикер.
     В данной работе  рассматриваются  понятия о  социально-психологическом   климате; о роли социально-психологического  климата в формировании личности  ребенка; об организации социально-психологического климата в коллективе. Данная работа, на наш взгляд, позволяет предупредить возможные проблемы при формировании детских коллективов в школьных классах; внедрить практические методы оптимизации позитивного социально-психологического  климата в ученическом коллективе.
     Наибольшую часть своего времени  школьник проводит в школе,  в школьном коллективе. Положительные  эмоции, которые ребенок испытывает  при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение,  значительно влияет на успеваемость. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы является важным условие межличностных отношений и является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, так как связана с его оценкой и признанием как личности.
      Так же следует отметить, что  в  школьном возрасте происходит  интенсивное установление дружеский  контактов, приобретение навыков  социального взаимодействия с  группой сверстников. Очень важно  не упустить этот период в  жизни школьника, сформировать коллектив, в котором ребенку хотелось бы в дальнейшем жить и учиться. Поэтому мы считаем тему, которую выбрали важной и актуальной. 

     Объект: процесс формирования социально-психологического климата ученического коллектива
     Предмет: методика формирования социально-психологического климата ученического коллектива
     Цель: Исследовать социально-психологические условия формирования социально-психологического климата
Задачи исследования:
    Проанализировать литературу по  проблеме исследования;
    Изучить роль социально-психологического климата в формировании  личности школьника;
    Выявить основные условия формирования социально-психологического климата;
    Разработать методики, способствующие благоприятному формированию коллектива.
        Методы исследования: анализ педагогической, социально-педагогической, психологической литературы; синтез.
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические  основы формирования социально-психологического климата в ученическом  коллективе
1.1. Понятие «социально-психологический  климат»
     В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых  раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата [22].
     Сейчас  в психолого-педагогической литературе насчитывается несколько десятков различных определений психологического климата.
    Например, в педагогическом словаре  Г.М. Каджаспировой можно прочитать  следующие определение психологического  климата. «Психологический климат  – это межличностные отношение,  типичное для трудового или  учебного коллектива, которое определяет его основное настроение».
А.Н. Лутошкин, напротив, под этим понятием понимает «общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и  волнения, отношения людей друг к  другу, к работе, окружающим событиям» [10,с.5]. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние или настроение коллектива. Настроение – это как бы итог всех событий, происходящих вокруг человека, которое отражаются в его чувствах, отношениях, переживаниях. Кроме того, психологический климат коллектива А.Н. Лутошкин определяет как «зеркало коллектива», в котором можно увидеть, как люди относятся друг к другу, как переживается их отношение к складывающимся обстоятельствам жизни [10]. Также и Н.П. Аникеева под понятием психологический климат понимает «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражается личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами» [2].
   В.В. Бойко, В.Н. Панферов, А.Г.  Ковалев дают отличное от предыдущего  определение социально-психологического  климата: «социально-психологический  климат- это результат совместной  деятельности людей, их межличностное взаимодействия»  [3,с.6]. Как полагает В.Н. Панферов, суть социально-психологического климата заключается в совокупности групповых эффектов, содержание которых человеческие отношения. Социально-психологический климат проявляется в таких групповых эффектах, как: настроение, мнение коллектива, индивидуальное, оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются в конечном итоге во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решениями общих задач коллектива.
     Понятие социально-психологического климата появилось недавно наряду с такими интегральными понятиями, характеризующими групповые эффекты совместных форм жизнедеятельности людей, как «психологическая атмосфера», «морально-психологический климат» и другие, которые получили широкое распространение в современной науке и практике.
     По мнению В.В. Бойко, В.Н. Панферова, А.Г. Ковалева для определения психического состояния членов коллектива более подходит понятие «социально-психологический климат», а для определения отношений членов коллектива друг с другом как психологических условий жизнедеятельности более подходит понятие «психологический климат» [3]. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе (настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом); когда же самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на межличностные отношения тогда складывается социально-психологический климат.
     Большой вклад в изучении проблемы  социально-психологического климата коллектива внес Б.Д. Парыгин [14,с.5]. Его исследования позволили дать более емкое определение социально-психологического климата, выделять его структуру, определить роль социально-психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива, природу и факторы климата.
     Описывая понятие социально-психологического  климата, Б.Д. Парыгин говорит  о том, что он часто ставится  в один ряд с понятием духовная  атмосфера, духа коллектива, преобладающего настроения [14]. В какой-то мере для сближения названных выше понятий есть определенные основания: социально-психологический климат всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих его  людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистической, целеустремленной или анархической, будничной или праздничной и.т.д.
     Духовная атмосфера – это специфическое психическое состояние той или иной группы, проявляющееся в общении друг с другом и стиле совместного поведения. Сама атмосфера может быть достаточно изменчивой и характеризуется, как правило, высокой степенью подвижности. Атмосфера – это неустойчивая, постоянно изменяющаяся и подчас неуловимая сторона коллективного сознания.
     В отличие от понятия «психологическая  атмосфера» понятие социально-психологический  климат обозначает не те или  иные ситуативные перемены в  преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты.
     По Б.Д. Парыгину, под социально-психологическим  климатом подразумевается преобладающая  и относительно устойчивая духовность  как в отношении людей друг  другу, так и в отношении к общему делу [14].
     Наметились основные подходы к пониманию  природы социально-психологического климата:
     Представителями первого подхода  (Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н.  Емельянов, А.Л. Свенцицкий, Л.Г.  Почебуг, В.А. Чикер)  социально-психологический климат рассматривается как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами стимулирования  [22], [19], [17].
          Сторонники второго подхода (Н.П.  Аникеева, А.Н. Лутошкин) полагают, что сущностной характеристикой является общий эмоционально-психологический настрой [2], [10], Климат понимается как настроение группы людей.
     Авторы третьего подхода (Б.Д.  Парыгин, Е.А. Климов) анализируют  психологический климат через  стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Через систему межличностных отношений определяется социальное и психологическое самочувствие в группе [14], [7].
     Создатели четвертого подхода  определяют психологический климат  как результат совместной деятельности (В.В. Бойко, В.И. Панферов, А.Г. Ковалев) в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций  [3].
          Характеристика особенности психологического климата:
      Это одна из сторон жизнедеятельности людей;
      Он не одинаков в разных коллективах;
      Он по-разному влияет на членов коллектива;
      Его влияние сказывается на психическом самочувствии людей.
                Н.П. Аникеева дополнительно вводит следующие характеристики благоприятного психологического климата  [2]:
      Удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;
      Степень участия в управлении и самоуправление коллектива;
      Взаимоотношение и авторитетность руководителей и подчиненных;
      Сознательная дисциплина;
      Продуктивность работы.
            Л.Г. Почебуг, В.А. Чикер обращают  внимание  на то, что социально-психологический климат благоприятен когда [17]:
      в  организации преобладает бодрой жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроение; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время;
      в организации существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем членам, здесь всегда защищают слабых, помогают новичкам;
      в организации высоко ценят такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие;
      сотрудники активны и полны энергии, добиваются высоких показателей в труде;
      успех и неудачи отдельных сотрудников вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов организации;
      в трудные для организации минуты происходит эмоциональное единение.
     Е.В. Шорохова, К.К. Платонов отмечают, что благоприятный психологический климат заключается в доверии, теплоте отношений, некоторой предупредительности по отношению друг другу, наличии лидеров показывающих образцы поведения, которые представляются окружающим привлекательным [16]. Благоприятный социально-психологический климат содействуют готовности к общению окружающим.
     Существенными условием полного   развертывания духовного потенциала  личности в коллективе является  обстановка взаимной требовательности  с одной стороны и внимания  и заботливого отношения друг к другу с другой стороны; преобладание атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения к человеку, духа товарищества, сочетающегося высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственность  с требовательностью, как к другим, так и к себе – таковы черты здорового социально-психологического климата, - считает Б.Д. Парыгин  [14].
     Проанализировав все вышеперечисленные  точки зрения, можно сделать следующие  выводы. Социально-психологический  климат может быть относительно независим от общественного опыта, поскольку эмпирические знания и отношения, эталоны общения, познавательной деятельности, нравственного поведения в конкретной группе могут быть не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Отношение в  первичных группах не являются проекцией общественных отношений. Группа способна выработать специфические формы взаимодействия и нормы общения. Она может оказаться микросредой, изолирующих отдельных людей от господствующих тенденций общественного развития, навязывая им свои нормы поведения и ценности жизни. Как считают Л.Н. Коган и Т.А. Улыбина социально-психологический климат является неотъемлемой частью социального климата. Сказанное дает основание утверждать, что понятие «социально-психологический климат» коллектива не следует отождествлять с понятием социальный климат, в котором отражены господствующие тенденции общественных отношений .  Л.Г. Почебут, В.А. Чикер отмечает, что при изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня [17]. Первый – статистический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, из интерес к работе. На этом уровне социально-психологический климат рассматривается как устойчивое достаточно стабильное состояние. Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». Накопление  количественных изменений ведут к переходу в иное качественное состояние социально-психологического климата.
     Таким образом, многие ученые-психологи,  педагоги по – разному определяют  и используют в специальной  литературе понятие «психологический  климат» и «социально-психологический  климат», но суть понятия психологический климат заключается в совокупности групповых норм, эффектов, содержание которых человеческие отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Роль социально-психологического  климата в формировании  личности ребенка
     Роль социально-психологического  климата коллектива в качестве фактора его состояния и продуктивности определяется несколькими обстоятельствами.
     Прежде всего, морально-психологический  климат коллектива является одним  из наиболее существенных элементов  в общей системе условий существования  и жизнедеятельности человека.
     Особая значимость климата в  системе условий человеческой  деятельности определяется, во-первых, тем, что социально-психологический  климат характеризуется ближайшие,  самые непосредственные (в отличие  от более удаленных и опосредованных) условия этой жизнедеятельности. Во-вторых, что явление климата характеризует не столько внешние по отношению к человеку, сколько внутренние, психологические аспекты этой среды, ее психологическую атмосферу. Нельзя не учитывать, наконец, и то обстоятельство, что с климатом трудового коллектива связано представление о наиболее значимом в структуре всего образа жизни человека плацдарме его производственной деятельности.
     В итоге роль  социально-психологического  климата коллектива как фактора  существования, активности и формирования личности объясняется значимостью для человека механизма обратной связи с окружающей его средой обитания и, прежде всего средой социальной жизнедеятельности.
    Духовная атмосфера коллектива, которая включает в себя как  элемент и непосредственные отношения окружающих к человеку, их оценку его деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи.
     О значимости для человека  механизма обратной психической  связи наиболее убедительно говорит  роль фактора общения в его жизни. Потребность человека в общении, обмене информацией с другими людьми относится к числу важнейших условий его жизнедеятельности.
     Функция обратной связи реализуется  в атмосфере коллектива за  счет аккумуляции информации  о психическом состоянии каждого члена, о его отношениях с окружающими, в преобладающем психическом настрое людей.
     Но психологический климат не  простая сумма психических состояний  составляющих его индивидов. Известно, что общность является мощным  фактором умножения, усиления  психического настроя его членов. И в этом также один из секретов значимости данного явления.
     От установившегося  социально-психологического  климата зависят самочувствие  личности ребенка, ее работоспособность  и жизнеспособность. Б.Д. Парыгин  обращает внимание на то, что влияние атмосферы коллектива на личность может быть двояким: как стимулирующим, так и подавляющим инициативу, активность и энергию человека [14]. Отсюда основание для различения климата коллектива: благоприятствующего и неблагоприятствующего развертыванию духовного потенциала и активности личности ребенка.
     «Индивид, оказавшийся в группе  людей, охваченных радостным возбуждением, невольно заражается им, даже  если до этого испытывал состояние  грусти. И наоборот, будучи в радостном  настроение и попадая в среду людей, испытывающих горе или скуку, он начинает испытывать те же самые чувства», - отмечает В.В. Бойко, В.И. Панферов, А.Г. Ковалев [3, с.128]. Особенностью группового настроения – это его заразительность, способность быстро передавать от одного человека к другому. Люди, душевно богатые и сильного характера, могут оказать на эмоциональное состояние группы благотворное или негативное влияние В.В. Лебедев отмечает, что настроение каждого может сильно влиять на результаты работы всего коллектива. Причем, как отмечает Б.П. Парыгин «от настроения людей, их психического состояния зависит не только количество, но и качество производственного продукта» [14].
     Повседневная жизни свидетельствует  о том, что при положительном  настроении у человека повышается жизненный тонус, активизируются умственные и физические силы. Более того, в медицинской практике установлено, что при положительном, эмоциональном, оптимистическом настрое даже инфекционные заболевания протекают в более легкой форме, чем при угнетенном состоянии.
     Социально-психологический климат  воздействует на ребенка посредством  установившихся в группе отношений  между людьми. Там, где господствуют  отношения доброго товарищества, взаимопонимания, сотрудничества  и взаимопомощи, уважения друг к другу, ребенок испытывает удовлетворенность своей работой, радость при встречи людей группы, удовольствие от совместной работы, - отмечает В.В. Бойко, В.И. Панферов, А.Г. Ковалев [3]. И, наоборот, в коллективе, где способствуют формальные равнодушие, а тем более неприязненные отношения, личность испытывает эмоциональную ущербность – отчужденность или тоску по теплоте человеческих взаимоотношений и даже стрессовое состояние, если имеют место скрытые и явные конфликты. При таком социально-психологическом климате личность требует интерес к коллективу, что невольно снижает ее общественно-трудовую активность.
     Также Е.С. Кузьмин, И.П. волков, Ю.Н. Емельянов обращают внимание  в своих исследованиях на то, что товарищеские контакты во  время работы, сотрудничества и взаимопомощь создает у ребенка благоприятные психологические установки, его предрасположенность к дружбе [22]. Если ребенок привыкает к ссорам и конфликтам в классе, у него постепенно складывается недоверие по отношению ко всем людям вообще, характер его приобретает черты подозрительности и раздражительности, преобладающим становится плохое настроение.
     В то же время от характера  складывающихся межличностных отношений,  коллективного мнения, настроений  зависит во многом характер  учебной деятельности, уровень дисциплины, степень воспитательного влияния на личность, - считают Е.В. Шорохова, К.К. Платонов [16].
     Вопрос о характере воспитательного воздействия коллектива на личность упирается, во-первых, в проблему  коллектива – что он собой представляет, какова его организация и структура, степень сплоченности и другое. Во-вторых, он опирается в проблему личности, - какова она в ее отношении к коллективу, к связям ее с его членами, к воздействиям к коллективу. Е.В. Шорохов, К.К. Платонов выделяют признаки воздействия коллектива, который носит воспитательный характер: изменение внешнего поведения; изменение важных черт внутреннего облика; преодоление сложившихся в прошлом пристрастий; выработка новых форм общения с людьми  [16].
     Социально-психологический климат не есть некая абстракция, он складывается в процессе межличностных отношений в детском коллективе и действует на каждую личность через эти отношения. Вот почему уважительное отношение всего коллектива и руководителя к личности является основным проявлением позитивного социально-психологического климата в коллективе. Каждый человек испытывает потребность в общественном признании своей личности, в уважительном отношении к себе. Если оно есть, то индивид испытывает скрытую (сублимированную) или открытую радость.
     Ребенок особенно чувствителен  к оценке его со стороны  авторитетных людей, и, в первую  очередь, уважаемого им руководителя  коллектива (например, учителя, классного  руководителя). Что касается содержания  оценки, то как показывают наблюдения, личность наиболее чутко реагирует на оценку ее способностей. Об оценке окружающих, детского коллектива в целом и руководителя ребенок узнает либо из прямой критики или похвалы, либо по косвенным признакам – характера отношения и обращения к нему.
     Большое влияние оказывает на  ребенка критика. Любая критика  должна носить позитивный характер. Во-первых, критика должна быть  всегда объективной, принципиальной, деловой. Во-вторых, критике должны  подвергаться недостатки  поведении  и ошибки в деятельности, но не должны ставиться под сомнение личностные качества человека. В-третьих, в критике должны не только отмечаться недостатки, но и содержаться позитивные предположения по их устранению. После деловой позитивной критики младший школьник не чувствует себя угнетенным, оскорбленным, обиженным, не подумает об уходе из коллектива, наоборот он мобилизует все вилы, чтобы оправдать доверие. Искусство создать позитивный социально-психологический климат в коллективе состоит в умении педагога проявлять в отношениях к ребенку требовательность и уважение. 
     Е.А. Климов считает социально-психологический  климат важным фактором социальных  условий любого вида, в том  числе и учебного труда
[7]. Оптимизация межлюдских отношений в коллективе очень важна.  Построение оптимальных межличностных отношений, окрашенных положительными эмоциональными переживаниями, - важное условие работоспособности ребенка, продуктивности, его устойчивого положительного отношения к учебе и другим видам деятельности. Окружающие школьники, даже если они преднамеренно не влияют на товарища по классу, тем не менее, фактически воздействуют на него, обнаруживая свою общую культуру, опыт, личностный облик, все систему организации в детском коллективе.
     Групповая эффективность в значительной степени зависит от внутригрупповых процессов, от индивидуального состава группы. Было показано, что эффективность группы зависит, в конечном счете, не от ее размера или безликой системы коммуникации ролей и статусов, не от места занимаемого группой в организационной системе, а от составляющих ее людей, от отношения к целям и задачам совместной деятельности, от их взаимоотношений друг с другом.
          Таким образом,  социально-психологический климат коллектива является существенным фактором жизнедеятельности ребенка, оказывающим разностороннее влияние на личность, на интеллектуальную, эмоциональную и волевые ее стороны.  Роль социально- психологического климата детского коллектива как фактор существования, активности и формирования объясняется значимостью для ребенка механизма обратной связи с окружающей его средой обитания и, прежде всего средой социальной жизнедеятельности.  Он влияет на всю систему социальных  отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личной самореализации. Если климат благоприятный, то активизирует личность, повышая ее работоспособность и жизнедеятельность. При неблагоприятном климате, наоборот, наблюдается снижение тонуса активности.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Основные условия  формирования социально-психологического  климата в детском  коллективе
     Коллектив (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов-воспитанников (детский коллектив) и воспитательный (педагогический коллектив). Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных, деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллективов, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта.
     Неизмеримый вклад в теорию детского коллектива, а также в понимание психологического климата в детском коллективе внес А.С. Макаренко [11]. Он определял микроклимат развивающегося детского коллектива одним слово «мажор». Это емкое слово включало в себя оптимизм, радость труда и общение, доверие, «чувство локтя», защищенность, уверенность, бодрость. 
     По его мнению, отличительными  признаками благоприятной атмосферы   коллективе являются:
    Гармонизация личных и коллективных целей;
    Отношения ответственной зависимости между членами коллектива, которые определяются общим участием в работе;
    Готовность к действиям интересным, полезным. Мажорное, бодрое настроение;
    Особое положение личности в коллективе, ее духовное здоровье, комфорт, возможность, самореализации. А.С. Макаренко писал, что «признак стиля – ощущение собственного достоинства. Эта уверенность в своем собственном лице вытекают из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив». Защищенность. «Она должна быть создана, где есть гордость коллектива, где есть требование к каждой личности, где каждая личность чувствует себя защищенной…»;
    Способность к торможению;
    Уверенность в будущем. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных»;
    Эстетическая привлекательность детского коллектива А.С. Макаренко неоднократно писал о том, что все признаки стиля, его особенности воспитываются во всех сферах жизни коллектива, а также во внешних нормах поведения, которые украшают коллектив, делают его притягательным и с эстетической стороны [11].
         А.С. Макаренко утверждал, что  формирование детского коллектива              проходит определенные стадии:
         I стадия характеризуется тем, что в качестве его сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. «…Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.
         II стадия это когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.
        III стадия это результат, который вознаграждает вас за неравный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой ».
     Рогов Е.И.  с своей публикации  «Психология групп» дает характеристики неблагоприятного психологического климата группы [18]:
      Агрессивность;
      Незащищенность;
      Леность;
      Пассивность;
      Пессимизм;
      Унылость;
      Инертность.
     По  аналогии можно дать характеристики благоприятного психологического климата  коллективов:
      Доброжелательность;
      Защищенность;
      Готовность к действиям;
      Активность;
      Оптимизм;
      Мажорность;
      Творчеств, возможность самореализации.
     Данные характеристики определяют  состояние ребенка в коллективе, а ключевые понятия в коллективе  обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связано. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание благоприятной психологической атмосферы коллектива.
    Для того чтобы учитель, педагог  смог сформировать благоприятный  социально-психологический климат, благоприятную психологическую  атмосферу необходимо четко представлять, каковы условия способствуют  формированию благоприятного психологического климата. Среди основных условий можно перечислить следующее:
    наличие субъектов воздействия по формированию благоприятного психологического климата (педагог, ребенок, третье лицо);
    наличие каналов воздействия (словесный, аудиальный, визуальный, кинестетический).
     Условия влияния на атмосферу,  а в итоге на психологический  климат, достаточно разнообразны  и, на первый взгляд, не поддаются  жестокому обозначению. Все укладывается  в ясные структуры, если подойти  к рассмотрению условий формирования психологического климата с позиции двух оснований:
    Кто субъект влияния на психологическую атмосферу?
    По какому психологическому климату направлено это влияние?
     Субъектом создания благоприятного психологической атмосферы может сам педагог, либо ребенок как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (директор, писатель, учены, родитель, артист) или опосредованно (через аудиозапись, фотографию, видеозапись). Их влияние направлено по словесному (речь, стиль общения, печатный текст), аудиальному (музыка, звуки природы), по визуальному (предмет, иллюстрация вещей, видео), по кинестетическому (движение, запахи, действия), по каналу. Каналы воздействия порождают разнообразие способов влияния на формирование психологического климата.
     К словесному каналу можно  отнести (речь, стиль общения,  тон). А к способу воздействия  можно отнести (доброжелательный  тон речи учителя; педагогический  стиль педагогического руководства;  использование сказки для воспитания нравственных чувств членов).
     К аудиальному каналу можно  отнести (музыка, звуки природы). А к способу воздействия (использование  радио, аудио записи и звуков  природы, классической музыки  как фона во время внеклассных  мероприятий с целью создания благоприятного психологического климата и к увлечению уровня работоспособности учащихся; использование записей музыки для театральных постановок).
     К визуальному каналу можно  отнести (предмет, иллюстрацию,  вещь, видео). А к способу воздействия  (иллюстрации, предмет могут выступать как раздаточный материал для проведения каких-либо занятий).
     К кинестетическому каналу относят  (движение, запахи, действия). А к  способу воздействия (использование  наиболее яркой и эффективной  передачи информации и отношение педагога к ученикам).
В связи  с этим следует отметить, что под  основными условиями формирования благоприятного социально-психологического климата можно понимать следующее:
    наличие субъектов создания благоприятного психологической атмосферы в детском коллективе;
    наличие каналов воздействия на формирование благоприятного психологического климата;
    способы влияния на формирование благоприятной психологической атмосферы;
    привнесение ценностей в межличностные отношения детского коллектива.
     Однако способ сам по себе не окажет решительного влияния, он вообще нейтрален по отношению к атмосферы. Слова педагога могут повысить, но и понизить атмосферу.
     Содержание должно быть социально-ценностным. Необходимо в детский коллектив привносить ценность и, вовлекая в проживание ценностного отношения членов группы, содействует преобразованию всей совокупности отношений в коллективе.
     Привнести в группу ценность  – это значит выразить социально-ценностное  отношение «здесь» и «сейчас»; проявить, проиллюстрировать, утвердить, отстоять, оценить значимость для жизни человека. Формы такого привнесения самые разнообразные, как разнообразно в своих проявлениях отношение: слово, мимика, жест, действие, поступок, поза, пластика, интонация и прочее.
     Педагогически важно здесь следующее: предъявление любой ценности изменяет атмосферу, будь это ценность человека, дела, красота, знания, чести, свободы. Иногда достаточно одного слова, одной улыбки, одного действия, для того, чтобы улучшить социально-психологическую атмосферу в группе.
   Под стилем педагогического общения  понимается индивидуально-типологические  особенности взаимодействия педагога  и обучающихся.  В нем находят  выражение коммуникативные возможности  педагога; сложившийся характер  взаимоотношений педагога и воспитанников;  творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.
    Общепринятой классификацией стилей  педагогического общения (А.В.  Петровский, Я.Л. Коломенский, М.Ю.  Кондратьев) является деление на:
    Авторитарный;
    Демократический
    Попустительский.
     При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающихся жизнедеятельности, как классного коллектива, так и каждого учащегося. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативность. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.
     Внешние показатели успешности  деятельности авторитарных педагогов  
(успеваемость, дисциплина на уроках) чаще всего позитивны, но психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагоприятная.
     Попустительский (анархическая, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны. При демократическом стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Для педагогов, придерживающегося этого стиля, характерны активно-положительное отношение  к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны:
      Глубокое понимание школьника, целей, мотивов его поведения;
      Умение прогнозировать развития его личности.
По внешним  показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но психологический климат в их классах всегда более благоприятен.
          В реальной педагогической практике  чаще всего имеют место «смешенные»  стили общения. Педагог не может  абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказывают иногда достаточно эффективным, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющимися низкий уровень социально-психологического и личностного развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.