На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Потребительские кооперативы в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА» 

     ИНСТИТУТ  ПРАВА 

     Кафедра  гражданского права и процесса 

     Реферат на тему:
     Потребительские кооперативы в  России. 
 
 

              Выполнил: студентка 5 курса (53 группы)
              Матвеева  Татьяна Сергеевна
              Проверил: Рыбакова Светлана Викторовна 
               
               
               

     Тамбов-2011 

               Содержание
     Введение………………………………………………………………..3
    История развития потребительской кооперации в России……..4
    Понятие и виды потребительского кооператива………………...7
    Нормативно-правовая база и  субъектный состав
      потребительского  кооператива………………………………..10
    Заключение…………………………………………………………….15
    Список  используемых источников…………………………………..18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение
     Слово «кооперация» обозначает совместное ведение  дел. Суть кооперации представляет собой  способ или форму ведения хозяйственной  деятельности, характеризуемую, прежде всего, совместным участием заинтересованных в этой деятельности лиц. Прямая задача кооперации – получение хозяйственного материального результата, выгоды участников кооперации [5, с. 288].
     Потребительская кооперация — система потребительских  обществ и их союзов, созданных  в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
     Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
     создание  и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских  обществ товарами;
     закупка у граждан и юридических лиц  сельскохозяйственных продукции и  сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с  последующей их переработкой и реализацией;
     производство  пищевых продуктов и непроизводственных товаров с последующей их реализацией  через организации розничной  торговли; 
     оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; 
     пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации [2].

     Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.     
 

     
    История развития потребительской  кооперации в России.
     В России, как и в зарубежных странах, издавна существовали докооперативные, предкооперативные формы объединения, взаимодействия и взаимопомощи людей. К таким формам в нашей стране относились, прежде всего, крестьянские общины, различные бытовые артели, складчина, взаимопомощь и т.д.
     Потребительские кооперативы стали широко развиваться после отмены крепостного права.
     Одним из первых теоретиков русской кооперации был Николай Чернышевский, который  в статье "Капитал и труд" (1860) и в романе "Что делать?" (1863) развил идею создания трудящимися  промышленно-земледельческих товариществ. Последние описывались им как  добровольные самоуправляемые производственные объединения, участие в которых  стимулируется-обеспечением дешевым жильем, экономией в расходах на потребление.
     «Члены  товарищества, писал он, - могут брать, если захотят, всякие нужные им вещи из магазинов товарищества по оптовой цене, которая гораздо дешевле обыкновенной, розничной» [11, с. 154].
     В пропаганде идей кооперации большую роль сыграла и остальная интеллигенция, хорошо знавшая нужды народа. Экономист, будущий профессор Николай Зибер выпустил в 1869 г. брошюру "Потребительные общества" - самую раннюю в стране работу о данном виде кооперации. В 1873-1875 гг. вышли три выпуска "Сборника материалов об артелях в России", последний из которых посвящен обществам потребителей. Главным редактором этой ценной работы был князь, ученый, земский и кооперативный деятель Александр Васильчиков.
     Два первых в России потребительских общества рабочих возникли почти одновременно в Забайкалье и на Урале.
     Открыв  лавку, потребительское общество приступило к заготовке скота и продаже  мяса. Кооператоры снизили в своей  лавке цену на мясо, чем заставили  частных лавочников прекратить торговлю. Но увлечение резким снижением цены по сравнению с рыночной лишило кооператив хозяйственной устойчивости. Примерно через полгода деятельности потребительского общества частные мясники смогли возобновить торговлю и снова  поднять цены.
     Это был первый в России независимый  рабочий кооператив.
     Другое  потребительское общество было организовано в ноябре 1864 г. на заводе графа Сергея Строганова в поселке Кын Пермской губернии. В условиях оторванности этого уральского поселка от крупных  городов и торговых центров страны дороговизна товаров в частных  лавках была тогда обычным явлением.
     Потребительская кооперация страны в первые годы XX века развивалась под влиянием ряда факторов политического, экономического, демографического и иного характера.
     Среди них заслуживает упоминания русская  революция 1905-1907 гг., после которой  кооперация становится поистине народной в том смысле, что в потребительские  общества стали вступать большие  массы крестьян, рабочих, кустарей, ремесленников, служащих и т.д. В  ходе революции были завоеваны некоторые  демократические свободы, отменены выкупные платежи с крестьян за землю. А поражение революции побудило многих ее участников объединиться в легальные экономические организации, в том числе в кооперативы [6, c. 215].
     Именно  тогда произошел резкий рост числа  независимых рабочих кооперативов, которые часто создавались в  пику зависимым.
     К началу 1914 г. всего по Российской империи насчитывалось 10080 потребительских обществ, а без Польши, Финляндии и Средней Азии - 8584 общества.
     После Февральской революции происходит рост числа независимых рабочих кооперативов. Летом 1917 г. состоялся I Всероссийский съезд рабочей кооперации. Он решил создать организационный (идейный) центр рабочей кооперации. Наметилось выделение рабочей ветви потребительской кооперации из общегражданской. В потребительских обществах к концу 1917.г. состояло 11,5 млн. человек.
     В конце 1920-х коммерческая посредническая деятельность кооперации окончательно превратилась в деятельность по сбору  сырья от крестьян и доставке его  госпромышленности в соответствии с заранее установленными планами и ценами. Система комиссионных доплат пайщикам была заменена премиальными выплатами сдатчикам продукции. На внешнем рынке кооперация действовала также по заданиям государства [9, c. 23].
     В период коллективизации сельского хозяйства в СССР колхозы изображались как на "вершина" развития кооперации, к которой эволюционируют все другие, "пpocтeйшиe", виды кооперативов. Старая сельхозкооперация была ликвидирована.
     Разрушенная в первые годы советской власти потребительская кооперация стала интенсивно возрождаться с введением в стране нэпа. В апреле 1921 г. был принят Декрет "О потребительской кооперации", которой предоставлялось право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно кустарных и ремесленных изделий и их сбыта. Впоследствии потребительская кооперация, ставшая системой обществ, объединенных в союзы по региональному и республиканскому принципу, во главе с Центросоюзом СССР, была поставлена в жесткую зависимость от советского государства в части ценообразования, планирования хозяйственной деятельности и регулирования других направлений организации и деятельности. Тем не менее потребительская кооперация продолжала оставаться в СССР неким феноменом в плановой социалистической экономике, неся в себе пусть небольшие, но все же элементы рыночных взаимоотношений. Именно поэтому она как система бывшей РСФСР смогла сохраниться после 1991 г., хотя переживает нелегкие времена [7, c. 187].
     На  рынке сейчас работают кооперативы  сразу четырех форм:
     1. Жилищно-строительные кооперативы (ЖСК)
     2. Жилищно-накопительные кооперативы (ЖНК)
     3. Потребительские ипотечные кооперативы (ПИК)
     4.  Кредитные потребительские кооперативы и КПК граждан (КПКГ, КПК) [8, c. 13]. 
 

     2. Понятие и виды потребительского кооператива.
     Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.  Такая форма кооператива является одной из разновидностей кооперативов.
     В современной науке существует типология  кооперативов, которая выделяет:
     производственные  кооперативы (артели), - это коммерческие организации, созданные для совместной производственной или иной хозяйственной  деятельности, путём личного трудового  участия или за счёт паевых взносов. Наиболее распространённые - сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК);
     потребительские кооперативы, - это некоммерческие организации, созданные для удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков, без цели извлечения прибыли.
     Потребительские кооперативы в свою очередь подразделяются на следующие виды:
     потребительское общество (ПО) - объединение граждан и юр. лиц для торговой, заготовительной, производственной, сельской потребительской кооперации и иной деятельности (ГорПО, РайПО, СельПО);
     сельскохозяйственный кооператив (СХК) - объединение граждан, ведущими личное подсобное хозяйство и с/х товаропроизводителей, при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива. Бывают торговые, перерабатывающие, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, научно-производственные, страховые, кредитные;
     гаражно-строительный кооператив - объединение собственников гаражей;
     дачно-строительный кооператив - объединение собственников дачных участков и домиков в садоводстве;
     строительный кооператив - организация по управлению объектами недвижимости;
     жилищно-строительный кооператив (ЖСК) - объединение граждан или организаций, с целью строительства жилья, и его последующим обслуживанием;
     жилищный накопительный кооператив (ЖНК) - объединение граждан для совместного строительства или приобретения жилья;
     кредитный потребительский кооператив (КПК) - объединение граждан и/или юр. лиц с целью удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи (КПКГ - предоставляет займы, привлекает сбережения под проценты у граждан. КПК - предоставляет займы, привлекает сбережения под проценты у граждан и юр.лиц. СХКПК - оказывает финансовую взаимопомощь крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам, сельскохозяйственным предприятиям) [8, c. 34].
     Кооператив  по форме соответствует обществу с ограниченной ответственностью. Имущество кооператива  формируется на долевой основе за счет паевых взносов его членов из средств, заработанных в результате деятельности кооператива, размер, состав и порядок внесения которых определяются в уставе. По общему правилу, этим участие членов в деятельности потребительского кооператива ограничивается, т.к. закон не требует их личного трудового вклада в общее дело (исключение составляют лишь сельскохозяйственные кооперативы — личное участие членов в их хозяйственной деятельности обязательно [3].
       Члены кооператива могут предоставлять  ему имущество, находящееся у  них на праве собственности  или ином вещном праве. Такое  имущество, как правило, передается  кооперативу с целью реализации  его уставных целей и паевым  взносом не является.
     Имущество потребительского кооператива, складывающееся из паевых взносов членов и приобретенное  по иным законным основаниям, принадлежит  ему на праве собственности (п.3 ст.213 ГК). 

     
    Нормативно-правовая база и субъектный состав потребительского кооператива.
     Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских  обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральным  Законом "О сельскохозяйственной кооперации ", другими законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     Единственным  учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом  — общим собранием членов кооператива. Устав должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учредительным документам юридических лиц и содержать следующие сведения:
     наименование  потребительского общества;
     место его нахождения;
     предмет и цели деятельности потребительского общества;
     порядок вступления пайщиков в потребительское  общество;
     порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок  выдачи паевого взноса и кооперативных  выплат;
     условия о размере вступительных и  паевых взносов, состав и порядок  внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение  обязательств по внесению паевых взносов;
     состав  и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения  по которым принимаются единогласно  или квалифицированным большинством голосов;
     порядок покрытия пайщикам убытков, понесенных потребительским обществом;
     порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества;
       сведения о его филиалах и  представительствах;
     иные  сведения.
     Устав сельскохозяйственного потребительского кооператива (садоводческого, огороднического, животноводческого и др.) должен соответствовать статье 11 Закона о сельскохозяйственной кооперации. 
     Членами потребительского кооператива могут  быть граждане, достигшие 16 лет, в соответствии со ст.26 ГК РФ; коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе унитарные предприятия и учреждения, с учетом положений ст.295297298 ГК РФ.
     Правовые  акты субъектов РФ могут устанавливать  особые требования к субъектному  составу того или иного потребительского кооператива. Так, членами кооператива, созданного для осуществления малоэтажного и коттеджного строительства в Московской области могут быть только жители г. Москвы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий [12, c. 3].
     Гражданин или юридическое лицо, желающие стать  пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское  общество. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место  нахождения и банковские реквизиты. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, а также получающие государственные пособия, пенсию или стипендию, сообщают об этом в заявлении [4, c. 324].
     В соответствии с п.2 ст.48 ГК РФ в отношении потребительского кооператива его члены имеют только обязательственные права. Исключение установлено лишь для членов жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и некоторых др. кооперативов. Указанные лица, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на соответствующее имущество, о чем свидетельствует п.3 ст.218 ГК РФ.
     Учредителями  потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей  не должно быть менее пяти граждан  и (или) трех юридических лиц.
     Заявление о приеме в потребительское общество должно быть рассмотрено в течение 30 дней советом потребительского общества.
     Лица, принятые в потребительское общество и внесшие вступительный и  паевой взносы, получают документ, удостоверяющий их членство.
     С этого момента пайщики имеют  право:
     вступать  в потребительское общество и  выходить из него на добровольной основе; 
     участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

       получать кооперативные выплаты  в соответствии с решением  общего собрания потребительского  общества;
     приобретать (получать) преимущественно перед  другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный  сбыт изделий и продукции личного  подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;
     пользоваться  льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются  за счет доходов, получаемых от предпринимательской  деятельности потребительского общества;
     сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;
     быть  принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках;
     получать  направления на учебу в образовательные  учреждения потребительской кооперации;
       пользоваться объектами социального  назначения на условиях, определяемых  общим собранием потребительского  общества;
     получать  информацию от органов управления и  органов контроля потребительского общества об их деятельности;
     обращаться  к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные  действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;
     обжаловать  в судебном порядке решения органов  управления потребительского общества, затрагивающие их интересы.
     Наряду  с правами они также имеют  следующие обязанности:
     соблюдать устав потребительского общества, выполнять  решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;
     выполнять свои обязательства перед потребительским  обществом по участию в его  хозяйственной деятельности [2].
     Порядок принятия решений об образовании  потребительского общества и о вступлении в союз определяется учредителями потребительского общества в соответствии с Законом  о потребительских кооперативах.
     Решения о создании потребительского общества и вступлении в союз принимаются  учредительным собранием, которое  утверждает список пайщиков, устав  потребительского общества и отчет  о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля:
     совет потребительского общества, его председателя;
     ревизионную комиссию потребительского общества;
     иные  органы управления, предусмотренные  уставом потребительского общества.
     Решение учредительного собрания потребительского общества оформляется протоколом.
     Потребительское общество считается созданным с  момента его государственной  регистрации в установленном  законодательством порядке.
     Управление  потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества.
     Высшим  органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества. В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом.
     Исполнительным  органом потребительского общества является правление потребительского общества.
     Контроль  за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.
     Ликвидация  и реорганизация потребительского общества осуществляется по решению  его общего собрания или по решению  суда в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

     Заключение
     Потребительский кооператив как некоммерческое объединение граждан (а также и юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами), основанное на членстве участников и их паевых взносов, не предполагает обязательного личного участия в его делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, если они прямо не установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно этому не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких кооперативах, даже в однородных.
     Потребительские кооперативы делятся на жилищные, рыболовецкие, крестьянские и т.д. Вообще, потребительские кооперативы могут создавать практически все слои населения, так как эти кооперативы обладают широким спектром интересов, которые они могут удовлетворить. Так, для улучшения своего материальных, духовных и иных потребностей люди могут объединяться в потребительские общества, не преследуя при этом получения прибыли. Их основная задача – через объединение общих усилий и средств облегчить свою жизнь.
     Кодекс  предусматривает, что особенности  правового статуса потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов - о потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации. В отсутствие таких законов в соответствии со ст. 4  Закона « О введении в действие части первой ГК» применяются ранее действовавшие акты, но лишь в части, не противоречащей правилам ГК.
     Основная  цель потребительских кооперативов состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей граждан, объединяющихся для совместного удовлетворения личных потребностей (например, для  строительства и эксплуатации жилых  домов, гаражей, обеспечения продуктами питания, предметами промышленного  производства и т. д.). При хорошей  постановке дела такие кооперативы  снижают затраты своих членов на цели потребления именно потому, что не ставят своей целью получение  прибыли. Мировой опыт свидетельствует, что потребительские кооперативы  проявляют огромную жизнестойкость в сферах деятельности, связанных  с удовлетворением потребительских  интересов граждан. Возрождение  и налаживание эффективной работы таких кооперативов в нашей стране — важная составная часть движения к рыночной экономике [10, c. 42].
     Обобщая все вышесказанное мы приходим к  выводу о том, что улучшая деятельность потребительской кооперации в условиях рынка путем ускоренного заимствования прогрессивных технологий и ноу-хау из-за рубежа, используя собственные научные разработки, приобретая новейшую технику, совершенствуя структуру основных средств и изучение зарождения и развитие кооперативного движения, а в частности потребительской кооперации, является важным с той точки зрения, что изучая ее становление и изменение можно сделать много полезных выводов, применяя которые в современных условиях, можно избежать множества ошибок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
     Нормативно-правовые материалы:
    Гражданский кодекс Российской Федерации: Закон  РФ от 21 октября 1994 г.//Собрание законодательства РФ.1994. - №32. 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.