На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование картины мира

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Введение 

   Человек живет не только в природной среде, но и в обществе, и поэтому его  взгляд на мир не ограничивается представлениями  о природе, но также включает его  мнения об общественном устройстве, его  законах  и порядках. Поскольку  индивидуальная жизнь людей складывается под влиянием собственного жизненного опыта, постольку и их взгляды на общество, и, следовательно, картина общества у них различны. Наука же ставит своей целью создать целостную картину общества, которая имела бы общий, универсальный и — что особенно важно — объективный характер. 
           Таким образом, общая научная картина мира, складывающаяся из картины природы, формируемой естествознанием, и картины общества, создаваемой обществознанием, дает единое, целостное представление о фундаментальных принципах развития природы и общества. Однако законы общества существенно отличаются от законов природы прежде всего тем, что действия людей имеют осознанный и целенаправленный характер, в то время как в природе действуют слепые, стихийные силы и потому в ней отсутствуют какие-либо цели. Тем не менее и в обществе, несмотря на различие целей, интересов и стремлений разных людей, в конечном итоге устанавливается определенный порядок, выражающий закономерный Характер его развития. Отсюда становится ясным, что между научной картиной естествознания и картиной обществознания существует глубокая внутренняя связь, которая находит свое конкретное воплощение в существовании общей научной картины мира. Поскольку общие понятия, принципы и законы научной картины мира и категории и принципы, изучаемые в рамках философии, тесно связаны друг с другом, постольку возникает вопрос об их различии и специфике. 
Научные картины, создаваемые отдельными науками, так же как картины естествознания и мира в целом, ставят своей важнейшей целью систематизацию знаний разной степени общности. Процесс систематизации и синтеза знаний предполагает поиск таких общих понятий и принципов, с помощью которых становится возможным понять место и роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания, их постижение не как отдельных элементов, а как единой системы знаний. Такое понимание означает целостное рассмотрение научных знаний, их постижение не как отдельных элементов, а как единой системы знаний. Поэтому картина природы, создаваемая отдельной наукой о природе или естествознанием в целом, представляет собой систему знаний различной степени общности и глубины, которая возникает в результате их синтеза. При этом картина отдельной науки, например физики, будет частью, или фрагментом, общей естественнонаучной картины природы, а последняя будет составлять часть картины мира в целом, включающей природу и общество. 
Если отдельные научные теории ставят своей целью объяснение, понимание и предсказание конкретных фактов изучаемой области мира, то картины мира стремятся выделить основные понятия и фундаментальные принципы науки, в которую входит данная теория. Опираясь на них, картина мира помогает понять роль и место отдельных понятий и закономерностей в общей системе мира. Именно в этом отношении она играет систематизирующую роль в познании и благодаря этому же приобретает общий эвристический и прогностический характер. Действительно, в рамках узких границ отдельной научной теории или даже конкретной научной дисциплины трудно уловить общие тенденции развития достаточно широкой области явлений, а тем более природы и общества в целом. Обобщение и синтез знания в научной картине мира дают возможность понять, в каком направлении происходит это развитие, какие наиболее важные проблемы выдвигаются перед наукой. Такой общий подход к познанию реальности теснейшим образом связывает научную картину мира с философией и мировоззрением в целом.
 

    2.Картина мира 

     «Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
В силу исторического  характера знаний и опыта людей на каждом этапе развития человечества картины мира различаются, сменяя и дополняя друг друга. Эти различия определяются не только уровнем развития общества и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей. Каждый человек, стремясь определиться в мире, выбирает такой вселенский образ, который в наибольшей степени соответствует потребностям его духа. Кто я – творец или творение мира? Что я могу в этом мире? Каков смысл моего существования? Каково мое предназначение в мире? Следует особо подчеркнуть, что картины мира формируются в мыслях человека, но, сложившись в определенный образ, они являются средством онтологизации наших представлений, а следовательно, детерминируют ориентации человека в мире, направленность и характер его целесообразной деятельности.
        Современная научная картина  мира включает в себя совокупность  фундаментальных научных результатов  и синтезирует их в рамках  целостного образа развития Вселенной,  человека и общества. Одновременно  с этим она взаимодействует с мировоззренческими универсалиями как минимум в двух планах: адаптируясь к ним в процессе своего развития, и заметно изменяя устоявшийся культурный менталитет. 
 

    3.Формирование картины мира 
     

      Современная научная картина мира является продуктом  философско-мировоззренческих изысканий многих поколений ученых и мыслителей, формирующих знание во всем его многообразии представлений действительности. Проблема построения научной картины мира рассматривается со времен античных материалистов Левкиппа, Демокрита, Гераклита, Парменида как сугубо натурфилософская и онтологическая проблематика. Применительно к средневековой ментальности можно говорить только об одной подлинной ценности - Боге, так и для картины мира все другие ценности -научные, нравственные, политические, экономические, да и сама картина мира являются лишь отражениями Божества, манифестации потустороннего мира. В эпоху Возрождения и начала Нового времени геоцентрическая система мира К. Птолемея сменяется на противоположную гелиоцентрическую систему мира Дж. Бруно, Н. Коперника и И. Кеплера. Г. Галилей и И. Ньютон начинают активно изучать свойства природы, созданной системы мира и создают первую научную картину мира - классическую механику.  
Новая проблематика в отношении научной картины мира была сформулирована в новейшее время (конец XIX - начало XX в.в.). Особенности проблемы со-циогуманитарных наук были в центре внимания Баденской неокантианской школы Г. Риккерта, В. Виндельбанда. Заслугой марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) является разработка новой форма материализма - диалектического материализма, который не только обосновывает научную картину мира с материалистической точки зрения, но и воплощает гуманистические принципы и идеи, то есть своеобразный синтез научных картин мира. Сторонники позитивизма (О. Конт, Э. Мах, Г. Спенсер), утверждая единственный метод познания - естественнонаучный, абсолютизируют роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем, что ведет к дисбалансу человеческого и научного, а следовательно к несовершенной научной картине мира. Однако уже в постпозитивизме (И. Лакатос, П. Фейрабенд, К. Поппер, Т. Кун) выдвигается общенаучный метод познания и выделяется роль философии в познании мира и человека. Антисциентизм философов-иррационалистов был плодотворным и способствовал развитию методологии социокультурных наук (Ф. Ницше, В. Дильтей). Одним из влиятельных направлений исследования проблемы человека в научной картине мира является философская антропология (М. Шелер, К. Леви-Строс, П. Тейяр де Шарден, Х. Ортега-и-Гассет), предметом которой становится человек и человеческие способности, определяется способ постановки и решения касающихся его философских проблем.  
В отечественной философии, начиная со второй половины XX века, одной из сторон выяснения сущности научной картины мира являлись работы о соотношении научной картины мира, мировоззрения и отдельных наук. Этой проблематике посвящены исследования П.С. Дышлевого, В.В. Казютинского, С.Т. Мелюхина, М.В. Мостепаненко, А.М. Мостепаненко, B.C. Степина, В.Ф. Черноволенко.  
Научная картина мира являлась выделенным объектом научного интереса выдающихся ученых-физиков, таких как Н. Бор, Дж. Максвелл, В. Гейзенберг, П. Дирак, М. Планк, А. Эйнштейн и др. Существенный вклад в формирование научной картины мира внесли отечественные космисты и ученые-естествоиспытатели (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).  
         Современная научная картина мира получила свое развитие в работах, посвященных самоорганизации в природе и обществе. К основным идеям этой области относятся работы И.Р. Пригожина, И. Стенгерса, Г. Хакена. Активно в этом направлении работают и отечественные ученые-философы, такие как С.П. Капица, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Ю.В. Сачков.  
        Другой стороной исследования научной картины мира явились работы Л.А. Микешиной, П.С. Дышлевого, С.В. Лурье, А. Койре, А.Н. Уайтхеда, посвященные анализу процесса формирования и функционирования научной картины мира в культуре конкретной исторической эпохи. Поскольку научная картина мира соответствует некоторым сторонам самой реальности и мировой культуры в целом, как полагают Ж. Дюмезиль и Ш. Серрюс, постольку она является «гарантом порядка». Ж.-П. Вер-нан рассматривает научную картину мира в культуре как «картину интеллектуальных движений», в которой имеется ответ на вопрос о началах и причинах существования мира, а Ж. Деррида интерпретирует научную картину мира как продукт операции логически обработанного ума. На интеллектуально-символическом аспекте картины мира настаивает А. Спэйер. Статус «модели объяснения мира», описывающей «структуру жизненных отношений», картину жизни человека и являющейся продуктом «практического рассуждения», приписывается картине мира М. Вебером, который классифицирует ее как «объективно значимую истину» в культуре общества.  
        Одним из центральных направлений в современном исследовании научной картины мира является исследование взаимосвязи науки и культуры в целом (Г.С. Бати-щев, М.К.Петров, Э.В. Ильенков, Дж. Холтон, В.Н. Князев, В.В. Кизим), а А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев и Г.Д. Гачев обсуждают антропологическую обусловленность научных картин мира.  
       Первыми работами, в которых было представлено информационное представление мира, явились работы Н. Винера. В последние годы в нашей стране было издано несколько работ Р.Ф. Абдеева, Ю.Ф. Абрамова, А.И. Ракитова, В.И. Корогодина, А.С. Щербакова, И.И. Юзвишина, В.Н. Веселовского, в которых информационный образ мира явился основным предметом исследования. Н.Н. Моисеев рассматривает информационный образ мира в рамках идеи самоорганизации, совмещенной с идеями В.И. Вернадского в концепцию глобального эволюционизма, а также в концепцию планетарного сознания и картины жизни (Л.В. Скворцов, В.И. Каширин). Гуманитарные вопросы освоения информации в культуре информационного общества, информационного обмена, коммуникации представлены в многочисленных моделях и аналитических обзорах Ю.М. Лотмана, Ю. Хабермаса, Д. Бэлла.  
       Вместе с тем, большинство исследований выполнено в русле онтологии, гносеологии и философии науки и практически не встречаются работы, посвященные комплексному философскому исследованию научной картины мира в рамках философии культуры и в контексте перспектив развития современной цивилизации. Данная проблематика достаточно сложна и многогранна, в ней еще много невыясненных и дискуссионных вопросов. Между тем современное социокультурное и научно-техническое развитие ставит новые философские задачи и рамки исследования. Например, комплексное исследование процесса взаимовлияния научной картины мира с картиной жизни и картиной человека.  
      Методологической и теоретической основой диссертации выступает социокультурный подход к анализу духовных процессов и явлений, наиболее важным положением которого является признание научной картины мира как части всеобщей культурной ценности современного общества. Для обоснования многообразия человекопонимания и миропонимания привлечены основные положения и принципы современной философии культуры.

4. Эволюция картины мира
    Эволюция  современной картины мира отражает путь движения науки от создания классической к неклассической и постнеклассической картины мира.
    Классическая картина мира основывалась на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. В ее фундаменте лежали принципы житейской однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Отдельные, единичные события не могли оказать существенного воздействия на фатальную предопределенность развития универсума. Графическим образом классической картины мира была модель прогрессивно направленного линейного развития.
    Неклассическая картина мира родилась под влиянием первых теорий термодинамики, в ее основу легли принципы специальной и общей теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, охватывающей магистральную направляющую развития, допускающую роль случая. Развитие мира происходит направленно, его состояние в каждый конкретный момент не детерминировано однозначно, изменения происходят по закону вероятности и больших чисел, в соответствии со «статистической закономерностью».
    Образ постнеклассической картины мира создается с учетом достижений синергетики. Древовидная ветвящаяся графическая модель позволяет представить неопределенность и случайность направленности развития. В многомерной модели взаимодействий отсутствует логика развития с установленным порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Это делает будущее принципиально неопределенным и открытым для любых возможных новообразований. В эволюционировании неравновесных, открытых и саморазвивающихся систем допустимы многочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленности изменений возможен эффект ответвления. В постнеклассической картине мира понятия упорядоченность, структурность, закономерность так же объективны, как неопределенность, стохастичность, многоальтернативность. В ее основу легли концепции нестабильного, неравновесного мира, глобального эволюционизма, принцип возникновения порядка из хаоса и другие. В постнеклассической картине мира хаос понимается не как источник деструкции и отсутствие всякого порядка, а как состояние, которое в результате различных взаимодействий может стать причиной спонтанного структурогенеза.
      Бытие мира, каким оно представляется человеку в современной картине мира, бесконечно и многообразно, но еще более сложным образованием он предстанет в будущей картине мира, основы которой закладывает современная постнеклассическая картина мира. 
    5.Виды картины мира 

    Осознание людьми сложившейся ситуации убеждает в том, что коллективный разум  уже существует и находится в  процессе становления. Современная  наука и философия стремятся  найти новые пути развития, новые  смысложизненные ориентиры человека. Мировоззренческие и методологические идеалы меняются. Идея коэволюции становится парадигмой социальных и естественных наук. Под коэволюцией понимают «вершину последовательно сменяющих друг друга, взаимно обусловленных, нерасторжимо согласованных изменений, которые могут происходить на разных ярусах организации живых систем». Н. Н. Моисеев уточняет, что «коэволюция» означает такое поведение человека, которое имело бы своим результатом развитие биосферы в смысле усложнения самой системы за счет роста числа ее элементов, развития связей и разнообразия организационных форм существования живого вещества.
     Картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). КМ плод коллективных усилий профессионального сообщества.
    Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные  проекции мира в существующих картинах.
    Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями:
    1) основной проблемой, решаемой  каждой из указанных картин  мира и 
    2) основными идеями, которые предлагают  КМ для решения своей проблемы.
  Виды  КМ     Проблемы  КМ    Идеи  КМ
    РКМ Соотношение Бога и человека Божественное  творение мира и человека
    ФКМ Соотношение мира и человека Различные идеи: -    материализм
-    идеализм
    дуализм, плюрализм
    диалектика, синергетика
    метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др.
     НКМ Синтез и  обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое Мир, как совокупность естественных  процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.
 
    Исторически первыми складывались мифологически-религиозные картины мира. В религиозной картине мира обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:
    •  абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца;
    •  сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.
    Творец  создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в религиозной картине мира отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях религиозной картины мира различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма , божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.
    Научная картина мира интенсивно начинает складываться в XVI - XVII веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.
    Научная картина мира начала формироваться  с появлением первых достоверных  знаний об отдельных сторонах и свойствах  мира еще в странах Древнего Востока и Греции, однако ее идеи и представления были органично вписаны в натурфилософскую космоцентристскую картину мира. Собственно НКМ интенсивно начинает складываться в XVI - XVII веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.
    Под научной  картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.
    В научной картине мира следует  различать общенаучную (ОНКМ) и частнонаучные (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о  природе, обществе, человеке и результатах  его деятельности. Среди частнонаучных
картин мира называют физическую, химическую, космологическую  и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины  мира.
    Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения мира, определяющих стиль и способ научного мышления, направляет движение мысли в поисках истины.
    Главная особенность научной картины  мира состоит в том, что она  выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.
    Философская картина мира (ФКМ) возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС,  разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.
     Пространство  и время в философской картине  мира выступают как категории  порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ. 
     Предельно общую картину мира дает философия. Создаваемая в рамках онтологии  философская картина мира определяет основное содержание мировоззрения  индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.
      В отличие от религиозной картины  мира, которая в XX веке уже достаточно нейтрально относится к данным науки, а иногда использует их для обоснования  бытия Бога,  философская картина  мира всегда опирается на научную картину мира как надежный фундамент. Более того, философская картина мира в своем развитии всегда была органически связана с научной картиной мира конкретной эпохи так, что их изменения обусловливали друг друга. Космоцентристская философская картина мира античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки. На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж.Бруно. Механическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция). Сменившая ее диалектическая, релятивистская картина мира строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.
     Религиозная, научная и философская картины  мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой.  

6. Современная  научная картина мира
Фундаментальные основы современной картины мира:
    общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)
    квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.
Позднее в рамках новой картины мира произошли  революции в частных науках в  в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.
В современной  науке в основе представлений  о строении материального мира лежит  системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета и т.д. может  быть рассмотрен как система – сложное образование включающее составные части, элементы и связи между ними. Элемент в данном случае означает минимальную, далее неделимую часть данной системы.
Совокупность  связей между элементами образует структуру  системы, устойчивые связи определяют упорядоченность системы. Связи по горизонтали – координирующие, обеспечивают корреляцию системы, ни одна часть системы не может измениться без изменения других. Связи по вертикали – связи субординации, одни элементы системы являются более значимыми чем другие, и подчиняются им. Система обладает признаком целостности – это означает что все ее составные части, соединяясь в целое образуют нечто обладающее качествами не сводимыми к качествам отдельных элементов. Согласно современным научным взглядам все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы. В естественных системах выделяют два больших класса систем: системы неживой и живой природы. Принято так же выделять три уровни строения материи.
Макромир  – мир макрообъектов, размерность  которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины от долей миллиметра до километров и временные измерения от долей  секунды до лет.
Микромир  – мир предельно малых непосредственно ненаблюдаемых объектов, пространственная размерность от 10-8 см. до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24 с.
Мегамир – мир огромных космических масштабов  и скоростей, расстояние измеряется световыми годами, а время миллионами и миллиардами лет.
    Макромир: концепция классического естествознания. Релятивистская физика: теория относительности.
Представление о макромире составляют наиболее старый компонент естествознания. Еще  в донаучный период сложились  определенные представления об этом уровне организации материи, они носили характер натурфилософии, т.е. наблюдаемые природные явления объяснялись на основе умозрительных философских принципов, при отсутствии методов экспериментального исследования. Самый большой вклад в исследование макромира сделали представители классического естествознания. Начало формирования научных взглядов на природу относится к XVI веку когда Г. Галилей, обосновал гелеоцентрическую систему Н. Коперника, открыл закон инерции, разработал методику нвого описания мира – научно-теоретического (выделение некоторых физических и геометрических характеристик исследуемых объектов). Таким образом, он заложил основы механистической картины мира. Ньютон, опираясь на труды Галилея, разработал теорию механики, описывающую одинаковыми закономерностями и движение небесных тел и земных объектов. В рамках механистической картины мира сложилась дискретная (корпускулярная) модель реальности. Материя рассматривалась как вещественная субстанция, состоящая из отдельных частиц – корпускул или атомов. Абсолютно прочных неделимых обладающих массой. Время рассматривалось как величина независящая от пространства и материи. Движение рассматривалось как перемещение в пространстве по непрерывным траекториям в соответствии с законами механики.
К корпускулярной модели были сведены все процессы во вселенной, в том числе и  распространение света. Ньютон считал, что святящиеся тела испускают мельчайшие частицы, движущиеся в соответствии с законами механики. Но наряду с  корпускулярной теорией света в  это же время начинает распространиться и волновая концепция автором, которой был Х. Гюйгенс. Волновая теория устанавливала аналогию между распространением свет и распространение волн в различных средах (в воде в воздухе). Средой распространения свет считался в то время эфир. Главным аргументом в пользу своей концепции Гюйгенс считал тот факт, что два луча света проходят сквозь друг друга, не рассеиваясь. Некоторые противоречия волновой концепции света были устранены опытами Гримальди, луч света способен, как и любая волна, огибать препятствия, если обычно этого не заметно, то это потому что у света очень маленькая длинна волны, но если рассмотреть границу очень резкой тени при некотором увеличении, можно увидеть слабые участки освещенности в форме перемежающихся светлых и темных участков и ореолов. Это явление получило название дифракции. Подтверждением волновой концепции является так же интерференция (световые волны находящиеся в противофазе как бы гасят друг друга). В области электромагнитных явленией корпускулярная модель так же оказалась несостоятельной. Эксперименты М. Фарадея и теоретические работы Дж. Максвелла показали неадекватность механистической модели и в области электромагнитных явлений. М. Фарадей ввел понятие силовых линий, как направление действия электрических сил в магнитном поле. Дж. Максвелл создал уравнения, описывающие выводы М. Фарадея о магнетизме и электричестве. Благодаря этому силовое поле, первоначально являвшееся вспомогательным понятием, обрело собственную физическую реальность. Обобщив установленные ранее экспериментальным путем законы электромагнитных явлений и открытое М. Фарадеем явление магнитной индукции, Дж. Максвелл математическим путем нашел систему дифференциальных уравнений, описывающих электромагнитное поле. Из уравнений Максвелла следовала возможность самостоятельного существования поля, которое, не будучи привязанным к заряду, распространяется в пространстве. Вычисленная им скорость распространения электромагнитного поля оказалась равна скорости света. Исходя из этого, Максвелл сделал вывод, что световые волны представляют собой электромагнитные волны. Это положение было экспериментально подтверждено немецким физиком Г. Герцем в 1888 г.
После экспериментов Герца в физике утвердилось понятие поля как  объективно существующей физической реальности. Таким образом, к концу XIX в. физика пришла к выводу, что материя существует в двух видах: дискретного вещества и непрерывного поля. Вещество и поле различаются по физическим характеристикам: частицы вещества обладают массой покоя, а частицы поля – нет. Вещество и поле различаются по степени проницаемости: вещество малопроницаемо, а поле проницаемо полностью. Скорость распространения поля равна скорости света, а скорость движения частиц на несколько порядков меньше.
Позднее в ходе исследования микромира положение о веществе и поле как самостоятельных независимых друг от друга видах материи было поставлено под сомнение.
    Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции. Модель расширяющейся Вселенной. Строение и эволюция звезд и планет.
    Вселенную в  целом изучает наука, называемая космологией. Это изучение основывается на нескольких предпосылках.
    Формулируемые физикой универсальные законы функционирования мира считаются действующими во всей Вселенной.
    Производимые астрономами наблюдения тоже признаются распространяемыми на всю Вселенную.
    Истинными признаются только те выводы, которые не противоречат возможности существования самого наблюдателя, то есть человека.
    Поскольку данные космологии не могут быть подтверждены экспериментально, результаты космологических исследований являются моделями происхождения и развития Вселенной, а не законами. Наиболее общепринятой в космологии является модель однородной изотропной нестационарной расширяющейся Вселенной. В основе этой модели лежат следующие предположения.
    Свойства Вселенной одинаковы во всех ее точках (однородность) и направлениях (изотропность).
    Описанием гравитационного поля Вселенной являются уравнения Энштейна.
    Нестационарность Вселенной определяется двумя постулатами теории относительности: а) принципом относительности, гласящим, что во всех инерциальных системах все законы сохраняются вне зависимости от того, с какими скоростями равномерно и прямолинейно движутся эти системы относительно друг друга; б) экспериментально подтвержденным постоянством скорости света.
Из принятия теории относительности вытекало в  качестве следствия, что искривленное пространство не может быть стационарным, оно должно расширяться или сжиматься. Следствием этого является так называемое красное смещение (понижение частот электромагнитного излучения: в видимой части спектра линии смещаются к его красному концу). Для всех далеких источников света было зафиксировано красное смещение, пропорциональное расстоянию до них. Это явление было отождествлено с эффектом Доплера, что стало одним из аргументов в пользу расширения Вселенной.
Составной частью модели расширяющейся Вселенной  является представление о Большом  Взрыве, произошедшем 12-18 млрд. лет назад. Начальное состояние Вселенной  – это так называемая сингулярная точка. Она характеризуется следующим образом: бесконечная плотность массы, бесконечная кривизна пространства и взрывное, замедляющееся со временем расширение при высокой температуре, при которой могла существовать только смесь элементарных частиц, включая фотоны и нейтрино. Эта концепция была подтверждена открытием в1965 г. реликтового излучения фотонов и нейтрино, образовавшихся на ранней стадии образования Вселенной. Современная квантовая механика допускает, что источником возникновения Вселенной мог быть вакуум. До недавнего времени считалось, что вакуум – это пустота. По современным научным представлениям это особая форма материи, в которой может образовываться поле, а из него – вещественные частицы. Это подтверждается современными физическими экспериментами. После Большого Взрыва образовался сгусток плазмы, в котором находятся элементарные частицы. Этот сгусток плазмы начал расширяться под действием взрывной волны. Первыми возникли ядра легких элементов – водорода и гелия. Водород, атом которого состоит из одного протона в ядре и одного электрона на его орбите, является самым простым составляющим элементом, из которого в недрах звезд образуются в процессе атомных реакций более сложные атомы. Чем больше масса звезды, тем более сложные атомы синтезируются в ее недрах. Звезды класса Солнца могут производить только гелий.
Вопрос  об образовании и строении галактик. Галактика представляет собой гигантские скопления звезд и их систем, имеющие  свой центр (ядро) и различную сферическую, спиральную, эллиптическую, сплюснутую или неправильную форму. Галактик миллиарды и в каждой из них насчитываются миллиарды звезд. Наша галактика называется Млечный Путь. Она состоит из ядра и нескольких спиральных ветвей. Ее размеры – 100 тыс. световых лет. Солнце расположено на расстоянии 30 тыс. световых лет от ее центра. Ближайшая к нашей галактика расположена на расстоянии 2 млн. световых лет и называется Туманность Андромеды (открыта в 1923 г. американским астрономом Эдвином Хабблом). В 1963 г. были открыты квазары (сокращение английских слов «квази стар»). Это самые мощные источники радиоизлучения во Вселенной, они в десятки раз меньше галактик, но в сотни раз превышают их по светимости.
    Существует  две основные концепции происхождения  небесных тел.
    Небулярная модель образования Солнечной системы. Выдвинута французским физиком и математиком Пьером Лапласом и развита немецким философом Иммануилом Кантом. В соответствии с ней звезды и планеты образовались из рассеянного диффузного вещества (космической пыли) путем постепенного сжатия первоначальной туманности.
    На основании модели Большого Взрыва была сформулирована гипотеза о возникновении галактик, звезд и планетных систем из сверхплотного дозвездного вещества, находящегося в ядрах галактик (автор гипотезы Виктор Амбарцумян).
Все небесные тела можно разделить на испускающие  энергию (звезды) и не испускающие (планеты, кометы, метеориты, космическая пыль). Энергия звезд генерируется в  их недрах ядерными процессами при  температурах, достигающих десятков млн. градусов. Эти процессы сопровождаются выделением особых частиц огромной проницающей способности – нейтрино. Существуют звезды, у которых меняется блеск и спектр – переменные звезды и нестационарные звезды, а также звездные ассоциации, возраст которых не превышает 10 млн. лет. Существуют очень крупные звезды – красные гиганты и сверхгиганты, и нейтронные звезды, масса которых близка к массе Солнца, а радиус в 50 тыс. раз меньше солнечного. В 1967 г. были открыты пульсары – источники космического радиооптического, рентгеновского и гамма-излучения, которое периодически усиливается и ослабевает. Звезда класса Солнца в конце эволюционного цикла, когда весь водород истрачен в термоядерных реакциях, сжимается при сохранении прежней массы и превращается в белого карлика – звезду, имеющую относительно высокую поверхностную температуру и низкую светимость. Другие классы звезд – нейтронные звезды – могут превращаться в новые и сверхновые звезды, резко увеличиваясь в объеме и в течение нескольких суток излучая огромную энергию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.