На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление предприятием в конкурентных условиях в страховой компании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  № 34 
 

        Допущен к защите
          Председатель ПЦК
  Л.Г.Жукова 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА
  По  дисциплине: «Менеджмент»
  специальность 080501 «Менеджмент» (по отраслям)
  На  тему: «Управление предприятием в  конкурентных условиях в страховой компании»
  Студента группы № 02-3МД                    Миняшкина Андрея Владимировича
  Руководитель  работы                                        Маркова Наталья Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 

  Москва 2011
Содержание 

Введение………………….…………………………………………………………3
Теоретическая часть……….……………………………………………………….5
       1.Анализ конкурентных преимуществ товара и фирмы………….……….5
       1.1. Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития       общества…………………………………………………...............................5
       1.2. Теория конкурентного преимущества Майкла Портера……………....9                   1.3. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов12
       1.3.1. Персонал………………………………………………………………12
1.3.2. Товар, услуга………………………………………………………….13
1.3.3. Фирма………………………………………………………………….13
1.3.4. Отрасль, регион, страна……….……………………………………..22
2. Вспомогательные методы анализа конкурентных преимуществ (SWOT, GAP, LOTS, PIMS, "Профиль", McKinsey)……………………………………..24
2.1. Метод SWOT-анализа………………..………………………………24.
2.2. Метод анализа GAP……………………….…………………………..25
2.3. Метод анализа LOTS…………………...……………………….........25.
2.4. Метод анализа PIMS………………….………………………...……..26
2.5. Метод изучения профиля объекта…………………………...……….27
2.6. Модель анализа McKinsey 7S………………………………...……….27
Практическая  часть…………………………………………………………...….28
Заключение……………….………………………………………………...…….30
Список  литературы……..………………………………………………...……...31 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение 

     Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
     Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:
     1.теорию руководства;
     2.практические способы эффективного управления, или искусство управления.
     Таким образом, термин “менеджмент “ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.
     В наших условиях следует употреблять  термины “организация“, “управление" и “администрирование". Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.
     Менеджмент  (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
       Управление включает три аспекта:
-"кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
-"как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
-"чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).
     В деятельности любого предприятия следует  выделить цели и ограничения, выполняющие  следующие основные задачи в управлении:
    сопоставление существующего состояния с желаемым
    формирование руководящих требований к действиям
    критериев принятия решений
    инструментов контроля
         Управление - это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.
         Менеджер - руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации.
     

     Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.
         Основой рыночных отношений на рынке является конкуренция предприятий, как производителей продукции за рынок сбыта своей продукции с целью получения финансовых результатов (доходов, прибыли).
     Соперничество среди существующих конкурентов  часто сводится к стремлению всеми  средствами добиваться выгодного положения, используя тактику ценовой конкуренции, продвижения товара на рынок и интенсивную рекламу.
     Усиление  конкуренции зависит от следующих  факторов:
     1) наличие большого числа конкурентов  или их примерное равенство  в плане величины и силы;
     2) медленный рост отрасли, обостряющий  борьбу за долю рынка;
     3) продукт или сервис испытывают нехватку дифференциации;
     4) высокие постоянные затраты;
     5) высокие барьеры выхода на  рынок;
     6) соперники отличаются стратегиями,  происхождением и "индивидуальностью".
       Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
     Существует  множество способов достижения конкурентного преимущества: производить высококачественную продукцию, организовывать отличное обслуживание клиентуры, предлагать более низкие цены, чем у конкурентов, иметь более удобное географическое положение, обеспечивать разработку новой продукции в более короткие сроки, иметь хорошую репутацию, обеспечивать клиентам дополнительные ценности за их деньги.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Теоретическая часть
     1.Анализ конкурентных преимуществ товара и фирмы 

     1.1. Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы   развития общества. 

     Конкуренция — процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для содержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
     В развитых странах эффективный механизм конкуренции существует давно и он хорошо отлажен. Россия в силу известных политических причин в этом плане остается еще пока неуправляемой. Поэтому важно на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями. Россия стремились соблюсти принципы системности и комплексности формирования термина "конкуренция".
     Составляющие отдельно каждого слова, приведенные выше определения:
     Процессы  могут быть: общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными и природными; управленческими и производственными; обеспечивающими, преобразующими и завершающими; материальными и виртуальными; объективными и субъективными; поддерживающими паритет (баланс) и воспроизводственными; логическими и эмоциональными и т. д.
     Составляющими слова "управление" в понятии "конкуренция" являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества.
     В качестве "субъектов" в понятии "конкуренция" могут быть любые социальные, производственные или биологические системы.
     Конкурентные  преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.
     В качестве целей системы могут быть: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах, на конкретном рынке с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутреннего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т. д.
     Потребности могут быть: объективными (заданными природой или обществом) или субъективными (заданными субъектом управления); первичными или высшими; прошлыми, настоящими или будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными и личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т. д.
     В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое право, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, таможенная система, трудовое право и др.
     На  современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми промессами. В  XXI в. эта задача будет приоритетной, в конце XX в. затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали цену до 5 раз в развитых странах и до 20 раз — в развивающихся странах.
     По  степени интенсивности конкуренция может быть:
      привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
      умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
      ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
      ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.
     Формы конкуренции:
     1) предметная — конкуренция между  товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
     2) функциональная — конкуренция  между товарами (объектами- заменителями);
     3) личностная.
     Методы  конкуренции
     1) на основе повышения качества  товара (неценовая);
     2) на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;
     3) на основе снижения цены (ценовая);
     4) на основе снижения эксплуатационных  затрат у потребителя товара;
     5) на основе повышения качества  процессов управления;
     6) на основе использования всех  конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).
     Конкуренция может происходить на следующих  уровнях:
     • местном (в группе, отделе, организации  и т. п.);
     • региональном (районе, городе, области  и т. п.);
     • национальном (в стране);
     • межнациональном (в нескольких странах);
     • глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран)
     Рынок:
     1) место купли-продажи товаров и  услуг, заключения торговых сделок;
     2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные рынки, а применительно к каждой стране — внутренние и внешние рынки. Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг, недвижимости и др. делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг.
     Рынок — условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми и этическими принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:
     • все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны), и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;
     • условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
     • прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).
     Варианты  изменения конкуренции  между фирмами, как известно, следующие:
     1) конкуренция усиливается с увеличением  количества соперничающих фирм;
     2) конкуренция усиливается, когда  крупные фирмы присоединяют другую  фирму и принимают решительные  меры по выводу ее в лидеры;
     3) конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;
     4) конкуренция усиливается, когда  условия хозяйствования в отрасли  толкают фирму на снижение  цены или на применение других  средств увеличения объема продаж;
     5) конкуренция усиливается, когда  затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
     6) конкуренция усиливается, когда  одна или несколько фирм не  удовлетворены своей долей рынка;
     7) конкуренция усиливается пропорционально  росту прибыли от успешных  стратегических решений;
     8) конкуренция усиливается, когда затраты на выход из рынка велики, высоки барьеры;
     9) ход конкуренции предсказуем,  когда стратегии, ресурсы, организационные  особенности, миссии фирм различаются  в значительной мере и открыты  большинству. 

     Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
     1) размер рынка;
     2) темпы роста рынка — быстрый  рост облегчает проникновение  на рынок;
     3) мощности — излишние мощности  приводят к падению цен;
     4) препятствия для входа или  выхода из рынка защищают позицию  фирмы, их отсутствие делает  рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
     5) цена;
     6) уровень стандартизации товаров  — покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться  с одного товара на другой;
     7) мобильные технологические модули;
     8) требования к размерам необходимых капитальных вложений — жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
     9) вертикальная интеграция повышает  требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям  в конкурентно - способности и  затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и не интегрированных фирм;
     10) экономия на масштабе — увеличивает  долю рынка, необходимую для  достижения конкурентоспособности  товара;
     11) быстрое обновление ассортимента  продукции.
     Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может быть стратегической и фактической.
     В России проблемам повышения конкурентоспособности на высшем уровне управления стали уделять внимание, только с 1999 г.
     Так, в ежегодном Послании первого  российского президента "Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" большое внимание уделено проблемам повышения конкурентоспособности страны. Остановимся на основных моментах этого Послания.
     Цель  любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Все текущие задачи, включая задачи социальной политики, мы также должны решать за счет своей конкурентоспособности. Исходя из этого, основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI в. должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.
     Все действия президента, Федерального Собрания, правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России.
     Необходимо создать разумную и гибкую систему регулирования доступа иностранных производителей на российский рынок в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений. Сочетание свободной торговли и протекционизма — неотъемлемая черта внешнеэкономической политики развитых стран.
     Причем  основной инструмент защиты национальных рынков - это практически не используемые Россией нетарифные барьеры: антидемпинговые и компенсационные пошлины, договорные ограничения, жесткие и разнообразные нормы качества ввозимой продукции. Кроме того нельзя забывать что наиболее развитые страны успешно добиваются для себя и официальных исключений из правил ВТО (Всемирной торговой организации, образованной в 1995 г.).
     Рейтинг России по конкурентоспособности снижается (2009-2010 г. Россия спустилась сразу на 12 позиций — с 51 на 63 место среди 80 стран по оценке Всемирного экономического форума). Сейчас страна находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью , здравоохранением и начальным образованием и объему рынка. 

     1.2. Теория конкурентного преимущества Майкла Портера 

     Для выживания или победы в жесткой конкурентной борьбе любая система должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.
     В последние годы почти в любой  книге по конкуренции, конкурентным преимуществам или конкурентоспособности имеются на фундаментальную книгу "Международная конкуренция" Майкла Портера, изданную в 1990г. в США, в 1993г. — в России. В учебной и научной литературе отмечается ряд теоретических новинок — разработок коллектива под руководством М. Портера.        
         М. Портер рассматривает следующие стадии конкурентоспособности страны:
     1) стадия факторов производства;
     2) стадия инвестиций;
     3) стадия нововведений;
     4) стадия богатства.
     На  первых трех стадиях происходит экономический  рост страны, а на последней стадии — стадии богатства — происходит спад конкурентоспособности.
     М. Портер приводит детерминанты конкурентного  преимущества страны, которые он называет еще и свойствами страны.
     Детерминанты  конкурентного преимущества страны, или национальный "ромб", — это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Так, большой спрос на продукцию фирмы сам по себе не даст ей конкурентного преимущества, если острота конкуренции недостаточна, чтобы фирма приняла этот спрос к сведению. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других.
     Конкурентное  преимущество на основе только одного - двух детерминантов возможно лишь в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало "приморозить" или изменить структуру отрасли и тем самым дать возможность фирмам одной страны обойти фирмы другой. Во многих отраслях такие "случайности" немало способствовали смене позиций в конкурентной гонке.
     М. Портер отмечает, что стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики — не важно, действуют они только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, — суть конкуренции выражается пятью силами. Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в нее новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым снижая позиционную прибыль.
     Мощные  покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность. Для того чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, НИОКР и т. д.), или же прибыль "утекает" к покупателю за счет снижения цен. Наличие товаров - заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие в этой отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объем производства в отрасли.
     Значение  каждой из пяти сил конкуренции определяется ее основными экономическими и техническими характеристиками. Угроза появления новых конкурентов зависит от того, насколько трудно новому конкуренту "внедриться" в отрасль (это определяется такими показателями, как верность покупателей какой-либо марке, масштаб производства и необходимость подключаться к сети посредников).
     М. Портер считает, что позицию фирмы  в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: 1) более низкие издержки и 2) дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурента.
     Дифференциация — это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
     Конкурентное  преимущество фирмы определяется тем, насколько четко она может организовать связи с поставщиками и потребителями. Лучше организовав эти связи, фирма может получить конкурентное преимущество. Регулярные и своевременные поставки (например, в японской организации "канбан") могут снизить операционные расходы фирмы и позволят уменьшить требуемый уровень запасов.
     Цепочка ценности фирмы - это система видов ее деятельности, между которыми существуют связи. Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других.
     М. Портер отмечает, что конкурентное преимущество получают фирмы:
     • базирующиеся в тех странах, которые  позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки;
     • если в стране базирования фирмы  имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях;
     • если возможны постоянные капиталовложения;
     • если совпадают интересы владельцев, менеджеров и персонала.
     Наиболее  типичными причинами  новаций (новшеств и инноваций), дающими конкурентные преимущества фирме, являются:
       1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки нового товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшения сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям. Новые отрасли появляются тогда, когда изменение технологии делает возможным появление нового товара. Фирмам, "вросшим" в старую технологию, трудно понять значение новой, только что появившейся технологии, а отреагировать на нее — еще сложнее.
       2. Новые или изменившиеся запросы покупателей. Часто конкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки тогда, когда у покупателей появляются совершенно новые запросы или же их взгляды на то, "что такое хорошо и что такое плохо", резко меняются. Те фирмы, которые уже закрепились на рынке, могут этого и не заметить или оказаться не в состоянии отреагировать должным образом, потому что для того, чтобы ответить на эти запросы, требуется создать новую цепочку ценности
     3. Появление нового сегмента отрасли.  Тут есть возможность не только выйти на новую группу показателей, но и найти новый, более эффективный способ выпускать некоторые виды продукции или сформировать новые подходы к определенной группе покупателей. Из этого примера видно, как, взявшись за новый сегмент, можно сильно изменить цепочку ценностей, что может оказаться весьма трудной задачей для конкурентов, уже утвердившихся на рынке.
       4. Изменение стоимости компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких, как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты. Фирма добивается конкурентного преимущества, приспосабливаясь к новым условиям, в то время как конкуренты связаны по рукам и ногам капиталовложениями и тактикой, приспособленными к старым условиям.
       5. Изменение правительственного регулирования. Изменение политики в таких областях, как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения, — еще один распространенный стимул для новаций, влекущих за собой конкурентное преимущество. Существующие лидеры рынка приспособились к определенным "правилам игры" со стороны правительства, и когда правила эти вдруг меняются, они могут оказаться не в состоянии адекватно ответить на эти изменения.
     М. Портер установил, что продолжительность  удержания конкурентного преимущества зависит от: 1) источника преимущества (преимущества низкого ранга и преимущества более высокого порядка); 2) количества имеющихся у фирмы явных источников конкурентного преимущества, 3) активности в модернизации производства и других видов деятельности фирмы. 

     1.3. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов 

                                                  1.3.1. Персонал 

     В работе укрупнено персонал будем  подразделять на три категории: рабочий, специалист, менеджер.
     Проявление  конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные.
     К наследственным конкурентным преимуществам персонала относятся:
     • способности (одаренность, талант, гениальность)
     • темперамент;
     • физические данные.
     К приобретенным конкурентным преимуществам персонала  относятся:
     • деловые качества (образование, специальные  знания, навыки и умения);
     • интеллигентность и культуру;
     • целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива);
     • характер (отношение к труду, к  другим, к себе, к вещам);
     • эмоциональность (умение управлять  своими эмоциями)
     • общительность, коммуникабельность;
     • организованность;
     • возрастной ценз и др.
     Отнесение конкурентных преимуществ персонала  к наследственным или приобретенным  в какой-то мере условно. Например, способность к данному виду деятельности развивается по мере накопления опыта в данной сфере. Остальные аспекты способности — одаренность, талант, гениальность — в большей мере являются наследственными. Физические данные человека среднестатистические определяются наследственными факторами. Индивидуум тренировкой и другими способами может улучшить свои наследственные параметры. 

     1.3.2. Товар, услуга 

     Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными  показателями первого уровня (на нулевом  уровне — конкурентоспособность): качеством  товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара.
     Значения  перечисленных четырех интегральных показателей конкурентоспособности  товара зависят от силы влияния внешних  и внутренних факторов конкурентного преимущества товара, качества управления.
     Основные  внешние факторы конкурентного преимущества товара и направленность их влияния. Для оценки влияния каждого фактора конкурентного преимущества товара требуется выполнить очень большой объем работ, методика выполнения большинства из них излагается в данной работе. Объективно эти факторы определяются внешней средой системы.
     Основные  внутренние факторы конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность. Силу воздействия на конкурентоспособность товара перечисленных внутренних факторов конкурентного преимущества можно измерить на основе подходов(конкурентоспособность персонала системы; прогрессивность информационных технологий; прогрессивность технологических процессов и оборудования; научный уровень системы управления(менеджмента); обоснованность миссии системы).
     1.3.3. Фирма 

            Факторы конкурентного преимущества организации мы подразделяем на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ. 

     Перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации. 

Внешние факторы конкурентного преимущества организации Что необходимо сделать  для достижения и  использования конкурентного  преимущества в условиях России
    Уровень конкурентоспособности страны
 
 
 
    Уровень конкурентоспособности  отрасли
 
 

    Уровень конкурентоспособности  региона
 
 

    Государственная поддержка малого и среднего бизнеса  в стране и регионах
 
 

    Правовое  регулирование функционирования экономики  страны и регионов
 
 

    Открытость  общества и рынков
 
 
 

    Научный уровень  управления экономикой страны, отрасли, региона и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 

    Национальная  система стандартизации и сертификации
 
 
 
 
 

    Государственная поддержка развития человека
 

    Государственная поддержка науки и инновационной  деятельности
 
     
     

    Качество  информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии
 
     

    Уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества
 

    Налоговые ставки в стране и регионах
 
 

    Процентные  ставки в стране и регионах
 

    Наличие доступных и дешёвых природных  ресурсов
 
 
 
 

    Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране
 
 
 

    Климатические условия и географическое положение  страны или региона
 

    Уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране
Открыть организацию  в стране с высоким уровнем  конкурентоспособности либо повышать конкурентоспособность своей страны 

Принять меры по повышению конкурентоспособности отрасли либо уйти из неё в другую, более конкурентоспособную отрасль 

Принять меры по повышению конкурентоспособности  региона либо уйти из него в другой, более конкурентоспособный регион 

Переработать  законодательную базу по малому и среднему бизнесу, ориентируя её на эффективное и законопослушное ведение бизнеса 

Переработать  законодательную базу функционирования экономики как систему кодексов и прав(конкурентное, антимонопольное, административное, трудовое и др.) 

Развитие международного сотрудничества и интеграции, международной  свободной конкуренции 
 

Применение экономических  законов функционирования рыночных отношений, законов организации  статике и динамике, 20 научных  подходов к управлению и специфических принципов управления различных объектами, методов управления на всех уровнях иерархии. Если руководитель не владеет научными методами, едва ли ими будет владеть исполнитель 

Активизация работ  в этой области, усиление контроля соблюдения международных стандартов и соглашений, правовое обеспечение гармонизации с международной системой 

Увеличить в  десятки раз в российском бюджете  расходы на образование, здравоохранение  и социальную сферу 

Совершенствовать  систему трансферта (разработка новшеств, их инновация и лиффузия), увеличить в десятки раз расходы из бюджета на науку 
 
 

Создание единых национальных информационных центров  по сферам или отраслям народного  хозяйства, отвечающих последнему слову  науки и техники 

Вступление России в международные организации и развитие по международным законам 
 
 

Пересмотреть  налоговую систему, по возможности  состыковать и унифицировать  ставки 

Пересмотреть  систему процентных ставок на всех уровнях управления и направлениях инвестирования 

Увеличить удельный вес добываемых из недр Земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50%. Отладить государственный контроль за расходованием ресурсов 

Поступление международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государственным контролем и давать конкретный результат 

Охранять окружающую природную среду, повышать качество среды обитания и развивать конкурентные преимущества в этой сфере 

Комплексно формировать  и реализовывать рыночные отношения
 
     Внутренние  конкурентные преимущества организации  достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.
     Внутренние  конкурентные преимущества организации  нами предлагается разделить на шесть  групп:
     1) структурные, образуемые при проектировании  организации;
     2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии  организации;
     3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и разв
     4) управленческие;
     5) рыночные
     6) эффективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации. 

Внутренние  факторы конкурентного  преимущества организации Что необходимо сделать  для достижения и  использования конкурентного  преимущества
1. Структурные 1.1. Производственная структура организации 
 
 

1.2. Миссия организации 
 
 
 

1.3. Организационная  структура организации 
 
 
 
 
 

1.4. Специализация  и концентрация производства 
 
 

1.5. Уровень унификации  и стандартизации выпускаемой  продукции и составных частей  производства 
 

1.6. Учёт и  регулирование производственных  процессов 
 
 
 
 
 

1.7. Персонал 
 
 
 
 
 
 

1.8. Информационная  и нормативно-методическая база  управления 
 
 
 

1.9. Сила конкуренции  на выходе и входе системы
 
Проектировать организации на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем 
Миссия должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный  продукт, популярную товарную марку  и т.д. 

Организационная структура должна строиться на основе дерева целей организации с горизонтальной координацией всех работ менеджером по конкретному товару  (проблемно-целевая организационная структура) 

Осуществлять  проектирование организации на основе анализа принципов рационализации структур и процессов, применяя методы моделирования 

Выполнять весь комплекс работ по унификации и стандартизации различных объектов с целью их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т.д. 

Включить в  структуру организации средства автоматизации учета соблюдения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточности, параллельности, ритмичности протекания отдельных процессов 
 

Постоянно осуществлять отбор персонала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения, мотивировать качественный и эффективный  труд с целью обеспечения
конкурентоспособности персонала 
 

При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать  качественную информацию и нормативно-методические документы 
 

При выборе сферы  деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т. д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентоспособных поставщиков
2. Ресурсные 2.1. Поставщики 
 
 
 
 

2.2. Доступ к  качественному дешевому сырью  и другим ресурсам 
 

2.3. Учет и  анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации 
 
 
 

2.4. Функционально-стоимостный  анализ выпускаемой продукции 

2.5. Оптимизация  эффективности использования ресурсов
 
Постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших 
Следить за параметрами  рынка, чтобы не упустить возможный  доступ к качественному и дешевому сырью 

Стимулировать проведение подобного анализа, так  как в будущем экономия ресурсов у потребителей своих товаров будет приоритетным направлением деятельности организации, фактором конкурентного преимущества 

Стимулировать проведение подобного сложного, но эффективного анализа 

Поддерживать  работу по оптимизации ресурсов, так  как глобальная цель конкуренции — экономия ресурсов и повышение качества жизни
3. Технические 3.1. Патентованный  товар 
 

3.2. Патентованная  технология 

3.3. Оборудование 
 

3.4. Качество  изготовления товаров
 
Продолжать  работу по увеличению количества изобретений и патентов 
То же 

Увеличить удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний  возраст
Применять современные  методы контроля и стимулирования качества дл удержания конкурентного преимущества
4. Управленческие 4.1. Менеджеры 
 

4.2. Анализ выполнения  законов организации 
 
 
 

4.3. Организация  поставки сырья, материалов, комплектующих  изделий принципу "точно в срок" 
 
 
 
 

4.4. Функционирование  системы менеджмента (конкурентоспособности)  организации 
 
 

4.5. Функционирование  системы управления качеством в организации 
 
 
 

4.6. Проведение  внутренней и внешней сертификации  продукции и систем
 
Увеличивать удельный вес конкурентоспособных  менеджеров 
По результатам  анализа законов организации  должны разрабатываться и реализовываться  мероприятия по совершенствованию процессов 

Удержание этого  конкурентного преимущества требует  высокой дисциплины по всему циклу  движения материалов. В условиях удорожания производственных площадей укрепление дисциплины поставок становится аффективным  направлением конкурентной борьбы 

Дальнейшее удержание  этого конкурентного преимущества требует высокой квалификации персонала, применения научных методов управления 

Система управления качеством должна соответствовать  международным стандартам ИСО серии 9000 (версии 2000), научным подходам и принципам управления качеством  

Удержание этого  преимущества возможно при достижении высокой конкурентоспособности  выпускаемой продукции
5 Рыночные 5.1. Доступ к  рынку ресурсов, необходимых организации 
 
 
 

5.2. Доступ к  рынку новых технологий 

5.3. Лидирующее  положение на рынке товаров 
 
 
 

5.4. Эксклюзивность  товара организации 
 
 
 
 
 
 

5.5. Эксклюзивность  каналов распределения 
 
 
 

5.6. Эксклюзивность  рекламы товаров организации 
 

5.7. Эффективная  система стимулирования сбыта  и послепродажного обслуживания 
 
 

5.8. Прогнозирование  политики ценообразования и рыночной  инфраструктуры
 
Для получения  этого преимущества необходимо изучить  параметры рынков на входе системы (организации), а для его сохранения — проводить мониторинг рыночной инфраструктуры 
То же 

Для удержания  этого главного преимущества необходимо постоянно принимать меры по удержанию  всех конкурентных
преимуществ организации 

Это преимущество достигается высокой патентоспособностью  товаров, что, в свою очередь, обеспечивает их конкурентоспособность по сравнению с товарами-заменителями 
 
 

Это преимущество достигается высоким уровнем  логистики, сохраняется конкурентоспособными маркетологами и работниками  сбыта 

Для сохранения преимущества необходимы высокая квалификация работников рекламы и достаточные средства на неё 

Преимущество  достигается высокой квалификацией  экономистов, психологов и менеджеров организации и, конечно, необходимыми средствами 

Для сохранения этого конкурентного преимущества необходимо по своим товарам анализировать действие законов спроса, предложения, конкуренции и др., иметь качественную информационную базу и квалифицированных специалистов
6. Эффективность функционирования организации 6.1. Показатели  доходности (по показателям рентабельности  продукции, производства, капитала, продаж) 

6.2. Интенсивность  использования капитала (по коэффициентам  оборачиваемости видов ресурсов  или капитала) 

6.3. Финансовая  устойчивость функционирования  организации 

6.4. Доля экспорта  наукоемких товаров
Экономические показатели определяют качество функционирования организации по всем аспектам и направлениям. Поэтому для удержания своих конкурентных преимуществ организация должна повышать научный уровень управления. Уровни доходности, интенсивность использования капитала и финансовой устойчивости функционирования  организации определяются индивидуально. Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и  себестоимость товаров, но выше интенсивность  и качество товаров. Конкуренция  является также фактором повышения эффективности использования всех ресурсов
 
     Внешние и внутренние факторы конкурентного  преимущества являются максимально  возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия  количество конкурентных преимуществ  может быть любым.  
 
 
 

     
        Отрасль, регион, страна
 
              Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.
     Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся:
     • наличие качественной воспроизводственной политики государства;
     • высокий уровень конкурентоспособности  страны;
     • государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
     • качественное правовое регулирование  функционирования экономики страны;
     • открытость общества и рынков;
     • высокий научный уровень управления экономикой страны;
     • гармонизация национальной системы  стандартизации и сертификации с  международной системой;
     • соответствующая государственная  поддержка науки и инновационной  деятельности;
     • высокое качество информационного  обеспечения управления страной;
     • высокий уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;
     • низкие налоговые ставки в стране;
     • низкие процентные ставки в стране;
     • наличие доступных и дешевых  ресурсов;
     • качественная система подготовки и  переподготовки управленческих кадров в стране;
     • хорошие климатические условия  и географическое положение страны;
     • высокий уровень конкуренции  во всех областях деятельности в стране и 

     К внутренним конкурентным преимуществам отрасли относятся:
     • высокую потребность в товаре отрасли;
     • оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;
     • оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции отрасли;
     • высокий удельный вес конкурентоспособного персонала в отрасли;
     • качественную информационную и нормативно-методическую базу управления в отрасли;
     • конкурентоспособных поставщиков;
     • наличие доступа к качественному  дешевому сырью и другим ресурсам;
     • выполнение работ по оптимизации  эффективности использования ресурсов;
     • высокий уровень радикальных  новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы и т. д.);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.