На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учредительные документы юридического лица как правовая основа его деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОСКОВСКИЙ НАЛОГОВЫЙ ИНСТИТУТ» 

                        Кафедра Экономико-правовой факультет
                        Дисциплина Гражданское право 
 
 

Курсовая 

на тему:
«Учредительные документы юридического лица как правовая основа его   деятельности.»
                                                                       Выполнил
Огиевич Семен
3 курс, группа ВДН-3
Специальность Налоги и налогообложение
 «   » ______________2011г. 

                                                                           Руководитель 

 «   » ______________2011г. 
 
 

  

Москва 2011 

Содержание 

   Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки, возникновение юридического лица………………5
      Понятие и признаки юридического лица………………………………...5
    1.2. Создание и реорганизация юридического лица…………………………8
    1.3. Правосубъектость юридического лица………………………………...13
2.Учредительные документы юридического лица………………………...18
    2.1. Функции учредительных документов………………………………….18
    2.2. Общие требования к учредительным документам юридических лиц………………………………………………………………………………...20
    2.3. Документы, необходимые при первичной регистрации юридических лиц………………………………………………………………………………...22
    2.4. Внесение изменений в учредительные документы…………………….23
3. Материалы судебной практики……………………………………………28
    Заключение………………………………………………………………….34
    Список использованных источников……………………………………..36
 

      Введение 

     Институт  юридического лица относится к числу основных в российском гражданском праве. Его можно определить как совокупность (подсистему) норм, устанавливающих правоспособность юридического лица и способы ее осуществления, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также особенности их организационно-правовых форм.
     Правила, носящие наиболее общий характер, содержатся в гл. 4 ГК РФ. К ним следует отнести легальное определение и классификацию юридических лиц, нормы, регламентирующие правоспособность и ответственность, порядок государственной регистрации, требования, предъявляемые к учредительным документам, порядок реорганизации, ликвидации и т. д.
     В развитие норм ГК РФ должен быть принят целый ряд федеральных законов, регулирующих процессы создания и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Так, предполагается принятие закона о регистрации юридических лиц, закона об обществах с ограниченной ответственностью, закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и т. д.
     Уже введены в действие Федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об акционерных обществах". Продолжают действовать российские законы о банках и банковской деятельности, о товарных биржах и биржевой торговле, о страховании, которые были приняты еще до введения в действие части первой ГК РФ.
     Наряду  с нормами института юридического лица, содержащимися в гражданском  законодательстве, следует учитывать  и нормы иных правовых актов.
     Функциональное  назначение института юридического лица состоит в определении правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций, необходимого для их равноправного и эффективного участия в гражданских правоотношениях.
     Именно  данными обстоятельствами подтверждается особая актуальность данной тематики в настоящее время в РФ.
     Объектом  исследования данной курсовой работы выступают учредительные документы, необходимые в процессе возникновения и прекращения юридического лица.
     Предметом нашего рассмотрения являются нормы, регулирующие учредительные документы, а также отношения возникновения и прекращения юридического лица.
     В качестве цели данной работы мы выделяем анализ учредительных документов при возникновении и прекращении юридического лица.
 

      1. Понятие и признаки, возникновение юридического лица 

     1.1. Понятие и признаки юридического лица 

     Во II—I в. до н.э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие “юридическое лицо” было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идея расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан принадлежит римскому праву. [6, c.45]
     Бурное  развитие экономики середины - конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дерябург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.
     В XX веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие развития предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и, отчасти, повышается его качество. Наука гражданского права относит к числу центральных проблем теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института. Таким образом, современная литература даёт наиболее чёткие и конкретные понятия о юридическом лице как субъекте гражданского права.
     Наряду  с физическими лицами Гражданский  кодекс Российской Федерации признаёт субъектом гражданских прав и  обязанностей юридическое лицо.
     Юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений.
     Любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. [6, c. 47]
     Первым признаком юридического лица является организационное единство (наличие четкой внутренней структуры, органов управления и соответствующих структурных подразделений для выполнения своих функций); Оно состоит в том, что объединение лиц обладающих общим интересом или иначе организация, как одно лицо (субъект права), как единое целое способное решать определенные задачи должна иметь четкую внутреннюю структуру, а так же органы управления и соответствующие структурные подразделения для выполнения своих функций (их деятельность должна быть подчинена общему руководящему органу). Организационное единство юридического лица определяется действующим законодательством и должно быть закреплено учредительными документами (устав, учредительный договор). В уставе обязательно определяются – наименование организации, предмет и цели деятельности, его место нахождения, органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования и расходования имущества, условия реорганизации и прекращения его деятельности.
     Следующим признаком юридического лица можно назвать наличие у него обособленного имущества (наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении» имущества которым юридическое лицо отвечает по своим обязательствам). Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица. Степень имущественной обособленности имущества у различных видов юридических лиц может существенно различаться. Так, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия - лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления.
     Третьим признаком юридического лица является наличие самостоятельной имущественной  ответственности. Любая организация (юридическое лицо) несет определенную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и отвечает по своим долгам своим имуществом. Необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующие исключения из правила о самостоятельной ответственности юридического лица ни в коей мере не затрагивают общий принцип, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т. е. дополнительной к ответственности самого юридического лица). [1, c. 57]
     Четвертым признаком юридического лица является выступление в гражданском обороте  от своего имени. Означает возможность  от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов - нового субъекта права.
     Согласно  основных признаков юридического лица, можно вывести определение понятия «юридическое лицо», отраженное в Гражданском кодексе Российской Федерации «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету». 

     1.2. Создание и реорганизация юридического лица 

     От  общей теории юридических лиц  мы переходим к применению конкретных норм российского законодательства. Федеральный закон «О государственной  регистрации юридических лиц» вступил  в силу с 1 июля 2002 года. Необходимость  его принятия прямо предусматривалась не только действующим Гражданским кодексом РФ, но и другими федеральными законами об отдельных видах юридических лиц. Данный Закон был призван установить единую процедуру государственной регистрации фактов создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц на всей территории России.
     В настоящее время государственная  регистрация индивидуальных предпринимателем и юридических лиц возложена  на местные администрации либо специально созданные органы. Например, в Москве регистрация осуществляется Московской регистрационной палатой и ее филиалами, в Московской области - Московской областной регистрационной палатой и ее территориальными агентствами.
     В соответствии с нормами п. 3 ст. 23 и ст. 51 ГК РФ Закон о регистрации  должен был передать эти функции органам юстиции, возложив на них обязанности по ведению государственных реестров индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако Закон умалчивает о том, какой конкретно орган и каким образом будет осуществлять государственную регистрацию и вести единый государственный реестр юридических лиц.
     В ст. 2 Закона говорится, что государственная  регистрация осуществляется каким-то неизвестным «федеральным органом  исполнительной власти», уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Ведение государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы, осуществляется также «регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Более того, согласно ст. 10 Закона специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться другими федеральными законами. К тому же в Законе ничего не говорится о проведении регистрирующим органом какой-либо проверки соответствия представленных учредителями документов требованиям действующего законодательства; об ответственности учредителей за представление недостоверных (неточных или заведомо ложных) сведений. А ведь подобный мировой опыт есть. Например, в соответствии с нормами финского Закона «О компаниях» 1978 года в редакции от 14 февраля 1997 года представление в регистрирующий орган ложных сведений об оплате уставного капитала и некоторые другие нарушения порядка создания компании квалифицируются как преступления в сфере корпоративного права и наказываются штрафом или тюремным заключением на срок до одного года.
     Закон не урегулировал порядок образования  имущественной базы учреждаемого юридического лица. Российский законодатель рассматривает юридическое лицо с позиций теории фикции (олицетворения), то есть как правовое средство, прием юридической техники, искусственный субъект права, существование которого признается только после государственной регистрации. Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность только с момента государственной регистрации (п. 2 с 51. п. 3 ст. 49 ГК РФ). Аналогичным образом юридическое лицо считается прекратившим существование (ликвидированным) после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Между тем нормы п. 3 ст. 90 ГК РФ, п. 2 ст. 16 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 1 ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах», п. 1 ст. 10 Ф3 от 10 апреля 1996 года «О производственных кооперативах» предписывают учредителям общества оплатить не менее 50 процентов уставного капитала, а члену кооператива - не менее 10 процентов его паевого взноса уже к моменту государственной регистрации, то есть тогда, когда, с позиции того же законодателя, юридическое лицо еще не существует.
     По  действующему законодательству в случае преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ, ст. 20 ФЗ об АО, ст. 56 ФЗ об ООО, ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.).
     При слиянии юридических лиц права  и обязанности каждого из них  переходят к вновь возникшему юридическому лицу, а сами сливающиеся юридические лица прекращаются (п. I ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ФЗ об АО, п. 1 ст. 52 ФЗ об ООО и др.).
     В случае присоединения данного юридического лица к другому, к последнему переходят  права и обязанности присоединенного  юридического лица с прекращением присоединяющегося юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 17 ФЗ об АО, п. 1 ст. 53 ФЗ об ООО и др.).
     При разделении юридического лица его права  и обязанности переходят к  вновь возникшим юридическим  лицам с прекращением разделяющегося юридического лица (п. 3 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 18 ФЗ об АО, п. 1 ст. 54 ФЗ об ООО и др.).
     В ходе выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических  лиц к каждому из них переходят  права и обязанности реорганизованного  юридического лица без прекращения его деятельности (п. 4 ст. 58 ГК РФ, П. 1 ст. 19 ФЗ об АО, п. 1 ст. 55 ФЗ об ООО и др.).
     В процессе реорганизации юридического лица возникает универсальное правопреемство (ст. 129. 337 ГК РФ).
     Как подчеркивают цивилисты, правовое регулирование  универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц должно увязать переход прав и обязанностей с переходом деятельности преобразованного юридического лица к его правопреемнику; распределить эти обязанности и ответственность за их нарушение между несколькими правопреемниками в соответствии с распределением между ними его деятельности: защитить интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица.
     Юридический состав универсального правопреемства в процессе присоединения (поглощения) включает в себя совокупность следующих юридических факторов:
     1. принятие присоединившегося юридическим  лицом решения о реорганизации  и форме присоединения к другому  юридическому лицу;
     2. принятие «принимающим» юридическим  лицом решения о поглощении  другого юридического лица (присоединяющегося);
     3. получение согласия антимонопольного  органа (в случаях необходимости);
     4. заключение между «принимающим»  и «присоединяющимся» юридическим  лицом договора о присоединении  (поглощении); составление передаточного  бухгалтерского баланса, отражающего состав и стоимость передаваемого имущества;
     5. заключение договоров, опосредующих  передачу комплекса прав и  обязанностей (авторских, об уступке  патента, о передаче исключительного  права на фирменное наименование  и др.);
     6. фактическая передача имущества, прав и обязанностей присоединяющегося юридического лица «принимающему» юридическому лицу, оформляемая передаточным актом; составление сводного бухгалтерского баланса;
     7. прекращение присоединяющегося  (поглощенного) юридического липа (исключение из государственного реестра юридических лиц).
     Сложный юридический состав универсального правопреемства в процессе слияния (присоединения) юридических лиц  состоит из следующих юридических  фактов.
     1. принятие каждым из сливающихся  юридических лиц решения о  реорганизации в форме слияния; получение согласия антимонопольного органа (в случаях необходимости);
     2. заключение договора о слиянии;  составление передаточных бухгалтерских  балансов, отражающих состав и  стоимость передаваемого имущества;
     3. государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем слияния;
     4. заключение между каждым из  сливающихся юридических лиц  и созданным в процессе слияния  юридическим лицом соответствующих  договоров, опосредующих передачу  отдельных видов имущества, имущественных либо неимущественных прав и обязанностей;
     5. фактическая передача имущества,  прав и обязанностей сливающихся  юридических лиц созданному в  процессе слияния юридическому  лицу оформляемая передаточным  актом; составление сводного бухгалтерского  баланса,
     6. прекращение юридических лиц, принявших решение о слиянии (исключение из государственного резерва).
     1.3. Правосубъектость юридического лица 

     Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств  субъекта права, т. с. правоспособности и дееспособности.
     В науке гражданского права принято  различать общую (универсальную) и  специальную правоспособность. Общая  правоспособность означает возможность  для субъекта права иметь любые, гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
     До  недавнего времени юридические  лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Новый Гражданский кодекс РФ 1994 г. наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью. Было бы ошибочным, однако, полагать, что теперь правоспособность юридических лиц носит, по общему правилу, универсальный характер. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила (которое, как известно, не может толковаться расширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Этот вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что ныне такие организации составляют численное большинство в стране.
     Сохранение  специальной правоспособности за многими  видами юридических лиц не только оправданно, но и необходимо. Так, создавая некоммерческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия.
     Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
     Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным  характером. Юридическое лицо не может  обладать такими правами, которые в  силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых  видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.
     Применительно к юридическим лицам со специальной  правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности.
     Деятельность  юридического лица - это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в  осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.
     Приобретение  и, отчасти, осуществление прав и  обязанностей - прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.
     Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так  и несколько одновременно (например, директор и Дирекция, правление и  председатель правления), причем они  могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в том случае, если другая сторона знала или ведомо должна была знать о таком превышении.
     Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.
     Осуществление приобретенных органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключенных  договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность  ст. 402 ГК.
     Сходство  и различия учредительного договора и устава.
     Общие признаки:
     1. Учредительный договор и устав  являются корпоративными сделками, в результате их совершения  появляется новый субъект права  - юридическое лицо.
     2. Учредительный договор и устав являются учредительными документами и регламентируют корпоративные отношения, существующие между любым юридическим лицом, его учредителями и управляющими.
     Различия:
     1. Учредительный договор - гражданско-правовой  корпоративный договор, тогда как устав представляет собой гражданско-правовую корпоративную сделку, одностороннюю или многостороннюю, но не является договором.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.