На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентоспособность.ОАО "Колос"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
     Конечная  цель всякой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  — зависит от конкурентоспособности  товаров и от конкурентоспособности самого предприятия.
     В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся  в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения  конкурентоспособности.
     Так, в течение первых тридцати лет  ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность  с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
     Однако  с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950—1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом.
     С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции  появился подход к обеспечению конкурентоспособности  предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
     На  сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли – естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
     Оценка  конкурентоспособности предприятия  может прояснить сложившуюся  ситуацию, определить его положение  на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.
     Предметом исследования в данной работе являются методы обеспечения и оценки конкурентоспособности продукции. Объектом исследования являются хлебозавод ЗАО «Золотой колос» Белгородской области.
     Целью работы является выработка практических рекомендаций для эффективного использования  полученных знаний, путём детального изучения теоретических и практических аспектов данной проблемы.
     Необходимо  поставить основные задачи работы:
    рассмотрение теоретических основ повышения конкурентоспособности продукции предприятия;
    рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
    оценка конкурентоспособности предприятия на примере ЗАО «Золотой колос» (г. Белгород);
    выработка практических рекомендаций для ЗАО «Золотой колос» по повышению конкурентоспособности продукции.
     Первая  глава работы посвящена общему понятию  конкурентоспособности продукции предприятия.
     Вторая  глава работы посвящена краткой характеристики ЗАО «Золотой колос» и анализу конкурентоспособности продукции.
     Третья  глава посвящена практическим рекомендациям по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Золотой колос». 

 

        Глава 1. Теоретические  основы повышения  конкурентоспособности продукции фирмы.
      Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции.
     Конкуренция (от латинского concurrencia - сталкиваться) - соперничество между производителями  товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей
     Конкурентоспособность — многоплановая экономическая  категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях.
     Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь конкурентоспособность страны и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.
     Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Таким образом, конкуренция — очень сложное и емкое понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики.
     В промышленно развитых странах эффективность  механизма конкуренции существует давно и ее механизм хорошо отлажен. Россия в силу известных политических причин в этом плане остается еще  пока мало управляемой. Поэтому важно  на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями. Будем стремиться соблюсти принципы системности и комплексности формирования термина "конкуренция".
     На  современном этапе мирового развития конкуренция, как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров. Считаем, что в XXI веке эта задача будет приоритетной, а в конце XX века затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали цену до 5 раз в промышленно развитых странах и до 20 раз в развивающихся странах для техники этих стран.
     По  степени интенсивности конкуренция может быть:
- привлекательной,  когда в данном сегменте субъект  качественнее удовлетворяет свои  потребности или получает прибыли  больше, чем в предыдущем сегменте;
- умеренной,  когда действия субъекта конкуренции  поддерживают конкурентную среду  в данном сегменте рынка;
- ожесточенной  для объекта конкуренции, когда  субъект поглощает, уничтожает  либо вытесняет объект из данного сегмента;
- ожесточенной  для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента.
     Формы конкуренции:
- предметная  — конкуренция между товарами  одной ассортиментной группы, между  аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
- функциональная  — конкуренция между товарами (объектами) - заменителями.
Методы  конкуренции:
-на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
-на основе критерия повышения качества сервиса товара;
-на основе снижения цены (ценовая);
-на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
-на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).
Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
-местном (в группе, отделе, организации и т. п.);
-региональном (районе, городе, области и т. п.);
-национальном (в стране);
-межнациональном (в нескольких странах);
-глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
     Следует также отметить общие правила  изменения конкуренции между фирмами:
- конкуренция  усиливается с увеличением количества  соперничающих фирм;
- конкуренция  усиливается, когда крупные фирмы  присоединяют другую фирму и  принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
- конкуренция  сильна, когда спрос на товар растет медленно;
- конкуренция  усиливается, когда условия хозяйствования  в отрасли толкают фирму на  снижение цены или на применение  других средств увеличения объема продаж;
- конкуренция  усиливается, когда затраты покупателей  при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
- конкуренция  усиливается, когда одна или  несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;
- конкуренция  усиливается пропорционально росту  прибыли от успешных стратегических решений;
- конкуренция  усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
- ход  конкуренции предсказуем, когда  стратегии, ресурсы, организационные  особенности, миссии фирм различаются  в значительной мере и открыты большинству.
     Основные  факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
- размер  рынка — чем больше ранок, тем сильнее конкуренты;
- темпы  роста рынка — быстрый рост  облегчает проникновение на рынок;
- мощности  — излишние производственные  мощности приводят к падению цен;
- препятствия  для входа или выхода из  рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
- цена;
- уровень  стандартизации товаров — покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
- требования к размерам необходимых капитальных вложений — жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
- вертикальная  интеграция повышает требования  к размерам капитала, приводит  к сильным различиям в конкурентоспособности  и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и не интегрированных фирм;
- экономия  на масштабе — увеличивает  долю рынка, не обходимую для  достижения конкурентоспособности товара;
- быстрое  обновление ассортимента выпускаемой продукции.
     Всё сказанное выше позволяет дать следующее  определение конкурентоспособности товара.
     Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
     Конкурентоспособность определяет способность выдерживать  конкуренцию по сравнению с аналогичными объектам на данном рынке.
     В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность стран, тем выше жизненный уровень в этой стране.
     Конкурентоспособность конкретной страны зависит от способности  ее промышленности вводить новшества  и модернизироваться. В результате испытуемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами. Они извлекают пользу от присутствия на рынке сильных внутренних соперников, агрессивных поставщиков и требовательных местных потребителей.
     В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых  масштабах возрастает, роль государств становиться все более важной. По мере того как основа конкурентной борьбы все больше смещается в  сторону создания и освоения знаний, роль государства возрастает. Конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы.  
Различия в национальных ценностях, в культуре, структуры экономики, в существующих организациях и историческом развитии — все это вносит вклад в достижение успешной конкурентоспособности. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей.

     Самыми  важными факторами, определяющими конкурентоспособность страны, являются:
- уровень  развития экономики; 
- внутренняя процентная ставка;
- курс  национальной валюты;
- стоимость рабочей силы.
     Наличие конкурентоспособных смежных отраслей повышает конкурентоспособность родственных отраслей на международном рынке.
     1.2. Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции.
    Прежде  всего, необходимо определиться с понятием «фактор».
    Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий1, это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.
    В настоящее время существует большое  количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:
    1. Классификация Гарбацевича2.
    внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
    внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.
    2. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова3:
    Внешние факторы:
    Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
    Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
    Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).
  Внутренние  факторы:
    Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
    Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
    Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
    Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
    Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
    Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
    Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).
    Необходимо  отметить, что в приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.
    В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
    В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности  товаров приобретает экологический фактор. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.
    Рассмотрим  критерии конкурентоспособности продукции для целенаправленного и прогнозируемого воздействия через них на конкурентоспособность.
    Всякий  товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности  к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить  конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель.
    Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т. д.).
    В принципе, такое разделение критериев  можно использовать в оценке конкурентоспособности  любой продукции независимо от отрасли.
    В работах многих авторов в основе оценки конкурентоспособности товара лежит расчет и анализ комплексного показателя. Если значение этого показателя меньше единицы, то это позволяет сделать вывод, что данная продукция является не конкурентоспособной на данном рынке при существующей конъюнктуре. Значение комплексного показателя равное единице говорит о том, что продукция данного предприятия является аналогичной по конкурентоспособности с выбранной базой сравнения. И значение комплексного показателя большее единицы позволяет сделать вывод, что продукция анализируемого предприятия является абсолютно конкурентоспособной по сравнению с эталонной на данном рынке.
    Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, его  характеристики с точки зрения способности  товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств товара, определяющие его качество, называются показателями качества4.
    Для сопоставления величины различных  показателей, характеризующих конкурентоспособность  товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.). При этом по совокупности критериев самый высокий уровень конкурентоспособности товар имеет на этапе роста и зрелости.
1.3. Основные методы  оценки конкурентоспособности  продукции.
    Обеспечение конкурентоспособности продукции  предполагает необходимость ее количественной оценки.
    Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно – технического прогресса.
    Оценка  конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта5.
    Начальным этапом оценки конкурентоспособности  любого товара является определение  цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения  положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие.
    Следовательно, совокупность качественных и стоимостных  характеристик товара, способствует созданию превосходства данного  товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара.
    Как отмечают специалисты, в применяемых  теоретических и методических подходах оценки конкурентоспособности не нашел  отражения тот факт, что конкурентоспособность товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции.
    Для оценки конкурентоспособности продукции  можно использовать аналитические  и графические методы оценки:
    Модель Розенберга;
    Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
    Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;
    Модель с идеальной точкой;
    Методика Гребнева.
    Графические методы оценки конкурентоспособности  включают:
    Матрица БКГ;
    Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;
    Построение карт стратегических групп;
    Матрица Портера.
    Модель  Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей6.
    Она выражается формулой:
        Аj = Iij ,                                              (3.1)
где    Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);
    Vj — важность мотива для потребителя;
    Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.
    С точки зрения работы с товаром  использование модели связано с  множеством проблем. Мотивы, важные для  товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными  взглядами экспертов. Положительной  стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.
    При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:
    Qi = ,                                             (3.2)
где   Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
    Pi — величина i-го параметра товара;
    Pi0 — величина i-го параметра для товара-эталона.
    Рассчитывается  интегральный показатель конкурентоспособности:
    К = ,                                              (3.3)
где    n — число оцениваемых параметров;
    бi — вес i-го параметра.
    Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:
    Qj = k |Bjk – Ik|r ,                                             (3.4)
где    Qj — оценка потребителями марки j;
    Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);
    Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
    Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
    r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.
    Смысл этой формулы: товар следует предпочесть  другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше7.
    Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.
    Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.
    При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:
    B0i = ,                                              (3.5)
где    М0 — объем продаж данного товара за определенный период;
    М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.
    Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит  экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.
    Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается  влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.
    Концентрация  на одной из этих стратегий может  быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.
    Основным  недостатком рассмотренных методов  является их ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования. В разных методах оценки конкурентоспособности предприятия используются  различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.
1.4. Пути и методы повышения конкурентоспособности продукции.
    Основное  противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя.8
    На  основании определенной нами ранее  двусторонней взаимосвязи между  различными уровнями конкурентоспособности  можно утверждать, что пути повышения  конкурентоспособности государства, отрасли и предприятия повышают и конкурентоспособность продукции.
    B конкурентной политике относительно  товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное  назначение, надежность, долговечность,  удобство использования, эстетичность  внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.
    Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:
    добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
    выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв  на рынке;
    отыскать новое применение выпускаемым товарам;
    своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой  программы предприятия;
    найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
    осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;
    регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.
    В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий  ассортиментный набор9.
    Чем обширнее параметрические ряды и  ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки.
    Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия.
    В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.
    При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.
    Бесспорным  является и развитие такого направления  повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции  и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание.
    В решении задач повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора, и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности.
    В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности10:
    изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
    изменение порядка проектирования продукции;
    изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки,транспортировки и  монтажа;
    изменение порядка реализации продукции на рынке;
    изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;
    изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    изменение системы стимулирования поставщиков;
    изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
    Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям  товаров конкурентов.
    Во  всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды.
     В конечном результате необходимо нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.
 

Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции фирмы на примере ОАО «Колос».
2.1. Хлебокомбинат ОАО «Колос».
     ОАО «Колос» (Белгородский хлебокомбинат) – один из крупнейших производителей хлебобулочной и кондитерской продукции города с ежедневным выпуском продукции свыше 100 тонн. Предприятие ведет свою историю с 16 августа 1943 года (Белгородский хлебозавод Курского управления). Продукция предприятия пользуется неизменным спросом  не только в Белгородской области, но и в других регионах.
     Поиск нового, возрождение старинных русских  рецептов – такие задачи ставит перед собой коллектив предприятия. Основные принципы работы – высокое качество продукции, ее экологическая чистота и разнообразие.
     Работа  предприятия начиналась в помещении  древнего монастыря по ул. Пушкина в г. Белгороде со списочного состава в количестве 14 человек.
В 1957 году был построен и пущен хлебозавод 3 по ул. Мичурина, в 1972 году - вступил в строй хлебозавод 2 на той же территории. В 1998 году - пущен в строй производственный корпус №1.
     В 1993 году прошло акционирование предприятия  и с января 1993 года оно называется Открытое Акционерное общество «Колос».
     Основными видами вырабатываемой продукции являются хлебобулочные и кондитерские изделия. Всего вырабатывается 80-90 тонн хлеба и булок в сутки и 10-11 тонн кондитерских изделий в сутки. Всего вырабатывается более 45 наименований хлебобулочных изделий, более 110 наименований кондитерских изделий, 40 тортовых.
     На  предприятии систематически обновляется  ассортимент вырабатываемой продукции. С 2001 году разработаны и освоены новые виды продукции:
- хлеба:  Федоровский, Стойленский, Пшеничный  в/с, Губернский, Украинский, Бородинский. Старорусский, тостерный, Порционный, Крепыш, Боярский, Хлеб с шиповником, Хлебцы картофельные  и т.д.
- булочные  изделия: батон студенческий, батон  Белгородский новый, рожки с  посыпкой, булочка Ромашка, булочка Завиток с повидлом, Сдобушка с повидлом, Калач любительский, Лепешки-краюшки, Белгородская мелочь и  т.д.;
- кондитерские  изделия: вафли Лимонные, вафли  Снежинка, Карнавал, Восточные мотивы, Капуччино, Му-Му, печенье ржаное сдобное по-Белгородски, сдобное Венское, Юбилейное, конфеты Чунга-Чанга, Салют, мармелад Нежный, Белгородский, зефир, соломка Медовая, печенье Пчелка, пряники Стойленские, сушка Ванильная, торт Престиж, и другие всего 38 наименований, торты Шарм, Идеал, Зазеркалье, Фруктовый аромат, Львенок, Невский, Рубиновый, Киевский новый, Пешт, Олеся и т.д.
     За  период с 1997 года установлено новое  современное оборудование:
- линия  «Рондо» - для производства слоеных  изделий, мощностью 2,68 тонн в сутки;
- линия  для глазировки продукции шоколадной  глазурью, производительностью 1,0 тонн в сутки;
- две  вафельные линии общей производительностью 5,0 тонн в сутки;
- линия  по выработке пряников и печенья с начинкой, производительностью 1,1 тонн в сутки;
- автомат для изготовления конфет;
- упаковочные  автоматы финского производства;
- оборудование  для производства быстрозамороженных  полуфабрикатов (слоеные изделия  с начинками).
     За  период 2000-2006 года значительно расширилась сеть торговых точек. В настоящее время работают три фирменных магазина, кафе, фирменные торговые павильоны и киоски, расположенные в разных точках города.
     Ежедневно свыше 80 машин, украшенных логотипом  ОАО «Колос» развозят свежую хлебобулочную  и кондитерскую продукцию по городу и региону. В сеть наших фирменных  магазинов и многочисленные торговые точки продукция доставляется при строгом соблюдении санитарных норм и температурного режима – в любом районе города можно купить свежие и качественные изделия от ОАО «Колос».
     Транспортом предприятия осуществляется более  80% поставок продукции, производимой ОАО «Колос» в торговые точки города, области. У предприятия налажены партнерские отношения более чем 7 регионами и 18 районами белгородской области, а также  с городами С.Петербург, Орел, Брянск, Воронеж. В планах расширения сбытовой сети – Липецк, Обнинск, Тула.
     Основа  успеха предприятия – его коллектив, люди благодаря усилиям которых  достигаются высокие показатели в работе предприятия в целом. В настоящее время на предприятии трудятся более 1 000 человек.
     Продукция, вырабатываемая ОАО «Колос», демонстрируется на выставках и ярмарках как городского и областного, так и международного значения.
     Благодаря своему неизменно высокому качеству продукция предприятия пользуется большим спросом у населения.
     Вся продукция проходит обязательную сертификацию, ежедневно проверяется на соответствие стандарту качества. Для выработки изделий используется  натуральное, экологически чистое сырье.
2.2. Емкость рынка ОАО «Колос».
     Населения Белгородской области – 1511 тыс. человек. Емкость рынка Белгородской области– 8900 т/мес., в том числе г. Белгород – 2000  т/мес. Емкость рассчитывается путем умножения населения на кол-во потребляемого хлеба (180-200 гр.) на человека в сутки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.