На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бедность и бедные в современной России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ
     Бедность  как различие в материальном положении  членов общества всегда и везде была спутницей исторического процесса. И сегодня она существует в  самых благополучных обществах, при самой благоприятной конъюнктуре. Это связано с тем, что люди обладают неодинаковыми умственными  и физическими способностями, молодые  имеют больше возможностей повышать свое благосостояние, чем пожилые, физически  полноценные могут иметь больший  доход, чем инвалиды и т. д.
     Бедность  представляет собой комплексное  социальное явление, имеющее экономические, культурные и психологические корни. Более того, все результаты воздействия бедности на здоровье, культуру и поведение человека имеют долгосрочный характер. Пребывание в состоянии бедности уже оказало сильное влияние на экономическое поведение. Бедность порождает теневую экономику и придает ей высокую устойчивость, ведь она выгодна и работникам и работодателям.
     Бедность  всегда являлась актуальной проблемой, но на современном этапе этот вопрос стоит особенно остро: значительная часть населения находится за чертой бедности. Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. И этот процесс имеет динамичный характер, бедные становятся беднее, а богатые еще богаче. Именно это и обусловило выбор темы.
     Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ бедности  и анализ причин бедности в России. Также  были рассмотрены программы борьбы с бедностью в таких странах как США и Швеция.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    определить понятие и раскрыть сущность бедности
    рассмотреть различные концепции изучения и измерения бедности
    выявить и проанализировать причины и социально-экономические последствия бедности
    рассмотреть опыт развитых стран относительно проблем  бедности и социального неравенства
    изучить и проанализировать причины бедности населения России
    рассмотреть современные пути преодоления бедности в России
   Объектом  исследования является состояние бедности в современном мире, а предметом - пути преодоления бедности в отдельных  странах (США, Швеция, Россия).
   Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляют труды  отечественных экономистов, нормативные  акты, материалы хозяйственной практики, а так же данные, характеризующие  жизненный уровень населения  в социально-экономическом аспекте. В работе применен широкий спектр методов экономического исследования, как традиционных, так и современных, в том числе метод научной  абстракции, анализ, синтез, системный  подход, статистические методы исследования. Эмпирическую базу курсовой работы составили  данные Государственной статистики РФ, материалы хозяйственной практики. Информационной базой являются публикации в периодической печати, учебная литература. Особое внимание было уделено трудам таких ученых как Абдулов А.П., Несминова Н.Н., Тихонова Н.Е., Бобков В.А.и др.
   Курсовая  работа выполнена на 45 страницах, содержит 4 таблицы, список использованной литературы состоит из 21 источника. Кроме того, работа  имеет введение, три главы, в каждой из которых имеется по три параграфа, и заключение. 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ИЗМЕРЕНИЕ БЕДНОСТИ
1.1. Понятие и типология бедности
     Бедность  — глобальная социальная проблема, активно исследуемая и имеющая  много сходных черт во всем мире. Теоретическая бедность, по мнению большинства исследователей, представляет собой неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни, поэтому “классические ” бедные  семьи существовали везде и во все времена.
       Тем не менее, несмотря на накопленный научный опыт изучения проблем бедности, многочисленные попытки оценить масштабы ее распространения представляют  достаточно противоречивую картину. В условиях, когда “денежный доход перестает быть надежным мерилом реального потребления” [2, с.11], бедность трактуется по-разному – и как низкий уровень доходов и расходов, и как отсутствие необходимых ресурсов, и как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов, и как определенное самоощущение себя в социуме.
       Бедность, как крайнее проявление различий в уровне жизни и величине доходов населения, присуща любому обществу независимо от особенностей социального и политического устройства. Исследования, проводимые во многих странах мира на протяжении XX века, позволили вывести общие черты, присущие бедности практически повсеместно:
    Бедные – гомогенная группа, “хроническая” бедность наблюдается среди маргиналов, представители которых испытывают постоянную нужду, “пограничная” бедность носит постоянный характер (например, временно безработные), “новые” бедняки – прямые жертвы структурных преобразований в экономике.
    Три четвёртых бедных живут в сельской местности, но в последнее время наблюдается тенденция к урбанизации бедности, что обусловлено быстрым ростом городских трущоб и пригородных поселений.
    Существует тесная связь между бедностью и состоянием окружающей среды: примерно около трёх четвертей бедных сосредоточены в экологически неблагоприятных районах.
    Бедность имеет откровенно гендерный характер: велика доля бедных семей во главе которых стоит женщина, особенно ярко это проявляется в сельской  местности.
     Тип бедности, выражающийся в том, что доходы той или иной семьи, группы, слоя не достигают величины прожиточного минимума, можно рассматривать в качестве бедности абсолютной, Средства к существованию — это уровень, необходимый для поддержания жизни, и, следовательно, быть ниже этого минимума означает испытывать абсолютную бедность, поскольку индивиду не хватает средств для поддержания жизни.
     При выделении людей и групп, находящихся в ситуации абсолютной бедности, целесообразно принимать в расчет ее степень.
     Существует  три степени абсолютной бедности:
     1. нищета, наиболее глубокая острая бедность; в положении абсолютной нищеты, находятся люди, не имеющие физиологического минимума средств существования. В сегодняшней обстановке условным показателем этого уровня можно считать стоимость простейшего набора продуктов питания, входящих в официальный прожиточный минимум.
     2. нужда, средняя бедность; охватывает те группы населения, которым хватает средств на простейшие физиологические потребности, но кто не может удовлетворить социальные потребности, даже самые элементарные. В сегодняшней ситуации верхнюю границу нужды образует официальный прожиточный минимум.
     3. необеспеченность, или недостаточная обеспеченность, умеренная бедность. Конечно, количественные, выражаемые в деньгах, границы довольно условны. Здесь обеспечен прожиточный минимум, но нет достатка.
     Абсолютной бедности противопоставляется относительная бедность. Термин "относительная бедность" оценивает уровень потребления нуждающихся с учетом принятых в данном обществе средних стандартов потребления. В этом смысле бедность интерпретируется как аспект социального неравенства или социальной справедливости, жить в бедности означает "быть лишенным тех возможностей, которые открыты другим людям в этом обществе" [1, с.136].Таким образом, если абсолютная бедность является условием крайней экономической недостаточности, то относительная бедность представляет собой менее выгодное положение в социальном контексте.  
     Существуют  также две формы бедности: «устойчивая» и «плавающая». Первая связана с  тем, что низкий уровень социальной обеспеченности, как правило, ведет  к ухудшению здоровья, деквалификации, а в конечном счете – к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Социальные исследования стабильности бедности подтвердили эту гипотезу и показали, что люди, «рождающиеся как постоянно бедные», остаются таковыми в течение всей своей жизни. Вторая форма, намного реже встречающаяся, связана с тем, что бедные подчас предпринимают невероятные усилия и «выскакивают» из своего социального, фактически замкнутого круга, адаптируясь к новым условиям, отстаивая свое право на лучшую жизнь. Разумеется, что в таком «прыжке» существенную роль играют не только субъективные, личностные факторы, но и объективные условия, создаваемые государством и обществом.
     Также выделяют бедность «слабых» и бедность «сильных».
     Бедность  «слабых» — это бедность нетрудоспособных, инвалидов, больных, физически и психологически неустойчивых, а также работников, вынужденных нести непомерно большую нагрузку (кормильцы многодетных семей и т. п.). Те или иные проявления бедности «слабых» практически неизбежны в современных обществах.
     В отличие от бедности «слабых», бедность «сильных» возникает в чрезвычайных условиях, когда полноценные работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим средненормальным трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния.
     Таким образом, бедность не однородна по своему составу и представляет собой сложную структуру.                   

1.2. Основные концепции  изучения и измерения бедности 

Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению  бедности (а, соответственно, и источники  расхождения в оценках ее масштабов) исходят из трех основных концепций: абсолютной, основанной на формальном соответствии доходов установленному минимуму средств существования; субъективной, базирующейся на оценках собственного положения с самими людьми; относительной, предполагающей, что при различии стандартов потребления в разных сообществах установления единого минимального ”порога бедности” по меньшей мере проблематично и зависит от среднего уровня жизни конкретной страны
    Критерии  прожиточного минимума могут давать разные результаты в зависимости  от того, что будет под ним пониматься. Помимо официально используемой методики, существуют разные подходы к расчету  прожиточного минимума и разные представления  о нем.                                         В эпоху кризиса так называемого государства всеобщего благосостояния, затронувшего развитие стран мира многие ученые и политики приходят к выводу, что бедность в современном индустриальном обществе должна рассматриваться уже не как абсолютное, а как относительное состояние, и, следовательно, неизбежно будет существовать до тех пор, пока существует общественное неравенство. [19,с. 13-42].
    В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит  концепция абсолютной бедности, реализуемая  при построении так называемых минимальных  потребительских бюджетов для различных  социально-демографических групп  населения, рассчитанных с учетом их минимальных потребностей (нужд) и  круга товаров и услуг, удовлетворяющих  эти потребности (минимальные потребительские  корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка минимального набора товаров  и услуг получила название прожиточного минимума, или бюджета минимальных  потребностей.
    В мировой практике принято выделять несколько уровней бедности. Их характеризуют: стоимость продовольственной корзины  прожиточного минимума; прожиточный  минимум; половина прожиточного минимума; социальный минимум; величина дохода 15-20% наиболее бедного населения; медианный, или средний доход населения  страны, определяемый с учетом субъективного  восприятия населением степени своей  бедности и т.п.
     Согласно  п. 6 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", принятого  в октябре 1997 г., семья (одиноко проживающий  гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, официальные расчеты показателей бедности основываются на данных о численности и доле населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
     Более реальную картину существующей в  стране бедности можно получить, проанализировав  уровень расходов и структуру  фактических потребительских бюджетов населения. Семьи, тратящие половину и  более своего совокупного дохода на питание, считаются бедными. Данный критерий широко используется уже в  течение многих десятилетий.
     Несомненный интерес представляют статистический и административный подходы к установлению черты бедности, применяемые, в частности, в Соединенных Штатах. На статистическом базирует свои расчеты Бюро переписи США, использующее 13 стандартов нуждаемости. На основании этих показателей определяется количество лиц и семей, официально считающихся бедными.
     В ряде стран Западной Европы в настоящее  время не существует официально признанной границы бедности. За стандарт нуждаемости  условно принимается порог назначения социальной помощи (в Германии) или  уровень социального пособия (в  Швеции). Тем не менее черту бедности для этих (и других) стран рассчитывают международные организации - ЕВРОСТАТ и Всемирный банк.
     Понятию административного стандарта бедности близко понятие финансовой бедности, применяемое в ряде развитых стран  для расчета дохода граждан до и после предоставления социальных трансфертов (так называемые дотрансфертные и послетрансфертные уровни бедности).
     Существуют  подходы, базирующиеся на учете и  анализе не только материальных, но и отдельных социальных факторов, как то: соблюдение гражданских прав и свобод с позиции социального исключения и лишений , частичное или усеченное гражданство и др. В Западной Европе бедность зачастую ассоциируется с социальной несправедливостью.
     Анализ  статистических данных в динамике позволяет  судить о глубине социального  расслоения, показывает характер воспроизводства  бедности, неоднозначность и разновекторность этого процесса. Состав категории  бедных постоянно меняется: одни переходят  из нее в группу более обеспеченных, другие, наоборот, по тем или иным причинам в нее попадают[14, с. 34].  

    1.3.Причины и социально-экономические последствия бедности. 

     Безусловно, бедность - неоднозначное явление, и  помимо ее оценки важно представление  о причинах, ее вызывающих.
Бедность  является результатом нескольких факторов: демографический ( возраст, состав и размер семьи, пол), экономический (безработица, неравенство трудоспособного населения на рынке труда, уровень доходов и потребления),медицинский(инвалидность, слабое здоровье, продолжительная болезнь), психологический.
     Влияние безработицы на бедность самое большое, это особенно видно, когда глава семьи лишается рабочего места, единственного источника семейного дохода. Потеря занятости грозит чем-то большим, нежели потерей дохода – выпадением из сети привычных сообществ. В рыночной экономике «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей, когда часть работоспособного населения, временно или постоянно не имеют работу. Добиться того, чтобы было занято все трудоспособное население, практически невозможно. Чрезмерная безработица влечет за собой  большие экономические и социальные издержки. Безработица приводит к бездеятельности определенной части трудоспособного населения, как следствие  - к потере квалификации, упадку моральных устоев, распаду семьи, к общественным и политическим беспорядкам. А современная рыночная экономика нуждается в высококвалифицированных работниках, способных творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них, осуществлять поиск новых конструктивных идей.
     Угроза  стать безработным и бедным меняет репродуктивные установки населения. Значительная часть молодых семей, где оба родителя работают, откладывает  рождение детей до лучших времен, прекрасно  сознавая, что появление ребенка  автоматически означает попадание  данной семьи в категорию бедных. Данная категория занятых нередко  рассматривается администрацией предприятия  в качестве первоочередных кандидатов на сокращение (увольнение), или на неприем  на работу после окончания отпуска  по уходу за маленьким ребенком.
     Бедность  возникает из таких факторов как  общий уровень производства и  производительность, из структуры рынка  труда и ассоциируется с трудовыми  процессами. Неравенство в доступе  к рынкам труда необходимо понимать как часть процесса социальной и  экономической стратификации, одним  из результатов которого является бедность. Дифференциация и неравенство на рынке труда, первичным образом  обуславливает дифференциацию в  уровне жизни – сами по себе важные определители общего уровня бедности.
     Факторами, связанными с усилением стать  бедным или требующими обращения  за социальной помощью, являются –  низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус, расовая или этническая принадлежность.
     Сложившаяся в стране модель бедности – это, прежде всего, результат низкого  уровня доходов от занятости и, как  следствие, через их налогообложение  – низкого уровня социальных трансфертов. В этой связи феномен российской бедности можно определить, прежде всего, в терминах категорий «рыночной  бедности» - бедности, связанной с  местом (экономически активного) населения  на рынке труда. [15, c.36]
     Данный  тип бедности отражает превалирование низкооплачиваемых работ и процессов  труда, определяются низкими заработными  платами, низко доходными рабочими местами, неполной и нестабильной, часто граничащей с безработицей, занятостью, которые «толкают» людей в безработицу и экономическую неактивность.
     Таким образом, во-первых, бедность создает ограничения для развития экономики: низкая покупательная способность общества -> низкий спрос на товары и услуги -> сокращение внутреннего рынка -> низкая покупательная способность населения. Разорвать этот круг без увеличения доходов населения практически невозможно.
Во-вторых, бедность не позволяет привлекать кредиты и инвестиции, дающие толчок развитию экономики.
В-третьих, бедность понижает качество человеческих ресурсов, она отражается на здоровье нации и на качестве образования людей. Не менее значимо бедность отражается на мотивации труда и социальной активности населения, без которых экономический рост страны нереален. Бедность так же сдерживает проведение необходимых социальных реформ, препятствует вертикальной и горизонтальной миграции населения, разрывает экономические, и социальные связи.
                                                                                                           
 
 

ГЛАВА 2.Система социальной защиты в отдельных странах.
2.1. Социальная политика  США. Динамика  уровня бедности  в США
     В работах, затрагивающих вопросы  типологии социальной политики различных  стран, обычно выделяются два типа социальной политики: либеральный и консервативный.
     США обычно относят к странам, ориентированным  на жестко рыночную модель, при которой  удовлетворение индивидуальных и общественных социальных потребностей в наибольшей степени  осуществляется с помощью  механизма рыночных отношений, социальные услуги, не только образование или здравоохранение, но и материальное обеспечение в старости, преимущественно покупаются на рынке и оплачиваются самими пользователями тех или иных видов социальных услуг. Модель США относят к условно остаточной, при которой государство намеренно ограничивает свои функции только теми, которые не хотят или не могут обеспечить частный капитал и рынок. Это  консервативная модель, при которой государство в принципе ограничивает свою роль материальной поддержкой только самых малообеспеченных слоев населения. Такой подход к социальной политике может выглядеть историческим анахронизмом. Однако его оценка зависит в конечном счете от оценки степени эффективности рыночной модели социально-экономической жизни вообще.[11, c.35]
     Конечно, социальную политику можно (теоретически) рассматривать как самостоятельный  феномен со своими масштабами, инструментарием, целями и т.д., но ее взаимосвязь с процессом общественного воспроизводства в целом упускать нельзя. Более того, именно США первыми (может быть, после Великобритании) поставили в повестку дня вопрос о строительстве государства всеобщего благосостояния, официально объявили войну с бедностью в начале 60-х годов, наметили конкретную программу построения "Великого общества.
     В США поворотным моментом в формировании социальной политики был 1935 год - год принятия основополагающего закона о социальном страховании в рамках "нового курса" президента Ф. Рузвельта, год, с которого началось и постепенно усиливалось вмешательство государства в регулирование социальной сферы. Администрация Рузвельта впервые официально признала ответственность государства за социальную защиту граждан. Были введены государственное социальное страхование в форме двух основных программ (пенсионное обеспечение и компенсация по безработице) и очень ограниченная программа государственной помощи самым неимущим, голодным. Однако, убежденность в том, что социальное страхование фактически уничтожает необходимость в прямой помощи неимущим, надолго осталась доминирующим фактором формирования социальной политики в США.
     США позже, чем европейские страны, ввели  главные социальные программы. После  окончания второй мировой войны  в США была принята на вооружение концепция государства всеобщего  благосостояния (Welfare State) основанная на признании того факта, что рыночная экономика не в состоянии устранить  неравенство, поэтому в качестве главной цели социальной политики выдвигалось обеспечение минимального уровня социальной защиты и более равномерное распределение доходов.
     Кризис, начавшийся с середины 70-х годов, обострил экономические проблемы, выявил необходимость глубокой структурной перестройки не только экономики, но и социального регулирования, такая перестройка началась с приходом к власти в начале 80-х годов республиканской администрации Р. Рейгана.  При подведении итогов послевоенного развития социального регулирования в США отмечается несомненный прорыв в направлении к созданию "государства благосостояния". Отмечается, что число лиц с доходами ниже официально установленного "порога" бедности (poverty line) удалось сократить с 39,9 млн в 1960 г. до 23,0 млн в 1973 г., или с 22,2 до 11,1% населения, что социальные расходы в федеральном бюджете увеличились с 28,1 % в 1960 г. до 54,3% в 1980 г., а в % к валовому национальному продукту совокупные государственные расходы возросли с 8,8% в 1950 г. до 19,0% в 1975 г., затем их доля падала и восстановилась только к концу 80х годов (19,2% в 1990 г., 20,5"/о ВНП в 1991 г.). Механизм и масштаб сокращения бедности можно продемонстрировать по данным за 1980 г.: процент населения с доходом ниже границы бедности в этом году составлял 29,3%, в результате выплаты денежных государственных пособий по линии вспомоществования он уменьшился до 13,0%, а с учетом не денежных пособий до 8,1% .
       Несмотря на понижательную динамику 1975-1985 годов "общество благосостояния" в США стало образом жизни десятков миллионов американцев. Без этого "социального амортизатора" в настоящее время стало невозможно функционирование механизма общественного воспроизводства. Показатели развития государственных социальных программ в США приблизились к западноевропейскому уровню: по имеющимся данным, в середине 80-х годов при средней величине государственных социальных расходов в 25% от ВНП для 18 развитых стран, в США эта доля составляла 21% (в Японии около 18%).
     Позже лозунг о строительстве "государства всеобщего благосостояния" был снят. В государственной политике центр тяжести приходился на социальные программы для неимущих. Была введена система "тестирования на нуждаемость" с тем, чтобы ограничить получателей государственных пособий только "истинно нуждающимися", целый ряд социальных программ был упразднен.
     За 8 лет правительству  Рейгана удалось добиться многого, провести налоговую реформу, заблокировать инфляцию, "навести порядок" на рынке труда (резкое сокращение роста заработной платы), заморозить и снизить рост государственных расходов.
     Отход от консервативной концепции социально-экономического государственного регулирования проявился с приходом в Белый дом республиканца Дж. Буша. Заявив в бюджетном послании конгрессу в начале 1991 г. о желании правительства взять на себя большую ответственность за развитие экономики и социальной сферы , правительство акцентировало переориентацию бюджета на обеспечение долгосрочного экономического роста, выдвинув в качестве приоритетной программу "капиталовложений в будущее" Америки от военных к гражданским программам, а в рамках последних от трансфертных выплат к инвестициям. Уже на 1991 г. были запланированы рекордные бюджетные ассигнования на программы министерства образования, особенно ориентированные на молодежь (новые программы помощи молодежи из малообеспеченных семей в получении среднего образования, детям инвалидам  в получении начального и среднего образования, программа "неограниченные возможности для молодежи", нацеленная на помощь "трудным" подросткам из бедных семей. Одновременно Дж. Буш предпринял шаги по преодолению тенденции падения федеральных ассигнований на гражданские научные программы. Президент начал финансирование многолетней программы помощи малообеспеченным семьям в приобретении собственного жилья.
     Также было начато финансирование программы профессиональной подготовки и содействия в трудоустройстве для всех получателей пособий из числа бедных семей с несовершеннолетними детьми и для инвалидов, был поднят до 4,25 долл. в час федеральный минимум зарплаты как одно из средств помощи 6 млн глав семейств  так называемым "работающим" беднякам.
     В период президентства Дж. Буша были предприняты меры по преодолению лишь наиболее одиозных сторон консервативной социально-экономической политики  и то лишь за счет повышения налогов и дальнейшего роста бюджетного дефицита. В то же время отмечается самый длительный в мирное время экономический подъем, преодоление стагфляции и энергетического кризиса, тот факт, что правительству консервативной ориентации удалось освоить достижения научно-технической и информационной революции.
     Таким образом, США создали свою национальную модель, тип социальной политики, их особенность максимальное использование прежде всего рыночного механизма в процессе решения социальных проблем и, несомненно, уже затем начинает действовать государство как составная часть и гарант всей национальной системы социального страхования и обеспечения. Очевидно, у этой системы есть свои недостатки, но и упреки в жесткости этой системы весьма не обоснованы.
Динамика  уровня бедности в США
     В конце 2007 года Бюро цензов США опубликовало доклад об уровне доходов, бедности и охвате системой медицинского страхования населения США в 2006 году "Income, Poverty, and Health Insurance Coverage in the United States: 2006". Доклад содержит информацию, собранную в ходе ежегодных социально-экономических обследований (CPS ASEC), проводимых в США в рамках Текущего обследования населения (CPS), которое охватывает в настоящее время около 100 тысяч домохозяйств Соединенных Штатов. Подобные материалы выходят в США регулярно и позволяют в ретроспективе охарактеризовать уровень жизни различных социально-демографических групп населения как в целом по стране, так и в отдельных штатах.
     В докладе приводятся официальные  оценки уровня бедности в США, сделанные  Бюро цензов на основании данных обследований населения за период с 1959 по 2006 год. В соответствии с этими данными удельный вес населения с доходами ниже черты бедности в общей численности населения (уровень бедности) составлял в США в 2006 году 12,3%. В течение четырех последних лет наблюдалось ежегодное увеличение этого показателя; по сравнению с 2000 годом он возрос на 0,2 процентного пункта (п.п.). Но сравнение его нынешней величины с показателями первоначального периода наблюдений показывает, что за 47-летний период уровень бедности в США значительно сократился - на 10,1 п. п. (см. приложение А).
     Наличие длительного динамического ряда показателей бедности, рассчитанных на единой методологической основе, является весьма ценным материалом для исследований. Первоначальный анализ данных за 47-летний период показывает, что наряду с тенденцией к постепенному снижению уровня бедности, имеет место значительная колеблемость показателей по годам. Длительность периода спадов и подъемов показателей составляет примерно 10-12 лет.
     Величина  уровня бедности заметно увеличивалась  в периоды рецессии в американской экономике - в 1974-1975 годах, 1980-1983 годах, 1990-1991 годах, 2000-2001 годах. То, что в  условиях сокращения производства и, следовательно, занятости и реальных заработков происходит рост нищеты, вполне понятно.
     Материалы доклада содержат также динамические ряды данных о степени распространения  системы медицинского страхования  среди населения США; эта информация получена в ходе проведения CPS ASEC. Отсутствие материальных ресурсов является важнейшим, но не единственным фактором бедности. Ряд исследователей, например специалисты  Всемирного банка, ЕЭК ООН, отмечают взаимообусловленность изменения  показателей бедности и состояния  здоровья населения. В США, хотя это  и богатейшая страна мира, нет универсальной  системы медицинского страхования, которая охватывала бы всех американцев. Как следует из доклада, примерно каждый шестой американец (15,7%) в настоящее время не имеет медицинской страховки.
     Динамические ряды вышеупомянутых социально-демографических переменных гораздо короче, чем ряд уровня бедности. Поэтому провести статистический анализ с целью выявления зависимости изменения показателей бедности от некоторых происходивших в США социально-демографических изменений оказалось возможным только для периода 1987-2006 годов. Пределы вариации показателей бедности в этот временной период заметно сузились по сравнению с первоначальным периодом наблюдений, а изменения отличались явной периодичностью.
     Итак, исходя из имеющихся данных, с помощью  корреляционно-регрессионного метода были исследованы взаимосвязи результативного  признака - уровня бедности (Y) и некоторых факторных признаков, характеризующих уровень материального благосостояния, занятости населения и демографические изменения в США: средний доход домохозяйства (Х1); коэффициент Джини (Х2); удельный вес работающих по найму в численности обследуемого населения (Х3); удельный вес неполных семей, возглавляемых женщинами, в общей численности обследуемых семей (Х4); удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности обследуемого населения (Х5), удельный вес лиц, не имеющих медицинской страховки, в общей численности обследуемого населения (Х6),государственные расходы на социальное обеспечение в процентах к ВВП (Х7).Как показали результаты проведенного с помощью программных средств корреляционно-регрессионного анализа, основными факторами, влияющими на изменение показателей бедности в США в рассматриваемый период, являлись удельный вес работающего населения, удельный вес неполных семей, возглавляемых женщинами, доля государственных расходов на социальные нужды и удельный вес лиц, не имеющих медицинской страховки.
     Что же касается прочих, первоначально  включенных в исследование факторов, то после анализа показатель среднего дохода был исключен из модели как  мультиколлинеарный по отношению к  показателю занятости, а статистическая значимость коэффициента Джини, также  как и показателя доли пожилого населения, оказалась для модели очень низкой, и они также были исключены. (См. приложение  Б) 
     На динамику уровня бедности в США оказывают влияние две группы факторов, действующих в противоположных направлениях. Уровень бедности повышается с ростом числа неполных семей, состоящих из женщин и детей, а также с увеличением численности населения, не имеющего медицинской страховки. В то же время, понижающее влияние на показатель бедности может оказать рост занятости в стране, а также рост доли отчислений на социальные нужды.
     Как и предполагалось, на рост бедности существенное влияние оказывает  увеличение числа лиц, не имеющих  медицинской страховки, а следовательно, и качественного медицинского обслуживания. С повышением удельного веса населения, не охваченного медицинским страхованием, на 1 п.п. относительный показатель бедности может повыситься на 0,3 п.п.[21, p.34]
     Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что среди  множества факторов, связанных с  изменением уровня бедности в США, определенное, статистически значимое влияние  на динамику этого показателя оказывали  изменения в составе семей  и уровне занятости населения, колебания  в относительных величинах расходов на социальные нужды, изменения в  системе распространения медицинского страхования. Учитывая усиливающиеся  в последнее время во всем мире феминистические тенденции, можно  предположить, что такие факторы, как увеличение числа неполных семей  и наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению удельного  веса занятого населения, продолжат  свое воздействие на уровень бедности в США в сторону ее повышения. Однако совершенствование социальной политики в стране могло бы противодействовать этим тенденциям.
2.2. Шведская социальная политика благосостояния
     Каждая  социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика. Она способствует преобразованию общественных отношений  в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию  классовых неравенств и в итоге  построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния .
      Одним из наиболее важных аспектов социальной политики в Швеции является проблема занятости и безработицы, с которой напрямую связана проблема бедности. Начиная с 1930-х г.г. полная занятость была важной политической целью правительства, до начала 1990-х г.г. уровень безработицы обычно не превышал 3 %, это удавалось благодаря противоциклической макроэкономической политике, росту занятости в государственном секторе, активным мерам регулирования и централизованного установления системы заработной платы, в том числе ее минимального уровня.
      Важной  задачей государственного регулирования  рынка труда является система  социальной помощи безработным. В Швеции проблема соотношения между достаточным  уровнем пособия по безработице  и не снижающейся мотивацией поиска работы, особенно у пожилых и многодетных  работников, всегда стояла более остро, чем во многих других странах. Высокий (по отношению к заработной плате) уровень пособий способствует нереалистичным ожиданиям безработных в области  желаемой ими заработной платы и  снижению мотивации смены профессии  или места жительства ради получения  работы. Кроме того, продолжительность  выплаты пособия также влияет на интенсивность поиска работы.[7, c. 133]
      В Швеции традиционно предполагалось, что в ответ на щедрую финансовую поддержку индивид прилагает  настойчивые усилия к поиску работы. Готовность к работе проверяется  частыми контактами безработного со службой занятости. В наказание  за отказ от проходящего предложения  работы или обучения применяется  временное лишение пособия (как правило, на 1 месяц). Государственная служба занятости несет ответственность за проверку способности и готовности работать, она обязана сообщать страховому фонду об отказах от предложений работы соответствующей квалификации или от участия в программах обучения и переобучения, при этом государство берет на себя выплату 95 % пособий. В Швеции в 90-х г.г. был самый высокий уровень пособий по безработице, особенно для среднеоплачиваемых работников (83 %).
        Несмотря на прошедшие сокращения в последнее время, пособия по безработице в Швеции остаются одними из самых высоких в Европе. Для работников, не охваченных социальным страхованием, существует параллельная, но менее щедрая система, осуществляемая государственной службой занятости. Уровень замещения этой системой пособий по безработице и социальной помощи для некоторых категорий низкооплачиваемых работников составляет 100 %.
      В законе о социальном обслуживании говорится: «Социальное обслуживание общества на основах демократии и солидарности должно способствовать экономической  и социальной безопасности, равенству  условий жизни и активному  участию личности в общественной жизни. Работа должна строиться на основе уважения автономности и целостности  индивидов».
      За  организацию социального обслуживания полностью отвечают муниципальные  округа. Наиболее часто применяемая  мера помощи – материальные пособия, но организации социального обеспечения  могут также предлагать социальную, лечебную и профилактическую помощь.
      На  социальное пособие (пособие по бедности) в Швеции могут претендовать безработные, у которых истек срок получения  пособия по безработице, а также  те, у кого размер пособия меньше социальной нормы. Социальное пособие  в некоторых случаях может  быть выше пособия по безработице, обычно для тех, у кого была небольшая  заработная плата. Размер социального  пособия значительно колеблется в зависимости от семейных обстоятельств, в частности от количества детей.
      Социальная  помощь доступна каждому домохозяйству  с низким доходом  (как правило, безработным и частично занятым, но при условии активных поисков работы). Существуют также жилищное пособие и оплата пребывания детей в дошкольных учреждениях, которые зависят от уровня дохода семьи. Однако, наблюдается сравнительно низкий уровень обращений за социальным пособием. Это имеет несколько объяснений. Во-первых, получение пособия связано с проверкой доходов и многие воспринимают его как социальное клеймо и не обращаются за пособием. Во-вторых, достаточно жесткий контроль за имущественным положением, часто сопровождаемый настойчивой рекомендацией сменить жилье на более дешевое. В-третьих, местные власти могут привлечь того, у кого истекло право на пособие по безработице, к общественным работам, дающим право на возобновление пособия по безработице, что предпочтительнее получения социального пособия.
      Много внимания уделяется семьям, имеющим  детей. В качестве национального  идеала выдвигается многодетная  семья, этим семьям оказывается реальная материальная помощь. Распространяется практика ухода за маленькими или  заболевшими детьми. Например, в 1997 г. пособие по уходу за ребенком (обычно 75 % от заработной платы в течение года) получали 28,5 % отцов.
      В Швеции безработный может получать финансовую поддержку из следующих  источников: фонда страхования от безработицы, находящегося в ведении  профсоюзов; фонда материальной помощи, распределяемой местными органами власти и предназначенной для тех, кто  проработал или прошел какое-то профобучение в течение 5 месяцев, но не имеет права  на предыдущий источник; системы социальной поддержки, гарантирующей всем гражданам  минимальный доход.
      Финансирование  социальных программ идет из фондов государственных  и городских налогов и через  страховые взносы работодателей  и служащих. Вследствие этого уровень налогов в Швеции один из самых высоких в мире. Во время экономических трудностей 90-х годов принцип всеобщего социального обеспечения был предметом публичного обсуждения, но большинство политических партий и граждан поддерживают принципы всеобщего социального обеспечения, финансируемого из государственно местных ресурсов (налогов).
      Большое значение имеет деятельность благотворительных  организаций, например, основанной в  1946 г. для помощи пострадавшим Европы «Каритас Свиден» - благотворительной организации Католической церкви. С 1987 г. «Каритас Свиден» сосредоточила свои усилия на социальной деятельности внутри Швеции; занимается также оказанием помощи в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Африке и Азии. В стране действуют форум сотрудничества женщин Швеции, объединяющий большую часть женщин национального движения, а также Центр изучения проблем женщин в университете Уми.
      Что касается пенсионного обеспечения, то в 1994 г. в Швеции начата пенсионная реформа, рассчитанная на 20-25 лет. Она включает: сочетание пенсии на основании заработка и общей гарантированной пенсии, которая сокращается, если пенсия на основании заработка превышает определенный уровень; начисление пенсии на основе заработков в течение жизни (со специальными оговорками по поводу времени, проведенного в уходе за детьми, на воинской службе и при получении некоторых видов высшего образования), а не на основе лучших 15 лет, как было раньше; индексацию пенсий; установление пенсионного возраста (65 лет) с правом выхода на пенсию раньше (начиная с 61 года при соответствующем увеличении пенсии); привязку размера пенсии к ожидаемой продолжительности жизни в возрасте выхода на пенсию; установление пенсионных взносов на уровне 18,5 %, из которых 2 % зачисляется на индивидуальные счета, управление которыми осуществляется в соответствии с пожеланиями данного лица.
      Пенсии  по инвалидности зависят от процента утраты трудоспособности и рассчитываются по той же схеме, что и пенсии по старости.[6, c. 156]
      Социальная  политики Швеции по отношению к проблеме бедности 90-х годов практически  не претерпела изменений и по сей  день. Сейчас в этой стране наиболее низкие показатели бедности. Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Все это говорит о том, что проблема социального неравенства, бедности, неравномерного распределения доходов нашла свое решение в политике всеобщего благосостояния в Швеции. На сегодняшний день по данным статистики уровень бедности в Швеции составляет всего около 6 %, в то время как в России такой показатель достигнет к концу 2009 года 15, 5 % по прогнозу Всемирного банка. 

2.3. Особенности современной социальной политики в России
           Задача любого государства – сокращение бедности и неравенства, а для этого необходимо поддерживать прозрачную и справедливую систему социальной защиты, которая опирается на принцип всеобщего охвата и не дискриминационна по своей сути. Роль государства в обеспечении системы социальной защиты должна быть усилена. Это возможно при условии формирования системы, в которой уровень дохода для обеспечения базисных потребностей и защищенность человека становятся основой социальной и экономической свободы [4, c.32].
       С началом рыночных реформ  на первое место встала проблема  безработицы. Если в 1997 году численность безработных составляла 8,1 млн человек, в 1998 -8,9, то в 1999 – уже 9,1.После чего появилаь тенденция к снижению этого показателя. Уже в 2000 году численность безработных составила 6,9 млн человек, что составило 10,5 % к экономически активному населению. (См. приложение В)
     Основными факторами, вызывающими рост безработицы  в стране, являются спад производства, низкая инвестиционная активность, незавершенность  институциональных преобразований. Доминирующую часть зарегистрированных безработных составляют служащие – 79%, женщины – 78%, люди с высшим и  средним специальным образованием – 83%, высвобожденные – 58%. Устранение или смягчение причин, порождающих  безработицу, становится непременным  условием социальной и экономической  стабильности, успешности реформ.[17, c.56]
            В общемировой практике проблема  бедности известна очень давно.  Она присуща любому обществу  независимо от общественного  устройства. В России, официально бедность признана сравнительно недавно – в 1980-е гг. По определению бедности, принятому Европейским сообществом в 1984 г., «бедными  будут считаться те лица, семьи и группы людей, чьи ресурсы (материальные, культурные и социальные) ограничены так, что исключают для них минимально приемлемый образ жизни в пределах государства проживания».
     Трудоспособному населению, представляет собой набор  товаров и услуг, удовлетворяющих  самые насущные текущие потребности  работника на уровне таких нормативов, ниже которых нарушается физическая активность и здоровье. По данным государственной статистики в 2000 году величина прожиточного минимума составляла 1210 руб., однако к 2001 году этот показатель увеличился до 1500 руб., тенденцию роста величины прожиточного минимума можно было наблюдать и в последующие годы. На  апрель 2009 года этот показатель составляет 4630 руб. Однако следует учитывать, что это средний показатель по РФ, например, если величина прожиточного минимума в среднем по России в 2007 году составляла 3847 руб., то по социально-демографическим группам этот показатель составил: для трудоспособного населения  4159 руб., для пенсионеров  3065 руб., для детей 3679 руб. С  ростом величины прожиточного минимума соответственно уменьшалась численность  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.(См. таблицу 1)
     Таблица 1
Динамика  численности населения  с доходами ниже прожиточного минимума
 
Показатели
годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Величина  прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб.в мес. 1210 1500 1808 2112 2376 3018 3422 3847 4524 4630
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. чел 42,3 40,0 35,6 29,3 25,2 25,2 21,6 21,6 19,8  
От  общей численности населения, % 29,0 27,5 24,6 20,3 17,6 17,7 15,3 15,3 14,1  
 
     В условиях экономического кризиса в  наиболее уязвимом положении оказались  лица, находящиеся на иждивении государства  и не имеющие дополнительных заработков, - пенсионеры, инвалиды и неполные семьи. Специфика нынешней ситуации в России состоит в том, что помимо традиционно  уязвимых, вышеперечисленных групп, в категорию бедных попадают новые  большие группы – безработные, работающие с детьми, военнослужащие, то есть категории  экономически активного населения, которые способны и должны своим  трудом самостоятельно обеспечить необходимый  уровень благосостояния.
     Уровень пособий социально уязвимым категориям населения должен обеспечивать им по крайней мере прожиточный минимум. Для компенсации последствий  роста потребительских цен необходимо периодически пересматривать минимальную  пенсию и заработную плату.
     Компенсационные выплаты впервые были введены  в России в марте 1992г. в преддверии тотального повышения цен, когда  каждый работающий стал получать по 60 руб. ежемесячно, а пенсионер 65 руб. дополнительно к своему заработку  или пенсии. Во всякой рыночной экономике  существует система компенсационных  выплат. Она необходима потому, что  инфляция с той или иной скоростью  уничтожает прирост денежных доходов  населения в любой стране. Здесь  государству необходимо найти такую  величину компенсаций, которая дала бы максимальный социальный эффект и  одновременно не привела бы к усилению инфляции. С этой точки зрения 70%-ная компенсация потерь населения от роста потребительских цен является оптимальной.[10, c.176]
     Помимо  компенсаций, которые проводятся в  денежном выражении, социальная защита населения осуществляется еще и  в натуральных формах. Натуральные  виды социальной помощи осуществляются через предоставление бесплатных или льготных товаров и услуг, освобождение от платы за них. Натуральные компенсации нуждающимся осуществляются в разных сферах. Это и бесплатное предоставление средств передвижения инвалидам, утратившим двигательные функции, и бесплатные школьные завтраки, и бесплатный проезд в транспорте. Основополагающим принципом социальной политики должно быть бесплатное оказание услуг основными учреждениями социальной сферы, по крайней мере, на уровне научно обоснованных и законодательно закрепленных социально гарантированных стандартов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В РФ
3.1. Бедность как социальный феномен в России
     Кто такие бедные в России? Ответ на этот вопрос не однозначен и зависит от избранного метода оценки бедности, которых в мировой практике несколько:
    статистический, когда в качестве бедных рассматриваются либо 10-20% населения в общем ряду его распределения по размерам получаемых душевых доходов, или часть этого ряда;
    нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора, иначе - минимальной потребительской корзины);
    метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов и товаров, или напротив, метод удовлетворенности первой жизненной потребности;
    стратификационный, когда к бедным относятся люди, априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);
    антропологический - по группам населения (в зависимости от специфических, структурообразующих для их уровня жизни факторов: земля, жилье, образование, здоровье, роль домашнего хозяйства и натурализации доходов и пр.);
    эвристический, выявляющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;
    экономический, который определяет категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными на поддержание материальной обеспеченности бедных.[13, c.45]
     Исходя  из принятого в стране нормативного метода, Государственная статистика следующим образом определяет состав населения, живущего за чертой прожиточного минимума, т.е. стоимости минимального набора продуктов питания и самых необходимых промышленных товаров и очень низкого потребления услуг.
     Существенное  число бедных в России (и в этом особенность) - это семьи с детьми трудоспособных и, как правило, работающих людей (при этом нередко тех, кто  имеет всего лишь начисленную, а  не выплаченную во время заработную плату). Что касается пенсионеров, то в приведенных данных их бедность занижена. Во-первых, для них взят самый жесткий порог бедности (на 30% ниже среднедушевого); во-вторых, здесь недоучтены особенности потребностей - повышенная доля лекарств, расходы на ремонт, на обслуживание.
     По  территории страны бедность корреспондируется  с общим региональным уровнем  доходов, состоянием занятости и  безработицы. В более тяжелые  зоны попали прежде всего национальные образования в составе Российской Федерации (на Кавказе, Мари-Эл в Поволжье, Агинский-Бурятский округ в Восточной  Сибири, Магаданская область на Дальнем  Востоке, Ленинградская и Псковская  области на Северо-Западе, большинство  областей Нечерноземья (Владимирская, Калужская, Ивановская, Тверская, Тульская). По отраслевому и профессиональному составу бедных больше всего среди бюджетников, текстильщиков, машиностроителей, работников сельского хозяйства, лесной промышленности. Из социально-демографических групп в наихудшем положении оказались дети (по бюджетным обследованиям, среди одиночек 19% бедных, среди семей с 2-3 детьми их 55%). В литературе обычно отмечается продолжающийся процесс феминизации бедности (однако заслуживающих доверия данных об этом, кроме показателей по заработной плате нет). По исследованиям Мирового Банка, малообеспеченность преобладает среди малообразованных людей - фактор образования снижает риск низкой оплаты труда.[18, c.25-26]
     На  сегодня в России преобладает  так называемая текучая бедность (временная невозможность обеспечения  собственными силами) по сравнению  с застойной, для которой характерна постоянная невозможность обеспечиваться без внешней социальной поддержки. Так, в 1996 году (другой информации не опубликовано) только 30% общего числа бедных оставались таковыми постоянно из месяца в месяц  в течение всего года, тогда  как у остальных 70% периодические  поступления выводили их за черту  выше прожиточного минимума.
     Чрезвычайно важно, чтобы текущие формы бедности не перерастали в застойные в  условиях длительной хронической безработицы  отдельных категорий, общей девальвации  системы образования и профессиональной адаптации, на фоне углубления социальной пропасти в уровне и образе жизни (в питании, жилье, досуге, в свободе  передвижения и пр.). В развитие наиболее тяжелых застойных форм бедности большой "вклад" вносят беженцы, бездомные, граждане с асоциальным поведением (алкоголики, наркоманы), которыми практически  общество не занимается с должной  активностью, а также дети, страдающие от жестокости родителей, и нередко  беспризорные и безнадзорные при  живых родителях, молодежь из глубинки, неконкурентноспособные по образованию, низкооплачиваемые женщины с  их отставанием по квалификации, лица, попадающие в сферу радикальных реформ (военные, шахтеры, северяне и пр.). 

3.2. Российская бедность и ее причины
     Проблема  бедности во многих странах была и  остается острой темой среди всех слоев населения. Но для России она является особенно актуальной. Для того, чтобы бороться с бедностью и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого явления. Не раз проводились социологические опросы, которые выявили различные мнения населения о причинах бедности в России, среди них отмечаются: правительство, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм.  Рассмотрим главные причины бедности в России.
     Около 50% опрошенных отметили коррупцию самой  главной причиной бедности в России. И это неудивительно, ведь коррупция - страшное явление, разлагающее общество, затрагивающее все его слои и практически не поддающееся истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:
     -Коррупция  расширяет теневую экономику,  что сокращает поступления в  бюджет и лишает государство рычагов управления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.