На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовая основа и сущность организации оперативно-розыскной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                              
                                            СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
    Сущность, основные элементы и значение организации оперативно-розыскной деятельности в органах МВД России………………………………………………………………………5-12
    Правовая основа организации оперативно-розыскной деятельности органов МВД России …………………………………13-19
Заключение……………………………………………………………… .20-23
Список использованной литературы…………………………………… 24-26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  
                                                   

                                               
                                                Введение 

     Одной из основополагающих общегосударственных  задач, требующих принятия комплекса  неотложных мер, являются укрепление правопорядка и борьба с преступностью. В России по-прежнему сохраняется сложная криминогенная обстановка.
     В этих условиях особое значение придается  совершенствованию организации  деятельности правоохранительных органов  и, в частности, оперативных подразделений органов МВД России по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Необходимость этого обусловлена тем, что оперативно-розыскная деятельность играет весьма значимую роль в обнаружении и раскрытии наиболее тяжких и опасных преступлений. Более того, без нее в ряде случаев практически невозможно решить задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством. Прежде всего, речь идет о неочевидных и латентных преступлениях, преступлениях организованных преступных групп, доля которых в общей структуре отечественной преступности достаточно велика. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности предполагает выделение и тщательное исследование всех особенностей этого процесса, элементов его составляющих.
     Необходимость совершенствования организации  оперативно- розыскной деятельности обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Так, несмотря на то, что у оперативных подразделений имеется информация, позволяющая раскрыть преступление, существует реальная возможность исчезновения доказательной базы, ее использование в уголовно-процессуальной деятельности вызывает в ряде случаев проблемы.
     Способы совершения преступлений показывает, что наиболее тяжкие из них, а также  совершаемые в группах, готовятся  и совершаются тайно, преступники тщательно выбирают средства маскировки своего преступного поведения. В последние годы отмечаются факты глубокой конспирации преступных групп, применения ими современных технических средств для совершения преступлений и ведения контрнаблюдения за работниками органов внутренних дел, а также использования иных элементов активного криминального противодействия, в т.ч. коррумпированных представителей органов власти и управления.
     Это подтверждает верность выбора негласных  мер борьбы с преступностью в  прошлом и обусловливает необходимость  их использования в настоящее  время, однако настоятельно требует  разработки и реализации на практике современных теоретических моделей  борьбы с преступностью в ее новейших проявлениях, использование необходимых  научно-технических возможностей.
     Только  грамотная организация работы оперативных подразделений органов внутренних дел позволит предпринимать разносторонние меры по обеспечению бесперебойного и эффективного функционирования структурных подразделений, направить их на совершенствование стратегии и тактики оперативно-розыскной работы, накопление профессионального опыта, обеспечение четкого взаимодействия, устранение недостатков в деятельности оперативных подразделений и следственных аппаратов.
     В целях дальнейшего совершенствования деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел следует учесть то положение, что в современных условиях реформирование оперативных подразделений в целом должно быть ориентировано на их опережающую адаптацию к принципиально изменившейся оперативной обстановке. Без этого все очередные преобразования оперативных подразделений органов внутренних дел сведутся лишь к решению задачи выживания, а сама система будет обречена на отставание от темпов и характера общественного развития, потребностей государства и общества в борьбе с преступностью. 
 

      Сущность, основные элементы и  значение организации  оперативно-розыскной  деятельности ГРЛОВД
 
     Оперативно-розыскная  деятельность органов внутренних дел  — вид деятельности, осуществляемой посредством гласного или негласного проведения оперативно-розыскных мероприятий  уполномоченными на это оперативными подразделениями органов внутренних дел в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности; обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии с  Федеральным законом "Об оперативно- розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности являются: а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление, установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; б) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; в) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом.
     Организация оперативно-розыскной деятельности - целенаправленная деятельность руководителей  ОВД по осуществлению мер эффективного использования сил и средств, методов в оперативной работе по достижению целей борьбы с преступностью.
     Организация оперативно-розыскной деятельности - комплекс (система) специальных организационных  мер, применяемых руководителями ГРЛОВД, их оперативных подразделений и  иными субъектами и осуществление  ими организационно-управленческих функций в сфере оперативно-розыскной  работы в целях эффективного использования  оперативно-розыскных сил, мероприятий, методов и средств для решения задач ОРД (защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства)1.
     Основные  функции (элементы) организации  оперативно- розыскной деятельности ГРЛОВД:
     1. Определение целей,  задач, приоритетных  направлений деятельности В основе определения основных направлений деятельности оперативных подразделений, определения целей и задач по борьбе с преступностью должен лежать глубокий анализ состояния оперативной обстановки, который включает изучение структуры и динамики преступлений, их раскрываемости, видов, характеристики преступников и их жертв, результатов оперативно-служебной деятельности подразделения и органа в целом. Анализ оперативной обстановки должен быть полным, отражающим основные тенденции и закономерности развития криминальных и криминогенных процессов на территории. На основе анализа определяются основные проблемы, требующие решения средствами и методами оперативно-розыскной деятельности (причины низкой раскрываемости преступлений, снижения количества дел, по которым имеются подозреваемые или обвиняемые, возрастание числа нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных с применением оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ и т.д.).
    Нормотворческая.
     Государственные органы, осуществляющие ОРД, вправе издавать в пределах своих полномочий в  соответствии с законодательством  Российской Федерации нормативные  акты (положения, инструкции и т.п.), регламентирующие организацию и  тактику проведения оперативно- розыскных мероприятий, вправе закрепить в них дополнительные гарантии социальной и правовой защиты участников ОРД, детализировать их реализацию.
     В частности, статья 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»  предусматривает проведение отдельных  ОРМ в порядке, определяемом межведомственными  нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими  ОРД; статья 9 Закона определяет, что  перечень руководителей органов, осуществляющих ОРД, имеющих право выносить постановление  о проведении оперативно- розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, устанавливается ведомственными нормативными актами; статья 10 отмечает, что перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД; в статье 11 определено, что представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
    Организационно-штатная.
     Цель  данного направления - организационно-структурное  обеспечение оперативной готовности к реагированию на криминальные события.
     В периоды осложнения структуры преступности по какой-либо категории преступлений руководство МВД России и УМВД субъектов Российской Федерации может решить вопрос о создании специализированных подразделений по борьбе с определенными категориями преступлений (убийств, совершаемых по найму, с использованием огнестрельного оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, серийных) как в территориальных структурах оперативных подразделений, так и самостоятельных межтерриториальных (например, межрайонных).
    Информационное обеспечение.
     Это вид организационной деятельности, направленной на создание, функционирование, совершенствование информационных систем (различных учетов оперативно-справочного, оперативно-розыскного и криминалистического назначения) для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
    Аналитическое обеспечение (анализ).
     Аналитическая работа - познавательная функция, выполняемая  специализированными подразделениями, с помощью информационных технологий, систем, организационных мероприятий, методических приемов при изучении сведений, представляющих оперативный  интерес для борьбы с преступностью.
     Основными направлениями аналитической работы являются: прогнозирование; проблемный анализ (исследование); комплексный  анализ (разработка программы); оперативный  анализ (текущий).
    Прогнозирование.
     Прогнозирование - это познавательно-исследовательская  деятельность субъектов управления и специализированных подразделений  МВД, которые оперируют либо вероятностными закономерностями, либо категорически- определенной структурой закономерностей прошлого опыта, тенденциями, проблемными ситуациями, факторами, влияющими на криминальную ситуацию в будущем, обосновывают выводы, предлагают выбор наиболее эффективных форм, методов и средств реализации задач и принятия на этой основе управленческих решений по борьбе с преступностью.
     Цель - осознанный образ прогнозируемого  результата, на достижение которого направлены действия органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность.
    Планирование.
     Планирование - целенаправленная мыслительная деятельность субъектов управления по выработке  комплексных, обоснованных, реальных, динамичных оперативно-розыскных мероприятий  организационно- управленческого (перспективные и текущие планы), организационно- тактического (планы комплексных операций, комплексные планы по борьбе с отдельными видами преступлений), оперативно-тактического (планы по делам оперативного учета) характера, и иных оперативно-розыскных мероприятий гласного и негласного характера, выполняемая на основе анализа оперативной обстановки, изучения текущей информации о замышляемых, подготавливаемых, либо совершенных преступлениях или иных правонарушениях.
    Организация взаимодействия.
     Взаимодействие - согласованное по месту, времени, целям, задачам, объектам, направлениям, средствам  совместная деятельность органов в  целях эффективного использования  сил и средств для решения  задач оперативно- розыскной деятельности.
     В деятельности оперативных подразделений  органов внутренних дел сложились  следующие формы решения возникающих  задач: совместное планирование оперативно-розыскных  мероприятий, требующих комплексного использования сил и средств; выполнение поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий; обмен информацией о преступлениях, приметах преступников и похищенного; проведение совместных мероприятий  по предупреждению и раскрытию преступлений и др.
     Руководителями  ГРЛОВД и оперативных подразделений  определяются цели, задачи и направления  взаимодействия; осуществляется его  планирование; организуется само взаимодействие, контроль за взаимодействием; создаются новые организационные структуры взаимодействия.
    Финансовое обеспечение.
     Организация финансового обеспечения - решение  во взаимодействии с финансовыми  аппаратами МВД, ГУМВД, УМВД финансовых вопросов оперативных подразделений.
    Контроль.
     Контроль - проверка соответствия деятельности системы управления установленным  правовым нормам, планам, другим управленческим решениям, выявление и предупреждение отклонений, установление причин, принятие мер по их устранению, в целях непрерывного совершенствования системы и достижения поставленных задач в оперативно-розыскной деятельности
     Целями  ведомственного контроля являются: своевременное  предупреждение нарушений закона и  вскрытие недостатков в процессе осуществления ОРД; определение  соответствия этой деятельности требованиям  законодательства РФ и ведомственным  нормативным актам; обеспечение  конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе; обеспечение единства решений и  исполнения.
     Ведомственный контроль является одной из форм управляющего воздействия, которое осуществляется непосредственно его руководителями в соответствии с Федеральным  законом "Об оперативно-розыскной  деятельности" и ведомственными нормативно-правовыми актами.
    Оценка работы.
     Комплекс  организационных мер включает учет и оценку результатов деятельности сотрудников оперативных подразделений. Основные критерии деятельности подразделений - результат и качество, а показатели деятельности - количественная и качественная характеристика критерия (результативность выявления и раскрытия конкретных видов преступлений, число выявленных (разысканных) лиц, число лиц привлеченных к уголовной ответственности, количество раскрытых преступлений по оперативным  данным, и т.д.).
     Система оценки деятельности отдельных оперативных подразделений органов МВД РФ утверждена приказом МВД России от 19 января 2010 г. № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
    Оказание практической помощи.
     Оказание  практической помощи - метод управленческого  воздействия на подчиненные органы и подразделения с целью выявления  и разрешения различных проблем, определяющим в значительной мере конечные результаты оперативно-розыскной деятельности.
     В зависимости от характера преступных посягательств, характеристики территории, на которой они совершаются, привлеченных к раскрытию сил и средств, оперативные аппараты вышестоящих  уровней могут осуществлять методическую помощь в организации оперативно-розыскной  деятельности, либо в конкретных мероприятиях; лично участвовать либо организовывать проведение оперативно-розыскных мероприятий; изучать и внедрять положительный  опыт оперативно-розыскной деятельности.
    Кадровая.
     Включает  в себя подбор, расстановку, профессиональную подготовку кадров, проведение индивидуальной воспитатаельной работы, комплекс мер по укреплению служебной дисциплины и профилактике нарушений законности.
    Оперативная (временная).
     Оперативное управление деятельностью подразделений  осуществляется начальниками ГРЛОВД, заместителями - начальниками криминальной милиции, руководителями оперативных  подразделений, руководителем оперативно-следственных групп.
     Необходимость оперативного управления возникает, как  правило, по вновь появляющейся информации, результатам проведения следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий. Роль вышеуказанных руководителей  состоит в обеспечении и поддержке  высокой степени оперативной  готовности к адекватному реагированию на вновь возникающие обстоятельства.
     15. Научная.
     Включает  внедрение в практику новых методов  и форм работы, научных рекомендаций, новых технических средств.
     Кроме того, внесение предложений по систематизации правовых норм, регламентирующих оперативно-розыскную  деятельность, их совершенствования с точки зрения юридической техники, приведения в соответствие со смежными отраслями права, с интересами проводимых социально-экономической и административной реформ.
     Оперативно-розыскная  деятельность основывается на конституционных  принципах законности, уважения и  соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах  конспирации, сочетания гласных  и негласных методов и средств, эта деятельность осуществляется на принципах планирования наиболее сложных  оперативно- розыскных мероприятий, целеустремленности, наступательности в борьбе с преступностью и направлена в первую очередь на своевременное выявление предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск преступников и лиц, пропавших без вести.
     Решение стоящих перед оперативными аппаратами задач обеспечивается за счет эффективности  организации, элементы которой находятся  между собой в тесной взаимосвязи, и только их комплексное использование  может обеспечить достижение поставленных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Правовая  основа организации  оперативно-розыскной  деятельности ГРЛОВД
 
     Предпосылками для реализации остро возникшей  в российском обществе в конце 1980 – начале 1990-х годов потребности  в законодательном урегулировании оперативно-розыскной деятельности стали научные труды А.Ф. Возного, Д.В. Гребельского, И.М. Гуткина, Л.Н. Калинковича, А.Г. Лекаря, В.А. Лукашова, В.В. Сергеева и некоторых других авторов. В них были сформулированы принципиальные положения, касающиеся определения правовой основы указанной деятельности. Без преувеличения можно сказать, что именно результаты проведенных к тому времени научных исследований сделали возможным разработку и принятий специальных оперативно-розыскных законов2.
     Согласно  ст. 4 Федерального Закона об оперативно-розыскной  деятельности правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно- розыскных мероприятий.
     Правовая  основа организации оперативно-розыскной  деятельности горрайлинорганов - это система правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных правовых актах, которые создают правовые предпосылки (условия) для осуществления организационно-управленческих функций в сфере оперативно-розыскной работы либо непосредственно регламентируют вопросы их применения3.
     Основные  группы источников права, относящихся  к правовой основе организации ОРД  ГРЛОВД:
      Законы и иные нормативные правовые акты высших и региональных законодательных органов:
      А) Конституция Российской Федерации как основной закон государства закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью.
      В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. ст. 76, 90, 104, 105, 115). Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан;
      Б)  После Конституции основная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" '(далее - закон об ОРД);
     В) К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует отнести Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы Российской Федерации.
     Уголовный кодекс определяет формальные и материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно- розыскная деятельность. Установление наличия этих признаков является согласно ст. 7 Закона об ОРД основанием для проведения оперативно- розыскных мероприятий, а при их отсутствии ОРД осуществляться не может4.
     Уголовно-процессуальное законодательство1 придало органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, статус органов дознания (ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Определяя полномочия органа дознания, УПК РФ запретил проведение дознания лицом, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41);
      Г) Закон Российской Федерации "О полиции" , который в числе прав полиции, перечисленных в ст. 13, закрепил возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий для выполнения возложенных на нее обязанностей;
      Д)К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести следующие законы:
     - Закон Российской Федерации "О государственной тайне" , который определил перечень сведений в области оперативно-розыскной деятельности, относящихся к государственной тайне (ст. 5), порядок допуска должностных лиц к оперативно-розыскной деятельности (ст. 21) и доступа к сведениям об ОРД, составляющим государственную тайну (ст. 25);
     Федеральный закон "О связи"4, установивший в ст. 63 основания для ограничения тайны связи, а в ст. 64 обязанности операторов связи и процедуру ограничения прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
     Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"5 и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. "О персональных данных"6, установившие ограничения доступа к профессиональной тайне, к информации, составляющей личную или семейную тайну, к персональным данным граждан;
     Гражданский кодекс Российской Федерации1, закрепивший в ст. 139 понятие служебной и коммерческой тайны, а в ст. 857 - понятие банковской тайны; а также некоторые другие законодательные акты.
     II. Подзаконные нормативные правовые акты высших и региональных исполнительных органов.
    Указы президента Российской Федерации:
     -"Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" ;
     -"Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"3;
     -"Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"4; и некоторые другие.
    Постановления правительства Российской Федерации:
     -"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" от 15 июля 2002 г. № 526 (ред. от 24.09.2010).
     -"О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию" от 2 февраля 1998 г. № 111 (ред. от 02.03.2005).
    Ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты.
     Организация и тактика осуществления оперативно-розыскных мероприятий согласно ст. 12 Закона об ОРД отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ, издаются с грифами "секретно" и "совершенно секретно". Некоторые вопросы, связанные с осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах несекретного характера. К числу таковых можно, например, отнести следующие:
     - приказ МВД от 15.08.2011 № 938 «О  некоторых вопросах организации  оперативно-розыскной деятельности  в системе МВД России», который  устанавливает перечень подразделений  МВД РФ управомоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.4. Иные нормативные правовые акты.
     К данной группе относятся правовые акты судебной власти: Определения Конституционного Суда Российской Федерации, Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
     III. Международные нормативные  правовые акты.
     К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения  в сфере организации ОРД, следует  отнести:
     Всеобщую  декларацию прав человека, принятую Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая  в статье 12 провозгласила право  любого человека на защиту от произвольного  вмешательства в его личную жизнь  и от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и  тайну корреспонденции;
     Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., провозгласивший  право любого человека на защиту не только от произвольного, но и незаконного  вмешательства в его личную жизнь (ст. 17);
     Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую Советом  Европы 4 ноября 1950 г., запрещающую вмешательство  государственных органов в осуществление  права граждан на неприкосновенность частной жизни, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом  и необходимо в интересах государственной  безопасности и предотвращения преступлений (ст. 8);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.