На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Специальность «Социальная работа»

 
 
 
 
 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Выпускная квалификационная  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011
ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6
      Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков………..6
      Виды дезадаптации в подростковом возрасте………………….…………12
      Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи…………………………………………...….19
      Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков……………………………………………………..…………….27
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ   ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ……………………………………….………34
2.1. Комплексная диагностика особенностей дезадаптивного  развития подростков………………………………………………………………………..34
2.2.  Исследование социально-психологических особенностей подростков имеющих тенденцию к дезадаптивному поведению……………………….…38
2.3. Методические  рекомендации социальному работнику  по профилактике дезадаптации подростков………………………………………………...……...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...52
 

ВВЕДЕНИЕ
      Проблемы  подростков всегда актуальны, но никогда  не стояли так остро, как в настоящее  время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономического кризиса, ослабления роли семьи, изменении морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями. [23]
Проблемы  общества непосредственно отражаются на семье и детях, их здоровье и  развитии. На сегодня 10%, из общего числа  детей, имеют различные отклонения в развитии. Практически все дети в возрасте 0 – 14 лет, имеют какое либо заболевание. Официальная статистика показывает: В стране выросло число детей - наркоманов до 18%. Это молодые люди в возрасте от 13 до 25 лет, что составляет 30% молодого поколения страны. Наблюдается резкая тенденция к увеличению числа таких подростков. [23]
По оценкам специалистов, 15 - 20% россиян подросткового возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи.[5]
      По  данным исследования    социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. В настоящее время практически разрушена система воспитания детей и молодежи, снижаются возможности полноценного начала их самостоятельной жизнедеятельности. Нет гарантии получения детьми и молодежью общего и профессионального образования и вступления людей в социально-профессиональную деятельность (вследствие безработицы).
Говоря  о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу: дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т.е. примерно 1,5 миллиона); дети-сироты, общее число которых превысило 500 000; социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию; подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; подростки сексуально распущенного поведения; подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. [16]
      Проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят: индивидуальные; психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность); социально-психологические факторы; личностные факторы; социальные факторы.
      Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия  оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогенно обусловленные депрессивные состояния у подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации. Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Следовательно, проблема адаптации подростков к социуму является актуальной. 

       Объектом исследования  являются социально-психологические
особенности дезадаптированных подростков.
       Предметом исследования является  формы и методы деятельности социального работника с дезадаптированными подростками.
       Целью выпускной квалификационной работы является выявить теоретические и практические подходы взаимодействия социального работника с дезадаптированными подростками и составить методические рекомендации по профилактике дезадаптации.
       Для реализации цели поставлены следующие  задачи:
    Изучить теоретические подходы к пониманию дезадаптации в подростковом возрасте;
    Проанализировать причины и механизмы дезадаптации подростков;
    Выявить индивидуально психологические особенности подростков, имеющих тенденцию к дезадаптации;
    Составить методические рекомендации для социальных работников  по профилактике дезадаптации подростков.
        Теоретико-методологическую основу исследования составили: принцип системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов), психолого-педагогические положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.),  научные подходы к   рассмотрению дезадаптивного поведения в подростковой среде (С.А. Беличева, Г.М.
Андреева, Н.Д. Левитов  и др.).
    Методы  исследования: теоретико-методологический анализ научных источников; диагностические методы выявления  индивидуально психологических особенностей дезадаптированных подростков: наблюдение, беседа, анкетный и экспертный опросы.
   Структура  выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и библиографического списка литературы, включающего  25 источников. 
 

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
      Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков
      Социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация - это нарушение процесса социального развития индивида. Рассмотрением данного понятия занимались: О.С. Газман, Д.А. Андреева, С.А. Беличева, А.И. Захаров, и другие.
      А.С. Беличева под социальной дезадаптацией понимала социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниям, умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с окружающим миром. [5]
      Согласно Л.В.Мардахаеву   под социальной дезадаптацией следует понимать несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованием ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. [16]
    Следующее понятие социальной дезадаптации рассматривал Н.Р. Сидоров, который под социальной дезадаптацией понимал: неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно - исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимы для удовлетворения собственных потребностей. [20]
     Н.М. Иовчук и А.А Северный под социальной дезадаптацией понимали невозможность  обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному  ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует.
    Поскольку социальная дезадаптация является разрушением, расстройством тех результатов, которые достигнуты в процессе адаптации индивида к обществу. Необходимо подробно рассмотреть сущность такого важнейшего социального явления, каким является адаптация.
    Изучение  многообразных подходов к адаптации, которые рассматривают те или иные стороны, грани этого явления, приведено в работе отечественного автора Л. В. Корель, которая выделяет такие аспекты адаптации, по-разному анализируемые у различных авторов:
    адаптация как процесс приспособления индивида к новой среде; адаптация 
    как    результат    приспособительного    процесса;    адаптация    как    способ 
    достижения какой-то цели и приобретения пользы для индивида;

    адаптация   как   достижение   равновесия   между   субъектом   и   средой; 
    адаптация  как процесс,  обеспечивающий не  только  стабильность,  но  и 
    возможность развития индивида.

Проанализировав содержание процесса адаптации, можно  сделать вывод, что, во-первых, в ней всегда имеет место субъект адаптации, индивид, семья или группа, которым необходимо приспособиться к окружающей социальной среде для того, чтобы иметь возможность наилучшим образом функционировать в ней, достигнуть желанного результата в этом функционировании. Во-вторых, среда адаптации, то внешнее окружение, к которому нужно приспособиться. Для самого процесса адаптации и достижения ее адекватного результата имеют значение также характеристики этого общества, его соответствия или несоответствия внутренним ожиданиям и установкам индивида: "Адаптация представляет собой баланс между взаимными ожиданиями индивида и социальной среды". Нормы и представления   этого   общества   могут   быть   не   вполне   приемлемы   для субъекта адаптации; возможно также, что эти нормы являются объективно антисоциальными.
   В-третьих, элементом адаптационного процесса является само 
взаимодействие субъекта     и     среды.     Учитывая     постоянную

изменчивость  двух первых элементов, можно считать, что адаптация имеет начало, но не имеет конца. Действительно, первоначально в этом процесс вступает индивид с определенными свойствами, которые изменяются под влиянием возраста, социальных трансформаций, самовоспитания, результатов адаптации.
  Неправильная (неадекватная) социализация или расстройство социализации - это явление, которое ведет к кризису личности, но также создает кризисное напряжение в обществе. Устранение или минимизация этого явления будет способствовать как сохранению множества индивидуальных судеб, так и улучшению состояния общества, снижению конфликтности, повышению эффективности общественного развития. Дети и подростки, ставшие жертвой такого личностно-социального явления, имеют право на помощь общества в реабилитации их способности полноценно функционировать в обществе.
   Если  кратко сформулировать итог социальной адаптации детей и подростков, можно определить его как овладение присущими возрасту знаниями, умениями и навыками, включая социальные знания и умения.
   Поскольку социальная адаптация является двусторонним процессом, причиной дезадаптации, выражающейся в асоциальных формах поведения, в рассогласовании индивида с окружающей средой, в деформации системы ценностных ориентации, внутренней регуляции, социальных установок, может служить то рассогласование, причиной которого является деформация либо одной из сторон этого взаимодействия, либо их обеих.
   Дезадаптация  несовершеннолетних имеет объективные  и субъективные проявления. Объективно она проявляется в ограничении способностей выполнять социальные функции, в разрыве социальных связей, субъективно - в искажении системы внутренних норм, ценностных установок, в поведении, не соответствующем должному. Дезадаптация влечет за собой несоответствие основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательными для детей и молодежи. Социальная дезадаптация подростков выражается также в неумении осуществлять присущие возрасту формы деятельности, причем это является результатом либо не сформированности таких умений, либо в их разложении под действием ряда факторов. Таким образом, мы может говорить, что социальная дезадаптация несовершеннолетних может перевести их в категорию непродуктивных иждивенцев.
     Если объективные социальные качества и умения не сложились к определенному возрасту, зафиксированному школьным или социальным стандартом, возможно, ребенок является ретардантом, который развивается по нормальному жизненному сценарию данного общества, но более медленными темпами, отставая от той условной схемы, которая задается социальными, в основном школьными требованиями. Все необходимые интеллектуальные и морально-психологические конструкции могут формироваться у него также с запозданием. Социальное окружение часто формирует у такого ребенка негативные стереотипы и комплексы, хотя именно такой темп развития был присущ многим личностям, впоследствии квалифицированным как гении.
   Поэтому представление о множественности  вариантов нормы не только станет широко распространенным, но также интернализируется агентами социализации, когда тоталитарное представление о едином образце нормы отойдет в прошлое, тогда можно будет говорить о ликвидации достаточно существенной предпосылки детской и подростковой дезадаптации. Разумеется, если внутренняя структура личности ребенка деформирована неправильными ожиданиями и действиями взрослых, если ребенка вынудили стать дезадаптантом, тогда для нормализации его структурных и поведенческих элементов необходимы специальные профессиональные усилия.
  Еще одной из причин дезадаптации детей и подростков может служить объективно ограниченный объем умственных задатков и интеллектуальных предпосылок ребенка. В достаточно жестком российском социуме, где даже обладающие полноценным интеллектом и сильными волевыми качествами индивиды с трудом завоевывают себе место в жизни, современный гуманистический подход к личности, уважение к ней независимо от уровня интеллекта или особенностей характера пока не нашли себе применения.
   Данные  примеры указывают на существование  различных типов социальной дезадаптации детей, которые, в частности, получили определение как патологическая и непатологическая ее формы. Непатологическая дезадаптация протекает в социально нормальных условиях, не является глубокой и длительной и поддается коррекции. Патологическая является реакцией на серьезное расстройство условий жизнедеятельности и корректируется значительно хуже.
   Г.Н. Деменева выделяет дезадаптации, носящие 
устойчивый, хронический характер, и дезадаптации, имеющие 
временный характер. Временную дезадаптацию могут вызвать 
психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами. [11] Можно даже сделать вывод, что каждый взрослеющий ребенок переживает последовательное чередование периодов адаптации и дезадаптации.

  Как показывают исследования, социологи  и психологи достаточно активно обсуждают и изучают социально-психологическое содержание дезадаптации. В настоящее время все более активно разворачивается исследование причин социологического смысла социальной дезадаптации детей и подростков. Источник ее видится в социальной депривации, переживаемой детьми и подростками. Депривация - объективная характеристика и субъективное переживание обделенности, лишения чего-либо, причем переживаться она может не на основе действительного недостатка, а на основе относительной ущемленности, сравнения с другими.
     Таким образом, говоря о дезадаптации с точки зрения самих подростков, мы констатируем, что дети и подростки в силу каких-то неблагоприятных воздействий утратили способность осуществлять нормальные для возраста виды деятельности, устойчиво прибегают к асоциальным или даже антисоциальным   формам   поведения.   Таких   подростков   официально,   в научных текстах и нормативных документах, называют дезадаптированными, с ними проводят реабилитационную работу, чтобы восстановить их адаптивные свойства.
С другой стороны, причиной морально не одобряемого поведения и противоправных поступков подростков в значительной мере является такая деформация самого общества, при которой обычные детские и подростковые занятия становятся недоступны юным индивидам соответствующего общества. Трансформация собственного поведения, при обретении навыков асоциального и антисоциального поведения - бродяжничества, попрошайничества, проституции, воровства и т. д. необходимы им для выживания. Таким образом, мы можем говорить, что для многих дезадаптированных подростков их объективно асоциальное, неодобряемое или преступное поведение является как раз формой кризисной адаптации к условиям социума с деформированными социально - экономическими и морально-психологическими основами.
   Продолжительная дезадаптация детей и подростков ведет за собой их неадекватную социализацию, которая выражается в конфликте с моральными, поведенческими и юридическими нормами общества.
1.2. Виды дезадаптации в подростковом возрасте
    Доктор  психологических наук Беличева С.А. выделяет в зависимости от природы и характера дезадаптации патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию подростков, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании. [6]
Патогенная  дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых - серьезные органические повреждения).
Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, социальной адаптации умственно отсталых детей. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, трудиться и в меру своих возможностей быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует особых реабилитационных социально-педагогических условий.
    Выделяют  также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.
В решении  этой проблемы важное значение отводится  превентивным мерам, в качестве которых  выступают меры медико-педагогического, оздоровительно-реабилитационного характера, которые должны осуществляться как в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях, так и в специальных лечебно-воспитательных реабилитационных учреждениях.
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы.
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, требующим специальных психолого-педагогических коррекционных программ можно отнести  также различные неблагоприятные  и индивидуально-психологические  особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного)! интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.).
К временным  неустойчивым формам психосоциальной  дезадаптации можно прежде всего  отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития, подростка.
К временным  формам психосоциальной дезадаптации относятся также различные проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в парциальной  задержке либо опережении развития отдельных познавательных процессов, опережающего либо отстающего психосексуального развития и т.д. Такого рода проявления также требуют тонкой диагностики и специальных развивающих и коррекционных программ.
Временную психосоциальную дезадаптацию могут  вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки со стороны практических психологов.
Социальная  дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального  развития, социализации индивида, когда  имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.
Выделяют  две стадии социальной дезадаптации.
Стадия  школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися. Как на уровне содержательной, так  и функциональной сторон социализации, основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).
Вместе  с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличается трудолюбием, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. Преодоление трудновоспитуемости педагогически запушенных учащихся предполагает налаживание с ними педагогами и воспитателями доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности; авансирование доверием в школе со стороны учителей и одноклассников; организацию досуга, расширение сферы интересов; опору на лучшие качества характера; формирование профессиональных планов и жизненных устремлений; привитие навыков самоанализа" самовоспитания; помощь в оздоровлении условий семейного воспитания.
Социально запущенные учащиеся не только плохо  учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы  и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически  запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов.
Они характеризуются  глубоким отчуждением от семьи и  школы, их формирование и социальное развитие идет в основном пол влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).
В отношениях такого рода трудновоспитуемых подростков необходимы специальные меры социальной поддержки и ресоциализации, которые  должны осуществляться специальными превентивными  службами и ресоциализирующими центрами. В случае, когда специальные воспитательно-профилактические воздействия оказываются недостаточными, подростков с высокой степенью социальной запущенности, регулярно совершающих правонарушения и другие грубые социальные отклонения, для перевоспитания помещают в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения.
Учитывая  вышеизложенное, были выделены следующие  признаки, позволившие выявить диагностически значимые показатели уровня социального развития подростков:
1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.
2. Степень  сознательности и дисциплинированности  по отношению к учебной деятельности.
3. Уровень  развития полезных знаний, навыков,  умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов.
4. Адекватное  отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.
5. Коллективистские  проявления, способность считаться  с коллективными интересами, уважать  нормы коллективной жизни.
6. Способность  критически, в соответствии с  нормами морали и права оценивать  поступки окружающих, друзей, сверстников,  одноклассников.
7. Самокритичность,  наличие навыков самоанализа.
8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия.
9. Волевые  качества. Невосприимчивость к дурному  влиянию. Способность самостоятельно  принимать решения и преодолевать  трудности при их выполнении.
10. Внешняя  культура поведения (подтянутый  внешний вид, аккуратность, культура  речи, вежливость).
11. Преодоление  и отказ от дурных привычек  и форм асоциального поведения  (употребление алкоголя, курение,  употребление нецензурных выражений).
Социализация  индивида, усвоение им социального  опыта проходит по мере все более  активного включения в многоплановые и разносторонние общественные отношения, по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром.
Показателем социальной зрелости личности служит ее готовность быть активным, сознательным, полноценным членом общества, выполняющим  многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные, товарищеские и другие функции и обязанности.
Социально зрелая личность способна не только успешно  адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.
Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения  процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.
Скажем, инфантильность, социальная незрелость, возникающие в результате "тепличных условий" воспитания, преднамеренного ограждения подростка, юноши от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей и т.д. Либо социальная дезадаптация, проявляющаяся в различных социальных отклонениях корыстного, агрессивного, социально-пассивного типа как на докриминогенном уровне, когда происходят нарушения норм морали, так и на криминогенном уровне, выражающемся в преступных, уголовно-наказуемых действиях.
Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права, и которые, в конечном счете, обусловливают, по словам Л.С. Выготского, "врастание в человеческую культуру".
По сути дела, десоциализация - это не что иное как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.
В исследовании природы дезадаптации особое внимании уделяется соотношению биологического и социального в поведении  индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации. 

1.3.Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи 

    Подростковый  возраст всегда считался критическим. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, являясь самым острым и длительным. В связи с высоким, но не синхронным темпом психического и физического развития у подростков возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в период еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно. Поэтому депривация потребностей дается чаще, выражена сильней, чем в. младших возрастах, и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии ребенка очень трудно. При объективно наступающем взрослении; социальная ситуация, как правило, не меняется - подросток остается учащимся и находится на иждивении (родителей или детского учреждения). В силу этого многие его притязания приводят к неразрешимым трудностям; входят в конфликт с реальной действительностью; в этом и кроется психосоциальная причина кризиса подросткового возраста. Подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворить, ищут пути реализации своих намерений вне школы, вне родительского дома. Они могут забросить учебу, оказаться в компании таких же оторвавшихся от школы подростков, что нередко приводит к бродяжничеству и асоциальным формам поведения.
   Ориентация  подростка на высокие и перспективные  цели способна направить в желаемое русло его поведение, эмоции, нравственное развитие, ликвидировать или в значительной мере сгладить противоречия в мотивах поведения, в определенной степени привести к внутренней гармонии; Важной особенностью подросткового возраста является потребность самовыражения и самоутверждения, а также самоопределения, которое связано с необходимостью решать проблемы своего будущего с учетом личных реальных возможностей и внешних обстоятельств.
  Депривация  всех потребностей может породить кризис, рассматриваемый возрастной психологией в рамках нормы, но в ряде случаев способна привести и к патологическим формам поведения.
   Из  наиболее типичных специфических поведенческих реакций на ту или иную социальную ситуацию, присущих подростковому возрасту, следует назвать такие, как реакции эмансипации, имитации, группированная со сверстниками, оппозиции и т.д.
   Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Потребность в эмансипации связана с борьбой за самостоятельность, самоутверждение себя как личности. В крайних вариантах поведения это могут быть уходы или побеги из дома (интерната, детского дома).
   Реакция имитации выражается в стремлении подражать тому или иному образцу, который определяется, как правило, компанией сверстников. Если образец для подражания асоциальный, реакция может быть причиной нарушения поведения.
   Реакция группирования весьма типична для подростков. Им свойственно тяготение к группированию, сплочению со сверстниками. В среде подростков группы функционируют по своим социально-психологическим законам, среди которых наибольшую опасность _ представляет так называемая автономная мораль, не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенно сильно она выражена у несовершеннолетних правонарушителей. Подавляющее большинство правонарушений совершается подростковыми группами. Именно группа становится регулятором поведения педагогически запушенных подростков. Особенно легко объединяются в группы распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения, наркоманы.
   Реакция оппозиции - это активный протест подростка. Ее причиной могут быть чрезвычайно высокие требования к ребенку, непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны родителей и воспитателей. Возникая в детском возрасте, реакция оппозиции сохраняется и у подростков.
   Следует указать также на реакции, обусловленные  сексуальны влечением (ранние половые связи, онанизм, подростковый гомосексуализм). В целом сексуальное поведение подростков крайне неустойчиво, в некоторых случаях приближается к патологическим формам.
   Детские и подростковые поведенческие реакции  могут быть как вариантами поведения в норме, так и патологическими нарушениями - патохарактерологическими реакциями. Определение возможного перехода этих поведенческих реакций из рамок подростковой нормы в патологические формы должен проводить детский психиатр. Будучи патологическими, эти реакции представляют собой патологические формы девиантного поведения, аномалии, относящиеся к категории личностных расстройств.
   Необходимо  учитывать, что физиологическая  перестройка организма в переходные (критические) возрастные периоды изменяет реактивность организма, усиливает его чувствительность к действию факторов внешней среды; повышенная ранимость отличается и как ответ на патогенные воздействия. Массивные эндокринные сдвиги и сложнейшая перестройка в деятельности центральной нервной системы (ЦНС) являются теми специфическими факторами, которые качественно меняют характер взаимодействия отдельных систем и организма в целом с окружающей средой, создавая тем самым предпосылки для возникновения нервно-психических расстройств. Эти расстройства относятся в основном к пограничным нарушениям: невротическим и патохарактерологическим проявлениям, носящим преимущественно нестойкий характер (если ситуация не осложнена еще и неблагоприятными микросоциальными факторами).
   Подростки, прибывающие в социозащитное учреждение, пережили на своем коротком веку немало потрясений: безразличие родителей и жестокое обращение, пьяные разгулы взрослых, драки, издевательства. На глазах некоторых из них родители убивали друг друга. Пережив немало психотравмирующих ситуаций в семье, многие из них не нашли для себя благоприятной обстановки и в детских учреждения интернатного типа. Побеги, жизнь на улице, в постоянной борьбе за выживание усугубляют и без того расшатанное физическое и психическое здоровье ребенка.
   У большинства подростков поступающих в социозащитные учреждения проявляется соматическая ослабленность, у многих отмечаются определенные нарушения в состоянии психического здоровья и развития. Преобладают дезадаптационные пограничные психические расстройства в форме нарушений поведения (реакции бегства, агрессии, неповиновения). Анализ структуры психической патологии показывает, что наиболее распространены следующие ее формы: задержки темпа психического развития много мерной этиологии, резидуально- органические психические расстройства; проявление минимальной мозговой дисфункции - гипердинамический синдром. Характерно, что все они проявляются, как правило на фоне соматической ослабленности. Несколько реже отмечают различные невротические нарушения и патологические черты характера как проявление психопатии или патохарактерологического формирования личности вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. У подростков нарушения психического здоровья часто протекают на фоне акцентуаций характера, что необходимо учитывать при коррекции.
   У мальчиков преобладает психопатоподобный  синдром в таких его вариантах, как повышенная аффективная возбудимость, агрессивность, уходы и бродяжничество, и гипердинамический синдром, характерных прежде всего для дошкольников и младших школьников. У девочек наиболее часто наблюдается истероидные проявления, эмоциональная лабильность, а также церебрастенический синдром.
   Следует отметить, что психическое недоразвитие часто осложнено психопатоподобными, неврозоподобными или церебрастеническим синдромом резидуально - органического генезиса. В этих случаях у детей могут наблюдаться и такие формы девиантного поведения, как курение, употребление алкоголя, привычка брать чужие вещи без спроса и некоторые другие.
   Рассмотрим  наиболее существенные проявления психических дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывавшихся вне семьи, или в неблагоприятной семейной обстановке, вызывающие трудности их социально психологической адаптации в социозащитном учреждении и в окружающем их мире.
        Гипердинамический синдром (синдром гиперактивности).
   Основные  признаки синдрома гиперактивности - двигательная расторможенность, нарушение концентрации внимания. Ребенок подвижен, как ртуть, делает много лишних движений, вертится, даже слушая сказки или глядя на экран телевизора. Гипердинамический ребенок импульсивен, нельзя предугадать, что он сделает в следующий момент. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Иногда он чрезмерно вспыльчив, драчлив, может быть агрессивным. Для него характерны трудности школьной адаптации, связанные с нарушениями в поведении и внимании. Повышенная отвлекаемость не дает ему сосредоточится на уроке, он допускает ошибки не из-за отсутствия способностей, а в силу крайней невнимательности и торопливости. Гипердинамический ребенок любопытен, но, если не заниматься его воспитанием серьезно, он будет иметь поверхностные знания, а его ориентация сведется к упрощенному знанию жизни.
   Вследствие  повышенной возбудимости они склонны  к агрессивным реакциям в ответ  на подавление их активности, особенно если оно постоянно. Такой ребенок может стать «трудным» - с демонстративным отклоняющимся поведением, игнорированием учебы. В обстановке безнадзорности, предоставленный самому себе, он может слепо следовать за любой подростковой группой. Родителям предстоят настойчивые воспитательные воздействия в борьбе с отвлекаемостью и расторможенностью ребенка.
            Психопатоподобные нарушения резидуалъно-органического генеза.
  Психопатоподобные нарушения, характеризуются дисгармоничностью эмоционально-волевой сферы, чаще всего проявляются у детей и подростков в виде повышенной активной возбудимости или эмоционально-волевой неустойчивости (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива получения удовольствия), импульсивности, повышенного фона настроения с одновременной склонностью к дисфориям (пониженное -.настроение с раздражительностью, озлобленностью, недовольством окружающими, агрессивностью). Эти проявления часто сочетаются с дефектами личности в виде недостаточности критики, нравственных качеств, преобладания... примитивных эмоций, расторможения низших влечений (сексуальности, чрезмерной жажды, прожорливости, повышенного влечения к новым впечатлениям -"сенсорной жажды"). Отмечаются также инертность и недостаточная целенаправленность психических процессов. Такие дети могут совершать антидисциплинарные поступки с раннего возраста, склонны к уходам из дома.
   Выше  названные расстройства психического здоровья, являясь глубокими и  серьезными, требуют комплексного подхода к их лечению. Немаловажную роль играет и психотерапия, направленная на коррекцию нравственных качеств, симптомов повреждений нервно-психических функций, обусловленных органическим поражением головного мозга.
                Неврозоподобные нарушения резидуально- органического генеза.
   Воспитатели домашних групп, родители часто обеспокоены  такими проявлениями у детей, как  тики, энурез (недержание мочи), заикание. В случае органического генеза их следует отнести к неврозоподобным нарушениям. Наряду с этими расстройствами у детей могут отмечаться повышенная отвлекаемость и истощаемость низкая работоспособность, так называемые патологические привычные действия: кусание ногтей, сосание пальцев и др. Эти нарушения нередко сочетаются с психопатоподобными проявлениями. Если у ребенка обнаружен, например, энурез, родители должны знать., что он квалифицируется как болезнь только у детей старше 4 лет, а ранее этого возраста он рассматривается как вариант нормы. Энурез может быть симптомом различных заболеваний (от урологических до эпилепсии), поэтому необходимо проведение дифференциальной диагностики.
   Неврозоподобный энурез, преимущественно ночной, характеризуется  монотонностью, регулярностью, усиливается при соматических заболеваниях.
   Следует подчеркнуть, что указанные выше нарушения психического здоровья компенсируются при упорном лечении, особенно если оно сопровождается правильным воспитанием. К концу периода полового созревания органические тики, например, часто могут проходить и без лечения, но упорная терапия, безусловно, ускоряет этот процесс.
    Среди различных психогенных невротических  нарушений, наблюдающихся у детей  (нарушения сна, аппетита, повышенная утомляемость, расстройство настроения, страхи, тики и др.), часто встречаются проявления истерических нарушений и депрессивных состояний, на которых следует остановиться особо. 

Истерические  проявления.
    Истеричность - приспособление слабых. Она может  наблюдаться у самых маленьких. Главными чертами личностного фона выступают эгоцентризм, демонстративность, жажда внимания и потребность вызывать удивление и сочувствие. В характере этих детей обычно присутствуют также такие черты, как внушаемость, инфантильность, несамостоятельность. При склонности к истерическому типу реагирования ребенок обычно использует любую трещинку в отношениях между членами семьи, чтобы добиться своего. С криком: "Хочу"' -он может бросаться на пол, тротуар, колотить ногами, добиваясь своего, т.е. впадает в истерику. Его демонстративное поведение рассчитано на менее стойкого воспитателя. Но воспитателям следует помнить: ребенок никогда и ничего не должен добиваться истериками. У подростков, если они стремятся привлечь к себе внимание, в первую очередь сверстников, могут проявляться такие нарушения поведения, как нежелание учиться и работать, выпивки и т.д.. У них отмечается склонность к вызывающему поведению в общественных местах, ко лжи и фантазированию.
Депрессивные  состояния.
    Депрессивные  состояния у детей дошкольного  возраста стерты, обычно они проявляются в соматовегетативных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения (расстройства сна, аппетита, беспокойство, плаксивость, потливость и др.). Отмечаются депрессивные проявления в психомоторике: страдальческое выражение лица, старческая осанка (ходят, волоча ноги, опустив голову), тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения.
   Таким образом, знание учета медико-психологических  особенностей психического онтогенеза является одним их важных аспектов адаптации подростков в социозащитном учреждении и преодоления дезадаптации в их жизни.
 

1.4. Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков
       Для успешной интеграции подростков в социальную среду необходимо задействовать механизмы профилактики, реабилитации и коррекции.
Профилактика предполагает запланированное предупреждение какого-то неблагоприятного события, устранение причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.
Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.
Коррекция – это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей педагогического, психологического, социального плана, который не соответствуют принятым в обществе стандартам.
       Дезадаптивное поведение подростка определяется как кризисное и, зачастую, представляет собой реакцию на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией подростков используются:
    экстренная диагностика эмоционального состояния;
    выявление причин данной проблемы;
    обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями;
    работа над формированием позитивной «Я – концепции».
Особенностью  деятельности социального работника  с подростком является выбор наиболее оптимального метода воздействия.
    Методы  коррекционного воздействия социального работника на подростка:
 В интеллектуальной сфере необходимо формировать у подростка с дезадаптивным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения. В  смысловых образованиях содержатся нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Благодаря им, корректируются и организуются поведение и деятельность.
В общих  чертах, работы  социального работника, направленной на коррекцию поведения подростка можно сформулировать так:
- проведение социальной диагностики, которая определит типы нарушения поведения подростка;
- овладение и использование системы методов;
- создание атмосферы доверительности отношений социальный  работник  ребенок;
- подключение к процессу коррекции и реабилитации ребенка всех служб ;
-содержание воспитательной и профилактической работы, включая организационные мероприятия.
    Методы  воспитания – есть способ взаимодействия педагога и подростка, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанника. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности подростков.
    Рассматривая  агрессивное поведение как форму  дезадаптивного поведения, и в силу высокой зависимости психологических трудностей таких подростков от их ближайшего социального окружения и особенно семьи, оказание профессиональной помощи социальными педагогами таким детям приобретает ряд характерных черт:
- сочетание  работы с ребенком одновременно  с изучением его социального  окружения и проведение социально  – психологической работы с  ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (если это возможно):  педагогами, друзьями и т.д;
-уменьшение  времени, посвящаемого интерпретации  интрапсихологических механизмов, и усиление моделирования отношений  и способов поведения как наиболее  важного средства коррекционной помощи подростку с агрессивным поведением.
         Таким образом,  коррекции дезадаптивного поведения у подростков должна быть  направлена на то, чтобы поставить агрессивное поведение под социальный контроль, включающий в себя:
    Замещение, вытеснение наиболее опасных форм агрессивного поведения общественно – полезными или нейтральными (самообслуживание, уборка в комнатах, дежурство по столовой, работа на ферме и т.п.);
    Направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло (участие в общественной жизни,  спортивные соревнования, конкурсы, субботники, педагогический театр).
    Профилактическая  работа и социальная помощь.
Социально – психологический аспект деятельности социального работника по коррекции  дезадаптивного поведения подростков включает в себя три основных направления:
    Диагностические методы, которые определяют тип нарушения поведения подростка;
    Организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с дезадаптированными подростками;
    Содержание воспитательной работы с такими подростками, включая воздействие на окружающую их среду.
        Коррекционная работа и работа  по профилактике отклоняющегося  поведения с подростками имеет  свои особенности . На начальных  этапах не показаны групповые  формы, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала  необходимо начинать работу с диагностики. Потом  следует психокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
     Особое место в коррекционной  работе следует уделять формированию  круга интересов подростка на  основе особенностей его характера  и способностей. Необходимо как  можно больше сократить свободное  время за счет привлечения  к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразованием, занятие музыкой, спортом и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию.
       Развитие подростка осуществляется  в деятельности. Подросток стремится  к утверждению себя, своей позиции  как взрослого среди взрослых. В связи с этим необходимо  обеспечить включение подростка  в такую деятельность, которая  лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создают возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Психологический смысл этой действительности для подростка состоит в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников.
      Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство подростку нравственной позиции, оценки происходящего.
   Убеждение как метод в воспитательном  процессе реализуется через различные  формы (отрывки из различных  литературных произведений, исторические  аналогии, библейские притчи, басни  и т.п.).
   Убеждение соответствует самоубеждению – метод самовоспитания, который предполагает, что подростки осознанно, самостоятельно в поисках решения какой – либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
   В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу.
      Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие методы как поощрение и наказание.
    Поощрениеэто выражение положительной оценки действиям воспитанника. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах – одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности. Важно не противопоставлять поощряемого подростка другим членам коллектива.
   Наказаниеэто компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные проявления агрессивного поведения, тормозить их.
Виды  наказания:
- наложение  дополнительных обязанностей;
- лишение  или ограничение определенных  прав;
- выражение  морального порицания;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.